Стиль модерн и современное ювелирное искусство (к вопросу о влиянии).

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Искусствоведение
  • 6161 страница
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 08.04.2010
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Развитие стиля модерн в ювелирном искусстве Европы и России
1.1. Основные стилистические направления модерна
1.2. Стиль модерн в ювелирном искусстве
1.3. Основные сюжеты, темы, материалы
1.4. Стиль модерн в русском ювелирном искусстве
1.5. Элементы стиля модерн в костюме и в украшениях
ГЛАВА II. Анализ творчества наиболее значительных ювелирных фирм Европы и России
2.1. Бушерон, как представитель французского шика
2.2. Рене Лалик, как новатор стилей и технологий в ювелирном искусстве
2.3. Творчество Картье в контексте стиля модерн
2.4. Фаберже - представитель стиля модерн в русском ювелирном искусстве
ГЛАВА III. Проявление стиля модерн в современном ювелирном искусстве
3.1 Влияние стиля модерн на современное ювелирное искусство Европы
3.2. Преемственность традиций в отечественном ювелирном искусстве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература на иностранных языках
Электронные ресурсы
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Фрагмент для ознакомления

Boucheron создавало уникальные ювелирные украшения для царских и титулованных особ России. Кроме традиционных ювелирных украшений: колец, диадем и браслетов, можно было познакомиться с редкими драгоценными предметами, которые составляют историческое наследие Boucheron: булавки для галстука 1879 и 1881 годов, шпильки для волос 1870 года они редко путешествуют по миру и неизвестны широкой публике. Итак, ювелирные дома Европы предлагают украшения, черпая вдохновение в стилях прошлых эпох, в частности в стиле модерн, который своим наполнением отвечает модным тенденциям сегодня. Мастера широко используют опал, аквамарин, цаворит и другие полудрагоценные камни, что обращает внимание на проявление модерна в современном ювелирном искусстве.
3.2. Преемственность традиций в отечественном ювелирном искусстве

