Особенности обучения рисованию детей младшей группы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 21 21 страница
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 07.01.2022
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
I. Пояснительная записка 2
1.1. Квалификационные характеристики 2
1.2. Особенности рисования детей младшего дошкольного возраста 4
1.3. Организация работы по рисованию с детьми младшего дошкольного возраста. 10
II. Проектная часть. Комплект материалов по организации рисования с детьми младшего дошкольного возраста 13
2.1. План работы по рисованию с детьми младшего дошкольного возраста 13
2.2. Конспекты организованной образовательной деятельности по рисованию с детьми младшего дошкольного возраста 19
Заключение 21
Литература 22

Фрагмент для ознакомления

Материал: Альбомный лист, толстая кисть, веселая музыкаПредварительная работа: Беседа о летних каникулах.Этапы деятельностиДеятельность педагогаДействия детейМотивационно-побудительныйСюрпризный момент- входит Клякса, здоровается и предлагает детям вспомнить своё лето и нарисовать его на большом листе бумаги.Дети здороваются и с удовольствием соглашаются.Организационно-поисковыйПедагог предлагает детям закрасить весь лист целиком, чтобы лето было повсюду. Предлагает яркие и веселые краски, объясняет, что краской можно передать своё настроение, сохранить его на память в рисунке. Стимулирует детей с помощью вредной Кляксы, которая совсем не умеет рисовать.Дети внимательно слушают педагога, запоминают и приступают к рисованию.Рефлексивно-корригирующийВо время процесса рисования педагог задает детям вопросы о том, кто и что именно рисует.По окончанию процесса педагог предлагает детям построить дорожку из летних рисунков и выбрать самые красивые.Дети отвечают на вопрос.Дети выстраивают дорожку и выбирают по очереди самые красивые, по их мнению, рисунки.Ожидаемый результат: знать – как правильно составить рассказ и передать его словами; иметь – представление о том, как передать своё настроение в красках; Уметь – заполнять весь лист целиком красками, не оставляя белых пробелов.Технологическая карта организованной образовательной деятельности №2Образовательная область: «Художественное творчество»Тема: «Яблоко».Цель: учить детей рисовать предмет круглой формы, передавая его характерные особенности. Развивать наблюдательность при рисовании с натуры. Учить детей полностью закрашивать лист, добиваясь аккуратности в работе.Материал: Королева Кисточка, альбомный лист, гуашь, яблоко, ткань.Предварительная работа: Беседа о яблоке, наблюдение за яблоней ( обратить внимание на цвет и форму).Этапы деятельностиДеятельность педагогаДействия детейМотивационно-побудительныйСюрпризный момент – входит королева Кисточка, здоровается и предлагает детям посмотреть на осеннее лакомство – яблоко.Затем королева Кисточка предлагает сохранить яблоко на листе – нарисовать его.Дети здороваются и рассматривают яблоко.Дети соглашаются и берут в руки кисточки.Организационно-поисковыйВо время рисования королева Кисточка дает детям советы как полностью закрашивать лист, как передавать в рисунке те детали, которые изображены на модели яблока. Педагог наблюдает за процессом, помогает детям выбрать наиболее удобный ракурс и правильно подобрать краски.Детирисуют, внимательно следуя советам королевы Кисточки.Внимательно слушают педагога.Рефлексивно-корригирующийПо окончанию процесса педагог предлагает выложить дорожку из рисунков и выбрать наиболее красивые из них.Вместе с детьми рассматривает рисунки и помогает в корректной форме выбрать наиболее интересные.Дети выстраивают дорожку и выбирают самые красивые рисунки.Ожидаемый результат: знать – как передавать характерные особенности при рисовании с натуры; иметь – представление, что такое рисование с натуры; уметь – аккуратно тонировать лист полностью.Технологическая карта организованной образовательной деятельности № 3Образовательная область: «Художественное творчество»Тема: «Небо»Цель: Продолжать учить закрашивать весь лист. Учить смешивать краски (синюю и белую ). Учить в рисунке передавать состояние погоды, воспитывать аккуратность в работе, активизировать словарь – горизонт, палитра.