Влияние эмоционального климата семьи на формирование маркёров девиантного поведения в младшем возрасте

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 5757 страниц
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 08.10.2022
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ, СКЛОННЫМИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 8
1.1. Понятие и значение семьи в современном обществе 8
1.2. Девиация как социально - психологическая проблема 11
1.3. Влияние детско-родительских отношений на формирование девиантного поведения у детей 15
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ, СКЛОННЫМИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 25
2.1. Организация и методы исследования влияния семьи на формирование девиантного поведения детей 25
2.2. Результаты исследования 29
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования влияния детско-родительских отношений на формирование девиантности у детей 41
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 57

Фрагмент для ознакомления

Тип родительского отношения «маленький неудачник» характеризуется тем, что недостаточными являются положительные чувства и эмоции, а превалируют отрицательные (негативные) эмоции.У родителей с высокими показателями по фактору «маленький неудачник» отсутствует доверие к собственным детям, они стремятся оградить собственного ребенка от всех жизненных трудностей и препятствий, контролировать все его действия. Поэтому ребенок начинает остро ощущать недоверие к себе, у него появляется чувство беспомощности, формируется низкая самооценка. На основании формирования всех негативных проявлений данного типа родительского отношения у детей формируется эмоциональный протест, они становятся закомплексованными. Для анализа влияния детско-родительских отношений на формирование и проявления девиантного поведения детей младшего школьного возраста был проведен корреляционный анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Результаты корреляционного анализа типов родительского отношения и особенностей девиантного поведения детейпредставлены в таблице 5.Значимые взаимосвязи отражены в корреляционной плеяде на рисунке 5.Таблица 5Результаты корреляционного анализа (r Спирмена)ПринятиеКооперацияСимбиозАвторитарностьИнфантилизацияСоциально обусловленное поведениеCorrelation Coefficient,428*-,636**-,544**,217,476**Sig. (2-tailed),018,000,002,249,008N3030303030Делинквентное поведениеCorrelation Coefficient,528**-,599**-,545**,290,652**Sig. (2-tailed),003,000,002,119,000N3030303030Зависимое поведениеCorrelation Coefficient,376*-,635**-,749**,437*,513**Sig. (2-tailed),041,000,000,016,004N3030303030Агрессивное поведениеCorrelation Coefficient,407*-,679**-,616**,257,610**Sig. (2-tailed),026,000,000,170,000N3030303030Самоповреждающее поведениеCorrelation Coefficient,353-,498**-,562**,397*,574**Sig. (2-tailed),056,005,001,030,001N3030303030Условные обозначения: * - Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).** - Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).На основании представленных данных можно выделить следующие показатели зависимости особенностей детско-родительских отношений и проявлений девиантного поведения у школьников:- Прямые тесные корреляционные взаимосвязи были отмечены между следующими факторами:1) социально обусловленное поведение и принятие как стиль детско-родительских отношений:r = 0,428 (Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя));2) делинквентное поведение и принятие как стиль детско-родительских отношений:r =0,528 (Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя));3) зависимое (аддиктивное) поведение и принятие как стиль детско-родительских отношений:r =0,376 (Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя));Социально обусловленное поведениеПринятиеДелинквентное поведениеКооперацияЗависимое поведениеСимбиозАгрессивное поведениеАвторитарностьСуицидальное поведениеИнфантилизация - положительная взаимосвязь на уровне р<0,01; - положительная взаимосвязь на уровне р<0,05; - отрицательная взаимосвязь на уровне р<0,01.Рис. 3. Корреляционная плеяда взаимосвязи типов родительского отношения и особенностей девиантного поведения детей.4) агрессивное поведение и принятие как стиль детско-родительских отношений:r =0,407 (Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя));5) зависимое (аддиктивное) поведение и авторитарность как стиль детско-родительских отношений:r =0,437 (Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя));6) самоповреждающее поведение и авторитарность как стиль детско-родительских отношений:r =0,397 (Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя));7) социально-обусловленное поведение и инфантилизация как стиль детско-родительских отношений:r =0,476 (Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя));8) делинквентное поведение и инфантилизация как стиль детско-родительских отношений:r =0,652 (Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя));9) зависимое поведение и инфантилизация как стиль детско-родительских отношений:r =0,513 (Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя));10) агрессивное поведение и инфантилизация как стиль детско-родительских отношений:r =0,610 (Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя));11) самоповреждающее поведение и инфантилизация как стиль детско-родительских отношений:r =0,574 (Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя)).