Архитектурно-художественный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Московской области, как объект культурного наследия . История формирования и описание ансамбля.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Архитектура
  • 2929 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 01.04.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание



Введение
1История создания Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
2Архитектурный ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
2.1.Святые ворота и Надвратная Красная башня
2.2.Храмы, соборы и церкви Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
2.3.Успенские ворота
2.4.Ризница
2.5.Надкладезная часовня
2.6.Царские чертоги и братские кельи
2.7.Митрополичьи покои
2.8.Колокольня
2.9.Памятный обелиск и Успенский кладезь
2.10.Бассейн с сенью над крестом
2.11.Водяные ворота (XVI – XVIII вв.)
2.12.Корпуса Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
2.13.Башни Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Заключение
Список использованной литературы:
Приложение


Фрагмент для ознакомления

Название она получила по располагавшейся перед ней у подножия монастырского холма Пятницкой церкви. Низкая шатровая кровля, покрывающая ныне башню, появилась после пожара 1923 года.

Рис.2.15 Пятницкая башня и Пятницкая церковь
Луковая башня (XVI – XVIII вв.)
Прямоугольная Луковая башня находится в южной монастырской стене, между Пятницкой и Водяной угловыми башнями. Она была возведена вместе с крепостными стенами в сер. XVI в. Высота этой четырехъярусной башни до карниза составляет 19 м, размеры в плане – 10х11 м. В башне было сделано 50 бойниц. Свое название она получила от лукового огорода, находившегося возле нее за стеной. Современный вид с верхом в виде беседки башня приобрела в XVIII в. В настоящее время в башне располагается монастырская мастерская по реставрации икон.
Водяная башня (XVII в.)
Водяной башней называется сейчас юго-западная угловая башня монастырской стены. Сооружение этой восьмигранной башни относится к первой половине XVII в. Высота башни до карниза – 25 м, размер по диагонали – 18 м. В башне 6 ярусов, в ее стенах были сделаны 77 бойниц. Свое название башня получила по расположенным вблизи нее Водяным воротам. В настоящее время в башне располагается Издательский отдел Троице-Сергиевой Лавры.
Пивная башня (XVI – XVII вв.)
Пивная башня расположена в западной стене монастыря, между угловой Водяной и Келарской башнями. Высота башни до карниза 26 м, размеры в плане – 19х16,5 м. В башне 7 ярусов, в ее стенах была сделана 181 бойница. Сильно пострадавшая во время польско-литовской осады 1608–1610 гг., башня была капитально перестроена до 1641 г. Свое название башня получила по находившейся в ней пивной монастырской палате.
Плотничья башня (XVII в.)
Плотничья башня – угловая северо-западная башня монастырской стены, сооруженная в первой половине XVII в. Сферическая кровля, вместо первоначального шатрового завершения, появилась в конце XVIII в. Высота этой шестиярусной восьмигранной башни до карниза – 26 м, размер по диагонали – 18 м. В башне было сделано 77 бойниц. Свое название башня получила от располагавшегося поблизости плотничьего двора.
Келарская башня (1643)
Келарская башня расположена на западной стороне монастыря, между Пивной и угловой Плотничьей башнями. Башня построена после осады Лавры, в 1643 г., и имеет высоту до карниза 20 м, размеры в плане – 20х19 м. В башне 4 яруса, в ее западной стене было сделано 60 бойниц. В 1846 г. над башней был надстроен еще один этаж, бойницы были частично растесаны в окна, частично заложены, что изменило внешний вид башни
Гостиные (Келарские) палаты (1643)
Гостиные (Келарские палаты) расположены к северу от Келарской башни, на расширенном в этом месте в сторону монастыря участке западной крепостной стены. Палаты построены в 1643 г. вместе с Келарской башней, к которой они примыкают.
Каличья башня (1759 – 1772)
Каличья башня находится в северной монастырской стене, между угловой Плотничной и Звонковой башнями. Башня была сооружена заново в 1759–1772 гг. по плану архитектора И. Яковлева. Возводившаяся одновременно с колокольней, башня имеет много общего с ней в архитектурных формах и особенностях отделки ярусов. Шатровое завершение покрыто зеленой глазурованной черепицей, по примеру Троицкой башни Кремля, в 1793 г. Башня возведена над северными, Каличьими, воротами. Проезд, находящийся в воротах башни, в плане имеет глаголеобразную форму.
Уточья башня (XVII в.)
Уточья (Житничная) башня – угловая северо-восточная башня монастырской стены. Современный вид она получила в конце XVII в. при перестройке ее верха. Высота башни до карниза 22 м, размер по диагонали 18 м. В стенах этой шестиярусной башни было сделано 77 бойниц. Своим ажурным четырехъярусным завершением – с высоким шпилем, увенчанным каменной «утицей», богато декорированными стенами с бойницами сложной фигурной формы Уточья башня выделяется среди остальных монастырских башен и является замечательным украшением архитектурного ансамбля монастыря.
Звонковая башня (XVI – XVII вв.)
Звонковая (Кузничная) башня находится в северной монастырской стене, между Каличьей и угловой Уточьей башнями. Она была выстроена в середине XVI в. Высота башни до карниза – 16 м, размер в плане – 10х11 м. В стенах этой четырехъярусной башни была сделана 51 бойница. Башню отличает нарядный фасад, украшенный большим числом пилястр, поясков и арочек, и шатровое покрытие, которое сохранило первоначальный характер XVII в. Название Звонковой башня получила в середине XVIII в. от висевшего здесь колокола, оповещавшего семинаристов Троицкой семинарии начале и окончании занятий.
Сушильная башня (XVI – XVII вв.)
Сушильная башня находится в восточной монастырской стене, между Успенскими воротами и угловой Уточьей башней. Сооруженная в середине XVI в., башня дошла до нас почти без изменений. Завершавший ее в XVII в. высокий шатер со сторожевой вышкой восстановлен в 1971 г. Высота башни до карниза составляет 15 м, размер башни в плане – 14х9 м. В стенах этой четырехъярусной башни было сделано 50 бойниц. Свое название башня получила от располагавшегося в ней хозяйственного помещения – сушила.
Говоря об архитектурном ансамбле лавры, нельзя не сказать о ее могучих стенах. Их возведение было начато по велению Ивана Грозного вместе со строительством собора Успения Пресвятой Богородицы. Сооружение каменных стен в лавре было частью замысла царя по созданию общей системы укреплений для защиты Русского государства. В течение десяти лет начиная с 1540 г. здесь были возведены мощные стены и башни. Лавра превратилась в неприступную по тем временам крепость и выдержала шестнадцатимесячную осаду польских войск с 23 сентября 1608 по 12 января 1610 г. В память об избавлении лавры от осады и в другие церковные праздники по этим стенам совершались крестные ходы. В середине XVII в. для укрепления оборонительных сооружений были дополнительно построены еще четыре мощные восьмигранные башни, надстроены и усилены стены.
Таким образом, весь прекрасный ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой лавры оказался окружен каменной стеной протяженностью более версты; вышина стены — 4 сажени, а с южной и западной сторон — до 6–7 и более саженей; ширина — в три сажени и более.






