Гносеология И. В. Гёте и живопись художников немецкого романтизма

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Философия
  • 8787 страниц
  • 47 + 47 источников
  • Добавлена 23.02.2022
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ В ГЕРМАНИИ И ПАРАДИГМА НАУЧНОЙ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ В КОНЦЕ XVIII – НАЧАЛЕ XIX ВВ. 10
1.1. Гносеология И. В. Гёте в парадигме научной культуры XVIII века 10
1.2. Романтизм как идейное и художественное направление 13
1.3. Обзор основных особенностей творчества художников немецкого романтизма 19
Выводы по Главе 1 21
ГЛАВА 2. РАБОТА И. В. ГЁТЕ «УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ» И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЖИВОПИСНЫХ ПОИСКОВ ХУДОЖНИКОВ НЕМЕЦКОГО РОМАНТИЗМА 24
Выводы по Главе 2 32
ГЛАВА 3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НЕМЕЦКОГО РОМАНТИЗМА, ТВОРЧЕСТВО ВЕДУЩИХ МАСТЕРОВ 34
3.1. Художественные особенности и жанровая структура раннего романтизма: универсализм Ф.О. Рунге и аллегории жизни К.Д.Фридриха 34
3.2. Неоклассицистический романтизм А. Коха 46
3.3. Тематический репертуар, образы и художественные особенности позднего романтизма (бидермейер) в творчестве К. Шпицвега и Г. Керстинга 49
Выводы по Главе 3 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ 66
АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ 68
Фрагмент для ознакомления

