Место и роль прокуратуры в системе органов правового государства

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Прокурорский надзор
  • 2020 страниц
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 16.01.2011
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Цели задачи органов прокуратуры
Глава 2. Статус и функции прокуратуры Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников и литературы
Фрагмент для ознакомления

Призывы к «демонтажу» прокуратуры, уже оформленные в конкретный проект закона, вызывают вполне объяснимую тревогу у многих российских ученых-государствоведов и юристов-практиков. Совершенно очевидно, что национальные правовые системы представляют собой сложный, пронизанный многочисленными внутренними связями механизм, функционирование которого складывается постепенно – десятилетиями и более, а не революционным путем. Изменение одного из компонентов системы приводит к дисбалансу всей системы в целом. Надзорные функции, которые предлагается «отнять» у российской прокуратуры, объективно необходимы на современном этапе развития общества. Во многих странах Западной Европы и Северной Америки эти функции выполняются различными общими и специальными органами, не входящими в систему прокурорской службы: парламентами, обычными и административными судами, следственными судьями, омбудсменами, органами финансово экономического контроля и т.д. Некоторым из этих органов государство в законодательном порядке устанавливает особый статус, и в государствах континентальной Европы идут по пути развития специализированных судов (что определено нормами права Конституции Российской Федерации).
Таким образом, если лишить российскую прокуратуру большинства ее важнейших функций, то придется провести многочисленные изменения в российском законодательстве и «демонтаж» многих правовых институтов государства.
Список использованных источников и литературы
Источники

«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=2875.
Конституция Европейского Союза: Договор, устанавливающий Конституцию для Европы (с комментарием)/ Отв. ред. С Ю Кашкин. М.: ИНФРА-М, 2005. -622 с.
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.12.2010) «О прокуратуре Российской Федерации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=108738
Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О системе государственной службы Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 25.04.2003). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=108681
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О Конституционном Суде Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=108687.
Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О Правительстве Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=108739
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 07.07.2004). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=108752
Указ Президента РФ от 04.01.2009 N 22 (ред. от 09.06.2010) «Об общей штатной численности органов прокуратуры Российской Федерации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=101884


Литература

Ащурбеков, Т. Правовое обеспечение прокуратурой национальных интересов в экономической сфере. Приоритетные направления / Т. Ашурбеков // Закон и право. – 2008. – № 1. – С. 84-90.
Бабенко, С.В. Деятельность прокуратуры в обеспечении прав и свобод личности / С.В. Бабенко // Российская юстиция. – 2007. - № 9. – С. 49-51.
Белкин А. А. Избранные работы 90-х годов по конституционному праву. СПб., 2003.
Бессарабов, В.Г. Место и роль прокуратуры в системе государственных институтов Российской Федерации / В.Г. Бессарабов // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2008. – № 7. – С. 109-115.
Васильев С. Успешный бизнес чреват опасностями // Российская газета. – 2005. – 27 сент.
Васильева, С.В. Конституционное право России: учебник/ С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев. – М.: Эксмо, 2010. – 560 с.
Власов А. А. Катаракта на «око государево» // Рос. юстиция. 2001. № 8.
Друкаров, И.Л. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учеб. для юрид. вузов/ И.Л. Друкаров; АлтГУ.- [6-е изд., испр. и доп.]. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010. – 400 с.
Езерская, А.И. Российская прокуратура в системе институтов контрольно-надзорной власти: политико-правовой статус и приоритеты развития / А.И. Езерская // Юристъ-Правоведъ. – 2009. – № 1. – С. 26-30.
Ергашев, Е.Р. К вопросу о сущности прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека / Е.Р. Ергашев // Юристъ-правовед. – 2008. - № 1. – С. 23-26.
Кузмин А. Можно ли призвать к порядку наемного менеджера? // Россиская газета. – 2005. – 6 окт.
Кууси П. Этот человеческий мир. М., 1988.
Поляков, С.Б. Частноправовая ответственность органов и должностных лиц государства / С.Б. Поляков // Ленинградский юридический журнал. – 2008. - № 3. – С. 63-81.
Правоохранительные и судебные органы России: учебник/ Рос. акад. правосудия; под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2010. – 432 с.
Правоохранительные органы: учеб. пособие: (хрестоматия) / МГУ; сост. Гуценко К.Ф.- М.: Зерцало-М, 2010. – 440 с.
Прокурорский надзор: учебник / под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2010. – 490 с.
Прокурорский надзор. Российская прокуратура в правовом государстве: Учебник для вузов - 2-е изд.,перераб. и доп. / А.Я. Сухарев. М.: Издательство: Норма, 2008. – 464.
Прокуратура в правовом государстве: Прокуратура в правовом государстве: Многосторонняя встреча, организованная Советом Европы совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации /Генеральная прокуратура Российской Федерации; Совместная программа Комиссии Европейского Союза и Совета Европы по укреплению федеральных структур, механизмов защиты прав человека и реформе правовой системы в Российской Федерации; Отв. ред. Ю.Я. Чайка. – М.,1997. – 160 с.
Правоохранительные органы России: учебник / под ред. В.П. Божьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2010. – 336 с.
Прокуратура – основа надзорно-контрольной власти в России / Шобухин, В.Ю. / Государство и право. – 2007. - № 11. – С. 89-94.
Томилов, А.Ю. Прокурор в гражданском судопроизводстве: проблемы определения границ участия / А.Ю. Томилов // Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. - № 31. – С. 76-74.
Философский словарь. М., 1980.
Хабриева Т. Я., Чиркин В. Е. Теория современной конституции. М., 2005.
Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2003.
Шадрин В.С. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений. М., 2000.

