Современные тенденции развития внешней политики Европейского Союза.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Мировая политика
  • 8080 страниц
  • 49 + 49 источников
  • Добавлена 02.06.2010
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Глава 1. Основные направления развития Европейского Союза
1.1 Особенности развития интеграционных процессов ЕС
1.2 Формирование основ современной внешней политики ЕС
Глава 2. Внешняя политика ЕС: проблемы и приоритеты
2.1 Геополитические приоритеты ЕС в сфере внешней политики
2.2 Ключевые проблемы в сфере внешней политики ЕС
Глава 3. Перспективы развития внешней политики ЕС
3.1 Перспективы формирования новых приоритетов в сфере внешней политики ЕС
3.2 Перспективы развития отношений ЕС с Россией
Заключение
Список использованных источников и литературы

Фрагмент для ознакомления

долларов и вырос по сравнению с прошлыми годами, в том числе экспорт на 36,5% и импорт на 27,1%.
Страны ЕС занимают первое место по объему внешнеторгового оборота с Россией (52,7%), что продемонстрировано в Диаграмме 2 (см. Приложение). На втором месте находятся страны СНГ – 64,6 млрд. долларов (импорт составляет 14,2 млрд. долларов).
Если посмотреть на основных торговых партнеров России, то на первом месте стоят такие государства как Германия, Нидерланды и Италия, недалеко оказались по данным на 2007 год и Польша, Великобритания, Франция и Швейцария. Это очень хорошо демонстрирует важность для России сотрудничества с ЕС.
Если обратиться к договорно-правовой стороне сотрудничества РФ и ЕС, то важно отметить, что политика Евросоюза по отношению к России строится на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1994 года (регулирующего вопросы в области энергетики, ядерной безопасности, охраны окружающей среды, смягчения последствий расширения ЕС на Восток для России, где одной из ключевых проблем является Калининград), Коллективной стратегии Европейского Союза в отношении России, работы над концепцией «Общего европейского экономического пространства», начало которой было положено на саммите ЕС-Россия в мае 2001 года, а также разработанного в процессе расширения ЕС на восток новый «Механизма европейского добрососедства».
Сегодня в отношениях России и Европейского Союза стратегически важную роль играет разработка четырех общих пространств на основе Дорожных карт, в чем и выражается логика построения интеграционных процессов.
В 2003 году на саммите в Санкт-Петербурге Россией и Евросоюзом были разработаны четыре следующие документа:
«Дорожная карта» по общему экономическому пространству;
«Дорожная карта» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия;
«Дорожная карта» по общему пространству внешней безопасности;
«Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты.
Для России очень важен тот опыт, который удалось накопить Европейскому Союзу за годы, последовавшие после второй мировой войны, с 1991 года российское руководство стремится строить открытые отношения с внешнем миром, а так как ЕС является ближайшим соседом и больше всех преуспел в процессах интеграции, то перенятие европейского опыта наиболее важно для России. Однако чрезмерно глубокое взаимодействие в сфере экономики на данном этапе может быть не так необходимо.
Дорожная карта по созданию общего экономического пространства должна рассматриваться в контексте рассмотрения международной экономической интеграции.
Так, логика Общего экономического пространства (ОЭП) России и Европейского Союза предполагает формирование в более или менее отдаленной перспективе зоны свободной торговли (ЗСТ) с участием обоих партнеров. К совместному изучению этого вопроса стороны приступили в 1998 году в соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС 1994 года, действующим до 1 декабря 2007 года. Однако дальше изучения дело так и не продвинулось.
До официального вступления России во Всемирную торговую организацию вопрос о начале переговоров о зоне свободной торговли не может быть непосредственно включен в повестку дня политического диалога России и Евросоюза. Между тем мировой опыт создания ЗСТ после Второй мировой войны, о которых уже шла речь в первой главе, например Европейской ассоциации свободной торговли, Южноамериканского общего рынка, Североамериканского соглашения о свободной торговле и др., говорит в пользу такого включения: все эти зоны учреждались странами-членами Генерального соглашения о тарифах и торговле, позже переименованного в ВТО.
19 ноября 2006 года Россия и США подписали протокол о поддержке Соединенными Штатами присоединения России к ВТО. При наиболее благоприятном развитии событий формальные процедуры по оформлению членства российского государства в этой организации могут быть завершены к концу 2007 года. А официальные переговоры по ЗСТ между Россией и Европейским Союзом могут начаться не раньше 2008 года, даже если стороны проявят политическую волю.
Вместе с тем экономически Россия пока не готова к первым масштабным шагам на пути создания с ЕС зоны свободной торговли. А если принять во внимание фактический провал саммита Россия – Евросоюз в ноябре 2006 года, когда Польша заблокировала начало переговоров о новом долгосрочном соглашении сторон, вопрос о ЗСТ на первый взгляд не актуален.
ЕС, как более сильному экономическому субъекту, создание зоны свободной торговли принесет больше выгод. Однако можно привести целый ряд аргументов, почему Россия не очень заинтересована в ЗСТ с Евросоюзом.
Так, поскольку экспорт Европейского Союза в Россию состоит главным образом из машинотехнической и другой готовой продукции высоких стадий переработки, снижение тарифных и нетарифных барьеров вызовет его резкое увеличение по физическому объему и стоимости. Это усилит конкурентное давление на отечественную обрабатывающую промышленность. В итоге российский актив в товарообороте с ЕС сократится, а при особенно неблагоприятных обстоятельствах может даже обернуться дефицитом (наблюдаемое в последние годы превышение темпов прироста импорта РФ из Евросоюза по сравнению с ее экспортом и без того способствует развитию данной тенденции). Такое развитие событий нанесет тяжелый удар по платежеспособности, бюджетной системе и валютным резервам России.
В этом же негативном направлении будет действовать и отмена несовместимых с режимом ЗСТ экспортных пошлин на вывозимые из Российской Федерации на европейский рынок товары топливно-сырьевой группы, особенно нефть и газ. Вместе со снижением таможенных пошлин это заметно уменьшит совокупные доходы таможни, на которые сегодня приходится около 40% поступлений в госбюджет.
В российском экспорте в Евросоюз доминируют товары топливно-сырьевой группы и готовые изделия низких стадий переработки (наподобие удобрений и других продуктов крупнотоннажной химии). В результате около 80% российского экспорта поступает в ЕС беспошлинно или на льготных условиях. При такой структуре товарооборота мы не нуждаемся в зоне свободной торговли.
