Роль энергетической политики в реализации национальных интересов Российской Федерации, мировая политика

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Мировая политика
  • 8181 страница
  • 68 + 68 источников
  • Добавлена 07.07.2010
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1.Основные направления международного энергетического сотрудничества и стратегии энергетической политики России
1.1.Цели и задачи международного сотрудничества в энергетической сфере
1.2.Основные международные организации энергетического сотрудничества и их роль на современном этапе развития
1.3.Стратегии энергетической политики России на современном этапе
2.Основные направления сотрудничества России в энергетической сфере
2.1.Сотрудничество России и ЕС
2.2. Сотрудничество в рамках ШОС
2.3. Сотрудничество со странами Ближнего Востока
3.Основные проблемы и перспективы энергетической политики России
3.1.Основные проблемы энергетической политики России
3.2. Перспективы развития энергетической политики России
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

Фрагмент для ознакомления

Между тем Катар начал промышленную добычу природного газа с крупнейшего в мире месторождения Северных полей в Персидском заливе. В сотрудничестве с Ливией он уже начал разрабатывать варианты тесной координации действий стран – экспортеров природного газа, с тем, чтобы эффективнее планировать этот бизнес.
Хотя идея «газовой ОПЕК» всячески опровергается российскими должностными лицами, она создает напряженность в отношениях России с США и Европой.
Таким образом, в целом на Ближнем Востоке энергетическую политику России следует расценивать как активную и поступательную в новых проектах. Российские нефтяные интересы в районе Персидского залива связаны в первую очередь с тем, что страны этого региона обладают огромными запасами нефти и являются основными ее поставщиками на мировой рынок.
Основные проблемы и перспективы энергетической политики России

Основные проблемы энергетической политики России


Усложняющийся характер проблем международной энергетической политики в XXI в., увеличивающийся масштаб возможных чрезвычайных ситуаций и угроз требуют новых подходов к решению задач по стратегиям энергетической безопасности той или иной страны.
В условиях глобализации происходит нарастание взаимной зависимости между государственными и негосударственными акторами. Характер связей, устанавливаемых между акторами в данном процессе, носит транснациональный характер.
На современном этапе развития существует много трудностей и вызовов для поддержания стабильной и устойчивой ситуации в энергетической сфере. Обостряется борьба за стратегические ресурсы, стратегические районы и доминирующую роль в проблемах стратегического значения.
На нынешнем этапе своего развития мировой энергетический рынок сталкивается с целым рядом проблем, важнейшими из которых являются:
высокие и неустойчивые цены на нефть,
растущая зависимость многих стран от импорта энергоресурсов,
истощение крупнейших месторождений углеводородного сырья и закрытость информации по запасам углеводородов,
недостаточность инвестиционных ресурсов направляемых на освоение новых месторождений и развитие инфраструктуры,
политическая нестабильность в ряде добывающих регионов, прежде всего ближневосточном,
уязвимость инфраструктуры перед природными и техногенными катаклизмами.
В условиях значительного роста энергопотребления, именно в силу указанных выше причин, вопросы обеспечения надежности поставок энергоресурсов в последнее время приобрели политическую окраску. Проблемы обеспечения и поддержания энергетической безопасности поставили правительства ряда стран перед необходимостью формулировки базисных принципов своей энергетической политики с целью защиты национальных интересов. Примерами могут служить законопроект об энергетической политике США, внесенный сенатором Лугаром, ряд документов, Европейской Комиссии.
Основным инструментом достижения целей энергетической политики является энергодипломатия, по сути, новое направление традиционной дипломатии. Важнейшей задачей дипломатии в целом является установление и поддержание отношений между различными субъектами, часто имеющими противоположные интересы. Дипломатия призвана, прежде всего, найти способ согласования этих интересов с целью нахождения баланса. Это утверждение справедливо и по отношению к энергетической дипломатии. Причем баланс интересов здесь означает баланс спроса и предложения энергоресурсов, вопросов их транзита, взаимных инвестиций, а также согласование правил торговли.
Очень важно при этом понимать, что с развитием гражданского общества растет его участие, в том числе, и в формировании энергетической политики, создаются институты «общественной дипломатии», увеличивается их влияние.
Свою лепту в развитие общественной дипломатии внесло Российское газовое общество, осенью 2006 года выступив с инициативой создания Международного альянса некоммерческих неправительственных газовых организаций стран, производящих и транспортирующих природный газ (МАННГО). Мы считаем своевременным создание организации, в рамках которой у представителей бизнес-сообщества стран-поставщиков и транзитеров энергоресурсов была бы возможность обсуждать не только актуальные вопросы ведения хозяйственной деятельности, но и вырабатывать согласованное мнение по стратегическим вопросам развития, что в свою очередь, несомненно, способствовало бы более эффективному диалогу производителей, транзитеров и потребителей энергоресурсов.
Мировой финансовый и экономический кризис также способен оказать негативное воздействие на реализацию долгосрочных энергетических проектов России. Так, снижение спроса на российский газ в европейских странах в условиях глобальной рецессии неизбежно отразится на размере доходов «Газпрома». А это, в свою очередь, может сказаться на инвестпрограмме компании, касающейся разработки Бованенковского месторождения на Ямале, Штокманского в Баренцевом море и Чаяндинского в Восточной Сибири, а также строительства газопроводов «Северный поток» и «Южный поток».
в настоящее время движение к энергетическому благополучию страны на региональном уровне замедляет ряд проблем правового, организационного, экономического и социального характера, требующих безотлагательного решения региональными и муниципальными властями.
К числу факторов, способствующих появлению этих проблем и препятствующих осуществлению эффективной энергетической политики в регионах следует отнести:
- недостаточную развитость нормативно-правовой базы, детализирующей положения федерального энергетического законодательства;
- нераспределенность компетенции и полномочий между федеральными, региональными и муниципальными властями;
- наличие административных барьеров и коррумпированность чиновников;
- дефицит инвестиций для реализации энергоэффективных проектов;
- неадекватность ценообразования и тарифной политики на энергоносители;
- неэффективность налогообложения, отсутствие льгот для предприятий активно внедряющих энергосберегающее оборудование и технологии;
- отсутствие специальной информации, знаний, квалифицированных кадров и взаимодействия по вопросам энергоэффективности и др.
Ключевую роль в процессе минимизации негативного влияния этих факторов должны сыграть региональные центры энергосбережения и энергоэффективности, разрабатывающие и реализующие соответствующие проекты в сотрудничестве с органами государственной власти, коммерческими фирмами, профессиональными объединениями, научно-исследовательскими и проектными институтами, а также соответствующими центрами других российских регионов и зарубежными представителями.
Кроме того, большое значение имеет поддержка и развитие гуманитарных проектов в области энергоэффективности, связанных с распространением знаний в рамках научной, образовательной и информационной деятельности, направленной на формирование культуры цивилизованного энергопотребления в российском обществе.
В целом изучение проблем энергоэффективности в России показывает актуальность следующих позиций:
-  опережающего развития нормативно-правовой базы в области энергетической эффективности (особенно на региональном и муниципальном уровнях);
- консолидации институциональных субъектов и прояснение их функций, формирование единой многоуровневой системы их деятельности, а также расширение участия частного сектора;
- перехода к реализации потенциала энергосбережения страны (в самом топливно-энергетическом комплексе, промышленности, жилищно-коммунальном хозяйстве, транспортной сфере, сельском хозяйстве и др.);
- укрепления экономических основ эффективной экономики, приоритетное и полномасштабное обеспечение инвестиционных потребностей проектов в области энергетической эффективности, поддержка конкурентоспособности энергоэффективных инноваций на рынке, облегченный налоговый режим для предприятий и организаций, ведущих активную политику в области энергетической эффективности, устранение барьеров и развитие энергоэффективного менеджмента, маркетинга, консалтинга;
-  поддержки экологической составляющей энергетической политики на основе развития энергоэффективных производств, решающих задачи природоохранной деятельности в долгосрочной перспективе;
- содействия изменению отношения к энергопотреблению в обществе, разработки и внедрению программ общего и профессионального образования в области энергоэффективности, а также развитие информационной среды энергоэффективной деятельности.
Особые надежды возлагаются на участие международного сообщества в осуществлении энергетических реформ в России, развитие партнерства с другими странами и организациями многостороннего сотрудничества (прежде всего, со странами Европейского, Дальневосточного регионов, США и др.) и международными организациями (прежде всего, институтами ООН - ЭЭК, ПРООН, ВБ, МБРР, МФК; региональными организациями - СНГ, ЕС; а также ГЭФ, ФДП и др.), оказывающими финансово-экономическую поддержку точек роста энергетической отрасли страны.
Таким образом, мировой энергетический рынок сталкивается с целым рядом проблем, важнейшими из которых являются: ценовая политика на энергоресурсы, зависимость стран от энергоресурсов, истощение энергоресурсов, неразработанность инфраструктуры в энергетической сфере.
Государственная политика России должна быть направлена на активное содействие международным энергоэффективным проектам на территории страны, их протекцию и комплексную поддержку, что возможно на основе разработки федеральной программы международного сотрудничества России в области энергетической эффективности и создания межведомственного органа по его координации.


