Психолого-педагогические условия развития волевых качеств личности старшеклассников

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 8787 страниц
  • 61 + 61 источник
  • Добавлена 15.05.2010
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Развитие волевых качеств личности старшеклассников
1.1. Воля и ее развитие у старшеклассников
1.2. Развитие волевых качеств у старшеклассников в учебной и внеучебной деятельности
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по выявлению развития волевых качеств личности старшеклассников
2.1. Описание методик исследования развития волевых качеств старшеклассников
2.2. Анализ результатов изучения развития волевых качеств старшеклассников
2.3. Методические указания по развитию волевых качеств личности старшеклассника
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7


Фрагмент для ознакомления

Функцию контроля пока выполняет педагог.
На втором этапе к выполнению инструкций прибавляется самоконтроль учащегося за своими действиями. То есть функцию контроля берет на себя сам ребенок.
На третьем этапе ребенок получает возможность самостоятельно планировать свои действия. Общий план деятельности пока находится под контролем руководителя..
На четвертом этапе появляется творческая инициатива, т. е. ребенок проявляет самостоятельность в постановке цели, выборе путей ее достижения, в принятии на себя ответственности за осуществление дела.
Таким образом процесс деятельности полностью контролируется самим исполнителем, то есть ребенком.
Успешное формирование самостоятельности требует учета ряда обстоятельств и создания определенных условий.
Развитие самостоятельности возможно лишь тогда, когда в основе лежат необходимые для данного вида деятельности знания и умения.
Процесс развития самостоятельности должен осуществляться под руководством опытного наставника (учителя, родителей и т. п.), но без лишней опеки, без сковывания инициативы человека.
Необходимо наличие заинтересованности самого обучаемого к данному виду деятельности.
Развитие решительности у подростков. Основным способ развития решительности является тренировка с многократным повторением реальных проблемных ситуаций, т. е. таких, когда необходимо принять решение в условиях выбора, при недостатке информации и т. п. Способствует развитию данного волевого качества и выполнение опасных упражнений, например тех, которые используются для развития смелости.
Создание соревновательного духа на занятиях также способствует развитию решительности. Однако завышенные требования и большая ответственность может наоборот привести к снижению решительности. Здесь проявляется закон Йеркса—Додсона, согласно которому повышение силы мотива стимулирует деятельность, но чрезмерная сила мотива ухудшает ее.
Развитию решительности способствует все повышающаяся по мере овладения разучиваемым материалом уверенность в своих силах. Для более ускоренного возникновения этого чувства и снятия боязни на первых этапах обучения целесообразно давать посильные задания и оказывать помощь.
В. Надежина предлагает свой алгоритм выработки волевых качеств
Шаг первый - формирование мотивов поведения.
Пять основ силы воли - это желание, смелость, вера, жизненная сила, терпение.
В душе человека, с одной стороны, кроются опасения, а с другой – желания. Нужно понять, к чему вы больше всего прислушиваетесь – к вашим опасениям или желаниям.
Говоря о смелости автор замечает, что, не обладая ею, мы не примем ни одного важного решения. Если мы не научимся добровольно отказываться от части желаний, то рано или поздно нас принудит к этому судьба посредством неудач.
Кроме того, при осуществлении одного большого желания сотни мелких автоматически выполняются как сопутствующие или же отпадают как лишние. Отказ от выполнения более мелких желаний можно рассматривать как инвестиции в осуществление желаний более значимых и ценных. Как собирающая линза способна концентрировать лучи солнца, так и наши большие желания способны сосредотачивать в себе нашу энергию.
А ещё смелость – это не отсутствие страха, это выполнение того, что кажется страшным.
О вере сказано, что именно она способна свернуть горы, она пробуждает силы, необходимые для всех свершений.
И дальше говорится о жизненной силе и терпении. Абсолютно верно, что именно терпение помогает сохранять верность своим целям даже при неудачах.
Начать задуманное может каждый, но победителем становится только тот, кто не отступает при неудачах. Часто проигравшие – значительно способнее и талантливее, просто они не выдержали трудностей.
Далее говорится о том, что мы должны понять, куда мы направляем свою силу. О том, что есть человек и есть дело. Что всякий раз, когда не хочется приниматься за работу, надо заставить себя думать – сначала просто думать – не о том, что не хочется приниматься за работу, а о самой работе.  Направлять ту слабую волю, которая всё-таки есть у каждого человека, не на себя, а на дело!
Если мы хотим привыкнуть к чему-нибудь, например, готовиться к экзаменам вовремя или ежедневно принимать холодный душ, то в голове возникает желаемый образ цели. И человек подтягивает себя к этой цели, к её образу. Словно он забрасывает якорь подальше, в будущее, в потом подтягивает свою «лодку» к этому якорю. Другими словами, чтобы достичь цели, надо представлять её очень отчётливо – с подробностями. Надо мысленно проделать всю ту работу, которую мы хотим проделать в действительност..
Шаг второй - поиск собственного «Я».
Шаг третий - цели большие и маленькие.
Человек не может достичь двух целей сразу, даже если они и близки между собой. Из двух целей: «хорошо окончить год» и «весело провести год» можно добиться любой, но только одной из двух: или первой, или второй. Дело в том, что для достижения каждой цели людьми создаётся специальная система, предназначенная для достижения именно этой цели. Для очистки комнаты от пыли такой системой является пылесос, для очистки зубов – зубная щётка. …В человеке тоже всё настраивается на достижение определённой цели, как бы создаётся специальная систем.
Настроимся на бездельное провождение времени – и весь организм переключится на эту цель. Нас будет постоянно клонить ко сну, станет невыносимо трудно вставать утром, любой учебник будет вызывать отвращение. Настроимся на деятельную, бодрую жизнь – и нам будет достаточно пяти-шести часов сна, любая работа будет спориться в ваших руках, и даже минутное безделье будет причинять страдание.
Каждый раз, садясь за подготовку к лекции,, стоит на мгновенье задуматься: чего же мы хотим на самом деле? Узнать причины падения Римской империи – одна цель. Получше выучить тему, чтобы завтра на паре поставили хорошую оценку – другая цель. Выучить тему хоть как-нибудь, чтобы не получить двойку – третья цель. Побыстрее подготовиться, чтобы отправиться гулять – четвёртая цель. Нам кажется, что всё равно всякий раз мы сядем за стол и откроем книгу. Но каждый раз будет совсем другая работа! С другим результатом! Потому что каждый раз мы обязательно добьёмся своей истинной цели.
Шаг четвертый - сила воли – враг нашей лени.
Часто мы знаем, что нам нужно сделать что-то важное, но мы не обнаруживаем сил и энергии для этого. Это, как говорят психологи, низкая мотивация к деятельности. И что моя задача – настроить мотивацию.
Шаг пятый - снижение остроты отрицательных эмоциональных состояний.
Потребность управлять своими эмоциями возникает у человека отнюдь не потому, что его не устраивает сам факт появления эмоциональных состояний. Нормальной деятельности и общению в равной мере препятствуют и бурные, неуправляемые переживания, и безразличие, отсутствие эмоциональной вовлечённости.
Шаг шестой - контроль воли над телом.
Шаг седьмой - концентрация внимания как приём самостимулирования.
Сосредоточившийся человек концентрирует своё внимание и мысли на одном предмете. В результате, каждое его действие , вольное или невольное, оказывается направленным на достижение цели…
Первое условие концентрации заключается в умении устранять посторонние мысли, звуковые или зрительные впечатления, уничтожать невнимательность и получать полный контроль над телом и духом
Шаг восьмой - адаптация в опасной ситуации.
Так же, как мы приучены автоматически откликаться на звонок телефона, мы привыкаем отвечать известным образом на разнообразные раздражители, поступающие извне… Одни боятся посторонних, поскольку ещё в детстве им беспрестанно наказывали держаться подальше от незнакомых людей. Другие боятся толпы и так далее.
Шаг девятый - преодоление социальных обстоятельств.
Поставьте барьер между собой и источником запугивания. Страх всегда искажает личность, мобилизирует темную энергию и служит гнусным целям. Когда человек во власти страха, его психические структуры разрушаются, мышление работает отвратительно, мозг выдаёт нежелательные реакции.
Следует осознать, что главным садовником в вашем саде (жизни) являетесь вы сами. Никто не властен над вашими мыслями – ни родители, ни любимые педагоги, не насмешливые сверстники. Они не могут помешать вам. Вы единолично владеете правом создавать свой мир за счёт непрерывной культивации позитивных мыслей.
Шаг десятый - имидж волевого человека.
Каждому человеку известно, какое значение имеет привлекательный внешний вид. Именно такой внешний вид присущ подлинно спокойному, волевому человеку. Каждый спокойный человек производит более сильное впечатление, чем суетливый.




