Память

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психофизиология
  • 1313 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 25.12.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Временная организация памяти
Структурно-функциональные основы памяти
Теории фиксации энграмм памяти
Декларативная и процедурная память
Возрастные изменения памяти человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература

Фрагмент для ознакомления

Согласно модальности созревающего анализатора будут формироваться зрительная, слуховая, моторная, вкусовая и др. виды памяти. По мере созревания сенсорных систем (специфической системы мозга) и усложнения процесса восприятия (созревание неспецифической системы мозга) формируется образная память. В основе научения ребенка лежит механизм выработки условного рефлекса. Этот вид памяти является базовым для построения простых форм поведения. Однако, до 5-7 летнего возраста у доминирует произвольная память. Простота системы непроизвольной памяти определяет устойчивость и прочность запоминания. По мере созревания коры больших полушарий и развития речевой функции формируется свойственная взрослому человеку словесно-логическая память. Постепенность созревания высших корковых центров с возрастом определяет длительность и совершенствование этого вида памяти.













ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном реферате представлены наиболее известные концепции памяти. Интересно, что до сих пор нет законченной теории памяти. Проблема состоит не в том, есть память кратковременная или долговременная и одна или несколько систем отвечают за формирование памяти — а в том, как информация, которая хранится в разных системах, может воспроизводиться и оказывать влияние на деятельность человека, перестраивать ее в соответствии с ситуацией. При этом ненужная информация не используется. В основном, все исследования памяти направлены на решение проблем хранения, а не воспроизведения по той причине, что нет никаких гипотез о том, как человек использует знания для своей деятельности.
Память – до сих пор остается огромным полем для исследований. Ученые всего мира работают над разгадкой феномена памяти, исследование памяти и функций нервной системы ведется в лабораториях различных направлений биологии и психологии. «Без памяти, — писал С.Л.Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом. Человек не смог бы пользоваться знаниями, умениями, навыками и опытом предшественников. Не существовало бы и психической жизни, объединяющей в одно целое сознание личности, и невозможно было бы осуществлять непрерывное обучение, продолжающееся на протяжении всей нашей жизни и делающее из нас то, что мы, в сущности, и представляем собой».



Литература
Sperling, G. The information available in brief visual presentations. Psychology Monographs. 1960. - 498с.
Watson E., Bernard O. Eccles' Model of the Self Controlling. Its Brain: The Irrelevance of Dualist-Interactionism//Neuro Quantology – 2003. – Т 1. – С.119-128.
Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Спб: Питер. – 2010. – 320с.
Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. М.:Мир – 1988. – 248с.
Виноградова О.С. Гиппокамп и память. М.: Наука – 1975ю – 332 с.
Гайнутдинов Х.Л., Гайнутдинова Т.Х. Механизмы памяти/Учебное пособие для студ. пед.ВУЗов – Казань:Изд-во КГПУ – 2002. – 83с.
Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1 – М.:Мир – 1992. – 496с.
Данилова H.H., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов на Дону: «Феникс», 2005. — 478с.
Нейрохимия / Под ред. Ашмарина И.П., Стукалова П.В. - М.: Изд-во Института биомед. химии РАМН. – 1996. – 470 с.
Основы психофизиологии: Учеб. пособ. / Отв. ред. Ю. И. Александров. — М.: Инфра М, 1997 – 410с.
Роуз С. Р79 Устройство памяти. От молекул к сознанию: Пер. с англ. - М.: Мир, 1995. – 384 с.
Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. Питер – 2000. – 720с.
Физиология человека: в 3-х томах. Т.1. Пер.с англ./Под ред. Р.Шмидта и Г.Тевса. М.:Мир. – 1996. – 323с.
Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фабер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): Учебн. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия». – 2003. – 416с.
Данилова H.H., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — С.183
Роуз С. Устройство памяти. От молекул к сознанию: Пер. с англ. - М.: Мир, 1995. - С.8
Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. М.:Мир.1988. – С.164-173.
Основы психофизиологии: Учеб. пособ. / Отв. ред. Ю. И. Александров. — М.: Инфра М, 1997.- Глава 6.
Основы психофизиологии: Учеб. пособ. / Отв. ред. Ю. И. Александров. — М.: Инфра М, 1997.- Глава 6.
Sperling, G. The information available in brief visual presentations. Psychology Monographs. 1960. - 498с.
Физиология человека: в 3-х томах. Т.1. Пер.с англ./Под ред. Р.Шмидта и Г.Тевса.- М.:Мир. – 1996.- глава 6.5.
H.H.Данилова, А.Л. Крылова. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов на Дону: «Феникс», 2005. — глава 7.
Нейрохимия / Под ред. Ашмарина И.П., Стукалова П.В. - М.: Изд-во Института биомед. химии РАМН, 1996. - С.374-376.
H.H.Данилова, А.Л. Крылова. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов на Дону: «Феникс», 2005. — глава 7.
Виноградова О.С. Гиппокамп и память. М.: Наука. 1975. 332 с.
Hebb, D.O., Organization of Behavior, New York: Wiley, 1949.
А.С.Батуев Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Спб:Питер. – 2010. – С.168.
Гайнутдинов Х.Л., Гайнутдинова Т.Х. Механизмы памяти/Учебное пособие для студ. пед.ВУЗов –Казань:Изд-во КГПУ.-2002. – С.48-49, 79.
Watson E., Bernard O. Eccles' Model of the Self Controlling. Its Brain: The Irrelevance of Dualist-Interactionism//Neuro Quantology – 2003. – Т 1. – С.119-128.
Гайнутдинов Х.Л., Гайнутдинова Т.Х. Механизмы памяти/Учебное пособие для студ. пед.ВУЗов –Казань:Изд-во КГПУ.-2002. – С.64

