Содержание методики обучения основным двигательным действием в лыжной подготовке детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Методика преподавания
  • 9292 страницы
  • 53 + 53 источника
  • Добавлена 08.01.2022
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы методики обучения основным двигательным действиям в лыжной подготовке детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 5
1.1. Нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА) и их основные особенности 5
1.2. Основы техники передвижения на лыжах 14
1.2.1. Требования, предъявляемые к технике передвижения на лыжах 15
1.2.2. Терминологические понятия и основные движения лыжника 17
1.2.3. Взаимосвязь сил, действующих при передвижении лыжника 19
1.2.4. Классификация способов передвижения на лыжах 21
1.3. Характеристика формирования основных двигательных действий у детей с ОДА (на примере ДЦП) 23
Глава 2. Методы и организация исследования 36
2.1. Методы исследования 36
2.2. Организация исследования 54
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 56
3.1. Содержание работы по обучению основным двигательным действиям в рамках лыжной подготовки детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 56
3.2. Оценка эффективности проведенной работы 61
Выводы 85
Практические рекомендации 89
Литература 92

Фрагмент для ознакомления

Количество детей со средним и ниже по средней уровню функционирования ССС после реализации предложенной технологии увеличилась в 1,7 и 1,3 раза соответственно, в результате значительного, почти в три раза, уменьшение лиц с низким уровнем вегетативного обеспечения мышечной деятельности. В контрольной же группе, наоборот, при неизменной общей ситуации, произошло увеличение на 5,3% количества детей этой категории.Насколько бы эффективно не функционировала ССС, обеспечивая достаточную перфузию тканей, без адекватного функционирования дыхательной системы не можно достичь оптимального уровня двигательной активности.Результаты обследования детей с контрольной и экспериментальной групп по показателю ЖЕЛ обобщены в табл. 3.5.Таблица 3.5Изменение показателей ЖЕЛ у младших школьников с церебральным параличом в течение реализации технологии (л)Этапы технологииИсследуемые группыРазница (в %)ВероятностьЭкспериментальная n = 18Контрольная n = 19М ± mМ ± mИсходный уровень1,38 ± 0,0121,41 ± 0,0162,1р>0,05И Этап1,69 ± 0,0251,46 ± 0,02113,6р<0,001II Этап1,50 ± 0,0381,32 ± 0,03112,0р<0,01Как видим из таблицы 3.5., за этим показателем статистически достоверная разница между обследуемыми экспериментальной и контрольной групп наблюдалась после обоих этапов внедрения разработанной технологии. После первого этапа в экспериментальной группе за средними значениями ЖЕЛ была выше на 0,23 л, или 13,6%, а после второго - на 0,18 л, или 12,0%, чем у детей из контрольной группы.Значительный прирост ЖЕЛ в экспериментальной группе после первого этапа реализации представленной технологии был связан как с его насыщенностью специализированными средствами коррекции дыхательной функции, так и общей продолжительности. У детей из контрольной группы показатель ЖЕЛ оставался на исходном уровне.После второго этапа технологии было зарегистрировано снижение средних величин ЖЕЛ у детей из обеих групп. И хотя в разработанных комплексах физических упражнений, которые выполняли дети из экспериментальной группы, тренировке дыхания уделялось значительное внимание, отсутствие стабилизации этого показателя на достигнутом уровне мы склонны связывать с неполным или нарушенным выполнением наших рекомендаций, а также со снижением объема специализированной аэробной мышечной активности детей на самостоятельном этапе эксперимента.Подобные результаты мы получили и в процессе исследования динамики ЧД у школьников из обеих групп.Так, после первого этапа в экспериментальной группе за средними значениями ЧД была меньше на 3,9, или 16,4%, а после второго - на 3,1 дыхательных цикла за минуту, или 12,1%, чем у детей из контрольной группы.Как и в случае с ЖЕЛ, заметное ухудшение показателей ЧД после самостоятельного этапа предлагаемой технологии по сравнению с предыдущими достижениями наблюдалось у детей из обеих групп, однако в экспериментальной группе средняя величина ЧД не достигла исходного уровня, тогда как в контрольной группе стала хуже за исходный уровень.Таким образом, полученные данные и собственные наблюдения дают возможность утверждать, что использование специализированных дыхательных упражнений и организация целенаправленной аэробной мышечной деятельности средней интенсивности в структуре коррекционно-оздоровительных занятий с детьми, больными на ДЦП, дают возможность значительно улучшить деятельность дыхательной системы этой нозологии детей, а ее функциональные показатели приблизить до уровня здоровых сверстников.Влияние разработанной технологии на динамику двигательных возможностей и уровень двигательной активности младших школьников с ДЦП. Проанализировав прирост подвижности в суставах детей младшего школьного возраста с ДЦП после школьного этапа предлагаемой технологии, мы обнаружили различную динамику изменений пассивного и активного ее компонентов.Так, приведенные в табл. 3.6. данные позволяют констатировать незначительный характер изменений пассивной подвижности в суставах в обеих исследуемых группах. Наибольший прирост показателей пассивной подвижности был зафиксирован при сгибании кисти. В экспериментальной группе положительная динамика составила 8,00, или 13,9% от исходного уровня (р<0,05), в контрольной группе она была почти вдвое меньше (4,00, или 6,9%) и статистической вероятности не имела.Кроме того, в экспериментальной группе по сравнению с исходными данными достоверно увеличилась амплитуда во время пассивного сгибания в локтевом (на 4,90, или 4,1%) и коленном (на 6,90, или 5,1%) суставах, отведении бедра (на 4,50, или 12,9%). В контрольной группе изменения этих и всех других показателей были малозаметными и не отличались достоверностью.Таблица 3.6Динамика показателей пассивной подвижности в суставах у младших школьников с ДЦП после реализациипервого этапа технологии (в 0)Виды движенийЭкспериментальная группа (n=18)Контрольная г]суп (n=19)Выходной уровеньИ Этап технологииВыходной уровеньИ Этап технологииПлечевой суставСгибание167,8 ± 1,24169,1 ± 1,46169,5 ± 1,28169,7 ± 1,14Разгибание49,9 ± 1,4551,2 ± 2,3148,4 ± 1,8950,0 ± 2,49Локтевой суставСгибание116,1 ± 1,79*121,0 ± 1,15*117,3 ± 2,12120,1 ± 2,29Променевозап'ястковий суставСгибание57,4 ± 2,45*65,4 ± 2,19*58,0 ± 3,2562,0 ± 3,45Разгибание51,4 ± 2,1554,6 ± 2,8150,7 ± 2,8951,3 ± 2,29Тазобедренный суставСгибание142,0 ± 1,15145,1 ± 1,34139,8 ± 1,76141,5 ± 2,19Разгибание21,3 ± 1,0723,2 ± 1,2520,1 ± 1,4920,8 ± 1,79Отвода30,3 ± 1,17*34,8 ± 1,45*31,4 ± 1,8532,1 ± 2,06Приведение39,6 ± 1,1540,1 ± 1,2440,2 ± 1,0640,0 ± 1,29Супинация36,5 ± 2,4441,3 ± 2,2638,4 ± 2,1239,9 ± 2,22Пронация49,2 ± 0,8550,1 ± 0,2650,2 ± 1,1549,3 ± 1,06Коленный суставСгибание127,1 ± 1,75*134,0 ± 2,11*129,2 ± 2,17132,0 ± 2,29Голеностопный суставСгибание38,3 ±2,1442,6 ± 2,3739,5 ± 3,1240,1 ± 2,48Разгибание17,5 ± 2,3619,1 ±3,1619,1 ± 2,7618,5 ± 3,46Примечание. * - достоверное отличие (р<0,05).