Вам нужен реферат?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Основные вопросы обучения орфографии в школе в трудах Алгазиной, Разумовского и Барановой

  • 18 страниц
  • 11 источников
  • Добавлена 05.12.2010
490 руб. 700 руб.
Купить в 1 клик Скачать превью
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
1.Вклад Н.Н. Алгазиной, М.М. Разумовской и М.Т. Баранова в современную методику обучения орфографии
2.Основные вопросы обучения орфографии в школе в трудах Н.Н.Алгазиной, М.М.Разумовской и М.Т. Баранова.
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Н.Алгазина квалифицирует слова, подводимые под правила, в соответствии с их языковой природой: затруднения могут носить фонетический характер, морфологический, синтаксический и т.д. Появление в письменной речи учащихся орфографических ошибок - закономерное явление процесса обучения.
В методике орфографии имеется два понимания сущности предупреждения ошибок: предупреждает их появление вся система работы по орфографии (Н.Н. Алгазина, Л.К. Назарова)[1,2] и непосредственное предупреждение ошибок в отдельных словах перед выполнением тех или иных письменных упражнений (М.Т. Баранов)[3,4,5].
Н.Н. Алгазина предложила следующие этапы изучения орфограмм, которые можно использовать в процессе работы над обучением орфографии[2]:
Изучение и алгоритмизация правила, регулирующего орфографическое написание.
Сопоставление изучаемого правила со смежными и введение в цепочку обобщения.
Упражнения в применении правила: а) на изолированных примерах, где употребляется только эта орфограмма, б) в сопоставлении со сходными, в) в тексте, где есть разные орфограммы.
В трудах Н.Н.Алгазиной подробно описаны виды орфографических правил: правила-указания (написание слова зависит от фонетических и грамматических условий) и правила-руководства (написание слова указывается лично).
М.Т. Баранов в свою очередь предлагает изучать орфографическое правило с опорой на понятие орфограмма и опознавательные признаки орфограмм, руководствуясь следующей системой работы[4,9]:
1) Зрительное восприятие правила;
2) Осознание признаков орфограммы;
3) Запоминание правила, формирование нормы;
4) Воспроизведение правила;
4) Обучение применению правила - тренировка
Важным этапом в работе, по мнению М.Т. Баранова, является отработка учениками алгоритма действий, указанием как применять это правило на практике. Общий алгоритм, предложенный Михаилом Трофимовичем выглядит так[4,9]: изучение опознавательных признаков орфограммы – определение части речи – определение части слова - применение правила.
Рассмотренные выше традиционные методы изучения правил применялись на практике продолжительное время, имеют положительный опыт в педагогической практике и применяются в настоящее время. Однако существуют и другие точки зрения на проблему работы над орфограммой в школе.
М.М. Разумовская в своей системе несколько иначе видит процесс работы над орфограммой. В её системе нет традиционного изучения и заучивания правила. Маргарита Михайловна отвергает традиционный путь от орфограммы к орфограмме, считая более целесообразным путь от группы орфограмм к группе орфограмм: "Путь от правила к правилу приводит к дробности знания, мешает выработке ориентировочной основы деятельности; путь от этапа к этапу способствует обобщению материала, его системному восприятию, предполагает наличие взаимосвязанных целей в ходе обучения, ориентируя систему упражнений и контроль за достижением этих целей. Так, в V классе (первый год систематического курса) нами выделяется этап развития навыков ориентировки в фактах письмах, этап совершенствования навыков правописания гласных и согласных в корнях слов, этап закрепления навыков правописания окончаний имен существительных, прилагательных и глаголов".[7] Таким образом развитие орфографических навыков движется не от орфограммы к орфограмме, а от группы орфограмм к группе орфограмм. Систематизация орфограмм проводится на основе значимых единиц языка - морфемы, слова, словосочетания. Благодаря чему удается выйти на семантический уровень - показать связь языковых явлений с графической формой их выражения в письменной речи. Что в свою очередь повышает осознанность применения той или иной орфограммы и ведет к повышению орфографической грамотности. Данная система работы положительно оценивается многими практикующими педагогами в современной школе. Именно поэтому учебно-методический комплекс по русскому языку для 5-9 классов под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта успешно применяется в средних общеобразовательных учреждениях по всей России.
К сожалению, многие практикующие педагоги, работающие по учебникам М.М. Разумовской, не берут на себя обязанность подробно ознакомится с самой системой предложенной автором и недовольны тем, что в учебниках нет выделенных правил для заучивания учениками. Это говорит о низкой осведомленности данных педагогов о сути системы работы. Что в свою очередь приводит к снижению орфографической грамотности учеников данных педагогов.[11]














