Вам нужна курсовая работа?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Сравнительный анализ: монополистическая конкуренция и олигополия.

  • 27 страниц
  • 10 источников
  • Добавлена 26.08.2011
750 руб. 1 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ КОНКУРЕНЦИИ
1.1Конкуренция и ее основные виды
1.2 Исследование конкуренции в экономической науке
2 РЫНОК НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ЕГО МОДЕЛИ
2.1 Несовершенная конкуренция и ее основные характеристики
2.2 Сравнение рынка совершенной и несовершенной конкуренции
2.3 Сравнение моделей несовершенной конкуренции
2.3.1 Краткая характеристика конкуренции монополий
2.3.2 Характеристика конкуренции олигополий
2.3.3 Сравнение моделей
3 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДДЕРЖКИ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
3.1 Место конкуренции в современных рыночных условиях
3.2 Государственная поддержка конкуренции в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Тем не менее рыночная экономика способна: противостоять крайним проявлениям монополизма и обеспечивать демонополизацию, создавать некое равновесие, баланс между неизбежным уровнем монополизации и необходимым уровнем конкуренции. Итак, конкуренция продолжает оставаться важнейшей составной частью рыночной системы. Этому способствуют следующие моменты:
1. Конкуренция является главным, коренным свойством системы, а монополизация выступает как тенденция.
2. Исключительную гибкость рыночной системе придает мелкое и среднее предпринимательство.
3. Определенную роль оказывает государственная политика поддержания конкуренции, малого и среднего бизнеса.
4. Конкуренцию стимулирует интенсивный процесс интернационализации экономики.
В настоящее время развитие конкуренции обусловлено и связано с переходом к рынку и отказом от государственного диктата:
осуществляется реформирование отраслевой структуры;
создаются условия для поддержания новых форм и методов хозяйствования;
проводятся мероприятия по ограничению монополистической деятельности;
формируются механизмы, ориентирующие производителей на производство конкурентоспособной продукции;
поддерживаются формы воздействия на потребителей в виде ассоциаций потребителей;
совершенствуется антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование экономики.
Далее будут рассмотрены основные характеристики поддержки конкуренции в российской экономике.