Заключение
Свято-Троицкая Сергиева лавра представляет собой не только духовный, духовно-образовательный и историко-культурный центр православной России, это один из древнейших и красивейших архитектурных ансамблей.
Архитектурный ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой Лавры формировался на протяжении шести столетий. На протяжении многих лет обитель преподобного Сергия по своему влиянию занимала первое место среди всех русских монастырей, являясь важнейшим духовным и культурным центром страны. Троице-Сергиев монастырь сыграл важную роль в деле свержения татаро-монгольского ига и объединения русских земель вокруг Москвы. В стенах обители работали духовные писатели Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет, Максим Грек, живописцы Андрей Рублев, Даниил Черный и Дмитрий Плеханов, архитекторы И.Ф. Мичурин и Д.В. Ухтомский.
В 1993 году архитектурный ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой Лавры решением ЮНЕСКО включен в Список всемирного культурного наследия.
Список использованной литературы:
Балдин, В.И. Троице-Сергиева лавра: архит. ансамбль и худож. коллекции древнерус. искусства XIV—XVII вв. / В. И. Балдин, Т. Н. Манушина. — М.: Наука, 1996. — 549 с.;
Бородина, А Свято-Троицкая Сергиева лавра / Алла Бородина // Искусство – 2009 - №17;
Венедиктов, А. И. , Трофимов, И. В. Памятники архитектуры ТроицеСергиевой Лавры. Исследования и реставрация. Госстройиздат, 1961. — Советская археология. 1964. № 1. C.357—359.
Ермакова С. О. Троице-Сергиева лавра. — М.: Вече, 2005. – 240 c.
Зубов, В.П. Архитектура Троице-Сергиевой Лавры. Исторический очерк. В кн.: Троицкий сборник. №2. Сергиев Посад, 2002. - С.372-408.;
Низовский, А.Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России. М.: Вече, 2000. — 464 с.;
Флоренский, П. А., Каптерев, П. Н.,  Бондаренко И. Е. и др. Троице-Сергиева лавра — М.: Индрик, 2007. — 222 с.;

Приложение

План территории лавры с достопримечательностями



Зубов, В.П. Архитектура Троице-Сергиевой Лавры. Исторический очерк. В кн.: Троицкий сборник. №2. Сергиев Посад, 2002. С.372.
Низовский, А.Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России. Москва. "Вече", 2000, C.245.
Бородина, А Свято-Троицкая Сергиева лавра / Алла Бородина // Искусство – 2009 - №17. C.13.

