Вам нужна курсовая работа?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Национальные интересы и экономическая безопасность

  • 35 страниц
  • 21 источник
  • Добавлена 08.03.2010
480 руб. 1 600 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ И НЕОБХОДИМОСТИ ЭКОНОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Сущность и основные понятия, связанные с экономической безопасностью
1.2 Структура экономической безопасности
1.3 Показатели и меры обеспечения экономической безопасности
1.4 Мониторинг экономической безопасности, основные особенности, цели и задачи
2 ОСОБЕННОСТИ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ
2.1 Механизм обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации и мирового финансово-экономического кризиса
2.2 Обеспечение экономической безопасности на примере зарубежных стран
3 ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Эстония показала спад 0,9 % во втором квартале после 0,5 % в первом, в результате страну поглотила рецессия. В Латвии падение на 0,2 % во втором квартале после 0,3 % в первом, в результате также произошла рецессия. Швеция показала нулевой рост во втором квартале. Экономика Европейского союза сократилась на 0,1 % во втором квартале.
В еврозоне в целом промышленное производство упало на 1,9 процента в мае, это самое большое падение со времен кризиса 1992.
Некоторыми экономистами ещё в феврале 2008 года высказывалось мнение о том, что мировая рецессия уже началась.
Опубликованный 13 ноября 2008 года экономический обзор Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) констатировал, что развитые экономики мира вступили в рецессию.
Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings полагало, что рецессия будет самой суровой со Второй мировой войны, и впервые развитый мир вступает в неё синхронно.
В половине ноября 2008 года угроза скорой дефляции в развитых странах стала темой экономических обозрений и анализа.
Возможно, в мире последует постепенный отход от однополярной глобальной валютной системы, основанной на долларе.
Предположения к примеру российских специалистов о том, когда кризис завершится, сильно разнятся: от нескольких месяцев (Дворкович А. В.), до нескольких десятилетий (Кудрин А. Л.).
Аналогично разнообразные, хотя и не столь радикальные, прогнозы дают и зарубежные авторы. Причины разброса в том, что государственные деятели, с одной стороны, опасаются негативных настроений и даже паники среди участников рынка, в том числе потребителей, и стараются успокоить людей оптимистичными прогнозами и уверениями, что «Всё под контролем». С другой стороны - приходится оправдываться за принятие непопулярных мер, что легче делать на фоне пессимистических прогнозов. Кроме того, многие политологи и СМИ хотят просто поднять рейтинг публикаций хлёсткими апокалиптическими предсказаниями.
Большинство специалистов на сегодняшний день предполагают, что новый подъём мировой экономики начнётся в 2010 - 2011 годах, а в некоторых странах кризис продлится ещё некоторое время. При этом прогнозы национальных правительств относительно последствий кризиса для собственных экономик в большинстве случаев более оптимистичны, чем об экономиках других стран и мира в целом, и чаще всего называются конец 2009 или начало 2010 [6].
По прогнозу МВФ (опубликован в апреле 2009 года) мировой ВВП в 2009 году сократится на 1,3 процента, а в 2010-м вырастет на 1,9 процента. Однако надо иметь в виду, что ещё в начале 2009 года МВФ ожидал роста мировой экономики на 0,5 процента в 2009 и 0,8 процента - в 2010 году. Также был понижен прогноз по темпам роста экономик развитых стран - ожидается, что в текущем году их ВВП сократится в среднем на 3,8 процента против 2 процентов, ожидавшихся ранее. В частности, экономика США уменьшится на 2,8 процента, еврозоны - на 4,2 процента, Великобритании - на 4,1 процента, а Японии - на 6,2 процента [3].
Объёмы мировой торговли в 2009 году снизятся на 11 процентов. В январе 2009 года МВФ считал, что следует ожидать сокращения этого показателя на 2,8 процента. В 2010 году рост объёмов мировой торговли составит только 0,6 процента. В связи с этим весьма вероятно, что в дальнейшем прогноз также будет серьёзно корректироваться.
Далее необходимо рассмотреть перспективы экономического развития российской федерации и обеспечение экономической безопасности.






3 ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Формулируя основные задачи бюджетной политики на 2008 год и среднесрочную перспективу, Президент РФ в своем Бюджетном послании, в качестве целевой установки выдвигает постулат о том, что «Бюджетная политика должна формироваться исходя из необходимости улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере…».