В рамках данного исследования рассмотрим романтические пейзажи А. Коха сквозь призму «Учения о цвете» И.В. Гёте. В картине «Субъяко» (Ил. 14) отмечаем обилие зелёных оттенков, изображающих растительность, а также вершины холмов. Это создаёт чувство умиротворённости, которое возникает при виде данного пейзажа. Однако также важно отметить оттенки голубого, которыми показаны небо и озеро в данной работе. Это в данном случае – символ чистой и бескрайней романтической дали, которую воспевали многие поэты. И именно благодаря сочетаемости оттенков, находящихся в противоположных секторах цветового круга И.В. Гёте, создаётся целостность художественного произведения. Люди и животные в этом произведении изображены очень небольших размеров, чтобы продемонстрировать величие природы. Также рассмотрим картину А. Коха «Пик Веттерхорн» (Ил. 15). Здесь также обращает на себя внимание наличие оттенков из противоположных секторов цветового круга, что определяет целостность и гармоничность произведения. Эмоциональность, характерная для романтизма, создаётся также динамичностью данного направления: можно отметить движение воды в горном озере, листьев деревьев. Голубое небо в работе показано очень чистым. И в сочетании со светлыми склонами гор, а также с водой озера светло-голубого цвета это создаёт поверхность, уводящую за собой взгляд, что также подтверждается «Учением о цвете» И.В. Гёте. Большой интерес вызывает работа «Пейзаж с жертвоприношением Ноя». В этом пейзаже, так же, как и во многих других работах А. Коха, присутствуют люди и животные, которые показаны в разнообразных действиях. Однако большую часть полотна занимает сложный рельефный пейзаж. Очень сложным показано небо в данной работе. Радуга словно делит его на две части. Большая часть неба – мрачная сероватого оттенка. Но в правой части произведения можно видеть, как небо приобретает чистый голубой цвет.С точки зрения сочетаемости цветов следует отметить, что здесь присутствуют оттенки из четырёх взаимно противоположных частей спектра. Это также создаёт целостность сложного произведения. «Пейзаж после грозы» (Ил. 16), несмотря на то что по своему сюжету значительно отличается от предыдущей работы, по структуре композиции во многом её напоминает. Так, здесь также можно видеть небольшие образы людей и животных, расположенные на фоне необъятных природных просторов. Здесь также присутствует радуга, разделяющая небо на две части. И снова можно отметить, как яркий и чистый синий цвет, изображающий небо и водную стихию, увлекает взгляд зрителя в некую бесконечность. Как и подобает романтическим работам художников, в произведении отражена динамика: охотник скачет на коне в окружении собак, пастух уводит стадо. И вновь можно отметить, что целостность и гармоничность произведения создаётся благодаря наличию оттенков из разных секторов цветового круга И.В. Гёте. В произведении «Героический пейзаж с радугой» (Ил. 17) снова отмечается уникальный стиль А. Коха в изображении романтических пейзажей. Здесь также присутствуют признаки, перечисленные в ранее рассматриваемых работах: небольшие образы людей и животных на фоне природных просторов, наличие оттенков светло-синего и бежевого, которые расположены в противоположных секторах цветового круга, характерную динамику романтизма. Однако также в этой работе следует отметить обилие зелёных оттенков, что создаёт умиротворённость, спокойствие в его восприятии.Итак, работы А. Коха также следует отнести к романтическим произведениям живописи. Они показывают в основном природные объекты, которые наделяют произведение особо эмоциональностью, что воспринимается зрителем благодаря особым цветовым сочетаниям. Всё это с точки зрения «Учения о Цвете» И.В. Гёте создаёт целостность и гармоничность произведений.3.3. Тематический репертуар, образы и художественные особенности позднего романтизма (бидермейер) в творчестве К. Шпицвега и Г. КерстингаКарл Шпицвег (Carl Spitzweg, 1808-1885 гг.) родился в Унтерпфаффенхофене, недалеко от Мюнхена, Бавария.Он получил квалификацию в Мюнхенском университете, но, выздоравливая после болезни, занялся живописью.Шпицвег был художником-самоучкой, начав с копирования работ фламандских мастеров. Свою первую работу он опубликовал в сатирических журналах. Получив наследство в 1833 году, он смог посвятить себя живописи.Позже Шпицвег посетил европейские художественные центры в Праге, Венеции, Париже, Лондоне и Бельгии, изучая работы различных художников и совершенствуя свою технику и стиль. Его поздние картины и рисунки часто являются юмористическими жанровыми произведениями. Одной из известнейших картин данного художника является произведение «Перехваченное любовное письмо» (Ил. 9). Картина динамична, она воспринимается зрителями как короткий юмористический рассказ. Есть «он», у которого, судя по всему, проявляются нежные чувства к девушке, и «она», примерная, осваивающая основы искусства будущей домохозяйки, юная дама. Молодой человек, вероятно, не впервые отправляет свою верёвочную почту на нижний этаж. Правда, на этот раз девушка как можно ниже склоняется над рукоделием, чтобы строгая мама не заподозрила её в соучастии. Матушка же замерла в ожидании, когда письмо опустится пониже.Произведение «Перехваченное любовное письмо» отличается сложностью. В центре композиции – освещённое солнцем окно, в котором можно видеть девушку и её мать. Однако молодой человек, который хочет отправить письмо, также попадает в поле зрения. Его окно тоже освещено солнцем. Тени, показанные художником, словно оживляют картину, наделяя её настоящим сюжетом. Большое значение также имеет внешняя обстановка. Дом показан довольно простым и при этом очень уютным. Растения у балкона девушки также отражают прелесть простой провинциальной жизни.В целом картина полностью соответствует стилю бидермайер: в центре её – рассказ об обычной человеческой жизни. Многие из его картин изображают резко отличающихся чудаков, например, книжный червь (Ил.10) , «Любитель кактусов» (Ил. 11), «Бедный поэт» (Ил. 12). При этом изображения удивительно динамичны, создаётся ощущение естественных действий. Это также является существенным критерием искусства бидермайера.Рассмотрим эти картины более подробно.Картина «Книжный червь» показывает человека, который очень увлечён чтением. В центре композиции – немолодой человек, стоящий на лестнице, в руке которого книга, в другой руке – также открытая книга, которою герой внимательно читает. Под мышкой персонажа – тоже книга. Но даже этого автору показалось мало, поэтому следующая книга показана между колен человека.