В России по мере экономического роста и развития страны происходит реформирование в ювелирной отрасли. Обострение конкуренции все чаще заставляет российские компании задумываться об укреплении своих позиций на рынке. Так после девяноста лет забвения магический ювелирный бренд Fabergé готов вернуться на сцену с потрясающе красивой коллекцией украшений. Сказка, мистика, волшебство и блеск - все это неотъемлемые атрибуты компании, известной в истории, прежде всего, своими знаменитыми драгоценными яйцами, сделанными в свое время для русских царей. Однако в последние годы под маркой бренда продавалась в основном лишь косметика. И вот свершилось настоящее чудо в духе магии самого Fabergé: появилась коллекция изысканных украшений, в которой воплощены как легендарные черты Дома, так и современные тренды и дизайны.
Всего представлено три линии, и многие утверждают, что самая интересная коллекция - это Les fabels de Fabergé, навеянная русскими сказками. «Да, мы снова выходим на рынок драгоценностей. Изысканная коллекция, основанная на трех темах, пронизана атмосферой слияния глубокой русской души с французской чувственностью искусства Fabergé. Основные мотивы коллекции - цветы, ведь в этой области у Fabergé есть очень серьезные наработки», - объясняет Katharina Flohr. - «Вторая тема посвящена легендам, народному фольклору и сказкам, широко известным в России. Третья тема называется Les Fauves, она посвящена союзу музыки, живописи, балета и театра».
Говоря о других ювелирных российских фирмах, необходимо отметить, что для развития российской ювелирной отрасли большое значение имеет конкурентоспособность этих фирм с Западом. Российские ювелиры обращаются к опыту прошлых поколений, ищут и внедряют новые образы, что способствует успешному продвижению ювелирной продукции на отечественный и мировой рынок. Из современных российских ювелиров стоит отметить братьев Михайловых, увидев изделия которых, можно безошибочно отметить, что они черпают вдохновение в природе как пейзажисты, а над формой работают как скульпторы. Их броши, серьги, кулоны, кольца, взывают восхищение зрителей. Они могут украсить любую женщину, но вместе с тем, это настоящие, высокохудожественные произведения искусства.
Металл в руках ювелиров Михайловых, а чаще всего это простые сплавы, обретает живые формы природного орнамента, и простые уральские камни или полудрагоценные дары Востока в таком обрамлении выглядят естественно и прекрасно. Свернутые листья из белого металла, черные камни, в которых отражаются то ли капли дождя, то ли чьи-то слезы, сквозь обломок льда пробивается живой росток с двумя зелеными почками - это те образы, которые вдохновляют ювелиров (ил. 20).
По убеждению братьев, красоты выше природной нет, она разлита всюду, надо просто быть наблюдательным. Вот как сами они описывают источник своего вдохновения: «Для нас природа всегда была основным источником вдохновения: многообразный растительный мир, ее мотивы пейзажи, земля вода, образы времен года, дня и ночи, подводные миры, стихии ветра, дождя, звезды, космос и вся вселенная. Однако ювелирное искусство, как и любое другое может решать темы не только камерные. Как живописец или скульптор, художник-ювелир может решать и темы из области человеческого духа, ставить задачи поиска истинного и высокого».
Братья Михайловы совершенствуются в ювелирном искусстве уже более четверти века. Первая публикация о талантливых ювелирах- дизайнерах появилась в журнале «Смена» (№ 9, май 1986). Автор статьи, размышляя о выпускниках Строгановского училища, отмечает: «…дизайнер и есть художник-мастер и мастер-художник. И этого достаточно, пожалуй, для того, чтобы покончить с теорией и обратиться к практике. Поле деятельности дизайнера, а наше время практически не ограничено, он должен уметь художественно конструировать все…».
Творчество братьев Михайловых активно развивается, их работы востребованы, они постоянно учувствуют как в персональных выставках, так и в различных выставочных проектах. В своих работах они ищут как новые образы и линии, так и работают со стилями прошедших эпох, в частности некоторые работы стилизованны в лучших традициях модерна. В феврале 2009 года во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства можно было посетить выставку «Диалог». На выставке были представлены работы художников Ассоциации художников декоративных искусств, а также экспонаты из фондов музея. На этой выставке братья Михайловы показывали свои новые работы: комплект «Розы», колье «Орхидея», брошь «Пейзаж» (ил. 23).
В декабре 2009 года во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства проходила выставка «Белое Рождество». На ней Михайловы так же представляли свои новые работы, с 24 марта по 4 апреля 2010 года в выставочном зале Союза художников открыта выставка АХДИ Московского Союза Художников. На этой выставке ювелиры представляют шесть новых работ. Российской ювелирной промышленности есть чем гордиться, имея богатую историю и опыт знаменитых ювелиров в прошлом, есть уверенность в том, что в будущем у российских ювелиров есть перспектива роста, а источник для вдохновения поистине безграничный (ил. 22). Русские мастера преследуют не только исключительно декоративную цель: они наполняют каждое изделие глубоким духовным содержанием, превращая его из украшения в объект созерцания и источник эстетического наслаждения, за что их работы высоко ценятся на Западе.
В 1990 году в Москве художниками и ювелирами Московского экспериментального ювелирного завода было сформировано новое предприятие, получившее весьма символичное имя «Сирин». Образ сладкоголосой птицы из русских былин и сказок присутствовал во многих произведениях русских ювелиров конца XIX – начала ХХ века. Московские ювелиры создают удивительные ювелирные произведения, которые, подобно голосу мифической птицы, завораживают своей роскошью и высочайшим мастерством исполнения. Работы «Сирина» отличаются широким разнообразием жанров и стилей: от изысканных и утонченных украшений и миниатюрной пластики до торжественных и официальных представительских сувениров и предметов религиозного культа. Историческая тема занимает особое место: многие важные вехи российской истории находят отражение в творчестве мастеров. Так известному русскому ювелиру Михаилу Перхину было посвящено яйцо под названием «Памяти Перхина».
