политизация старшеклассников

  • 71 страница
  • 53 источника
  • Добавлена 21.03.2022
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССОВ ПОЛИТИЗАЦИИ В XXI ВЕКЕ 13
1.1. Влияние новых коммуникационных технологий на процессы политизации молодых людей 13
1.2. Особенности политизации молодежи на различных этапах политических структурных преобразований в России конца XX-начала XXIвека 22
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ В ПРОЦЕССЕ ПОЛИТИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ (2020-2021 ГГ.) 28
2.1. Омоложение политики как глобальный тренд 28
2.2. Политические ресурсы молодых людей и эффективность данного инструментария 38
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ АКТУАЛЬНЫХ СМЫСЛОВ В ПОЛИТИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 43
3.1. Выбор и обоснование инструментария для исследования доминирующих смыслов в политическом сознании современной молодежи 43
3.2. Анализ доминирующих смыслов в политическом сознании современной молодежи 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 71

Фрагмент для ознакомления

Учителя / иные сотрудники школы не были названы ни одним учеником в качестве объекта для озвучивания переживанийЕще один важный вопрос для проверки гипотезы касается источника получения информации о политической ситуации в стране. На этот вопрос были получены наиболее показательные результаты. Так:– из социальных сетей негосударственных СМИ узнают новости 61 % респондентов;– из социальных сетей государственных СМИ узнают новости 40 % респондентов;– узнают новости на занятиях в школе 18 % респондентов;– из новостей на федеральных каналах – 39 %;– из печатных газет – 4 %;– из новостей по радио – 10 %;– от родителей / семьи – 41 %; – от друзей – 42 %;– не следят за политической ситуацией – 10 %. Большинство респондентов подтверждает нашу гипотезу относительно сильного влияния негосударственных СМИ, в том числе, социальных сетей, в том числе, блогеров, на политическое сознание. При этом гипотеза о влиянии школы как образовательного института не подтверждается. Однако если рассматривать школу в широком смысле (включая друзей и одноклассников), то здесь ситуация принципиально иная – почти половина респондентов отмечают друзей как источник политической информации. Для дополнительного подтверждения гипотез были проведены устные интервью со школьниками (полные тексты с вопросами интервьюера – ответами школьников представлены по ссылке в Приложении 2). Было установлено, что школа как образовательный институт в малой степени влияет на политизацию школьников. Практически все интервьюируемые отметили, что в школе крайне редко обсуждаются политические проблемы и события, происходящие в политической сфере на данный момент. При этом и с одноклассниками практически не обсуждаются политические вопросы, это тема в рамках общения отмечается как «неинтересная», обсуждение осуществляется в основном с друзьями. При этом политикой интересуются довольно большое количество школьников, говоря о том, что «смотрят Дудя», «читают Медузу», «слушают ЭХО Москвы» и т.д. Старшеклассники в целом доверяют официальным источникам СМИ, крупным блогерам, популярным людям. Большинство школьников понимают наличие экономических, социальных, культурных и политических проблем в стране. При этом большинство из них не считает нужным активно участвовать в избирательном процессе (в целом, большинство из них поддерживает мнение об «усталости» от политики). Такой результат социального опроса и интервьюирования противоречит с теоретическим исследованием, в котором говорится об омоложении альтернативной политики, о мощном протестном движении. Вероятно, для школьников старших классов это свойственно в меньшей степени (возможно ввиду сильной нагрузки, иных интересов, отсутствия популярности обсуждения политической повестки дня в школе). Действительно, учителя современной школы редко проводят политические уроки, пятиминутки с общей повесткой дня; при этом политические темы в диалоге между одноклассниками также не очень популярны.Из этого можно сделать вывод о том, что основная политическая сила молодежи, которая активно продвигает альтернативные политические источники – это возраст 18-30 лет. Формирование политических представлений школьников старшего возраста в основном происходит через каналы социальных сетей. Наиболее часто упоминаемые – Youtube, Telegram, WhatsApp, Вконтакте. В этой связи основной рекомендацией будет: ориентация школьников на разнообразный политический контент, предоставляемый разными блогерами, официальными источниками различной направленности, сайтами и блогами политических партий, ведущих политикой страны, социологических центров, политических каналов и подкастов и т.д. Такую работу по ориентации на разнообразный и качественный контент должны проводить учителя, родители, лидеры мнений (популярные персоны, в особенности блогеры ввиду популярности их мнений). Гипотеза исследования (первичная) о том, что школа играет одну из основных ролей в процессе политизации школьников, не подтвердилась. Были выявлены два вида объектов, оказывающих влияние на политизацию старшеклассников – лидеры мнений (блогеры) и друзья. При этом гипотеза относительно трансформации путей вовлечения молодежи в политику нашла свое подтверждение.На этом мой доклад окончен, спасибо за внимание!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Andersson E. The pedagogical political participation model (the 3PM) for exploring, explaining and affecting young people’s political participation // Journal of Youth Studies. 2017. Р. 1346–1361
2. Barber B. The uncertainty of digital politics: Democracy's uneasy relationship with information technology. Harvard International Review, 2001. Р. 42-48.
