Процесс общественного производства

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая теория
  • 4444 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 23.12.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы процесса производства 5
1.1 Производство как процесс общественного труда 5
1.2 Сущность, понятие и виды и характеристика факторов производства 7
1.3 Понятие и сущность инновационной экономики 22
Глава 2 Анализ современного состояния экономической системы и процесса производства 28
2.1 Влияние кризисных явлений на бизнес 28
2.2 Подходы к развитию бизнеса, обеспечивающие экономический рост 31
Глава 3 Риски общественного производства и методы их регулирования 36
Заключение 39
Список использованных источников 41

Фрагмент для ознакомления

Так, самой распространенной мерой стал перевод торговли в интернет-пространство. Многие компании, воспользовавшись данным инструментом смогли помимо того, что удержаться на рынке, еще и нарастить свои обороты и прибыль. На сегодня интернет-торговля представляет собой одно из наиболее динамично развивающихся направлений бизнеса. В условиях повсеместной цифровизации общества данный тренд сохранится и в ближайшем будущем. Интернет обеспечивает любому продукту возможность быстрого выхода на глобальный рынок. Совершенствование информационно-коммуникационных технологий выступает одним из главных драйверов развития бизнеса и общего роста национальных экономик [11]. Сегмент e-commerce демонстрирует активный рост показателей с начала XXI века, превосходя по темпам традиционные отрасли экономической деятельности. При этом электронной коммерцией признаются любые сделки, совершаемые посредством сети интернет без непосредственного физического обмена (контакта) с переходом прав собственности на предмет от продавца к покупателю.На сегодняшний день, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), интернет-продажи в РФ составляют около 3% от общего объема торговли. Эксперты же утверждают, что у данного сегмента большой потенциал. По прогнозам аналитиков, количество отечественных интернет-магазинов в текущем году будет расти. Именно от числа пользователей зависит «будущее» интернет-торговли. По данным ассоциации, наибольшее количество заказов в денежном выражении россияне сделали в апреле 2020 года, потребители заказали товаров на 346,1 млрд руб. В мае этот показатель уже составил 313,8 млрд руб., а в июне к маю снизился на 11,4% до 277,9 млрд руб. [11].За счет снижения стоимости доступа к интернету в России продолжается рост пользовательской аудитории, а более привлекательные ценовые условия покупки в Сети стимулирует спрос на товары/услуги различных категорий. Вместе с этим большая часть роста продаж связана с трансграничной деятельностью, в первую очередь покупками россиян импортных товаров на известных глобальных торговых площадках. Среди основных драйверов роста подобных продаж выступают привлекательные цены, огромный товарный ассортимент, наличие бесплатной доставки, безопасная оплата, возможность возврата средств и другие факторы. Среди основных конкурентов российских онлайн-продавцов выступают компании из Китая, Соединенных Штатов и Германии. Например, 87% граждан видят преимуществом китайских продавцом низкие цены, а 69% покупателей, предпочитающих покупки на немецких сайтах, указывают на высокое качество предлагаемой продукции. Для американских магазинов основным стимулом россиян является возможность приобретения товаров, недоступных в нашей стране (64% всех покупателей) [11].Так, в первой половине 2020 года доля отечественной электронной коммерции в общем обороте розничной торговли составила порядка 10,9%, это порядка 1,6 трлн руб. именно из-за внедрения ограничений, связанных с коронавирусной инфекцией первые полгода 2020 г. стали максимально эффективными в данной области и рост электронной коммерции вырос с 6,1% (в 2019 году) до 10% (в 2020 году). Самое главное, что данный показатель приблизился к уровню электронной коммерции в развитых странах (США, Китае). Так в указанных зарубежных странах данный показатель равен 13,9% в США и 29,9% в Китае [11].Если рассматривать динамику показателя роста электронной коммерции, то необходимо и проанализировать прогнозные данные (рисунок 9).