Психофизиология памяти

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психофизиология
  • 1818 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 25.05.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1.Психофизиология памяти
1.1.Определение памяти
1.2. Виды и формы памяти
1.3. Процессы и механизмы памяти
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Так же забывание информации может произойти из-за каких-то нарушений в памяти при черепно-мозговой травме, болезни и т.д.
Помимо запоминания и хранения информации, существует еще процесс воспроизведения. Он заключается в том, что при необходимости происходит актуализация материала или информации с последующим ее переводом из долговременной памяти в кратковременную память.
Процесс воспроизведения информации из памяти проходит фазу узнавания, припоминания и реминисценции или репродукции. При повторном поступление какой-либо информации в мозге происходит сопоставление возбудителей, которые действовали ранее и которые действуют в данный момент. И если между ранее поступающей информацией и информацией, которая поступает в данный момент, будут минимальные различия, то происходит процесс узнавания.
В процессе припоминания в сознание человека происходит восстановление ранее действующих возбудителей, даже если они не действуют в настоящее время. При реминисценции и репродукции происходит полное восстановление необходимой информации.
Все выше приведенные процессы составляют единую систему памяти каждого человека. Они находятся в постоянном взаимодействии. Причем один процесс не может адекватно функционировать без других процессов. Поэтому все процессы памяти рассматриваются вместе как единое целое.
Процессы памяти находятся во взаимодействие с ее механизмами, которые способствуют запоминанию, а в дальнейшем и воспроизведению необходимой информации. Как известно, что вся воспринимаемая человеком информация не исчезает бесследно.
Согласно ей движение нервных импульсов в коре больших полушарий мозга осуществляется по замкнутым цепям, образованными нейронами мозга. Именно там происходит переработка и сохранение информации, которая поступает в головной мозг. При повторном прохождении нервных импульсов в коре больших полушарий происходит изменение структуры синапсов.
Таким образом, при повторном попадании информации и повторении потока импульсов процесс запоминания протекает быстрее и легче. А чем дольше функционируют синапсы в нервной ткани, тем сильнее их деятельность.
В памяти хранится информация, которая была накоплена при эволюционных процессах, в виде безусловных рефлексов, т.е. генетическая, и индивидуальная информация, которая была приобретена в течение жизни человека в виде условных рефлексов. Существует нейрофизиологическая гипотеза механизмов памяти.
Заключение
Значение памяти в жизни каждого человека трудно переоценить. Она находится в основе развития, сохранения и преумножения способностей человека, служит условием научения, приобретения новых навыков, умений и знаний, т.е. память является некой основой жизни. Особенности памяти людей позволили достичь человеку вершины психического развития.
Существует множество разнообразных определений понятия память, но наибольшее распространение получило определение, в котором память определяется как когнитивный процесс, заключающийся в способности запоминания и сохранения новой информации или опыта, узнавание, воспроизведение и забывание ранее приобретенной информации, знаний или опыта.
Благодаря способности накопления, обновления и воспроизведения знаний и опыта человек способен приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям жизни. Процесс памяти является функцией мозга. Он протекает исходя из социально-детерминированных психологических механизмов и индивидуальных особенностей каждого конкретного человека.
В данной работе были изложены основные моменты, касающиеся психофизиологии памяти – это ее определение, основные виды, формы, характеристики и черты памяти, процессы и механизмы памяти. В итоге можно сделать вывод, что процесс памяти остается до конца не изученным, на сегодняшнее время известны только некоторые аспекты.
Общее представление понятия память с позиции психофизиологии можно изобразить в виде схемы (Рис. 3).








процессы


виды








Рис. 3. Представление памяти с позиции психофизиологии.
Список литературы
Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учебник для ВУЗов. – Спб.: Питер. – 2010. – 320с.
Бичеев М.А. Психофизиология профессиональной деятельности: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск. – 2007. – 168с.
Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для ВУЗов. – Изд-во: Аспект Пресс. – 2007. – 368с.
Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер. – 2007. – 583с.
Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. – Изд-во: ПЕР СЭ. – 2008. – 623с.
Психофизиология профессиональной деятельности: учебное пособие/ Под ред. Ченцовой В.Н. – СПб. – 2003 – 119с.
Психофизиология: учебник для ВУЗов/ Под ред. Александров Ю.И. – Изд-во: ПИТЕР, Издательский дом. – 2008. – 464с.
Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник для ВУЗов. – Изд-во: Academia. – 2010. – 320с.
Самоукина М.В. Психофизиология профессиональной деятельности: учебное пособие. – 2-е изд. – Изд-во: ПИТЕР, Издательский дом. – 2004. – 224с.
Столяренко А.М. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов. – Изд-во: Юнити-Дана. – 2009. – 464с.







Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учебник для ВУЗов. – Спб.: Питер. – 2010. – 320с.

Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. – Изд-во: ПЕР СЭ. – 2008. – 623с.

Самоукина М.В. Психофизиология профессиональной деятельности: учебное пособие. – 2-е изд. – Изд-во: ПИТЕР, Издательский дом. – 2004. – 224с.
Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник для ВУЗов. – Изд-во: Academia. – 2010. – 320с.

Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер. – 2007. – 583с.

Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для ВУЗов. – Изд-во: Аспект Пресс. – 2007. – 368с.
Психофизиология профессиональной деятельности: учебное пособие/ Под ред. Ченцовой В.Н. – СПб. – 2003 – 119с.

Психофизиология: учебник для ВУЗов/ Под ред. Александров Ю.И. – Изд-во: ПИТЕР, Издательский дом. – 2008. – 464с.

Бичеев М.А. Психофизиология профессиональной деятельности: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск. – 2007. – 168с.

Столяренко А.М. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов. – Изд-во: Юнити-Дана. – 2009. – 464с.













18



Объём

Быстрота

Точность

Длительность

Готовность

Продуктивность памяти

ПАМЯТЬ

Запоминание

Сохранение

Воспроизведение

Забывание

Образная

Словестно-Логическая

Двигательная

Эмоциональная

Сенсорная
память

Логическая

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Следы происходивших ранее нервных процессов, сохранившиеся в коре головного мозга


Механическая

Кратковременная память

Долговременная память


Забывание

Оперативная память

Список литературы
1.Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учебник для ВУЗов. – Спб.: Питер. – 2010. – 320с.
2.Бичеев М.А. Психофизиология профессиональной деятельности: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск. – 2007. – 168с.
3.Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для ВУЗов. – Изд-во: Аспект Пресс. – 2007. – 368с.
4.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер. – 2007. – 583с.
5.Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. – Изд-во: ПЕР СЭ. – 2008. – 623с.
6.Психофизиология профессиональной деятельности: учебное пособие/ Под ред. Ченцовой В.Н. – СПб. – 2003 – 119с.
7.Психофизиология: учебник для ВУЗов/ Под ред. Александров Ю.И. – Изд-во: ПИТЕР, Издательский дом. – 2008. – 464с.
8.Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник для ВУЗов. – Изд-во: Academia. – 2010. – 320с.
9.Самоукина М.В. Психофизиология профессиональной деятельности: учебное пособие. – 2-е изд. – Изд-во: ПИТЕР, Издательский дом. – 2004. – 224с.
10.Столяренко А.М. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов. – Изд-во: Юнити-Дана. – 2009. – 464с.

Вопрос-ответ:

Что такое психофизиология памяти?

Психофизиология памяти изучает взаимосвязь между психическими процессами и физиологическими механизмами, которые обеспечивают формирование, хранение и воспроизведение информации в памяти.

Какие виды и формы памяти существуют?

В психофизиологии выделяют несколько видов и форм памяти. Кратковременная память позволяет хранить информацию в течение нескольких секунд или минут. Долговременная память позволяет хранить информацию на длительный срок. Семантическая память отвечает за запоминание смысловой информации, в то время как эпизодическая память связана с запоминанием конкретных событий. Рабочая память обеспечивает временное хранение и операционную обработку информации.

Какие процессы и механизмы отвечают за функционирование памяти?

Функционирование памяти опирается на несколько процессов и механизмов. Кодирование - процесс преобразования входной информации в такой формат, чтобы ее можно было сохранить и восстановить. Хранение - процесс сохранения закодированной информации в памяти, который может быть как кратковременным, так и долговременным. Воспроизведение - процесс восстановления сохраненной информации из памяти и ее использования для выполнения задач и решения проблем.

Какие нарушения в памяти могут возникнуть из-за черепно-мозговых травм и болезней?

Черепно-мозговые травмы и некоторые болезни могут вызывать различные нарушения в памяти. Например, амнезия может быть следствием повреждения головного мозга, при котором возникают проблемы с запоминанием и воспроизведением информации. Также могут возникать проблемы с концентрацией, вниманием и обработкой информации, что влияет на работу памяти.

Что такое процесс воспроизведения в памяти?

Процесс воспроизведения в памяти заключается в актуализации ранее запомненной информации и ее переводе из долговременной памяти в рабочую или кратковременную память. Этот процесс позволяет использовать запомненную информацию для решения задач, принятия решений или просто воспоминания о прошлых событиях.

Что такое память?

Память - это психический процесс, который позволяет сохранять, хранить и восстанавливать информацию.

Какие виды и формы памяти существуют?

Существуют различные виды и формы памяти, включая кратковременную память, долговременную память, эпизодическую память, процедурную память и семантическую память.

Какие процессы и механизмы отвечают за функционирование памяти?

Функционирование памяти обусловлено такими процессами и механизмами, как закон сохранения информации, кодирование, хранение и восстановление информации, а также выборочное воспроизведение.

Какие причины могут вызывать забывание информации?

Забывание информации может быть вызвано различными причинами, включая нарушения памяти при черепно-мозговой травме, болезнях и других соматических состояниях. Также забывание может быть связано с недостаточностью закрепления информации или ее конфликтом с другими знаниями.

Что такое процесс воспроизведения в памяти?

Процесс воспроизведения в памяти заключается в актуализации материала или информации по необходимости и ее переводе из долговременной памяти в кратковременную память для использования.

Что такое память?

Память - это психический процесс, позволяющий человеку сохранять, запоминать и воспроизводить информацию.