Постепенное формирование ЗСТ могло бы способствовать созданию более благоприятных условий для решения одной из стратегических внешнеэкономических задач – диверсификации российского экспорта путем резкого повышения удельного веса готовых изделий, прежде всего машинотехнической и особенно высокотехнологичной продукции. Вместе с тем зона свободной торговли предоставит российскому бизнесу не гарантии, а только дополнительные возможности продвижения в этом направлении.
Наибольшим потенциалом наращивания экспорта такой готовой продукции для России обладает не европейский рынок, а рынки других регионов, прежде всего Азиатско-Тихоокеанского региона.
Таким образом, подобные планы российской стороны и ЕС могут иметь место, но должны быть тщательно проработаны и могут быть реализованы только в долгосрочной перспективе.
Тем не менее взаимодействие России и ЕС будет продолжаться, чему будет способствовать не только общность интересов на пути решения совместных вызовов, но и более прагматичные вопросы. В частности, ЕС очень заинтересован в экспорте российского энергетического сырья. На данный момент ему не удалось найти подходящих альтернативных партнеров, которые бы полностью заменили поставки сырья из России. Для России очень важно сотрудничество с ЕС тоже, в том числе, и с экономической точки зрения – страны-члены Евросоюза являются крупнейшими партнерами РФ.
Второе пространство – это Общее пространство свободы, безопасности и правосудия. Это стало наряду с остальными тремя Дорожными картами приоритетным направлением развития стратегических отношений двух сторон.
В соответствии с документами, сотрудничества ЕС и России в области правосудия, свободы и безопасности лежат принципы «равенства и взаимного уважения, приверженность общим ценностям: демократии, власти закона, а также независимой и прозрачной судебной власти, соблюдение прав человека, международных законов и основных свобод, таких как свободные и независимые СМИ».
Положения, получившие отражение в данной «Дорожной карте», были также заложены еще в Национальной индикативной программы ЕС на 2004-2006 годы. Эта программа нацелена на стимулирование сотрудничества в судебной и правоохранительной области, а также расширение совместной работы в области предотвращения и борьбы с организованной преступностью, отмыванием денег, коррупцией, незаконной миграцией, контрабандой наркотиков и торговлей людьми, терроризмом и иными проявлениями международной преступности.
Сотрудничество в области правосудия, свободы и безопасности также включает программы сотрудничества, нацеленные на укрепление пограничной инфраструктуры, модернизацию таможенных и пограничных постов и повышение профессионального уровня их сотрудников, а также на защиту лиц, перемещенных внутри стран. И ЕС, и Россия рассматривают эти направления как приоритетные.
В рамках общего пространства правосудия, свободы и безопасности были установлены связи между Россией и Европейским агентством по управлению внешними границами FRONTEX, а также между Россией и EUROJUST, европейской сети правового сотрудничества. В рамках Европейской политики добрососедства Россия также пользуется преимуществами программы Технической поддержки и обмена информацией (TAIEX).
В ноябре 2003 года Россия и Европол подписали специализированное соглашение о своем сотрудничестве, что стало базой для развития взаимодействия в сфере уголовных дел между Европолом и российскими правоохранительными органами. Это помогло продолжить дальнейшую совместную работу в области правосудия, свободы и безопасности, сегодня эта тематика становится особо актуальной и несет все большее значение в связях Евросоюза и России.
В 2000 году Европейский Совет принял План совместных действий ЕС и Российской Федерации по борьбе с организованной преступностью. Нацеленный на развитие более тесного сотрудничества между Европейским Союзом, государствами-членами и Россией в борьбе с организованной преступностью, он ознаменовал собой новую эру сотрудничества ЕС и России. В рамках Программы Тасис было выделено более 110 млн. евро на проекты по правосудию и внутренним делам, особенно на пограничное управление и поддержку судебной реформы.
C 2004 года программа трансграничного сотрудничества Тасис была объединена в ряд Программ соседства. Это стало результатом предпринимаемых ЕС попыток улучшения существующих инструментов трансграничного сотрудничества после расширения ЕС. Целью данных программ перехода в 2004-2006 годах является стимулирование сотрудничества с соседними странами, не являющимися кандидатами на вступление в ЕС, путем улучшения использования существующих инструментов.
В рамках поддержки правовых реформ, а также институциональной поддержки в России ЕС финансирует несколько программ. Бюджет программы Содействия системе арбитражных судов составляет около 4 млн. евро. Программы по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также программы интегрированного пограничного управления, направленные на борьбу с организованной преступностью и предотвращение торговли людьми, имеют бюджеты от 3 до 4 млн. евро. На реализацию программы Институционального, правового и экономического федерализма и проекта Повышения осведомленности общественности о российской правовой системе ЕС выделил 3 млн. евро на каждый. Более мелкие проекты, финансируемые в рамках программы предоставления методических рекомендаций, затрагивают, среди прочих, такие вопросы, как административная юстиция, уполномоченный по правам человека в РФ, профессиональная ответственность юристов, борьба с коррупцией.
Кроме программы Тасис, Европейская инициатива в области демократии и прав человека (ЕИДПЧ) является программой ЕС по предоставлению финансирования неправительственным организациям, работающим в области демократизации и прав человека. Эта программа финансирует ряд проектов, имеющих серьезное значение для ключевых вопросов в области ПСБ.
Правовую основу отношений ЕС и России составляет Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, в соответствии с которым был образован Подкомитет по правосудию и внутренним делам. Согласно этому соглашению на уровне министерств образован также Постоянный Совет Партнерства в области правосудия и внутренних дел.
Вопросы правосудия, свободы и безопасности регулярно обсуждаются на саммитах ЕС-Россия, проводимых каждые шесть месяцев, а также на следующих встречах:
Постоянный Совет Партнерства ЕС-Россия между министрами юстиции и внутренних дел страны, председательствующей в ЕС, будущей председательствующей страны, Европейской Комиссии, а также российских министров юстиции и внутренних дел.
Подкомитет по вопросам конкуренции, правам интеллектуальной собственности, сближению законодательства и борьбе с организованной преступностью, который встречается раз в год на рабочем уровне.
Ежегодные или проводящиеся дважды в год встречи офицеров связи стран-членов ЕС, Европейской Комиссии и российских офицеров связи, командированных и работающих в столицах ЕС, а также представителей правоохранительных органов обеих сторон.