«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=2875.
Шадрин В.С. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений. М., 2000. – С. 23-24.
Ергашев, Е.Р. К вопросу о сущности прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека / Е.Р. Ергашев // Юристъ-правовед. – 2008. - № 1. – С. 23.

Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2003. – С. 140.
Белкин А. А. Избранные работы 90-х годов по конституционному праву. СПб., 2003. С. 9-16.
Философский словарь. М., 1980. С. 329.
Васильев С. Успешный бизнес чреват опасностями // Российская газета. – 2005. – 27 сент.; Кузмин А. Можно ли призвать к порядку наемного менеджера? // Россиская газета. – 2005. – 6 окт.
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.12.2010) «О прокуратуре Российской Федерации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=108738

Власов А. А. Катаракта на «око государево» // Рос. юстиция. 2001. № 8. С. 34.
Томилов, А.Ю. Прокурор в гражданском судопроизводстве: проблемы определения границ участия / А.Ю. Томилов // Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. - № 31. – С. 71.
Там же.









2

1.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=2875.
2.Конституция Европейского Союза: Договор, устанавливающий Конституцию для Европы (с комментарием)/ Отв. ред. С Ю Кашкин. М.: ИНФРА-М, 2005. -622 с.
3.Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.12.2010) «О прокуратуре Российской Федерации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=108738
4.Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О системе государственной службы Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 25.04.2003). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=108681
5.Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О Конституционном Суде Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=108687.
6.Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О Правительстве Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=108739
7.Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 07.07.2004). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=108752
8.Указ Президента РФ от 04.01.2009 N 22 (ред. от 09.06.2010) «Об общей штатной численности органов прокуратуры Российской Федерации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=101884
Литература
1.Ащурбеков, Т. Правовое обеспечение прокуратурой национальных интересов в экономической сфере. Приоритетные направления / Т. Ашурбеков // Закон и право. – 2008. – № 1. – С. 84-90.
2.Бабенко, С.В. Деятельность прокуратуры в обеспечении прав и свобод личности / С.В. Бабенко // Российская юстиция. – 2007. - № 9. – С. 49-51.
3.Белкин А. А. Избранные работы 90-х годов по конституционному праву. СПб., 2003.
4.Бессарабов, В.Г. Место и роль прокуратуры в системе государственных институтов Российской Федерации / В.Г. Бессарабов // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2008. – № 7. – С. 109-115.
5.Васильев С. Успешный бизнес чреват опасностями // Российская газета. – 2005. – 27 сент.
6.Васильева, С.В. Конституционное право России: учебник/ С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев. – М.: Эксмо, 2010. – 560 с.
7.Власов А. А. Катаракта на «око государево» // Рос. юстиция. 2001. № 8.
8.Друкаров, И.Л. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учеб. для юрид. вузов/ И.Л. Друкаров; АлтГУ.- [6-е изд., испр. и доп.]. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010. – 400 с.
9.Езерская, А.И. Российская прокуратура в системе институтов контрольно-надзорной власти: политико-правовой статус и приоритеты развития / А.И. Езерская // Юристъ-Правоведъ. – 2009. – № 1. – С. 26-30.
10.Ергашев, Е.Р. К вопросу о сущности прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека / Е.Р. Ергашев // Юристъ-правовед. – 2008. - № 1. – С. 23-26.
11.Кузмин А. Можно ли призвать к порядку наемного менеджера? // Россиская газета. – 2005. – 6 окт.
12.Кууси П. Этот человеческий мир. М., 1988.
13.Поляков, С.Б. Частноправовая ответственность органов и должностных лиц государства / С.Б. Поляков // Ленинградский юридический журнал. – 2008. - № 3. – С. 63-81.
14.Правоохранительные и судебные органы России: учебник/ Рос. акад. правосудия; под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2010. – 432 с.
15.Правоохранительные органы: учеб. пособие: (хрестоматия) / МГУ; сост. Гуценко К.Ф.- М.: Зерцало-М, 2010. – 440 с.
16.Прокурорский надзор: учебник / под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2010. – 490 с.
17.Прокурорский надзор. Российская прокуратура в правовом государстве: Учебник для вузов - 2-е изд.,перераб. и доп. / А.Я. Сухарев. М.: Издательство: Норма, 2008. – 464.
18.Прокуратура в правовом государстве: Прокуратура в правовом государстве: Многосторонняя встреча, организованная Советом Европы совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации /Генеральная прокуратура Российской Федерации; Совместная программа Комиссии Европейского Союза и Совета Европы по укреплению федеральных структур, механизмов защиты прав человека и реформе правовой системы в Российской Федерации; Отв. ред. Ю.Я. Чайка. – М.,1997. – 160 с.
19.Правоохранительные органы России: учебник / под ред. В.П. Божьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2010. – 336 с.
20.Прокуратура – основа надзорно-контрольной власти в России / Шобухин, В.Ю. / Государство и право. – 2007. - № 11. – С. 89-94.
21.Томилов, А.Ю. Прокурор в гражданском судопроизводстве: проблемы определения границ участия / А.Ю. Томилов // Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. - № 31. – С. 76-74.
22.Философский словарь. М., 1980.
23.Хабриева Т. Я., Чиркин В. Е. Теория современной конституции. М., 2005.
24.Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2003.
25.Шадрин В.С. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений. М., 2000.

