Восприятие родителей и межличностные отношения в подростковом возрасте.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Возрастная психология
  • 1717 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 01.05.2011
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Восприятие родителей и межличностные отношения в подростковом возрасте
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

Но опекающие взрослые в ответ часто ужесточают контроль, изолируют от сверстников. Результатом таких отношений является возрастание конфликтности и противостояния. Кроме того, подросток имеет малый опыт преодоления проблемных ситуаций, неспособен, по мнению Мухиной В.С., к объективной рефлексии.
Невмешательство – система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от подростков. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями, учиться родительству.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм подростка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются с подростками на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом. [18, с. 123]
Определяются следующие стили родительского поведения: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный.
Авторитетный стиль родительского поведения – образ действия родителей, отличающийся разумной любовью, сотрудничеством, твердым контролем за детьми и в то же время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка. Решения и действия родителей не кажутся детям-подросткам произвольными или несправедливыми, потому они легко соглашаются с ними. Высокий уровень контроля сочетается с теплыми отношениями в семье: дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они обладают высокой самооценкой. Мухина В.С. приводит следующую жизненную ситуацию и реакцию в ней подростка:
«Руслан (13 лет) воспитывается авторитарной матерью. Отчим общается доброжелательно и лояльно. В отношениях с сыном мать жестко доминирует во всем, не давая никакой инициативы Руслану. Мать занимается бизнесом и может обеспечить сыну престижный лицей, обучение языкам, теннису, танцам, музыке. Но при этом жестко общается и контролирует сына. Подросток боится и испытывает негативные чувства к матери. «Ненавижу ее! Готов убить!» - часто говорит он, мучительно подавляя слезы бессильной ярости. Руслан обнаруживает социальный инфантилизм и потенциальную готовность к жесткой авторитарности. Авторитарный стиль отношения к сыну матери приводит к тому, что подросток в качестве защиты себя от агрессии пользуется ложью в объяснении своих поступков и мотивов. Со сверстниками у него проблемы в общении, друзей нет»[12,c.417]
Либеральный стиль (низкий уровень контроля, теплые отношения) - образ действия родителей, отличающийся почти полным отсутствием контроля за детьми при добрых, сердечных отношениях с ними. Многие либеральные родители так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственно родительские функции, в частности, устанавливать запреты для своих детей. Подростки - дети либеральных родителей склонны потакать своим слабостям, импульсивны и нередко не умеют себя вести на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.
Индифферентный стиль родительского поведения отличается низким контролем за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними. Родители, которым свойствен индифферентный стиль поведения, не устанавливают ограничений для своих детей-подростков либо вследствие недостатка интереса и внимания к ним, либо вследствие того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитание. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), подростка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному поведению. [20, с. 125]
Таким образом, можно говорить о том, что в подростковом возрасте в связи с преобразование личностной и потребностной сфер происходит смещение акцентов с общения с родителями на общение со сверстниками, которое становится ненормированным и личностным.
Отношение со сверстниками: формируется реакция группирования, общение становится ненормируемым и становится ведущей деятельностью подросткового возраста. Появляется новая форма межличностных отношений – дружба. Межличностные отношения подростков отличаются глубиной и доверительностью, привязанностью, открытостью и честностью. Так другу можно все можно сказать открыто и не таясь. Эту открытость и честность в отношениях подростки ценят прежде всего, и то что происходит между ними сохраняется в тайне, имтимности. Открытие чего-то личного другим, подростки расценивают как предательство, тяжело переживают этот факт, также тяжело подростки переживают разрыв с другом.
Цель смещения акцента на общение со сверстниками оправдано необходимостью получать свой личный опыт социальных отношений, с которым связано становление личности подростка.
Отношения с родителями: зависят, прежде всего, от того стиля поведения, которого придерживаются родители подростка. Так, оптимальными для сохранения доверительных взаимоотношений с подростком являются сотрудничество, в некоторых случаях либеральный стиль отношений к подростку.