- Обратные тесные корреляционные взаимосвязи были отмечены между следующими факторами:1) Кооперация как стиль детско-родительских отношений и следующие проявления девиантного поведения:- социально обусловленное поведение – (r =-0,636) (Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя));- делинквентное поведение – (r =-0,599) (Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя));- зависимое (аддиктивное) поведение – (r =-0,635) (Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя));- агрессивное поведение – (r =-0,697) (Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя));- суицидальное (аутоагрессивное) поведение – (r =-0,498) (Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя));2) симбиоз как стиль детско-родительских отношений и следующие проявления девиантного поведения:- социально обусловленное поведение – (r =-0,544) (Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя));- делинквентное поведение – (r =-0,545) (Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя));- зависимое (аддиктивное) поведение – (r =-0,749) (Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя));- агрессивное поведение – (r =-0,616) (Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя));- суицидальное (аутоагрессивное) поведение – (r =-0,562) (Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя)).На основании проведенного корреляционного анализа были отмечены положительные корреляционных взаимосвязи, которые подтвердили гипотезу о том что принятие как стиль детско-родительских отношений связано с определенными проявлениями девиантного поведения в младшем школьном возрасте, а именнопросоциального, относительно-деструктивного поведения, адаптированного к нормам референтной группы, но возможно имеющей антисоциальную или девиантную направленность.Высокая авторитарность по отношению к ребенку влияет на выраженность зависимого и самоповреждающего поведения детей.Инфантилизация, кода родитель считает ребенка маленьким неудачником способствует проявлению всем видов девиантного поведения.Кооперация родителя с ребенком, искренний интерес к тому, что интересует ребенка, небольшая дистанции матери в общении с ребенкомпрепятствует проявлению всех видов девиантного поведения.Выводы по второй главеРезультаты эмпирического исследования показали, что сильно выраженное принятие, возможно гиперопека способствует в младшем школьном возрасте проявлениюпросоциального, относительно-деструктивного поведения.Высокая авторитарность по отношению к ребенку влияет на выраженность зависимого и самоповреждающего поведения детей.Инфантилизация, кода родитель считает ребенка маленьким неудачником способствует проявлению всем видов девиантного поведения.Кооперация родителя с ребенком, искренний интерес к тому, что интересует ребенка, небольшая дистанции матери в общении с ребенкомпрепятствует проявлению всех видов девиантного поведения.На основании данного исследования можно определить наличие проблем в сфере детско-родительских отношений, особенно в сфере отношения матерей к своим детям. В связи с этим необходимо оказывать психологическую поддержку таким матерям и их детям.В настоящее время в практике психологического консультирования большое значение имеет проблема детско-родительского взаимодействия в семейной системе. Наиболее актуальными для родителей являются возрастные особенности ребенка, конструктивное и разговорное общение с ним, выбор наилучшего выхода из конфликтных ситуаций, приятное межличностное взаимодействие родителя и ребенка.Огромное влияние на детей оказывают их родители, а также установившиеся в семье детско-родительские отношения. Данные особенности подтверждаются результатами многочисленных исследований, как в рамках педагогики и психологии, так и в области медицины и социологии. В частности, учеными было отмечено, что меньше всего проблем со здоровьем, обучением в школе, общением со сверстниками именно у тех детей, которые росли и воспитывались в атмосфере любви и понимания. Соответственно, происходит и наоборот, наибольшие трудности как со здоровьем, так и в сфере взаимоотношений со сверстниками испытывают дети, которые воспитывались в неблагополучных семьях. К возникновению у детей комплексов и психологических проблем приводят нарушенные (или негармоничные) детско-родительские отношения.Семья для ребенка представляет собой целый мир, в котором ребенку приходится не просто существовать, а действовать, осуществлять социальное взаимодействие, испытывать определенные эмоции. Поэтому детско-родительские отношения позволяют ребенку развиваться положительно, или, наоборот, негативно. В результате дети становятся либо добрыми, открытыми и общительными, либо робкими, грубыми, лицемерными, коварными.Обзор литературы убедительно показывает, что сочетание разнородных факторов может приводить к перебоям в темпах интеллектуального развития у детей. Эти факторы часто сочетаются друг с другом различным образом, при этом преобладают недостатки и психологические воздействия того или иного типа.Для развития позитивных отношений между родителями и детьми взрослым необходим определенный уровень знаний в воспитании детей и отношениях с детьми.Эмоциональная насыщенность и положительные эмоции во взаимоотношениях, устойчивость, продолжительность и стабильность взаимодействий с партнерами, содеятельность и сотрудничество со взрослыми как начало компетентности, социальной поддержки и самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, создает наилучшие условия для развития ребенка, его личностного и интеллектуального развития.