Рисунок 5 – Рынок электронной коммерции в России 2018–2024 гг. [11]Так, по представленным на рисунке 9 данным видно, что показатель % электронной коммерции в структуре всей розничной торговли с 2018 года по 2020 год стремительно растет, что связано с пандемией и нестабильной ситуацией на всех рынках. Также, стоит отметить, что сам рост рынка электронной коммерции в прогнозных периодах будет снижаться, это связано с весьма резким скачком роста показателя в 2020 года. Сам же рост в натуральных показателях в прогнозе планируется в плоть до 2024 года и в последующем также [11]. Как уже выше было сказано, уровень рассматриваемого показателя в зарубежных странах выше отечественного, данный факт может быть связан с недостаточно развитой инфраструктурой интернет-торговли. Также, одной из причин может быть неразвитая логистика. «Почта России» является крупнейшим логистическим оператором в стране, а во многих удаленных регионах и единственным. После смены руководства «Почта России» сделала серьезный скачок вперед в качестве обслуживания клиентов, в частности почти 97% отправлений доставляются в пункты выдачи без задержек [11]. Одним из способов сокращения сроков доставки товаров при организации торговли через интернет выступает экспресс-доставка. В современных условиях логистика должна восприниматься в качестве элемента маркетинга, обеспечивающего рост продаж. Следующей проблемой развития онлайн - торговли является неразумное ценообразование. Например, причиной неудачи проекта «Мода. Сделано в России», запущенного на площадке AliExpress, стала высокая стоимость предлагаемой продукции. В результате продукция российских производителей оказывалась многократно дороже, чем аналогичные товары китайского происхождения. Например, свитшот «Trends Brands Base» от российских и китайских продавцов стоил 3 тысячи 200 рублей и 153 рубля соответственно. Для клатча «Анна Чапман» ценник составлял 6 тысяч 800 рублей и 1 тысяча 500 рублей соответственно. Зачастую в интернете цены российских продавцов оказывались дороже стоимости розничной торговли [11]. В целом для российской экономики сегмент e-commerce является относительно новым направлением деятельности, но он демонстрирует динамичное развитие. Даже с учетом существующих проблемных моментов, например, в области ценообразования и товарного ассортимента, Россия обладает потенциалом для выхода на лидирующие позиции в мировой электронной коммерции. При этом «Почта России» оказывает сдерживающее воздействие на иностранных продавцов, причем просьбы к крупнейшему оператору логистических услуг в стране перейти на единые тарифы, пока не находит откликов с его стороны. В руководстве российской компании рассчитывают, что российский сегмент e-commerce начнет свое развитие, и объем покупок, совершаемых внутри страны, будет превосходить трансграничные операции.Глава 3Риски общественного производства и методы их регулированияСреди факторов, которые негативно влияют на социальное самочувствие, осложняют жизнь - проблемы социально-экономического порядка. В первую очередь респондентов беспокоят «низкие доходы, нехватка денег». В максимальной степени проблемой низких доходов обеспокоены россияне (66 % опрошенных). Что касается жителей других стран, то вышеназванной проблемой озабочены чуть более половины жителей Великобритании (54 %) и более 2/5 граждан Италии и США (45 % и 42 % соответственно). Такие ответы лишний раз свидетельствую о наличие общемирового кризиса, когда жители абсолютно всех стран испытывают экономические трудности, не имеют должной материальной поддержки, теряют доходы.Надо сказать, что по самооценкам в Российской Федерации 42 % жителей не имеют «нормальной работы» и более трети заявляют об отсутствии возможности карьерного роста и перспектив в жизни в общем, более того, по сравнению с жителями других стран, россияне испытывают трудности с выплатами кредитов (пятая часть опрошенных). Прямым подтверждением критической ситуации в финансово-экономическом положении наших граждан являются официальные данные Банка России. На протяжении нескольких лет наблюдается постоянный рост задолженности по банковским кредитам, предоставленным россиянам (физическим лицам - резидентам), однако в период пандемии уровень долга значительно вырос. Так, в сентябре 2020 г., на момент проведения нами опроса, закредитованность населения России была равна 19,2 трлн руб., а годом ранее - 16,9 трлн руб. Обратим внимание, что за пять лет долг граждан перед банками увеличился практически в два раза (сентябрь 2015 г. - 10,4 трлн руб.) Возвращаясь к данным нашего опроса, отметим, что респонденты из России демонстрируют самый высокий уровень обеспокоенности практически по всем индикаторам: «трудности с получением мед помощи» (39 %), «невозможность дать детям хорошее образование» (22 %) и др.