Монополизм в России: формы проявления и социально-экономические последствия.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая теория
  • 4040 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 08.12.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1. Монополия: сущность, виды и причины их возникновения 5
1.1. Сущность монополии и ее роль в экономике 5
1.2. Виды монополий и причины их возникновения 9
2. Особенности российского монополизма и социально-экономические последствия 15
2.1. Формы проявления монополизма в России 15
2.2. Социально-экономические последствия монополизма в России 20
3. Регулирование монополизма в экономике в России 25
3.1. Приемы и методы государственного регулирования монополизма 25
3.2. Антимонопольное законодательство и меры борьбы с монополизацией рынка. Роль ОВД в антимонопольном регулировании 31
Заключение 36
Список использованной литературы 39

Фрагмент для ознакомления

Для этого, необходимо отменить обязательные сделки по согласованию, которые осуществляются внутри единственной группы лиц, либо повысить значения для пороговой основы стоимости активов по сделкам по согласованию между сторонами. В-четвертых, необходимость улучшения практических навыков осуществления структурных мер в органах, полномочиями которых является контроль выполнения законодательства в антимонопольной сфере. В-пятых, прозрачность принимаемых решений федеральной антимонопольной службы. Важной задачей антимонопольного регулирования является публикация достаточно точной информации по проведению анализа состояния конкуренции товарного рынка. Такая публикация данных должна быть осуществлена в короткие сроки, чтобы не потеряла свою значимость. В процессе противодействия монополизму должны анализироваться все решения и предписания, принятые по делам о нарушениях антимонопольного законодательства и рассмотрения антимонопольным органом экономических сделок в регулируемой области. Таким образом, основной угрозой для конкуренции является наличие льгот и преимуществ отдельных хозяйствующих субъектов, нарушающих экономическую целостность и эффективность национальной экономики, что требует использовать различные направления антимонопольного регулирования, направленного на пресечение и предупреждение антиконкурентного поведения субъектов на товарных и финансовых рынках. Противодействие монополизму, действуя в целях уменьшения недобросовестных видов конкуренции хозяйствующих субъектов, предупреждает их намерение доминировать на рынке, ограничивает возможность осуществления ими согласованных действий, направленных на ограничение конкуренции, проводит качественные исследования состояния конкурентной среды на товарных рынках, а также постоянное содействует экономической безопасности страны.В современной мировой экономике именно крупные монополизированные рыночные игроки имеют более высокие показатели экономической эффективности по сравнению с предприятиями малого и среднего бизнеса. Это касается организаций и промышленности, и торговли, и банковской сферы. Сама природа информации и знаний способствует созданию монопольных ниш. Имея значительную концентрацию производственных и финансовых ресурсов, монополии добиваются более высокого уровня производительности труда, демонстрируют инновационную активность, часто становятся двигателями прогресса в капитало- и наукоемких отраслях, их деятельность вызывает мультипликативный эффект для экономического роста.Например, IBM – транснациональная IT-корпорация, лидирующая в производстве аппаратных и программных продуктов и технологий, занимает первые позиции в мировых рейтингах по количеству регистрируемых патентов. В научно-исследовательских лабораториях компании создаются технологии, устанавливающие новые стандарты развития индустрии электронно-вычислительной техники. Помимо этого, IBM вкладывает миллионы долларов в разработки технологий диагностики тяжелых болезней человека, в социальные проекты, направленные на адаптацию людей с психологическими проблемами, в интернет-технологии, в образовательные системы и во многие другие значимые области человеческой деятельности. С одной стороны, внедрение инноваций в построение и функционирование логистических систем, информационное обеспечение и непосредственное обслуживание покупателей стимулирует развитие торговых сетей с масштабным охватом географических территорий. С другой стороны, имеют место монопольное завышение цен, манипулирование объемами выпуска и качеством продукции, экологическая безответственность, возможность сдерживать нежелательные тенденции в научно-техническом развитии, а также неоправданно жесткая эксплуатация ресурсов и трудового потенциала отсталых стран, войны за рынки сбыта и ресурсы, втягивание государства в решение собственных интересов и т. д. Данные факторы являются показателями неэффективности и социально безответственного управления, противоречат интересам общества и, в условиях безнаказанности, приводят к конфликтам, существенным общественным дисбалансам и перекосам в мировой экономике [4]. Все вышесказанное справедливо и для банковской сферы. Процессы монополизации здесь также имеют естественный эволюционный характер, который стимулирует мелких конкурентов к объединению и слиянию с целью минимизации операционных издержек за счет более широкой клиентской базы. Это повышает концентрацию капитала, позволяет решать более масштабные задачи, а также оказывать широкий спектр услуг. Концентрация капитала является закономерным процессом в условиях экономического кризиса, эффективным способом экономии условно-постоянных издержек, оптимизации загрузки информационно-аналитической инфраструктуры. С точки зрения потребительских предпочтений крупные банки ассоциируются со стабильностью, успешностью, надежностью. Соответственно, этот фактор является значимым для расширения и удержания клиентов3.2. Антимонопольное законодательство и меры борьбы с монополизацией рынка. Роль ОВД в антимонопольном регулировании7 мая 2018 года Президент России В. Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Этот указ, получивший название новый «майский указ», утвердил 12 приоритетных национальных проектов и определил план работы на четвертый президентский срок В.