Прирост показателей активной подвижности в суставах по сравнению с показателями при пассивном выполнении движений, в обеих группах был выше (табл. 3.7).Таблица 3.7Динамика показателей активной подвижности в суставах у младших школьников с ДЦП после реализациипервого этапа технологии (в 0)Виды движенийЭкспериментальная группа (n=18)Контрольная группа (n=19)Выходной уровеньИ Этап экспериментаИсходный уровеньИ Этап экспериментаПлечевой суставСгибание154,5 ± 2,39155,1 ± 1,48153,8 ± 2,76150,1 ± 1,87Разгибание33,6 ± 2,41*39,0 ± 1,49*34,9 ± 2,6335,7 ± 2,13Локтевой суставСгибание108,1 ± 2,49*115,4 ± 2,15*109,3 ± 3,06112,4 ± 3,12Променевозап ’ястковий суставСгибание45,3 ± 2,12*52,9 ± 2,01*47,7 ± 3,2249,1 ± 3,18Разгибание39,5 ± 2,21*45,4 ± 2,12*41,3 ± 2,0645,9 ± 2,17Тазобедренный суставСгибание118,0 ± 1,01120,3 ± 0,94119,2 ± 1,12119,6 ± 0,86Разгибание11,8 ± 2,0612,0 ± 1,0612,2 ± 2,3511,4 ± 2,15Отвода20,7± 2,56*26,3 ± 1,48*21,6 ± 2,4823,6 ± 2,19Приведения28,6 ± 1,7929,0 ± 1,1527,1 ± 1,6228,1 ± 1,53Супинация26,5 ± 2,61*35,1 ± 2,21*27,9 ± 2,7330,0 ± 2,59Пронация39,8 ± 1,3041,6 ± 1,2840,2 ± 1,2540,7 ± 1,22Коленный суставСгибание110,3 ± 2,16*118,4 ± 1,46*111,7 ± 3,21114,3 ± 3,06Голеностопный суставСгибание29,4 ± 1,45*36,4 ± 1,85*31,2 ± 3,0633,1 ± 2,69Разгибание11,0 ± 2,1512,2 ± 1,9512,7 ± 2,0613,0 ± 2,01Примечание: * - достоверное отличие (р<0,05).Кроме того, в экспериментальной группе также увеличилось количество суставов, подвижность в которых была достоверно выше, чем у детей из контрольной группы. На этот раз позитивные изменения наблюдались во время выполнения разнообразных движений во всех суставах верхних и нижних конечностей.Наибольший прирост по сравнению с исходным уровнем было зафиксировано во время отведения и супинации бедра (на 5,60, или 27,0% и 8,60, или 32,4% соответственно). Прирост активной подвижности в променевозап'ястковому суставе в среднем составил при разгибании кисти 5,90, или 14,9%, а при ее сгибании - 7,60, или 16,8%. Относительно голеностопного сустава, то показатель сгибания вырос в среднем на 7,00, или 23,8%. Активное разгибание плеча достоверно улучшилось в среднем - на 5,40, или 16,0%, сгибание предплечья - на 7,30, или 6,7% и голени на - 8,10, или 7,6% соответственно. В контрольной группе все изменения статистической достоверностью не отличались.Анализируя полученные результаты, необходимо отметить, что преимущественное увеличения активной подвижности в указанных суставах является чрезвычайно важным свидетельством эффективности проведенной коррекционно-оздоровительной работы, поскольку степень развития именно этого вида подвижности является одной из предпосылок расширения двигательныхвозможностей и повышение двигательной активности в целом. Также можно констатировать, что в данном случае этого результата достигнуты благодаря положительным функциональным изменениям, которые произошли в опорно-двигательном аппарате детей под целенаправленным влиянием разработанных нами мероприятий.После второго этапа предложенной технологии существенных изменений в показателях как активной, так и пассивной подвижности в суставах в обеих группах зафиксировано не было.В ходе анализа изменений показателей абсолютной мышечной силы, которые состоялись в течение первого этапа реализации технологии, были выяснены их особенности и выразительность у детей из исследуемых групп (табл. 3.8).Таблица 3.8Динамика распределения младших школьников по уровням развития абсолютной мышечной силы послереализации первого этапа технологии (в %)Части тела иГруппымышцУровне развития мышечной силыИсследуемый контингентЭГ (n = 18)КГ (n = 19)К экспериментуПосле экспериментаК экспериментуПосле экспериментаТуловищеСгибателиНизкий22,2-15,715,7Ниже по средней66,677,868,468,4Средний11,222,215,915,9РазгибателиНизкий22,2-21,021,0Ниже по средней77,877,879,079,0Средний-22,2--ПлечоСгибателиНиже по средней42,111,244,436,8Средний57,955,255,663,1Выше за средний-33,3--РазгибателиНизкий16,75,510,55,3Ниже по средней44,438,947,452,6Средний38,955,642,142,1ПередпредплечьеСгибателиНизкий16,7-10,55,3Ниже по средней83,366,784,289,4Продолжение табл. 3.8Средний-33,35,35,3РазгибателиНизкий11,1-5,2-Ниже среднего88,866,794,8100,0Средний-33,3--БедроСгибателиНиже по средней50,033,352,647,4Средний50,066,747,452,6РазгибателиНиже по средней77,855,678,968,5Средний22,244,421,131,5ГоленьСгибателиНизкий27,811,231,626,3Ниже по средней72,272,268,473,7Средний-15,7--РазгибателиНизкий11,2-15,95,3Ниже по средней88,877,884,194,7Средний-22,2--СтопаСгибателиНизкий5,5---Ниже по средней88,977,889,489,4Средний5,622,210,610,6Как видим, во времясгибания и разгибаниятуловищазаметныеизменениябылиотмеченытолько в экспериментальнойгруппе - в два разаувеличилоськоличестволицсосреднимуровнемразвитиясилысоответствующихмышц за счетотсутствиялиц с низкимуровнем и уменьшение на 11,% численностидетей с нижесреднегоуровнемразвитияпоказателя, чтоизучался.До внедрения технологии 42,1% обследованных с экспериментальной и 44,4% из контрольной группы, выполняя сгибание в плечевом суставе, демонстрировали уровень силы ниже по средней. После первого этапа реализации технологии количество таких детей снизилось в экспериментальной группе почти в 4 раза (11,2%), а в контрольной - лишь до 36,8%. Кроме того, 33,3% детей из экспериментальной группы выполняли сгибания с высшим за средний уровнем силы соответствующих мышц, чего не наблюдалось до эксперимента.По разгибание, то в экспериментальной группе почти в 1,5 раза возросло количество лиц со средним уровнем развития этой функции (38,9% и 55,6%), что произошло преимущественно за счет уменьшения численности лиц с низким уровнем. В контрольной группе также произошло, но менее выраженное уменьшение детей этой категории на фоне одновременного увеличения количества лиц с уровнем ниже за средний.