Заключение


Итак, воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Люди со слабой волей не способны преодолевать свои случайные порывы и желания во благо более высоких моральных целей. Они не умеют справляться с собой и преодолевать внешние и внутренние трудности.
Психологи выделяют произвольное и непроизвольное поведение.
В основе произвольного поведения лежит волевой акт – это сложный многоэтапный процесс.
Основой волевого действия является борьба мотивов, во время которой человек путём борьбы своих ценностей и своих потребностей определяет дальнейший путь к цели.
Каждый человек имеет волевые качества, но не у каждого они развиты в должной мере. Волевые качества образуют сложную иерархичную структуру волевой сферы личности.
Волевые качества помогает человеку в преодолении внешних и внутренних препятствий. Чем больше трудностей возникает на пути у человека, тем большую потребность в развитии качеств он испытывает.
В разных возрастных периодах личностного развития человек приобретает различные компоненты волевой регуляции.
В преддошкольном возрасте это овладение произвольными движениями и действиями.
В дошкольном возрасте происходит овладение волевыми действиями, управление поведением, становление отдельных волевых качеств.
В младшем школьном возрасте наблюдается развитие произвольности. В подростковом возрасте — способность к саморегуляции и самовоспитанию.
В старшем школьном и юношеском возрастах — саморазвитие своих возможностей.
Развитие волевых качеств – очень сложный и важный процесс в жизни каждого человека. Особенно актуальным он становится именно в подростковом возрасте, когда вчерашний ребенок входит во взрослую жизнь и перед ним встают важнейшие вопросы, требующие принятия ответственного решения – личностное и профессиональное самоопределение.
В этом зачастую нелегком процессе принятия решения подростку необходимы целеустремленность, выдержка, ответственность, инициатива, решительность и многие другие качества, которые образуют структуру волевой сферы подростка.
Вот почему изучение и развитие волевых качеств личности подростка является актуальной темой для современной науки.
Таким образом, целью нашей работы было изучение психолого – педагогических условий развития волевых качеств личности старшеклассников.
В процессе нашей работы мы изучили и проанализировали научную и методическую литературу по данной теме; изучили особенности развития волевых качеств личности у учащихся старших классов; изучили психолого - педагогические методы развития волевых качеств личности старшеклассников; подобрали психодиагностические методики для изучения особенностей волевых качеств личности подростка и составили рекомендации по развитию волевых качеств личности старшеклассников.
Существует много способов развития своей воли, однако на наш взгляд, одни из наиболее эффективных - это самовоспитание и творческая деятельность.
Для того, чтобы развить волю самовоспитанием, человек должен ставить перед собой цели и идти к ним, преодолевая по пути различные препятствия. При этом он должен бороться с самим собой и своей ленью.
Цель обязательно должна быть достигнута, иначе волевые качества не только не разовьются, но даже наоборот понизятся.
Чем больше поставленная перед собой цель, и чем труднее путь к ней, тем сильнее развивается воля.
Так же развитию волевых качеств способствуют регулярные занятия спортом, тренировка полезных навыков, строгое соблюдение режима дня и выполнение полезной работы по дому.
Творческая деятельность – также является эффективным средством развития воли. Творчество развивает в человеке целеустремленность, инициативность, настойчивость в достижении цели.
Чтобы заниматься творчеством, человек должен мыслить и подходить к решению проблемы нестандартно, всё время искать новые пути ее решения. Так же он должен быть всегда уверен в собственных силах для продолжения успешной творческой деятельности.
Тема данной работы имеет перспективы для дальнейшего изучения, так как совершенствование волевых качеств помогает личностному росту человека, достижению успеха в учебной и профессиональной сфере.