Государственная поддержка конкуренции в России

В условиях современных рыночных отношений необходимо поддержание конкурентных преимуществ компаний и создание нормальных условий для свободной добросовестной конкуренции.
В современной России действуют Агентства по развитию предпринимательства, которые созданы с целью повышения эффективности реализации государственной политики по поддержке предпринимательства в России. С момента своего создания Агентства участвуют в реализации программ поддержки предпринимательства, осуществляемых Правительством. В Агентстве можно получить информацию о льготах и преимуществах, предоставляемых предприятиям страны, порядке их получения, в том числе о программах обучения, проводимых для малых предприятий бесплатно, источниках и процедурах получения финансовой поддержки.
Сотрудники Агентства проводят консультирование и по другим вопросам, возникающим у предпринимателей, готовят и предоставляют предпринимателям необходимый информационный и справочный материал. Желающие начать свой бизнес могут получить информацию об адресах и телефонах налоговых, лицензирующих органов и других структур, регулирующих предпринимательскую деятельность.
Согласно закону в поддержку малого бизнеса в России от 06.06.2007 года, категория предприятия будет определяться по двум критериям - численности работников и выручке. Микропредприятиями будут называться фирмы с числом сотрудников не более 15 человек, на малых предприятиях должно трудиться от 16 до 100 человек, а к средним предприятиям относятся компании с численностью занятых работников до 250 человек. Кроме того, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливается определенная выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и балансовая стоимость активов.
Исследование существующих подходов к оценке и управлению конкурентоспособностью предприятия целесообразно осуществлять в три этапа:
Первым этапом является анализ категории конкуренции и изучение теории конкуренции как основы разработки системы обеспечения конкурентоспособности (уровень теоретического осмысления);
Второй этап – анализ категории конкурентоспособности и исследование методов разработки эффективных конкурентных стратегий (уровень стратегического управления предприятием и принятия долгосрочных решений);
Третий этап – анализ методов оценки конкурентоспособности различных объектов (уровень текущего или оперативного управления и принятия краткосрочных решений).
Разработка и внедрение системы управления конкурентоспособностью предприятия предполагает решение следующих задач:
выделение в зависимости от горизонта планирования и управления трех уровней обеспечения конкурентоспособности: оперативного, тактического и стратегического;
формирование для каждого уровня управления единичных и комплексных оценочных показателей конкурентоспособности (при этом комплексным показателем конкурентоспособности предприятия на оперативном уровне может выступать конкурентоспособность продукции (работ или услуг); на тактическом уровне должна использоваться система комплексных показателей финансово-экономического положения; на стратегическом уровне целесообразно привлечь систему показателей характеристик инвестиционной привлекательности предприятия);
определение для каждого уровня и соответствующих бизнес-процессов состава задач по управлению конкурентоспособностью предприятия (т.е. поддержанию в рамках допустимых значений соответствующих комплексных, частных и единичных показателей конкурентоспособности);
формирование функциональной структуры системы управления конкурентоспособностью предприятия;
разработка организационных регламентов функционирования системы управления конкурентоспособностью;
создание адекватной информационной базы поддержки принятия решений по управлению конкурентоспособностью предприятия.
Как показывает практика, все выделенные уровни управления конкурентоспособностью предприятия высоко интегрированы между собой как во временном, так и в функциональном аспекте.
В настоящее время представляет интерес исследования всех трех уровней управления конкурентоспособностью предприятия как единой системы. С этой целью важно изучить взаимодействие уровней управления и определить совокупность методов оценки конкурентоспособности продукции, финансово-экономического, организационного, материально-технического состояния предприятия и его инвестиционной привлекательности как для каждого из уровней, так и в целом для всей системы обеспечения конкурентоспособности предприятия.
Современная конкуренция обладает рядом признаков:
Первым признаком является определяющая роль рыночных начал и рыночных сопоставлений в развитии конкуренции. Вместе с тем влияние рыночных начал на состояние современной конкуренции нельзя недооценивать.
Рыночные начала имеют всеобщий характер в современной экономике. Это значит, что рынок является, во-первых, сферой конфликтного столкновения интересов конкурирующих субъектов бизнеса, и, Во-вторых, основной сферой их столкновения. Именно рынок выступает в современной системе бизнеса как своего рода главная арена конкурентного соперничества, а рыночные сопоставления достижений субъектов бизнеса – как центральный фокус конкуренции.