До внедрения технологии, сгибая предплечье, ни один ученик из экспериментальной группы не демонстрировал среднего уровня развития абсолютной силы соответствующих мышечных групп. После первого этапа технологии количество таких детей составляла 33,3%, с уровнем ниже за средний - 66,7%, низкий уровень не был засвидетельствован. В контрольной группе положительные изменения выражались в незначительном уменьшении численности детей с низким уровнем, подавляющее большинство детей из этой группы (89,4%) отличались более низким по средней уровню развития мышц которые выполняют сгибание предплечья. Подобная ситуация наблюдалась и во время выполнения разгибания предплечья.Исходный средний уровень развития силы мышц-сгибателей бедра было констатировано у половины детей из обеих групп (50,0% в экспериментальной и 47,4% в контрольной). Под воздействием мероприятий, предусмотренных первым этапом предложенной технологии, количество таких детей в экспериментальной группе увеличилось на 16,7%. В контрольной группе положительные изменения были менее заметными.До внедрения технологии в незначительной части детей обеих групп (22,2 в экспериментальной и 21,1% в контрольной) сила мышц-разгибателей бедра была развита на среднем уровне. После первого ее этапа количество таких детей в экспериментальной группе возросла вдвое (44,4%), а в контрольной группе - в 1,5 раза (31,5%).Сила мышц, которые выполняют сгибание голени, оценивалась как низкая у 27,8% детей из экспериментальной группы, после - их количество уменьшилось до 11,2%, кроме того, в 15,7% развитие абсолютной силы этих мышц достиг среднего уровня. В контрольной группе изменения были менее существенными. Во время исследования силы мышц-разгибателей голени 11,2% детей экспериментальной и 15,9% контрольной групп имели низкий уровень развития силы этих мышц. После первого этапа технологии в экспериментальной группе таких детей не наблюдалось, а в контрольной уменьшилось до 5,3%. Также в экспериментальной группе повышение силы до среднего уровня наблюдалось у 22,2% школьников.После проведения коррекционно-реабилитационной работы в экспериментальной группе также улучшилось функциональное состояние мышц, которые принимают участие в сгибании стопы. Так, произошло существенное увеличение числа лиц со средним уровнем развития соответствующих мышц (на 16,6%), а также уменьшение численности учащихся с уровнем ниже за средний, низкого уровня вообще не было засвидетельствовано. В контрольной группе показатели остались неизменными: 89,4% детей с уровнем ниже за средний и 10,6% с средней силой мышц-сгибателей стопы.Анализ результатов измерения абсолютной силы мышц у детей из экспериментальной группы после второго (самостоятельного) этапа разработанной технологии показал сохранения изменений, достигнутых предварительно, на том самом уровне, почему способствовало добросовестное выполнение детьми разработанных индивидуальных комплексов физических упражнений. В контрольной группе за этот же период произошло снижение мышечной силы верхних конечностей и туловища почти до исходного уровня.Координационные способности являются одними из самых сложных двигательных качеств человека, степень развития которых значительно влияет на качественные и количественные характеристики двигательных действий, которыми овладевает человек в онтогенезе, и ограничивает их [25-27].Для контроля за динамикой координационных способностей детей младшего школьного возраста с ДЦП в течение формирующего эксперимента мы применяли тестовые задания на статическое (по Есть.Я. Бондаревським) и динамическую (по В.И. Лях) равновесие и способность к ориентированию в пространстве (по В. Старостой). В процессе исследования статической использовались два варианта тестов. Первый из них предусматривал удержание равновесия в одноопорному положении с открытыми глазами, второй - с закрытыми.Анализ динамики способности удерживать равновесие в неподвижном положении после первого этапа технологии (табл. 3.9) показал выраженное роста этих показателей у детей из экспериментальной группыТаблица 3.9Динамика показателей равновесия детей с в течение реализации технологии (в 0)Этапы технологии№ тестаИсследуемые группыРазница (в %)ВірогідностьЭкспериментальная n = 18Контрольная n = 19М ± mМ ± mСтатическое равновесие, сек.Выходной110,8 ±1,6311,0 ± 1,421,8р>0,05уровень21,7 ± 4,861,9 ± 5,2110,5р>0,05И Этап120,1 ± 2,1313,3 ± 1,5933,8р<0,0529,3 ± 2,963,0 ± 5,1567,7р>0,05II Этап114,3 ± 1,936,4 ± 1,0555,2р<0,0125,1 ± 1,180100р<0,05Динамическое равновесие, сек.Выходной уровень22,2 ± 2,1522,8 ± 2,521,9р>0,05И Этап15,4 ± 0,9623,0 ± 1,2530,0р<0,01II Этап18,3 ± 1,3426,8 ± 2,1931,7р<0,01Какмы можем видеть, средняяпродолжительностьсохраненияравновесия во времявыполненияпервоговарианта тестового задания в этойгруппеувеличиласьпочтивдвое и былавыше на 6,8 сек., или 33,8%, чем в контрольнойгруппе, прирост в которойбылнезначительным (р>0,05).Продолжительность удержания равновесия при условии выключенного зрительного контроля (тест №2) также более заметно возросла в экспериментальной группе и, хотя различия как по проценту прироста, так и за абсолютными величинами между группами не были достоверными (р>0,05), все дети из этой группы успешно справились с задачей, тогда как в контрольной группе большинство детей не смогла его выполнить.После второго этапа технологии, в течение которого дети находились дома, существенное снижение (р<0,05) показателей статического равновесия было отмечено в обеих исследуемых группах. Однако в экспериментальной группе снижение не достигло исходного уровня, зато в контрольной группе способность к сохранению статического равновесия после второго этапа стала значительно меньшей, чем до эксперимента.Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о недостаточной стабилизационный эффект разработанных средств второго этапа технологии, потому что с целью предотвращения травм, упражнения на сохранение равновесия детям предлагали выполнять дома преимущественно из коленно-локтевого и коленно-кистевого положения, что негативно повлияло на способность удерживать равновесие в обычном вертикальном положении тела.Аналогичные результаты были получены также во время исследования изменений показателей динамического равновесия у детей с ДЦП в течение обоих этапов предложенной технологии, которые представлены в табл. 3.9 и рис. 3.6.Как и в предыдущем случае, достоверное уменьшение длительности выполнения поворотов на гимнастической скамье состоялось после первого этапа реализации технологии только в экспериментальной группе под влиянием различных игр и упражнений, в ходе которых дети совершали обороты и повороты индивидуально, в парах или группами двигались по кругу, выполняли различные игровые задания на неподвижных повышенных опорах и тому подобное. Этот показатель был в 1,5 раза лучше, чем у детей из контрольной группы (15,4±0,96 и 23,0±3,25 сек. соответственно). После второго этапа - отмечено ухудшение (р>0,05) показателей динамического равновесия в обеих группах. Однако, в экспериментальной группе снижение не достигло исходного уровня, зато в контрольной группе этот показатель стал ниже, чем до эксперимента.