Психологические особенности развития дизиготных близнецов в период новорожденности.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 6161 страница
  • 47 + 47 источников
  • Добавлена 09.03.2022
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретический обзор исследований, посвященных психологическим особенностям развития дизиготных близнецов в период новорожденности
1.1. Значение периода новорожденности в процессе развития человека…7
1.2.Особенности психического развития близнецов……………………...16
1.2.1. Характеристика понятия «дизиготные близнецы»…………………20
1.3.Отличие психического развития дизиготных близнецов в период новорожденности…………………………………………………………………..24
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития дизиготных близнецов в период новорожденности
2.1. Описание выборки и методов исследования………………………….32
2.2. Изложение результатов исследования……………………………… . 36
2.3 Анализ результатов исследования……………………………………..44
Выводы……………………………………………………………………………..46
Заключение…………………………………………………………………………49
Список используемой литературы………………………………………………..51
Приложение 1………………………………………………………………………56
Приложение 2……………………………………………………………………….57
Приложение 3……………………………………………………………………….61

Фрагмент для ознакомления

Так в 10 дней от момента рождения первый близнец - Лев незначительно, но больше на пару секунд по длительности удерживал движущийся предмет в поле зрения, чем его брат - Владимир; а слуховые ориентировочные реакции одинаково были выражены у обоих близнецов.В 18 -20 дней было выявлено, что также, как и в первой пробе, более длительно, на 2-3 секунды, удерживал неподвижный предмет в поле зрения первый близнец, а слуховые ориентировочные реакции выражены у обоих близнецов одинаково.В 1 месяц оба близнеца могли плавно прослеживать движущиеся предметы (игрушки); слуховые ориентировочные реакции обоих детей соответствовали норме, отмечено слуховое сосредоточение; эмоции и социальное поведение различались у близнецов: первая улыбка в ответ на разговор взрослого быстрее появилась у Льва. Из приведенных данных следует, что зрительное и слуховое сосредоточение раньше появилось у первого близнеца, что объясняется физиологическими особенностями созревания - порядок рождения, вес и рост при рождении.В 2 месяца длительное зрительное сосредоточение у обоих близнецов было выражено одинаково, это 20-25 секунд, они длительно следили за движущейся игрушкой; слуховые ориентировочные реакции также соответствовали норме: оба ребенка поворачивали головки при звуке, поворачивали голову в сторону взрослых, это видно на фотографии в Приложении 4.Что касается проявлений комплекса оживления и показателей общения (инициативность, чувствительность), они не имеют отличий у первого и второго близнецов. Эти показатели формируются уже прижизненно в процессе общения детей с матерью. Оба они находились в постоянном эмоциональном контакте с отцом и матерью, этому также способствовало грудное вскармливание, что обеспечивало тесный эмоциональный контакт. Это, в свою очередь, способствует формированию и проявлению комплекса оживления.Проведенное исследование позволяет говорить о том, что гипотеза доказана частично, обнаружено, что действительно существуют психологические особенности развития дизиготных близнецов в период новорожденности, которые определяются порядком рождения, ростом и весом при рождении. Но это такие показатели, как «сосредоточение», «улыбка», «двигательное оживление», «инициативность», «чувствительность», «средства общения». По показателю «вокализация» ребенок, имевший меньший рост и вес при рождении, обгоняет своего брата. В то же время обнаружена динамика изменений показателей в течение месяца.Таким образом, цель достигнута, решены поставленные задачи. Безусловно, дипломное исследование не претендует на широкие выводы, но оно вносит свой вклад в изучение феномена дизиготных близнецов и близнецовой ситуации.Спасибо за внимание!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Акулич, Н. С. Многоплодная беременность : учеб.-метод. пособие / Н. С. Акулич. – Минск : БГМУ, 2007 – 24 с.
2.Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем./ Петр Анохин, М.2012.
3.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания./Б.Г.Ананьев. М., 1977.
4.Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В. В. Старовойтова —2-е изд. — М.: Академический Проект, 2004. — 232 с.
5.Бурлакова, Н. С. Детский психоанализ. Школа Анны Фрейд : учебник для вузов / Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 270 с.
6.Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера.- М.: Просвещение, 1988.-144 с: ил.