Всё помещение занимают огромные деревянные полки с книгами. Благодаря светотени, в центре композиции оказывается этот читающий человек. Однако в своей картине автор показывает вовсе не любовь к чтению на что указывают детали произведения. Мужчина слишком близко держит к себе книгу. И его лицо при этом словно отрешено от окружающего мира. Это говорит о том, что поглощённый чтением герой не замечает всего, что происходит в реальной жизни. Весь мире его огорожен стеной, на которой расположены полки с книгами. Картина «Любитель кактусов» тоже показывает иронию над человеком, который слишком большое значение придаёт своему хобби. Однако, в отличие от предыдущего персонаж, увлечение которого составляют книги, этот человек очень любит растения.В центре композиции показан человек, держащий в руке горшок с цветущим кактусом. Благодаря светотени, все внимание приковывается именно к нему. Однако важное значение в произведении также имеют крупные растения на первом плане.Выражение лица персонажа имеет важное значение для создания композиции. Он показан в очках, что свидетельствует о том, что к своим кактусам он крайне внимателен. Помимо этого, внимание мужчины, прикованное к кактусу, говорит о том, что это увлечение для него очень важно.С обилием растений на картине гармонирует зелёная часть стены на заднем плане, а также особенность освещения: светлый передний план, затем – мужчина, словно стоящий в тени, и словно вышедший из тени задний план. Таким образом, картины Шпицвега отличаются особым стилем: созданием «живого» сюжета, который наделяет происходящее смыслом.Шпицвег похоронен в AlterSüdfriedhof в МюнхенеВ конце 1930-х годов в Германии было возбуждено дело о подделке 54 картин, которые были выданы за оригиналы Шпицвега. Они были написаны переписчиком Траунштейна по имени Тони, который работал с репродукций и открыток. Тони подписывал работы своим собственным именем как «после Шпицвега», но мошенники позже удалили его имя и искусственно состарили картины, чтобы продать их как оригиналы. На слушаниях в Штутгартском уголовном суде заговорщики были приговорены к тюремному заключению сроком до десяти лет за мошенничество.Георг Керстинг (GeorgFriedrichKersting, 1785 – 1847) - немецкий художник, наиболее известный своими интерьерными картинами в стиле бидермайера и своим сотрудничеством с коллегой-художником Каспаром Давидом Фридрихом. Керстинг происходил из большой и бедной семьи в Гюстрове, Мекленбург-Шверин, сын стекольщика. Он учился в прогрессивной Копенгагенской Академии между 1805 и 1808 годами, где адаптировал визуальную ясность современной датской школы и был награжден серебряной медалью по рисованию. Керстинг переехал в Дрезден в 1808 году, присоединившись к вольному корпусу Лютцова - добровольческому отряду прусской армии - в 1813 году. Он переехал в Польшу в 1814 году, чтобы работать мастером рисования, и вернулся в Мейсен в 1818 году, где женился и имел четверых детей. В том же году он стал главным художником на Фарфоровом заводе бидермейера в Мейсене и оставался там до конца жизни. Керстинг был другом Каспара Давида Фридриха, ведущего немецкого художника-романтика; его стиль был под влиянием Фридриха, и он разделял романтическое отношение этого художника, хотя и в более субъективной манере. В 1810 году друзья отправились на пешую экскурсию по Ризенгебирге. Во время своих многочисленных походов с Фридрихом они вдвоем писали многочисленные этюды и наблюдения с натуры.Возможно, он нарисовал посох в некоторых ранних работах Фридриха—таких, как «Утро в Ризенгебирге» (1810-11), результат их пешеходной экскурсииОн был также другом художницы Луизы Зейдлер, которая описывала его как «совершенно великолепного и смешного человека» и часто служила ему моделью. В 1813 году Зейдлер помог Керстингу отправить ряд его работ Иоганну Вольфгангу фон Гёте. Гёте был впечатлен и рекомендовал великому герцогу Карлу Августу приобрести его работу «Вышивальщица» (Ил. 17)Картина «Вышивальщица», в соответствии со стилем бидермайера, показывает повседневность. В центре композиции – девушка, склонившаяся над вышивкой. На заднем плане особое место занимает висящая на стене картина, а также гитара, которая находится на диване. В этом проявляются творческие увлечения героини.Для картины выбраны главным образом тёплые светлые оттенки. Открытое окно и растения, находящиеся на подоконнике, показывают, ч о действие происходит в ясную погоду. Можно заметить, что лицо героини отражается в зеркале напротив. В нём отмечаются сосредоточенность и увлечённость действием героини, также выдавая в ней творческую натуру.Наиболее продолжительными работами Керстинга являются его фигуры в интерьерах, заимствованные из голландской жанровой живописи XVII века. Эти картины, тем не менее, кажутся современными из-за изображенных ситуаций и влияния личности художника. Персонажи часто рассматриваются со спины, как в работе Фридриха, и сцены дают намеки на повествование, поскольку фигуры участвуют в частной повседневной деятельности. Ряд его работ относится к тому времени, когда он служил в добровольческом корпусе «Лютцовские рейнджеры». В 1813 году он нарисовал автопортрет в полный рост, на котором был одет в форму рейнджеров. На картине «На карауле» (1815) изображены три рейнджера, в том числе художник Фердинанд Хартманн и писатель Теодор Кернер, которые сражались вместе с Керстингом и погибли в войнах против французов.Итак, работы в стиле бидермайер рассматриваемых в данном исследовании представителей немецкого романтизма отчитаются характерностью образов. Во многом эмоциональность создаётся благодаря выбранным оттенкам. Как следует из «Учения о цвете» И.В. Гёте, гармоничность и целостность восприятия художественного произведения создаётся благодаря сочетанию цветов из противоположных секторов цветового круга. Это сочетание находит место в работах Г. Керстинга и К. Шпицвега. Помимо этого, в основном использованы «положительные» цвета, которые создают живое и позитивное настроение, создают предпосылки для доброй ироничности.Таким образом, исследование показано, что работы различных направлений живописи эпохи немецкого романтизма могут быть рассмотрены с позиции «Учения о цвете» И.В. Гёте. Разбор цветовых сочетаний исследуемых произведений показал, что их эмоциональное содержание во многом обусловлено выбору цветов определённых психологических характеристик, а также их расположенностью в определённых секторах цветового круга.