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. М.:Мир.1988. – 248с
Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): Учебн. Пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.:Издательский центр «Академия».-2003. – С.263.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. I. — М., 1989. — С. 302












13

1.Sperling, G. The information available in brief visual presentations. Psychology Monographs. 1960. - 498с.
2.Watson E., Bernard O. Eccles' Model of the Self Controlling. Its Brain: The Irrelevance of Dualist-Interactionism//Neuro Quantology – 2003. – Т 1. – С.119-128.
3.Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Спб: Питер. – 2010. – 320с.
4.Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. М.:Мир – 1988. – 248с.
5.Виноградова О.С. Гиппокамп и память. М.: Наука – 1975ю – 332 с.
6.Гайнутдинов Х.Л., Гайнутдинова Т.Х. Механизмы памяти/Учебное пособие для студ. пед.ВУЗов – Казань:Изд-во КГПУ – 2002. – 83с.
7.Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1 – М.:Мир – 1992. – 496с.
8.Данилова H.H., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов на Дону: «Феникс», 2005. — 478с.
9.Нейрохимия / Под ред. Ашмарина И.П., Стукалова П.В. - М.: Изд-во Института биомед. химии РАМН. – 1996. – 470 с.
10.Основы психофизиологии: Учеб. пособ. / Отв. ред. Ю. И. Александров. — М.: Инфра М, 1997 – 410с.
11.Роуз С. Р79 Устройство памяти. От молекул к сознанию: Пер. с англ. - М.: Мир, 1995. – 384 с.
12. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. Питер – 2000. – 720с.
13.Физиология человека: в 3-х томах. Т.1. Пер.с англ./Под ред. Р.Шмидта и Г.Тевса. М.:Мир. – 1996. – 323с.
14.Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фабер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): Учебн. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия». – 2003. – 416с.

Вопрос-ответ:

Как организована временная организация памяти?

Временная организация памяти может быть описана в виде модели трех компонентов: сенсорной памяти, рабочей памяти и долговременной памяти. Сенсорная память служит для хранения информации в сыром виде, рабочая память используется для обработки и временного хранения информации, а долговременная память предназначена для хранения информации на длительный срок.

Что такое декларативная и процедурная память?

Декларативная память отвечает за хранение фактов и событий, а также за доступ к ним. Она включает в себя эпизодическую память, которая хранит информацию о конкретных событиях, и семантическую память, которая отвечает за хранение знаний и понятий. Процедурная память, в свою очередь, связана с навыками и умениями, а также с выполнением определенных процедур и задач.

Какие возрастные изменения происходят в памяти человека?

С возрастом происходит некоторое снижение когнитивных функций, включая память. Ухудшается способность к запоминанию новой информации, затрудняется воспроизведение ранее изученного материала. Однако, старение не означает, что память полностью теряется. Старшие возрастные группы могут сохранять приличный уровень памяти, особенно если она была активно тренирована и использовалась на протяжении жизни.

Какие теории существуют о фиксации энграмм памяти?

Существует несколько теорий о фиксации энграмм памяти. Одной из самых известных является теория консолидации, предполагающая, что новая информация сначала фиксируется в рабочей памяти, а затем постепенно переходит в долговременную память при наличии повторных активаций. Другая теория, известная как теория интерференции, утверждает, что новая информация может затруднять или повредить сохранение старой информации в памяти.

Какие основные типы памяти существуют?

Основные типы памяти это декларативная и процедурная память. Декларативная память отвечает за запоминание фактов и событий, а процедурная память отвечает за запоминание навыков и умений.

Каковы возрастные изменения памяти человека?

С возрастом у человека происходят изменения в памяти. У детей память еще не развита полностью, а с возрастом она становится более стабильной и надежной. Однако с возрастом у человека также могут возникать проблемы с памятью, связанные с естественным старением мозга.

Каким образом память организована в мозге?

Память в мозге организована структурно и функционально. Существуют различные теории организации памяти, такие как теория фиксации энграмм. Организация памяти основана на созревании сенсорных систем и усложнении процесса восприятия.

Какие виды памяти формируются по мере созревания сенсорных систем и усложнения процесса восприятия?

По мере созревания сенсорных систем и усложнения процесса восприятия формируются различные виды памяти, такие как зрительная, слуховая, моторная, вкусовая и другие. Эти виды памяти специфичны для определенных сенсорных систем и помогают нам запоминать и вспоминать информацию в соответствующих модальностях.

Какие литературные источники можно использовать для изучения памяти?

Для изучения памяти можно использовать различные литературные источники. Некоторые из них включают работы ученых и исследователей в области нейропсихологии и памяти, такие как "Память и памятники" К. С. Станиславский и "Память и памятники" И. В. Гусева.

Как организована временная память?

Временная организация памяти основана на последовательном хранении и упорядоченном доступе к информации. В компьютерах это реализуется через стеки, очереди и кэши, которые обеспечивают быстрый доступ к данным.

Что такое декларативная и процедурная память?

Декларативная память отвечает за хранение фактов, событий и знаний, которые можем объяснить или описать словами. Процедурная память отвечает за хранение навыков и умений, которые мы освоили практикой и выполняем автоматически без размышлений.

Какие возрастные изменения происходят с памятью человека?

С возрастом память человека может становиться менее надежной и медленной. Ухудшается запоминание и восстановление информации, появляется больше забывчивости. Однако, с возрастом опыт и общая эрудиция могут компенсировать эти изменения.