Превращение рынка в главную арену конкурентной борьбы субъектов бизнеса означает, что другие сферы столкновения их интересов имеют в современных условиях производный характер. Например, соперничество сотрудников компании за возможность осуществления более быстрого карьерного роста, либо столкновения ответственных руководителей данной компании, направленные на лоббирование тех или иных бизнес-идей, либо борьба претендентов за место в топ менеджменте этой компании, либо, наконец, борьба учредителей компании за обладание контрольным пакетом акций имеет производный характер по отношению к действиям компании на рынке. Обретение и сохранение данным субъектом предпринимательского бизнеса конкурентных преимуществ, либо, наоборот, конкурентных недостатков по сравнению с соперниками, его успехи или неудачи на рынке имеют решающее значение для оценки степени значимости и перспективности внутрифирменного соперничества.
Вторым признаком современной конкуренции является ее много уровневый характер. Под уровнем конкуренции следует понимать степень влияния субъектов предпринимательского бизнеса на свое непосредственное окружение и все современное общество в целом.
Третьим признаком современной конкуренции является сочетание многообразия и открытости конкурентных полей в условиях насыщенного и дифференцированного рынка.
Четвертым признаком современной конкуренции является преобладание взаимной выгоды в ходе коммуникаций субъектов предпринимательского бизнеса с частью внешнего окружения.
Пятым признаком современной конкуренции является наличие у всех субъектов предпринимательского бизнеса в момент вступления их в прямую и условно прямую конкуренцию абсолютного и относительного делового суверенитета.
Итак, рыночная экономика организована таким образом, что во внимание принимаются интересы всех без исключения субъектов бизнеса, в том числе и неудачливых конкурентов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе необходимо изучить особенности конкуренции и провести сравнение на примере монополистической конкуренции и конкуренции олигополий.
С давних времен под конкуренцией было принято понимать конфликтное соперничество между различными субъектами отношений, которое возникало по разным поводам, но неизменно приводило к приобретению одними соперниками преимуществ (назовем их конкурентными преимуществами) над другими.
Так, было выяснено, что конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Конкуренция, как определили, представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее эффективных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.
В рыночной экономике конкуренция возникает естественным образом благодаря свободе создания предприятий и производств, выбора производственной программы, продвижения на любой рынок.
Как выяснили, в процессе написания работы, различают следующие виды конкуренции:
совершенная конкуренция;
несовершенная конкуренция и т.д.
К основным моделям несовершенной конкуренции, как выяснили, относят монополистическую конкуренцию и олигополию.
Олигополия, как выяснили, представляет собой рынок, где господствует несколько крупных фирм, вход в отрасль для соперников крайне затруднен.
Монополистическая конкуренция – такой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары, более того, монополистическая конкуренция − наиболее распространенный тип рынка в современной экономике. Он совмещает в себе монополистические и конкурентные моменты.
В условиях современных рыночных отношений необходимо поддержание конкурентной среды для нормального функционирования субъектов предпринимательской деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:
Федеральный Закон РФ № 135 от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» ((в редакции от 8.11.2008)) // СПС «Гарант»
Василевский А.С. Государственная поддержка предпринимательства в России //Российская Бизнес-газета.- 2006.- 14 ноября.- №580
Дилоренцо Т. Происхождение антимонопольного регулирования // Экономическая политика.- 2007.- № 3
Никольский Ю. Конкуренция // Технология и практика.- 2009.- январь
Тратчук А.В. Методы оценки уровня конкуренции в отраслях естественных монополий, подвергшихся реформированию // Экономические науки.- 2010.- №1 (62)
Дополнительная литература:
Беляев М.И. Экономика.- М.: «Милогия», 2010.- 453 с.
Гальперин М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И.Микроэкономика, Том 2.- М.: «Астра», 2009.- 536 с.
Долан Э. Дж., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель. .-СПб.: Альянс, 1992.-337 с.
Лившиц А., Никулина И. Введение в рыночную экономику. - М: «Питер», 2009.-349 с.
Макконнелл К., Брю С. Экономикс. — М., 1992, т. 2, гл. 27, 34.-478 с.
Морозова И.А. Конкуренция на российском рынке.- М.: «Слово-МБ», 2011.-172 с.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-5-е изд., перераб. и доп.-М.: АСТ, 2010.- 512 с.
Улимцев С.С. Экономическая теория. Книга 1.-СПб.: «СПб», 2010.-399 с.
Харламов М.Д. Основы экономической теории.- М.: Глобус, 2011. - 369 с.
Юдкин А.Д. Экономическая теория.- М.: «Фиона», 2011.-487 с.