Заключение
В ходе нашей работы нами были проанализированы научно-методические труды Н.Н.Алгазиной, М.М.Разумовской, М.Т.Баранова по вопросу обучения орфографии в школе. Мы изучили труды известных методистов, узнали об их вкладе в развитие методики обучения русскому языку в общем и методики обучения орфографии в частности. В процессе изучения данной темы мы рассмотрели теоретические и методические основы обучения орфографии в школе, дали определения наиболее значимых понятий в данной теме. Нами были рассмотрены принципы русской орфографии, их взаимосвязь с принципами методики обучения русской орфографии. В процессе рассмотрения трудов выделенных методистов нами были выявлены различия в подходах к овладению орфограммой. Н.Н.Алгазина и М.Т.Баранов предлагают традиционные пути изучения орфограмм, а именно изначальное изучение правила, и затем введение его в работу по подбору правильной орфограммы. Тогда как М.М.Разумовская предлагает другую систему работы – без заучивания правил, но с самостоятельным пониманием этих правил в процессе работы над орфограммой, что приводит к более осознанному выбору правильной орфограммы.
Вопрос обучения орфографии в современной школе является актуальным уже на протяжении многих лет. К сожалению, многие педагоги формально подходят к процессу обучения орфографии, что приводит к низкой орфографической грамотности современных учащихся. К сожалению, данная проблема до сих пор не решена окончательно и находится в процессе своего развития. Поэтому изучение трудов ведущих методистов в этой области является необходимым для каждого практикующего учителя и крайне важным для будущего педагога.


Список использованной литературы
Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. – М.:1987. - 158с.
Алгазина Н.Н. Система орфографических упражнений / Русский язык в школе. - 1988 - № 2 - с.34 - 39
Баранов М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков / Русский язык в школе. - 1993 - № 3 - с. 36 - 43
Баранов М.Т. Ознакомление учащихся 4 класса с орфограммой и первоначальный этап формирования орфографического навыка / Русский язык в школе. - 1970 - № 4 - с.22 - 28
Баранов М.Т. Умения и навыки в школьном курсе русского языка / Русский язык в школе. 1979 - № 4 - с.18 - 24
Баранов М.Т. Зрительный диктант / Русский язык в школе . - 1991 - № 1 - с. 117
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. - М.: 2009 - 192 с.
Разумовская М.М.. Обучение орфографии в восьмилетней школе. - М.: 1974 - 301с.
Львов М.Р., Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Ипполитова Н.А.
Методика преподавания русского языка в школе : Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. М. Т. Баранова - М.: 2001- 368 с.
Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. инcтит. - М.: 1979 - 431 с.
Общественно-государственная экспертиза учебников. http://www.fsu-expert.ru/node/862














18

1.Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. – М.:1987. - 158с.
2.Алгазина Н.Н. Система орфографических упражнений / Русский язык в школе. - 1988 - № 2 - с.34 - 39
3.Баранов М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков / Русский язык в школе. - 1993 - № 3 - с. 36 - 43
4. Баранов М.Т. Ознакомление учащихся 4 класса с орфограммой и первоначальный этап формирования орфографического навыка / Русский язык в школе. - 1970 - № 4 - с.22 - 28
5. Баранов М.Т. Умения и навыки в школьном курсе русского языка / Русский язык в школе. 1979 - № 4 - с.18 - 24
6.Баранов М.Т. Зрительный диктант / Русский язык в школе . - 1991 - № 1 - с. 117
7.Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. - М.: 2009 - 192 с.
8.Разумовская М.М.. Обучение орфографии в восьмилетней школе. - М.: 1974 - 301с.
9.Львов М.Р., Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Ипполитова Н.А.
Методика преподавания русского языка в школе : Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. М. Т. Баранова - М.: 2001- 368 с.
10.Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. инcтит. - М.: 1979 - 431 с.
11.Общественно-государственная экспертиза учебников. http://www.fsu-expert.ru/node/862

У нас вы можете заказать