7.Возрастная и педагогическая психология : учебник для вузов / Б. А. Сосновский [и др.] ; под редакцией Б. А. Сосновского. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 359 с.
8.Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет. Советы психолога/Е.О.Смирнова, Н.Н.Авдеева, Л.Н.Галигузова, А.О.Дробинская, Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова.-— М.: АРКТИ, 2004.
9.Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 336 с.
10.Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 281 с.
11.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка./ П.Я.Гальперин. М.:Логос, 2002, 342с.
12.Галанов А.С.Дневник развития ребенка от года до двух лет./А.С.Галанов.- М.: Институт психотерапии, 2004.-64 с.
13.Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 20189 — 425 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс).
14. Голубева Л.Г., Лещенко М.В., Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего возраста. /Л.Г.Голубева, М.В.Лещенко, К.Л.Печора. М.: Академия, 2002.-192 с.
15.Егорова М.С.Близнецовые исследования. Современные тенденции//Вопросы психологии. 2004.№6
16.Заззо, Рене. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психологии. - 1967. -№ 2.
17.Зонова А. В. О цветовом зрении детей первых месяцев жизни: От простого к сложному / Отв. ред. Н. И. Касаткин. — М., Л., 1984.
18. Кольцова Е.М., Балашова Е.Н., Пантелеев М.А., Баландина А.Н. Лабораторные аспекты гометстаза новорожденных.// Вопросы гематологии/онкологии и иммунологии в педиатрии.2018, 17 ( 4) С.100-113
19.Куражова, А.В. Речевое развитие детей и вокально-речевое взаимодействие в триадах «мать - близнецы»: лонгитюдное исследование /А.В. Куражова, Ляксо Е.Е. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. - Серия 3 (Биология). - 2012 - Вып. 4 - С. 93-103.
20.Лисина М.Общение, личность и психика ребенка/М.Лисина. М:: МПСИ, МОДЭК, 2001.
21.Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. /В.В.Лебединский. М.:Академия. 2008.
22. Линн М. Психология ребенка от 0 до 2. Как общение стимулирует Развитие. /М.Линн. М.: Альпина нон-фикшн, 2016.-192 с.
23.Лурия А.Р. Язык и сознание/ Александр Лурия.Спб.:Питер. 2020.
24.Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы : учебное пособие для академического бакалавриата / Л. Ф. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 275 с.
25.Основы формирования здоровья детей Под редакцией профессора А.С. Калмыковой. Москва ГЭОАТАР-Медиа, 2018.
26.Матяш, Н. В. Возрастная психология / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. – Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 268 с.
27. Малых С.Б., Сибурина А.Ю. Я или мы? Как растить близнецов./С.Б. Малых, А.Ю. Сибирина.- М.:Генезис.-2008.
28. Марсель Руфо. Братья и сестры, болезнь любви/Руффо М. М. :Медиа, 2006.
29. Марцинковская Т.Д. Возрастная психология/Т.Д.Марцинковская.-М.: Академия, 2017.-319с.
30.Монина Г.Б., Лютова Е.Л. Проблемы маленького ребёнка. /Г.Б.Монина, Е.Л.Лютова. СПб.: Речь 2002. -192с.
31. Мухина В.С. Таинство детства. В двух томах. Т.1./В.Мухина.-М.: У-Фактория.-2005.
32.Некрасова, Е. С. Пренатальная диагностика при многоплодной беременности / Е.С. Некрасова. – М.: Изд а тельс кий дом Ви дар М, 2019 – 220 с.
33. Психодиагностика ребенка : учеб.-метод. пособие / сост. А.Ю. Кузина. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2013 – 111 с.
34.Подольский, А. И. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков : учебное пособие для вузов / А. И. Подольский, О. А. Идобаева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 124 с.
35.Психология развития и возрастная психология / С. И. Самыгин, И. Н. Алексеенко, В. И. Бондин [и др.]. – Ростов-на-Дону : Общество с ограниченной ответственностью «Феникс», 2021. – 318 с.
36. Сборник материалов Международной научной конференции памяти Е.Н. Соколова и Ч.А. Измайлова «Человек-нейрон-модель», Москва, Россия, Московский М.В.Ломоносова, 19-20 августа 2016 г. М.: Типография «Люксор», 2016 г - 254 с.
37.Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / — Е.О.Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп .-- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.- 144 с.
38.Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез : учебник для вузов / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 384 с.
39.Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избранные психологические труды. М.: НПО "МОДЭК" .-2009
40.Фонарев А.М. Развитие ориентировочных реакций у детей. /А.М.Фонарев.-М.: Педагогика, 1977-87с.