3. Boulianne, S. and Theocharis, Y. Young People, Digital Media, and Engagement: A Meta-Analysis of Research // Social Science Computer Review, 2020. Р. 111–127
4. Busse, B., Hashem-Wangler, A., & Tholen, J. Two worlds of participation: Young people and politics in Germany. The Sociological Review. 2015. Р. 118–140.
5. Chryssochoou X., Barrett M. Youth politicization viewed from the perspectives of social psychology and developmental psychology // ZeitschriftfürPsychologie. 2017. Р. 289–290
6. Inglehart, R. The silent revolution in Europe: Intergenerational change in post-industrial societies. American Political Science Review. 1971. Р. 991–1017.
7. Malafaia C, Neves T, Menezes I. The Gap Between Youth and Politics: Youngsters Outside the Regular School System Assessing the Conditions for Be(com)ing Political Subjects. YOUNG. 2021. Р. 437-455.
8. Muxel, A. Political Radicalism Among the Younger Generations // Youth and Globalization. 2020. Р. 123-136
9. Nairn K., Sligo J., Freeman C. Polarizing participation in local government: Which young people are included and excluded? // Children, Youth and Environments. 2006. Р. 253–276.
10. Putnam R. Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community. New York: Simon &Schuster; 2000. 357 p.
11. Sloam J. Diversity and voice: The political participation of young people in the European Union. The British Journal of Politics and International Relations. 2016. Р. 521–537.
12. Warren М. Youth politicization: a proposal for education within ministry // Religious Education. 1982. Р. 179-196
13. Watts R. J., Flanagan, C. Pushing the envelope on youth civic engagement: A developmental and liberation psychology perspective // Journal of Community Psychology. 2007. Р. 779–792
14. Акунина Ю.А. Сущность и специфика протестной культуры в современной России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. №6(56). С.72-75.
15. Бабочкин П.И. Молодежная политика и становление нового поколения // Молодежная политика. Информационный бюллетень. М., 1998.
16. Бауман З. Способны ли Facebook и Twitter помочь распространению демократии и прав человека? // Официальный сайт российского общественно-политического интернет-издания «Русский журнал», URL: http://russ.ru/Mirovaya-povestka/Sposobny-li-Facebook-i-Twitter-pomoch-rasprostraneniyu-demokratii-i-prav-cheloveka(дата обращения: 31.05.2021)
17. Бродовская Е.В., Лаврикова А.А., Кузин О.Ю. Политическое вовлечение молодежи : сущностные и технологические аспекты // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. С. 184-189
18. Бызов Л.Г. Политические цвета новорусского протеста // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2012. №1(70). С.27-32.
19. Волков Д., Гончаров С., Снеговая М. Гражданский активизм российской молодежи//Левада-центр, URL: https://www.levada.ru/2020/10/01/ grazhdanskij-aktivizm-rossijskoj-molodezhi/ (дата обращения: 31.05.2021)
20. Воробьев В.В. Политическая социализация старшеклассников (социологический аспект) // Вестник Самарского государственного университета. 2007. С. 12-22
21. Григорьева В., Макеева Д. Партии на выборы поведут лидеры среднего возраста // Ведомости, URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2021/07/12/877711-partii-povedut-lideri-srednego-vozrasta (дата обращения: 15.12.2021)
22. Гудков Л., Зоркая Н., Кочергина Е., Пипия К., Рысева А. Российское поколение Z: установки и ценности. 2019/2020 // Социологическое исследование Фонда им. Фридриха Эберта и «Левада-центр», URL: http://library.fes.de/pdf-files/bueros/moskau/16135.pdf (дата обращения: 31.05.2021)
23. Данилов М.В. Концепт «политизация» в научном и общественно-политическом дискурсе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. Т. 10, вып. 2, 2010. С. 92
24. Данилов М.В. Некоторые аспекты управления политизацией молодежи в России // Viaintempore. История. Политология. 2012.
25. Данилов М.В. Явление «политизации» в современном обществе: постановка исследовательской проблемы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2009. №1. С.92-96.
26. Железняков А.С., Литвинова Т.Н. Политическое участие молодежи (к итогам Международной научной конференции в г. Монреале) // Социологические исследования. 2016. № 12, декабрь. C. 148–149.