Во время рассмотрения динамики способности к ориентированию в пространстве, которая определялась по результативности прыжка с максимальным кругом без помощи рук (первый вариант) и с махом руками (второй вариант), наблюдалось значительное улучшение результатов после первого этапа с последующей стабилизацией на втором этапереализации технологии в обеих группах. Общий прирост и абсолютные значения показателей координации движений после обоих этапов технологии были достоверно выше в экспериментальной группе.Так, после школьного этапа реализации предложенной технологии величина вращения во время прыжка в первом варианте в экспериментальной группе была на 16,4%, а во втором варианте - на 14,1% выше, чем в контрольной.Таблица 3.10Результаты определения способности к ориентированию в пространстве учащихся с ДЦПза этапами технологии (в 0)Этапы технологии№ тестаИсследуемые группыРазница (в %)ВероятностьЭкспериментальная n = 18Контрольная n = 19М ± mМ ± mВыходной1152,4 ± 7,24149,0 ± 8,102,2р>0,05уровень2182,3 ± 8,13185,1 ± 8,251,5р>0,05И Этап1190,4 ± 5,17159,2 ± 7,2016,4р<0,012227,6 ± 6,22195,3 ± 8,1214,1г<0,01ІІ Этап1186,1 ± 5,36154,7 ± 7,4516,8р<0,012219,5 ± 6,12185,8 ± 7,0215,3р<0,05После самостоятельного этапа ситуация существенно на изменилась, превосходство детей из экспериментальной группы в первом варианте теста составляла 16,8%, во втором - 15,3%.За период формирующего эксперимента произошли позитивные изменения и в развитии мелкой моторики (табл. 3.11).Для контроля за динамикой этих показателей проводили тестирование, которое предусматривало выполнение различных манипуляций с 20 грецкими орехами. Первый тест предусматривал исследования простой функции рук во время перекладывания орехов одной рукой со стола в коробки, второй было направлено на выявление способности к координации мануальных манипуляций в ходе разложения орехов по 4 коробках в определенной последовательности, третий - на возможность одновременного осуществления манипуляций обеими руками во время перекладывание орехов, четвертый - на способность последовательного осуществления мануальных манипуляций с орехами.Этапы технологии№ тестаИсследуемые группыРазница (в %)ВероятностьЭкспериментальная n = 18Контрольная n = 19М ± mМ ± mВыходной155,8 ± 5,1353,6 ± 5,344,1р>0,05уровень264,0 ± 5,2962,3 ± 5,462,6р>0,05346,1 ± 6,1845,7 ± 6,250,8р>0,05457,3 ± 4,3555,4 ± 4,513,3р>0,05И Этап131,4 ± 3,4751,1 ± 5,1238,5р<0,01249,7 ± 3,1763,6 ± 5,0121,8р<0,05340,2 ± 4,0144,5 ± 4,399,7р>0,05448,4 ± 2,3556,7 ± 4,1119,9р<0,05Таблица 3.11II Этап133,7 ± 3,0262,8 ± 6,3946,3р<0,05252,8 ± 3,1769,7 ± 5,0324,2р<0,05342,2 ± 4,5660,0 ± 4,8729,7р<0,05449,7 ± 2,4867,4 ± 5,9126,3р<0,05Как видим из приведенных в таблице данных, более позитивные изменения наблюдались в экспериментальной группе. Так, после первого этапа реализации разработанной технологии в этой группе произошло достоверное (р<0,05) улучшение выполнения всех тестовых заданий, кроме одного, которое требовало одновременного осуществления движений обеими руками. Наибольший прирост успешности наблюдался во время выполнения первого тестового задания и составил 43,7% от исходного уровня. Кроме того, прирост успеваемости составил 22,3% при выполнении второго теста и 15,5% при выполнении четвертого. В контрольной группе за этот период существенных изменений не произошло.Следует также отметить, что значительный рост успеваемости указанных манипуляций произошло за счет уменьшения количества ошибок, которых допускали дети в процессе их выполнения. Так, в среднем на 16,7% уменьшилось количество ошибок, связанных с произвольным захватыванием и отпусканием предметов, у 88,9% детей исчезли ошибки в последовательности и общем направлении выполнения соответствующих двигательных действий. У детей из контрольной группы позитивных изменений не произошло.После второго этапа предложенной технологии показатели детей из экспериментальной группы почти не изменились, то есть наблюдалась их стабилизация на достигнутом высоком уровне, тогда как в контрольной группе произошло их заметное ухудшение.Из обзора на полученные данные, стоит отметить, что положительные результаты развития мелкой моторики в экспериментальной группе объясняются исключительно влиянием специализированных мероприятий в рамках предложенной развития двигательной активности. Исключительно важно, что они доказывают высокую эффективность, а следовательно, необходимость осуществления и поддержки развития мелкой моторики в домашних условиях, особенно в период каникул, когда ребенок меньше пишет или рисует.Положительные изменения морфолого-функционального состояния, расширения двигательных возможностей и создания соответствующих организационно-педагогических условий в течение школьного этапа разработанной технологии в значительной степени способствовало развитию двигательной активности учащихся экспериментальной группы. Эти изменения отражены на рис. 3.7.Общий уровень двигательной активности, который определялся с помощью хронометража повседневной бытовой, учебной и специально организованной двигательной деятельности, в обеих группах в начале эксперимента не отличался. Индекс двигательной активности за неделю (ИРА) составил 15,45±0,89% в экспериментальной группе и 15,92±0,74% в контрольной. Под влиянием разработанной технологии развития двигательной активности у детей из экспериментальной группы после первого этапа ее реализации наблюдалось достоверное увеличение ИРА до 20,29%, то есть на 5,44% (р<0,01). В контрольной группе этот прирост составил лишь 0,08%.После второго этапа внедрения технологии, который проводился в домашних условиях, в экспериментальной группе наблюдалось незначительное снижение общего уровня двигательной активности - на 1,94%. Зато в контрольной группе за это же время произошло существенное снижение двигательной активности с 16,0% до 13,35%, то есть на 2,65%.На основании анализа данных исследования морфолого-функциональных показателей и двигательных возможностей детей младшего школьного возраста было разработано нетрадиционную технологию развития двигательной активности. Ее содержание и направления было структурировано за тремя взаимосвязанными и взаимодополняющими блоками, каждый из которых имел свои задачи и особенности реализации.