Список литературы

Абрамова Г.С. Возрастная психология М., 2003. – 704 с.
Абрамова Г.С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков //Вопросы психологии. – 1985. - № 6. – с. 38 - 45
Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения //Вопросы психологии. – 1983. - № 4
Баканов Е.Н. Стадии развития волевых процессов //Вестн. Моск. ун-та. – Психология. – 1977. – № 4
Белозерова Л.И. Основы теории и методики воспитательной работы школы с трудными детьми. – Киров, 1992
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 2000. – 298 с.
Богуш Н.Р. О влиянии различных форм внешнего стимулирования на эффективность движений и действий //Проблемы психологии спорта. – М., 1962
Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972
Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 2001. – 349 с.
Божович Л.И. Что такое воля? // Семья и школа.- 1981.- №1.- с. 32-35.
Веденов А.В. Воспитание воли школьника в процессе учебной деятельности. – М., 1957
Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. - Рязань, 1979
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1998. – 272 с.
Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение. – Киев, 1988
Грабал В. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся //Вопросы психологии. – 1987. - № 1
Журавлев П.А. О влиянии поощрений и порицаний на волевую активность младших школьников //Материалы III научной конференции по проблемам психологии воли. – Рязань, 1976
Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков. – Ташкент, 1985.
Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М., 1998. – 142 с.
Иванников В.А. Формирование побуждения к действию //Вопросы психологии. – 1985. - № 3.
Ивашкин В.С. Природа и психологические механизмы волевого усилия // Проблемы психологии воли.- Рязань, 1991.- с. 19-23.
Ильин Е.П. Психология воли. – СПб., 2006. – 288 с.
Ильин Е.П., Фещенко Е.К. К вопросу об объективности оценочных суждений о волевых качествах //психологические проблемы самореализации личности. – Вып. 3. – СПб., 1999
Калин В.К. На путях построения теории воли //Психологический журнал.- 1989. - № 2
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. – М., 2006. – 304 с.
Комогоркин В.А. индивидуальные особенности воли учащихся и учет их в учебно – воспитательной работе //Вопросы психологии волевой активности личности и коллектива. – Рязань, 1984
Кон И. Психология ранней юности.- М., 1989. - 320с.
Кон И. Психология старшеклассника. - М., 1980. - 191с.
Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000. – 992 с.
Левитов Н.Д. Психология старшего школьника. – М., 1977. – 214 с.
Луховицкий В., Русакова Е., Силинг Ю. Патриотическое воспитание: задачи, содержание, акценты //Народное образование. – 2009. - № 7. – с. 212 - 216
Макарушкина М.А., Эйдман Е.В., Иванников В.А. Проблема воли в зарубежной психологии //Вопросы психологии. – 1988. - № 3
Маклаков А.Г. Общая психология. — М., 2008. – 592 с.
Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих. - М., 1990. - 190с.
Мюнстерберг Г. Психология и учитель. - М., 1997
Надежина В. 10 шагов к развитию воли. – М., 2006. – 63 с.
Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М., 1997. – 688 с.
Никандров В.В. Систематизация волевых свойств человека. //Весник СпбУ, 1995. -№3
Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - Л., 1989
Николов Л. Структуры человеческой деятельности. – М., 1884
Овчарова Р.В. Технология практического психолога образования.- М., 2001. – 448 с.
Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2008. – 512 с.
Платонов К.К. Краткие словарь системы психологических понятий. - М., 1984
Платонов Структура и развитие личности. – М., 1986
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками /Под общ. ред. Битяновой М.Р. – СПб., 2003. – 304 с.
Психология человека от рождения до смерти. /Под общ. ред. А.А. Реана. – М., 2002
Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. - М., 1977
Прядеин В.П. К структуре волевых качеств //Проблемы психологии воли.- Рязань, 1991.с. 16-19.
Ратанова Т.А., Шляхта Н.В. Психологические методы изучения личности. – М., 1998. – 264 с.
Реан А.А. Коломинский Я.П. Социальная педагогическая психология. — СПб., 2008. – 576 с.
Ребизов Д.Г. Представление о волевых качествах личности и отражение их в поведении подростков //Советская педагогика. – 1973. - № 7
Ривес М.С. Воспитание воли учащихся. – М., 1960
Рогов Е.И, Настольная книга практического психолога: В 2 кн. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – М., 384 с.
Рубинштейн С.Л, Основы общей психологии. – СПб., 1999. – 720 с.
Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания. – М., 1982
Рудик П.А. Психология воли спортсмена. - М., 1968.
Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультации, тренинги. – М., 2003. – 244 с.
Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. - Рязань, 1992
Селиванов В.И. Волевая регуляция активности личности //Психологический журнал. – 1982. - № 4
Стишенок И.В, Тренинг Уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. – СПб., 2006. – 240 с.
Фещенко Е.К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств. - СПб., 1999
Шульга Т.И. Проблема волевой регуляции в онтогенезе //Вопросы психологии. – 1994. – № 1




