политизация старшеклассников
Заказать уникальную дипломную работу- 71 71 страница
- 53 + 53 источника
- Добавлена 21.03.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССОВ ПОЛИТИЗАЦИИ В XXI ВЕКЕ 13
1.1. Влияние новых коммуникационных технологий на процессы политизации молодых людей 13
1.2. Особенности политизации молодежи на различных этапах политических структурных преобразований в России конца XX-начала XXIвека 22
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ В ПРОЦЕССЕ ПОЛИТИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ (2020-2021 ГГ.) 28
2.1. Омоложение политики как глобальный тренд 28
2.2. Политические ресурсы молодых людей и эффективность данного инструментария 38
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ АКТУАЛЬНЫХ СМЫСЛОВ В ПОЛИТИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 43
3.1. Выбор и обоснование инструментария для исследования доминирующих смыслов в политическом сознании современной молодежи 43
3.2. Анализ доминирующих смыслов в политическом сознании современной молодежи 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Учителя / иные сотрудники школы не были названы ни одним учеником в качестве объекта для озвучивания переживанийЕще один важный вопрос для проверки гипотезы касается источника получения информации о политической ситуации в стране. На этот вопрос были получены наиболее показательные результаты. Так:– из социальных сетей негосударственных СМИ узнают новости 61 % респондентов;– из социальных сетей государственных СМИ узнают новости 40 % респондентов;– узнают новости на занятиях в школе 18 % респондентов;– из новостей на федеральных каналах – 39 %;– из печатных газет – 4 %;– из новостей по радио – 10 %;– от родителей / семьи – 41 %; – от друзей – 42 %;– не следят за политической ситуацией – 10 %. Большинство респондентов подтверждает нашу гипотезу относительно сильного влияния негосударственных СМИ, в том числе, социальных сетей, в том числе, блогеров, на политическое сознание. При этом гипотеза о влиянии школы как образовательного института не подтверждается. Однако если рассматривать школу в широком смысле (включая друзей и одноклассников), то здесь ситуация принципиально иная – почти половина респондентов отмечают друзей как источник политической информации. Для дополнительного подтверждения гипотез были проведены устные интервью со школьниками (полные тексты с вопросами интервьюера – ответами школьников представлены по ссылке в Приложении 2). Было установлено, что школа как образовательный институт в малой степени влияет на политизацию школьников. Практически все интервьюируемые отметили, что в школе крайне редко обсуждаются политические проблемы и события, происходящие в политической сфере на данный момент. При этом и с одноклассниками практически не обсуждаются политические вопросы, это тема в рамках общения отмечается как «неинтересная», обсуждение осуществляется в основном с друзьями. При этом политикой интересуются довольно большое количество школьников, говоря о том, что «смотрят Дудя», «читают Медузу», «слушают ЭХО Москвы» и т.д. Старшеклассники в целом доверяют официальным источникам СМИ, крупным блогерам, популярным людям. Большинство школьников понимают наличие экономических, социальных, культурных и политических проблем в стране. При этом большинство из них не считает нужным активно участвовать в избирательном процессе (в целом, большинство из них поддерживает мнение об «усталости» от политики). Такой результат социального опроса и интервьюирования противоречит с теоретическим исследованием, в котором говорится об омоложении альтернативной политики, о мощном протестном движении. Вероятно, для школьников старших классов это свойственно в меньшей степени (возможно ввиду сильной нагрузки, иных интересов, отсутствия популярности обсуждения политической повестки дня в школе). Действительно, учителя современной школы редко проводят политические уроки, пятиминутки с общей повесткой дня; при этом политические темы в диалоге между одноклассниками также не очень популярны.Из этого можно сделать вывод о том, что основная политическая сила молодежи, которая активно продвигает альтернативные политические источники – это возраст 18-30 лет. Формирование политических представлений школьников старшего возраста в основном происходит через каналы социальных сетей. Наиболее часто упоминаемые – Youtube, Telegram, WhatsApp, Вконтакте. В этой связи основной рекомендацией будет: ориентация школьников на разнообразный политический контент, предоставляемый разными блогерами, официальными источниками различной направленности, сайтами и блогами политических партий, ведущих политикой страны, социологических центров, политических каналов и подкастов и т.д. Такую работу по ориентации на разнообразный и качественный контент должны проводить учителя, родители, лидеры мнений (популярные персоны, в особенности блогеры ввиду популярности их мнений). Гипотеза исследования (первичная) о том, что школа играет одну из основных ролей в процессе политизации школьников, не подтвердилась. Были выявлены два вида объектов, оказывающих влияние на политизацию старшеклассников – лидеры мнений (блогеры) и друзья. При этом гипотеза относительно трансформации путей вовлечения молодежи в политику нашла свое подтверждение.На этом мой доклад окончен, спасибо за внимание!