Оценки социально-экономической ситуации на макроуровне - уровне страны, показывают, что подавляющее большинство жителей четырех стран характеризуют экономическую ситуацию как «напряженную, кризисную», а иной раз и как «критическую, взрывоопасную». Прослеживается корреляция между угрозами социально-экономического характера и более высокой оценкой экономических рисков периода пандемии: возможность сокращение доходов и зарплат, потеря работы.В свою очередь ситуация в России выглядит следующим образом: 86,4 % озабочены экономической ситуацией в стране и характеризуют ее, как «напряженную, кризисную» (68,7 %) или «критическую, взрывоопасную» (17,7 %). По данным Сбербанка (лаборатория «СберДанные»), являющегося лидером на рынке зарплатных проектов, в 2020 г. наблюдается снижение фонда оплаты труда. Ввиду того, что ухудшение социально-экономической ситуации наблюдается во всех странах, нам представлялось крайне важным выяснить самооценку уровня благополучия отдельных индивидов и семей. Самые низкие оценки, связанные с уверенностью в защищенности от потенциальных экономических кризисов, оказалась у респондентов из России (44,3 %). Наиболее уверенно в завтрашний день, с экономической точки зрения, смотрят практически четверть жителей США (23,0 %) и, как ни парадоксально, Италии (24,3 %), которые отметили, что высоко оценивают свою защищенность[16].Разработки и принятия целого комплекса мер в самых различных сферах, которые носили как ограничительный, так и поддерживающий, стимулирующий характер.Анализ источников позволяет выделить наиболее распространенные социально-экономические меры, которые использовали правительства разных стран.- во-первых, это меры по поддержке национальных систем здравоохранения, а также других субъектов, участвующих в оказании медицинской помощи и борьбе с эпидемией;- во-вторых, широкий спектр мер, направленных на поддержку уровня жизни и платежеспособности семей (Италия), в том числе в виде прямых выплат гражданам, включая дополнительные выплаты на детей (США);- в-третьих, это программы государственного кредитования, гарантированные займы (США) и денежные гранты для самозанятых (Великобритания) малым предприятиям и малому бизнесу, а также поддержка компаний с целью предотвращения безработицы, в том числе секторальная поддержка (например, поддержка индустрии туризма (Италия));- в-четвертых, различные налоговые меры для населения и бизнеса.Что касается Российской Федерации, то наиболее значимыми и продуктивными мерами поддержки были следующие: финансовая поддержка некоторых отраслей промышленности, меры в области социальной поддержки врачей, предусматривающие дополнительные выплаты медицинским работникам, работающим в красной зоне; меры социальной поддержки детей и родительства. Так, дополнительные меры материального характера для домохозяйств, где проживают дети от 3 до 7 лет, должна была начать действовать с июля 2020 г., однако В. Путин распорядился ускорить процесс и начать выплаты семьям с июня 2020 г.ЗаключениеВ заключении данного исследования необходимо сформулировать некоторые выводы. Для удовлетворения своих потребностей человеку и обществу в целом необходимо производить товары и прочие блага, т. е. необходим процесс производства. Производство (наиболее обобщенно) – это сфера непосредственного создания ценностей. Производство предполагает функционирование в каждом обществе определенных производительных сил, которые включают в себя ряд элементов и факторов.В данном исследовании были рассмотрены последствия кризисных явлений и их влияние на общественное производство. В процессе анализа выяснилось, что в последний отчетный 2020 год инвестиции как в относительном, так и в абсолютном значении снизились во многих отраслях. Данная динамика не сказалась лишь на отраслях, которые имеют высокую важность для населения в общественном производстве в плане поддержания высокого уровня жизнедеятельности. К таким отраслям относятся здравоохранение и образование.Был детально рассмотрен основной подход бизнеса, который направлен на минимизацию сложившихся во время пандемии рисков. Так, самой распространенной мерой стал перевод торговли в интернет-пространство.Так, на данный момент во многих странах существенно снизились экономические показатели, ключевым является ВВП, который отрицательные темпы роста в 2020 году относительно 2019 года. Также наблюдалась негативная тенденция снижения ВВП таких главных стран импортеров нефти, как КНР, США, Индия и Япония. Самые отрицательные показатели ВВП в 2020 году наблюдались во втором квартале года. По сравнению с 4 кварталом 2019 года во время пандемии существенно обострилась финансовая ситуация в Турции, Саудовской Аравии, Колумбии и мн. др.