Социальная ориентация бюджетной политики по существу означает повышение роли и эффективности работы государства в системе развития человеческого капитала. И решение этой задачи не только зависит от основных параметров социального и экономического развития нашей страны в долгосрочной перспективе, но и в свою очередь во многом определяет возможности развития экономического потенциала страны.
Взаимозависимость задач социальной и экономической стратегии определяет и масштабы и качество организации государственной политики, включенной в общую систему экономических, технологических, структурных, институциональных и других преобразований. Именно эта взаимозависимость может и должна обеспечить качество и стабильность роста российской экономики.
И это особенно важно понимать, когда мы вступаем в новый этап экономического развития, который характеризуется существенным изменением факторов и механизмов экономического роста и ужесточением ряда структурных ограничений роста. Этап, который требует прежде всего ориентации на внутренние условия развития.
В прогнозе социально – экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года ожидается повышение роли внутренних факторов роста в структуре конечного спроса ВВП и снижение вклада внешнего спроса в прирост ВВП.
Так, сокращение вклада внешнего спроса в прирост ВВП в 2006-2009 годах связано с замедлением роста экспорта товаров и услуг с 6,3% в 2005 году до 3,1% в 2009 году.
При этом - намечается достаточно высокая динамика внутреннего спроса: от 9,2% в 2007 году до -7,8 % в 2009 году, и это является определяющим фактором развития российской экономики. По прогнозным оценкам в удовлетворении внутреннего спроса на товары и услуги увеличится вклад отечественных производителей, что будет происходить как вследствие увеличения относительной конкурентоспособности отечественных товаров, так и опережающего роста доли услуг.
При этом в ближайшие годы слабым звеном экономики останется промышленность, темпы роста которой все больше отстают от динамики внутреннего спроса [8].
Обеспечение макроэкономической стабильности и снижение инфляции являются основными условиями экономического развития России в ближайшие три года, говорится в материалах правительства страны. Однако, по оценке экспертов, в этот период российские власти могут столкнуться с теми же трудностями, которые наблюдались в национальной экономике и в текущем году [21].
В основе разработки проекта федерального бюджета на 2008 г. и на период до 2010 года лежали достигнутые в 2000-е годы результаты бюджетной политики, а также перспективные направления развития бюджетной системы, направленные на повышение уровня ее сбалансированности.
Разработка параметров федерального бюджета в предыдущие годы была апробирована в форме перспективного финансового плана, опыт которого был реализован на трехлетний период — 2008-2010 гг.
Основными отличительными особенностями подготовки проекта федерального бюджета на 2008-2010 гг. являлись: планирование и утверждение бюджета на трехлетний период в форме закона, структурное изменение доходов бюджета (группировка на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы).
При формировании нефтегазовых доходов на 2008 г. и на период до 2010 года учтены поступления от уплаты: налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (в части подлежащих зачислению в федеральный бюджет); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный; товары, выработанные из нефти [7].
Прогнозируемое в 2008 году изменение величины от новых макроэкономических показателей в целом окажет положительное влияние на формирование доходов федерального бюджета.
Положительная динамика поступлений в федеральный бюджет, главным образом, будет связана с ростом ВВП и увеличением внешнеторгового оборота.
Согласно прогнозу социально-экономического развития РФ на период до 2010 г., внешнеэкономическая деятельность в ближайшие три года будет характеризоваться динамичным развитием импорта и некоторым замедлением экспортной деятельности. При этом снижение объемов экспорта наблюдается не по всем группам товаров. Так, например, по оценкам Минэкономразвития России, физические объемы экспорта топливно-энергетических товаров будет расти в среднесрочной перспективе.
Как отмечалось в пояснительной записке к проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года»: если в 2007 году нефтегазовые доходы оцениваются в размере 8,2% ВВП, то в 2010 году - они сократятся до 5,2% ВВП [1].
В ближайшее время нефтегазовый сектор, который обеспечивает 25 процентов ВВП, может столкнуться со спадом производства. Если раньше он развивался с показателями 7%-ного роста, то сейчас с трудом набирает 1-2%. Среди других отраслей промышленности, требующих принятия мер по их дальнейшему развитию, помимо сырьевых секторов, - металлургия, химия, лесной комплекс и машиностроение. Единственная возможность двигаться вперед - повышать производительность труда и диверсифицировать экономику но и то, и другое невозможно без инвестиций [16].