Европол приглашают к участию в заседаниях, на которых обсуждаются вопросы юстиции и внутренних дел.
На сегодняшний день в рамках Общего пространства свободы, безопасности и правосудия сотрудничество ведется по следующим направлениям:
политика выдачи виз и реадмиссии (между Россией и ЕС заключено специальное соглашение по данному вопросу);
пограничное управление, пограничный и таможенный контроль на пунктах пересечения границы между Россией и существующими и будущими странами-членами ЕС, а также между Россией и третьими странами;
борьба с незаконной миграцией;
сотрудничество в области формирования политики предоставления убежищ;
борьба с отмыванием денег;
борьба с торговлей наркотиками;
сотрудничество между представителями полицейских органов;
сотрудничество в борьбе с организованной преступностью и терроризмом;
реформа российской судебной и правовой системы;
реформа пенитенциарной системы;
повышение осведомленности о российской правовой системе.
Третьим стратегическим направлением развития сотрудничества России – ЕС стало Общее пространство внешней безопасности.
В сфере внешней безопасности стороны поставили перед собой цели по работе в следующих направлениях:
усиленный диалог и сотрудничество на международной арене;
борьба с терроризмом;
нераспространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, усиление режимов экспортного контроля и разоружение;
сотрудничество в кризисном регулировании;
сотрудничество в области гражданской защиты.
Все эти направления крайне актуальны в настоящее время, однако особо выделяется борьба с терроризмом и оружием массового уничтожения как глобальными проблемами всего человечества. Россия и ЕС, так же как и все мировое сообщество, осознали серьезность противостоящей им угрозы, которая может стать в один прекрасный день третьей мировой войной, в которой не будет победителей, что обусловлено эпохой развития ядерного оружия, которое уничтожит все человечество.
Поэтому и Россия, и ЕС, и остальные государства совместными усилиями разрабатывает глобальные документы и нормы, которые должны помочь правительствам всех стран противостоять международному терроризму (в том числе и внутреннему терроризму, что особо актуально для России, как многонациональной стране).
И, наконец, четвертым стратегическим направлением сотрудничества России и ЕС стало Общее пространство науки и образования, включая культурные аспекты. Исследователи сходятся во мнении, что этот документ является наиболее достижимым с точки зрения поставленных целей по сравнению с остальными «Дорожными картами». Ключевой целью в соответствии с документом здесь стало: «использование богатого интеллектуального наследства и накопленных знаний России и ЕС в целях содействия экономическому росту с участием гражданского общества в России и ЕС и повышению уровня конкурентоспособности экономик России и Евросоюза; а также активизация связи и обмены в сфере образования и культуры, среди молодежи, а также повышение выявлению и применению наилучшей практики в этих областях».
Структурно эта «Дорожная карта» разделена на три основных направления: исследования, наука и технологии; образование; культура.
Цели в сфере исследований, науки и технологиях сводятся к:
построению в России и Евросоюзе общества, основанного на знаниях;
обеспечению высоких темпов роста конкурентоспособности и экономического развития путем модернизации национальных экономик и использования передовых достижений науки;
укреплению и оптимизации связей между научными исследованиями и инновациями;
поддержке малого и среднего предпринимательства в области научных исследований и инноваций.
Среди целей в сфере образования стороны определили следующие:
Содействие интеграции и углублению сотрудничества в рамках создаваемого Европейского пространства высшего образования в соответствии с основными положениями Болонского процесса, в частности в следующих направлениях:
принятие системы сопоставимых степеней высшего образования;
принятие системы, базирующейся на двух уровнях обучения «бакалавр – магистр», а также скорейшее принятие трехуровневой системы образования «бакалавр – магистр – доктор»;
введение системы кредитов, используя Европейскую систему зачетных единиц (ECTS) для учета объема изучаемых дисциплин;
содействие академической мобильности;
сотрудничество в обеспечении качества обучения;
внедрение интегрированных учебных программ в высших учебных заведениях;
поддержка обучения в течение всей жизни;
изменение системы управления учреждений высшего образования с целью адаптации обучения студентов к изменениям на рынке труда;
повышение привлекательности систем высшего образования в России и ЕС.
Стимулирование углубления сотрудничества в области неформального образования для молодежи, направленного на:
создание условий для интеграции молодых людей в общественную жизнь и поощрение их инициативности;
оказание помощи молодым людям в получении знаний, навыков, квалификации и признание значимости подобного опыта;
содействие развитию межкультурного диалога и расширению сотрудничества с соседними странами-партнерами.
Развитие образовательных программ для молодежи по продвижению здорового образа жизни (физические упражнения, борьба с курением, употреблением алкоголя и наркотиков, СПИД/ВИЧ и т.д.).
В сфере культуры Россия и ЕС договорились:
продвигать структурированный подход к культурному сотрудничеству между Россией и расширенным Евросоюзом, содействовать творчеству и мобильности деятелей культуры, повышению доступности культуры для населения, распространению искусства и культуры, межкультурному диалогу, углублению знания истории и культурного наследия народов Европы;
укреплять и усиливать европейскую идентичность на основе общих ценностей, включая свободу выражения, демократическое функционирование СМИ, соблюдение прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам, и продвижение культурного и языкового многообразия как основы жизнеспособности гражданского общества в Европе без разделительных линий;
развивать сотрудничество между сферами культуры России и ЕС в целях увеличения их культурного и экономического значения.
Еще раз отметим, что достижение поставленных целей очень реально, учитывая, что по данным направлениям сотрудничество развивается уже много лет, причем достаточно успешно, результаты ощутимы даже сейчас. Поэтому создание данного Общего пространства наиболее близко в отличие от остальных трех.
Таким образом, в настоящее время на политическом уровне существует полная поддержка всех четырех пространств, однако их реализация на практике идет разными темпами. Наибольшие успехи сегодня достигнуты в области культуры и образования. Однако реальная работа может продолжаться только после того как РФ и ЕС смогут подписать новое Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, выделив тем самым приоритеты своего взаимодействия.




