Поволжье как межцивилизационный перекресток

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Отечества
  • 1616 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 03.07.2022
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. История Поволжья с древнейших времен до ХVI в. в контексте встречи цивилизаций 5
Глава 2. Диалог культур в Поволжье с начала колонизации до ХХ в. 10
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Фрагмент для ознакомления

В ХIХ столетии с развитием национального самосознания регион приобретает важное идеологическое, культурное значение в системе ценностей русского народа:«Стержнем образа Поволжья в российской культуре второй половины ХIХ-начала ХХ вв. был образ Волги как «матушки-реки», один из символов национальной идентичности. Волга с ее обширными пространствами воспринималась как символическая граница между Европой и Азией, олицетворение стремления русского народа к воле, место страданий и скорби простого народа». Несмотря на символическое пограничное значение Поволжье в то же время «начинает рассматриваться как отдельный регион так называемой внутренней, коренной России».С началом ХХ столетия завершается процесс внутренней колонизации, Поволжье окончательно утрачивает значение восточного фортпоста, превращаясь в понимании современников из пограничной территории в географический центр России. Именно этим центральным положением было, в частности, продиктовано решение о присвоении средневолжскому г. Куйбышеву статуса запасной столицы в период ВОВ.Вместе с тем, благодаря развившимся в ХХ в. транспортным магистралям и торговым связям регион укрепил свое транзитное значение, связывающее Запад и Восток, Центр и Юг России, в Россию – с Казахстаном и государствами Средней Азии.Несмотря на усиление русификаторской политики в советский период, поволжским народам удалось сохранить самобытность своей культуры и языка. На сегодняшний день Поволжье – это регион, вмещающий в себе множество этносов, культур, конфессий и представляющего собой уникальный опыт культурного диалога.Таким образом, процесс колонизации Поволжья Российским государством, растянувшийся на несколько столетий, не привел к полной ассимиляции многочисленных народов, населявших регион. Несмотря на полиэтничностьПоволжье все же представляло собой целостное образование, обеспечивающего непосредственный контакт как между цивилизациями Европы и Азии, так и между культурами народов самой Российской империи. ЗаключениеТаким образом, Поволжье уже с древнейших времен представляло собой полиэтническое, многокультурное, разноконфессинальное образование, обеспечивающие трансфер материальных и духовных ценностей между народами и цивилизациями Востока и Запада, Азии и Европы. Стоит согласиться с выводом исследователей о том, что «наличие множества народов с разным этнокультурным обликом и цивилизационной ориентацией превращало регион в своеобразную модель России как неоднородного, сегментарного сообщества».Поволжье представляло собой пространство культурного диалога, а взаимодействие разных культур существенно обогащало каждую из них, способствовало формированию этнической и национальной идентичности, как народов России, так и ее соседей. При этом, на разных этапах российской истории коммуникативная роль региона претерпевала некоторые изменения. Начиная с процесса колонизации, Поволжья играло роль фронтира складывающейся империи. Со временем военно-стратегическое значение региона отходило на второй план, а торгово-транспортное сохранило и укрепило свои позиции в связи с ростом промышленности и развитием системы железных дорог. Со второй половины ХIХ в., Поволжье приобретает особое символическое значение в национальном самосознании, в связи с формированием образа Волги как главной реки России.Подводя итоги, можно также отметить, что история Поволжья демонстрирует бесценный опыт организации поликультурной общности.Список использованной литературыДаутова Г.Ж. Развитие поликультурного образования в Поволжье: автореф. …дис. док.пед. наук. – Казань, 2004. – 44 с.Елдин М.А. Диалог двух традиций: Византия, Русь, Поволжье//Вестник Чувашского университета. – 2013. - № 1. – С. 35-38; Зайлалов И.И. О некоторых исторических особенностях становления этнического самосознания народов Поволжья//Дискуссия. – 2012. - № 3 (21) – С. 16-20.Зайцев А. В.Христианизация нерусских народов Среднего Поволжья в отечественной историографии: вторая половина XIX — начало XX в.: давтореф. …дис. канд. ист. наук, Чебоксары, 2008. – 24 с. Кабытов П.С., Дубман Э.Л., Леонтьева О.Б. «Обретение Родины». Средняя Волга и Заволжье в процессе развития Российской цивилизации и государственности (вторая половина ХVI – начало ХХ в.): к постановке проблемы//Вестник Самарского государственного университета. – 2012. - № 8-2 (99). –С.5- 20.Кефели И.Ф. Евразийская цивилизация: от идеи к современному дискурсу// Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2021. - № 14 (2). - С. 11-25.Кирпичников А.Н. Великий Волжский путь и Евразийские торговые связи с эпоху раннего средневековья// Ладога и ее соседи в эпоху средневековья: сб. ст. - Спб., 2002. С.34-58; Хузин Ф.Ш. Из истории Великого Волжского пути (начало 2000-х гг. )//Камский торговый путь: материалы IIIВсерос. научно-практ. конф. – Набережные Челны, 2021. С. 43-50.Лескинен М.В. Проблема ассимиляции финно-угорских народов в обосновании концепции «Волга-русская река»//Ежегодник финно-угорских исследований. – 2013. - № 4. С. 91-105.Любавский М.К. Историческая география России в связи с колонизацией/ URL: https://history.wikireading.ru/267852Любавский М.К. Историческая география России в связи с колонизацией/ URL: https://history.wikireading.ru/267852Михайлович Д.М., Володихин Д.М. Московское царство. Процессы колонизации XV-XVII в. М., 2021. – 190 с.Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М., 1998. – 386 с.Петухов А.В. Христианизация народов Среднего Поволжья в середине ХVIII века в освещении современной американской историографии//Вестник Чувашского университета. – 2014. - № 4. – С. 64-70.Сулимирский Т. Сарматы. Древний народ юга России. М., 2007. – 191 с.; Клепиков В.М. Сарматы Нижнего Поволжья в IV-III вв. до н.э. – Волгоград, 2002. – 216 с.Трепавлов В.В. Русские переселенцы в Поволжье и ПриуральеХVI-ХVII вв.: особенности адаптации//Уральский исторический вестник. – 2009. №2 (23). - С.78.Федосов А.В, Готы и славяне. На пути к государственности. III–IV вв. М., 2020. Сулимирский Т. Сарматы. Древний народ юга России. М., 2007. – 318 с.Цыганова Я.М. Среднее Поволжье в историко-культурном пространстве Россисйкой империи второй половины ХIХ-начала ХХ в.: автореф. …дис. канд. ист. наук. – Самара, 2017. – 24 с.Экрем К. Торгово-экономические связи улуса Джучи (Золотой Орды) со странами Востока (вторая половины ХIII – ХIV вв.): автореф. …дис. канд. ист. наук. – Казань, 2011. – 23 с.