Выводы по Главе 3В рамках данного исследования проведён анализ возможностей объяснения творчества романтиков с позиции «Учения о цвете» И.В. Гёте. Среди ранних романтиков проведён обзор произведений Ф.О. Рунге и К.Д. Фридриха. Отмечается, что в произведениях данных авторов художники используют цветовые сочетания из противоположных секторов цветового круга, а также сюжет произведений соответствует тем психологическим характеристикам, которыми Гёте наделил разные цвета.Так, с позиции «Учения о цвете» в автопортрете Рунге выбранные оттенки относятся к «положительному» сектору. При этом тёмно-синий, близкий к фиолетовому фон в нижней части создаёт целостность композиции, поскольку при этом сочетании получается, что выбранные оттенки находятся напротив друг друга в цветовом круге. Этим и достигается гармоничность образа.При рассмотрении работы «Маленькая Пертес» сквозь призму «Учения о цвете» И.В. Гёте отметим, что картина содержит в себе обилие жёлтых оттенков. Это создаёт ощущение детской позитивности, устремлённости в перспективу, ожидание радости. При этом в работе жёлтый сочетается с красным, что создаёт ощущение тепла и блаженства, а также делает обстановку и образы приятными в целом. Работа Ф.О. Рунге «Отдых на пути в Египет»с позиции «Учения о цвете» И.В. Гёте. Во-первых, следует отметить, что оттенки светло-голубого и бежевого расположились на противоположных секторах цветового круга, что говорит о гармоничности произведения. При этом особое значение имеет изображение светло-голубого неба. Как говорит нам «Учение о цвете» И.В. Гёте, голубые и синие оттенки, во-первых, противоречивы, во-вторых, создаёт поверхность, которая влечёт за собой взгляд. Это символ огромного пространства, наполненного определённой энергетикой. И здесь эта энергетика светлая, благодаря выбранным оттенкам светло-голубого в сочетании со светло-сиреневым.В картине «Странник над морем тумана» в изображении романтического героя К.Д. Фридрих использует преимущественно тёмные тона (за исключением изображения его головы со светлыми кудрями). Однако большую часть полотна занимает изображение голубовато-серого тумана. Туман не имеет чётких границ, как это принято в традициях романтизма, при этом создаётся ощущение его движения. Согласно «Учению о цвете» И.В. Гёте, оттенки синего и тёмно-голубого содержат в себе некое противоречие активности и покоя. При этом синяя поверхность влечёт за собой взгляд, уводя его в бесконечность. Этот приём позволил художнику показать туманную бездну, которая поглотила мысли странника. В работе Фридриха «Дерево с воронами» концепция «Учения о цвете» И В. Гёте нашла своё воплощение в сложном сочетании цветов. Так, зелёный цвет, который символизирует натуральность и умиротворение здесь «попадает в плен» серого и коричневого, благодаря чему создаётся ощущение остановки жизни. Это же сложное явление показано в изображении неба, когда оттенки постепенно темнеют, смешиваясь с красноватыми и голубоватыми тонами. Неоклассический романтизм Йозефа Антона Коха также может быть рассмотрен с позиции «Учения о цвете» И.В. Гёте. Природа Швейцарии, где прошли годы творческого становления художника, разбудила в живописце новые эмоции, благодаря чему он решает придать своим работам романтические черты. В работах А. Коха представлено природное величие. При этом природа наделена определёнными чертами и содержит в себе эмоциональное начало, что также достигается посредством психологии различных цветов. Так, в картине «Субъяко» отмечаем обилие зелёных оттенков, изображающих растительность, а также вершины холмов. Это создаёт чувство умиротворённости, которое возникает при виде данного пейзажа. В работе «Пик Веттерхорн» также обращает на себя внимание наличие оттенков из противоположных секторов цветового круга, что определяет целостность и гармоничность произведения. Голубое небо в работе показано очень чистым. И в сочетании со светлыми склонами гор, а также с водой озера светло-голубого цвета это создаёт поверхность, уводящую за собой взгляд, что также подтверждается «Учением о цвете» И.В. Гёте. В Позднем романтизме «бидермайере) также отражены идеи «Учения о цвете» И.В. Гёте. Это проанализировано на примере работ К. Шпицвега и Г. Керстинга. Отмечается, что в работах данных художников гармоничность и целостность восприятия художественного произведения создаётся благодаря сочетанию цветов из противоположных секторов цветового круга. Это сочетание находит место в работах Г. Керстинга и К. Шпицвега. Помимо этого, в основном использованы «положительные» цвета, которые создают живое и позитивное настроение, создают предпосылки для доброй ироничности.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ многочисленных исследованиях отмечается взаимосвязь искусства с разнообразными научными воззрениями. В данной работе проведён анализ творчества немецких художников-романтиков с позиции «Учения о цвете» И.В. Гёте.Иоганн Вольфганг Гёте выражал большой интерес к произведениям художественного искусства и часто обращался к свои друзьям-художником в связи с возникающими у него философскими вопросами. При этом Гёте руководствовался собственными гносеологическими представлениями, в которых он определял различные основы взаимодействия и взаимосвязи человека и природы. В работах художников Гёте проводил поиск естественных образов и выдвинул идею о том, что многие произведения живописи можно отнести к природным объектам и соответственно авторов этих произведений он считал в определённом роде творцами.В рамках данного исследования рассмотрены работы художников эпохи немецкого романтизма. Отмечено, что в различных видах искусства романтизм возник во второй половине XVIIIв. Согласно традициям романтизма, в центре произведения – сложная личность, часто неудовлетворённая действительностью, которая наделена стремлением к абсолютной свободе. Эти тенденции принимались как авторами литературных произведений, так и художниками, создающими своеобразные произведения искусства живописи.В каждой стране романтизм имел собственные черты. В рамках данного исследования рассмотрены особенности немецкого романтизма в живописи. Немецкий романтизм проходил несколько этапов в своём развитии. Его начало было связано с распространением искусства Назарейцев, которые стремились уйти в мир мифов и легенд от не устраивавшей их действительности. В дальнейшем в немецком романтизме большое значение приобрёл пейзаж. В поздние годы немецкого романтизма оно стало приближаться к критическому реализму, при этом переходной стадией можно считать такое направление, как бидермайер. В эпоху немецкого романтизма И.