Никольский Ю. Конкуренция // Технология и практика.- 2009.- январь
Никольский Ю. Конкуренция // Технология и практика.- 2009.- январь
Никольский Ю. Конкуренция // Технология и практика.- 2009.- январь
Макконнелл К., Брю С. Экономикс. - М. Проспект-М, 1992, т. 2, гл. 27, 34.-478 с., с. 230
Федеральный Закон РФ № 135 от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» ((в редакции от 8.11.2008)) // СПС «Гарант»
Тратчук А.В. Методы оценки уровня конкуренции в отраслях естественных монополий, подвергшихся реформированию // Экономические науки.- 2010.- №1 (62)
Макконнелл К., Брю С. Экономикс. - М. Проспект-М, 1992, т. 2, гл. 27, 34.-478 с., с. 234
Василевский А.С. Государственная поддержка предпринимательства в России //Российская Бизнес-газета.- 2006.- 14 ноября.- №580
Василевский А.С. Государственная поддержка предпринимательства в России //Российская Бизнес-газета.- 2006.- 14 ноября.- №580












3

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:
1.Федеральный Закон РФ № 135 от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» ((в редакции от 8.11.2008)) // СПС «Гарант»
2.Василевский А.С. Государственная поддержка предпринимательства в России //Российская Бизнес-газета.- 2006.- 14 ноября.- №580
3.Дилоренцо Т. Происхождение антимонопольного регулирования // Экономическая политика.- 2007.- № 3
4.Никольский Ю. Конкуренция // Технология и практика.- 2009.- январь
5.Тратчук А.В. Методы оценки уровня конкуренции в отраслях естественных монополий, подвергшихся реформированию // Экономические науки.- 2010.- №1 (62)
Дополнительная литература:
1.Беляев М.И. Экономика.- М.: «Милогия», 2010.- 453 с.
2.Гальперин М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И.Микроэкономика, Том 2.- М.: «Астра», 2009.- 536 с.
3.Долан Э. Дж., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель. .-СПб.: Альянс, 1992.-337 с.
4.Лившиц А., Никулина И. Введение в рыночную экономику. - М: «Питер», 2009.-349 с.
5.Макконнелл К., Брю С. Экономикс. — М., 1992, т. 2, гл. 27, 34.-478 с.
6.Морозова И.А. Конкуренция на российском рынке.- М.: «Слово-МБ», 2011.-172 с.
7.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-5-е изд., перераб. и доп.-М.: АСТ, 2010.- 512 с.
8.Улимцев С.С. Экономическая теория. Книга 1.-СПб.: «СПб», 2010.-399 с.
9.Харламов М.Д. Основы экономической теории.- М.: Глобус, 2011. - 369 с.
10.Юдкин А.Д. Экономическая теория.- М.: «Фиона», 2011.-487 с.

Монополистическая конкуренция и олигополия

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ОЛИГОПОЛИЯ


конкуренция Совершенная и чистая монополия - два крайних случая рыночной структуры.И то и другое бывает чрезвычайно редко. Промежуточной и гораздо более реалистичной этап является монополистическая конкуренция.В этом случае фирмы ,хотя и сталкиваются с конкуренцией со стороны других фирм,входящих в отрасль или уже существ. продавцов,но обладают некоторой властью над ценами на свои товары.Для этой рыночной структуры также характерна дифференциация товаров,т. е. многие фирмы предлагают похожие,но не идентичные товары.

Различие между чистой монополией и совершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция существует, когда два или более продавцов,каждый из которых обладает некоторым контролем над ценой ,конкурируют за продажи.Это происходит в двух случаях :

- фирмы продают не стандартизированную продукцию

- когда контроль над ценой обусловлен рыночной долей отдельных фирм.(на таких рынках кажд. продавец производит достаточно большую часть продукта,чтобы значительно влиять на предложение, а ,следовательно, и цены.

Также во многих случаях контроль над ценой на рынке объясним сочетанием этих двух факторов.

Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция имеет место тогда, когда много продавцов конкурируют ,чтобы продать дифференцированный продукт на рынке ,где возможно появление новых продавцов.

Для рынка монополистической конкуренции характерно следующее:

1.Товар каждой фирмы, торгующей на рынке ,является несовершенным заменителем товаров

,реализуемого другими фирмами.

Продукт каждого продавца обладает исключительными качествами и характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочли его продукт продукта конкурирующей фирмы.Дифферинциация товара означает, что предмет продается на рынке, не является стандартизированным.Это может происходить из-за действительных качественных отличий между продуктами или из-за предполагаемых отличий ,которые вытекают из различий в рекламе ,престиже торговой марки или "картинки" ,связанные с обладанием этим продуктом.

2.На рынке существует относительно большое число продавцов,каждый из которых

удовлетворяет небольшую,но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип

Узнать стоимость работы