Приложение 1
Тест «Самооценка силы воли»

Инструкция: «На приведенные 15 вопросов можно ответить «да» — 2 балла, «не знаю» или «случается» — 1 балл, «нет» — 0 баллов. При ответе необходимо сразу ставить очки».
Текст опросника:
В состоянии ли Вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней
Преодолевали ли Вы без особых усилий внутреннее сопротивление когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день
Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью
Если Вам прописана диета, сможете ли Вы преодолеть все кулинарные соблазны
Найдете ли Вы силы утром встать раньше обычного как было запланировано вечером
Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания
Быстро ли Вы отвечаете на письма
Если у Вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубного кабинета, сумеете ли Вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения
Будете ли Вы принимать очень неприятное лекарство которое Вам рекомендовал врач
Сдержите ли Вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет немало хлопот, являетесь ли Вы человеком слова
Без колебании ли Вы отправляетесь в поездку в незнакомый город если это необходимо
Строго ли Вы придерживаетесь распорядка дня времени пробуждения, приема пищи, занятии, уборки и прочих дел
Относитесь ли Вы неодобрительно к библиотечным задолжникам
Самая интересная телепередача не заставит Вас отложить выполнение срочной работы. Так ли это?
Сможете ли Вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались Вам слова противоположной стороны?
Обработка и анализ результатов: Подсчитывается сумма набранных баллов: 0-12 баллов — «сила воли» слабая; 13-лл — «сила воли» средняя; 22-30 баллов — «сила воли» большая.


Приложение 2
Методика Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов.

Оценивается уровень развития волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки.
Каждый опросник позволяет диагностировать два параметра волевого качества: выраженность и генерализованность.
Под выраженностью качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков, под генерализованностью — универсальность качества, т. е. широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности.
Инструкция: «Прочтите внимательно каждое суждение. Подумайте, насколько оно характерен для вас. Исходя из этого, выберите соответствующий ответ из пяти предлагаемых вариантов и его номер поставьте в протоколе напротив номера соответствующего суждения.
Варианты ответов:
1. «Так не бывает» (+2).
2. «Пожалуй, неверно» (+1).
з. «Может быть» ( О).
4. «Наверное, да» (—1).
5. «Уверен, что да» (—2).
Ответив на вопросы первого опросника («Целеустремленность»), переходите к следующему, и так до конца, пока не заполните весь сводный протокол. Затем обработайте ответы с помощью ключа, который одинаков для всех пяти опросников.
Текст опросников
Целеустремленность
Приступая к любому делу, всегда четко осознаю, чего я хочу достичь.
Неудача в соревновании побуждает меня тренироваться с удвоенной энергией.
Мои интересы неустойчивы, не могу пока определить, к чему мне стремиться в жизни.
Я отчетливо представляю себе, чему хочу научиться в институте.
Во время тренировки мне быстро надоедает работать строго в соответствии с планом.
Если уж ставлю перед собой определенную цель, то неуклонно стремлюсь к ее достижению, как бы ни было трудно.
В каждом тренировочном занятии ставлю перед собой конкретные задачи.
При неудачах меня всегда одолевают сомнения, стоит ли продолжать начатое дело.
Четкое планирование работы не характерно для меня.
Редко задумываюсь над тем, как можно применить знания, получаемые в институте, в будущей практической работе.
Никогда сам не проявляю инициативы в постановке новых целей, предпочитаю следовать указаниям других людей.
Обычно под влиянием разного рода препятствий мое стремление к цели значительно ослабевает.
у меня есть главная цель жизни.
После неудачи в соревновании долго не могу заставить себя тренироваться в полную силу.
К общественной работе отношусь с меньшей ответственностью, чем к учению и занятиям спортом.
Как правило, заранее намечаю конкретные задачи, планирую свою работу.
Постоянно испытываю потребность ставить перед собой новые цели и достигать их.
Начиная новое дело, не всегда четко представляю себе, к чему следует стремиться; обычно надеюсь, что это прояснится по ходу работы.
Всегда стараюсь до конца выполнить любое общественное поручение.
Даже при неудачах меня не покидает уверенность, что достигну поставленной цели.