27. Желнина А. «Мы пока маленькие», или Делегирование взрослым политической ответственности [Электронный ресурс] // Ведомости, 2015. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2015/05/26/593612-mi-poka-malenkie-ili-delegirovanie-vzroslim-politicheskoi-otvetstvennosti (дата обращения: 18.09.2021)
28. Захарова, Е. М. Отношение современной молодежи к политической жизни общества // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 9-2. С. 198-201.
29. Зеленко Б. И. Политизация как форма экспансии политического в его динамике // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 3. С. 237-244.
30. Иванов О.Б. Роль института общественного контроля в России в разрешении социально-политических конфликтов // Власть. 2017. С.29 – 35.
31. Иванов О.Б. Социальные конфликты и политический протест в России последних лет // Политика и Общество. 2019. № 6. С. 1 - 14.
32. Интернет: возможности и угрозы // Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник», URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/internet-i-deti-vozmozhnosti-i-ugrozy(дата обращения: 31.05.2021)
33. Калугина М. А. Политическое сознание студенческой молодежи малых и средних городов: проблемы и способы формирования: на примере Дальнего Востока РФ. // Дальневосточный государственный университет. Владивостокский институт международных отношений. Владивосток, 2015. 189 с.
34. Ковтун Е.И. Специфика современных молодежных протестных движений. Вопросы политологии. 2019. С. 712-721.
35. Котова К.А. Участие молодежи в политических организациях в современной России : дисс. к.п.н..- Москва, 2013. 226 с.
36. Леденева В. Ю. Эволюция массового политического сознания в условиях трансформации российского общества (Социологический анализ): Дис. ... канд. социол.наук: 23.00.02: Москва, 2014. 167 c.
37. Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. / Предисл. А.К. Соколова. – М.: Издательство “Весь Мир”, 1997. 544 с.
38. Машарский З.В. Интернет как фактор социальных протестов в XXI веке (психологический аспект) // Современная наука. 2015. №3. С.86-87.
39. Михайлова В.В. Новые информационно-коммуникационные технологии как фактор активизации политического участия молодежи // Управленческое консультирование, 2018. С.169-175
40. Молодые люди стали больше интересоваться политикой [Электронный ресурс] // YleUUTICET, URL: https://yle.fi/uutiset/osasto/novosti/molodye_lyudi_stali_bolshe_interesovatsya_politikoi/10684714 (дата обращения: 23.09.2021).
41. Мясоутов О. В. Политическое сознание молодежи в современных условиях социального бытия // Концепт. Современные научные исследования. 2015. Выпуск 3, URL: http://ekoncept.ru/2015/85546.htm(дата обращения: 31.05.2021)
42. Насколько юн протест? Статистика против Думы // ОВД-Инфо, URL: https://ovdinfo.org/articles/2018/12/19/naskolko-yun-protest-statistika-protiv-dumy (дата обращения: 10.12.2021)
43. Павловский Г.О. Режим середнячка капитулирует? Это вряд ли [Электронный ресурс] // Русский журнал URL: http://www.mediacratia.ru/owa/mc/mc_proj ect_news. html?a_id=22557 (дата обращения: 23.09.2021).
44. Попова О.В. Особенности политического сознания современной российской молодежи // Политическая наука. 2017. № 1. С. 138-162
45. Рейтинг ТОП-20 каналов в YouTube за 2020 год [Электронный ресурс] // Медиалогия, 2020. URL: https://www.mlg.ru/ratings/socmedia/youtube/8036/ (дата обращения: 20.09.2021)
46. Собкин В.С. Подросток и политика: изменение ценностных ориентаций // Статистика и социология образования. 2008. С. 180-216.
47. Сунцова А.П., Белицкая К.М. Актуальные вопросы совершенствования деятельности избирательных комиссий по повышению правовой культуры избирателей // Избирательное право. 2012. С. 51-53
48. Титов В.В., Самохвалов Н.А. К вопросу о некоторых причинах «Омоложения» протестных настроений в России // Via in tempore. История. Политология. 2020. Т. 47. № 1. С. 211-217
49. Тульчевский А. И. Молодежь в политике // Молодой ученый. 2013. №3. С. 527-529.
50. Ушкин С.Г. Теоретико-методологические подходы к изучению сетевой протестной активности: от «Умной толпы» к слактивизму // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. №3(127). С.12.
51. Федоренко С.Н., Лымарь Е.М., Федорченко Л.В. Итоги глобального исследования политизации социальных сетей // Стратегическая стабильность. 2016, № 4(77), с. 69-73.
52. Филиппова Л.Е. «Политизация» vs «деполитизация»: поиск альтернативных стратегических проектов и возможности структурирования политического поля // Политическая наука. 2018. №2. С. 95-115.
53. Шарапов Р.И. Мобильный Интернет как инструмент политической мобилизации // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2017. №1. С.20-27.

Узнать стоимость работы