3.2. Перспективы развития энергетической политики России


В последнее время между крупнейшими игроками мирового энергетического рынка нарастают противоречия по основным вопросам его развития: направления прокладки новых маршрутов транспортировки углеводородов, направления и объемы поставок углеводородов, условия доступа транснациональных компаний на рынки и многим другим. Причем зачастую эти проблемы переходят из корпоративной плоскости в разряд межгосударственных со всеми их негативными последствиями для мировой экономики в целом. До сих пор не создан единый и действенный механизм разрешения международных споров в сфере энергетики.
Координация усилий в энергетической сфере по разработке устраивающих все стороны правил будет способствовать не только повышению экономической эффективности международной торговли энергоресурсами, но и повышению энергетической безопасности потребителей энергоресурсов в плане гарантирования поставок. Особо актуальны эти вопросы для рынка природного газа, на котором в настоящее время наблюдается значительный дисбаланс позиций потребителей и поставщиков, а также транзитеров.
Непонимание и несогласование позиций всех обозначенных сторон представляет несомненную угрозу для обеспечения надежности энергоснабжения.
В настоящее время вопросы международной торговли энергоресурсами не рассматриваются в полной мере ни одной из существующих международных организаций. Известные в сфере энергетики организации
– МЭА, ОПЕК и др. – занимаются либо по большей части исследованиями рынка, либо представляют собой узкоспециализированные отраслевые объединения. Таким образом, вопросы международной торговли энергетическими товарами пока недостаточно проработаны и требуют создания отдельного регулятора.
Поэтому, с целью предотвращения глобальных энергетических конфликтов, считаю необходимым создание наднационального регулятора в сфере энергетики. Основными целями такой организации могли бы стать:
выработка единых правил и стандартов ведения международного энергетического бизнеса,
механизма разрешения споров, в том числе транзитных,
содействие созданию прозрачного инвестиционного климата в мировой энергетике.
Для создания наднационального регулятора необходимо, в соответствии с нормами международного права, разработать новый документ, регламентирующий взаимодействие всех субъектов мирового энергетического рынка.
В международном аспекте, в будущем мировой энергетический рынок станет принципиально иным.
Новый энергетический порядок предъявит к своим участникам куда более жесткие требования. Поэтому так важно для России разглядеть сквозь пелену и туман дня сегодняшнего очертания посткризисного завтра и успеть подготовиться к новой реальности.
Мировая энергетика вошла в зону высокой турбулентности, и, как минимум, в течение ближайшего десятилетия на этом непростом рынке нам предстоят серьезные потрясения и сдвиги в правилах игры. Мир должен готовиться к обострению противостояния потребителей и производителей, которым уже нечего будет терять в этой борьбе. Не исключено, что дело дойдет до пересмотра моделей ценообразования и кардинальной трансформации правовой базы. Изменится география спроса, что повлечет за собой изменения в направлениях поставок. На фоне стагнирующего энергопотребления неизбежно обострение конкуренции между производителями – как странами, так и компаниями.
Весьма вероятен новый передел энергетических рынков. Благодаря накопившимся за «тучные годы» средствам и отсутствию бремени социальных обязательств, крупнейшие транснациональные нефтегазовые компании будут возвращать свои позиции, которые они за последние 7–10 лет уступили национальным компаниям с высокой долей государственного участия. Это далеко не полный перечень тех новых условий, в которых неминуемо окажутся все участники рынка, и Россия как его ключевой игрок прежде всего.
Учитывая очень большую зависимость экономики от экспорта энергоносителей, сложно преувеличить важность адаптации внешней энергетической политики к происходящим переменам. А принимая во внимание продолжительность инвестиционного цикла в энергетике и потребность в заблаговременном создании транспортной инфраструктуры, решения придется принимать сегодня, в условиях жесточайших бюджетных ограничений и крайне высокой неопределенности внешних условий.
Прежде всего, критически важным становится непрерывный мониторинг динамики спроса на энергоносители в основных регионах-потребителях. Необходимо отслеживать изменения в их энергетической политике, особенно в энергоэффективности, и разрабатывать альтернативные сценарии экспорта российских энергоносителей с учетом возможной стагнации спроса со стороны крупнейших потребителей.
Антикризисная стратегия универсальна для всех отраслей – главный упор делается на снижении издержек. Для российской нефти и газа это все более актуально. Временная передышка, которую обеспечила девальвация рубля, заканчивается. Теперь компаниям нужно принимать кардинальные организационные и технологические меры по снижению затрат во всех звеньях цепочки поставок. Одновременно, как и в любом бизнесе, в период кризиса следует провести тщательнейшую переоценку и отбор инвестиционных проектов с секвестром наименее экономически эффективных.
Еще один важнейший аспект – завоевание лояльности клиентов. Придется заново выстраивать отношения на традиционном для нас европейском рынке, где Россия в последнее время все чаще воспринимается как «опасный» поставщик. Можно долго дискутировать о причинах такого отношения, но гораздо важнее отыскать пути корректировки негативного отношения к российскому «энергетически сверхдержавному» бренду хотя бы до уровня разумного доверия. Работа с клиентами, предоставление скидок и более привлекательных условий контрактов, активный маркетинг и трейдинг позволяют сохранить позиции на рынке в период кризиса. Поскольку гарантии сбыта приобретают особое значение, весьма полезным становится партнерство с компаниями, имеющими сильные позиции в даунстрим (хотя очевидно, что взамен им придется предлагать действительно привлекательные активы или проекты в России).
Выход на новые рынки может осуществляться в том числе и за счет разнообразных обменных операций с другими компаниями-производителями (своповых схем), позволяющих оптимизировать транспортные затраты.
В условиях кризиса главное конкурентное преимущество заключается в эффективности, гибкости и адаптивности. Российским компаниям, работающим за рубежом, придется быстро адаптироваться к изменениям в регулировании, перестраивая при необходимости свою организационную структуру, «мимикрируя» под требования законодательства.
Учитывая географическое смещение спроса, предстоит научиться эффективно работать в новом для России Азиатском регионе с его своеобразной системой ценообразования. Да, здесь иные ценовые ориентиры, а потому нельзя ожидать сравнимых с Европой доходов. Но можно научиться извлекать из этого рынка разумную прибыль, с тем чтобы, оставив его за собою, в перспективе получить главный выигрыш от больших объемов и разнонаправленности поставок.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, основными перспективами развития в энергетической сфере для России должны стать следующие направления:
урегулирование проблемы оптимизации транспортных затрат;
создание гибкости и эффективности российских компаний в условиях финансового кризиса
выработка новых стратегий в азиатском регионе
России нужна развернутая программа выхода из кризиса в сфере энергетики, которая позволит естественно вписаться в новую энергетическую матрицу, воспользовавшись главным преимуществом кризиса – появлением некоторого запаса времени для завоевания новых позиций.