Смелость и решительность
Принимая какое-нибудь решение, я всегда реально оцениваю свои возможности.
Не боюсь вмешаться в ситуацию на улице, если нужно предотвратить несчастный случай.
Мне трудно выполнять свои обещания.
Высказываю свое мнение, несмотря на возможность конфликта.
Сознание, что соперник сильнее, является для меня серьезным препятствием.
Легко освобождаюсь от тревоги, опасений, страха.
Установив для себя распорядок дня, я четко его придерживаюсь.
Меня часто мучают сомнения.
Мне больше по душе, если ответственность за совместное дело несут другие, а не я.
Вряд ли смогу рискнуть предотвратить несчастный случай.
Когда я анализирую свои поступки, часто прихожу к выводу, что недостаточно хорошо продумал и спланировал свои действия.
Как правило, я избегаю рискованных ситуаций.
Не испытываю страха перед сильным соперником.
Много раз решал с завтрашнего дня начать «новую жизнь», но с утра все шло по-старому
Возможность конфликта заставляёт меня держать свое мнение при себе.
Обычно мне легко удается справиться со своими сомнениями.
Постоянно чувствую ответственность за свои дела и поступки.
С трудом преодолеваю страх.
Для меня исключительный случай, если я не смог сдержать слово.
Возможность рискнуть доставляет мне радость.

Настойчивость и упорство
Начиная любое дело, я уверен, что сделаю все возможное для его выполнения.
Всегда до конца отстаиваю свое мнение, если уверен, что прав.
я не в состоянии принудить себя тренироваться на фоне усталости.
В соревновании борюсь изо всех сил до последнего мгновения.
Мне трудно доводить до конца общественные дела.
Для меня характерны планомерность, систематичность в работе.
На тренировочном занятии заставляю себя полностью выполнить задание, даже если очень устал.
Часто бросаю на полпути начатые дела, потеряв интерес к ним.
Мне больше по душе легкие, пусть даже менее результативные, пути к цели.
Не могу заставить себя планомерно заниматься в течение всего семестра, особенно по тем учебным предметам. которые даются с трудом.
Обычно я не знаю, хватит ли у меня желания и сил завершить начатое дело.
у меня никогда не появляется желание поставить перед собой труднодостижимую цель.
Систематически готовлюсь к учебным занятиям в институте.
Неудача в ходе соревнований резко снижает мою активность и желание продолжать борьбу.
В споре я чаще всего уступаю другим.
До конца выполняю даже скучную и однообразную работу, если это необходимо.
Испытываю особое удовлетворение, если успех достался с большим трудом.
Не могу заставить себя работать систематически.
Выполняя общественные поручения, я всегда добиваюсь того, что необходимо.
Довольно часто я испытываю потребность проверить себя в трудных делах.

Инициативность и самостоятельность
Как правило, все важные решения я принимаю без посторонней помощи.
Мне легко удается побороть смущение и первым завязать разговор с незнакомым человеком.
Никогда по собственной инициативе я не берусь за выполнение общественных поручений.
При подготовке к учебным занятиям довольно часто я читаю дополнительную литературу, не ограничиваясь лекцией или учебником.
Отсутствие тренера на соревновании (его советов, поддержки и т. п.) значительно снижает мои результаты.
Больше всего мне нравится пробовать свои силы в творческой деятельности.
На тренировочных занятиях я стараюсь придумывать новые упражнения.
Чувствую себя спокойно и уверенно, если кто-то руководит мною.
Прежде чем что-то сделать, я всегда советуюсь с кем-нибудь из знакомых.
В разговоре или при знакомстве я стремлюсь предоставить инициативу другому.
Для меня удобнее всего выполнять работу по точно известному образцу.
Обычно я отказываюсь от своих планов, намерений, если другие находят их неудачными.
К общественной работе я отношусь не формально, стараюсь сделать ее не только полезной, но и интересной.
При изучении любого учебного предмета я не стремлюсь знать больше, чем требуется для сдачи зачета или экзамена.
Обычно я не задумываюсь над содержанием тренировки, точно выполняю то, что предлагает тренер.
1Стремлюсь быть организатором новых дел в коллективе.
Если я уверен, что прав, всегда поступаю по-своему.
Процесс творчества не привлекает меня.
Результаты моих выступлений в соревнованиях практически не зависят от того, присутствует ли на них мой тренер.
В любую работу стремлюсь внести что-то новое, иначе мне неинтересно.

Самообладание и выдержка
Я легко могу заставить себя долго ждать, если это необходимо.
В споре мне обычно удается сохранять спокойствие и объективность.
Не могу нормально тренироваться, если меня что-то тревожит.
В течение всего соревнования я четко контролирую свои мысли, чувства, действия, поведение.
Совершенно не переношу боли.
Мне удается сохранять ясность мысли даже в самых сложных жизненных ситуациях.
Неприятности в институте и дома не снижают качества моей тренировки.
Долгое ожидание очень мучительно для меня.
Бывает, когда я встревожен, волнуюсь, совершенно теряю контроль над собой.
Во время экзамена я иногда не могу ответить даже то, что знаю.
Считаю, что умение владеть собой не так уж важно для человека.
Если у меня плохое настроение, никогда не могу этого скрыть.
На экзамене я всегда мобилизуюсь и получаю оценку не ниже той, на которую рассчитываю.
Не могу сдержать себя, чтобы на грубость не ответить тем же.
В процессе соревнований я с трудом владею собой.
Мне легко заставить себя сдержать смех, если я чувствую, что он неуместен.
Сильное волнение, как правило, не сказывается на целесообразности моих действий и поведения.
В сложной ситуации я обычно теряюсь, не могу быстро принять нужное решение.
Могу заставить себя действовать, превозмогая боль, если это крайне необходимо.
Специально учусь владеть собой.