Заключение

В целом, становление Европейского Союза связано, прежде всего, с процессами европейской интеграции, которые взяли свое начало еще после окончания Второй мировой войны. Они были обусловлены закономерностями экономического развития и инициированы политическими решениями, приятными на уровне руководства ведущих держав европейского континента.
За многочисленные годы, прошедшие с момента заявления Р. Шумана в 1950 году, который стал инициатором централизованной организации производства угля и стали во Франции и Федеративной Республики Германии, что в результате привело к учреждению ЕОУС, были учреждены Европейское экономическое сообщество, Европейская ассоциация свободной торговли, приняты решения об углублении интеграции, приняты новые страны-члены. Все эти процессы и сформировали ЕС таким, каким можем видеть его в сегодняшние дни. Евросоюз союз является одним из ведущих акторов мирового сообщества, его влияние очень сильно как в политике, так и в экономике.
Безусловно, что ЕС как один из самых серьезных игроков на международной арене, следуя современным тенденциям, осознал необходимость согласования на общеевропейском уровне в том числе и проблем безопасности, так как многие из них невозможно решить только на национальном уровне. Все это привело к закреплению в Ниццском договоре в 2001 году приоритетных целей общей внешней политики и политики безопасности.
Если странам-членам Европейского Союза удастся окончательно договориться о реализации ОВПБ, то это придаст еще больший международный вес всей организации, а также ее участникам при решении мировых проблем.
Формирование общей политики Евросоюза в сфере безопасности идет уже много лет, большая поддержка в этой области идет со стороны Совета Европы. Пока этот процесс идет, государства-члены ЕС все равно активно сотрудничают в сфере внешней политики и политики безопасности.
Приоритеты Евросоюза в сфере внешней политики очень обширны и охватывают все регионы мира.
Сегодня среди приоритетов ЕС стоят такие вопросы как сотрудничество с Центральной Азией, борьба с нелегальной иммиграцией, защита окружающей среды и др. Все эти направления работы европейских государств только укрепляют уровень сплоченности членов Евросоюза и помогают решению трудностей совместными усилиями.
В данной работе был проведен анализ внешней политики ЕС в центрально-азиатском регионе, который становится важным приоритетом деятельности организации, что связано во многом с экономическими мотивами. В частности, несмотря на то, что отношения с Россией развиваются, ЕС принял решение диверсифицировать свои поставки энергетического сырья из этой страны.
Так, Европейский Союз внимательно следит за развитием внутриполитической обстановки в государствах Центральной Азии, что находит отражение как в принятых документах, так и в объемах финансирования. Велика роль Европейского Союза в развитии программы СПЕКА, которая осуществляется под эгидой ООН вплоть до настоящего момента. В нем лидирующую роль играла ЕЭК – Европейская экономическая комиссия, которая и разработала основные приоритеты развития взаимодействия с государствами Центральной Азии в сфере пяти приоритетных областей - в сфере транспорта, энергетики, охраны окружающей среды, содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Наиболее развита в этой программе транспортная составляющая, которая интересна для всех участников проекта.
Ключевым моментом, который дал новый толчок развитию сотрудничества ЕС и региона Центральной Азии, стало принятие в 2007 году нового документа – Стратегии Евросоюза в отношении стран ЦА. С этого момента ЕС открыто обозначил стратегический характер своих контактов с регионом. Совершенно очевидно, что основной причиной данной активизации взаимодействия послужил приоритет для европейцев диверсифицировать источники энергетического сырья (так, конфликт между Россией и Украиной продемонстрировал, насколько Европа была зависима от российских поставок).
На современном этапе политика ЕС в Центральной Азии согласно принятым документам развивается по следующим направлениям – права человека, верховенство закона; образование; экономическое взаимодействие (прежде всего в сфере энергетики); безопасность и стабильность. Все направления в настоящее время находятся под пристальных вниманием сторон.
Сотрудничество с Россией традиционной было одним из приоритетов Европейского Союза, прежде всего по той причине, что она является его крупнейшим соседом и источником импорта энергетических ресурсов. Граница между Евросоюзом и Россией после расширения 2004 года стала максимально большой, что только повысило необходимость для ЕС укреплять взаимодействие со своим российским коллегой, в том числе и на институциональной основе. Сегодня самыми важными документами являются программа добрососедства, а также четыре «Дорожные карты».




Список использованных источников и литературы

Источники:
«Дорожная карта» по общему пространству внешней безопасности // URL: http://www.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152817.shtml
«Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты // URL: http://www.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152819.shtml
«Дорожная карта» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия // URL: http://www.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152814.shtml
«Дорожная карта» по общему экономическому пространству // URL: http://www.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152811.shtml
Common Strategy of the European Union on Russia of 4 June 1999 // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/ceeca/com_strat/russia_99.pdf
Draft Treaty Establishing a Constitution for Europe // URL: http://european-convention.eu.int/docs/Treaty/cv00850.de03.pdf
European Neighbourhood Strategy Policy Paper // URL: http://europa.eu.int/comm/world/enp/pdf/strategy/strategy_paper_en.pdf
Guidelines for a new Action Plan. Presidency Conclusions on the Future of the Northern Dimension Policies of the European Union, Luxembourg, 21 October 2002 // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/north_dim/doc/guidelines02.pdf
National Indicative Programme 2002-2006 // URL: http://ec.europa.eu/external_relations/russia/csp/04-06_en.pdf
Priorities for the UK Presidency of the EU // URL: http:// www.fco.gov.uk/Files/kfile/UKEUPresidency2005_PresidencyPriorities_EN.pdf
Programme of the Swedish presidency of the European Union // URL: http://eu2001.se/static/eng/sweden/prioritet_utvidgning.asp
The Treaty of Rome // URL: http://europa.eu/legislation_summaries/institutional_affairs/treaties/treaties_eec_en.htm
Treaty of Amsterdam // URL: http://www.eurotreaties.com/amsterdamtext.html
Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community // URL: http://eur-lex.europa.eu/JOHtml.do?uri=OJ:C:2007:306:SOM:en:HTML
Treaty of Nice // URL: http://ec.europa.eu/nice_treaty/index_en.htm

Основная литература:
Беттхер В. Маастрихтский договор о будущем Европы. М.: РАУ, 1994. 280 с.
Бирюков М.М. Европейский Союз, Евроконституцияи европейское право. М.: Научная книга, 2006. 253 с.
Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития. Под ред. Ю. Борко, О. Буториной. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 472 с.
Европейский Союз. Прошлое, настоящее и будущее. От единого рынка к Европейскому союзу. Под ред. Ю.А. Борко. М.: Право, 1994. 64 с.
Европейский Союз: основополагающие акты в редакции лиссабонского договора. Под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Инфра-М, 2008. 698 с.
Кувалдин В.Р. Глобальный мир: экономика, политика, международные отношения. М.: Магистр, 2009. 207 с.
Лавровская Т.В. Экономическая интеграция как развивающийся глобальный процесс. М.: ИМЭ и МО, 1991. 271 c.
Ларионов Д.А.Основные проблемы развития экономики Европейского Союза. М., 2006. 247 с.
Пашковская И.Г. Энергетическая политика ЕС в отношении России и новых независимых государств. М.: Проспект, 2009. 168 с.
Приоритеты и ценности социально-экономической политики стран Евросоюза. Под ред. Н.П. Шмелева. М.: РАГС, 2008. 392 с.
Расширение Европейского Союза и Россия. Под ред. Буториной О.В. и Борко Ю.А. М.: Издательский дом «Деловая литература», 2006. 567 с.
Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. М., 2001. 478 с.