Систематическое и комплексное применение средств компенсаторно-восстановительного, организационно- методического и информационно-деятельностного блоков дало возможность значительно улучшить двигательный статус младших школьников, больных ДЦП, из экспериментальной группы в течение обоих этапов (школьного и самостоятельного) реализации технологии - ИРА достоверно вырос на 5,44% (р<0,01).После первого этапа реализации представленной технологии вероятен рост двигательной активности младших школьников из экспериментальной группы произошло за счет улучшения функционального состояния кардиореспираторной системы, расширение и совершенствование двигательных возможностей, а именно: подвижности в суставах, силовой подготовки, способно сти удерживать равновесие и ориентироваться в пространстве, осуществлять мануальные манипуляции с мелкими предметами, которые оказались выше за соответствующие показатели детей из контрольной группы.После первого этапа представленной технологии за средними значениями прирост веса тела у детей из экспериментальной группы составил 3,5 кг, или 12,7% (в контрольной группе - 1,5 кг, или 6,4%), ОГК - 5,0 см, или 8,3% (в контрольной группе - 2,4 см, или 3,9%). Величина кистевой динамометрии у детей из экспериментальной группы увеличилась на 3,9 кг, или 40,2%, тогда как в контрольной группе этот показатель остался неизменным.ЖЕЛ у детей из экспериментальной группы была выше на 0,23 л, или 13,6%, чем у детей контрольной группы. ЧД в экспериментальной группе была меньше на 3,9 дыхательных циклов за мин., или на 16,9%; ЧСС - на 10,4 сокращений по мин., или на 11,3%; ДАТ - на 8,8 мм рт. ст., или на 12,8% в состоянии относительного физиологического покоя по сравнению с детьми контрольной группы. Улучшение функционирования кардиореспираторной системы в состоянии относительного физиологического покоя в экспериментальной группе оказалось в уменьшении количества детей со значительно выраженной симпатикотонією до 55,5%. В контрольной группе этот показатель остался неизменным - 78,9%.Положительные изменения в деятельности сердечно-сосудистой системы в экспериментальной группе наблюдались во время выполнения стандартной физической нагрузки динамического характера. Вследствие улучшения вегетативного обеспечения мышечной деятельности в течение формирующего этапа эксперимента количество детей с средним и ниже по средней уровнями функционирования сердечно-сосудистой системы увеличилась в 1,7 и 1,3 раза соответственно. В контрольной группе этот показатель не изменился.Прирост пассивной подвижности в суставах у детей обеих групп оказался несущественным. Однако, благодаря улучшению функционального состояния и заметному увеличению абсолютной силы соответствующих мышечных групп амплитуда активных движений у детей экспериментальной группы достоверно возросла: во время разгибания плеча в среднем на 5,40, или 16,1%; сгибание предплечья - на 7,30, или 6,7%; сгибание и разгибание кисти - на 7,60, или 16,8% и 5,90, или 14,9% соответственно; отведения и супинации бедра - на 5,60, или 27,0% и 8,60, или 32,4% соответственно; сгибание голени - на 8,10, или 7,6%; сгибание стопы - на 7,00, или 23,8%. У детей из контрольной группы за указанными показателями существенных изменений не было выявлено.Способность к сохранению равновесия в статическом положении с открытыми глазами у детей экспериментальной группы оказалась выше в среднем на 6,8 с, или 33,8%; без зрительного контроля - на 6,3 с, или 67,7%. Развитие динамического равновесия в среднем был лучший на 7,6 с, или 30,0%; способность к ориентированию в пространстве во время выполнения прыжка с максимальным кругом без помощи рук улучшилась на 31,20, или 16,4%, с махом руками - на 32,30, или 14,1%.В течение первого этапа предложенной технологии у детей экспериментальной группы в развитии мелкой моторики были зафиксированы достоверные изменения. В них произошло значительное улучшение выполнения всех тестовых заданий, кроме одного, которое предусматривало одновременное осуществление движений обеими руками. Рост успеваемости мануальных манипуляций произошло за счет уменьшения количества ошибок, которых дети допускали в процессе их выполнения. В экспериментальной группе в среднем на 16,7% уменьшилось количество ошибок, связанных с произвольным захватыванием и отпусканием предметов, у 88,9% детей исчезли ошибки в последовательности и общем направлении выполнения соответствующих двигательных действий. У детей контрольной группы позитивных изменений не выявлено.После второго этапа внедрения технологии, который проводился в домашних условиях, в экспериментальной группе сохранились достижения по большинству исследуемых показателей. Только по показателям жизненной емкости легких, частоты дыхания, статического и динамического равновесия наблюдалось достоверное снижение, но оно не превышало в среднем 50% от предыдущего прироста. Среднее значение индекса двигательной активности у детей этой группы снизился на 1,94%. Зато в контрольной группе за это время исследуемые показатели, кроме активной и пассивной подвижности в суставах и способности к ориентированию в пространстве, значительно ухудшились и были ниже за исходный уровень, среднее значение индекса двигательной активности снизилось на 2,65%.Данные, полученные после самостоятельного этапа формирующего эксперимента, подтвердили необходимость, целесообразность и достаточную эффективность осуществления самостоятельной коррекционно-реабилитационной деятельности в домашних условиях, при условии ее надлежащего организационно-методического обеспечения и соответствующей теоретико-практической подготовленности родителей.Таким образом, анализ данных, полученных в конце формирующего этапа эксперимента, подтвердил эффективность применения предложенной нами развития двигательной активности у учащихся с ДЦП. Это дает возможность рекомендовать специалистам в области восстановительного лечения и реабилитации детей, больных ДЦП, применять данную технологию для решения задач коррекции двигательных нарушений и развития двигательных возможностей детей этой нозологии.ВыводыДетский церебральный паралич (ДЦП) - это комбинированная группа непрогрессирующих стабильных моторных синдромов (парез, паралич, гиперкинезия, атаксия), сочетающаяся с психическими расстройствами, речью, менее частыми припадками, динамическими нарушениями спинномозговой жидкости, патологией зрения, слуха и др. органов и систем или без них, которые являются результатом органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном, внутриутробном и раннем неонатальном периоде. Поэтому реабилитационные мероприятия должны быть направлены не только на коррекцию двигательных нарушений, но и на сопутствующие симптомы, возникающие у детей с органическими поражениями нервной системы.