1. Даутова Г.Ж. Развитие поликультурного образования в Поволжье: автореф. …дис. док. пед. наук. – Казань, 2004. – 44 с.
2. Елдин М.А. Диалог двух традиций: Византия, Русь, Поволжье//Вестник Чувашского университета. – 2013. - № 1. – С. 35-38;
3. Зайлалов И.И. О некоторых исторических особенностях становления этнического самосознания народов Поволжья//Дискуссия. – 2012. - № 3 (21) – С. 16-20.
4. Зайцев А. В. Христианизация нерусских народов Среднего Поволжья в отечественной историографии: вторая половина XIX — начало XX в.: давтореф. …дис. канд. ист. наук, Чебоксары, 2008. – 24 с.
5. Кабытов П.С., Дубман Э.Л., Леонтьева О.Б. «Обретение Родины». Средняя Волга и Заволжье в процессе развития Российской цивилизации и государственности (вторая половина ХVI – начало ХХ в.): к постановке проблемы//Вестник Самарского государственного университета. – 2012. - № 8-2 (99). – С.5- 20.
6. Кефели И.Ф. Евразийская цивилизация: от идеи к современному дискурсу// Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2021. - № 14 (2). - С. 11-25.
7. Кирпичников А.Н. Великий Волжский путь и Евразийские торговые связи с эпоху раннего средневековья// Ладога и ее соседи в эпоху средневековья: сб. ст. - Спб., 2002. С.34-58; Хузин Ф.Ш. Из истории Великого Волжского пути (начало 2000-х гг. )//Камский торговый путь: материалы III Всерос. научно-практ. конф. – Набережные Челны, 2021. С. 43-50.
8. Лескинен М.В. Проблема ассимиляции финно-угорских народов в обосновании концепции «Волга-русская река»//Ежегодник финно-угорских исследований. – 2013. - № 4. С. 91-105.
9. Любавский М.К. Историческая география России в связи с колонизацией/ URL: https://history.wikireading.ru/267852
10. Любавский М.К. Историческая география России в связи с колонизацией/ URL: https://history.wikireading.ru/267852
11. Михайлович Д.М., Володихин Д.М. Московское царство. Процессы колонизации XV-XVII в. М., 2021. – 190 с.
12. Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М., 1998. – 386 с.
13. Петухов А.В. Христианизация народов Среднего Поволжья в середине ХVIII века в освещении современной американской историографии//Вестник Чувашского университета. – 2014. - № 4. – С. 64-70.
14. Сулимирский Т. Сарматы. Древний народ юга России. М., 2007. – 191 с.; Клепиков В.М. Сарматы Нижнего Поволжья в IV-III вв. до н.э. – Волгоград, 2002. – 216 с.
15. Трепавлов В.В. Русские переселенцы в Поволжье и Приуралье ХVI-ХVII вв.: особенности адаптации//Уральский исторический вестник. – 2009. №2 (23). - С.78.
16. Федосов А.В, Готы и славяне. На пути к государственности. III–IV вв. М., 2020. Сулимирский Т. Сарматы. Древний народ юга России. М., 2007. – 318 с.
17. Цыганова Я.М. Среднее Поволжье в историко-культурном пространстве Россисйкой империи второй половины ХIХ-начала ХХ в.: автореф. …дис. канд. ист. наук. – Самара, 2017. – 24 с.
18. Экрем К. Торгово-экономические связи улуса Джучи (Золотой Орды) со странами Востока (вторая половины ХIII – ХIV вв.): автореф. …дис. канд. ист. наук. – Казань, 2011. – 23 с.