Материал: ¼ ватмана, гуашь, толстая кисть, палитра, репродукции картин.Этапы деятельностиДеятельность педагога Действия детейМотивационно-побудительныйСюрпризный момент – входит Клякса и говорит, что никогда не видела неба и не знает, что это такое. Просит детей показать её небо и рассказать про него.Дети с удовольствием рассказывают.Организационно-поисковыйПедагог предлагает детям нарисовать для Кляксы, чтобы она сама увидела, небо.Педагог показывает репродукции картин, рассказывает про горизонт и задает детям наводящие вопросы.Затем педагог показывает детям как смешать белую и синюю краску, чтобы получилась голубая.Во время работы педагог ходит от одного ребенка к другому и советом корректирует работу детей.Дети соглашаются.Дети рассматривают картины и отвечают на вопросы.Дети повторяют за педагогом.Самостоятельная работа.Рефлексивно-корригирующийПо окончанию процесса педагог предлагает детям выложить дорожку из рисунков и выбрать наиболее красивые из них вместе.Дети выкладывают дорожку и выбирают лучшие рисунки.Ожидаемый результат: Знать – как правильно смешивать синюю и белую краску; Иметь – понятие о таких словах как: палитра, горизонт; Уметь – передавать в рисунке состояние погодыТехнологическая карта организованной образовательной деятельности № 4Образовательная область: «Художественное творчество»Тема: «Земля».Цель: продолжать развивать у детей наблюдательность; учить смешивать краски (зеленую и красную). Учить детей рассматривать картины, обращая внимание на состояние погоды. Воспитывать аккуратность в работе.Материал: ¼ ватмана, гуашь, толстая кисть, палитра, репродукции картин.Предварительная работа: Наблюдения за травой, за землей. Обратить внимание на то, что земля большая.Этапы деятельностиДеятельность педагога Действия детейМотивационно-побудительныйВоспитатель обращает внимание детей на то, как выглядит земля, какого она цвета. Предлагает самим нарисовать землю и посмотреть, что из этого получится.Дети соглашаются.Организационно-поисковыйДля этого воспитатель предлагает смешать красную и зеленую краски на палитре – получится коричневая, как сама земля. Затем предлагает нанести ее на лист бумаги методом тонирования.Затем можно предложить детям нанести на землю зеленую травку мазками.Дети слушают и повторяют.Выполняют по желанию.Рефлексивно-корригирующийПо окончанию работы воспитатель предлагает детям сделать дорожку из рисунков и выбрать самые красивые.Дети выкладывают дорожку и выбирают самые красивые рисунки.Ожидаемый результат: Знать – как правильно смешивать краски; Иметь – представление о тонировании листа бумаги; Уметь – аккуратно выполнять работу.Технологическая карта организованной образовательной деятельности № 5Образовательная область: «Художественное творчество»Тема: «Осеннее дерево»Цель: продолжать закреплять навыки рисования осеннего дерева, передавать его настроение цветом: грустное и веселое. Закреплять приемом примакивания. Развивать композиционные умения и творческое воображение.Материал: ½ альбомного листа, гуашь, толстая кисть, осенние листья, пиктограммы.Предварительная работа: Наблюдения за осенними деревьями, за листвой.Этапы деятельностиДеятельность педагогаДействия детейМотивационно-побудительныйВходит педагог и предлагает детям вспомнить, какие деревья и листья они видели во время прогулки. Предлагает рассмотреть принесенные им в группу листья – какие они цветом и что можно сказать об их настроении. Предлагает послушать сказку о красках и кисточке.Дети рассказывают о том, что они видели и рассматривают листья.Организационно-поисковыйОднажды зеленая краска решила побегать по листку – получился кружок зеленого цвета. Но этого ей показалось мало и она стала бегать внутри круга. Желтая краска посмотрела на это и ей тоже захотелось побегать. Она стала искать свободные места, чтобы не задеть зеленую краску. Но и красная краска решила побегать в кругу – правда места ей осталось совсем мало . Далее педагог предложил на другом листе побегать и другим краскам – зеленой, синей и чёрной. Затем смешать красную и зеленую, чтобы получилась коричневая и нарисовать палочки у каждого кружка. Получилось дерево. Педагог предлагает ответить – какое настроение у каждого дерева.