Мы отметили, что физические упражнения - основное средство, наиболее важный фактор влияния на человека с отклонениями в состоянии здоровья при реализации любого вида двигательной деятельности, предусматривает использование этого средства. Вместе с природными и гигиеническими факторами они составляют педагогический инструментарий специалиста по адаптивной физической культуре.В физической реабилитации и адаптивной физической культуре физические упражнения как двигательные действия, использование которых должно обеспечивать решение коррекционных, компенсаторных, профилактических, оздоровительных задач при работе с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, в том числе - с церебральным параличом.Систематический педагогический подход к воспитанию двигательной функции, в котором основное внимание уделяется медико-педагогической коррекции, направленной на формирование самостоятельной активности и тренировки движений, развитие речи, психики, эмоциональной реакции, положительно влияет на коррекцию физических недостатков детей с ДЦП. Итак, на первом этапе исследованияпроходило обобщение и анализ имеющейся литературы на данную тему, после изучения которой, была разработана методика, включающая в себя специальные упражнения на развитие двигательных функций, которая была составлена на основе изученного материала по развитию двигательных функций детей с ДЦП в виде отдельных комплексов упражнений.Во второй главе работы проводилось экспериментальное исследование применения средств адаптивной физической культуры для развития двигательных функций детей с ДЦП. Нами было проведено тестирование для выявления уровня развития двигательных способностей в контрольной и экспериментальной группах, которые были сформированы из выбранных для исследования детей и имели сходную клинику проявления ДЦП, до проведения эксперимента. Далее нами был проведен педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент, суть которого состояла в развитии двигательных функций школьников 6-7 лет с диагнозом ДЦП с помощью упражнений, проходил в ….Формирующий этап исследования представлял собой реализацию комплексов физических упражнений.Цель данных комплексов – развивать двигательные качества детей с ДЦП и совершенствовать двигательные способности, удовлетворить индивидуальные двигательные потребности. По окончании эксперимента были проведены повторные тесты для определения уровня двигательных функций, а также для определения эффективности примененной методики построения коррекционного процесса с использованием разработанных комплексов, а также средств после учебного эксперимента. . ... В конце эксперимента мы видим, что у детей значительно увеличивается моторика. В результате применения экспериментальной методики в процессе учебной практики показатели, отражающие состояние двигательных функций организма, существенно изменились.Исследование было направлено на изучение особенностей развития двигательной активности у учащихся младшего школьного возраста с ДЦП средствами нетрадиционных технологий обучения. В диссертации разработана и научно обоснована технология развития двигательной активности у учащихся младшего школьного возраста с ДЦП, что базировалась на реализации нетрадиционных подходов к осуществлению коррекционно-педагогического процесса с отмеченными детьми.Научно-теоретический анализ общей и специальной научно-методической литературы, современных подходов к обучению детей с ДЦП показал усиленный интерес ученых и практиков к проблеме преодоления нарушений двигательной сферы у этих детей, что предполагает создание соответствующих условий для реализации и развития их потенциальных возможностей и применения коррекционно-педагогических и реабилитационно-оздоровительных средств. Однако практика использования имеющихся коррекционных программ и технологий показала их недостаточную эффективность, что повлекло за собой поиск новых подходов, средств, методов и форм успешного проведения коррекционно-реабилитационной работы среди детей с ДЦП.Сравнительной анализ морфолого-функционального состояния младших школьников с ДЦП и их здоровых сверстников показал достоверно хуже (р<0,05) показатели физического развития, деятельности кардиореспираторной системы в состоянии относительного физиологического покоя, снижены адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы во время выполнения физической нагрузки в группе учащихся с ДЦП по сравнению со здоровыми школьниками, преимущественно за счет значительно выраженного дисбаланса между симпатическим и парасимпатичним отделами автономной нервной системы.Исследования двигательных возможностей учащихся с ДЦП показало в них существенное снижение (р<0,05) пассивной и активной подвижности в суставах верхних и нижних конечностей во время выполнения сгибание предплечья, сгибание и разгибание кисти, отведения и супинации бедра, сгибание голени и разгибание стопы; развития абсолютной силы мышц туловища и конечностей, кроме мышц-сгибателей плеча и бедра. Младшие школьники с ДЦП уступали здоровым детям в развитии координационных способностей (р<0,01). В отличие от здоровых детей, их способность к сохранению равновесия в статическом положении с открытыми глазами была ниже в 2,5 раза, без зрительного контроля - в 7 раз. Развитие динамического равновесия оказался ниже в среднем на 41,1%, способность к ориентированию в пространстве во время выполнения прыжка с максимальным кругом без помощи рук - на 38,5%, с махом руками - на 33,1%. Учащиеся с ДЦП более чем вдвое (p<0,01) уступали своим сверстникам по уровню развития мелкой моторики, особенно во время осуществления одновременных мануальных манипуляций, - на 63,3%.Итак, разработанные нами комплексы направленного развития двигательных функций у детей 7-8 лет с ДЦП в ходе экспериментальной проверки показали свою эффективность и могут быть рекомендованы для широкого использования в практической работе.