Заключение


В условиях современного мира, стремящегося минимизировать кризисные диспропорции XX века и выйти на путь устойчивого развития общества, все большее значение приобретает становление эффективных энергетических систем.
Международное конструктивное сотрудничество в энергетической сфере строится, на современном этапе на основе принципов эффективности и устойчивости. Необходимость надежного и стабильного международного сотрудничества выводят проблему взаимодействия государств на различных уровнях в число наиболее важных проблем, стоящих перед международным сообществом. Это связанно с сокращением наличных резервных мощностей в условиях значительно более быстрого роста потребления энергоресурсов, нестабильностью в мировых ценах на нефть, нарастанием степени конфликтности между рядом стран в отношении спорных территорий, на которых располагаются значимые источники энергетического сырья.
Современное международное сотрудничество государств в сфере обеспечения энергетической безопасности сформировалось и продолжает формироваться при воздействии международных организаций на отдельные аспекты такого сотрудничества. Среди важнейших организаций следует назвать Всемирный энергетический совет (МЭС). К специальным (энергетическим) универсальным международным организациям относится Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) и Международное энергетическое агентство (МЭА).
Международный аспект энергетической безопасности касается подхода к энергетическим ресурсам не только как к предмету торговли и средству получения прибыли отдельными государствами или группой государств, но и как к одной из основ устойчивого экономического и гуманитарного развития международного сообщества в целом.
Российский энергетический сектор является одним из крупнейших в мире и оказывает большое влияние на энергетический баланс, состояние окружающей среды в региональном и глобальном масштабах, что подчеркивает его перспективное значение для обеспечения устойчивого развития всего мирового сообщества.
Россия проводит активную энергетическую политику, направленную на интенсивное продвижение своих интересов на мировых энергетических рынках. Среди приоритетных направлений российской энергетической политики на первом месте по-прежнему остается Европа. На европейском энергорынке Россия пытается не только закрепить роль ведущего энергетического партнера, но и значительно расширить сферу своего влияния. Совместные энергетические проекты, которые были запущены на протяжении последних нескольких лет, призваны укрепить фундамент российско-европейского сотрудничества в сфере энергетики.
Интересы России в энергетической сфере в рамках ШОС, это, прежде всего, интересы в Каспийском регионе, а также отдельное сотрудничество со странами – участниками ШОС.
Стратегическими приоритетами энергетической политики России в Каспийском регионе относится и решение комплекса проблем на Каспии, и подготовка конвенции по правовому статусу Каспийского моря. Данный вопрос долгое время остается предметом неурегулированных разногласий прикаспийской «пятерки», связанных с разделом нефтегазовых ресурсов шельфа Каспия.
Энергетическую политику России на Ближнем Востоке следует расценивать как активную и поступательную в новых проектах.
Российские нефтяные интересы в районе Персидского залива связаны в первую очередь с тем, что страны этого региона обладают огромными запасами нефти и являются основными ее поставщиками на мировой рынок. Можно отметить как конкурентные, так и партнерские аспекты отношений с этими странами.
Мировой энергетический рынок сталкивается с целым рядом проблем, важнейшими из которых являются: ценовая политика на энергоресурсы, зависимость стран от энергоресурсов, истощение энергоресурсов, неразработанность инфраструктуры в энергетической сфере.
Государственная политика России должна быть направлена на активное содействие международным энергоэффективным проектам на территории страны, их протекцию и комплексную поддержку, что возможно на основе разработки федеральной программы международного сотрудничества России в области энергетической эффективности и создания межведомственного органа по его координации.
Основными перспективами развития в энергетической сфере для России должны стать следующие направления:
урегулирование проблемы оптимизации транспортных затрат;
создание гибкости и эффективности российских компаний в условиях финансового кризиса
выработка новых стратегий в азиатском регионе
России нужна развернутая программа выхода из кризиса в сфере энергетики, которая позволит естественно вписаться в новую энергетическую матрицу, воспользовавшись главным преимуществом кризиса – появлением некоторого запаса времени для завоевания новых позиций.
Список использованной литературы

Законы и иные нормативные акты:

Европейская Энергетическая Хартия 1991 //Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 173 - 180
Договор к Энергетической Хартии 1994 // СПС Консультант плюс 2010 – Международные акты
Меморандум о промышленном сотрудничестве в энергетическом секторе между Министерством топлива и
энергетики Российской Федерации и Европейской комиссией. Москва, 11 февраля 1999 г.
(www.delrus.cec.eu.int/ru/p_327.htm).
Дорожная карта» по общему экономическому пространству. Утверждена 10 мая 2005 г. в Москве президентом России В. Путиным, премьер-министром Люксембурга Ж.-К. Юнкером, председателем Комиссии европейских сообществ Ж.М. Дуран-Баррозу и верховным представителем ЕС по внешней политике и безопасности Х. Соланой (www.kremlin.ru/interdocs/2005/05/10/1940_type72067_87994.shtml?type=72067).
Энергетическая стратегия России до 2030 г. // http://www.energystrategy.ru/

Аналитические доклады

Годовой доклад Секретариата Энергетической Хартии за 2006 год. // www.encharter.org.
Доклад Генерального секретаря ООН «Энергетика и транспорт». Организационная сессия 30 апреля -2 мая 2001. E/CN.17/2001/PC/20.
«Большой обмен»: российские компании в борьбе за проекты Downstream и иностранные компании в поиске проектов Upstream. Аналитический доклад. Фонд национальной энергетической безопасности. М., 2006
Нефтегазовый комплекс и путинский энергетический проект. Аналитический доклад. Фонд национальной энергетической безопасности. М., 2007
Основные тенденции развития глобального рынка энергоресурсов и место российских компаний. Аналитический доклад. Фонд национальной энергетической безопасности. М., 2008
Энергетическая война за юг Европы, Каспий и Центральную Азию. Аналитический доклад. Фонд национальной энергетической безопасности. М., 2008

Научная литература на русском языке

Василевич, Т. А. Международно-правовые проблемы сотрудничества в сфере обеспечения энергетической безопасности :Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. - М.,2008.
Варнавский Б.П. Политика энергосбережения в России // Энергетик. 2002. №5. С. 9-10.
«Газпром»: есть ли предел для роста? Аналитический доклад. Фонд национальной энергетической безопасности. М., 2007
Гривач А.И. Успехи и неудачи «энергетической сверхдержавы» // Россия в глобальной политике 2008 - № 2
Дэвид В., Линда Юэ Новый энергетический порядок // Россия в глобальной экономике 2010 - № 1
Доэ Д., Напперт С, Попов А. Россия и Договор к Энергетической хартии: общие интересы или непримиримые противоречия? // Нефть, газ и право. 2006. № 5. С. 7-12
Ковалев А.А., Шилова Н.Л. Международно-правовые аспекты обеспечения энергетической безопасности // Московский журнал международного права. 2008. № 3. С. 61-65
Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика. М., 2005.
Косов Ю. Россия и ЕС: что впереди? // Санкт – петербургские ведомости 2008. - №116 от 27.06.2008 г. С. 3
Кокошин А.А. Международная энергетическая безопасность. М., 2006
Куров Д.С. европейский вектор энергетической политики России // Автореферат на соискание ученой степени к.п.н. – М., 2009.
Лебедева М.М. Мировая политика в XXI в. Акторы, процессы, проблемы. – М.: МГИМО, 2009.
Лифань Ли, Шиу Дин. Геополитические интересы России, ША и Китая в Центральной Азии// Центральная Азия и Кавказ. 2004. № 3. С. 166
Международное сотрудничество в области электроэнергетики // Экономика и финансы электроэнергетики. 2002. №7. С. 144-161.
Митрова Т.А. Энергорынки в зоне турбулентности // Россия в глобальной экономике 2009. - № 3
Нефть новой России. Ситуация, проблемы, перспективы / Под общ. ред. действительного члена РАЕН, д.э.н. В.Ю.Алекперова. М., 2007.
Приветственное слово заместителя Генерального секретаря ШОС В.Ю. Захарова // Шанхайская организация сотрудничества: от становления к всестороннему развитию. // Под ред. Лукина А.В. – М.: МГИМО, 2008.
Прошин В.Н. Межгосударственные энергетические институты (международно-правовые аспекты); учебное пособие. М, 2005.
Салыгин В.И. Приоритеты российской энергетической дипломатии и международное энергетическое сотрудничество / В.И.Салыгин // Международная жизнь. - 2007. - № 5
Саркисян М. «Перезагрузка» международной политики: в центре Иран. – Ереван., 2009.
Симонов К.В. Глобальная энергетическая война. М., 2007.
Телегина Е.А., Румянцева М.А., Покровский С.В. Международный транзит энергоресурсов в системе энергетической безопасности государства: принципы организации и регулирования / Под ред. С.М. Богданчикова. М., 2001
Телегина Е.А., Румянцева М.А., Покровский С.В., Салахова И.Р. Внешний вектор энергетической безопасности России. М., 2002.
Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1970.
Фоменко О.В. «Нефтяной барометр» мировой политики. М., 2002
Фоменко О.В. Россия – Евросоюз: проблемы транзита энергоресурсов. М., 2005
Чиркин А.Б. Международное энергетическое сотрудничество в XXI в. // Круглый стол «Электроэнергетика и нефтегазовый комплекс Востока России. Вопросы развития, межрегиональная и международная интеграция» «Дальневосточного международного экономического форума» 2007
Эдер Л.В. Европейский рынок нефти. Стратегия России. Новосибирск, 2007.
Эжиев И.Б. Геополитика Каспийского региона. М., 2007.
Энергетическая политика на рубеже веков. – М.: ИД Энергия, 2008.
Энергетические измерения международных отношений и безопасности в Восточной Азии / Под руковод. и с предисл. А.В.Торкунова, научн. ред.-сост. А.Д.Воскресенский. М., 2007


Электронные ресурсы на русском языке:


Деловой совет ШОС: новый неформальный уровень сотрудничества // [Электронный ресурс]: http://www.sectsco.org/RU/show.asp?id=43
Гурьев А.А. Роль Турции в политике РФ на Ближнем и Среднем Востоке // http://www.iimes.ru/rus/stat/2007/28-06-07.htm
Максимова А.А. Формирование эффективной энергетической политики в Российской Федерации: региональный аспект // http://www.energosovet.ru/stat234.html
Международное сотрудничество в области энергоэффективности // http://minenergo.gov.ru/activity/energoeffektivnost/foreign/
Романова Т.А.Россия и ЕС: Диалог на разных языках. // http://www.globalaffairs.ru/numbers/23/6689.html (10.03.2009)
Харитонова Н.И. ШОС – параметры энергетического диалога // http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1162197300