Сокращение ВВП у ряда стран произошло в том числе за счет снижения показателей экспорта. Экспорт в апреле 2020 года сократился относительно марта 2020 года во всех странах, кроме Китая и РФ. Помимо этого, стоит отметить, что в 2020 году наблюдался существенный дефицит бюджета во многих странах, в частности, в США. Также, наблюдался рост безработицы, вызванный массовым закрытием большой части предприятий, которые не справились с введенными ограничительными мерами.Таким образом, в кризисные моменты общественное производство столкнулось с большими сложностями практически во всех отраслях, поскольку они не были готовы к данной ситуации. Так, необходимо крайне внимательно относиться к вопросу анализа общественного производства и развитию всех отраслей экономики, чтобы устранять негативные последствия, возникшие из вне и вовремя минимизировать потери, отражающиеся в падении таких экономических индикаторов, как ВВП.Список использованных источников1. Боровков, А.И. Цифровое производство. Методы, экосистемы, технологии / А.И. Боровков, Л.В. Лысенко, П.Н. Биленко, Н.С. Верховский, М.О. Фельдман, С.Л. Лысенко, И.С. Завалеев, С.Н. Фокин, Ю.А. Рябов, В.М. Марусева, С.И. Красинский, А.В. Парыгин, П.В. Демин, А.Б. Третьяков // Рабочий доклад Департамента Корпоративного обучения Московской школы управления СКОЛКОВО. Ноябрь 2017 года. Глава 2. – С. 24–44. 2. Боровков, А.И. Новая парадигма цифрового проектирования и моделирования глобально конкурентоспособной продукции нового поколения / А.И. Боровков, В.М. Марусева, Ю.А. Рябов // Доклад «Цифровое производство: методы, экосистемы, технологии». – 2018. – С. 24–43.3. Богатырева Ю. В. Четвертая промышленная революция и ее последствия для трудоустройства / Ю. В. Богатырева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71776/ (дата обращения: 20.10.2020). 4. Боровков, А.И. Новая парадигма цифрового проектирования и моделирования глобально конкурентоспособной продукции нового поколения / А.И. Боровков, В.М. Марусева, Ю.А. Рябов // Доклад «Цифровое производство: методы, экосистемы, технологии». – 2018. – С. 24–43. 5. Боровков, А.И. Перспективные направления развития передовых производственных технологий в России / А.И. Боровков, Ю.А. Рябов // XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В четырех книгах. Книга 3. Отв. ред. Е. Ясин. М.: НИУ ВШЭ, 2017. – С. 381–389. 6. Деньгов, В.В. Микроэкономика в 2 Т. Т.2. Рынки факторов производства. Равновесие. Экономика рынка 4-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры / В.В. Деньгов. - Москва: ИЛ, 2016. - 174 c.7. Дубина, И.Н Математико-статистические методы в эмпирических социально-экономических исследованиях / И.Н Дубина. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 416 c.8. Горелов, Н. А. Методология научных исследований: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Горелов, Д. В. Круглов, О. Н. Кораблева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 365 с.9. Загашвили, В. С. Экономические интересы России в условиях глобализации [Текст] : учебное пособие / В. С. Загашвили. – М., 2016. – 432 с. Катасонов, В.Ю. Инвестиционный потенциал хозяйственной деятельности. Макроэкономический и финансово - кредитный аспекты / В.Ю. Катасонов. - М.: МГИМО(У) МИД Росси, 2016. - 320 c.10. Захаров, М. В. Промышленный интернет вещей и его внедрение на производстве / М. В. Захаров, А. А. Ситов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 36–38. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70102/ (дата обращения: 16.10.2020). 11. Королев, А. В. Экономико-математические методы и моделирование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. В. Королев. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 280 с.12. Тихонова, А.В. Государственное регулирование основных факторов производства в АПК. Монография / А. В. Тихонова. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 623 c.13. Доля онлайна в российской рознице приблизилась к уровню развитых стран [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5f592c909a79471b5599553414. В России подсчитали количество введенных против нее западных санкций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru 15. Семь методов статистического анализа, которые может применять каждый [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://4brain.ru/blog/16. Дробот Е. В. Мировая экономика в условиях пандемии COVID-19: итоги 2020 года и перспективы восстановления — М.: первое Экономическое издательство Том 10 2020 г. —24 с.