Вопрос-ответ:

Какое место занимает прокуратура в системе органов правового государства?

Прокуратура занимает особое место в системе органов правового государства и является одним из его ключевых элементов. Она осуществляет надзор за соблюдением законов, защищает права и свободы граждан, а также обеспечивает законность и общественный порядок.

Каковы цели и задачи прокуратуры?

Целью прокуратуры является защита законности, прав и свобод граждан, а также интересов общества. Основными задачами прокуратуры являются контроль за исполнением законов, предупреждение и пресечение преступлений, защита прав и законных интересов граждан и государства.

Каков статус прокуратуры в Российской Федерации?

Прокуратура Российской Федерации является независимым учреждением, осуществляющим свою деятельность от имени государства. Её статус определен Конституцией РФ и законом "О прокуратуре". Прокуроры обладают специальными полномочиями и имеют право осуществлять надзор за соблюдением законов во всех сферах жизни общества.

Какие функции выполняет прокуратура Российской Федерации?

Прокуратура Российской Федерации выполняет множество функций. Она контролирует соблюдение прав и свобод граждан, участвует в судебных процессах, осуществляет надзор за соблюдением законов и законности деятельности государственных органов, а также защищает интересы государства в судебных процессах.

Почему предложения о демонтаже прокуратуры вызывают тревогу у ученых и юристов?

Предложения о демонтаже прокуратуры вызывают тревогу у ученых и юристов, поскольку они считают, что прокуратура является важным элементом системы правового государства. Она выполняет ряд функций, необходимых для обеспечения законности и защиты прав граждан. Поэтому идея демонтажа прокуратуры воспринимается как угроза стабильности и правопорядку в обществе.

Какую роль играет прокуратура в системе органов правового государства?

Прокуратура играет важную роль в системе органов правового государства. Ее основной задачей является обеспечение правопорядка, защита прав и свобод граждан, а также обеспечение законности и правоприменительной практики. Прокуратура контролирует соблюдение законов органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами, организациями и гражданами. Также она обладает правом вмешательства в деятельность государственных и иных органов для защиты прав граждан и интересов государства.

Какой статус и функции имеет прокуратура Российской Федерации?

Прокуратура Российской Федерации имеет статус самостоятельного и независимого органа государственной власти. Ее функции включают контроль за соблюдением законности и правоприменительной практики, защиту прав и свобод граждан, представление интересов государства в суде, а также осуществление надзора за исполнением законов органами государственной власти. Прокуратура России также осуществляет свою деятельность в соответствии с международными нормами и договорами.

Возможно ли демонтаж прокуратуры и какие последствия это может иметь?

Демонтаж прокуратуры может иметь серьезные последствия для правового государства. Прокуратура играет важную роль в обеспечении правопорядка и законности, защите прав граждан и интересов государства. Если прокуратура будет демонтирована, это может привести к нарушению законности, несоблюдению прав граждан, а также повышению уровня коррупции и произвола. Поэтому призывы к демонтажу прокуратуры вызывают тревогу у многих ученых государствоведов и юристов, которые понимают важность этого органа в системе правового государства.

Какую роль и место занимает прокуратура в системе органов правового государства?

Прокуратура занимает важное место в системе органов правового государства и выполняет роль основного надзорного и контрольно-надзорного органа. Она осуществляет надзор за исполнением законов, защищает законность и права граждан, обеспечивает соблюдение законов и прав человека, выступает в суде как обвинитель и защитник общественных интересов.