Научная и справочная литература на английском языке

Energy Policies of IEA Countries 1998 Review. Paris, 1998, P. 110
Energy for the Future: Renewable Sources of Energy. White Paper for a Community Strategy and Action Plan. / Commission of the European Communities. Brussels. 1997
EU . Russia Energy Dialogue. Sixth Progress Report. Presented by Russian Minister V. Khristenko and European
Green paper. A European Strategy for Sustainable, Competitive and secure Energy. Brussels, 08.03.2006. (http://europa.eu.int/comm/energy/green-paper-energy/doc/2006_03_08_gp_document_en.pdf).
Commission Director-General Francois Lamoureux. Moscow/Brussels, October 2005
(http://europa.eu.int/comm/energy/russia/joint_progress/doc/progress6_en.pdf).
Comprehensive National Energy Strategy. Wash., 2008, P.24
Oil&Gas Journal, 13.09.1999, P.49
The World Energy Council. // www.worldenergy.org
The Statute of the Organization of the Petroleum exporting countries. OPEC. Wien, 1978.
The Role of IEA Governments in Energy. Paris, 1992, P. 294; Comprehensive National Energy Strategy. Wash., 2008
Final Act of the Energy Charter Conference with Respect to the Energy Charter Protocol on Transit //www.encharter.org
White Paper: An Energy Policy for the European Union / Commission of the European Communities. Brussels. 1995 // ec.europa.eu.

Научные статьи на немецком языке

Deutschlands Gas-Reserven schrumpfen drastisch // DIE WELT ONLINE: 16.01.2009
"Europa wird sich um zusätzliche Lieferländer bemühen müssen" // DIE WELT: 17.05.2009
EU mit Russland im Gasstreit einig // DIE WELT ONLINE: 09.01.2009
Regulierer fordern freien Zugang zur Gasleitung // DIE WELT ONLINE 06.05.2008
Neuer Widerstand gegen die Ostsee-Gaspipeline // DIE WELT ONLINE 07.05.2008




Приложение 1

Международное энергетическое сотрудничество













Приложение 2

Международное энергетическое сотрудничество на региональном уровне












Приложение 3

Энергетическое сотрудничество России и ЕС













Приложение 4

Достоверные запасы, добыча и спрос на нефтяное сырье млн.барр/сут

Таблица 1

Запасы Добыча Спрос 2008 2008 2009 2010 2008 2009 2010 Весь мир 1255,8 86,0 84,5 85,4 85,6 84,2 85,0 ОПЕК в том числе 955,8 36,7 36,9 36,5 6,5 6,6 6,7 Саудовская Аравия 264,1 10,8 10,7 10,8 2,2 2,3 Иран 137,6 4,3 4,4, 4,4 1,7 1,7 Ирак 115,0 2,4 2,4 2,4 - - - Кувейт 101,5 2,8 2,8 2,8 0,3 0,3 0,3 ОАЭ 97,8 2,9 2,9 2,9 0,5 0,5 0,5 США 30,5, 6,7 6,7 6,6 19,4 19,4 19,3 Канада 28,6 3,2 3,1 3,1 2,2 2,1 2,2 Мексика 11,9 3,2 3,1 3,1 2,0 2,2 2,1 Западная Европа в т.ч. 12,5 4,4 4,3 4,3 15,3 15,2 15,2 Великобритания 3,4 1,5 1,5 1,4 1,7 1,7 1,7 Норвегия 7,5 2,9 2,5 2,4 0,2 0,2 0,2 Россия 60,0 9,9 9,9 9,9 2,8 2,8 2,9 Китай 15,5 3,9 3,9 3,9 8,0 8,1 8,4
Ковалев А.А., Шилова Н.Л. Международно-правовые аспекты обеспечения энергетической безопасности // Московский журнал международного права. 2008. № 3. С. 61-65
Кокошин А.А. Международная энергетическая безопасность. М., 2006
Саркисян М. «Перезагрузка» международной политики: в центре Иран. – Ереван., 2009.
Телегина Е.А., Румянцева М.А., Покровский С.В., Салахова И.Р. Внешний вектор энергетической безопасности России. М., 2002.

Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика. М., 2005.
Василевич, Т. А. Международно-правовые проблемы сотрудничества в сфере обеспечения энергетической безопасности :Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. - М.,2008.
Чиркин А.Б. Международное энергетическое сотрудничество в XXI в. // Круглый стол «Электроэнергетика и нефтегазовый комплекс Востока России. Вопросы развития, межрегиональная и международная интеграция» «Дальневосточного международного экономического форума» 2007
Например в немецкой прессе: Deutschlands Gas-Reserven schrumpfen drastisch // DIE WELT ONLINE: 16.01.2009; "Europa wird sich um zusätzliche Lieferländer bemühen müssen" // DIE WELT: 17.05.2009; EU mit Russland im Gasstreit einig // DIE WELT ONLINE: 09.01.2009; Regulierer fordern freien Zugang zur Gasleitung // DIE WELT ONLINE 06.05.2008; Neuer Widerstand gegen die Ostsee-Gaspipeline // DIE WELT ONLINE 07.05.2008


Годовой доклад Секретариата Энергетической Хартии за 2006 год. // www.encharter.org.
Доклад Генерального секретаря ООН «Энергетика и транспорт». Организационная сессия 30 апреля -2 мая 2001. E/CN.17/2001/PC/20.
Василевич, Т. А. Международно-правовые проблемы сотрудничества в сфере обеспечения энергетической безопасности :Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. - М.,2008. С. 7
Дэвид В., Линда Юэ Новый энергетический порядок // Россия в глобальной экономике 2010 - № 1
Ковалев А.А., Шилова Н.Л. Международно-правовые аспекты обеспечения энергетической безопасности // Московский журнал международного права. 2008. № 3. С. 63.
Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 173 - 180
СПС Консультант плюс 2010 – Международные акты
Ковалев А.А., Шилова Н.Л. Международно-правовые аспекты обеспечения энергетической безопасности // Московский журнал международного права. 2008. № 3. С. 65.
Доэ Д., Напперт С, Попов А. Россия и Договор к Энергетической хартии: общие интересы или непримиримые противоречия? // Нефть, газ и право. 2006. № 5. С. 10
Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 173 - 180

Ковалев А.А., Шилова Н.Л. Международно-правовые аспекты обеспечения энергетической безопасности // Московский журнал международного права. 2008. № 3. С. 73.
Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1970. С. 180.
Там же. С. 269.
The World Energy Council. // www.worldenergy.org
Прошин В.Н. Межгосударственные энергетические институты (международно-правовые аспекты); учебное пособие. М, 2005. С. 13.
The Statute of the Organization of the Petroleum exporting countries. OPEC. Wien, 1978.
The Statute of the Organization of the Petroleum exporting countries. OPEC. Wien, 1978.
Там же.
См.: Дэвид В., Линда Юэ Новый энергетический порядок // Россия в глобальной политике 2010 - № 1
Кокошин А.А. Международная энергетическая безопасность. М., 2006. С. 34
См.: www.energystrategy.ru