Путина. Национальные проекты сконцентрированы по трем основным направлениям: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост». Они должны обеспечить прорыв в социально-экономическом и научно-технологическом развитии России, призваны поднять уровень жизни и создать условия для самореализации каждого из россиян. Реализовать проекты предполагается к 2024 года, а общий объем финансирования за это время должен составить порядка 25,7 триллиона рублей. Помимо этого, следует заметить, что объем государственных закупок в Российской Федерации ежегодно увеличивается. Так в 2019 году он составил 9,6 трлн рублей и вырос на 15% по сравнению с предыдущим годом. Выступая на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел по итогам работы министерства за 2018 год министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции В. А. Колокольцев отметил, что «… для защиты бюджетных ассигнований, выделяемых на важнейшие инфраструктурные проекты и федеральные целевые программы, организован мониторинг деятельности аукционных комиссий по размещению госзаказов. Первостепенное внимание будет уделено реализации национальных проектов, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года»1. Таким образом, одной из важнейших задач, которая стоит перед подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБ и ПК) МВД России является защита бюджетных ассигнований, выделяемых на важнейшие инфраструктурные проекты и федеральные целевые программы. Следует признать, что правоохранительным органам не удалось в полной мере наладить эффективную систему противодействия хищению бюджетных денежных средств. Так, в интервью РИА Новости в январе 2020 года глава Счетной палаты Алексей Кудрин оценил объём воровства из федерального бюджета России при осуществлении государственных закупок в пределах двух-трёх миллиардов рублей в год. С нашей точки зрения, существенную помощь органам внутренних дел в противодействии хищению бюджетных денежных средств, а следовательно, и в обеспечение исполнения национальных проектов может оказать Федеральная антимонопольная служба(ФАС) России. Ежегодно Федеральная антимонопольная служба рассматривает десятки тысяч дел о нарушениях в сфере госзаказа, при этом около 40% жалоб обоснованы. Экономия бюджета за 7 лет действия закона составила около 1,3триллиона рублей. Потенциально каждое дело в отношении чиновников, ограничивающих конкуренцию – может стать уголовным делом по ст. 169, 285, 286 УК РФ3 . Порядок взаимодействия МВД России и Федеральной антимонопольной службой(ФАС) России осуществляется на основании совместного приказа МВД России от 30.12.2004 № 878, ФАС России № 215. В соответствии с вышеуказанным документом Федеральная антимонопольная служба осуществляет информирование МВД России об имеющих место фактах ограничения конкуренции и выявленных нарушениях в работе аукционных комиссий по размещению госзаказов, т.е. признаках уголовно наказуемого деяния и иных правонарушениях, выявленных в ходе осуществления деятельности по соблюдению антимонопольного законодательства. При необходимости предоставляется аналитическая информация (в том числе данные мониторинга о состоянии конкуренции на рынке финансовых услуг, товарных рынках). Однако, существуют определенные трудности, которые препятствуют эффективному и плодотворному взаимодействию двух ведомств. Остановимся более подробно на них. 1. Срок рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается комиссией в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению. В случаях, связанных с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительной информации, а также в случаях, установленных настоящей главой, указанный срок рассмотрения дела может быть продлен комиссией, но не более чем на шесть месяцев. В реальной ситуации антимонопольное расследование может длиться до одного года, а с учетом возможного приостановления и того больше. В правоохранительные органы материалы ФАС передаются лишь после того, как состоится соответствующее решение комиссии. Все вышеперечисленное значительно затягивает процесс информирования органов внутренних дел о выявленном нарушении и дает возможность заинтересованным лицам подготовить мероприятия по противодействию проведению объективного дознания.2. Отсутствие возможности осуществления сбора доказательственной информации в полном объеме. При реализации полномочий по исполнению антимонопольного законодательства ФАС ограничена в методах сбора доказательственной информации. Более того, даже имеющаяся информация может быть утрачена (или намеренно уничтожена), что ставит под угрозу сам факт привлечение виновных лиц к ответственности. Устранению вышеперечисленных проблем, с нашей точки зрения, помогут следующие меры. 1. Информирование территориальных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБ и ПК) МВД России о признаках нарушения антимонопольного законодательства на этапе проведения антимонопольного расследования, еще до вынесения решения комиссией. 2. Проведение совместных с ЭБ и ПК проверок по выявленным фактам ограничения конкуренции и нарушениях в работе аукционных комиссий по размещению госзаказов. В качестве примера сотрудничества можно привести следующую информацию. «Водоканал» и «Проектное агентство» нарушили закон о защите конкуренции, сообщается на сайте ФАС. «Установлено, что на трёх конкурсах по ремонту и реконструкции канализационных сетей и насосной станции между ГУП «Водоканал СПб» и ЗАО «Проектное агентство» были заключены антиконкурентные соглашения. Предполагалось, что по итогам торгов между заказчиком и подрядчиком будут заключены договоры, не предусматривающие выплату аванса и возможность внесения изменений в сумму договора. Однако «Водоканал» сообщил «Проектному агентству», о том, что внести изменения в документ возможно, поэтому организация предложила наименьшую цену и стала победителем торгов. После заключения договора сроки выполнения работ и сумму договора были увеличены. Кроме этого, появлялась возможность получения аванса подрядчиком в размере 227 млн рублей. По оценке антимонопольного органа торги «Водоканала» были конкурентными, однако соглашение между организациями, о которых не знали другие участники торгов, не дали им возможность предложить наименьшую цену. Это и привело ЗАО «Проектное агентство» к победе. При этом, работы по всем договором либо не выполнены совсем, либо выполнены частично, а авансы «Водоканалу» не были возвращены. По мнению антимонопольщиков, соглашение могло причинить крупный ущерб горожанам, организациям и государству». Материалы дела переданы в правоохранительные органы.