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы.Девиантность представляет собой сложное явление и изучается многими научными дисциплинами: социологией, криминологией, психиатрией, психологией, педагогикой и др.В психологии девиантность рассматривается как характеристика человека. Часто эти типы аномального поведения бывают разными, такими как агрессия, садизм, воровство, обман и блуждание, тревога, одиночество, депрессия, аутоагрессия (суицидальное поведение), гиперактивность, виктимизация, стресс, фобии, ревность, гиперактивность и гипоактивность, расстройства пищевого поведения (переедание, голодание), ненормальное сексуальное поведение, тяга, поведенческие ритуалы, навязчивые мысли и двигательные привычки (покачивание головой или туловищем, кусание, выдергивание волос) и т. д.Девиантность является устойчивым поведением человека, которое отклоняется от общепринятых и важнейших социальных норм, а также наносит реальный ущерб обществу или личности и сопровождается процессом социальной дезадаптации. Девиантные подростки характеризуются эмоционально-волевыми сферами, такими как повышенная тревожность, и дефицитом систем ценностей, особенно в сферах цели и смысла жизни. Часто они импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудняет им общение с окружающими и вызывает значительные трудности в их воспитании.Специальные экспериментальные исследования показывают, что в последние годы наиболее распространенным явлением стало явление детской социальной дезадаптации.Миссия семьи на различных этапах истории зависит от системы ценностей, принятой человеческим обществом. Размышление о том, каким должен быть ребенок и какую роль в его воспитании играет семья, будет определять содержание, методы, позиции и отношение родителей к своим детям, а также образ жизни всей семьи.В последние десятилетия исследования семейной психологии были сосредоточены на семейном воспитании, психологии родителей и социальном и эмоциональном развитии детей в семье. Было собрано много эмпирических материалов о взаимоотношениях между родителями. В то же время многими исследованиями выявлены такие характеристики семейной среды, которые фактически являются факторами риска для развития личности и психического здоровья ребенка. Отношения между ребенком и родителем объясняются разными психологами с использованием самых разных понятий и терминов, определяющих раннюю теоретическую позицию автора. В то же время почти в каждом подходе присутствует первая дихотомия, создающая двойственность или поляризацию в родительских отношениях.Эмоции родителей могут эмоционально влиять на родительские отношения. Они представляют собой особый набор эмоций, которые выделяются среди других эмоциональных связей. Их особенностью является то, что они нуждаются в родительской заботе, чтобы сохранить жизнь своих детей. Родительская эмоция, особенно родительская любовь, не является естественным свойством человека. Родительская любовь является лучшим воплощением родительского чувства и формируется в жизни человека.Оказывается, этот способ порождения часто бывает сложным, противоречивым и противоречивым по своей сути. Это глубокое и значимое чувство. Содержание, родительская эмоциональная целостность и родительские отношения часто непоследовательны и противоречивы. Помимо родительской любви к родительским эмоциям относятся раздражение, дискомфорт, в некоторых случаях чувство вины. Хотя родительские эмоции изначально эмоциональны, структурными элементами этого образования, как и всех других, являются аффективные когнитивные элементы. Исходя из результатов исследования, можно сделать следующие выводы:- сильно выраженное принятие, возможно гиперопека способствует в младшем школьном возрасте проявлениюпросоциального, относительно-деструктивного поведения;- высокая авторитарность по отношению к ребенку влияет на выраженность зависимого и самоповреждающего поведения детей;- инфантилизация, кода родитель считает ребенка маленьким неудачником способствует проявлению всем видов девиантного поведения;- кооперация родителя с ребенком, искренний интерес к тому, что интересует ребенка, небольшая дистанции матери в общении с ребенкомпрепятствует проявлению всех видов девиантного поведения.Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. При проведении диагностики детско-родительских отношений необходимо использовать комплексный подход, а также необходимо рассматривать не только «неблагоприятные» типы детско-родительских отношений, но и обратить дополнительное внимание на «благоприятные» типы детско-родительских отношений и их особенности. Проявления девиантного поведения у детей связаны с особенностями детско-родительских отношений и стилем воспитания в семье.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАлмазов, Б. Н. Психология проблемного детства / Б. Н. Алмазов. - Москва: Дата Сквер, 2019. — 248 с.Андрианова, Р. А.Социально-педагогическая парадигма преодоления девиантного поведения несовершеннолетних: концепция / Р.А. Андрианова ; Рос. акад. образования, Ин-т соц. педагогики. - Москва: ИСП РАО, 2017. - 37 с.Артамонова, Е. И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студентов вузов / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова. - Москва: ИЦ Академия, 2019. – 192 сБадмаев, С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников / С. А. Бадмаев. - Москва: Магистр, 2017. – 250 с.