В. Гёте осуществлял работу над своим произведением «Учение о цвете». Это работа, в которой рассматривается как физиологическое, так и психологическое воздействие цветов на человека. Находя расхождения с теорией Ньютона, И.В. Гёте построил собственный цветовой круг, который определяет сочетание цветов и их воздействие на зрителя. В настоящее время данных круг дополнен многими оттенками. Нами проведён анализ произведений немецких художников-романтиков с позиции «Учения о цвете» И.В. Гёте. При этом показано, что на ранних этапах творчества романтиков художники выбирают цвета из противоположных кругов по И.В. Гёте, что создаёт ощущение естественности создаваемых образов. Также сюжеты эти произведений соответствуют психологическому смыслу тех цветов, которые выбирают для них художники. Это чётко проявляется в работах Ф. Рунге, который стал одним из художников начального этапа романтизма. Например, в «Автопортрете», который содержит в себе черты романтизма, Рунге выбрал спокойные оттенки от бежевого до тёмно-серого. Это отражает романтику его эмоционального состояния, создавая лёгкую туманность.С позиции «Учения о цвете» И.В. Гёте выбранные оттенки относятся к «положительному» сектору. При этом тёмно-синий, близкий к фиолетовому фон в нижней части создаёт целостность композиции, поскольку при этом сочетании получается, что выбранные оттенки находятся напротив друг друга в цветовом круге. В связи с этим образ получился гармоничным. В пейзажах К.Д. Фридриха романтическими чертами наделены природные объкты. Помимо этого, они наделены эмоциональном содержанием, и «Учение о цвете» И.В. Гёте позволяет понять основы создания естественности этих произведений, а также инструменты создания величия природы.С позиции «Учения о цвете» И.В. Гёте также могут быть рассмотрены произведения неоклассического романтизма А. Коха, который создавал уникальные природные образы, часто под влиянием природы Швейцарии. Например, в картине «Субъяко» сочетание зелёного и голубого создаёт чувство умиротворённости, которое возникает при виде данного пейзажа.В позднем романтизме (бидермайере) работы художников также могу быть проанализированы с точки зрения «Учения о цвете» И.В. Гёте. Это отражено в анализе произведений К. Шпицвега и Г. Керстинга. Отмечается, что обыденные ситуации в данных работах представлены очень естественно, благодаря выбору оттенков из противоположных оттенков «цветового круга».В целом исследование показало, что работы художников эпохи немецкого романтизма могут быть рассмотрены с точки зрения «Учения о цвете» И.В. Гёте. В них часто отмечаются создание определённой эмоциональности благодаря выбору определённых оттенков, целостность работ достигается тем, что выбранные оттенки расположены в противоположных секторах цветового круга. Это полностью подтверждает гипотезу данного исследования.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБелинский В.Г. Менцель, критик Гёте. (1840). // Белинский В.Г. СС в 3-х т. Т.1.— М.: ОГИЗ Гослитиздат, 1948. — 800 сБелокурова, С. П. Словарь литературоведческих терминов [Электронный ресурс] / С.П. Белокурова – СПб, 2005. – Режим доступа: http://gramma.ru/, свободный. (Дата обращения: 05.10.2020) Берковский Н.Я. Романтизм в Германии / Н.Я. Берковский. – СПб.: Азбука-классика, 2001. – 510, [1] с.; 20 см. – (Academia).Библер В. С. Диалог культур и школа XXI века // Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. – Кемерово: АЛЕФ, 1993 – 416 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/872857/Библер В.С. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы./В.С. Библер. - Кемерово: «АЛЕФ» Гуманитарный Центр, 1993. - 416 с.Васинева П.А. Духовные универсалии раннего немецкого романтизма: дис. ... канд. фил. наук: 09.00.03 / Васинева Полина Александровна. – СПб., 2014. – 135 сВильмонт Н.Н. Гёте. История его жизни и творчества. - М.: ГИХЛ. 1959г. - 334 сВительс Фриц. Гёте и Фрейд. – М.: ERGO, 2014 – 56 с.Волков И.Ф. “Фауст” Гёте и проблемы художественного метода. - М.: Изд-во Московского университета, 1970. – 264 с.Гёте, И.В. Избранные философские произведения.- М., 1964. – 548 с.Гёте, И.В. Избранные сочинения по естествознанию. – М., 1957. – 324 с.Грачев М. В. Иоганн Вольфганг Гёте как гносеолог и науковед. – М.: Ленанд, 2018 – 200 с.ГороховП. А. Ensrealissimum. Жизнь и философия Иоганна Вольфганга Гёте. – М.: ИНФА-М, 2021 – 401 с.Горохов, П.А. К вопросу о «гносеологии» Гёте // Вестник ОГУ. - №2. – 2003. – с. 9 – 14.GoethesWerke. BA. Bd. 1 S. 545Гуляев Н.А. Литературные направления и методы в русской и зарубежной литературе XVIII-XIX веков: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1983. – 144 с.Доманский В. А. Культурологический подход к изучению литературы./ В.А. Доманский // Вестник Томского государственного университета. - 1998. - Т. 266. - С. 38. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://violin.tsu.ru/webdesign/tsu/Library.nsf/designobjects/vestnik267/$file/clapp. htmlДоманский В.А. Литература и культура: культурологический подход к изучению словесности в школе./ В.А. Доманский. - М.: Флинта, Наука, 2002. — 368 сЖаринов Е.В. Роковой романтизм. Эпоха Демонов / Е.В. Жаринов. – М. : АСТ, Времена, 2020. – 544 с.Жирмунский, В.М. Религиозное отречение в истории романтизма: Материалы для характеристики КлеменсаБрентано и гейдельбергских романтиков [Текст] / В.М. Жирмунский. – М.: С.И. Сахаров, 1919. – 295 с.Жирмунский В.М. Гёте в русской литературе.- Л.: Наука, 1982. — 560 с. Жирмунский В.М. Творческая история «Фауста» // Жирмунский В.М. Очерки по истории немецкой классической литературы. – Л.: Художественная литература, 1972. – 495 с. Кaган М. С. Эстетика как философская наука./ М.С. Каган. – СПб.:Петрополис, 1997. – 544 сКанаев И. И. Гёте как естествоиспытатель. – М.: Ленанд, 2019 – 472 с.Конради К. О. Гёте. Жизнь и творчество. Т. 2. Итог жизни. Пер. с нем. / Общая редакция А. Гугнина. — М.: Радуга, 1987. — 648 с. Конради К. О. Гёте. Жизнь и творчество. Т. I. Половина жизни. Пер. с нем./ Предисл. и общая редакция А. Гугнина. — М.: Радуга, 1987. — 592 сЛуков, В.А. Предромантизм: культурное явление и пути его осмысления [Электронный ресурс] / В.