Энергетическая Стратегия в период до 2030 г. // www.energystrategy.ru

Энергетическая Стратегия в период до 2030 г. // www.energystrategy.ru
Гривач А.И. Успехи и неудачи «энергетической сверхдержавы» // Россия в глобальной политике 2008 - № 2
Energy Policies of IEA Countries 1998 Review. Paris, 1998, P. 110
Oil&Gas Journal, 13.09.1999, P.49
The Role of IEA Governments in Energy. Paris, 1992, P. 294; Comprehensive National Energy Strategy. Wash., 2008
Comprehensive National Energy Strategy. Wash., 2008, P.24
См.: Саркисян М. «Перезагрузка» международной политики: в центре Иран. – Ереван., 2009. С. 3
Романова Т.А.Россия и ЕС: Диалог на разных языках. // http://www.globalaffairs.ru/numbers/23/6689.html (10.03.2009)
Романова Т.А.Россия и ЕС: Диалог на разных языках. // http://www.globalaffairs.ru/numbers/23/6689.html (10.03.2009)
Косов Ю. Россия и ЕС: что впереди? // Санкт – петербургские ведомости 2008. - №116 от 27.06.2008 г. С. 3
Меморандум о промышленном сотрудничестве в энергетическом секторе между Министерством топлива и
энергетики Российской Федерации и Европейской комиссией. Москва, 11 февраля 1999 г.
(www.delrus.cec.eu.int/ru/p_327.htm).

Дорожная карта» по общему экономическому пространству. Утверждена 10 мая 2005 г. в Москве
президентом России В. Путиным, премьер-министром Люксембурга Ж.-К. Юнкером, председателем Комиссии европейских сообществ Ж.М. Дуран-Баррозу и верховным представителем ЕС по внешней политике и безопасности Х. Соланой (www.kremlin.ru/interdocs/2005/05/10/1940_type72067_87994.shtml?type=72067).
EU . Russia Energy Dialogue. Sixth Progress Report. Presented by Russian Minister V. Khristenko and European
Commission Director-General Francois Lamoureux. Moscow/Brussels, October 2005
(http://europa.eu.int/comm/energy/russia/joint_progress/doc/progress6_en.pdf).

См подробнее: Эжиев И.Б. Геополитика Каспийского региона. М., 2007.
Там же. С. 45
Green paper. A European Strategy for Sustainable, Competitive and secure Energy. Brussels, 08.03.2006.
(http://europa.eu.int/comm/energy/green-paper-energy/doc/2006_03_08_gp_document_en.pdf).

Геополитика ТЭК и цивилизационный проект России. Меморандум Института национальной стратегии, 27.06.05 (www.stratagema.org/lobbizmpressclip.php?nws=gku3k1214741436)

Куров Д.С. европейский вектор энергетической политики России // Автореферат на соискание ученой степени к.п.н. – М., 2009. С. 15
См.: например Deutschlands Gas-Reserven schrumpfen drastisch // DIE WELT ONLINE: 16.01.2009
"Europa wird sich um zusätzliche Lieferländer bemühen müssen" // DIE WELT: 17.05.2009
EU mit Russland im Gasstreit einig // DIE WELT ONLINE: 09.01.2009
См.: Regulierer fordern freien Zugang zur Gasleitung // DIE WELT ONLINE 06.05.2008; также Neuer Widerstand gegen die Ostsee-Gaspipeline // DIE WELT ONLINE 07.05.2008
Международное сотрудничество в области энергоэффективности // http://minenergo.gov.ru/activity/energoeffektivnost/foreign/
Лифань Ли, Шиу Дин. Геополитические интересы России, ША и Китая в Центральной Азии// Центральная Азия и Кавказ. 2004. № 3. С. 166
Приветственное слово заместителя Генерального секретаря ШОС В.Ю. Захарова // Шанхайская организация сотрудничества: от становления к всестороннему развитию. // Под ред. Лукина А.В. – М.: МГИМО, 2008. – С. 47
Деловой совет ШОС: новый неформальный уровень сотрудничества // [Электронный ресурс]: http://www.sectsco.org/RU/show.asp?id=43
Харитонова Н.И. ШОС – параметры энергетического диалога // http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1162197300
Гурьев А.А. Роль Турции в политике РФ на Ближнем и Среднем Востоке // http://www.iimes.ru/rus/stat/2007/28-06-07.htm
Малышева Д.Б.Россия в поисках нового партнерства на мусульманском Ближнем Востоке // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспект 2007. - № 1. С. 5
См.: Лебедева М.М. Мировая политика в XXI в. Акторы, процессы, проблемы. – М.: МГИМО, 2009. С. 12
Куров Д.С. европейский вектор энергетической политики России // Автореферат на соискание ученой степени к.п.н. – М., 2009. С. 4
Там же.
Максимова А.А. Формирование эффективной энергетической политики в Российской Федерации: региональный аспект // http://www.energosovet.ru/stat234.html
Варнавский Б.П. Политика энергосбережения в России // Энергетик. 2002. №5. С. 9-10.
Международное сотрудничество в области электроэнергетики // Экономика и финансы электроэнергетики. 2002. №7. С. 144-161.
Чиркин А.Б. Международное энергетическое сотрудничество в XXI в. // Круглый стол «Электроэнергетика и нефтегазовый комплекс Востока России. Вопросы развития, межрегиональная и международная интеграция» «Дальневосточного международного экономического форума» 2007

Митрова Т.А. Энергорынки в зоне турбулентности // Россия в глобальной экономике 2009. - № 3









3

Список использованной литературы

Законы и иные нормативные акты:

1.Европейская Энергетическая Хартия 1991 //Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 173 - 180
2.Договор к Энергетической Хартии 1994 // СПС Консультант плюс 2010 – Международные акты
3.Меморандум о промышленном сотрудничестве в энергетическом секторе между Министерством топлива и
4.энергетики Российской Федерации и Европейской комиссией. Москва, 11 февраля 1999 г.
5.(www.delrus.cec.eu.int/ru/p_327.htm).
6.Дорожная карта» по общему экономическому пространству. Утверждена 10 мая 2005 г. в Москве президентом России В. Путиным, премьер-министром Люксембурга Ж.-К. Юнкером, председателем Комиссии европейских сообществ Ж.М. Дуран-Баррозу и верховным представителем ЕС по внешней политике и безопасности Х. Соланой (www.kremlin.ru/interdocs/2005/05/10/1940_type72067_87994.shtml?type=72067).
7.Энергетическая стратегия России до 2030 г. // http://www.energystrategy.ru/