Стилистический анализ произведений ювелирного искусства позволяет заключить, что 2010 год не только продолжает, но и развивает тенденцию нескольких прошлых лет: моду на флоральные и анималистические мотивы, ювелиры ищут новые формы творческого выражения. Сегодня тема модерна актуальна для многих как зарубежных, так и российских ювелиров. Для современных мастеров творчество мастеров эпохи модерн является неиссякаемым источником творческого вдохновения, эти поразительной красоты произведения ювелирного искусства, пропущенные через призму современного видения, помогают создавать новые роскошные образы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Революционные перемены, которые внес модерн в искусство, отвергнув академизм и историзм XIX в., открыли дорогу дальнейшему развитию современного искусства. Разрушение границы между высоким искусством и искусством прикладным оживило художественный промысел до такой степени, что он стал неотделимой частью изобразительной культуры. В ходе исследования установлено, что модерн является первым стилем в искусстве, дизайне и архитектуре, который создан сознательно, спроектирован как единый для всех элементов предметной среды. При всем многообразии произвольных орнаментальных форм модерн сохранял повсюду свое основное стилистическое качество: ритмическую экспрессию, напряженность, эмоциональную насыщенность узора. В стиль модерн вплелись и европейские веяния, и восточные традиции, и самобытность многих культур. Это позволило ему быть разнообразным и изменчивым, привлекая к себе интерес совершенно разных людей, каждый из которых мог найти в нем отражение собственных стремлений и мироощущения в целом.
В начале XX века стиль модерн, утвердившийся в женском костюме еще в конце XIX века, продолжал оказывать большое влияние на силуэт, использование тканей, декоративное решение костюма. В России в рамках модерна во всех видах искусства огромную популярность приобрел «русский стиль» - национальное направление общеевропейского стиля. Ювелиры стремились привнести, выразить национальный мотив в теме, в композиции, даже в выборе материала для того или иного ювелирного изделия. Стиль модерн в русском ювелирном искусстве привел к существенному изменению форм золотых и серебряных предметов, он заново открыл, что металл обладает богатейшей гаммой декоративных качеств, пластичностью, легкостью, «прозрачностью». В русском модерне стилистические искания отдельных мастеров декоративно-прикладного искусства часто становились достоянием массовой художественной продукции. Значение этого стиля для развития ювелирного искусства необычайно велико. Соединив традиции Запада и Востока, античности и средневековья, аристократического и фольклорного искусства, обобщив опыт всего предыдущего художественного развития, художники-ювелиры эпохи модерна создали яркое самобытное искусство. В результате исследования установлено, что основными признаками стиля модерн являются:
- материал - цветной полудрагоценный камень, эмаль, кость;
- мотив - натуралистичный символизм, с избыточной растительностью;
- форма - доминирование плавных удлиненных форм, навеянных растительным миром.
Ювелирные украшения в стиле модерн не претендовали на титул статусных аксессуаров, а были призваны служить выражением чувственной натуры носителя или дарителя. Почему ювелирным украшениям уделялось так много внимания? Какие возможности дают они человеку? Драгоценность и их материальная ценность не требует особых разъяснений. Но, кроме того, это был прекрасный способ заявить о себе, подчеркнуть свою внешность, выделить харизму и настроение. Ювелирные украшение способны многое сказать о своем владельце без слов. Они отражают его вкус, статус, мировоззрение. И сегодня ювелиры четко прислушиваются к настроениям в обществе, их искусство приносит людям радость, помогает показать индивидуальность.
.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андреева А. Ю. История костюма: Эпоха. Стиль. Мода / А.Ю. Андреева . - СПб.: Паритет, 2001. - 119 с.
Баумгартен Е.Е. Новый стиль Модерн / Е.Е. Баумгартен. – СПб.: Т.Г. Бродерсен, 1903. - 15 с.
Борисова Е. А. Русский модерн: Альбом / Е.А. Борисова. - М.: Галарт, 1994. - 360 с.
Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн / Е.А Борисова, Г.Ю. Стернин. – М.: Искусство,1990. – 328 с.
Беннет Д., Маскетти Д. Ювелирное искусство. Иллюстрированный справочник по ювелирным украшениям / Д. Беннет, Д. Маскетти. – М.: Арт-Родник, 2005. – 235 с.
Бхаскаран Л. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре / Л Бхаскаран. - М.: Арт-Родник,2005. – 255 с.
Буф Д. Фаберже / Д. Буф. - М.: Белый город, 1998. - 191 с.
Ванюшова Р.А. Ювелирные изделия. Иллюстрированный типологический словарь / Р.А. Ванюшова. – СПб.: Политехника, 2001. – 240 с.
Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства В 8 т.Т.1. / В.Г. Власов. - СПб.: ЛИТА, 2000.-864 с.
Волдаева В. Бриллианты от модерна / В. Волдаева // Наше наследие: Иллюстрированный историко-культурный журнал. - 2001. - № 57. - С. 140-144.
Володина Т. Модерн: проблемы синтеза / Т Володина // Вопросы искусствознания. - 1994. - № 2/3. - С. 17-24.
Габриэль Г. Из истории ювелирной моды: ароматические и парфюмерные украшения / Г. Габриэль // Русский ювелир. Информационно-аналитический журнал. – 2007. - № 3. - С. 74-79.
Гилодо А. А. Русское серебро, вторая половина XIX - начало XX вв. = Russian Silver: Из коллекции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, (Москва): Альбом / Текст и сост. А. А. Гилодо. - М.: Береста, 1994. - 172 с.
Горбачева Л. Костюм ХХ века: от Поля Пуарэ до Эммануэля Унгаро / Л. Горбачева. - М.: Изд-во ГИТИС,1996.-209 с.
Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи Модерна / В.С. Горюнов, М.П. Тубли. - М.: Стройиздат, СПб, 1994. – 207 с.
Дудникова Г.П. История костюма / Г.П. Дудникова. – Р.-н/Д.: Феникс, 2006. – 198 с.
Дягилев С.П. Современное искусство / С.П. Дягилев // Сергей Дягилев и русское искусство. Т. 1. – М.: Искусство, 1982. – С. 163-172.
Жабрева. А. Э. История костюма / А.Э. Жабрева. - СПб.: Профессия, 2002. - 319 с.
Забозлаева Т.Б. Драгоценности в русской культуре XVIII-XX веков: История. Терминология. Предмет. Мир :Словарь / Т.Б. Забозлаева. - СПб.: Искусство-СПб, 2003. – 463 с.
Западноевропейское искусство второй половины 19 века. Сборник статей. - М.: Искусство, 2003. – 203 с.