А. Луков // Знание. Понимание. Умение. – № 1. – 2010. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/predromantizmkulturnoe-yavlenie-i-puti-ego-osmysleniya, свободный. (дата обращения: 07.05.2021). Малахаева С.К. Романтическое жизнетворчество как стратегия субъективации человека в современном обществе: дис. ... канд. фил. наук: 09.00.11 / Малахаева Светлана Карловна. – Улан-Удэ, 2013. – 160 сМесяц, С.В. ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ И ЕГО УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ) / СВ. Месяц. — М.: Кругъ, 2012. — xxxii + 464 с.Николюкин, А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст] / А.Н. Николюкин. – М., Интелвак, 2001. – 1600 сСадунова Н.В. Философия любви немецкого романтизма: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Садунова Наталия Владимировна. – Тверь, 2009. – 154 сСафрански Р. Гёте: жизнь как произведение искусства. – М.: ДЕЛО, 2018 – 704 с.Соловьев А.Э. Романтическая концепция иронии и классическая немецкая философия: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Соловьев Андрей Эрихович. – М., 1987. – 183 с.Стрельцова Г.В. Пародия на втором этапе немецкого романтизма: дис. на соискание ученой степени канд. фил. наук: 10.01.03 / Стрельцова Галина Вячеславовна. – М., 2004. – 203 с.Тамарченко, Н.Д. Поэтика: слов. актуал. терминов и понятий [Текст] / [гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко]. – М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. – 358 с.Традиции и новаторство немецкого и английского романтизма конца XVIII – начала XIX века: межвуз. сб. науч. тр. / Владимир. гос. пед. ин-т им. П. И. Лебедева-Полянского; [редкол.: П. Б. Гурвич (отв. ред.) и др.]. – Владимир: ВГПИ, 1986. – 146 сФедоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время / Ф.П. Федоров; Даугавпилс. пед. ин-т им. Я. Э. Калнберзиня. – Рига: Зинатне, 1988. – 454,[2] с.Федоров Ф.П. Художественный мир немецкого романтизма: структура и семантика / Ф.П. Федоров. – М.: МИК, 2004 (ППП Тип. Наука). – 366, [1] с.Эккерман И.П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. - М.: Художественная литература,1986. – 670 с.Штейнер Р. Мировоззрение Гёте. – М.: Деметра, 2011 – 192 с.Штайнер Р. Очерк теории познания Гётевского мировоззрения. – М.: Энигма, 2019 – 152 с.Erli Peter. EineUnterrichtskonzeptionzu Johann Wolfgang von Goethes „Faust I“ imLeistungskurs der Jahrgangsstufe 11 auf der Basis des Prinzips der Anschaulichkeit. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.qucosa.de LektürenimUnterricht. Johan Wolfgang von Goethe – Faust I- Literaturunterrichtsfertigaufgearbeitet. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.school-scout.de/extract/56367/1-Vorschau_als_PDF.pdfOxfordDictionaries [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://en.oxforddictionaries.com/Romanticism / ed. by Michael O'Neill a. Mark Sandy. – London; New York: Routledge, 2006. – Vol. 2: Romanticism and history. – 2006. – 411 p. Siskin Clifford. The historicity of romantic discourse / C. Siskin. – New York; Oxford : Oxford univ. press, 1988. – 225 p.Steiner. R. Die Philosophie der Freiheit: Grundzuegeeinermodernen Weltanschauung [Электронныйресурс] – URL: Philosophy of Freedom: I: The Goal of Knowledge (rsarchive.org)СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВАллегория (от греческого «иносказание») – форма высказывания, способ художественного выражения одного явления через другоеВосприятие – процесс, позволяющий получить информацию о явлении в совокупности свойств; сумма ощущенийГносеология – учение о познанииИдеализм – философское направление, считающее сознание, идею основой всего существующегоИнтуиция (от латинского «пристально смотрю», «созерцаю») - способность прямого, ничем не опосредованного постижения истины.Ирония (от греческого «притворство») – философско-эстетическая категория.  Романтическая ирония, по Фр. Шлегелю, заключается в расположении духа, «когда он на все смотрит сквозь пальцы, бесконечно поднимается над всем ограниченным, так же, как и над собственным искусством, добродетелью или гениальностью» Историзм – научный метод рассмотрения явлений в их историческом развитииМеханицизм - метод познания, основанный на признании механической формы движения материи единственно объективной, последовательное проведение этого взгляда приводит к отрицанию качественного многообразия явлений в природе и обществе, к представлению о многообразии как о лишь субъективной иллюзии.Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человекаМистицизм (от греческого «таинственный») - философское учение, а также особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме.Натурфилософия -термин, обозначавший философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознанияОбъективность - отношение к явлению и его характеристикам, процессам, как к независимому от воли и желания человекаПантеизм (от греческого «все» «бог») - философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлениюПарадигма (от греческого «образец) – теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач или совокупность научных взглядоа и понятий, которые на определенном историческом этапе принимаются как истинные и используются для научных исследований Рационализм (от латинского «разум») – философская установка, согласно которой истинными основаниями бытия и познания его являются принципы разума Универсализм (с латинского «совокупность», «общность») - всесторонность, многосторонность, всеохватывающее знаниеУчение – совокупность теоретических положений о явлении действительностиФеномен (от греческого «явление») – явление, данное в чувственном созерцанииАЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙФ. Рунге. Автопортрет. 1802Ф. Рунге. Маленькая Пертес. 1805Ф. Рунге. Мы втроём. 1805Ф. Рунге. Отдых на пути в Египет. 1805Ф. Рунге. Дети Хюльзенбека. 1805 – 1806Ф. Рунге. Родители художника. 1806Ф. Рунге. Пётр на море. 1806 – 1807Ф. Рунге. Портрет Вильгельмины Софьи Хельвиг. 1807Ф. Рунге. УтроК. Фридрих. Странник над морем туманаК. Фридрих. Монах у моряК. Фридрих. Дерево с воронамиК. Фридрих. На парусникеА. Кох. Субъяко. А. Кох. Пик ВеттерхорнА. Кох. Пейзаж с жертвоприношением НояА. Кох. Пейзаж после грозыА. Кох. Героический пейзаж с радугой.Карл Шпицвег. Перехваченное любовное письмо, 1829Карл Швицвег. Книжный червь, 1850Карл Швицвег. Любитель кактусов, 1845Карл Швицвег. Бедный поэт, 1839Георг Керстинг. Вышивальщица, 1812