Аналитические доклады

8.Годовой доклад Секретариата Энергетической Хартии за 2006 год. // www.encharter.org.
9.Доклад Генерального секретаря ООН «Энергетика и транспорт». Организационная сессия 30 апреля -2 мая 2001. E/CN.17/2001/PC/20.
10.«Большой обмен»: российские компании в борьбе за проекты Downstream и иностранные компании в поиске проектов Upstream. Аналитический доклад. Фонд национальной энергетической безопасности. М., 2006
11.Нефтегазовый комплекс и путинский энергетический проект. Аналитический доклад. Фонд национальной энергетической безопасности. М., 2007
12.Основные тенденции развития глобального рынка энергоресурсов и место российских компаний. Аналитический доклад. Фонд национальной энергетической безопасности. М., 2008
13.Энергетическая война за юг Европы, Каспий и Центральную Азию. Аналитический доклад. Фонд национальной энергетической безопасности. М., 2008

Научная литература на русском языке

14.Василевич, Т. А. Международно-правовые проблемы сотрудничества в сфере обеспечения энергетической безопасности :Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. - М.,2008.
15.Варнавский Б.П. Политика энергосбережения в России // Энергетик. 2002. №5. С. 9-10.
16.«Газпром»: есть ли предел для роста? Аналитический доклад. Фонд национальной энергетической безопасности. М., 2007
17.Гривач А.И. Успехи и неудачи «энергетической сверхдержавы» // Россия в глобальной политике 2008 - № 2
18.Дэвид В., Линда Юэ Новый энергетический порядок // Россия в глобальной экономике 2010 - № 1
19.Доэ Д., Напперт С, Попов А. Россия и Договор к Энергетической хартии: общие интересы или непримиримые противоречия? // Нефть, газ и право. 2006. № 5. С. 7-12
20.Ковалев А.А., Шилова Н.Л. Международно-правовые аспекты обеспечения энергетической безопасности // Московский журнал международного права. 2008. № 3. С. 61-65
21.Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика. М., 2005.
22.Косов Ю. Россия и ЕС: что впереди? // Санкт – петербургские ведомости 2008. - №116 от 27.06.2008 г. С. 3
23.Кокошин А.А. Международная энергетическая безопасность. М., 2006
24.Куров Д.С. европейский вектор энергетической политики России // Автореферат на соискание ученой степени к.п.н. – М., 2009.
25.Лебедева М.М. Мировая политика в XXI в. Акторы, процессы, проблемы. – М.: МГИМО, 2009.
26.Лифань Ли, Шиу Дин. Геополитические интересы России, ША и Китая в Центральной Азии// Центральная Азия и Кавказ. 2004. № 3. С. 166
27.Международное сотрудничество в области электроэнергетики // Экономика и финансы электроэнергетики. 2002. №7. С. 144-161.
28.Митрова Т.А. Энергорынки в зоне турбулентности // Россия в глобальной экономике 2009. - № 3
29.Нефть новой России. Ситуация, проблемы, перспективы / Под общ. ред. действительного члена РАЕН, д.э.н. В.Ю.Алекперова. М., 2007.
30.Приветственное слово заместителя Генерального секретаря ШОС В.Ю. Захарова // Шанхайская организация сотрудничества: от становления к всестороннему развитию. // Под ред. Лукина А.В. – М.: МГИМО, 2008.
31.Прошин В.Н. Межгосударственные энергетические институты (международно-правовые аспекты); учебное пособие. М, 2005.
32.Салыгин В.И. Приоритеты российской энергетической дипломатии и международное энергетическое сотрудничество / В.И.Салыгин // Международная жизнь. - 2007. - № 5
33.Саркисян М. «Перезагрузка» международной политики: в центре Иран. – Ереван., 2009.
34.Симонов К.В. Глобальная энергетическая война. М., 2007.
35.Телегина Е.А., Румянцева М.А., Покровский С.В. Международный транзит энергоресурсов в системе энергетической безопасности государства: принципы организации и регулирования / Под ред. С.М. Богданчикова. М., 2001
36.Телегина Е.А., Румянцева М.А., Покровский С.В., Салахова И.Р. Внешний вектор энергетической безопасности России. М., 2002.
37.Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1970.
38.Фоменко О.В. «Нефтяной барометр» мировой политики. М., 2002
39.Фоменко О.В. Россия – Евросоюз: проблемы транзита энергоресурсов. М., 2005
40.Чиркин А.Б. Международное энергетическое сотрудничество в XXI в. // Круглый стол «Электроэнергетика и нефтегазовый комплекс Востока России. Вопросы развития, межрегиональная и международная интеграция» «Дальневосточного международного экономического форума» 2007
41.Эдер Л.В. Европейский рынок нефти. Стратегия России. Новосибирск, 2007.
42.Эжиев И.Б. Геополитика Каспийского региона. М., 2007.
43.Энергетическая политика на рубеже веков. – М.: ИД Энергия, 2008.
44.Энергетические измерения международных отношений и безопасности в Восточной Азии / Под руковод. и с предисл. А.В.Торкунова, научн. ред.-сост. А.Д.Воскресенский. М., 2007


Электронные ресурсы на русском языке:


45.Деловой совет ШОС: новый неформальный уровень сотрудничества // [Электронный ресурс]: http://www.sectsco.org/RU/show.asp?id=43
46.Гурьев А.А. Роль Турции в политике РФ на Ближнем и Среднем Востоке // http://www.iimes.ru/rus/stat/2007/28-06-07.htm
47.Максимова А.А. Формирование эффективной энергетической политики в Российской Федерации: региональный аспект // http://www.energosovet.ru/stat234.html
48.Международное сотрудничество в области энергоэффективности // http://minenergo.gov.ru/activity/energoeffektivnost/foreign/
49.Романова Т.А.Россия и ЕС: Диалог на разных языках. // http://www.globalaffairs.ru/numbers/23/6689.html (10.03.2009)
50.Харитонова Н.И. ШОС – параметры энергетического диалога // http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1162197300

Научная и справочная литература на английском языке

51.Energy Policies of IEA Countries 1998 Review. Paris, 1998, P. 110
52.Energy for the Future: Renewable Sources of Energy. White Paper for a Community Strategy and Action Plan. / Commission of the European Communities. Brussels. 1997
53.EU . Russia Energy Dialogue. Sixth Progress Report. Presented by Russian Minister V. Khristenko and European
54.Green paper. A European Strategy for Sustainable, Competitive and secure Energy. Brussels, 08.03.2006. (http://europa.eu.int/comm/energy/green-paper-energy/doc/2006_03_08_gp_document_en.pdf).
55.Commission Director-General Francois Lamoureux. Moscow/Brussels, October 2005
56.(http://europa.eu.int/comm/energy/russia/joint_progress/doc/progress6_en.pdf).
57.Comprehensive National Energy Strategy. Wash., 2008, P.24
58.Oil&Gas Journal, 13.09.1999, P.49
59.The World Energy Council. // www.worldenergy.org
60.The Statute of the Organization of the Petroleum exporting countries. OPEC. Wien, 1978.
61.The Role of IEA Governments in Energy. Paris, 1992, P. 294; Comprehensive National Energy Strategy. Wash., 2008
62.Final Act of the Energy Charter Conference with Respect to the Energy Charter Protocol on Transit //www.encharter.org
63.White Paper: An Energy Policy for the European Union / Commission of the European Communities. Brussels. 1995 // ec.europa.eu.