41.Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста. /Ю.М.Хохрякова Издательство: Сфера 2017г.
41.Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева ; под редакцией О. В. Хухлаевой. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 367 с.
42.Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва :Юрайт, 2020. – 457 с.
43.Щелованов Н.М.Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет. / Н.М.Щелованов. М.:Эксмо, 2005.
44. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года [Текст] / Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова ; Под ред. чл.-кор. АМН СССР проф. Н. М. Щелованова и Н. М. Аксариной. - Москва : изд. и тип. Медгиза, 1949. - 104 с https://search.rsl.ru/ru/record/01006043813
45. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года/ Е.А.Янушко. М: Владос, 2017.
46.Янушко Е.А. Как развивать детей раннего возраста. 1-3 года/ Е.А.Янушко. М: Владос, 2021.
47.Rossi, A., Mullin, P., & Chmait, R. (2011). Neonatal outcomes of twins according to birth order, presentation and mode of delivery: a systematic review and meta-analysis*. BJOG, 118, 523-532







Вопрос-ответ:

Какое значение имеет период новорожденности в развитии человека?

Период новорожденности играет важную роль в развитии человека, так как именно в этот период формируются основные физиологические и психологические функции организма.

Какие особенности психического развития наблюдаются у дизиготных близнецов в период новорожденности?

У дизиготных близнецов в период новорожденности наблюдаются особенности взаимодействия и общения между ними, а также возможные различия в развитии психомоторных навыков, реакциях на внешние стимулы и т.д.

Что такое дизиготные близнецы?

Дизиготные близнецы - это близнецы, развивающиеся в матке одновременно, но происходящие от разных яйцеклеток и имеющие разный генетический материал.

В чем отличие психического развития дизиготных близнецов от других детей?

Отличия в психическом развитии дизиготных близнецов могут проявляться в том, что они часто развивают свои собственные способы коммуникации и игры, которые могут отличаться от тех, которые обычно наблюдаются у других детей.

Какие исследования проводились по психологическим особенностям развития дизиготных близнецов в период новорожденности?

Было проведено множество исследований, посвященных психологическим особенностям развития дизиготных близнецов в период новорожденности. Эти исследования позволили выявить различные аспекты развития, такие как взаимодействие между близнецами, их реакции на окружающий мир и другие важные факторы.

Какое значение имеет период новорожденности в процессе развития человека?

Период новорожденности является критическим и важным периодом в развитии человека. В этот период формируются основные психофизические и эмоциональные характеристики, влияющие на дальнейшее развитие личности.

Какие особенности психического развития наблюдаются у дизиготных близнецов?

У дизиготных (независимых) близнецов наблюдаются определенные особенности в психическом развитии. Они могут различаться по темпу и способности к обучению, иметь разные интересы и предпочтения. У каждого ребенка есть своя, неповторимая личность, которая формируется под влиянием как генетических факторов, так и внешней среды.

Чем отличается психическое развитие дизиготных близнецов от одноплодных?

Главное отличие в психическом развитии дизиготных (разных) близнецов от одноплодных (одинаковых) заключается в их генетической схожести. Дизиготные близнецы различаются по генотипу, поэтому могут иметь разные характеристики развития, в то время как одноплодные близнецы имеют одинаковый генотип, что может сказаться на их похожести в психическом развитии.

Что означает понятие "дизиготные близнецы"?

Дизиготные близнецы - это близнецы, которые развиваются от разных зигот. Они обладают разными генотипами и, следовательно, могут иметь разные физические и психические характеристики.