Практические рекомендацииОпределенные в исследовании направления эффективного развития двигательной активности младших школьников с ДЦП заключались в комплексном, системном, непрерывном применении коррекционно-реабилитационных мероприятий во время пребывания ребенка в учебно-воспитательном учреждении и домашних условиях; привлечении родителей к активному участию в реализации мер по развитию двигательных возможностей и увеличении двигательной активности детей в условиях домашнего воспитания; взаимодействия учебно-воспитательного учреждения с родителями детей, что подразумевало систематическое проведение квалифицированными специалистами занятий для родителей, формирования у них знаний, умений относительно самостоятельного осуществления коррекционно-оздоровительных мероприятий с детьми; сочетании педагогических мероприятий с компенсаторно- восстановительными средствами (акупрессура, Су-Джок терапия, игольчатые аппликаторы) с привлечением к работе с детьми квалифицированных педагогов-реабилитологов; использовании привлекательных и эмоционально благоприятных для детей младшего школьного возраста интерактивных форм и средств коррекции (подвижные игры, музыкальные занятия, игры- драматизации), групповых форм работы по развитию двигательной активности с учетом индивидуальных особенностей детей с ДЦП.Исследование подтвердило эффективность предложенной технологии развития двигательной активности, который базируется на нетрадиционном подходе к осуществлению коррекционно-реабилитационного процесса среди детей с ДЦП. После первого этапа внедрения разработанной нами вероятен рост двигательной активности младших школьников экспериментальной группы (индекс двигательной активности вырос на 5,44%, р<0,01) и общее улучшение качества их жизнедеятельности произошло за счет улучшения функционального состояния кардиореспираторной системы, расширение и совершенствование двигательных возможностей, а именно: активной подвижности в суставах, силовой подготовки, способности удерживать равновесие и ориентироваться в пространстве, проводить мануальные манипуляции с мелкими предметами (кроме одновременных манипуляций обеими руками), которые оказались лучшими за соответствующие показатели детей контрольной группы.Данные, полученные после второго этапа разработанной технологии, подтвердили необходимость, целесообразность и достаточную эффективность осуществления коррекционно-реабилитационной деятельности в домашних условиях, за должного организационно-методического обеспечения и соответствующей теоретико-практической подготовленности родителей.Улучшение показателей детей экспериментальной группы произошло под воздействием разработанной нами технологии, что базировалась на реализации нетрадиционных подходов к осуществлению коррекционно-педагогического процесса с детьми, больными ДЦП. Разработана и экспериментально обоснована технология является надежным и эффективным средством коррекции морфолого-функциональных и двигательных нарушений, развития двигательной активности детей младшего школьного возраста с ДЦП и может быть использована в практике соответствующих специализированных учебно-воспитательных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений.Итак, разработана нетрадиционная технология развития двигательной активности дает возможность на качественно новом уровне осуществлять коррекционно-педагогический процесс среди младших школьников с ДЦП. Перспектива дальнейшего исследования проблемы видится в поиске и совершенствовании средств и методического обеспечения осуществления коррекции и развития двигательной активности у детей с ДЦП среднего и старшего школьного возраста, разработке эффективных средств и методик развития координационных способностей, форм организации двигательной деятельности в домашних условиях, а также совершенствовании механизма коррекционно-реабилитационного сопровождения детей с ДЦП в условиях домашнего воспитания в целом.Литература

Литература

1. Агнисенко В.В., Алмезен Л. Н. Двигательные нарушения как последствие перинатальной церебральной патологии у детей. – Ленинград, 1981. – С. 83 – 86.
2. Архипова Е. Ф. Коррекционная робота с детьми с церебральным параличом. – М.: Просвещение. – 1989. – С. 43 – 47.
3. Баранов А. А. и др. Комплексная оценка двигательных функций у пациентов с детским церебральным параличом. – М.: ПедиатрЪ, 2014. – 84 с.
4. Батышева Т.Т. Детский церебральный паралич: современные представления о проблеме / Т.Т. Батышева, О.В. Быкова, А.В. Виноградов // Новости медицины и фармации. – 2012. – № 420. – С. 31-35.
5. Белоусова Е. Д. Повышение мышечного тонуса (спастичность) : руководство по фармакотерапии в педиатрии и детской хирургии. / Е. Д. Белоусова, О. Н. Малиновская. – М. : Медпрактика, 2004. – Т. 6. –С. 138-144.
6. Бортфельд С. А. Двигательные нарушения и лечебная физическая культура при детском церебральном параличе. – Ленинград.: Медицина, 1971. – 247с.
7. Бортфельд С. А. Лечебная физическая культура и массаж пи детском церебральном параличе. – Ленинград, 1986. – 169 с.
8. Восстановительное лечение детей с поражением центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата : учеб.-метод. пособие / под ред. И. В. Добрякова, Т. Г. Щедриной. – СПб. : СПбМАПО, 2004. – 317 с.
9. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом / Семенова К. А. – М. : Закон и порядок, 2007. – 616 с.
10. Галлямова Ч.А. Влияние занятий лечебным плаванием на физическое здоровье детей с диагнозом ДЦП // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11. URL: sibac.info/archive/humanities/11.pdf
11. Гросс Н. А. Применение физических упражнений с учетом функционального состояния детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / Н. А. Гросс // ЛФК для дошкольников и младших школьников. — 2005. — № 2. — С. 26–34.
12. Детская неврология. Клинические рекомендации / Под. ред. В. И. Гузевой. – М.: Специальное издательство медицинских книг, 2014. – 37 с.
13. Диамант Ирина Ивановна, Чуйко Ю. А. Коррекция двигательных нарушений у детей с детским церебральным параличом с помощью инновационных методик ЛФК // Вестник ТГПУ. 2014. №1 (142) С.136-140.
Шипицина Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. СПб., 2005. 272 с.
14. Добряков И.В., Щедрина Т.Г. «Восстановление и лечение детей с поражениями ЦНС и опорно-двигательного аппарата», СПб.: Издат. Дом СПбМАПО, 2004. — 318 с.
15. Доман Г. Что делать, если у вашего ребенка повреждение головного мозга? / ГленДоман ; пер. с англ. С. Л. Калинина. – Рига : JuridiskaisbirojsVindex, SIA, 2007. – 329 с.
16. Евтушенко О.С. От этиологии церебрального паралича к его эффективной реабилитации / О.С. Евтушенко // Жизнь с ДЦП. – 2010. – № 33. – С.8-11.
17. Ефименко Н. Н. Содержание и методика занятий физкультурой з детьми, страдающими церебральным параличом / Н. Н. Ефименко, Б. В. Сермеев. – М. : Советский спорт, 1991. – 54 с.
18. Жбиковский Ярослав. Физкультура и спорт как средство социальной интеграции и адаптации инвалидов. – М.:Медицина, 1994. – 167с.