Елькова Е. Олово европейского Модерна / Е. Елькова // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. – 2008. – №10 (октябрь). - С. 5-28.
Искусство Картье: Французское ювелирное искусство с 1847 по 1960 гг.: Каталог выставки. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1992. - 135 с.
Ильина Т. В. История искусства. Отечественное искусство / Т.В. Ильина. – М.: Высш. шк., 2000. – 407 с.
История русского и советского искусства. – М.: Высшая школа, 1989. – 420 с.
Каминская Н.М. История костюма / Н.М. Каминская. - -М.: Легпромбытиздат, 1986. – 168 с.
Карпун А. Л. Русское ювелирное искусство, вторая половина XIX - начало XX вв. Russian Jewellery: Альбом / Авт. текста и сост. А. Л. Карпун. - М.: Береста, 1994. - 196 с.
Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды / И.М.Ильинская, А.А.Лосева. – Прага: Артия, 1987. – 234 с.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре XVIII - первой половины XX вв / Р.М. Кирсанова. - М.: Искусство, 1995. – 348 с.
Кобякова Н.К. Вышивка стиля Модерн / Н.К. Кобякова. - М.: ОЛМА Пресс, 2005. – 61 с.
Коварская С.Я., Костина И.Д. Русские ювелирные украшения XVIII–начала XX вв / С.Я. Коварская, И.Д. Костина. – М.: Искусство, 1988. – 286 с.
Коварская С. Я. Произведения московской ювелирной фирмы Хлебникова / С. Я. Коварская. - М.: Гос. историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 2001. - 119 с.
Козлова Т. В. Стиль в костюме XX века: учебное пособие для вузов / Т.В. Козлова. - М.: Изд-во МГТУ им. А. Н. Косыгина: Группа «Совъяж Бево», 2003. - 152 с.
Колпакова О. Карл Фаберже и русские ювелиры / О. Колпакова. – М.: Белый город, 2008. – 47 с.
Коршунова Т.Т. Костюм в России XVII -начала XX века. Из собрания Государственного Эрмитажа / Т.Т. Коршунова. – СПб.: Государственный Эрмитаж, 1979. – 199 с.
Костюм серебряного века в России, 1890-1914. Каталог выставки из фондов Гос. Эрмитажа / Сост. Т. Т. Коршунова. - СПб.: Славия; М.: Интербук, 1993. - 55 с.
Лаврентьев А.Н. История дизайна / А.Н. Лаврентьев. – М.: Гардарика, 2006. – 303 с.
Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля / А.Ф. Лосев. - М.: Прогресс, 1975. – 199 с.
Мастера XXI века. Золотой блеск эпохи / Под ред. А. Журавлева. – М.: Бук Хаус, 2004. – 192 с.
Мидан Ж-П. Модерн: Франция. Альбом / Ж-П. Мидан. - М.: Магма, 1999. – 174 с.
Миллер Д. Модерн / Д. Миллер – М.: АСТ, 2005. – 360 с.
Монахова Л. П. Становление эстетического стереотипа предметных форм в период модерна / Л.П. Монахова // Материалы по истории художественного конструирования / ВНИИТЭМ. – М.: 1972. – С. 34-39.
Муравьева И.А. Век модерна / И.А. Муравьева. – М.: Изд. Пушкинского фонда, 2001. – 280 с.
Нащокина М. В. Московский Модерн: Проблема западноевропейских влияний / М.В. Нащокина. - М.: Жираф, 2005. – 558 с.
Нащокина М. В. Сто архитекторов московского Модерна. Творческий портрет / М.В. Нащокина. - М.: Жираф, 2000. – 302 с.
Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство русских художников ХIХ века / М.Г. Неклюдова. – М.: «Искусство», 1991. – 234 с.
Перси У. Модерн и слово / У. Перси. - М.: Деловая книга, 2007. – 224 с.
Постникова-Лосева М.М. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI–XIX в / М.М. Постникова-Лосева.–М.: Наука, 1974.–428 с.
Постникова-Лосева М.М. Золотое и серебряное дело XV–XX вв./М.М. Постникова-Лосева. – М.: Наука, 1983 – 360 с.
Раппе Т.В. На рубеже веков...: Искусство эпохи Модерна / Т.В. Раппе. – СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа,2006. – 158 с.
Русские ювелирные украшения / Под ред. П.И. Уткина. – М.: АСТ-Пресс, 2002. – 155 с.
Русские ювелирные украшения XVI - начало XX веков из собрания Государственного исторического музея: Альбом / Сост. Г. Медведева, Н. Платонова. - М.: Галарт, 1994. - 343 с.
Сарабьянов Д.В. Модерн. История стиля / Д.В. Сарабьянов – М.: Грифон, 2001. – 380 с.
Сарабьянов Д.В. Стиль модерн / Д.В. Сарабьянов. – М.: Искусство, 1989. - 343 с.
Сарабьянов Д. В. К определению стиля Модерн / Д.В. Сарабьянов // Советское Искусствознание. – 1978. - №. 2. - С. 23-28.
Сарабьянов Д.В. Стиль Модерн: Истоки. История. Проблем / Д.В. Сарабьянов. - М.: Искусство, 1989. – 293 с.
Самецкая Э. Завораживающий модерн / Э. Самецкая // Мир музея. - 1995. - № 5. - С. 15-17.
Сидоренко В. И. История стилей в искусстве и костюме / В.И. Сидоренко. - Ростов-н/Д: Феникс, 2004. - 475 с
Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. А. А. Мелик-Пашаев. – М.: Олимп, 1999. – 816 с.
Стиль жизни - стиль искусства: Развитие национально-романтического направления стиля Модерн в европейских художественных центрах второй половины ХIХ - нач. ХХ в.: Россия, Англия, Германия, Швеция, Финляндия / Под ред. Э.В. Пастон. - М.: Гос. Третьяк. галерея, 2000. – 606 с.
Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX - XX веков / Г.Ю. Стернин - М.: Искусство, 1970. - 243 с.
Турчин В. С. Социальные и эстетические противоречия стиля Модерн / В.С. Турчин // Вестник Московского университета. – М.: Серия История. - № 6. - 1977. - С. 37-44.
Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект / Ю. Хабермас // Вопросы философии. – 1992. - № 4. - С. 35-48.
Харди У. Путеводитель по стилю Арт-Нуво / У. Харди. – М.: Электронная библиотека МГУ, 1999.
Фаберже Т. Ф. Фаберже и петербургские ювелиры: Сборник мемуаров, статей, архивных документов по истории русского ювелирного искусства / Т.Ф. Фаберже / Под общ. ред. В. В. Скурлова. - СПб.: Журнал «Нева», 1997. - 704 с.
Фар-Беккер Г. Искусство модерна / Г. Фар-Беккер. - Кельн: Konemann, 2000. - 236 с.
Флорковская А.К. Модерн / А.К. Флорковская. – М.: РОСМЭН,2002. – 103 с.
Френ Э. Стиль Модерн / Э. Френ. – М.: Молодая гвардия, 2004. – 320 с.
Шаталова И.В. Стили ювелирных украшений /И.В. Шаталова – М.: Карат, 2004. – 360 с.
Шестаков В.П. Эстетика Морриса и современность / В.П. Шестаков. - М.: Искусство, 1987. - 134 с.
Яковлева Л. Чеканная ветка дельфиниума - Р.Ж. Лалик и его произведения в Эрмитаже / Л. Яковлева // Советский музей. - № 1. – 1991. – С. 23-29.
Юхнина О.Ю. Стиль Модерн как художественное явление в культуре XX века / О.Ю. Юхнина: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к.иск. -СПб. : Гуманитар. ун-т профсоюзов. - СПб.: 2003. - 22 с.
100 лет петербургскому Модерну: Материалы науч. конф., 30 сент. - 2 окт. 1999 г. / Сост. Л.А. Кирикова. - СПб.: Альт-Софт:, 2000. - 255 с.