Обработка и анализ результатов:
Положения 1 , 6, 8, 9, 1 1 , 1 2, 16, 1 7, 1 8, 20 служат для диагностики выраженности волевых качеств, положения 2, 3, 4, 5, 7, 1 0, 1 3, 1 4, 1 5, 1 9 — для диагностики генерализованности волевых качеств.
Подсчитывается алгбераическая сумма баллов отдельно по суждениям параметра выраженности и параметра генерализованностидля каждого волевого качества. для перевода на положительную шкалу оценок к суммарной оценке прибавляется 20 баллов и окончательные результаты заносятся в протокол.
Заключение об уровне развития каждого волевого качества делается по параметрам выраженности и генерализованности с учетом следующих нормативных показателей: 0— 9 баллов — низкий уровень; 20—30 баллов — средний уровень; 31 —40 баллов — высокий уровень.





Приложение 3
Методика «Социальная смелость»

Текст опросника
1. При общении с людьми я:
а) с готовностью вступаю в разговор;
б) нечто среднее;
в) предпочитаю спокойно оставаться в стороне.
2 Я чувствую себя немного не по себе, если неожиданно оказываюсь в центре внимания группы людей
а) да,
б) нечто среднее,
в) нет
3 Я всегда рад оказаться среди людей, например в гостях, на танцах, на какой-либо к коллективной встрече
а) да,
б) нечто среднее,
в) нет
4 Обычно я молчу в присутствии старших по возрасту, опыту и положению
а) да,
б) нечто среднее,
в) нет
5 Мне трудно говорить или декламировать перед большой группой людей
а) да,
б) нечто среднее,
в) нет
6 Волнение перед выступлением в присутствии многих людей я испытывал
а) довольно часто,
б) иногда,
в) почти никогда
7 Когда я нахожусь в большой группе людей, то я предпочитаю молчать и предоставив слово другим
а) да,
б) нечто среднее,
в) нет
8 Мне легко вступить в контакт с людьми во время различных общественных мероприятий
а) верно,
б) не уверен
в)неверно
9 Когда требуется немного дипломатии и умения убедить людей что-либо сделать, с обычно просят меня
а)верно
б) не уверен
в)неверно
10 Я считаю себя открытым общительным человеком
а) да,
б) нечто среднее,
в) нет
11 В общении я
а) свободно проявляю свои чувства,
б) нечто среднее
в) держу свои переживания «про себя»
12 Мне не очень нравится когда смотрят как я работаю
а) да б) нечто среднее, в) нет
13 Я отношусь к типу энергичных людей, которые всегда заняты
а) да, б) не уверен, в) нет
Обработка и анализ данных опроса: за ответы «а» и «в» начисляется по 2 балла, за ответ «б» — 1 балл. Учитываются ответы «да» по пунктам 1,2,4, б, 8,10, 12,13 и ответы «нет» по пунктам 7, 9, 11. Высчитывается общая сумма баллов.
Чем больше набранная сумма баллов, тем больше выражена социальная смелость.



Приложение 4
Уровень выраженности силы воли у подростков, обучающихся в общеобразовательной школе, в %


Уровень выраженности силы воли у подростков, обучающихся
в спортивной школе, в %







Уровень выраженности силы воли у подростков, обучающихся
в музыкальной школе, в %



Уровень развития волевых качеств у подростков, обучающихся
в спортивной школе, в %


Уровень развития волевых качеств у подростков, обучающихся
в музыкальной школе, в %

Уровень развития волевых качеств у подростков, обучающихся
в общеобразовательной школе, в %


Уровень выраженности социальной смелости у подростков, обучающихся в общеобразовательной школе, в %


Уровень выраженности социальной смелости у подростков, обучающихся в спортивной школе, в %


Уровень выраженности социальной смелости у подростков, обучающихся в музыкальной школе, в %






Приложение 5

Таблица 1
Волевые особенности личности по К. К. Платонову
Волевые
свойства
Цель
и стремление
к ней Возможности
и мотивы
Борьба
и выбор
мотивов Решение

Осуществление решения Сильная
воля


Четкое
осознание
цели
Интенсивное
стремление Достаточные



Обоснованные
и быстрые

Обоснованное,
с интенсивным
стремлением Стойкое

Настойчи-
вость

Отдаленная,
с интенсив-
ным стремле-нием Нормальные

Очень
стойкое
Упрямство


Объективно-
Неоправ-данная
Определяются не
объективным учетом всех
возможностей,
а предвзятым
мнением Необоснован
ное, с интенсивным
стремлением Стойкое


Податли-
вость Легко
меняющаяся Определяются внушающим
влиянием других лиц Легко
меняется Различ-
ное
Внушае-
мость Отсутствует Дается извне То же Решитель-
ность


Четкое
осознание
цели
Интенсив-
ное
стремление Достаточ-
ные,
иногда
чрезмер-
ные

Быстрые, но
не всегда
обоснован-
ные
Четкое и
устойчивое


Стойкое



Нерешитель-ность
Тоже

Тоже

Длительные

Отсутствует
или часто
меняется Отсутствует

Слабоволие


Нечеткое,
со слабым
стремле-
нием
Нечеткие


Незавершенные

Без
стремления
к его
выполнению Нестой-
кое
























Приложение 6


Таблица 2



Характеристика высоких и низких показателей фактора Н
– социальной смелости


Высокая оценка Н + Низкая оценка Н -- Смелость Робость Общительный
Беззаботный, не видит сигналов опасности
Отзывчивый
Дружелюбный
Оживляется в присутствии противоположного пола, проявляет открытый интерес
Эмоциональные и художественные интересы
Любит быть на виду Застенчивый
Осторожный, чувствительный к опасности
Сдержанный
Озлобленный
Смущается в присутствии противоположного пола