1. Белинский В.Г. Менцель, критик Гёте. (1840). // Белинский В.Г. СС в 3-х т. Т.1.— М.: ОГИЗ Гослитиздат, 1948. — 800 с
2. Белокурова, С. П. Словарь литературоведческих терминов [Электронный ресурс] / С.П. Белокурова – СПб, 2005. – Режим доступа: http://gramma.ru/, свободный. (Дата обращения: 05.10.2020)
3. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии / Н.Я. Берковский. – СПб.: Азбука-классика, 2001. – 510, [1] с.; 20 см. – (Academia).
4. Библер В. С. Диалог культур и школа XXI века // Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. – Кемерово: АЛЕФ, 1993 – 416 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/872857/
5. Библер В.С. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. /В.С. Библер. - Кемерово: «АЛЕФ» Гуманитарный Центр, 1993. - 416 с.
6. Васинева П.А. Духовные универсалии раннего немецкого романтизма: дис. ... канд. фил. наук: 09.00.03 / Васинева Полина Александровна. – СПб., 2014. – 135 с
7. Вильмонт Н.Н. Гёте. История его жизни и творчества. - М.: ГИХЛ. 1959г. - 334 с
8. Вительс Фриц. Гёте и Фрейд. – М.: ERGO, 2014 – 56 с.
9. Волков И.Ф. “Фауст” Гёте и проблемы художественного метода. - М.: Изд-во Московского университета, 1970. – 264 с.
10. Гёте, И.В. Избранные философские произведения. - М., 1964. – 548 с.
11. Гёте, И.В. Избранные сочинения по естествознанию. – М., 1957. – 324 с.
12. Грачев М. В. Иоганн Вольфганг Гёте как гносеолог и науковед. – М.: Ленанд, 2018 – 200 с.
13. Горохов П. А. Ens realissimum. Жизнь и философия Иоганна Вольфганга Гёте. – М.: ИНФА-М, 2021 – 401 с.
14. Горохов, П.А. К вопросу о «гносеологии» Гёте // Вестник ОГУ. - №2. – 2003. – с. 9 – 14.
15. Goethes Werke. BA. Bd. 1 S. 545
16. Гуляев Н.А. Литературные направления и методы в русской и зарубежной литературе XVIII-XIX веков: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1983. – 144 с.
17. Доманский В. А. Культурологический подход к изучению литературы. / В.А. Доманский // Вестник Томского государственного университета. - 1998. - Т. 266. - С. 38. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://violin.tsu.ru/webdesign/tsu/Library.nsf/designobjects/vestnik267/$file/clapp. html
18. Доманский В.А. Литература и культура: культурологический подход к изучению словесности в школе. / В.А. Доманский. - М.: Флинта, Наука, 2002. — 368 с
19. Жаринов Е.В. Роковой романтизм. Эпоха Демонов / Е.В. Жаринов. – М. : АСТ, Времена, 2020. – 544 с.
20. Жирмунский, В.М. Религиозное отречение в истории романтизма: Материалы для характеристики Клеменса Брентано и гейдельбергских романтиков [Текст] / В.М. Жирмунский. – М.: С.И. Сахаров, 1919. – 295 с.
21. Жирмунский В.М. Гёте в русской литературе. - Л.: Наука, 1982. — 560 с.
22. Жирмунский В.М. Творческая история «Фауста» // Жирмунский В.М. Очерки по истории немецкой классической литературы. – Л.: Художественная литература, 1972. – 495 с.
23. Кaган М. С. Эстетика как философская наука. / М.С. Каган. – СПб.: Петрополис, 1997. – 544 с
24. Канаев И. И. Гёте как естествоиспытатель. – М.: Ленанд, 2019 – 472 с.
25. Конради К. О. Гёте. Жизнь и творчество. Т. 2. Итог жизни. Пер. с нем. / Общая редакция А. Гугнина. — М.: Радуга, 1987. — 648 с.
26. Конради К. О. Гёте. Жизнь и творчество. Т. I. Половина жизни. Пер. с нем./ Предисл. и общая редакция А. Гугнина. — М.: Радуга, 1987. — 592 с
27. Луков, В.А. Предромантизм: культурное явление и пути его осмысления [Электронный ресурс] / В.А. Луков // Знание. Понимание. Умение. – № 1. – 2010. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/predromantizmkulturnoe-yavlenie-i-puti-ego-osmysleniya, свободный. (дата обращения: 07.05.2021).
28. Малахаева С.К. Романтическое жизнетворчество как стратегия субъективации человека в современном обществе: дис. ... канд. фил. наук: 09.00.11 / Малахаева Светлана Карловна. – Улан-Удэ, 2013. – 160 с
29. Месяц, С.В. ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ И ЕГО УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ) / СВ. Месяц. — М.: Кругъ, 2012. — xxxii + 464 с.
30. Николюкин, А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст] / А.Н. Николюкин. – М., Интелвак, 2001. – 1600 с
31. Садунова Н.В. Философия любви немецкого романтизма: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Садунова Наталия Владимировна. – Тверь, 2009. – 154 с
32. Сафрански Р. Гёте: жизнь как произведение искусства. – М.: ДЕЛО, 2018 – 704 с.
33. Соловьев А.Э. Романтическая концепция иронии и классическая немецкая философия: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Соловьев Андрей Эрихович. – М., 1987. – 183 с.
34. Стрельцова Г.В. Пародия на втором этапе немецкого романтизма: дис. на соискание ученой степени канд. фил. наук: 10.01.03 / Стрельцова Галина Вячеславовна. – М., 2004. – 203 с.
35. Тамарченко, Н.Д. Поэтика: слов. актуал. терминов и понятий [Текст] / [гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко]. – М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. – 358 с.
36. Традиции и новаторство немецкого и английского романтизма конца XVIII – начала XIX века: межвуз. сб. науч. тр. / Владимир. гос. пед. ин-т им. П. И. Лебедева-Полянского; [редкол.: П. Б. Гурвич (отв. ред.) и др.]. – Владимир: ВГПИ, 1986. – 146 с
37. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время / Ф.П. Федоров; Даугавпилс. пед. ин-т им. Я. Э. Калнберзиня. – Рига: Зинатне, 1988. – 454,[2] с.
38. Федоров Ф.П. Художественный мир немецкого романтизма: структура и семантика / Ф.П. Федоров. – М.: МИК, 2004 (ППП Тип. Наука). – 366, [1] с.
39. Эккерман И.П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. - М.: Художественная литература,1986. – 670 с.
40. Штейнер Р. Мировоззрение Гёте. – М.: Деметра, 2011 – 192 с.
41. Штайнер Р. Очерк теории познания Гётевского мировоззрения. – М.: Энигма, 2019 – 152 с.
42. Erli Peter. Eine Unterrichtskonzeption zu Johann Wolfgang von Goethes „Faust I“ im Leistungskurs der Jahrgangsstufe 11 auf der Basis des Prinzips der Anschaulichkeit. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.qucosa.de
43. Lektüren im Unterricht. Johan Wolfgang von Goethe – Faust I- Literatur unterrichtsfertig aufgearbeitet. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.school-scout.de/extract/56367/1-Vorschau_als_PDF.pdf
44. Oxford Dictionaries [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://en.oxforddictionaries.com/
45. Romanticism / ed. by Michael O'Neill a. Mark Sandy. – London; New York: Routledge, 2006. – Vol. 2: Romanticism and history. – 2006. – 411 p.
46. Siskin Clifford. The historicity of romantic discourse / C. Siskin. – New York; Oxford : Oxford univ. press, 1988. – 225 p.
47. Steiner. R. Die Philosophie der Freiheit: Grundzuege einer modernen Weltanschauung [Электронный ресурс] – URL: Philosophy of Freedom: I: The Goal of Knowledge (rsarchive.org)