Список литературы
Андреева Т.В. Семейная психология. СПб.: Речь, 2005. – 244 с.
Бурбо Л. Отношения родитель – ребенок. София: Гелиос, 2002. – 212 с.
Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2007. – 448 с.
Бениаминова М.В. Воспитание детей. М.: Медицина, 2004. – 288 с.
Выготский Л.С. Психология подростка Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./ под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис М., Изд-во Моск. ун-та. 1980 г
Истратова О.Н. Широкова Г.А., Эксакусто Т.В. Большая книга подросткового психолога. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 636 с.
Карбанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2007. – 320 с.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности Издательство:  М., Директ-Медиа, 2008.
Выготский Л.С. Психология подростка Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис М., Изд-во Моск. ун-та. 1980 г.
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб: Питер, 2007. – 940 с.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология М.: Изд-во Ин-та Российской академии образования, 1998.
Мухина В.С. Возрастная психология. М.,1999.
Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. М.; Воронеж, 1999. С.396
Овчарова Р. В. Практическая психология образования. М.: Академия, 2005. – 448 с.
Практикум по возрастной психологии. Под редакцией Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. СПб.: Речь, 2002. – 694 с.
Краткий психологический словарь/Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.
Психология. Под редакцией Крылова А.А. М.: Проспект, 2007. – 752 с.
Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией Реана А.А. СПб.: ЕВРОЗНАК, 2006. – 651 с.
Педагогическая психология. Под ред. Н.В. Клюевой. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
Прохорова О.Г. Мы и наши дети: Как построить отношения в семье. СПб.: Каро, 2007. – 160 с.
Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Под ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 176 с.
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003. С. 223
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2007. – 349 с.
Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1999 – 544 с.
Экспериментальная психология. Под редакцией Константинова В.В. СПб.: Питер, 2006. – 272 с.
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избр. Психолог.тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1997.











3

Список литературы
1.Андреева Т.В. Семейная психология. СПб.: Речь, 2005. – 244 с.
2.Бурбо Л. Отношения родитель – ребенок. София: Гелиос, 2002. – 212 с.
3.Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2007. – 448 с.
4.Бениаминова М.В. Воспитание детей. М.: Медицина, 2004. – 288 с.
5.Выготский Л.С. Психология подростка Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./ под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис М., Изд-во Моск. ун-та. 1980 г
6.Истратова О.Н. Широкова Г.А., Эксакусто Т.В. Большая книга подросткового психолога. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 636 с.
7.Карбанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2007. – 320 с.
8.Божович Л.И. Проблемы формирования личности Издательство: М., Директ-Медиа, 2008.
9.Выготский Л.С. Психология подростка Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис М., Изд-во Моск. ун-та. 1980 г.
10.Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб: Питер, 2007. – 940 с.
11.Кулагина И.Ю. Возрастная психология М.: Изд-во Ин-та Российской академии образования, 1998.
12.Мухина В.С. Возрастная психология. М.,1999.
13.Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. М.; Воронеж, 1999. С.396
14.Овчарова Р. В. Практическая психология образования. М.: Академия, 2005. – 448 с.
15.Практикум по возрастной психологии. Под редакцией Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. СПб.: Речь, 2002. – 694 с.
16.Краткий психологический словарь/Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.
17.Психология. Под редакцией Крылова А.А. М.: Проспект, 2007. – 752 с.
18.Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией Реана А.А. СПб.: ЕВРОЗНАК, 2006. – 651 с.
19.Педагогическая психология. Под ред. Н.В. Клюевой. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
20.Прохорова О.Г. Мы и наши дети: Как построить отношения в семье. СПб.: Каро, 2007. – 160 с.
21.Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Под ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 176 с.
22.Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003. С. 223
23.Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2007. – 349 с.
24.Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1999 – 544 с.
25.Экспериментальная психология. Под редакцией Константинова В.В. СПб.: Питер, 2006. – 272 с.
26.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избр. Психолог.тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1997.

Вопрос-ответ:

Почему восприятие родителей имеет такое значение в подростковом возрасте?