Баенская, Е. Р. Ранние этапы аффективного развития в норме и патологии / Е. Р. Баенская. - Москва: УРАО, 2019. – 88 с.Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. - Москва: Психологос, 2019. – 348 с. Баранова, Т. С. Девиантное поведение подростков - трудности социализации // Психология и шк. - 2015. - № 3. - C. 3-21.Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. – Москва: Редакц.-изд. Центр консорциума «Социальное здоровье России», 2020. – 221 с.Беляева, Н. И. Влияние стилей воспитания на формирование личности ребенка / Н. И. Беляева // Научное периодическое издание «In Situ». – 2016. - №4. – С. 95-98. Братусь, Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. – Москва: Наука, 2018. – 301 с.Вердербер, Р. Психология общения / Р. Вердербер, К. Вердербер. – Санкт-Петербург: Прайм еврознак, 2018. – 320 сВолков, Д. В. Анализ концепции девиантного поведения несовершеннолетних (по материалам США и Великобритании). Дисс… на соискание ученой степени к. п. н. / Д. В. Волков. – Рязань, 2011. – 190 с.Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учеб.-метод. пособие / под ред. М. И. Рожкова. - Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 239 с.Гилинский, Я. И. Институт семьи в системе «Девиантность – социальный контроль» [Электронный ресурс] / Я. И Гилинский. – Режим доступа. – //http://www.narcom.ru/parents/parents/16.html (Дата обращения 25.03.2022)Голованева, И. А. Профилактика семейного неблагополучия / И. А. Голованева // Семья в России. - 2017. - N 1. - С. 103-106.Гостунская, Я. И. Психолого-педагогическая помощь семье в процессе ресоциализации подростка с девиантной виктимностью. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени к.п.н / Я. И. Гостунская. - Ставрополь: ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», 2017. – 23 с. Гуминская, Л. Н. Профилактика социального сиротства посредством поддержки и укрепления семейных форм воспитания / Л. Н. Гуминская // Социально-педагогическая работа (Периодика). - 2019. - N 2. - С. 22-26.Данилина, Т. А. В мире детских эмоций / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. - Москва: АйрисПресс, 2018. -160 с.Девиантное поведение: проблемы профилактики, диагностики и коррекции: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 28-29.11.2008 / ред. Н.А. Польская. – Саратов: Наука, 2020. – 370 с.Дементьева, И. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как следствие семейного неблагополучия / И. Дементьева // Социальная педагогика. - 2015. - N 1. - С. 23-30.Зайдуллина, Г.Г. Девиантное поведение подростков и условия его социально-педагогической профилактики и коррекции: учеб. пособие / Г.Г. Зайдуллина; М-во образования и науки Российской Федерации, Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М. А. Шолохова. - Москва: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2020. - 159 с.Зейгарник, Б. В. Теории личности в зарубежной психологии / Б. В. Зейгарник. – Москва: Психология, 2012. – 376 с. Зикратов, В. Дисфункциональная семья как предмет и объект исследования социальной педагогики / В. Зикратов // Социальная педагогика. - 2016. - N 1. - С. 41-50.Зотова, О. И Проблемы отклоняющегося поведения / О. И. Зотова // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - Москва: Наука, 2015. - С. 343-365.Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. переизд. / О. А. Карабанова. - Москва: Гардарики, 2019. – 320 с.Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. – Москва: Просвещение, 2021. - 154 с.Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М. А. Ковальчук. – Санкт-Петербург: Изд-во Владос-Пресс, 2019. – 288 с.Кондратенко, В. Т. Девиантное поведение подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты / В. Т. Кондратенко. – Минск: Правда, 2018. – 322 с. Кукаркина, С. К. Взаимосвязь детско-родительских взаимоотношений со склонностью к девиантному поведению у подростков / С. К. Кукаркина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 755–759. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46326.htm. (Дата обращения 20.03.2022)Леус, Э. В. Особенности распространенности девиантного поведения у несовершеннолетних. Сборник научных трудов / Э. В. Леус, П. И. Сидоров, А. Г. Соловьев // Мир гуманитарных наук. - Екатеринбург: ИП Бируля Н.И., 2018. – С. 54-55.Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения / В. Д. Менделевич. – Санкт-Петербург: Речь, 2015. – 445 с.Михеева, Г. В. Подходы в работе с неблагополучной семьей /Г. В. Михеева // Социально-педагогическая работа. - 2016. - №7. - С. 11 - 13.Никончук, А. С. Неблагополучная семья как социально-педагогическая проблема / А. С. Никончук // Социально-педагогическая работа - 2018. - №4. - С. 29 - 41.Осипова, И. И. Портрет делинквентного родителя / И. И. Осипова// Отечественный журнал социальной работы. - 2020. - N 3. С. 41-46.Поспелова, Н. С. Выявление детей из неблагополучных семей: нормативно-правовые механизмы / Н. С. Поспелова // Социально-педагогическая работа. - 2019. - №2. - С.18-27.Поспелова, Н. С. Социальный портрет неблагополучных родителей // Социально-педагогическая работа. - 2020. - N 5. - С. 15-29.Простяков, В. В. Психолого-педагогические причины и условия, влияющие на формирование девиантного поведения несовершеннолетних / В. В. Простяков // Юридическая психология. – 2018. – №1. – С.24-26.Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А. Б. Фоминой. - Москва: Наука-пресс, 2019. – 115 с.Романова, Л. Л. Социально-педагогическая характеристика семейного неблагополучия по отношению к детям / Л. Л. Романова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.Румянцева, Т. Г Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т. Г. Румянцева // Вопросы психологии. - 2018. - №1. - С. 81-88.Рычкова, Н. А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. Учебно-профилактическое пособие / Н. А. Рычкова. – Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2019. – 96 с.Семенов, С. Ю. Социально-педагогические проблемы детей с девиантным поведением / С. Ю. Семенов // Социальная педагогика. - 2021. - № 1. - С. 109-118Семенюк, Л. М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста / Л. М. Семенюк. - Москва: Педагогика, 2018.- 233 с. Собкин, В. С. Проявление девиации в подростковой субкультуре / В. С. Собкин, З. Б. Абросимова, Д. В. Баранова // Вопросы психологии. - 2014. - № 3 – С. 3-18.Спирева, Е. Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя / Е. Н. Спирева, А. Г. Лидерс // Семейная психология и семейная терапия. – 2017. - № 4. – С. 32 – 34.Харчев, А. Г. Семья в контексте современного общества / А. Г. Харчев, М. Г. Мацковский. - Москва: Психология и жизнь, 2018. – 523 с.Чечет, В. В. Основные пути преодоления кризиса современной семьи как важнейшего института социализации и воспитания / В. В. Чечет // Социально-педагогическая работа. - 2021. - № 1. - С. 16-24.Шилова, Т. А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков: Практическое пособие / Т. А. Шилова. – Москва: Айрис-пресс, 2015. – 112 с.Шкляревская, Н. С. Роль органа охраны детства в координации действий по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства / Н. С. Шкляревская // Социально-педагогическая работа. - 2015. - N 4. - C. 6-13.Щербина, Л. А. Семья «группы риска» как объект социально-педагогической деятельности / Л. А. Щербина // Педагогика и психология: перспективы развития: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 16 дек. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 59-61.ПРИЛОЖЕНИЕТаблица 1Результаты диагностики родителей по методике родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)№ВозрастПолПринятиеКооперацияСимбиозАвторитарностьИнфантилизация111М233176210Ж252227311М272227411М233266511Ж232167610Ж252166711Ж82313810М72414911М844341010М655431110Ж664451210М543361311Ж1444321411М1344461511Ж1276421610М1477311711Ж1587121810Ж1376121910М1476262011М1286112110Ж1252442210М632162310Ж1463332410М2065442511М1846242610Ж2366442710М1443552810Ж1233242911Ж1644353011М134445Таблица 3Результаты теста склонности к девиантному поведению (Э.В. Леус, А.Г. Соловьев)№ВозрастПолСоциально обусловленное поведение Делинквентное поведениеЗависимое поведениеАгрессивное поведениеСамоповреждающее поведение111М2524242424210Ж2626262626311М2724282428411М1222242226511Ж1426222314610Ж1628232416711Ж1814251412810М1816141613911М16181613141010М9141813151110Ж10121415161210М10141214141311Ж1013131581411М915151391511Ж8981691610М9898101711Ж8999101810Ж9989101910М101891092011М91510982110Ж1214268242210М8111318122310Ж1413182192410М1021198152511М16181019112610Ж11121912202710М24142115132810Ж9131311122911Ж12191124183011М2113152311Результаты описательной статистикиDescriptive StatisticsNMinimumMaximumMeanStd. Deviationпринятие305,0027,0014,70006,40662соцжелательность302,008,004,46671,92503симбиоз301,007,003,86671,81437гиперсоциализация301,007,003,20001,68973инфантилизация301,007,004,33331,78757Iшкала308,0027,0013,66675,82109IIшкала308,0028,0016,06675,50820IIIшкала308,0028,0016,40006,18452IVшкала308,0026,0015,86675,81753Vшкала308,0028,0014,53335,84119Valid N (listwise)30принятиекооперациясимбиозгиперсоциализацияинфантилизацияIшкалаIIшкалаIIIшкалаIVшкалаVшкалапринятиеCorrelation Coefficient1,000-,218-,210,310,356,428*,528**,376*,407*,353Sig. (2-tailed).,247,265,095,053,018,003,041,026,056N30303030303030303030кооперацияCorrelation Coefficient-,2181,000,798**-,113-,643**-,636**-,599**-,635**-,679**-,498**Sig. (2-tailed),247.,000,552,000,000,000,000,000,005N30303030303030303030симбиозCorrelation Coefficient-,210,798**1,000-,361-,694**-,544**-,545**-,749**-,616**-,562**Sig. (2-tailed),265,000.,050,000,002,002,000,000,001N30303030303030303030гиперсоциализацияCorrelation Coefficient,310-,113-,3611,000,342,217,290,437*,257,397*Sig. (2-tailed),095,552,050.,064,249,119,016,170,030N30303030303030303030инфантилизацияCorrelation Coefficient,356-,643**-,694**,3421,000,476**,652**,513**,610**,574**Sig. (2-tailed),053,000,000,064.,008,000,004,000,001N30303030303030303030IшкалаCorrelation Coefficient,428*-,636**-,544**,217,476**1,000,628**,691**,615**,515**Sig. (2-tailed),018,000,002,249,008.,000,000,000,004N30303030303030303030IIшкалаCorrelation Coefficient,528**-,599**-,545**,290,652**,628**1,000,576**,510**,525**Sig. (2-tailed),003,000,002,119,000,000.,001,004,003N30303030303030303030IIIшкалаCorrelation Coefficient,376*-,635**-,749**,437*,513**,691**,576**1,000,394*,711**Sig. (2-tailed),041,000,000,016,004,000,001.,031,000N30303030303030303030IVшкалаCorrelation Coefficient,407*-,679**-,616**,257,610**,615**,510**,394*1,000,387*Sig. (2-tailed),026,000,000,170,000,000,004,031.,034N30303030303030303030VшкалаCorrelation Coefficient,353-,498**-,562**,397*,574**,515**,525**,711**,387*1,000Sig. (2-tailed),056,005,001,030,001,004,003,000,034.N30303030303030303030