Дети внимательно наблюдают за действиями педагога и повторяют рисунок сами.Дети отвечают на вопросы.Рефлексивно-корригирующийПо окончанию работы педагог предлагает выложить дорожку из рисунков и выбрать наиболее красивые.Дети выкладывают дорожку и выбирают рисунки.Ожидаемый результат: знать – правильное смешение красок; Иметь – представление об изображении в красках различного настроения; Уметь – правильно повторять действия за педагогом.Список используемой литературы1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.[Текст] / Л.И. Божович – СПб.: Питер, 2014 – С. 922) Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. [Текст] // М. 1999 – С. 18 3) Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. [Текст]//М., 2000 – С. 144) Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1-2. [Текст]//-М.: "Издательство Скрипторий 2003", 2007- С. 805) Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова и др.-СПб.: Акцидент,1995-С. 2886)Доронова, Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности [Текст].// Ребенок в детском саду. – 2005. – № 1. – С. 747) Журнал "Дошкольное воспитание", №10, статья Комаровой Т.С. "Дошкольный возраст: проблемы развития художественно – творческих способностей".8) Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.9) Казакова, Р.Г., Сайганова Т.И., Седова, Е.М., Слепцова, В.Ю. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. [Текст]// – М.: изд-во "Сфера", 2005. – С. 12810) Кириенко, В.И. Психология способностей к изображению. [Текст] М., 1959- С. 25011) Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. [Текст] М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – С. 19212)Богат, В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ [Текст] // Дошкольное воспитание. -1995- N10. - С. 30-32.13) Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования. – [Текст] М.: Педагогическое общество России, 2005. – С. 33.14) Комарова, Т.С. Развитие способностей к изобразительной деятельности [Текст] // Дошкольное воспитание, 1990.-№6.-С.44-5015) Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7. "Цветные ладошки". –[Текст] М.,2007. – С. 65.16) Мелик-Пашаев, А.Ступени творчества. –[Текст] М.: изд-во "Приор", 1987. – С. 45517) Сакулина, Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. – [Текст] //М.: Просвещение, 1982. – С. 208. 18) Современный Ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации. Сборник научных материалов IV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 20-летию факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии. Часть II (Новокузнецк, 16-22 мая 2011 г.)19) Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство: Краткий словарь художественных терминов. – [Текст] //О., Издательство "Титул", 1996. – С. 8020) Теоретические основы развития изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста.21) Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова22) Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – [Текст] //М.: Издательский центр "Академия", 2001. – С. 54.23)Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб, 1997. – С. 2524) Чистякова, М.И. Психогимнастика/Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – [Текст] //М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – С. 34.25) Эльконин, Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до семи лет).- [Текст] //М.: Учпедгиз, 1960. – С. 32326)Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. - Мн.: современное слово, 1998. – С. 74.27) Дружинин, В. Н. Творчество: природа и развитие[Текст] / В. Н. Дружинин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. — Т. 2, № 3. — С. 91-107.28) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Рос. газета. – № 6241 (265) // http://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html29) Захарюта, Н. Развиваем творческий потенциал дошкольника[Текст] / Н. Захарюта // Дошкольное воспитание. - 2016.- №9. - С. 7-13.30) Венгер, Л. Вот и вышел человечек // Дошкольное воспитание – 1991. – №7. – С. 42.31) Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ. 1997. – С. 96.