Статьи:
Буторина О.В. Антикризисная стратегия Европейского Союза: ближние и дальние рубежи // Полития. 2009. №3. С. 65-77.
Верхофстадт Г. Три выхода для Европы // Россия в глобальной политике. 2009. №1. Январь-Февраль. С. 59-67.
Загашвили В. На пороге нового этапа экономической глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №3. С. 15-23.
Касимова И.С. Турция и ЕС: современный этап отношений (2004–2005 гг.) // Востоковедный сборник. Под ред. А.О. Филоник. М.: ИБВ, 2007. С. 199-206.
Кембаев Ж.М. Общая внешняя политика и политика безопасности Европейского Союза: правовые основы становления и перспективы развития // Журнал российского права. 2007. №6. С. 88-96.
Косов Ю.В. Все дороги ЕС ведут из Рима // Санкт-Петербургские ведомости. 2007. 6 апреля. С. 4.
Косов Ю.В. Роль Римского договора в европейской интеграции // Управленческое консультирование. 2008. №3. С. 46-50.
Косов Ю.В. Сотрудничество ЕС и России: история и современность // Сборник студенческих работ. Под ред. В.А.Волкова. СПб.: СЗАГС, 2007. С. 64-70.
Тиммерманн Х. Россия и Европейский Союз: современные тенденции во внешней политике, политике безопасности и экономике. Взгляд из Германии. // Актуальные проблемы Европы. 2002. №1. С.138-143.
Чижов В.А. Россия и Европейский Союз: формирование стратегического партнерства // Международная жизнь. 2009. №10. С. 84-93.

Литература на иностранном языке:
Balassa B. The theory of economic integration. London: Allen and Unwin, 1962. 354 р.
Borchardt K.-D. European Integration. The origins and growth of the European Union. Brussels, 1995. 80 р.
Haukkala H. The making of the European Union’s Common Strategy on Russia. UPI Working Papers 2000. 42 р.

Интернет-ресурсы:
Геро У. Конституция для Европы. Новые правила для старого континента? // URL: http://www.deutschebotschaft-moskau.ru/ru/bibliothek/internationale-politik/2001-02/article06.html
Зачем ЕС конституция // URL: http://www.newsru.com/background/21feb2005/const.html
Лебедева Т.П. Каким быть глобальному управлению? // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2006. №1. // URL: http://www.spa.msu.ru/images/File/Vestnik/Lebedeva.pdf
Сербина А.С. Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС – испытание Востоком // URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/324/image/324-196.pdf
Страны Евросоюза подписали новое базовое соглашение // URL: http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=174685
Тарасов И. Перспективы внешнеполитического единства ЕС // Международные процессы. 2009. Том 7. №1(19). Январь-апрель // URL: http://www.intertrends.ru/fifteen/007.htm
Штютцле В. Европа между притязаниями и действительностью // URL: http://www.deutschebotschaft-moskau.ru/ru/bibliothek/internationale-politik/2003-05/article11.html
Этерис Ю. Конституция для Европы: инструмент интеграции // URL: http://www.baltic-course.com/rus/es_baltija/?doc=204
Ten years of the Stability and Growth Pact // ECB Monthly Bulletin. 2008. October. P. 60. // URL: http://www.ecb.int/pub/pub/ecb/html/index.en.html

Ларионов Д.А.Основные проблемы развития экономики Европейского Союза. М., 2004. С. 33.
Громыко В.В., Окрут З.М., Гагарина Г.Ю., Сагинова О.В. Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС // URL:
http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2007/07/27/0000309975/lekciix20pox20kursu.doc
Громыко В.В., Окрут З.М., Гагарина Г.Ю., Сагинова О.В. Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС // URL:
http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2007/07/27/0000309975/lekciix20pox20kursu.doc
Европейский союз // Журнал «Новая Европа» // URL: http://n-europe.eu/content/index.php?p=2134
Европейский союз // Журнал «Новая Европа» // URL: http://n-europe.eu/content/index.php?p=2134
Европейский Союз. Прошлое, настоящее и будущее. От единого рынка к Европейскому союзу. М., 1994.
Европейский союз // Журнал «Новая Европа» // URL: http://n-europe.eu/content/index.php?p=2134
Европейский союз // Журнал «Новая Европа» // URL: http://n-europe.eu/content/index.php?p=2134
Международные экономические отношения. Под ред. В.Е. Рыбалкина. М., 2004.
Европейский союз // Журнал «Новая Европа» // URL: http://n-europe.eu/content/index.php?p=2134
Там же.
Borchardt K.-D. European Integration. The origins and growth of the European Union. Brussels, 1995.
Европейский союз // Журнал «Новая Европа» // URL: http://n-europe.eu/content/index.php?p=2134
Европейский союз // Журнал «Новая Европа» // URL: http://n-europe.eu/content/index.php?p=2134
Там же.
Там же.
Щербанин Ю.А., Рожков К.Л., Рыбалкин В.Е. Фишер Г. Международные экономические отношения. Интеграция. М., 1997.
Европейский союз // Журнал «Новая Европа» // URL: http://n-europe.eu/content/index.php?p=2134
Treaty of Amsterdam // URL: http://www.eurotreaties.com/amsterdamtext.html
Treaty of Nice // URL: http://ec.europa.eu/nice_treaty/index_en.htm
Европейский союз // Журнал «Новая Европа» // URL: http://n-europe.eu/content/index.php?p=2134
Там же.
Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития. Под ред. Ю.А. Борко, О.В. Буториной. М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 54.
The Maastricht Treaty // URL: www.eurotreaties.com/maastrichtec.pdf
Европейский Союз. Прошлое, настоящее и будущее. От единого рынка к Европейскому союзу. М., 1994. С. 29.
Иноземцев В., Кузнецова Е. Объединенная Европа на пути к лидерству в мировой политике // МЭМО. 2002. №4. С. 3-14.
Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития. Под ред. Ю.А. Борко, О.В. Буториной. М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 36.
Иноземцев В., Кузнецова Е. Объединенная Европа на пути к лидерству в мировой политике // МЭМО. 2002. №4. С. 3-14.
Компетенция ЕС и основные направления деятельности // Энциклопедия Кругосвет // URL: http://www.krugosvet.ru/articles/103/1010375/1010375a2.htm
Тарасов И. Фиксируем тенденцию. Перспективы внешнеполитического единства ЕС // Международные процессы. 2007. Том 5. №3 (15) // URL: http://www.intertrends.ru/fifteen/007.htm
Там же.
Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М.: Международные отношения, 2009. С. 57.
The Maastricht Treaty // URL: http://www.eurotreaties.com/maastrichtext.html
Special Programme for the Economies of Central Asia // URL: http:// www.unece.org/speca/Welcome_ru.html
Вартанян А. Программа СПЕКА - новая региональная инициатива ЕС в Центральной Азии // Новые рынки. 2001. №5. С. 24.