ЗаключениеТаким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что процесс монополизации в экономике является демонстрацией естественного отбора хозяйствующих практик, структур и технологий, наиболее приспособленных для обеспечения конкретных потребительских предпочтений на определенных рынках, и устранения нежелательных конкурентов, в меньшей степени соответствующих данным условиям. Само содержание понятия монополии как рыночной структуры в современных экономических условиях существенно изменилось, а многоаспектность ее функционирования, размеров и локализации ее субъектов, множественность источников формирования предопределяют необходимость нового осмысления социально-экономических последствий функционирования данного феномена. Способы закрепления на рынке, манипулирования потребительским спросом, конкурентного поведения рассматриваемых экономических субъектов сильно отличаются. Не всегда они соотносятся с целями развития общества и государственными интересами, а в некоторых случаях целенаправленно сосредоточены на их разрушении. Это дает основание утверждать, что меры антимонопольного регулирования должны быть направлены не против монополизации рынка на основе показателей масштаба присутствия, а против практики недобросовестного поведения организаций, определяющего экономическое влияние и проявление рыночной власти. Такой подход позволит контролировать и регулировать монопольные проявления на рынках с различной локализацией. Сила и направленность воздействия регулятивных мер должны зависеть от того, о каких продуктах и каких рынках идет речь, а также от того, какие рычаги используются субъектами хозяйствования для осуществления контроля над внешней средой и проявления своего влияния. Считаем, что необходимы не только антимонопольные правила, устанавливаемые для хозяйствующих субъектов, но и меры, стимулирующие монополизированные структуры на принятие вынужденных решений, направленных на решение социальных задач, важных с точки зрения государственных национальных интересов и связанные с обеспечением социальной справедливости. С одной стороны, ключевыми факторами успеха монополизированных структур, развитие и поддержка которых выгодны для общества, являются инновационность, логистика, управление себестоимостью и общественная значимость деятельности организации, ассоциируемая с конкретным брендом. С другой стороны, они же при определенных условиях выступают факторами риска при обеспечении национальных и социальных интересов. Соответственно, процессами, которые требуют мониторинга и оценки в рамках государственного регулирования, являются тенденции, сопровождающие изменение основных показателей, способных усилить экономическое влияние монополии. К ним относятся: – параметры и механизмы рыночного ценообразования; – характер и структура межхозяйственных связей и логистики; – структура и особенности применения инноваций; – характер, величина и структура потребительского спроса. Основная направленность применяемых мер государственного регулирования должна строиться исходя из возможности структурирования, формирования и усиления общественных выгод и эффектов, получаемых от непосредственной деятельности монополий. Выявление мотивов, определяющих содержание деятельности и конкурентное поведение монополий, анализ их экономической природы и учет многоуровневости воздействия позволят использовать наиболее действенные рычаги государственного регулирования и стимулирования для решения конкретных социально-экономических задач. А целенаправленность мониторинга деятельности конкретных субъектов хозяйствования при использовании стимулирования, в свою очередь, усилит адресность управленческого воздействия.Список использованной литературыФедеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О естественных монополиях» // Российская газета, № 164, 24.08.1995.Ашфа Д.М. Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в России: проблемы и перспективы развития правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. – 2019. - № 4 (101). – С. 87-94.Валова Ю.И., Крупнов Ю.А., Урумова Ф.М. Экономическая конфликтология и современная социально-экономическая среда. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2020. № 2. С. 8-18.Голубева П.С. Конкуренция и монополия: эффекты влияния на экономику // Современные наукоёмкие инновационные технологии: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. - 2018. - С. 55-59.Желудкова А. А. Монополизм. Обеспечение экономической безопасности через систему ОВД // Экономикс. 2018. № 4. С. 53-60. Кузнецова Е. И. Экономическая безопасность и конкурентоспособность. Формирование экономической стратегии государства. Монография. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки / Е. И. Кузнецова. М.: ЮНИТИ, 2017. 239 c. Каирова Д.З. Проблемы внедрения системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в России (применимость зарубежного опыта) // Российское конкурентное право и экономика. 2020. № 2 (22). С. 30- 35. Крупнов Ю.А. Вакцина от кризиса: анализ и прогнозирование посткризисных геоэкономических условий развития мировой и отечественной экономики // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2020. Т. 10. № 3. С. 10-22.Мороз Е.В. Проблемы монополизации в России // Экономическое развитие России: тенденции, перспективы: в сб. ст. IV междунар. студ. науч.-практ. конф.: в 2-х томах. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 48-52.Оберт Т.Б. Состояние естественных монополий в российской экономике // Форум молодых ученых. 2018. № 12-3 (28). С. 572-575.Сингизова Н. Б. Антимонопольная политика государства. Уфа, 2019. С. 90.Стаханова Н.С., Трубецкая О.В. Монополизм в российской экономике: теория и практика // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2017. № 2-2. С. 102-108.Тюдишев А.Е., Амзорова Д.Н. Эффективность функционирования крупного бизнеса (на примере нефтегазовой отрасли РФ) // Конкурентный потенциал региона: оценка и эффективность использования: в сб. ст. X междунар. науч.-практ. конф. Абакан: ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2019. С. 247-250.Анализ и оценка руководством финансового положения и финансовыхрезультатовдеятельности[Электронныйресурс]URL:http://www.gazprom.ru/f7posts/77/885487/



Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О естественных монополиях» // Российская газета, № 164, 24.08.1995.
2. Ашфа Д.М. Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в России: проблемы и перспективы развития правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. – 2019. - № 4 (101). – С. 87-94.
3. Валова Ю.И., Крупнов Ю.А., Урумова Ф.М. Экономическая конфликтология и современная социально-экономическая среда. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2020. № 2. С. 8-18.
4. Голубева П.С. Конкуренция и монополия: эффекты влияния на экономику // Современные наукоёмкие инновационные технологии: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. - 2018. - С. 55-59.
5. Желудкова А. А. Монополизм. Обеспечение экономической безопасности через систему ОВД // Экономикс. 2018. № 4. С. 53-60.
6. Кузнецова Е. И. Экономическая безопасность и конкурентоспособность. Формирование экономической стратегии государства. Монография. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки / Е. И. Кузнецова. М.: ЮНИТИ, 2017. 239 c.
7. Каирова Д.З. Проблемы внедрения системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в России (применимость зарубежного опыта) // Российское конкурентное право и экономика. 2020. № 2 (22). С. 30- 35.
8. Крупнов Ю.А. Вакцина от кризиса: анализ и прогнозирование посткризисных геоэкономических условий развития мировой и отечественной экономики // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2020. Т. 10. № 3. С. 10-22.
9. Мороз Е.В. Проблемы монополизации в России // Экономическое развитие России: тенденции, перспективы: в сб. ст. IV междунар. студ. науч.-практ. конф.: в 2-х томах. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 48-52.
10. Оберт Т.Б. Состояние естественных монополий в российской экономике // Форум молодых ученых. 2018. № 12-3 (28). С. 572-575.
11. Сингизова Н. Б. Антимонопольная политика государства. Уфа, 2019. С. 90.
12. Стаханова Н.С., Трубецкая О.В. Монополизм в российской экономике: теория и практика // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2017. № 2-2. С. 102-108.
13. Тюдишев А.Е., Амзорова Д.Н. Эффективность функционирования крупного бизнеса (на примере нефтегазовой отрасли РФ) // Конкурентный потенциал региона: оценка и эффективность использования: в сб. ст. X междунар. науч.-практ. конф. Абакан: ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2019. С. 247-250.
14. Анализ и оценка руководством финансового положения и финансовых результатов деятельности [Электронный ресурс] URL: http://www.gazprom.ru/f7posts/77/885487/

