МВД как участник гражданских отношений

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Гражданское право
  • 3333 страницы
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 20.03.2022
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩЕПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СУБЪЕКТА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.1 Законодательное закрепление возможности субъектов Министерства внутренних дел Российской Федерации выступать в качестве участников гражданско-правовых отношений 5
1.2 Должностное лицо и представители Министерства внутренних дел как участники гражданско-правовых отношений 10
2 ПРАКТИЧЕСКИИЙ АНАЛИЗ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК УЧАСТНИКА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 15
2.1 Казенное учреждение Министерства внутренних дел как субъект гражданских правоотношение, совершенствование его правовой регламентации 15
2.2 Особенности реализации патентного права органами Министерства внутренних дел Российской Федерации 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31


Фрагмент для ознакомления

Правообладатель в отношении своего исключительного права на служебную разработку, удостоверенную патентом, в соответствии с п. 1 ст. 1233 ГК РФ, может распоряжаться любым способом, не противоречащим закону и существу этого исключительного права. Правовой формой оборото-способности исключительных прав на служебные объекты патентного права является договор.В целях приобретения прав, необходимых для использования служебных изобретений, служебных полезных моделей, промышленных образцов, законодатель предусматривает структуру договора купли-продажи исключительного права (договора купли-продажи патента) и лицензионного договора (исключительная и неисключительная лицензия), которые различаются объемом предоставляемых прав.Получение государственным учреждением МВД РФ патента на служебную разработку и последующее возникновение на нее исключительного права, удостоверенного патентом, опосредует возникновение права автора (сотрудника, служащего) на вознаграждение, что также вытекает из п. 4 ст. 1370 ГК РФ, после принятия работодателем решения о сохранении в тайне сведений о служебном объекте патентного права и извещения об этом работника (сотрудника), либо принятия решения о передаче права на получение патента иному лицу, либо по причинам, не зависящим от него.Вознаграждение, на которое в таком случае имеет право автор, в силу своей правовой природы не представляется заработной платой.Возможны случаи, когда право на получение патента на разработку объекта в силу п. 4 ст. 1370 ГК РФ, возвращается автору и тот получает патент на такой объект; в этих случаях работодатель вправе применить разработку объекта в период действия патента на собственное производство на условиях простой (неисключительной) лицензии с уплатой патентообладателю вознаграждения, условия, размер и последовательность оплаты, которые заложены в договоре между работником (сотрудником) и государственным учреждением МВД РФ. Указанное право носит имущественный характер, относится непосредственно к государственному учреждению МВД РФ и является неотчуждаемым, то есть его передача третьим лицам не допускается.Срок действия исключительного права на имущественные разработки ограничен сроками, установленными законодателем: 20 лет - для изобретений, 10 лет - для полезных моделей, 5 лет, с возможностью неоднократного продления на 5 лет, но в целом не более 25 лет с момента подачи заявки - для промышленных образцов. По истечении срока исключительного права на объект, независимо от того, принадлежал ли он государственному учреждению МВД РФ или по положениям п.4 ст. 1370 ГК РФ возвращается работнику, разработки могут быть использованы любым лицом при отсутствии согласия и разрешения и даже без уплаты вознаграждения за его использование.Объект патентно-правовой сферы зачастую может быть разработан совместным творческим трудом двух и более сотрудников - соавторов.Соавторство служебного изобретения, полезной модели или промышленного образца в системе МВД РФ гарантирует одновременное создание авторского права каждому из нескольких лиц на конкретную разработку. Исключительное право на служебную разработку, созданную в системе МВД РФ в соавторстве, также юридически передается работодателю - государственному учреждению МВД РФ.Для того чтобы каждый из нескольких лиц одновременно обладал авторским правом на результат созданного ими интеллектуального труда, необходимо их коллективное творческое участие в создании технической или художественно-конструкторской инновации. Сотрудничество в творческой работе может означать не только взаимодействие с непосредственным общением сотрудников, но и сотрудничество на основе раздела времени работы.Соавторство любых служебных субъектов патентного права неделимо и означает приобретение каждым из соавторов равных прав на владение и использование результата творческого труда в его совокупности.В случае если исключительное право по положениямп. 