1. Andersson E. The pedagogical political participation model (the 3PM) for exploring, explaining and affecting young people’s political participation // Journal of Youth Studies. 2017. Р. 1346–1361
2. Barber B. The uncertainty of digital politics: Democracy's uneasy relationship with information technology. Harvard International Review, 2001. Р. 42-48.
3. Boulianne, S. and Theocharis, Y. Young People, Digital Media, and Engagement: A Meta-Analysis of Research // Social Science Computer Review, 2020. Р. 111–127
4. Busse, B., Hashem-Wangler, A., & Tholen, J. Two worlds of participation: Young people and politics in Germany. The Sociological Review. 2015. Р. 118–140.
5. Chryssochoou X., Barrett M. Youth politicization viewed from the perspectives of social psychology and developmental psychology // ZeitschriftfürPsychologie. 2017. Р. 289–290
6. Inglehart, R. The silent revolution in Europe: Intergenerational change in post-industrial societies. American Political Science Review. 1971. Р. 991–1017.
7. Malafaia C, Neves T, Menezes I. The Gap Between Youth and Politics: Youngsters Outside the Regular School System Assessing the Conditions for Be(com)ing Political Subjects. YOUNG. 2021. Р. 437-455.
8. Muxel, A. Political Radicalism Among the Younger Generations // Youth and Globalization. 2020. Р. 123-136
9. Nairn K., Sligo J., Freeman C. Polarizing participation in local government: Which young people are included and excluded? // Children, Youth and Environments. 2006. Р. 253–276.
10. Putnam R. Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community. New York: Simon &Schuster; 2000. 357 p.
11. Sloam J. Diversity and voice: The political participation of young people in the European Union. The British Journal of Politics and International Relations. 2016. Р. 521–537.
12. Warren М. Youth politicization: a proposal for education within ministry // Religious Education. 1982. Р. 179-196
13. Watts R. J., Flanagan, C. Pushing the envelope on youth civic engagement: A developmental and liberation psychology perspective // Journal of Community Psychology. 2007. Р. 779–792
14. Акунина Ю.А. Сущность и специфика протестной культуры в современной России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. №6(56). С.72-75.
15. Бабочкин П.И. Молодежная политика и становление нового поколения // Молодежная политика. Информационный бюллетень. М., 1998.
16. Бауман З. Способны ли Facebook и Twitter помочь распространению демократии и прав человека? // Официальный сайт российского общественно-политического интернет-издания «Русский журнал», URL: http://russ.ru/Mirovaya-povestka/Sposobny-li-Facebook-i-Twitter-pomoch-rasprostraneniyu-demokratii-i-prav-cheloveka(дата обращения: 31.05.2021)
17. Бродовская Е.В., Лаврикова А.А., Кузин О.Ю. Политическое вовлечение молодежи : сущностные и технологические аспекты // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. С. 184-189
18. Бызов Л.Г. Политические цвета новорусского протеста // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2012. №1(70). С.27-32.
19. Волков Д., Гончаров С., Снеговая М. Гражданский активизм российской молодежи//Левада-центр, URL: https://www.levada.ru/2020/10/01/ grazhdanskij-aktivizm-rossijskoj-molodezhi/ (дата обращения: 31.05.2021)
20. Воробьев В.В. Политическая социализация старшеклассников (социологический аспект) // Вестник Самарского государственного университета. 2007. С. 12-22
21. Григорьева В., Макеева Д. Партии на выборы поведут лидеры среднего возраста // Ведомости, URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2021/07/12/877711-partii-povedut-lideri-srednego-vozrasta (дата обращения: 15.12.2021)
22. Гудков Л., Зоркая Н., Кочергина Е., Пипия К., Рысева А. Российское поколение Z: установки и ценности. 2019/2020 // Социологическое исследование Фонда им. Фридриха Эберта и «Левада-центр», URL: http://library.fes.de/pdf-files/bueros/moskau/16135.pdf (дата обращения: 31.05.2021)
23. Данилов М.В. Концепт «политизация» в научном и общественно-политическом дискурсе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. Т. 10, вып. 2, 2010. С. 92
24. Данилов М.В. Некоторые аспекты управления политизацией молодежи в России // Viaintempore. История. Политология. 2012.
25. Данилов М.В. Явление «политизации» в современном обществе: постановка исследовательской проблемы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2009. №1. С.92-96.
26. Железняков А.С., Литвинова Т.Н. Политическое участие молодежи (к итогам Международной научной конференции в г. Монреале) // Социологические исследования. 2016. № 12, декабрь. C. 148–149.
