Игра и ее роль в обучении русскому языку как иностранному

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Методика преподавания
  • 2424 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 06.06.2022
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку как иностранному 5
2. Сущность игры как лингводидактического средства при обучении русскому языку как иностранному 12
3. Игровые технологии как средство реализации современных требований к обучению русскому языку как иностранному 17
Заключение 22
Список литературы 24

Фрагмент для ознакомления

2. Игра «Найди букву». Условие: преподаватель выкладывает на столе алфавит. Игроки должны найти гласные, а также буквы из английского алфавита. 3. Игра «Кто больше?». Условие: преподаватель называет слово «Апельсин», студенты поочередно называют признак фрукта (из личного опыта авторов). – игровые предкоммуникативные задания: 1. Игра «Результат». Условие: На доске написаны глаголы несовершенного вида. Студенты должны на листочках написать глаголы совершенного вида (из личного опыта авторов) 2. Игра «Словесный портрет». Условие: студенты на листочках составляют собственный словесный портрет при помощи конструкции «я люблю петь», «у меня карие глаза», «у меня теплый свитер» и т.д. (из личного опыта авторов). 3. Игра «Слова с перепутанными буквами». Условие: преподаватель готовит несколько групп с перепутанными буквами, каждая группа относится к какой-то тематической группе (по Т.В. Губановой, Е.А. Нивиной). [6]4. Игра с мячом «Мужской/женский род». Условие: ведущий бросает студентам мяч, называя слова. Игроки должны назвать рол существительных (из личного опыта авторов). – игровые коммуникативные задания: 1. Игра «Опрос». Условие: Все участники группы получают задание собрать некоторые сведения у присутствующих. Тему определяет преподаватель (по С.Н. Железняковой). [8]2. Игра-конкурс «Кто? Что?». Условие: один участник загадывает другому слово, тот жестами и мимикой показывает его аудитории. Остальные игроки отгадывают слово. 3. Деловая игра. Условие: Студенты готовят проект «Экскурсия по родному городу». Представленные игровые задания способствуют приобретению социального опыта взаимодействия в языковой среде, развитию аналитического мышления, формированию познавательной мотивации. Таким образом, использование игровых технологий для формирования коммуникативной компетенции на занятиях русского языка как иностранного способствует развитию языковой личности студента, а также предполагает необходимость взаимодействия собственно учебной деятельности, в которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных качеств студентов, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать нестандартные коммуникативные задачи. Они не только повышают качество обучения, гарантируют более глубокое усвоение учебного материала, создают коммуникативные навыки, которые необходимы иностранным студентам в ситуациях межкультурного общения, но и повышают интерес к занятиям, позволяют выявить лексический запас учащихся, развивают самостоятельность. [10]ЗаключениеВ ходе выполнения данной работы удалось изучить следующее:– учебные игры, несомненно, помогают преодолеть языковой и психологический барьеры. Их использование позволяет концентрироваться на овладении речевыми умениями в процессе ситуации естественного общения [7, с. 46];– практика показывает, что регулярное использование игровых технологий в процессе изучения русского языка как иностранного помогает добиваться прочного усвоения языкового и речевого материала при возникновении дефицита учебного времени; при этом обеспечивается разнообразие видов учебной деятельности и форм общения;– появляется возможность разгрузить произвольную память обучающихся за счет перевода учебной информации на непроизвольный режим тренировки, в оптимальные сроки вырабатывать у учащихся темп речи, близкий к среднему темпу речи носителей языка;– игровые технологии значительно увеличивают объем проработанного на занятии грамматического и лексического материала, интенсифицируют его усваивание, повышают качество образовательного процесса, помогают сформировать навыки и умения адекватных коммуникативных действий в социально значимых ситуациях речевого общения с использованием лингвистических и культурологических знаний [Азарина, с. 311]. Безусловно, игровые технологии не являются универсальной формой работы, без других приемов и методов и без должной подготовки преподавателя они не принесут желаемого эффекта. Однако игры, адекватно используемые в сочетании с традиционными методами, способствуют активному обучению русскому языку как иностранному.Необходимо учитывать, тот факт, что любой стиль деятельности формируется постепенно, при наличии у субъекта обучения положительного отношения. Обязательно нужно использовать ориентацию учащихся на овладение языком как системой, показывать целостную картину единиц языка и их место в общей системе. На практике мы имеем, что стажёры, приезжающие в Россию после двух лет обучения в Китае, через некоторое время начинают говорить более правильно, чем студенты, обучающиеся в бакалавриате российских вузов.