Вопрос-ответ:

Что такое гносеология и какое место она занимает в парадигме научной культуры XVIII века?

Гносеология - это наука о познании, о путях и методах приобретения знаний. В парадигме научной культуры XVIII века гносеология занимает важное место, так как это время было отмечено рационализмом и преобладанием научных методов в изучении мира.

Какие особенности отличают романтизм как идейное и художественное направление?

Романтизм характеризуется стремлением к свободе и самовыражению, эмоциональной индивидуальности и возвышенным чувствам. Это идейное и художественное направление, в котором большое внимание уделяется эмоциям, фантазии, национальным традициям и мифологии.

Какие основные особенности творчества художников немецкого романтизма?

Творчество художников немецкого романтизма отличается преобладанием романтической философии и эмоционального подхода к искусству. Они стремились выразить свои внутренние мир красками и формами, часто использовали мотивы природы, мистики и сказки.

Какое значение имело учение о цвете для живописных поисков художников немецкого романтизма?

Учение о цвете имело большое значение для живописных поисков художников немецкого романтизма. Они интересовались эмоциональной силой цвета и его способностью передавать настроение и впечатления. Использование определенных цветовых комбинаций было символическим и помогало создать нужную атмосферу в работах.

Какова историко-культурная ситуация в Германии и парадигма научной культуры Европы в конце XVIII - начале XIX веков?

Историко-культурная ситуация в Германии в конце XVIII - начале XIX веков была отмечена возникновением романтизма как идейного и художественного направления. В то же время в Европе преобладала научная культура, основанная на рационализме и научных методах познания мира.

Кто были художники немецкого романтизма?

Художники немецкого романтизма были представителями идеологического и художественного течения в Германии в конце XVIII - начале XIX века. К ним относились такие художники, как Каспар Давид Фридрих, Филипп Отто Рунге, Карл Фридрих Шинкель и другие.

В чем состояла историко-культурная ситуация в Германии в конце XVIII - начале XIX века?

В Германии в это время сложилась особая историко-культурная ситуация, характеризующаяся поиском новых идей, философскими дискуссиями и переосмысливанием привычных ценностей. Также это был период формирования новой научной культуры, которая определяла парадигму научных исследований в Европе.

Какие особенности творчества художников немецкого романтизма?

Творчество художников немецкого романтизма отличалось преобладанием эмоциональной и символической нагрузки, стремлением к глубокому пониманию природы, вниманию к духовным и философским аспектам жизни. Они использовали в своих работах мистические и сказочные сюжеты, а также обращались к символам и архетипам.

Что такое гносеология в парадигме научной культуры XVIII века?

Гносеология в парадигме научной культуры XVIII века была наукой о познании и исследовала вопросы о природе познания, источниках знания и методах познания мира. Она отличалась философским подходом к изучению познания и ставила в центр внимания рациональное мышление и логическое устройство знания.

Зачем художникам немецкого романтизма учились о цвете и какое значение он имел для их живописных поисков?

Художники немецкого романтизма учились о цвете, поскольку он имел большое значение для их живописных поисков. Они использовали цвет, чтобы передать свои эмоции и создать особую атмосферу в своих работах. Цвет был одним из важных средств выражения и средством передачи смысла и символики.

Какие особенности творчества художников немецкого романтизма?

Основные особенности творчества художников немецкого романтизма включают в себя интерес к природе, мистическим и мифологическим темам, использование ярких цветов, экспрессивное изображение эмоций и чувств, а также стремление к выражению глубинных духовных и философских идей.

Какие принципы гносеологии были важны для художников немецкого романтизма?

Художники немецкого романтизма интересовались принципами гносеологии, которые включали в себя исследование процесса познания и взаимосвязи между субъектом и объектом познания. Они стремились представить свои идеи и эмоции через искусство, используя знания о природе, мифологии и философии.