Литература на иностранных языках

Becker V. Art Nouveau Jewelry / V. Becker. – London: Thames and Hudson, 2005
Meylan V. Archives secretes Boucheron / V. Meylan. – Paris, editions Telemaque, 2009. – 398 p.
Tait H. Seven Thousand Years of Jewellery / H. Tait. - London: British Museum Publications, 1986.
Weber B. Cartier I love you / B. Weber. – Kempen: Germany, teNeues, 2009.

Периодические издания

Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. – 2008. – №10 (октябрь).
Вестник Московского университета.–М.: Серия История. - 1977. - №6.
Вопросы искусствознания. - 1994. - № 2/3.
Вопросы философии. – 1992. - № 4.
Мир музея. - 1995. - № 5.
Наше наследие: Иллюстрированный историко-культурный журнал.-2001. - № 57.
Русский ювелир. Информационно-аналитический журнал.–2007. - № 3.
Русский ювелир. Информационно-аналитический журнал.–2008. - № 5.
Русский ювелир. Информационно-аналитический журнал.–2008. - № 9.
Русский ювелир. Информационно-аналитический журнал. - 2009. - № 9.
Советский музей. - 1991. - №1.
Советское Искусствознание. – 1978. - №. 2
Collezioni Accessories. – 2005. - № 2.
Collezioni Accessories.. – 2006. - № 1 (3).
Collezioni Accessories.. – 2009. - № 7.
J &W / Ювелирные украшения и часы. – 2008. - № 2.
Jewellery / Ювелирные украшения. Каталог. – 2009. - № 1.

Электронные ресурсы

Информационно-аналитическое агентство «Ювелирная сеть». URL: http://new.jnet.ru
Информационная еженедельная газета «Ювелирные Известия». URL: http://www.j-izvestia.ru
Мир роскоши. URL: http://www.luxemag.ru
Музеи Московского кремля URL: http://www.kreml.ru/ru/main/press/about_Museum/2007/Kartie/
Музей ювелирного искусства. URL: http://www.jewellerymuseum.ru
Новости ювелирной промышленности. URL: http://www.jewellerynews.ru/
Отраслевой ювелирный центр. URL: http://www.juvelinet.ru/
Русские эмигранты. Вып. 36 / 2010 URL: http://www.dxb.ru/project/re/detail.php?ID=1330
Сайт братьев Михайловых. URL: http://www.jewelrybrothers.ru
Ювелирные украшения конец XIX - начало ХХ века. URL: http://www.goldware.info/since19_to_20century/
Fashiontime: российский портал моды. URL: http://www.fashiontime.ru/article/13237.html


СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Герман Обрист. «Удар бича». Вышивка золотым шелком по шерсти. 1895 г.
Лафит Гастон. Брошь «Девушка с крыльями». 1898-1910. Золото, бриллианты, эмаль. Париж.
Рене Лалик. Брошь «Стрекоза». 1898-1910. Золото, сапфиры, изумруды, эмаль. Париж.
Рене Лалик. Брошь «Весна». 1898-1910. Золото, жемчуг, эмаль. Париж.
Рене Лалик. Брошь «Бабочка». 1910. Золото, эмаль. Париж.
Предприятие М. Адлер. Брошь в виде бабочки. Конец XIX века. Золото, эмаль, жемчуг, бирюза, стекло. Москва.
Федор Рюккерт. Брошь. 1900. Серебро, эмаль. Москва.
М. Перхин. Фирма К. Фаберже. Ажурное яйцо. Золото, эмаль. 1902 г. Петербург.
Фредерик Тиандер. Брошь в виде жука. Начало XX века. Золото, бриллианты, жемчуг, альмандин, турмалины. Петербург.
Брошь в виде ветки ландыша. Начало XX века. Золото, хризолиты.
Костюмы эпохи Модерн
Шляпа в стиле Модерн.
Кружевное платье в стиле Модерн
Парюр (ожерелье, серьги и кольцо). 1899-1900 гг. Серебро, малахит. Москва.
Серьги. XIX век. Серебро, авантюрин, жемчуг.
Van Cleef & Arpels. Брошь Бабочка. 2009. Белое золото, бриллианты. Париж.
Boucheron. Брошь Хамелеон. 2000. Золото, изумруды, разноцветные гранаты. Париж.
Cartier. Различные вариации на тему пантеры. Бриллианты, изумруды, сапфиры.
Братья Михайловы. Брошь «Жажда жизни». 1994.Серебро, хризопраз, Москва.
Братья Михайловы. Кулон Букет. Серебро, аметист, Москва.
«Стелла-эксклюзив». Брошь «Золотые пчелки». 2003. Золото, бриллианты, рубины, жемчуг, эмаль. Москва
«Алмаз-холдинг». Брошь «Летучая мышь». 2003. Золото, бриллианты, аметисты, жемчуг, сапфиры. Москва.
Братья Михайловы. Колье «Орхидея». 2009. Серебро, аметист александрит, агат. Москва.
Бушерон. Колье в форме змеи. 1885. Бриллианты. Париж.
Бушерон. Колье виде цветка лотоса. 1885. Бриллианты. Париж.
Бушерон. Бриллиантовая диадема. 1907. Бриллианты. Париж.
Бушерон. Перо павлина. 1905. Бриллианты, центральный бриллиант 22 карата.
Жена принца Чарльза Камилла на приеме в Виндзорском дворце в диадеме работы фирмы Бушерона, изготовленной в 1921 году для Маргариты Гревилл.
Борденикс К., дом Бушерона. Брошь бабочка, 1889. Золото, рубины, бриллианты. Париж.
Анималистическая тема у Картье в современном прочтении. 2010. Париж.
Van Cleef & Arpels. Коллекция «Японские сады». Серебро, эмаль, перламутр. 2010. Париж.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ


Рис. 1. Герман Обрист. «Удар бича». Вышивка золотым шелком по шерсти. 1895 г.


Рис. 2. Лафит Гастон. Брошь «Девушка с крыльями». 1898-1910. Париж.


Рис. 3. Рене Лалик. Брошь «Стрекоза». 1898-1910. Париж.


Рис. 4. Рене Лалик. Брошь «Весна». 1898-1910. Париж.


Рис. 5. Рене Лалик. Брошь «Бабочка». 1910. Париж.


Рис. 6. Предприятие М. Адлер. Брошь в виде бабочки. Конец XIX века. Москва.


Рис. 7. Федор Рюккерт. Брошь. 1900. Москва.


Рис. 8. М. Перхин. Фирма К. Фаберже. Ажурное яйцо. , 1902. Петербург.



Рис. 9. Фредерик Тиандер. Брошь в виде жука. Начало XX века. Петербург.


Рис. 10. Брошь в виде ветки ландыша. Начало XX века.


Рис. 11. Костюмы эпохи Модерн.


Рис. 12. Шляпа в стиле Модерн.



Рис. 13. Кружевное платье в стиле Модерн.


Рис. 14. Парюр (ожерелье, серьги и кольцо). 1899-1900 гг. Москва.


Рис. 15. Серьги. Серебро, авантюрин, жемчуг. XIX век.


Рис. 16. Van Cleef & Arpels. Брошь Бабочка. 2009. Париж.


Рис. 17. Boucheron. Брошь Хамелеон. 2000. Париж.


Рис. 18. Cartier. Различные вариации на тему пантеры.

Рис. 19. Братья Михайловы. Брошь «Жажда жизни». 1994. Москва.


Рис. 20. Братья Михайловы. Кулон Букет. Москва.

Рис. 21. «Стелла-эксклюзив». Брошь «Золотые пчелки». 2003. Москва.


Рис. 22. «Алмаз-холдинг». Брошь «Летучая мышь». 2003. Москва.




Рис. 23. Братья Михайловы. Колье «Орхидея». Серебро, аметист александрит, агат. 2009. Москва.

Рис. 24. Бушерон. Колье в форме змеи. 1885. Париж.






Рис. 25. Бушерон . Колье виде цветка лотоса. 1885. Париж.

Рис. 26. Бушерон. Бриллиантовая диадема. 1907. Париж.



Рис. 27. Бушерон. Перо павлина. 1905.


Рис. 28. Жена принца Чарльза Камилла на приеме в Виндзорском дворце в диадеме работы фирмы Бушерона, изготовленной в 1921 году для Маргариты Гревилл.


Рис. 29. Борденикс К., дом Бушерона, брошь Бабочка, 1889.


Рис. 30. Анималистическая тема у Картье в современном прочтении. 2010. Париж.