Список использованных источников


1. Боровков, А.И. Цифровое производство. Методы, экосистемы, технологии / А. И. Боровков, Л.В. Лысенко, П.Н. Биленко, Н.С. Верховский, М.О. Фельдман, С.Л. Лысенко, И.С. Завалеев, С.Н. Фокин, Ю.А. Рябов, В.М. Марусева, С.И. Красинский, А.В. Парыгин, П.В. Демин, А.Б. Третьяков // Рабочий доклад Департамента Корпоративного обучения Московской школы управления СКОЛКОВО. Ноябрь 2017 года. Глава 2. – С. 24–44.
2. Боровков, А.И. Новая парадигма цифрового проектирования и моделирования глобально конкурентоспособной продукции нового поколения / А.И. Боровков, В.М. Марусева, Ю.А. Рябов // Доклад «Цифровое производство: методы, экосистемы, технологии». – 2018. – С. 24–43.
3. Богатырева Ю. В. Четвертая промышленная революция и ее последствия для трудоустройства / Ю. В. Богатырева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71776/ (дата обращения: 20.10.2020).
4. Боровков, А.И. Новая парадигма цифрового проектирования и моделирования глобально конкурентоспособной продукции нового поколения / А.И. Боровков, В.М. Марусева, Ю.А. Рябов // Доклад «Цифровое производство: методы, экосистемы, технологии». – 2018. – С. 24–43.
5. Боровков, А.И. Перспективные направления развития передовых производственных технологий в России / А.И. Боровков, Ю.А. Рябов // XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В четырех книгах. Книга 3. Отв. ред. Е. Ясин. М.: НИУ ВШЭ, 2017. – С. 381–389.
6. Деньгов, В.В. Микроэкономика в 2 Т. Т.2. Рынки факторов производства. Равновесие. Экономика рынка 4-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры / В.В. Деньгов. - Москва: ИЛ, 2016. - 174 c.
7. Дубина, И.Н Математико-статистические методы в эмпирических социально-экономических исследованиях / И.Н Дубина. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 416 c.
8. Горелов, Н. А. Методология научных исследований: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Горелов, Д. В. Круглов, О. Н. Кораблева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 365 с.
9. Загашвили, В. С. Экономические интересы России в условиях глобализации [Текст] : учебное пособие / В. С. Загашвили. – М., 2016. – 432 с. Катасонов, В.Ю. Инвестиционный потенциал хозяйственной деятельности. Макроэкономический и финансово - кредитный аспекты / В.Ю. Катасонов. - М.: МГИМО(У) МИД Росси, 2016. - 320 c.
10. Захаров, М. В. Промышленный интернет вещей и его внедрение на производстве / М. В. Захаров, А. А. Ситов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 36–38. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70102/ (дата обращения: 16.10.2020).
11. Королев, А. В. Экономико-математические методы и моделирование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. В. Королев. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 280 с.
12. Тихонова, А.В. Государственное регулирование основных факторов производства в АПК. Монография / А. В. Тихонова. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 623 c.
13. Доля онлайна в российской рознице приблизилась к уровню развитых стран [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5f592c909a79471b55995534
14. В России подсчитали количество введенных против нее западных санкций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru
15. Семь методов статистического анализа, которые может применять каждый [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://4brain.ru/blog/
16. Дробот Е. В. Мировая экономика в условиях пандемии COVID-19: итоги 2020 года и перспективы восстановления — М.: первое Экономическое издательство Том 10 2020 г. —24 с.