27. Желнина А. «Мы пока маленькие», или Делегирование взрослым политической ответственности [Электронный ресурс] // Ведомости, 2015. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2015/05/26/593612-mi-poka-malenkie-ili-delegirovanie-vzroslim-politicheskoi-otvetstvennosti (дата обращения: 18.09.2021)
28. Захарова, Е. М. Отношение современной молодежи к политической жизни общества // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 9-2. С. 198-201.
29. Зеленко Б. И. Политизация как форма экспансии политического в его динамике // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 3. С. 237-244.
30. Иванов О.Б. Роль института общественного контроля в России в разрешении социально-политических конфликтов // Власть. 2017. С.29 – 35.
31. Иванов О.Б. Социальные конфликты и политический протест в России последних лет // Политика и Общество. 2019. № 6. С. 1 - 14.
32. Интернет: возможности и угрозы // Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник», URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/internet-i-deti-vozmozhnosti-i-ugrozy(дата обращения: 31.05.2021)
33. Калугина М. А. Политическое сознание студенческой молодежи малых и средних городов: проблемы и способы формирования: на примере Дальнего Востока РФ. // Дальневосточный государственный университет. Владивостокский институт международных отношений. Владивосток, 2015. 189 с.
34. Ковтун Е.И. Специфика современных молодежных протестных движений. Вопросы политологии. 2019. С. 712-721.
35. Котова К.А. Участие молодежи в политических организациях в современной России : дисс. к.п.н..- Москва, 2013. 226 с.
36. Леденева В. Ю. Эволюция массового политического сознания в условиях трансформации российского общества (Социологический анализ): Дис. ... канд. социол.наук: 23.00.02: Москва, 2014. 167 c.
37. Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. / Предисл. А.К. Соколова. – М.: Издательство “Весь Мир”, 1997. 544 с.
38. Машарский З.В. Интернет как фактор социальных протестов в XXI веке (психологический аспект) // Современная наука. 2015. №3. С.86-87.
39. Михайлова В.В. Новые информационно-коммуникационные технологии как фактор активизации политического участия молодежи // Управленческое консультирование, 2018. С.169-175
40. Молодые люди стали больше интересоваться политикой [Электронный ресурс] // YleUUTICET, URL: https://yle.fi/uutiset/osasto/novosti/molodye_lyudi_stali_bolshe_interesovatsya_politikoi/10684714 (дата обращения: 23.09.2021).
41. Мясоутов О. В. Политическое сознание молодежи в современных условиях социального бытия // Концепт. Современные научные исследования. 2015. Выпуск 3, URL: http://ekoncept.ru/2015/85546.htm(дата обращения: 31.05.2021)
42. Насколько юн протест? Статистика против Думы // ОВД-Инфо, URL: https://ovdinfo.org/articles/2018/12/19/naskolko-yun-protest-statistika-protiv-dumy (дата обращения: 10.12.2021)
43. Павловский Г.О. Режим середнячка капитулирует? Это вряд ли [Электронный ресурс] // Русский журнал URL: http://www.mediacratia.ru/owa/mc/mc_proj ect_news. html?a_id=22557 (дата обращения: 23.09.2021).
44. Попова О.В. Особенности политического сознания современной российской молодежи // Политическая наука. 2017. № 1. С. 138-162
45. Рейтинг ТОП-20 каналов в YouTube за 2020 год [Электронный ресурс] // Медиалогия, 2020. URL: https://www.mlg.ru/ratings/socmedia/youtube/8036/ (дата обращения: 20.09.2021)
46. Собкин В.С. Подросток и политика: изменение ценностных ориентаций // Статистика и социология образования. 2008. С. 180-216.
47. Сунцова А.П., Белицкая К.М. Актуальные вопросы совершенствования деятельности избирательных комиссий по повышению правовой культуры избирателей // Избирательное право. 2012. С. 51-53
48. Титов В.В., Самохвалов Н.А. К вопросу о некоторых причинах «Омоложения» протестных настроений в России // Via in tempore. История. Политология. 2020. Т. 47. № 1. С. 211-217
49. Тульчевский А. И. Молодежь в политике // Молодой ученый. 2013. №3. С. 527-529.
50. Ушкин С.Г. Теоретико-методологические подходы к изучению сетевой протестной активности: от «Умной толпы» к слактивизму // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. №3(127). С.12.
51. Федоренко С.Н., Лымарь Е.М., Федорченко Л.В. Итоги глобального исследования политизации социальных сетей // Стратегическая стабильность. 2016, № 4(77), с. 69-73.
52. Филиппова Л.Е. «Политизация» vs «деполитизация»: поиск альтернативных стратегических проектов и возможности структурирования политического поля // Политическая наука. 2018. №2. С. 95-115.
53. Шарапов Р.И. Мобильный Интернет как инструмент политической мобилизации // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2017. №1. С.20-27.