4 ст. 1370 ГК РФ соавторам разработки возвращены исключительные права на этот результат, в силу п. 4 ст. 1228 ГК РФ, находящиеся в совместной собственности соавторов. Отношения между соавторами - сотрудниками (служащими) системы МВД РФ, связанные со способами распоряжения искл. правом и распределением доходов, полученных от использования объектов патентного права, созданных в соавторстве, подчиняются общему правилу, установленному п. 3 ст. 1229 ГК РФ. В таких случаях правообладатели совместно управляют исключительным правом на объект патентного права, который создан сотрудниками системы МВД РФ в соавторстве. При этом в силу п. 2 ст. 1348 ГК РФ каждый из соавторов вправе использовать результат совместного творчества по своему усмотрению.Сотрудники системы МВД РФ, создавая служебный объект патентного права в соавторстве, могут заключить договор в письменной или устной форме.Однако наличие договора не является абсолютно необходимым условием для определения отношений соавторства в отношении служебных изобретений, служебных полезных моделей, промышленных образцов. При этом, заключение договора между работниками-соавторами гарантирует соблюдение прав каждого из них и позволяет решить многие спорные вопросы. В договоре может быть указан иной порядок распоряжения исключительным правом на объект разработки. По согласованию с бенефициарами также могут быть введены размер и порядок дробления вознаграждения. Все доходы, полученные в результате соавторства на этот результат интел. деятельности также разделяется поровну между всеми правообладателями, если договором не предусмотрено иное.Несмотря на общность исключительного права, каждый из соавторов всегда вправе самостоятельно принимать меры по охране своих прав на результат разработки.Таким образом, субъектами патентного права в системе МВД РФ являются авторы (соавторы) - сотрудники и работники, состоящие в служебно-трудовых отношениях с работодателем, работодателем является государственное учреждение МВД РФ. Правовой статус каждого из субъектов определяет перечень их полномочий, а также возлагает на них конкретные взаимные обязательства в целях соблюдения законодательно определенного правового режима служебного изобретения, служебной полезной модели, служебного промышленного образца. Главной особенностью правового положения субъектов патентного права в системе МВД РФ является возможность принадлежности исключительного права каждому из субъектов, а также специфика его распространения, обусловленная соблюдением интересов каждого из участников патентных правоотношений по поводу патентной разработки.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, мы определили, что МВД РФ и его структурные подразделения часто выступают в качестве участника гражданско-правовых отношений. Это выражается в наличии организационно-правовых форм различных организаций МВД РФ, в частности, государственное некоммерческое учреждение. Также сами должностные лица и представители МВД РФ выступают в качестве участников гражданских правоотношений.Государственное учреждение - юридическое лицо, являющееся унитарной некоммерческой организацией на праве оперативного управления объектами государственной и муниципальной собственности и несущее ограниченную ответственность по своим обязательствам. Анализ научной литературы о правовом статусе государственных учреждений позволил сделать вывод о том, что государственные учреждения в системе МВД РФ следует рассматривать как специфические некоммерческие организации, участвующие в гражданском обороте и наделенные особыми правовыми полномочиями.Таким образом, субъектами патентного права в системе МВД России являются авторы (соавторы) - сотрудники и работники, состоящие в служебно-трудовых отношениях с работодателем, работодателем является государственное учреждение МВД РФ. Правовой статус каждого из субъектов определяет перечень их полномочий, а также возлагает на них конкретные взаимные обязательства в целях соблюдения законодательно определенного правового режима служебного изобретения, служебной полезной модели, служебного промышленного образца.Мы решили все поставленные вопросы данной исследовательской работы, а конкретно:Выделили законодательное закрепление форм участия МВД РФ в качестве участника гражданских правоотношений;Выделили особенности должностных лиц, которые выступают в гражданских правоотношениях от имени МВД РФ;Рассмотрели казенные учреждения системы МВД РФ в качестве участников гражданских правоотношений;Рассмотрели патентные правоотношения между служащими лицами и государственными учреждениями МВД РФ.Соответственно, решенные задачи данной исследовательской работы обуславливают собой достижение поставленной цели.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНормативно-правовые акты:Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994 г. –N 32. – Ст. 3301.Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998 г. – N 31. – Ст. 3824.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002 г. – N 1 (часть I). –Ст. 1.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001 г. – N 52 (часть I). – Ст. 4921.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002 г. – N 46. – Ст. 4532.Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002 г. – N 30. – Ст. 3012.Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015 г. – N 10. – Ст. 1391.Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2020 г. – N 45. –Ст. 7061.Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996 г. – N 3. – Ст. 145.Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011 г. –N 7. – Ст. 900.Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 N 342-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011 г. –N 49 (часть I). –Ст. 7020.Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011 г. – N 48. – Ст. 6724.Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011 г. – N 19. – Ст. 2716.Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 N 103-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995 г. – N 29. – Ст. 2759.Федеральный закон «О порядке отбывания административного ареста» от 26.04.2013 N 67-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013 г. – N 17. – Ст. 2034.Указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. N 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016 г. – N 52 (часть V). – Ст. 7614.Указ Президента РФ от 15 мая 2018 г. N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2018 г. – N 21. – Ст. 2981.Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010 г. – N 31. –Ст. 4238.Приказ МВД России от 5 июня 2017 г. № 355 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне» (не вступил в силу) [Электронный доступ] // СПС Гарант. – Режим доступа: https://clck.ru/bkk6J (дата обращения: 18.02.2022).Приказ МВД России и Минздрава России от 31.12.1999 г. № 115/475 «06 утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2000. – №11.Научные материалы и публикации:Базаров В. Б. Публичные юридические лица: монография. – Иркутск: Оттиск, 2019. – 160 с.Гаврилов Э.П. Право интеллектуальной собственности, XXI век: Комментарий к законодательству и научно-практические материалы. – М., 2018. – С. 312.Гражданское право: Учебник. В 3 т. Т. 3 / Под ред. А.П. Сергеева; 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2019. – С. 225.Казьмина С.А. Служебные изобретения: конфликт и баланс интересов: (система правовой охраны изобретений на предприятии). – М., 2010. – С. 118.Молчанов А.А. Гражданское право (особенная часть): Учебник. – СПб., 2019. – С. 325.Молчанов А.А. Казенные учреждения МВД России в контексте изменений гражданского законодательства // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2015. –№ 10. – С. 85-90.Молчанов А.А., Афанасьева Е.С. Исключительное право казенных учреждений на служебные произведения в системе МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2015. – № 3 (67). – С. 64-67.Филиппова А.И. К вопросу классификации казенных учреждений в системе МВД России // Образование и право. – 2017. – №8. – С. 105.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты:
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994 г. – N 32. – Ст. 3301.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998 г. – N 31. – Ст. 3824.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002 г. – N 1 (часть I). – Ст. 1.
8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001 г. – N 52 (часть I). – Ст. 4921.
9. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002 г. – N 46. – Ст. 4532.
10. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002 г. – N 30. – Ст. 3012.
11. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015 г. – N 10. – Ст. 1391.
12. Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2020 г. – N 45. – Ст. 7061.
13. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996 г. – N 3. – Ст. 145.
14. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011 г. – N 7. – Ст. 900.
15. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 N 342-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011 г. – N 49 (часть I). – Ст. 7020.
16. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011 г. – N 48. – Ст. 6724.
17. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011 г. – N 19. – Ст. 2716.
18. Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 N 103-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995 г. – N 29. – Ст. 2759.
19. Федеральный закон «О порядке отбывания административного ареста» от 26.04.2013 N 67-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013 г. – N 17. – Ст. 2034.
20. Указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. N 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016 г. – N 52 (часть V). – Ст. 7614.
21. Указ Президента РФ от 15 мая 2018 г. N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2018 г. – N 21. – Ст. 2981.
22. Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010 г. – N 31. – Ст. 4238.
23. Приказ МВД России от 5 июня 2017 г. № 355 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне» (не вступил в силу) [Электронный доступ] // СПС Гарант. – Режим доступа: https://clck.ru/bkk6J (дата обращения: 18.02.2022).
24. Приказ МВД России и Минздрава России от 31.12.1999 г. № 115/475 «06 утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2000. – №11.