Низовский, А.Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России. Москва. "Вече", 2000. C.246.
Ермакова С. О. Троице-Сергиева лавра. — М.: Вече, 2005. C.29.
Основные достопримечательности представлены на плане территории лавры в Приложении.
Бородина, А Свято-Троицкая Сергиева лавра / Алла Бородина // Искусство – 2009 - №17. C.13.
Бородина, А Свято-Троицкая Сергиева лавра / Алла Бородина // Искусство – 2009 - №17. C.14.
Балдин, В.И. Троице-Сергиева лавра: архит. ансамбль и худож. коллекции древнерус. искусства XIV—XVII вв. / В. И. Балдин, Т. Н. Манушина. — М.: Наука, 1996. C.148
Бородина, А Свято-Троицкая Сергиева лавра / Алла Бородина // Искусство – 2009 - №17. C.14.
Бородина, А Свято-Троицкая Сергиева лавра / Алла Бородина // Искусство – 2009 - №17. C.15.
Флоренский, П. А., Каптерев, П. Н.,  Бондаренко И. Е. и др. Троице-Сергиева лавра — М.: Индрик, 2007. С.98.
Бородина, А Свято-Троицкая Сергиева лавра / Алла Бородина // Искусство – 2009 - №17. C.15.
Балдин, В.И. Троице-Сергиева лавра: архит. ансамбль и худож. коллекции древнерус. искусства XIV—XVII вв. / В. И. Балдин, Т. Н. Манушина. — М.: Наука, 1996. C.251 – C.263.
Бородина, А Свято-Троицкая Сергиева лавра / Алла Бородина // Искусство – 2009 - №17. C.14.
Бородина, А Свято-Троицкая Сергиева лавра / Алла Бородина // Искусство – 2009 - №17. C.13.
Низовский, А.Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России. Москва. "Вече", 2000. C.242.









13


2


13

Список использованной литературы:
1.Балдин, В.И. Троице-Сергиева лавра: архит. ансамбль и худож. коллекции древнерус. искусства XIV—XVII вв. / В. И. Балдин, Т. Н. Манушина. — М.: Наука, 1996. — 549 с.;
2.Бородина, А Свято-Троицкая Сергиева лавра / Алла Бородина // Искусство – 2009 - №17;
3.Венедиктов, А. И. , Трофимов, И. В. Памятники архитектуры Троице Сергиевой Лавры. Исследования и реставрация. Госстройиздат, 1961. — Советская археология. 1964. № 1. C.357—359.
4.Ермакова С. О. Троице-Сергиева лавра. — М.: Вече, 2005. – 240 c.
5.Зубов, В.П. Архитектура Троице-Сергиевой Лавры. Исторический очерк. В кн.: Троицкий сборник. №2. Сергиев Посад, 2002. - С.372-408.;
6.Низовский, А.Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России. М.: Вече, 2000. — 464 с.;
7.Флоренский, П. А., Каптерев, П. Н., Бондаренко И. Е. и др. Троице-Сергиева лавра — М.: Индрик, 2007. — 222 с.;

Вопрос-ответ:

Какова история создания Свято-Троицкой Сергиевой Лавры?

Свято-Троицкая Сергиева Лавра была основана в 1337 году монахом Сергием Радонежским. Он строил храмы и общежития, привлекая к себе последователей, что привело к формированию монастырского поселения. В 1584 году Лавра получила статус мужского монастыря и стала центром духовной жизни.

Какие объекты входят в архитектурный ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой Лавры?

Архитектурный ансамбль Лавры включает в себя Святые ворота и Надвратную Красную башню, храмы, соборы и церкви, Успенские ворота, Ризницу, Надкладезную часовню, Царские чертоги и братские кельи, Митрополичьи покои и колокольню.

Что представляют собой Святые ворота и Надвратная Красная башня?

Святые ворота и Надвратная Красная башня являются входными воротами Лавры. Святые ворота – это арка с колоннадой, украшенная фресками. Надвратная Красная башня служит охраной входа и впечатляет своей архитектурной формой.

Что можно увидеть в Ризнице Лавры?

В Ризнице Лавры хранятся ценные церковные иконы, реликвии, а также предметы роскоши, такие как шпаги, подаренные российскими царями. Ризница Сергиевой Лавры считается одной из самых богатых в России.

Какова история создания Митрополичьих покоев?

Митрополичьие покои – это жилые комнаты, где митрополиты Сергиевской епархии проживали. Их история начинается с 15 века, когда Лавра стала митрополичьим центром. Митрополичьие покои отражают историю российской церкови, а их интерьеры богато украшены.

Какой исторический период относится к созданию Троице Сергиевой лавры?

История создания Свято-Троицкой Сергиевой Лавры начинается с XIV века, когда был основан Сергиев Посад. В XIX веке лавра преобразовалась в один из главных религиозных и культурных центров России.

Какие здания входят в архитектурно-художественный ансамбль Сергиевой Лавры?

Архитектурно-художественный ансамбль Сергиевой Лавры включает в себя различные храмы, соборы, церкви, башни, а также некоторые царские и братские постройки.

Какие достопримечательности ансамбля Свято-Троицкой Сергиевой Лавры выделяются особенно?

В архитектурно-художественном ансамбле Троице-Сергиевой Лавры особенно выделяются Святые ворота и Надвратная Красная башня, Успенские ворота, Ризница, Колокольня и другие уникальные постройки.