Рис 31. Van Cleef & Arpels. Коллекция «Японские сады». 2010. Современный словарь-справочник по искусству. М.: Олимп, 1999. С. 409.
Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. М.: Прогресс, 1975. С. 25.
Муравьёва И.А.Век модерна. М.: Изд.Пушкинского фонда,2001. С. 87
Сарабьянов Д.В. Модерн. История стиля. М.:Грифон,2001. С.39
Флорковская А.К. Модерн. М.: РОСМЕН, 2002. С. 8.
Бхаскаран Л. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. М.: Арт-Родник, 2005. С. 40.
Шаталова И В Стили ювелирных украшений. М.:Карат,2004. С.97
Бхаскаран Л. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. С. 55.
Сарабьянов Д. В. Модерн: история стиля. С. 115.
Сидоренко В. И. История стилей в искусстве и костюме. Ростов-н/Д: 2004. С. 217.
Габриэль Г. Из истории ювелирной моды: ароматические и парфюмерные украшения // Русский ювелир. Информационно-аналитический журнал. 2007. № 3. С. 75.
Сарабьянов Д. В. Модерн: история стиля. С. 115.
Самецкая Э. Завораживающий модерн // Мир музея. - 1995. - № 5. С. 16.
Раппе Т.В. На рубеже веков...: Искусство эпохи Модерна. СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2006. С. 87.
Ильина Т. В. История искусства. Отечественное искусство. М.: Высш. шк.,2000. С. 238.
Самецкая Э. Завораживающий модерн С. 16.
Борисова Е.А., Стерин Ю.Г. Русский Модерн. М.: Искусство, 1990. С. 50.
Коварская С. Я. Произведения московской ювелирной фирмы Хлебникова. М.: Искусство, 2001. С. 11.
Ильина Т.В. История Искусств. Отечественное искусство. С. 237.
Постникова-Лосева М.М. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI–XIX в. М.: Наука, 1974.
Каминская Н. М. История костюма. М.: Легпромбытиздат, 1986. С. 69.
Горбачева Л. Костюм ХХ века: от Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро. М.: Изд-во ГИТИС, 1996. С. 90.
Горбачева Л. Костюм ХХ века: от Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро. С. 92.
Габриэль Г. Из истории ювелирной моды: ароматические и парфюмерные украшения. С. 76.
Русские ювелирные украшения XVI - начало XX веков из собрания Государственного исторического музея: Альбом. М.: Галарт, 2002. С. 40.
Сидоренко В. И. История стилей в искусстве и костюме .С. 220.
Meylan V. Archives secretes Boucheron / V. Meylan. Paris, editions Telemaque, 2009. Р. 60.
Ibid. P. 90.
Беннет Д., Маскетти Д. Ювелирное искусство. Иллюстрированный справочник по ювелирным украшениям. С. 172.
Там же. С. 234.
Meylan V. Archives secretes Boucheron . Р. 249.
Мидан Жан-Поль. Модерн. Франция. С. 75
Там же. С. 75
.
Яковлева Л. Чеканная ветка дельфиниума - Р.Ж. Лалик и его произведения в Эрмитаже / Л. Яковлева // Советский музей. - 1991. - № 1. – С. 23
Харди У. Путеводитель по стилю Арт-Нуво. – Электронная библиотека МГУ, 1999.
Беннет Д., Маскетти Д. Ювелирное искусство. Иллюстрированный справочник по ювелирным украшениям. С. 265.
Русские эмигранты. Вып. 36 / 2010 URL: http://www.dxb.ru/project/re/detail.php?ID=1330
Русские эмигранты. Вып. 36 / 2010 URL: http://www.dxb.ru/project/re/detail.php?ID=1330
Музеи Московского кремля URL: http://www.kreml.ru/ru/main/press/about_Museum/2007/Kartie/
Фаберже Т. Ф. Фаберже и петербургские ювелиры: Сборник мемуаров, статей, архивных документов по истории русского ювелирного искусства. СПб.: Журнал «Нева», 1997. С. 210.
Там же. С. 212.
Фаберже Т. Ф. Фаберже и петербургские ювелиры: Сборник мемуаров, статей, архивных документов по истории русского ювелирного искусства. С. 214.
Meylan V. Archives secretes Boucheron. . Р. 172.
Fashiontime: российский портал моды. URL: http://www.fashiontime.ru/article/13237.html
Новости ювелирной промышленности. URL: http://www.jewellerynews.ru/process/news.html?id=12066
Там же.
Новости ювелирной промышленности. URL: http://www.jewellerynews.ru/process/news.html?id=12066
Там же
Новости ювелирной промышленности. URL: http://www.jewellerynews.ru/process/news.html?id=12066

. Новости ювелирной промышленности. URL:http://www.jewellerynews.ru/process/news.html?id=12066
Collezioni Accessories. – 2006. - № 1 (3). -. С. 92.
. Collezioni Accessories. – 2005. - № 2. –. С. 60.
Мир роскоши. URL: http://www.luxemag.ru
Сайт братьев Михайловых. URL: http://www.jewelrybrothers.ru/?path=6&1
Там же.
Сайт братьев Михайловых. URL: http://www.jewelrybrothers.ru/?path=6&1
Информационная еженедельная газета «Ювелирные Известия». URL: http://www.j-izvestia.ru/process/news.html?id=11350