Там же.
Sehring J., Warkotsch A. The European Union and Central Asia. Routladge, 2008. P. 101.
Омаров Н. Зачем Европе Центральная Азия? // Независимая газета. 2008. 30 июня.
Омаров Н. Зачем Европе Центральная Азия? // Независимая газета. 2008. 30 июня.
The EU and Central Asia: Strategy for a New Partnership // URL: http://ec.europa.eu/external_relations/central_asia/index_en.htm
Сейдахметова Б.Стратегия ЕС в Центральной Азии // URL: http://www.np.kz/index.php?newsid=800
Россия и формирование образа ЕС в Центральной Азии. Доклад Института Европы №243. Под ред. М.Г. Носова. М.: Рус. сувенир, 2009. С. 47.
The EU and Central Asia: Strategy for a New Partnership // URL: http://ec.europa.eu/external_relations/central_asia/index_en.htm
Позднякова Н. Пьер Морель: Стратегия ЕС в Центральной Азии успешна // URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0,,4622794,00.html
Там же.
Там же.
Позднякова Н. Пьер Морель: Стратегия ЕС в Центральной Азии успешна // URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0,,4622794,00.html
Там же.
Позднякова Н. Пьер Морель: Стратегия ЕС в Центральной Азии успешна // URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0,,4622794,00.html
Там же.
The EU and Central Asia: Strategy for a New Partnership // URL: http://ec.europa.eu/external_relations/central_asia/index_en.htm
Позднякова Н. Пьер Морель: Стратегия ЕС в Центральной Азии успешна // URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0,,4622794,00.html
The EU-Central Asia Monitoring (EUCAM) // URL: http://www.eucentralasia.eu/
Declaration on combating terrorism, Brussels, 25 March 2004 // URL: http://www.consilium.europa.eu/ueDocs/cms_Data/docs/pressData/en/ec/79637.pdf
An Overview of the Counter Terrorism Unit Activities, Europol // URL: http://www.europol.eu.int/index.asp?page=publ_terrorism
Fight against Terrorism, Council of Europe // URL: http://www.coe.int/t/e/legal_affairs/legal_co-operation/Fight_against_terrorism
Fight against Terrorism, Council of Europe // URL: http://www.coe.int/t/e/legal_affairs/legal_co-operation/Fight_against_terrorism
Европейская система предотвращения терактов // URL: http://studies.agentura.ru/tr/reform/eurocounterterrorism
Европейская система предотвращения терактов // URL: http://studies.agentura.ru/tr/reform/eurocounterterrorism
European Convention on the Suppression of Terrorism // URL: http://conventions.coe.int/Treaty/Commun/QueVoulezVous.asp?NT=090&CM=8&DF=11/29/2006&CL=ENG
Fight against Terrorism, Council of Europe // URL: http://www.coe.int/t/e/legal_affairs/legal_co-operation/Fight_against_terrorism
Европейская система предотвращения терактов // URL: http://studies.agentura.ru/tr/reform/eurocounterterrorism
Европейская система предотвращения терактов // URL: http://studies.agentura.ru/tr/reform/eurocounterterrorism
Там же.
Директорат коммуникации Совета Европы // URL: http://www.coe.int/T/R/press/%5BPress_releases%5D/20050503_conventions.asp
Штютцле В. Европа между притязаниями и действительностью // URL: http://www.deutschebotschaft-moskau.ru/ru/bibliothek/internationale-politik/2003-05/article11.html
Зачем ЕС конституция // URL: http://www.newsru.com/background/21feb2005/const.html
Draft Treaty Establishing a Constitution for Europe // URL: http://european-convention.eu.int/docs/Treaty/cv00850.de03.pdf
Draft Treaty Establishing a Constitution for Europe // URL: http://european-convention.eu.int/docs/Treaty/cv00850.de03.pdf
Лебедева Т.П. Каким быть глобальному управлению? // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2006. №1. // URL: http://www.spa.msu.ru/images/File/Vestnik/Lebedeva.pdf
Лебедева Т.П. Каким быть глобальному управлению? // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2006. №1. // URL: http://www.spa.msu.ru/images/File/Vestnik/Lebedeva.pdf
Этерис Ю. Конституция для Европы: инструмент интеграции // URL: http://www.baltic-course.com/rus/es_baltija/?doc=204
Там же.
Геро У. Конституция для Европы. Новые правила для старого континента? // URL: http://www.deutschebotschaft-moskau.ru/ru/bibliothek/internationale-politik/2001-02/article06.html
Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community // URL: http://eur-lex.europa.eu/JOHtml.do?uri=OJ:C:2007:306:SOM:en:HTML
Страны Евросоюза подписали новое базовое соглашение // URL: http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=174685
Страны Евросоюза подписали новое базовое соглашение // URL: http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=174685
Там же.
Размах кризиса в ЕС. – http://russmedia.net/modules/news/article.php?storyid=448
Размах кризиса в ЕС – http://russmedia.net/modules/news/article.php?storyid=448
Hall J. EU provides €19bn to tackle unemployment // The Telegraph. 2009. June 3.
Кризис в ЕС приведет к драматическим последствиям? - http://www.moscow-post.ru/news/in_world/001237368044605
Лидеры ЕС согласовали в Брюсселе подходы к борьбе с финансовым кризисом. - http://narodinfo.ru/news/65480.html
Глобальный план восстановления и реформирования, принятый 2 апреля 2009 г. на саммите «Большой двадцатки» - http://www.londonsummit.gov.uk/en/summit-aims/summit-communique.