Ограниченные интересы

Уединенный







Приложение 7

Таблица 3
Уровень выраженности силы воли у подростков, обучающихся в школах
с различным уклоном (спортивная, музыкальная и общеобразовательная)

Школа Уровень выраженности силы воли у подростков Слабый Средний Высокий Кол-во % Кол-во % Кол-во % Обще -
образовательная 4 26,7 8 53,3 3 20 Спортивная 0 0 7 46,7 8 53,3 Музыкальная 2 13,3 9 60 4 26,7
Таблице 4
Уровень развития волевых качеств у подростков, обучающихся
в спортивной школе

Волевое качество Уровень развития волевого качества Низкий Средний Высокий Кол-во % Кол-во % Кол-во % Целеустремленность 1 6,6 7 46,7 7 46,7 Смелость и решительность 0 0 10 66,7 5 33,3 Настойчивость и упорство 0 0 6 40 9 60 Инициативность и самостоятельность 3 20 7 46,7 6 40 Самообладание и выдержка 0 0 6 40 9 60

Таблица 5
Уровень развития волевых качеств у подростков, обучающихся
в музыкальной школе

Волевое качество Уровень развития волевого качества Низкий Средний Высокий Кол-во % Кол-во % Кол-во % Целеустремленность 2 13,3 7 46,7 6 40 Смелость и решительность 3 20 9 60 3 20 Настойчивость и упорство 1 6,6 6 40 8 53,4 Инициативность и самостоятельность 4 26,7 6 40 5 33,3 Самообладание и выдержка 3 20 6 40 6 40
Таблица 6
Уровень развития волевых качеств у подростков, обучающихся
в общеобразовательной школе

Волевое качество Уровень развития волевого качества Низкий Средний Высокий Кол-во % Кол-во % Кол-во % Целеустремленность 6 40 7 46,7 2 13,3 Смелость и решительность 5 33,3 7 46,7 3 20 Настойчивость и упорство 6 40 8 53,4 1 6,6 Инициативность и самостоятельность 7 46,7 6 40 2 13,3 Самообладание и выдержка 5 33,3 8 53,4 2 13,3
Таблица 7
Уровень выраженности социальной смелости у подростков, обучающихся в школах с различным уклоном
(спортивная, музыкальная и общеобразовательная)


Школа Уровень выраженности социальной смелости у подростков Слабый Средний Высокий Кол-во % Кол-во % Кол-во % Обще -
образовательная 6 40 5 33,3 4 26,7 Спортивная 0 0 7 46,7 8 53,4 Музыкальная 1 6,6 8 53,4 6 40












3


1.Абрамова Г.С. Возрастная психология М., 2003. – 704 с.
2.Абрамова Г.С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков //Вопросы психологии. – 1985. - № 6. – с. 38 - 45
3.Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения //Вопросы психологии. – 1983. - № 4
4.Баканов Е.Н. Стадии развития волевых процессов //Вестн. Моск. ун-та. – Психология. – 1977. – № 4
5.Белозерова Л.И. Основы теории и методики воспитательной работы школы с трудными детьми. – Киров, 1992
6.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 2000. – 298 с.
7.Богуш Н.Р. О влиянии различных форм внешнего стимулирования на эффективность движений и действий //Проблемы психологии спорта. – М., 1962
8.Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972
9.Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 2001. – 349 с.
10.Божович Л.И. Что такое воля? // Семья и школа.- 1981.- №1.- с. 32-35.
11.Веденов А.В. Воспитание воли школьника в процессе учебной деятельности. – М., 1957
12.Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. - Рязань, 1979
13.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1998. – 272 с.
14.Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение. – Киев, 1988
15.Грабал В. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся //Вопросы психологии. – 1987. - № 1
16.Журавлев П.А. О влиянии поощрений и порицаний на волевую активность младших школьников //Материалы III научной конференции по проблемам психологии воли. – Рязань, 1976
17.Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков. – Ташкент, 1985.
18.Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М., 1998. – 142 с.
19.Иванников В.А. Формирование побуждения к действию //Вопросы психологии. – 1985. - № 3.
20.Ивашкин В.С. Природа и психологические механизмы волевого усилия // Проблемы психологии воли.- Рязань, 1991.- с. 19-23.
21.Ильин Е.П. Психология воли. – СПб., 2006. – 288 с.
22.Ильин Е.П., Фещенко Е.К. К вопросу об объективности оценочных суждений о волевых качествах //психологические проблемы самореализации личности. – Вып. 3. – СПб., 1999
23.Калин В.К. На путях построения теории воли //Психологический журнал.- 1989. - № 2
24.Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. – М., 2006. – 304 с.
25.Комогоркин В.А. индивидуальные особенности воли учащихся и учет их в учебно – воспитательной работе //Вопросы психологии волевой активности личности и коллектива. – Рязань, 1984
26.Кон И. Психология ранней юности.- М., 1989. - 320с.
27.Кон И. Психология старшеклассника. - М., 1980. - 191с.
28.Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000. – 992 с.
29.Левитов Н.Д. Психология старшего школьника. – М., 1977. – 214 с.
30.Луховицкий В., Русакова Е., Силинг Ю. Патриотическое воспитание: задачи, содержание, акценты //Народное образование. – 2009. - № 7. – с. 212 - 216
31.Макарушкина М.А., Эйдман Е.В., Иванников В.А. Проблема воли в зарубежной психологии //Вопросы психологии. – 1988. - № 3
32.Маклаков А.Г. Общая психология. — М., 2008. – 592 с.
33.Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих. - М., 1990. - 190с.
34.Мюнстерберг Г. Психология и учитель. - М., 1997
35.Надежина В. 10 шагов к развитию воли. – М., 2006. – 63 с.
36.Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М., 1997. – 688 с.
37.Никандров В.В. Систематизация волевых свойств человека. //Весник СпбУ, 1995. -№3
38.Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - Л., 1989
39.Николов Л. Структуры человеческой деятельности. – М., 1884
40.Овчарова Р.В. Технология практического психолога образования.- М., 2001. – 448 с.
41.Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2008. – 512 с.
42.Платонов К.К. Краткие словарь системы психологических понятий. - М., 1984
43.Платонов Структура и развитие личности. – М., 1986
44.Практикум по психологическим играм с детьми и подростками /Под общ. ред. Битяновой М.Р. – СПб., 2003. – 304 с.
45.Психология человека от рождения до смерти. /Под общ. ред. А.А. Реана. – М., 2002
46.Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. - М., 1977
47.Прядеин В.П. К структуре волевых качеств //Проблемы психологии воли.- Рязань, 1991.с. 16-19.
48.Ратанова Т.А., Шляхта Н.В. Психологические методы изучения личности. – М., 1998. – 264 с.
49.Реан А.А. Коломинский Я.П. Социальная педагогическая психология. — СПб., 2008. – 576 с.
50.Ребизов Д.Г. Представление о волевых качествах личности и отражение их в поведении подростков //Советская педагогика. – 1973. - № 7
51.Ривес М.С. Воспитание воли учащихся. – М., 1960
52.Рогов Е.И, Настольная книга практического психолога: В 2 кн. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – М., 384 с.
53.Рубинштейн С.Л, Основы общей психологии. – СПб., 1999. – 720 с.
54.Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания. – М., 1982
55.Рудик П.А. Психология воли спортсмена. - М., 1968.
56.Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультации, тренинги. – М., 2003. – 244 с.
57.Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. - Рязань, 1992
58.Селиванов В.И. Волевая регуляция активности личности //Психологический журнал. – 1982. - № 4
59.Стишенок И.В, Тренинг Уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. – СПб., 2006. – 240 с.
60.Фещенко Е.К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств. - СПб., 1999
61.Шульга Т.И. Проблема волевой регуляции в онтогенезе //Вопросы психологии. – 1994. – № 1