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алмазов, Б. Н. Психология проблемного детства / Б. Н. Алмазов. - Москва: Дата Сквер, 2019. — 248 с.
2. Андрианова, Р. А.Социально-педагогическая парадигма преодоления девиантного поведения несовершеннолетних: концепция / Р.А. Андрианова ; Рос. акад. образования, Ин-т соц. педагогики. - Москва: ИСП РАО, 2017. - 37 с.
3. Артамонова, Е. И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студентов вузов / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова. - Москва: ИЦ Академия, 2019. – 192 с
4. Бадмаев, С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников / С. А. Бадмаев. - Москва: Магистр, 2017. – 250 с.
5. Баенская, Е. Р. Ранние этапы аффективного развития в норме и патологии / Е. Р. Баенская. - Москва: УРАО, 2019. – 88 с.
6. Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. - Москва: Психологос, 2019. – 348 с.
7. Баранова, Т. С. Девиантное поведение подростков - трудности социализации // Психология и шк. - 2015. - № 3. - C. 3-21.
8. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. – Москва: Редакц.-изд. Центр консорциума «Социальное здоровье России», 2020. – 221 с.
9. Беляева, Н. И. Влияние стилей воспитания на формирование личности ребенка / Н. И. Беляева // Научное периодическое издание «In Situ». – 2016. - №4. – С. 95-98.
10. Братусь, Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. – Москва: Наука, 2018. – 301 с.
11. Вердербер, Р. Психология общения / Р. Вердербер, К. Вердербер. – Санкт-Петербург: Прайм еврознак, 2018. – 320 с
12. Волков, Д. В. Анализ концепции девиантного поведения несовершеннолетних (по материалам США и Великобритании). Дисс… на соискание ученой степени к. п. н. / Д. В. Волков. – Рязань, 2011. – 190 с.
13. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учеб.-метод. пособие / под ред. М. И. Рожкова. - Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 239 с.
14. Гилинский, Я. И. Институт семьи в системе «Девиантность – социальный контроль» [Электронный ресурс] / Я. И Гилинский. – Режим доступа. – //http://www.narcom.ru/parents/parents/16.html (Дата обращения 25.03.2022)
15. Голованева, И. А. Профилактика семейного неблагополучия / И. А. Голованева // Семья в России. - 2017. - N 1. - С. 103-106.
16. Гостунская, Я. И. Психолого-педагогическая помощь семье в процессе ресоциализации подростка с девиантной виктимностью. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени к.п.н / Я. И. Гостунская. - Ставрополь: ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», 2017. – 23 с.
17. Гуминская, Л. Н. Профилактика социального сиротства посредством поддержки и укрепления семейных форм воспитания / Л. Н. Гуминская // Социально-педагогическая работа (Периодика). - 2019. - N 2. - С. 22-26.
18. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. - Москва: АйрисПресс, 2018. -160 с.
19. Девиантное поведение: проблемы профилактики, диагностики и коррекции: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 28-29.11.2008 / ред. Н.А. Польская. – Саратов: Наука, 2020. – 370 с.
20. Дементьева, И. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как следствие семейного неблагополучия / И. Дементьева // Социальная педагогика. - 2015. - N 1. - С. 23-30.
21. Зайдуллина, Г.Г. Девиантное поведение подростков и условия его социально-педагогической профилактики и коррекции: учеб. пособие / Г.Г. Зайдуллина; М-во образования и науки Российской Федерации, Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М. А. Шолохова. - Москва: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2020. - 159 с.
22. Зейгарник, Б. В. Теории личности в зарубежной психологии / Б. В. Зейгарник. – Москва: Психология, 2012. – 376 с.
23. Зикратов, В. Дисфункциональная семья как предмет и объект исследования социальной педагогики / В. Зикратов // Социальная педагогика. - 2016. - N 1. - С. 41-50.
24. Зотова, О. И Проблемы отклоняющегося поведения / О. И. Зотова // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - Москва: Наука, 2015. - С. 343-365.
25. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. переизд. / О. А. Карабанова. - Москва: Гардарики, 2019. – 320 с.
26. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. – Москва: Просвещение, 2021. - 154 с.
27. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М. А. Ковальчук. – Санкт-Петербург: Изд-во Владос-Пресс, 2019. – 288 с.
28. Кондратенко, В. Т. Девиантное поведение подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты / В. Т. Кондратенко. – Минск: Правда, 2018. – 322 с.
29. Кукаркина, С. К. Взаимосвязь детско-родительских взаимоотношений со склонностью к девиантному поведению у подростков / С. К. Кукаркина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 755–759. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46326.htm. (Дата обращения 20.03.2022)
30. Леус, Э. В. Особенности распространенности девиантного поведения у несовершеннолетних. Сборник научных трудов / Э. В. Леус, П. И. Сидоров, А. Г. Соловьев // Мир гуманитарных наук. - Екатеринбург: ИП Бируля Н.И., 2018. – С. 54-55.
31. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения / В. Д. Менделевич. – Санкт-Петербург: Речь, 2015. – 445 с.
32. Михеева, Г. В. Подходы в работе с неблагополучной семьей /
Г. В. Михеева // Социально-педагогическая работа. - 2016. - №7. - С. 11 - 13.
33. Никончук, А. С. Неблагополучная семья как социально-педагогическая проблема / А. С. Никончук // Социально-педагогическая работа - 2018. - №4. - С. 29 - 41.
34. Осипова, И. И. Портрет делинквентного родителя / И. И. Осипова
// Отечественный журнал социальной работы. - 2020. - N 3. С. 41-46.
35. Поспелова, Н. С. Выявление детей из неблагополучных семей: нормативно-правовые механизмы / Н. С. Поспелова // Социально-педагогическая работа. - 2019. - №2. - С.18-27.
36. Поспелова, Н. С. Социальный портрет неблагополучных родителей // Социально-педагогическая работа. - 2020. - N 5. - С. 15-29.
37. Простяков, В. В. Психолого-педагогические причины и условия, влияющие на формирование девиантного поведения несовершеннолетних / В. В. Простяков // Юридическая психология. – 2018. – №1. – С.24-26.
38. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А. Б. Фоминой. - Москва: Наука-пресс, 2019. – 115 с.
39. Романова, Л. Л. Социально-педагогическая характеристика семейного неблагополучия по отношению к детям / Л. Л. Романова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.
40. Румянцева, Т. Г Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т. Г. Румянцева // Вопросы психологии. - 2018. - №1. - С. 81-88.
41. Рычкова, Н. А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. Учебно-профилактическое пособие / Н. А. Рычкова. – Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2019. – 96 с.
42. Семенов, С. Ю. Социально-педагогические проблемы детей с девиантным поведением / С. Ю. Семенов // Социальная педагогика. - 2021. - № 1. - С. 109-118
43. Семенюк, Л. М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста / Л. М. Семенюк. - Москва: Педагогика, 2018.- 233 с.
44. Собкин, В. С. Проявление девиации в подростковой субкультуре / В. С. Собкин, З. Б. Абросимова, Д. В. Баранова // Вопросы психологии. - 2014. - № 3 – С. 3-18.
45. Спирева, Е. Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя / Е. Н. Спирева, А. Г. Лидерс // Семейная психология и семейная терапия. – 2017. - № 4. – С. 32 – 34.
46. Харчев, А. Г. Семья в контексте современного общества / А. Г. Харчев, М. Г. Мацковский. - Москва: Психология и жизнь, 2018. – 523 с.
47. Чечет, В. В. Основные пути преодоления кризиса современной семьи как важнейшего института социализации и воспитания / В. В. Чечет // Социально-педагогическая работа. - 2021. - № 1. - С. 16-24.
48. Шилова, Т. А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков: Практическое пособие / Т. А. Шилова. – Москва: Айрис-пресс, 2015. – 112 с.
49. Шкляревская, Н. С. Роль органа охраны детства в координации действий по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства / Н. С. Шкляревская // Социально-педагогическая работа. - 2015. - N 4. - C. 6-13.
50. Щербина, Л. А. Семья «группы риска» как объект социально-педагогической деятельности / Л. А. Щербина // Педагогика и психология: перспективы развития: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 16 дек. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 59-61.