Вопрос-ответ:

Что такое процесс общественного производства?

Процесс общественного производства - это совокупность деятельности людей, направленной на получение продуктов и услуг для удовлетворения своих потребностей. Это процесс, в котором задействованы различные факторы производства, такие как труд, капитал, земля, предпринимательство.

Какие виды факторов производства существуют?

Виды факторов производства можно разделить на три основных группы: трудовые, природные и капитальные. Трудовые факторы включают людей, их знания, навыки и умения. Природные факторы - это земля, воздух, вода, растения и животные. Капитальные факторы представлены материальными объектами, такими как здания, машины, оборудование.

Что такое инновационная экономика?

Инновационная экономика - это экономическая система, основанная на внедрении новых технологий, идей, методов и продуктов. Она направлена на создание и развитие инноваций в процессе производства, что способствует увеличению эффективности предприятий и всей экономики в целом.

Какие подходы к развитию бизнеса обеспечивают экономический рост?

Существуют несколько подходов к развитию бизнеса, которые способствуют экономическому росту. Один из них - инвестиции в инновации и новые технологии. Также важным является развитие человеческого капитала, т.е. повышение квалификации рабочей силы и создание условий для развития предпринимательства. Еще один подход - развитие внешнеэкономической деятельности и расширение рынков сбыта.

Какие риски возникают в процессе общественного производства?

В процессе общественного производства возникают различные риски. Это могут быть экономические риски, связанные с изменениями на рынке, финансовые риски, связанные с нехваткой средств для ведения бизнеса, и риски, связанные с технологическими изменениями и неопределенностью в будущем.

Что такое производство?

Производство - это процесс создания материальных и нематериальных благ, который осуществляется с использованием ресурсов и общественного труда. В результате производства происходит преобразование сырья и материалов в конечную продукцию или услуги.

Какие факторы влияют на процесс производства?

В процессе производства важную роль играют различные факторы, такие как трудовые ресурсы, природные ресурсы, материально-техническая база, капитал и инновации. Трудовые ресурсы представляют собой человеческий труд, который является основным фактором производства. Природные ресурсы включают в себя все природные богатства, которые используются в процессе производства. Материально-техническая база включает в себя здания, сооружения, оборудование и другие материальные объекты, необходимые для производства. Капитал - это деньги, инструменты и другие ресурсы, которые используются для создания продукции. Инновации - это новые идеи, технологии или методы производства, которые позволяют улучшить эффективность производства.

Влияют ли кризисные явления на процесс производства?

Да, кризисные явления оказывают существенное влияние на процесс производства. В периоды кризисов происходит снижение спроса на продукцию, что приводит к уменьшению объемов производства и снижению прибыли предприятий. Кризисные явления также могут привести к сокращению рабочих мест и ухудшению экономической ситуации в целом. Однако, в периоды кризисов могут возникать и новые возможности, так как компании вынуждены искать способы снижения затрат и повышения эффективности производства.