Верхофстадт Г. Три выхода для Европы // Россия в глобальной политике. 2009. №1. Январь-Февраль.
Внешнеторговый оборот России увеличился на 27% // URL: http://finance.rol.ru/news/article15260/default.asp?news=86624
Экспорт России в 2006 году увеличился на 25,1%, импорт - на 39,3% // URL: http://www.ibk.ru/news/eksport_rossii_v_2006_godu_uvelichilsya_na_25_1_import_na_39_3-27674/
Динамика внешней торговли России // URL: http://www.ress.ru/vest/v7/vestnik128.htm
Доля ЕС во внешнеторговом обороте РФ выросла в 2006 году // URL: http://ricom.ru/RicomTrust/macronews?type=show&chapter_id=10
Agreement on partnership and cooperation // URL://europa.eu.int/comm/external_relations/ceeca/pca/pca_russia.pdf
Common strategy of the European Union on Russia of 4 June 1999 // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/ceeca/com_strat/russia_99.pdf
European Neighbourhood Strategy Policy Paper // URL: http://europa.eu.int/comm/world/enp/pdf/strategy/strategy_paper_en.pdf
«Дорожная карта» по общему экономическому пространству // URL: http://www.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152811.shtml
«Дорожная карта» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия // URL: http://www.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152814.shtml
«Дорожная карта» по общему пространству внешней безопасности // URL: http://www.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152817.shtml
«Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты // URL: http://www.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152819.shtml
Паньков В.С. Свобода торговли между Россией и ЕС: за и против // Россия в глобальной политике. 2007. №1 // URL: http://www.globalaffairs.ru/numbers/24/7046.html
Правосудие, свобода и безопасность // Представительство Европейской Комиссии в России // URL: http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/p_307.htm
National Indicative Programme 2002-2006 // URL: http://ec.europa.eu/external_relations/russia/csp/04-06_en.pdf
Правосудие, свобода и безопасность // Представительство Европейской Комиссии в России // URL: http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/p_307.htm
Правосудие, свобода и безопасность // Представительство Европейской Комиссии в России // URL: http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/p_307.htm
Там же.
Там же.
Правосудие, свобода и безопасность // Представительство Европейской Комиссии в России // URL: http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/p_307.htm
Там же.
Там же.
Правосудие, свобода и безопасность // Представительство Европейской Комиссии в России // URL: http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/p_307.htm
Там же.
См. Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии // URL: http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/images/pText_pict/615/Readmission_RU.doc
«Дорожная карта» по общему пространству внешней безопасности // URL: http://www.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152817.shtml
Напр., Энтин М.Л. Россия – ЕС: Общее пространство науки, образования и культуры // Вся Европа. 2006. №4. // URL: http://www.alleuropa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=104
«Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты // URL: http://www.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152819.shtml
«Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты // URL: http://www.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152819.shtml
«Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты // URL: http://www.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152819.shtml
«Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты // URL: http://www.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152819.shtml












80

Список использованных источников и литературы

Источники:
1.«Дорожная карта» по общему пространству внешней безопасности // URL: http://www.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152817.shtml
2.«Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты // URL: http://www.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152819.shtml
3.«Дорожная карта» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия // URL: http://www.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152814.shtml
4.«Дорожная карта» по общему экономическому пространству // URL: http://www.kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152811.shtml
5.Common Strategy of the European Union on Russia of 4 June 1999 // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/ceeca/com_strat/russia_99.pdf
6.Draft Treaty Establishing a Constitution for Europe // URL: http://european-convention.eu.int/docs/Treaty/cv00850.de03.pdf
7.European Neighbourhood Strategy Policy Paper // URL: http://europa.eu.int/comm/world/enp/pdf/strategy/strategy_paper_en.pdf
8.Guidelines for a new Action Plan. Presidency Conclusions on the Future of the Northern Dimension Policies of the European Union, Luxembourg, 21 October 2002 // URL: http://europa.eu.int/comm/external_relations/north_dim/doc/guidelines02.pdf
9.National Indicative Programme 2002-2006 // URL: http://ec.europa.eu/external_relations/russia/csp/04-06_en.pdf
10.Priorities for the UK Presidency of the EU // URL: http:// www.fco.gov.uk/Files/kfile/UKEUPresidency2005_PresidencyPriorities_EN.pdf
11.Programme of the Swedish presidency of the European Union // URL: http://eu2001.se/static/eng/sweden/prioritet_utvidgning.asp
12.The Treaty of Rome // URL: http://europa.eu/legislation_summaries/institutional_affairs/treaties/treaties_eec_en.htm
13.Treaty of Amsterdam // URL: http://www.eurotreaties.com/amsterdamtext.html
14.Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community // URL: http://eur-lex.europa.eu/JOHtml.do?uri=OJ:C:2007:306:SOM:en:HTML
15.Treaty of Nice // URL: http://ec.europa.eu/nice_treaty/index_en.htm

Основная литература:
16.Беттхер В. Маастрихтский договор о будущем Европы. М.: РАУ, 1994. 280 с.
17.Бирюков М.М. Европейский Союз, Евроконституцияи европейское право. М.: Научная книга, 2006. 253 с.
18.Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития. Под ред. Ю. Борко, О. Буториной. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 472 с.
19.Европейский Союз. Прошлое, настоящее и будущее. От единого рынка к Европейскому союзу. Под ред. Ю.А. Борко. М.: Право, 1994. 64 с.
20.Европейский Союз: основополагающие акты в редакции лиссабонского договора. Под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Инфра-М, 2008. 698 с.
21.Кувалдин В.Р. Глобальный мир: экономика, политика, международные отношения. М.: Магистр, 2009. 207 с.
22.Лавровская Т.В. Экономическая интеграция как развивающийся глобальный процесс. М.: ИМЭ и МО, 1991. 271 c.
23.Ларионов Д.А.Основные проблемы развития экономики Европейского Союза. М., 2006. 247 с.
24.Пашковская И.Г. Энергетическая политика ЕС в отношении России и новых независимых государств. М.: Проспект, 2009. 168 с.
25.Приоритеты и ценности социально-экономической политики стран Евросоюза. Под ред. Н.П. Шмелева. М.: РАГС, 2008. 392 с.
26.Расширение Европейского Союза и Россия. Под ред. Буториной О.В. и Борко Ю.А. М.: Издательский дом «Деловая литература», 2006. 567 с.
27.Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. М., 2001. 478 с.