Вопрос-ответ:

Какой смысл имеет эмоциональный климат семьи?

Эмоциональный климат семьи определяет атмосферу взаимоотношений между ее членами и является важным фактором влияния на формирование личности ребенка. Он включает в себя эмоциональную поддержку, любовь, заботу, понимание, а также конфликты, напряженность и недостаток коммуникации.

Как эмоциональный климат семьи может влиять на формирование маркеров девиантного поведения?

Позитивный эмоциональный климат, характеризующийся поддержкой и заботой со стороны родителей, способствует формированию адаптивного поведения у ребенка. Однако негативный эмоциональный климат, связанный с конфликтами и напряженностью в семье, может стать фактором, способствующим появлению девиантного поведения у ребенка.

Какие особенности детско-родительских отношений в семьях с детьми, склонными к девиантному поведению?

Детско-родительские отношения в таких семьях могут характеризоваться недостатком эмоциональной поддержки, недостаточной связностью и нежеланием родителей заниматься воспитанием. Также в семьях с девиантным поведением у детей часто присутствуют конфликты, агрессия и нарушение коммуникации.

Какие последствия может иметь формирование девиантного поведения у детей?

Формирование девиантного поведения у детей может привести к проблемам в социализации, затруднениям в учебе, нарушению отношений с ровесниками и авторитетными взрослыми. Также девиантное поведение ребенка может стать показателем наличия более серьезных проблем в семье или обществе.

Какое влияние оказывает эмоциональный климат семьи на формирование маркеров девиантного поведения?

Эмоциональный климат семьи играет важную роль в формировании маркеров девиантного поведения у детей в младшем возрасте. Отношения между родителями и ребенком, а также общая атмосфера в семье, могут определить, каким образом ребенок будет воспринимать и реагировать на различные ситуации. Если эмоциональный климат в семье неблагоприятный, например, существуют частые конфликты, насилие или отсутствие поддержки со стороны родителей, то это может стать побудительным фактором для формирования девиантного поведения у ребенка.

Какие особенности детско-родительских отношений существуют в семьях, где дети склонны к девиантному поведению?

Одной из особенностей детско-родительских отношений в таких семьях является недостаток эмоциональной связи между родителями и ребенком. Родители могут проявлять неадекватную реакцию на потребности ребенка, не обеспечивая ему необходимого эмоционального и физического удовлетворения. Также может наблюдаться недостаток взаимопонимания и низкий уровень коммуникации между членами семьи.

Как семейная девиация может повлиять на формирование девиантного поведения у детей?

Семейная девиация, такая как насилие, алкоголизм, наркомания или криминальное поведение родителей, может негативно влиять на формирование девиантного поведения у детей. Такие семейные обстоятельства создают неблагоприятную среду для развития ребенка, что может привести к его адаптации негативных моделей поведения, подражания родителям и повторному девиантному поведению.

Какое значение имеет семья в современном обществе?

Семья играет ключевую роль в современном обществе. Она является основным социальным институтом, где происходит воспитание и социализация нового поколения. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное благополучие детей, развивает их социальные навыки и ценности, формирует базовые представления о мире и отношении к другим людям. Поэтому качество семейной жизни и детско-родительские отношения имеют важное значение для развития и формирования детей.

Каково значение семьи в современном обществе?

Семья имеет огромное значение в современном обществе. Она является основой общественного уклада, местом, где формируются и развиваются личность и ценности. Семья обеспечивает эмоциональную поддержку, заботу и воспитание детей, а также обеспечивает стабильность и безопасность в жизни индивида. Кроме того, семья является социально-психологическим контекстом, который оказывает влияние на формирование поведения детей, в том числе и на их склонность к девиантному поведению.

Какие факторы оказывают влияние на формирование девиантного поведения у детей?

Формирование девиантного поведения у детей зависит от множества факторов. Одним из таких факторов являются детско-родительские отношения. Эмоциональный климат, который царит в семье, может оказывать существенное влияние на формирование маркеров девиантного поведения в младшем возрасте. Дети, которые испытывают отрицательные эмоции, не получают должной эмоциональной поддержки и заботы со стороны родителей, могут проявлять агрессивность, непослушание, и другие формы девиантного поведения. Также важным фактором является моделирование поведения родителями. Если родитель сам проявляет девиантное поведение, то есть вероятность, что ребенок также повторит такое поведение. Однако, стоит отметить, что формирование девиантного поведения является многопроцессным и многопричинным явлением, и другие факторы также оказывают влияние на него.