19. Железняк Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Железняк Ю. Д., Петров П. К. – М. : Академия, 2001. – С. 14–22.
20. Жемионис Ю. А. Комплексная реабилитация детей больных детским церебральным параличом // БМИК. 2014. №5 С.841.
21. Жолус О. В. Методика лечебного плавания, страдающих детским церебральным параличом / Жолус О. В. – М. : Медицина, 1980. – 42 с.
22. Клиточенко Г.В., Тонконоженко Н.Л., Кривоножкина П.С., Малюжинская Н.В.. Клиника и диагностика детского церебрального паралича. //Лекарственный вестник. - 2015. - Т.9. - №1 (57). - С. 21-25.
23. Кожевникова В. Т. Современные технологии в комплексной физической реабилитации больных детским церебральным параличом / Кожевникова В. Т. – М., 2005. – 207 с.
24. Кожевникова В. Т. Современные технологии в комплексной физической реабилитации больных детским церебральным параличом. - М.- 2005. - 239с.
25. Козявкин В. И. Детские церебральные параличи. Основы клинической реабитационной диагностики. – Львів.: Медицина світу, 1999. – 312 с.
26. Колкер И. А. Детский церебральный паралич. Инструментальная диагностика. Лечение // Колкер И. А., Михайленко В. Е., Шмакова И. П.- Одесса: ЗАО «Пласке», 2006. — 312 с
27. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом (методические рекомендации). — СПб.: Питер, 2005. — 286 с.
28. Кулеш, Н. С. Современный подход к восстановительному лечению детского церебрального паралича // Коррекционная педагогика. - 2004. - № 1. -С. 6-11.
29. Куренков А.Л., Батышева Т.Т., Виноградова А.В., ЗюзяеваЕ.К. Спастичность у детей с церебральным параличом: диагностические и лечебные стратегии. Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2012; 112 (7): 24-28.
30. Лильин Е. Т. Современные представления об этиологии детского церебрального паралича / Е. Т. Лильин, Н. И. Иваницкая // Российский педиатрический журнал. – 2002. – № 3 – С.35–40
31. Лучанинова В.Н., Осмоловский С.В., Бурмистрова Т.И. Эффективность реабилитации детей-инвалидов, страдающих детским церебральным параличом // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 9-3. – С. 431-434;
URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=28527 (дата обращения: 31.03.2017).
32. Мякишева Н. А. Физическая реабилитация детей. – м.: Медицина, 1998. – 345 с.
33. Никитина М.Н. Детский церебральный паралич. – М.: Медицина, 1979. – 118 с.
34. Павлов Ю. И. Анализ основных причин, способствующих развитию церебрального паралича по данным специализированного детского учреждения / Ю. И. Павлов, И. И. Грицань // Детская и подростковая реабилитация. – 2007. – № 1. – С. 27–29.
35. Плотникова Анна Григорьевна, Попова Галина Александровна, Добринская Татьяна Дмитриевна Современные подходы к коррекции спастичности у детей // Медицина и образование в Сибири. 2009. №2 С.7.
36. Потапчук А. А. Адаптивное физическое воспитание в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата: метод. пособие. СПб., 2003. 228 с.
37. Приходько О.Г.Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации. Монография – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 208 с.
38. Рогов А. В. Комплексная коррекция ограничений жизнедеятельности ребенка 13 лет с детским церебральным параличом // Педиатрия. 2010. Т. 89, № 4. С. 146-147.
39. Рогов А. В. Способ реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата // Детская и подростковая реабилитация. 2008. № 2 (11). С. 47-49.
40. Рогов А. В. Физическая реабилитация больных детским церебральным параличом со спастической диплегией // Медицина и образование в Сибири. 2012. № 6.
41. Семенова К. А. Восстановительное лечение детей с перинатальными поражением нервной системы и детским церебральным параличом. М.: Закон и порядок, 2007.
42. Семенова К. А. Детские церебральные параличи. М.: Медицина, 1968. – 260 с.
43. Семенова К. А., Левченкова В. Д. Особенности патогенетической терапии детского церебрального паралича, обусловленные характером патогенеза каждой из трех стадий этого заболевания // Социальные проблемы роста детской инвалидности: мат-лы II науч.-практ. междисципл. конф. с междунар. участием «Детский церебральный паралич и другие нарушения движения». М, 2012. С. 129-130.
44. Семенова, К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом: Учеб. пособие / К.А. Семенова. — М.: ЗАКОН И ПОРЯДОК, серия «Великая Россия. Наследие». – 2007. — 616 с.
45. Смолянинов А. Г. Кинезитерапия детского церебрального паралича / А. Г. Смолянинов, В. С. Шаргородский. – К., 1996. – 60 с.
46. Сокращение предотвратимых потерь здоровья детского населения — стратегиясоциальной педиатрии / А. А. Баранов, Т. В. Яковлева, В. Ю. Альбицкий [и др.] // Вопр.соврем. педиатрии. — 2008. — Т. 7, № 4. — С. 6–8.
47. Сологубов Е. Г. Организация поэтапной системы восстановительного лечения детей с церебральным параличом.- Москва, 1992. – 23 с.
48. Состояние проблемы детской инвалидности / Л. В. Ващенко, А. Л. Хитрик, О. Ф. Рубашная, Л. И. Вакуленко, Л. П. Бадогина, А. В. Вакуленко // Педиатрия. Неонатология. – 2012. – № 6(41).
49. Хованская, Г.Н. Общие основы медицинской реабилитации в педиатрии : пособие для студентов педиатрического, медико-психологического, медико-диагностического факультетов иврачей / Г.Н. Хованская, Л.А. Пирогова. – Гродно : ГрГМУ, 2010. – 184 c.
50. Шанько Г. Г.. Бондаренко Е. С.Неврология детского возраста. – Минск.: Вишейшая школа, 1990. – 343 с.
51. Штеренгерц А.Е. Лечебная физическая культура при паралитических заболеваниях у детей и подростков. – К.: Здоровье, 1973. – 110с.
52. Palisano R., Rosenbaum P., Walter S. et al. Development and Reliability of a System to Classify Gross Motor Function in Children with Cerebral Palsy. Developmental Medicine and Child Neurology. — 1997. — V. 39. — P. 214-223.
53. Russell D.J., Avery L.M., Walter S.D., Hanna S.E., Bartlett D.J., Rosenbaum P.L., Palisano R.J., Gorter J.W. Development and validation of item sets to improve efficiency of administration of the 66-item Gross Motor Function Measure i in children with cerebral palsy. Dev Med Child Neurol 2010; 52: 2: 48—54.