Литература

1. Каган, М. С. Мир общения / М. С. Каган. – М. : Политиздат, 1988. – 315 с.
2. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М. : АСТ : АСТ МОСКАВА : ХРАНИТЕЛЬ, 2008. – 668 с.
3. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт практического и экспериментального исследования / В. В. Давыдов. – М. : Педагогика, 1986. – 453 с.
4. Савенкова, Л. Г. Полихудожественное образование как фактор развития детей и юношества / Л. Г. Савенкова // Педагогика. – 2006. – № 5. – С. 17–23.
5. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Москва-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.;
6. Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения №3/2008; №5,7/2009
7. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 192с.: цв.вкл.

Вопрос-ответ:

Какие квалификационные характеристики должен иметь педагог, работающий с детьми младшего дошкольного возраста?

Педагог, работающий с детьми младшего дошкольного возраста, должен обладать знаниями и навыками в области психологии и педагогики детей этой возрастной группы. Он должен уметь создавать доверительные отношения с детьми, быть внимательным и терпеливым, уметь адаптировать методы обучения к особенностям каждого ребенка. Также важно, чтобы педагог был творческим и мог развивать в детях интерес к рисованию и искусству в целом.

Какие особенности рисования у детей младшего дошкольного возраста?

У детей младшего дошкольного возраста наблюдается преобладание наглядности в их рисунках. Они еще не владеют навыками пропорции и детализации, поэтому их рисунки часто являются абстрактными и схематичными. У них возрастает интерес к цветам, они активно испытывают разные способы нанесения краски. Кроме того, дети в этом возрасте часто рисуют с помощью всего своего тела, используя не только руки, но и ноги, тело и иногда даже лицо.

Как организовать работу по рисованию с детьми младшего дошкольного возраста?

Работа по рисованию с детьми младшего дошкольного возраста должна быть организована систематично и планируемо. Педагог должен создать комфортные условия для творчества, предоставить детям наборы красок, кисточки, бумагу и другие материалы. Важно побуждать детей к самостоятельной деятельности, но при этом поддерживать их интерес и мотивацию. Работу можно организовывать в форме занятий или постоянной доступности творческих материалов.

Какие особенности рисования у детей младшего дошкольного возраста?

Особенности рисования у детей младшего дошкольного возраста включают ограниченный контроль над движениями, недостаточное развитие мелкой моторики, предпочтение использования крупных движений и ярких цветов, а также эмоциональную экспрессивность и нестандартный подход к изображению объектов.

Как организовать работу по рисованию с детьми младшего дошкольного возраста?

Для организации работы по рисованию с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать специальные материалы, как, например, кисти и краски, предоставить достаточно времени для занятий, создать специальное рабочее место, организовать игровые элементы и стимулировать самостоятельность и креативность детей.

Какие квалификационные характеристики должен иметь педагог для работы с детьми младшего дошкольного возраста?

Педагог, работающий с детьми младшего дошкольного возраста, должен иметь знания и понимание особенностей развития детей этого возраста, умение организовывать обучающую среду, способность к индивидуализации обучения, понимание принципов рисования и развития творческих способностей, а также умение эффективно коммуницировать и взаимодействовать со своими маленькими учениками.

Где найти материалы по организации рисования с детьми младшего дошкольного возраста?

Материалы по организации рисования с детьми младшего дошкольного возраста можно найти в специальных методических пособиях, на сайтах и форумах педагогов, в педагогических журналах, а также через обмен опытом с коллегами и участие в профессиональных конференциях и семинарах.

Какие преимущества обучения рисованию у детей младшего дошкольного возраста?

Обучение рисованию у детей младшего дошкольного возраста имеет ряд преимуществ, таких как развитие мелкой моторики и координации движений, развитие творческих способностей и фантазии, улучшение познавательных и когнитивных процессов, развитие эмоциональной сферы и самовыражения, а также развитие воображения и ассоциативного мышления.