Научные статьи на немецком языке

64.Deutschlands Gas-Reserven schrumpfen drastisch // DIE WELT ONLINE: 16.01.2009
65."Europa wird sich um zusatzliche Lieferlander bemuhen mussen" // DIE WELT: 17.05.2009
66.EU mit Russland im Gasstreit einig // DIE WELT ONLINE: 09.01.2009
67.Regulierer fordern freien Zugang zur Gasleitung // DIE WELT ONLINE 06.05.2008
68.Neuer Widerstand gegen die Ostsee-Gaspipeline // DIE WELT ONLINE 07.05.2008

Вопрос-ответ:

Какую роль играет энергетическая политика в реализации национальных интересов Российской Федерации?

Энергетическая политика играет ключевую роль в реализации национальных интересов России. Она обеспечивает стратегическую независимость и геополитическую власть страны на международной арене. Россия имеет одни из крупнейших запасов природных ресурсов, таких как нефть, газ и уран, и умелое использование этих ресурсов позволяет России усилить свою экономику, обеспечить энергетическую безопасность и повысить свою геополитическую значимость.

Какие цели и задачи ставит перед собой Россия в международном сотрудничестве в энергетической сфере?

Целями и задачами России в международном сотрудничестве в энергетической сфере является обеспечение безопасности поставок энергоносителей на внутренний рынок, диверсификация экспорта энергии, развитие новых экспортных маршрутов и форматов сотрудничества, укрепление позиции России как ключевого игрока на мировом энергетическом рынке и защита своих интересов.

Какие организации являются основными участниками международного энергетического сотрудничества и какую роль они играют в современном мире?

Основными организациями, играющими важную роль в международном энергетическом сотрудничестве, являются ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти), Международное агентство по энергетике (МАЭ), Международное энергетическое агентство (МЭА), Газовый форум и др. Они играют роль координаторов и регуляторов сотрудничества в энергетической сфере, разрабатывают стандарты и рекомендации, а также координируют работу национальных энергетических компаний.

Какая роль энергетической политики играет в реализации национальных интересов Российской Федерации?

Энергетическая политика играет ключевую роль в реализации национальных интересов Российской Федерации. Россия является одним из крупнейших производителей и экспортеров энергетических ресурсов, таких как нефть, газ и уголь. Эти ресурсы являются важным источником доходов для государства. Кроме того, энергетическая политика России влияет на ее геополитическую позицию и обеспечивает энергетическую безопасность страны.

Какие являются основные направления международного энергетического сотрудничества и стратегии энергетической политики России?

Основными направлениями международного энергетического сотрудничества являются создание и развитие межгосударственных энергетических проектов, обмен опытом и технологиями, установление стабильных и долгосрочных энергетических контрактов. Стратегия энергетической политики России включает в себя укрепление позиций на мировом энергетическом рынке, диверсификацию поставок и рынков сбыта, развитие инновационных технологий в сфере энергетики, а также обеспечение энергетической безопасности страны.

Какие цели и задачи международного сотрудничества в энергетической сфере ставит перед собой Россия?

Цели и задачи международного сотрудничества в энергетической сфере для России включают в себя укрепление позиций на мировом энергетическом рынке, защиту интересов отечественных компаний, обеспечение стабильных и долгосрочных контрактов на поставку энергоресурсов, развитие инновационных технологий в энергетике, создание и развитие межгосударственных энергетических проектов, а также установление доверительных и взаимовыгодных отношений со странами-партнерами.

Какую роль энергетическая политика играет в реализации национальных интересов Российской Федерации?

Энергетическая политика играет ключевую роль в реализации национальных интересов России. Открытая и предсказуемая политика в области энергетики помогает обеспечить стране стабильные поставки энергоресурсов, поддерживает экономический рост и повышает ее геополитическую позицию. Кроме того, энергетическая политика позволяет России влиять на международные отношения и установление цен на энергоносители.

Какие цели и задачи ставит перед собой Россия в международном сотрудничестве в энергетической сфере?

Основной целью России в международном сотрудничестве в энергетической сфере является диверсификация экспорта энергоресурсов и развитие собственных технологий. Кроме того, Россия стремится обеспечить стабильность и безопасность глобальной энергетики и создать международные партнерства, которые будут способствовать развитию отрасли. Задачи международного сотрудничества включают также защиту интересов российских энергетических компаний за рубежом и содействие вхождению на мировые энергетические рынки.

Какую роль играют международные организации энергетического сотрудничества и какие они существуют на современном этапе развития?

Международные организации энергетического сотрудничества играют важную роль в содействии развитию сотрудничества в области энергетики, создании стандартов и регулировании отношений между странами и компаниями. На современном этапе развития существуют такие организации, как Международное агентство по энергетике (МАЭ), Международный энергетический форум (МЭФ), Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), Международный энергетический агентство (МЭА). Эти организации имеют свою роль в сотрудничестве и развитии энергетической политики в мировом масштабе.

Какую роль играет энергетическая политика в реализации национальных интересов Российской Федерации?

Энергетическая политика играет важную роль в реализации национальных интересов России, поскольку энергетический сектор является одним из основных источников доходов и гарантией экономической самостоятельности страны. Кроме того, энергетика является инструментом воздействия на международную политику и геополитическую сферу. Россия обладает обширными энергетическими ресурсами, особенно в области нефти и газа, и может использовать свои энергетические возможности для достижения своих стратегических целей.

Какие цели и задачи преследует Россия в международном сотрудничестве в энергетической сфере?

Россия стремится к обеспечению стабильного и надежного поставки энергетических ресурсов на международный рынок, укреплению позиций в геополитической сфере и максимизации прибыли от экспорта энергии. Кроме того, страна стремится к диверсификации своих энергетических рынков и развитию новых технологий в сфере энергетики. Главной целью является защита национальных интересов и обеспечение экономической безопасности России.