Вопрос-ответ:

Какие события из истории Поволжья особенно важны для понимания его роли в качестве межцивилизационного перекрестка?

Из истории Поволжья особенно важны события, связанные с его географическим положением на перекрестке различных культурных и геополитических традиций. Например, в древние времена регион был местом встречи великой Волжской и Хазарской держав, а также влияния Восточного Римского ислама. Эти события сформировали уникальную историю Поволжья и его роль в формировании межцивилизационного перекрестка.

Какие культурные взаимодействия были характерны для Поволжья с начала колонизации до ХХ века?

С начала колонизации до ХХ века в Поволжье происходили многочисленные культурные взаимодействия. Одним из ключевых факторов было влияние русской культуры и православия на местные народы, особенно на татар. В то же время, татарская культура и ислам также оказывали влияние на русское население. Этот диалог культур способствовал обогащению и развитию Поволжья как региона с уникальным культурным наследием.

Почему Поволжье приобрело важное идеологическое и культурное значение для русского народа в XIX веке?

В XIX веке Поволжье приобрело важное идеологическое и культурное значение для русского народа в силу его исторической роли и символического значения. Регион считался местом формирования русской державы и культуры, а также перекрестком различных культурных и исторических традиций. Образ Волги как матушки реки стал одним из символов Поволжья и играл важную роль в российской культуре и идентификации.

Какое значение имеет Поволжье как межцивилизационный перекресток?

Поволжье играет важную роль как межцивилизационный перекресток, так как на его территории сталкиваются и взаимодействуют различные культуры и цивилизации.

Каким образом развивалась история Поволжья с древнейших времен до XVI века?

История Поволжья развивалась в течение древних времен до XVI века через взаимодействие различных народов и цивилизаций, таких как скифы, сарматы, тюрки, монголы и другие.

Какова роль Поволжья в диалоге культур с начала колонизации до XX века?

Поволжье играло важную роль в диалоге культур с начала колонизации до XX века, так как на его территории встречались и переплетались различные культуры, в том числе русская, татарская, марийская, удмуртская и другие.

Какое значение получило Поволжье в XIX веке?

В XIX веке Поволжье приобрело большое идеологическое и культурное значение в системе ценностей русского народа. Образ Волги стал одним из символов региона и важной частью российской культуры.

Какой образ стал стержнем образа Поволжья в российской культуре второй половины ХIХ – начала ХХ века?

Один из образов стал стержнем образа Поволжья в российской культуре второй половины ХIХ – начала ХХ века - образ Волги как матушки реки. Он символизировал важность и значимость этой реки для русского народа и становился одним из символов региона.

Каким образом Поволжье стало межцивилизационным перекрестком?

Поволжье стало межцивилизационным перекрестком благодаря своему географическому положению. Оно расположено на пересечении разных культурных, этнических и экономических систем. Здесь сталкиваются и взаимодействуют восточные и западные влияния, разные религии, языки и традиции. Это способствовало формированию уникальной культурной смеси и диалогу между разными цивилизациями.