Статьи:
28.Буторина О.В. Антикризисная стратегия Европейского Союза: ближние и дальние рубежи // Полития. 2009. №3. С. 65-77.
29.Верхофстадт Г. Три выхода для Европы // Россия в глобальной политике. 2009. №1. Январь-Февраль. С. 59-67.
30.Загашвили В. На пороге нового этапа экономической глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №3. С. 15-23.
31.Касимова И.С. Турция и ЕС: современный этап отношений (2004–2005 гг.) // Востоковедный сборник. Под ред. А.О. Филоник. М.: ИБВ, 2007. С. 199-206.
32.Кембаев Ж.М. Общая внешняя политика и политика безопасности Европейского Союза: правовые основы становления и перспективы развития // Журнал российского права. 2007. №6. С. 88-96.
33.Косов Ю.В. Все дороги ЕС ведут из Рима // Санкт-Петербургские ведомости. 2007. 6 апреля. С. 4.
34.Косов Ю.В. Роль Римского договора в европейской интеграции // Управленческое консультирование. 2008. №3. С. 46-50.
35.Косов Ю.В. Сотрудничество ЕС и России: история и современность // Сборник студенческих работ. Под ред. В.А.Волкова. СПб.: СЗАГС, 2007. С. 64-70.
36.Тиммерманн Х. Россия и Европейский Союз: современные тенденции во внешней политике, политике безопасности и экономике. Взгляд из Германии. // Актуальные проблемы Европы. 2002. №1. С.138-143.
37.Чижов В.А. Россия и Европейский Союз: формирование стратегического партнерства // Международная жизнь. 2009. №10. С. 84-93.

Литература на иностранном языке:
38.Balassa B. The theory of economic integration. London: Allen and Unwin, 1962. 354 р.
39.Borchardt K.-D. European Integration. The origins and growth of the European Union. Brussels, 1995. 80 р.
40.Haukkala H. The making of the European Union’s Common Strategy on Russia. UPI Working Papers 2000. 42 р.

Интернет-ресурсы:
41.Геро У. Конституция для Европы. Новые правила для старого континента? // URL: http://www.deutschebotschaft-moskau.ru/ru/bibliothek/internationale-politik/2001-02/article06.html
42.Зачем ЕС конституция // URL: http://www.newsru.com/background/21feb2005/const.html
43.Лебедева Т.П. Каким быть глобальному управлению? // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2006. №1. // URL: http://www.spa.msu.ru/images/File/Vestnik/Lebedeva.pdf
44.Сербина А.С. Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС – испытание Востоком // URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/324/image/324-196.pdf
45.Страны Евросоюза подписали новое базовое соглашение // URL: http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=174685
46.Тарасов И. Перспективы внешнеполитического единства ЕС // Международные процессы. 2009. Том 7. №1(19). Январь-апрель // URL: http://www.intertrends.ru/fifteen/007.htm
47.Штютцле В. Европа между притязаниями и действительностью // URL: http://www.deutschebotschaft-moskau.ru/ru/bibliothek/internationale-politik/2003-05/article11.html
48.Этерис Ю. Конституция для Европы: инструмент интеграции // URL: http://www.baltic-course.com/rus/es_baltija/?doc=204
49.Ten years of the Stability and Growth Pact // ECB Monthly Bulletin. 2008. October. P. 60. // URL: http://www.ecb.int/pub/pub/ecb/html/index.en.html

Вопрос-ответ:

Какие основные направления развития Европейского Союза?

Европейский Союз стремится к гармонизации и интеграции своих государств-членов в различных сферах, таких как экономика, политика, право и безопасность.

Каковы особенности развития интеграционных процессов в ЕС?

Интеграционные процессы в ЕС характеризуются глубокой экономической и правовой интеграцией государств-членов, а также постепенным сближением их политических систем.

Каковы основы современной внешней политики ЕС?

Основы современной внешней политики ЕС включают в себя приверженность многосторонним договоренностям, сотрудничеству с другими региональными и международными организациями, а также защиту и продвижение общих ценностей и прав человека.

Какие геополитические приоритеты у ЕС в сфере внешней политики?

В геополитическом плане ЕС стремится укрепить свою роль в мировых делах, поддерживать мир и безопасность, укреплять многосторонний международный порядок и способствовать решению глобальных вызовов, таких как изменение климата и международный терроризм.

Какие ключевые проблемы существуют в сфере внешней политики ЕС?

Ключевыми проблемами в сфере внешней политики ЕС являются нестабильность на международной арене, конфликты и кризисы, угрозы безопасности, миграционные потоки, терроризм и нежелание некоторых государств-акторов сотрудничать с Европейским Союзом.

Какие основные направления развития Европейского Союза?

Основные направления развития Европейского Союза включают: углубление экономической интеграции, стимулирование инноваций и научных исследований, защиту прав человека и демократических ценностей, развитие внешней политики и сотрудничества с другими странами.

Какие особенности развития интеграционных процессов Европейского Союза?

Особенности развития интеграционных процессов Европейского Союза включают: постепенное расширение числа членов ЕС, установление общих правил и норм, снижение торговых и экономических ограничений между странами-членами, создание единой валюты (евро) и развитие общей внешней политики.

Как формируются основы современной внешней политики Европейского Союза?

Основы современной внешней политики Европейского Союза формируются на основе принципов мультилатерализма, диалога, сотрудничества и уважения к правам человека. ЕС стремится к согласованности и единству во внешней политике, чтобы говорить одним голосом на международной арене.

Какие геополитические приоритеты Европейского Союза в сфере внешней политики?

Геополитические приоритеты Европейского Союза в сфере внешней политики включают обеспечение безопасности и стабильности в регионе Европы, укрепление экономических и торговых связей, поддержку международной системы права и многосторонних организаций, защиту окружающей среды и борьбу с климатическими изменениями, а также привлечение и удержание талантливых людей.

Какие ключевые проблемы возникают в сфере внешней политики Европейского Союза?

Ключевые проблемы в сфере внешней политики Европейского Союза включают: нарушение прав человека и демократических ценностей в некоторых странах, конфликты и угрозы безопасности, миграционные потоки, торговые споры, изменение климата и экологические проблемы.