К сожалению, коммуникативная методика и условия существования и обучения в русскоязычной среде становятся дестабилизирующими факторами, приводящими к тому, что речь, не подкреплённая знаниями языковой системы ни на структурном, ни на функциональном уровнях, активизируется под влиянием родного языка и не соответствует никаким нормам русского языка.Таким образом, применение игровых технологий позволяет реализовывать стратегию интерактивной формы преподавания и новых тенденций в методике обучения, имеющих целью обновление процесса обучения за счет его «оживления», т. е. практического учета человеческого фактора, психологических особенностей, а также коммуникативных, эмотивных, познавательных потребностей обучающихся. Список литературы1. Азарина Л. Е. Игры на уроках РКИ // Вестник ЦМО МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика – научный журнал. – № 3, 2009. – С. 102-109. 2. Байкова Л.А. Технология игровой деятельности / Л. А. Байкова, Л.К. Гребенкина – М.: Просвещение, 1994. – 160 с. 3. Батраева, О. М. Игровые технологии как средство активизации учебного процесса при формировании коммуникативной и социокультурной компетенций / О. М. Батраева // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 311–314. 4. Будакова, О. В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О. В. Будакова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 152–154. 5. Васильева Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения / Т.С. Васильева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 74-76. 6. Губанова Т.В. Русский язык в играх: учебно-методическое пособие / сост.: Т.В. Губанова, Е.А. Нивина. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007 7. Гаврилова, О. В. Ролевая игра в обучении иностранному языку / О. В. Гаврилова // Английский язык («Первое сентября»). — 2008. — № 1. — С. 7–8. 8. Железнякова С.Н. Ролевые игры на уроках русского языка как иностранного // Журнал «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». – 2017. – №2-5. – URL http://publikacia.net/archive/2017/2/5/5 (дата обращения: 25.02.2022). 9. Игровые технологии как лингводидактическое средство при обучении русскому языку как иностранномуПлотникова Е.А., Пирогова М.Н., Артемьева Е.А.В сборнике: Актуальные вопросы формирования межкультурных компетенций в современном образовании. Сборник статей и методических разработок. 2018. С. 54-59.10. Игровые технологии как средство реализации современных требований к обучению русскому языку как иностранномуЧаплина Е.В., Кузнецова Н.И.В сборнике: Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания в иностранной аудитории. материалы международной научно-методической конференции, посвященной 45-летию кафедры русского языка как иностранного и межкультурной коммуникаци. 2019. С. 110-113.11. Крючкова Л.С. Русский язык как иностранный: синтаксис простого и сложного предложения. – М.: Владос. 2004. – 463 с.12. Кашпирева, Т. Б. Игровые интерактивные технологии обучения на уроке русского языка как иностранного: методический аспект / Т. Б. Кашпирева, В. И. Сальникова // Молодой ученый. — 2016. — № 13.2. — С. 41–43. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/117/32398/ (дата обращения: 25.02.2022). 13. Ковалева, A. B. Особенности обучения лексике на занятиях по РКИ (средний и продвинутый этапы) / A. B. Ковалева // Международный аспирантский вестник. — М., 2012. — № 2. — С. 38–41. 14. Ковалева, A. B. Этапы работы с лексикой при обучении РКИ / A. B. Ковалева / // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. — Воронеж, 2013. — № 2. — С. 231–233. 15. Ковалева, A. B. Комплексное использование приемов педагогических технологий при работе с лексикой текста / A. B. Ковалева // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — Орел, 2014. — № 1(57). — С. 360–362. 16. Конева, H. H. Педагогические технологии обучения РКИ / H. H. Конева, A. B. Ковалева // Практикум по методике преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие для студентов-магистрантов филологического факультета 1-го года обучения. Вып. 3 / под ред. А. Н. Щукина, E. H. Канаевой. М., 2012. С. 53–69.17. Остапенко В.И. Обучение русской грамматике иностранцев на начальном этапе. – М.: Русский язык. 1983. – 149 с. 18. Слесарева И.П. Проблемы описания и преподавания русской лексики. – М.: Русский язык. 1980. – 182 с.19. Фомичева В.И Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/formirovanie_kommunikativnoy_kompetentnosti_uchaschihsya_n a_urokah_russkogo_yazyka-443445.htmu. - Дата доступа: 25.02.202220. Шмелёва М.В. Интерактивное обучение как одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ в вузах / М.В. Шмелёва // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 6 – С. 25-29.