Восприятие родителей играет важную роль в подростковом возрасте, так как родители являются главными опекающими взрослыми, от которых подростку требуется поддержка, забота и понимание. Понимание со стороны родителей помогает подросткам чувствовать себя безопасно и уверенно, а также развивать здоровые межличностные отношения.

Какие последствия могут возникнуть при жестком контроле со стороны родителей?

Жесткий контроль со стороны родителей может привести к ухудшению межличностных отношений в подростковом возрасте. Опекающие взрослые могут ограничивать свободу подростка, изолировать его от сверстников и не доверять ему. Это может привести к возрастанию конфликтности и противостояния между подростком и его родителями.

Как малый опыт преодоления проблемных ситуаций влияет на межличностные отношения подростка?

Малый опыт преодоления проблемных ситуаций влияет на межличностные отношения подростка, так как он может испытывать трудности в коммуникации с другими людьми. Подросток может не знать, как находить компромиссы, решать конфликты и строить взаимопонимание. Это может привести к непродуктивной и деструктивной межличностной динамике.

Что такое невмешательство и как оно влияет на систему межличностных отношений?

Невмешательство - это позиция, когда родители не вмешиваются в проблемы и решения подростка, а предоставляют ему возможность самостоятельно справляться с трудностями. Невмешательство помогает системе межличностных отношений стать более равноправной и уважительной. Подросток получает больше свободы и ответственности, что способствует его развитию и самооценке.

Как влияет восприятие родителей на межличностные отношения подростков?

Восприятие родителей имеет большое влияние на межличностные отношения подростков. Если подросток воспринимает своих родителей как негативных или контролирующих, это может приводить к трениям и конфликтам в отношениях с другими людьми.

Почему подростки, испытывающие жесткий контроль со стороны родителей, становятся конфликтными и противостоящими?

Подростки, испытывающие жесткий контроль со стороны родителей, становятся конфликтными и противостоящими, потому что они ощущают ограничение своей свободы и автономии. Это может приводить к негативным эмоциям и непослушанию со стороны подростков.

Какой эффект оказывает изоляция от сверстников на межличностные отношения подростков?

Изоляция от сверстников может приводить к ухудшению межличностных отношений подростков. Когда подросток не имеет возможности общаться с другими своего возраста и получать опыт взаимодействия, это может вызывать чувство одиночества и неудовлетворенности в отношениях.

Почему подростки имеют малый опыт преодоления проблемных ситуаций и как это влияет на их межличностные отношения?

Подростки имеют малый опыт преодоления проблемных ситуаций, потому что они только начинают осознавать себя в качестве отдельной личности и еще не имеют достаточного опыта для эффективного решения конфликтов. Это может приводить к негативным межличностным отношениям, так как подростки могут неумело справляться с проблемами.

Что такое невмешательство в системе межличностных отношений и как оно влияет на подростковый возраст?

Невмешательство в системе межличностных отношений означает отсутствие активного вмешательства со стороны родителей или опекающих взрослых. Это может быть полезным для развития подростка, так как позволяет ему самостоятельно преодолевать проблемы и развиваться. Однако, невмешательство должно сопровождаться поддержкой и наставничеством, чтобы подросток не чувствовал себя оставленным.

Как влияет восприятие родителей на межличностные отношения в подростковом возрасте?

Восприятие родителей имеет существенное влияние на межличностные отношения подростка. Если ребенок ощущает, что его родители поддерживают, понимают и демонстрируют заботу о нем, он склонен к положительным отношениями с другими людьми. В то же время, если родители проявляют недостаток внимания, критикуют или оказывают негативное воздействие, подросток может испытывать трудности в установлении и поддержании дружеских отношений.

Что происходит, когда родители ужесточают контроль и изолируют подростка от сверстников?

Когда родители ужесточают контроль и изолируют подростка от сверстников, это может приводить к увеличению конфликтов и противостояния. Подросток может начать чувствовать себя непонятым и отвергнутым. Отсутствие возможности общаться с другими сверстниками может сказаться на его социальной адаптации и развитии навыков общения.