Вопрос-ответ:

Что такое монополия?

Монополия - это экономическая ситуация, когда на рынке продукции или услуг существует только один продавец или поставщик, контролирующий большую часть рынка и обладающий значительной властью.

Какие виды монополий существуют и какие причины их возникновения?

Существуют естественные монополии, которые возникают в результате экономических особенностей производства и предоставления услуг, и искусственные монополии, которые создаются специально для получения контроля над рынком и максимизации прибыли. Причинами возникновения монополий могут быть экономическая мощь, правительственные меры, интеллектуальная собственность и другие.

Как монополия влияет на экономику и почему она считается нежелательной?

Монополия может иметь отрицательное влияние на экономику, так как она уменьшает конкуренцию, повышает цены и ограничивает выбор потребителей. Монопольная власть может также препятствовать инновациям и развитию рынка.

Как монополия проявляется в России и какие социально-экономические последствия она имеет?

Монополия в России проявляется через контроль крупных корпораций над отдельными отраслями экономики. Это приводит к ограничению конкуренции, росту цен на товары и услуги, снижению качества предлагаемых продуктов и неравномерному развитию регионов.

Как регулируется монополия в России?

Монополия в России регулируется законодательством, антимонопольными органами и государственным контролем. Применяются различные методы и приемы для создания более конкурентной среды, такие как антимонопольные штрафы, разделение компаний и регулирование цен.

Какова роль монополии в экономике России?

Монополия играет важную роль в экономике России. Она может лидировать в определенной отрасли, контролировать цены и объем производства. Это позволяет монополистам получать высокую прибыль и иметь большую власть на рынке.

Какие виды монополий существуют в России и почему они возникают?

В России существуют государственные монополии, естественные монополии и монополии на основе экономического размаха. Государственные монополии образуются из-за государственной политики или регулирования. Естественные монополии возникают, когда одна компания может эффективнее и дешевле производить определенный товар или услугу. Монополии на основе экономического размаха возникают из-за слияний и поглощений компаний.

Какие формы проявления монополизма существуют в России?

В России монополизм может проявляться в нескольких формах, таких как государственные монополии в отрасли связи или энергетики, монополии на рынке нефти и газа, естественные монополии в сфере транспорта или коммунальных услуг, а также монополии на основе экономического размаха в секторе финансов или розничной торговли.

Какие социально-экономические последствия монополизма в России?

Монополизм в России может приводить к повышению цен на товары и услуги, ограничению конкуренции, ухудшению качества продукции, снижению инноваций и развития отраслей. Кроме того, монополии могут создавать дополнительные преграды для входа новых игроков на рынок, что ограничивает предпринимательство и инвестиции в стране.

Как регулируется монополизм в экономике России?

В России монополизм регулируется через антимонопольное законодательство и Федеральную антимонопольную службу. Эти органы устанавливают правила для конкуренции, контролируют слияния и покупки компаний, а также накладывают штрафы на нарушителей антимонопольного законодательства.

Что такое монополия и какую роль она играет в экономике?

Монополия - это экономическое явление, при котором одна компания контролирует рынок и является единственным поставщиком определенного товара или услуги. Она имеет монопольную власть и может контролировать цены, объемы производства и качество товаров. Роль монополии в экономике может быть двоякой: с одной стороны, она может привести к высоким ценам и ограниченному выбору потребителей, но с другой стороны, она может быть стимулом для инноваций и развития новых технологий.