Вопрос-ответ:

Зачем развивать волевые качества у старшеклассников?

Развитие волевых качеств у старшеклассников очень важно, так как они находятся на стадии формирования своей личности. Воля помогает им укрепить самоконтроль, самодисциплину, научиться преодолевать трудности, достигать поставленных целей и быть успешными в своей жизни.

Что такое воля и как она развивается у старшеклассников?

Воля - это психологическое качество личности, отражающее способность контролировать свои желания, эмоции и действия, т.е. проявлять самоконтроль и самовоспитание. Развитие волевых качеств у старшеклассников происходит путем осознанного формирования и укрепления волевых установок, умения устанавливать цели и настойчиво добиваться их, а также через участие в различных учебных и внеучебных активностях, которые требуют самодисциплины и упорства.

Какие существуют психолого-педагогические условия, способствующие развитию волевых качеств у старшеклассников?

Психолого-педагогические условия, способствующие развитию волевых качеств у старшеклассников, включают организацию педагогического процесса с акцентом на развитие самоконтроля, настойчивости, ответственности и самодисциплины. Кроме того, важным условием является создание мотивирующей образовательной среды, где старшеклассники имеют возможность поставить перед собой реалистичные цели, получить поддержку и условия для их достижения, а также получить обратную связь и оценку своих успехов.

Какую роль играет учебная и внеучебная деятельность в развитии волевых качеств у старшеклассников?

Учебная и внеучебная деятельность играют важную роль в развитии волевых качеств у старшеклассников. В процессе учебы они сталкиваются с различными трудностями, которые требуют упорства, настойчивости и самоконтроля для преодоления. Внеучебные активности, такие как спорт, художественная самодеятельность или волонтерская работа, также способствуют развитию волевых качеств, поскольку требуют постановки и достижения целей, а также самоорганизации и самодисциплины.

Какие волевые качества развиваются у старшеклассников?

У старшеклассников развиваются такие волевые качества, как настойчивость, самодисциплина, ответственность, решительность, упорство и самоконтроль.

Как можно развивать волевые качества у старшеклассников?

Волевые качества у старшеклассников можно развивать через учебную и внеучебную деятельность. Важно создать условия для самостоятельного принятия решений, формирования целей, организации времени и планирования задач.

Какие методики используются для исследования развития волевых качеств у старшеклассников?

Для исследования развития волевых качеств у старшеклассников используются различные методики, такие как тестирование на уровень самоконтроля, опросники для выявления уровня ответственности и самодисциплины, наблюдение за поведением и деятельностью учащихся.

Какие результаты были получены в исследовании развития волевых качеств у старшеклассников?

В ходе исследования были получены следующие результаты: уровень волевых качеств у старшеклассников возрастает с возрастом, волевые качества связаны с успехами в учебной и внеучебной деятельности, развитие воли положительно влияет на самооценку и самореализацию учащихся.

Какие психолого-педагогические условия способствуют развитию волевых качеств у старшеклассников?

Для развития волевых качеств у старшеклассников необходимы следующие психолого-педагогические условия: создание атмосферы поддержки и доверия со стороны учителей и родителей, организация задач и целей с учетом индивидуальных особенностей учащихся, обратная связь и поощрение при достижении целей, формирование у учащихся позитивного отношения к собственному развитию.