Список литературы

1. Азарина Л. Е. Игры на уроках РКИ // Вестник ЦМО МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика – научный журнал. – № 3, 2009. – С. 102-109.
2. Байкова Л.А. Технология игровой деятельности / Л. А. Байкова, Л.К. Гребенкина – М.: Просвещение, 1994. – 160 с.
3. Батраева, О. М. Игровые технологии как средство активизации учебного процесса при формировании коммуникативной и социокультурной компетенций / О. М. Батраева // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 311–314.
4. Будакова, О. В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О. В. Будакова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 152–154.
5. Васильева Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения / Т.С. Васильева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 74-76.
6. Губанова Т.В. Русский язык в играх: учебно-методическое пособие / сост.: Т.В. Губанова, Е.А. Нивина. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007
7. Гаврилова, О. В. Ролевая игра в обучении иностранному языку / О. В. Гаврилова // Английский язык («Первое сентября»). — 2008. — № 1. — С. 7–8.
8. Железнякова С.Н. Ролевые игры на уроках русского языка как иностранного // Журнал «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». – 2017. – №2-5. – URL http://publikacia.net/archive/2017/2/5/5 (дата обращения: 25.02.2022).
9. Игровые технологии как лингводидактическое средство при обучении русскому языку как иностранному Плотникова Е.А., Пирогова М.Н., Артемьева Е.А. В сборнике: Актуальные вопросы формирования межкультурных компетенций в современном образовании. Сборник статей и методических разработок. 2018. С. 54-59.
10. Игровые технологии как средство реализации современных требований к обучению русскому языку как иностранному Чаплина Е.В., Кузнецова Н.И. В сборнике: Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания в иностранной аудитории. материалы международной научно-методической конференции, посвященной 45-летию кафедры русского языка как иностранного и межкультурной коммуникаци. 2019. С. 110-113.
11. Крючкова Л.С. Русский язык как иностранный: синтаксис простого и сложного предложения. – М.: Владос. 2004. – 463 с.
12. Кашпирева, Т. Б. Игровые интерактивные технологии обучения на уроке русского языка как иностранного: методический аспект / Т. Б. Кашпирева, В. И. Сальникова // Молодой ученый. — 2016. — № 13.2. — С. 41–43. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/117/32398/ (дата обращения: 25.02.2022).
13. Ковалева, A. B. Особенности обучения лексике на занятиях по РКИ (средний и продвинутый этапы) / A. B. Ковалева // Международный аспирантский вестник. — М., 2012. — № 2. — С. 38–41.
14. Ковалева, A. B. Этапы работы с лексикой при обучении РКИ / A. B. Ковалева / // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. — Воронеж, 2013. — № 2. — С. 231–233.
15. Ковалева, A. B. Комплексное использование приемов педагогических технологий при работе с лексикой текста / A. B. Ковалева // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — Орел, 2014. — № 1(57). — С. 360–362.
16. Конева, H. H. Педагогические технологии обучения РКИ / H. H. Конева, A. B. Ковалева // Практикум по методике преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие для студентов-магистрантов филологического факультета 1-го года обучения. Вып. 3 / под ред. А. Н. Щукина, E. H. Канаевой. М., 2012. С. 53–69.
17. Остапенко В.И. Обучение русской грамматике иностранцев на начальном этапе. – М.: Русский язык. 1983. – 149 с.
18. Слесарева И.П. Проблемы описания и преподавания русской лексики. – М.: Русский язык. 1980. – 182 с.
19. Фомичева В.И Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/formirovanie_kommunikativnoy_kompetentnosti_uchaschihsya_n a_urokah_russkogo_yazyka-443445.htmu. - Дата доступа: 25.02.2022
20. Шмелёва М.В. Интерактивное обучение как одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ в вузах / М.В. Шмелёва // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 6 – С. 25-29.




Вопрос-ответ:

Какую роль игра играет в обучении русскому языку как иностранному?

Игра играет важную роль в обучении русскому языку как иностранному. Она помогает студентам практиковать языковые навыки, расширять словарный запас, осваивать грамматические конструкции и улучшать коммуникативные навыки.

Чем игра является как лингводидактическое средство при обучении русскому языку?

Игра является эффективным лингводидактическим средством при обучении русскому языку. Она помогает студентам активно включаться в процесс обучения, создает мотивацию и интерес к изучению языка, а также способствует более глубокому усвоению материала.

Какие требования современности игровые технологии помогают реализовать при обучении русскому языку?

Игровые технологии позволяют реализовать современные требования к обучению русскому языку. Они помогают создать интерактивную и инновационную обучающую среду, разнообразить уроки, повысить мотивацию студентов и обеспечить активное участие каждого.

Какие проблемы существуют в методике обучения русскому языку как иностранному?

В методике обучения русскому языку как иностранному существуют различные проблемы. Некоторые из них включают ограниченный доступ к аутентичным языковым материалам, сложность грамматики, необходимость развития коммуникативных навыков и трудности в произношении.

Как проходит игра "Найди букву" и какой ее цель?

В игре "Найди букву" преподаватель выкладывает на столе алфавит, а игроки должны найти гласные буквы и буквы из английского алфавита. Цель игры заключается в практике звуков и букв русского и английского языков, а также в расширении словарного запаса.

Какую роль игра играет в обучении русскому языку как иностранному?

Игра является важным лингводидактическим средством при обучении русскому языку как иностранному. Она позволяет студентам активно использовать язык, развивать коммуникативные навыки, улучшать произношение и запоминать новую лексику и грамматику.

Что является сущностью игры в обучении русскому языку как иностранному?

Сущность игры заключается в том, что она предоставляет студентам возможность изучать язык через практическое взаимодействие и активное участие. Игра помогает студентам развивать навыки слушания, говорения, чтения и письма, а также совершенствовать грамматику и лексику.

Как игровые технологии могут быть использованы при обучении русскому языку как иностранному?

Игровые технологии являются эффективным средством реализации современных требований к обучению русскому языку как иностранному. Они позволяют создать интерактивную и мотивирующую обстановку, разнообразить учебный процесс и повысить интерес студентов к изучению языка.

Какие игры можно использовать при обучении русскому языку как иностранному?

В обучении русскому языку как иностранному можно использовать различные игры, например, игры на запоминание новой словесной лексики, игры на развитие навыков говорения и аудирования, игры на закрепление грамматических правил и т.д.