2

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

1.Герман Обрист. «Удар бича». Вышивка золотым шелком по шерсти. 1895 г.
2.Лафит Гастон. Брошь «Девушка с крыльями». 1898-1910. Золото, бриллианты, эмаль. Париж.
3.Рене Лалик. Брошь «Стрекоза». 1898-1910. Золото, сапфиры, изумруды, эмаль. Париж.
4.Рене Лалик. Брошь «Весна». 1898-1910. Золото, жемчуг, эмаль. Париж.
5.Рене Лалик. Брошь «Бабочка». 1910. Золото, эмаль. Париж.
6.Предприятие М. Адлер. Брошь в виде бабочки. Конец XIX века. Золото, эмаль, жемчуг, бирюза, стекло. Москва.
7.Федор Рюккерт. Брошь. 1900. Серебро, эмаль. Москва.
8.М. Перхин. Фирма К. Фаберже. Ажурное яйцо. Золото, эмаль. 1902 г. Петербург.
9.Фредерик Тиандер. Брошь в виде жука. Начало XX века. Золото, бриллианты, жемчуг, альмандин, турмалины. Петербург.
10. Брошь в виде ветки ландыша. Начало XX века. Золото, хризолиты.
11. Костюмы эпохи Модерн
12.Шляпа в стиле Модерн.
13.Кружевное платье в стиле Модерн
14.Парюр (ожерелье, серьги и кольцо). 1899-1900 гг. Серебро, малахит. Москва.
15. Серьги. XIX век. Серебро, авантюрин, жемчуг.
16.Van Cleef & Arpels. Брошь Бабочка. 2009. Белое золото, бриллианты. Париж.
17.Boucheron. Брошь Хамелеон. 2000. Золото, изумруды, разноцветные гранаты. Париж.
18.Cartier. Различные вариации на тему пантеры. Бриллианты, изумруды, сапфиры.
19.Братья Михайловы. Брошь «Жажда жизни». 1994.Серебро, хризопраз, Москва.
20.Братья Михайловы. Кулон Букет. Серебро, аметист, Москва.
21.«Стелла-эксклюзив». Брошь «Золотые пчелки». 2003. Золото, бриллианты, рубины, жемчуг, эмаль. Москва
22.«Алмаз-холдинг». Брошь «Летучая мышь». 2003. Золото, бриллианты, аметисты, жемчуг, сапфиры. Москва.
23.Братья Михайловы. Колье «Орхидея». 2009. Серебро, аметист александрит, агат. Москва.
24.Бушерон. Колье в форме змеи. 1885. Бриллианты. Париж.
25.Бушерон. Колье виде цветка лотоса. 1885. Бриллианты. Париж.
26.Бушерон. Бриллиантовая диадема. 1907. Бриллианты. Париж.
27.Бушерон. Перо павлина. 1905. Бриллианты, центральный бриллиант 22 карата.
28.Жена принца Чарльза Камилла на приеме в Виндзорском дворце в диадеме работы фирмы Бушерона, изготовленной в 1921 году для Маргариты Гревилл.
29. Борденикс К., дом Бушерона. Брошь бабочка, 1889. Золото, рубины, бриллианты. Париж.
30.Анималистическая тема у Картье в современном прочтении. 2010. Париж.
31.Van Cleef & Arpels. Коллекция «Японские сады». Серебро, эмаль, перламутр. 2010. Париж.

Вопрос-ответ:

Как развивался стиль модерн в ювелирном искусстве Европы и России?

Стиль модерн в ювелирном искусстве Европы и России развивался в конце 19 и начале 20 века. Он был связан с течением модернизма, которое стремилось к новаторству и отходу от традиционных форм и узоров. Ювелиры внедряли в свои изделия элементы природы, различные геометрические формы и использовали новые техники обработки материалов.

Какие основные стилистические направления присутствуют в стиле модерн?

В стиле модерн можно выделить несколько основных стилевых направлений. Это витиеватый стиль, который характеризуется изящными спиральными узорами и изгибами. Также есть геометрический стиль, где используются четкие линии и геометрические формы. Есть стиль растительности, где вдохновением служит природа и ее формы. И, наконец, есть стиль живописности, который включает в себя разнообразные рисунки, изображения животных и мифологических существ.

Какие сюжеты и материалы использовались в стиле модерн?

В стиле модерн использовались различные сюжеты и материалы. Часто встречались украшения с изображениями животных, цветов и других элементов природы. Ювелиры также использовали разнообразные драгоценные и полудрагоценные камни, такие как изумруды, рубины, сапфиры, жемчуг и т.д. Важным элементом было также использование эмалей и перламутра для создания уникальных оттенков и эффектов.

Какие элементы стиля модерн можно найти в русском ювелирном искусстве?

В русском ювелирном искусстве стиль модерн проявился в использовании элементов народной культуры и национальных мотивов. Ювелиры создавали украшения с изображениями русских сказок, цветов и растений. Также встречались украшения с узорами, вдохновленными русской народной вышивкой. Отличительным элементом была также эмаль, которая использовалась для создания ярких и красочных украшений.

Что такое стиль модерн в ювелирном искусстве?

Стиль модерн в ювелирном искусстве - это стилевое направление, которое развивалось в конце XIX - начале XX века в Европе и России. Он отличается оригинальностью форм, использованием природных мотивов, свободностью и изяществом линий. В ювелирном искусстве модерн применялись такие материалы, как золото, серебро, эмаль, драгоценные и полудрагоценные камни.

Какие основные сюжеты и материалы использовались в стиле модерн в ювелирном искусстве?

В стиле модерн в ювелирном искусстве часто использовались природные мотивы, такие как растения, цветы, птицы, бабочки и другие элементы природы. Также важным сюжетом были женские образы и мотивы из мифологии. Что касается материалов, то в ювелирных изделиях модерна часто применялись золото, серебро, эмаль, драгоценные и полудрагоценные камни.

Какие элементы стиля модерн были присутствующими в русском ювелирном искусстве?

В русском ювелирном искусстве стиль модерн проявлялся через использование природных мотивов, геометрических фигур, изящных изгибов линий и философских образов. Важным элементом стала также работа с цветом и эмалью. Вместе с тем, русский модерн имел свою особенность в виде применения национальных мотивов, отражающих культуру и традиции России.

Какую роль играла ювелирная фирма Бушерон в развитии стиля модерн?

Ювелирная фирма Бушерон была одним из наиболее значительных представителей стиля модерн. Она активно развивала новые техники и формы, применяя при этом природные мотивы, геометрические фигуры и инновационные материалы. Фирма Бушерон стала известной благодаря своей авангардной и оригинальной ювелирной продукции, которая влияла на развитие моды и искусства во всем мире.

Какие основные стилистические направления можно выделить в стиле модерн?

В стиле модерн можно выделить несколько основных стилистических направлений: ар-нуво, модерн классицизм, модерн рококо, модерн эклектика.