Научные материалы и публикации:
25. Базаров В. Б. Публичные юридические лица: монография. – Иркутск: Оттиск, 2019. – 160 с.
26. Гаврилов Э.П. Право интеллектуальной собственности, XXI век: Комментарий к законодательству и научно-практические материалы. – М., 2018. – С. 312.
27. Гражданское право: Учебник. В 3 т. Т. 3 / Под ред. А.П. Сергеева; 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2019. – С. 225.
28. Казьмина С.А. Служебные изобретения: конфликт и баланс интересов: (система правовой охраны изобретений на предприятии). – М., 2010. – С. 118.
29. Молчанов А.А. Гражданское право (особенная часть): Учебник. – СПб., 2019. – С. 325.
30. Молчанов А.А. Казенные учреждения МВД России в контексте изменений гражданского законодательства // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2015. – № 10. – С. 85-90.
31. Молчанов А.А., Афанасьева Е.С. Исключительное право казенных учреждений на служебные произведения в системе МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2015. – № 3 (67). – С. 64-67.
32. Филиппова А.И. К вопросу классификации казенных учреждений в системе МВД России // Образование и право. – 2017. – №8. – С. 105.

Вопрос-ответ:

Какое законодательное закрепление есть для участия МВД в гражданско-правовых отношениях?

Возможность субъектов Министерства внутренних дел Российской Федерации выступать в качестве участников гражданско-правовых отношений закреплена законодательно.

Кто может быть участником гражданско-правовых отношений от МВД?

В качестве участников гражданско-правовых отношений от МВД могут выступать должностные лица и представители Министерства внутренних дел.

Какова роль МВД в гражданских отношениях?

МВД выступает в роли субъекта гражданско-правовых отношений и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством в данной области. Они участвуют в различных гражданско-правовых отношениях, таких как заключение контрактов, оказание услуг, выполнение государственных функций и т.д.

Какие выполняют функции должностные лица и представители МВД в гражданских отношениях?

Должностные лица и представители Министерства внутренних дел выполняют различные функции в гражданско-правовых отношениях. Они могут выступать в качестве подрядчиков при выполнении государственных заказов, обеспечивать безопасность и порядок на массовых мероприятиях, предоставлять консультации и помощь гражданам, осуществлять контроль за соблюдением законов и т.д.

Какие обязанности участников МВД в гражданских отношениях?

Участники МВД в гражданских отношениях обязаны действовать в соответствии с законодательством, соблюдать права и интересы других участников, выполнять свои обязанности профессионально и ответственно. Они также могут быть обязаны предоставлять информацию, документы и доказательства в рамках гражданско-правовых отношений.

Что такое МВД и какое место оно занимает в гражданских отношениях?

МВД - это Министерство внутренних дел Российской Федерации. Оно является одним из ведущих ведомств страны и занимает важное место в гражданских отношениях. МВД осуществляет контроль и регулирование в сфере обеспечения общественного порядка, охраны прав и свобод граждан, борьбы с преступностью и терроризмом. Оно также участвует в гражданском праве, как субъект гражданско-правовых отношений.

Как законодательно закреплены возможности субъектов МВД выступать в качестве участников гражданско-правовых отношений?

Возможности субъектов МВД выступать в качестве участников гражданско-правовых отношений закреплены законодательно. Например, Федеральный закон "О Министерстве внутренних дел Российской Федерации" устанавливает полномочия МВД в сфере охраны общественного порядка, предупреждения преступлений и иных правонарушений, а также оказания помощи населению в чрезвычайных ситуациях. В рамках этих полномочий МВД выступает как участник гражданско-правовых отношений с гражданами, организациями и другими участниками общественных отношений.

Относятся ли должностные лица и представители МВД к числу участников гражданско-правовых отношений?

Да, должностные лица и представители МВД относятся к числу участников гражданско-правовых отношений. Они выступают от имени МВД и осуществляют свои полномочия в соответствии с законодательством. Например, они могут заключать гражданско-правовые договоры с гражданами и организациями, предоставлять услуги населению, а также участвовать в разрешении гражданских споров с участием МВД.

Возможно ли участие МВД России в гражданских отношениях в соответствии с законодательством?

Да, законодательство Российской Федерации закрепляет возможность участия субъектов МВД в гражданско-правовых отношениях.

Кто может выступать в качестве участника гражданско-правовых отношений от имени Министерства внутренних дел?

Должностные лица и представители МВД могут выступать в качестве участников гражданско-правовых отношений от имени МВД.