Как было выяснено в предыдущей главе, на обеспечение экономической безопасности России и состояние российской экономики в целом существенное влияние оказал мировой финансово-экономический кризис.
Так, сценарии макроэкономического развития на 2009 год согласно проекту Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов, подготовленного Банком России, следующий.
В рамках первого варианта (сценария) предполагается снижение в 2009 году среднегодовой цены на российскую нефть до 66 долларов США за баррель. В этих условиях сальдо счета текущих операций может стать отрицательным. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут возрасти на 8,1%, инвестиции в основной капитал – на 10%, а объем ВВП – на 5,7%.
В рамках второго варианта в 2009 году предусматривается развитие российской экономики в условиях снижения на мировом рынке цены на нефть сорта «Юралс» до 90 долларов США за баррель. В этих условиях положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса может сократиться более чем в 3 раза. Прирост валютных резервов существенно замедлится [17].
При ухудшении внешних условий темпы роста основных экономических показателей в 2009 году будут ниже, чем в предшествующем году. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 9,9%. Предполагается замедление темпов прироста инвестиций в основной капитал до 14%. Объем ВВП в этом случае может возрасти на 6,4%.
В качестве третьего варианта рассматривается прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета. Предполагается, что в 2009 году цена на российскую нефть снизится до 95 долларов США за баррель [11].
Необходимо сделать вывод.
Вообще, основа национальной безопасности страны экономическая безопасность.
Экономическая безопасность - это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал.
Стратегические национальные интересы России в сфере экономики многогранны, но, суммируя, их можно представить в трех важнейших направлениях:
долгосрочный устойчивый экономический рост, опережающий средние мировые, европейские и азиатские темпы роста ВВП,
повышение конкурентоспособности экономики страны и ее граждан, завоевание новых ниш на товарных и финансовых рынках;
рост благосостояния, качества жизни россиян и признания их роли в мировом культурном пространстве.
Так, для своевременного предотвращения угроз национальным интересам России в сфере экономики целесообразно осуществлять постоянный мониторинг индикаторов экономической безопасности.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе написания работы было выяснено, что в макроэкономике экономическая безопасность - это такое состояние производства в стране, при котором процесс устойчивого развития экономики и социально-экономическая стабильность общества обеспечивается практически независимо от наличия и действия внешних факторов.
Данное понятие имеет сложную структуру и означает, во-первых, способность экономики поддерживать суверенитет страны и геополитическое положение в мире, адаптироваться к новым условиям развития; во-вторых, системную оценку состояния экономики с позиции защиты национальных интересов страны; в-третьих, готовность институтов власти противодействовать угрозам и вызовам постиндустриального развития путем повышения эффективности и результативности управления, а также создания экономических и правовых условий, исключающих криминализацию.
Было выяснено, что проблемы обеспечения экономической безопасности страны, стабильного экономического развития государства и общества стоят перед многими странами мира.
Современное социально-экономическое положение России обусловливает чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения экономической безопасности страны, российского общества и каждого гражданина в отдельности.
Все элементы триады «личность-общество-государство» одновременно являются и объектом безопасности, и субъектом ее обеспечения.
Рассматривая различные стороны национальной безопасности, нельзя обойти экономические аспекты.
Необходимо отметить, что российские реформы начинались еще в 1992 году с применения монетаристской теории и только несколько лет назад осознали, что необходимо ориентироваться на Кейнсианскую теорию.
На современном этапе к одним из основных экономических реформ, проводимым в России, можно отнести:
пенсионную реформу;
налоговую реформу;
административную реформу;
финансовую реформу и т.д.
Итак, проблемы обеспечения экономической безопасности России, как непременного условия стабилизации ее текущего состояния и развития, привлекают к себе все более пристальное внимание ученых и общественности. Такое внимание не случайно.
Принципиально важно раскрыть суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их парирования. Реализация национальных интересов России в большинстве случаев возможна только при условии наличия достаточных экономических возможностей и устойчивого экономического развития. Таким образом, можно говорить о том, что экономической безопасности принадлежит определяющее место в общей системе национальной безопасности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Федеральный закон от 29 июня 2007 года № 425229-4 «О федеральном бюджете на 2008 г. и на период до 2010 г.»
Алентьев А.А. Основы макроэкономики. Москва: «Вид-М».-2007.- 599 с.
Американские власти готовы на все ради спасения экономики // РБК.- 25 ноября 2008
Беляев М.И. Экономика.- М.: «Милогия».-2008.- 539 с.
Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник. - М.: ДИС, 2007. - 320 с.
ВВП России начал снижаться // Время новостей.- 25 ноября 2008
Васильева Л.А. Доходы Федерального бюджета в 2008-2010 годах // Финансы.- 2007.- № 9-с.8-9
Горегляд В.П. «Послание Президента РФ и социально-экономические параметры развития» Журнал «Центр социально-консервативной политики» от 29.08.2007
Жидков П.К. Экономика. Книга 4. Москва: «Ариус».-2008.-395 с.
Захаров И.Ю. Государственное регулирование экономики. Москва: «Визави».-2006.-480 с.
Колташов В. Мировой экономический кризис 2008 - Причины кризиса года - Последствия кризиса // RealtyPress.- 12.02.2008
Лившиц А., Никулина И. Введение в рыночную экономику. — Москва: «Альянс».-2007.-349 с.
Никиточкин Р.Ю. Макроэкономика. Москва: «АСТ».-2007.- 369 с.
Причины мирового экономического кризиса // ТопТренинг.- №16.- 3 февраля 2009
Прохожев А.А. Общая теория национальной безопасности.- М.: «РАГС».- 2002.- 528 с.
Россия и современность // Российская газета - Федеральный выпуск №4027 от 25 марта 2006
Трифонов А. Оценка развития мировой экономики и значений основных показателей экономики России до конца 2009 года // Банк-Электроника.- 09.10.2008
Фуко М. Интеллектуалы и власть. М.: АСТ, 2008.- 519 с.
Шевченко М. Механизм обеспечения экономической безопасности в условиях глобализации // Переходная экономика.- №25.-2009
Яшин С.Н., Пузов С.Н. Мониторинг экономической безопасности регионов на базе их сравнительной оценки и определения эффективности развития территорий // Финансы и кредит.- 3(207) - январь 2006
Электронный ресурс: www.svobodanews.ru












26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Федеральный закон от 29 июня 2007 года № 425229-4 «О федеральном бюджете на 2008 г. и на период до 2010 г.»
2.Алентьев А.А. Основы макроэкономики. Москва: «Вид-М».-2007.- 599 с.
3.Американские власти готовы на все ради спасения экономики // РБК.- 25 ноября 2008
4.Беляев М.И. Экономика.- М.: «Милогия».-2008.- 539 с.
5.Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник. - М.: ДИС, 2007. - 320 с.
6.ВВП России начал снижаться // Время новостей.- 25 ноября 2008
7.Васильева Л.А. Доходы Федерального бюджета в 2008-2010 годах // Финансы.- 2007.- № 9-с.8-9
8.Горегляд В.П. «Послание Президента РФ и социально-экономические параметры развития» Журнал «Центр социально-консервативной политики» от 29.08.2007
9.Жидков П.К. Экономика. Книга 4. Москва: «Ариус».-2008.-395 с.
10.Захаров И.Ю. Государственное регулирование экономики. Москва: «Визави».-2006.-480 с.
11.Колташов В. Мировой экономический кризис 2008 - Причины кризиса года - Последствия кризиса // RealtyPress.- 12.02.2008
12.Лившиц А., Никулина И. Введение в рыночную экономику. — Москва: «Альянс».-2007.-349 с.
13.Никиточкин Р.Ю. Макроэкономика. Москва: «АСТ».-2007.- 369 с.
14.Причины мирового экономического кризиса // ТопТренинг.- №16.- 3 февраля 2009
15.Прохожев А.А. Общая теория национальной безопасности.- М.: «РАГС».- 2002.- 528 с.
16.Россия и современность // Российская газета - Федеральный выпуск №4027 от 25 марта 2006
17.Трифонов А. Оценка развития мировой экономики и значений основных показателей экономики России до конца 2009 года // Банк-Электроника.- 09.10.2008
18.Фуко М. Интеллектуалы и власть. М.: АСТ, 2008.- 519 с.
19.Шевченко М. Механизм обеспечения экономической безопасности в условиях глобализации // Переходная экономика.- №25.-2009
20.Яшин С.Н., Пузов С.Н. Мониторинг экономической безопасности регионов на базе их сравнительной оценки и определения эффективности развития территорий // Финансы и кредит.- 3(207) - январь 2006
21.Электронный ресурс: www.svobodanews.ru

У нас вы можете заказать