Крестьянский социализм. Экономическое учение Н.Г. Чернышевского.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История экономических учений
  • 1313 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 30.11.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1 КРЕСТЬЯНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
2 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО
2.1 Социалистическое учение Н.Г. Чернышевского
2.2 Экономическое учение Н.Г.Чернышевского
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Фрагмент для ознакомления

Г.Чернышевского

Чернышевский с позиции революционных демократов дал глубокую критику капитализма, выяснил банкротство буржуазной политэкономии, этому был посвящен целый ряд его работ. Чернышевский не сомневался, что капитализм более эффективный способ производства по сравнению с феодальным способом производства. Капитализм он рассматривал как специфическую форму эксплуатации работников, лишенных средств производства, а отделение средств производства от производителя является причиной обнищания трудящихся. Капитализм создает порядок, при котором необходимостью становится торговля трудом. Он еще не ставил вопрос о товаре «рабочая сила», но уже понимал, что труд не может быть товаром, ибо сам меру всех ценностей, он подчеркивает, что при капитализме работник работает не на себя и относится к труду, как к чуждому делу. При капитализме разделение труда, укрупнение предприятий, прогресс в средствах производства обращается против рабочих. Анализируя сущность и взаимоотношение к прибыли, зарплате и ренте Чернышевский отметил их противоположность (увеличению прибыли соответствует уменьшение зарплаты). Чернышевский близко подошел к постановке вопроса о всеобщем законе капиталистического накопления. Критика капитализма в Западной Европе привела Чернышевского к пониманию того, что капитализм исторически приходящая форма, в нем созревают объективные и субъективные предпосылки его замены социализмом, однако, для России он видел путь к социализму минуя капитализм. Большой вклад в экономическую науку Чернышевский внес и как критик буржуазной политэкономии [4], он убедительно раскрыл ее классовый характер и стремление оправдать эксплуатацию и обелить капитализм. Он выделил два этапа в развитии буржуазной политэкономии [4]: 1. Классическая буржуазная политэкономия. 2. Вульгарная политэкономия.
Чернышевский высоко ценил учение Смита и Риккардо [9], особенно выделял их теорию трудовой стоимости, тем не менее, он отмечал и некоторые вульгарные элементы в теории классиков: метафизичность (отвлеченные умозаключения); антиисторический подход к капитализму; непоследовательность в теории трудовой стоимости.
К недостаткам Риккардо [8] он отнес его отрицание ренты с худших участков, тем самым Чернышевский впервые в домарксовой науке поставил эту проблему, хотя и не раскрыл категорию абсолютной ренты.
Чернышевский отметил, что классическая буржуазная политэкономия неизбежно перерождается в вульгарную политэкономию. Но его мнению со времени появления коммунистической теории буржуазные политэкономы стали выбрасывать элементы теории классиков, чтобы предохранить своих читателей от «коммунистической заразы», у них хватило ума лишь переписывать старое.
Что касается непосредственных работ по политической экономии, то они относятся к периоду 1857-61 гг. и формально представляют собой отзывы на русские и зарубежные экономические сочинения. Чернышевский хорошо знал работы представителей классической политической экономии и разделял некоторые ее положения, в частности, трудовую теорию стоимости. А из положения, что труд является единственным источником стоимости товара делал он вывод, что "труд должен быть и единственным владельцем производственных ценностей". Это положение напоминает взгляды С. Сисмонди и предвосхищает теорию "права работника на полный продукт труда"[8]. Сходство с взглядами Сисмонди проявляется и во взгляде на предмет политической экономии. Чернышевский отмечает, что богатство создается трудом, но принадлежит тем классам, которые не участвуют своим трудом в его создании. Поэтому предметом политической экономии должно быть не богатство, а рост материального благосостояния производителей этого богатства. И задача политической экономии в том и состоит, чтобы найти такую форму отношений, которая бы обеспечивала материальное благосостояние людей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оказавшись в итоге на перепутье между либеральным западничеством, славянофильством и европейским социализмом, революционеры-дворяне Герцен и Огарев оставили свой расплывчатый «русский социализм» в наследство новому поколению искателей общественного идеала - интеллигентам-разночинцам, начиная с Чернышевского.
Главным убеждением Чернышевского являлось то, что Россия, в отличии от стран с развитыми капиталистическими отношениями, сможет в короткий срок создать социалистическое общества, опираясь на крестьянство с принципами коллективной собственности и коллективного труда. Экономические и социалистические взгляды Чернышевского подготовили благодатную почву, но которой взошли "семена" марксизма.

ЛИТЕРАТУРА

1. История экономических учений/Под ред. В. Автономова, О.Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 784 с. - (Серия «Высшее образование»).
2. Огарев Н.П. Избранные социально-политические и философские произведения. Т. II. М., 1956. С. 8-10.
3. Герцен А.И. Соч. Т. 12. М., 1957. С. 35.
4. Чернышевский Н.Г. Основания политической экономии //Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. в 15 т. М., 1948-50. Т. 9. С. 222.
5. Чернышевский Н.Г. Очерки политической экономии (по Миллю) // Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. в 15 т. М., 1948-50. Т. 9. С. 487.
6. Чернышевский Н.Г. О поземельной собственности // Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. в 15 т. М., 1948-50. Т. 4. С. 434.
7. Чернышевский Н.Г. Капитал и труд // Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. в 15 т. М., 1948-50. Т. 7. С. 49.
8. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. — М.: ИНФРА-М, 2000. - 320 с.
9. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе  Пер. с англ., 4-е изд. — М.: "Дело Лтд", 1994. — 720 с
10. История экономических учений. Ч. II: Учебник/Под ред А. Г. Худокормова.— М: Изд-во МГУ, 1994.— 416 с.








6

ЛИТЕРАТУРА

1. История экономических учений/Под ред. В. Автономова, О.Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 784 с. - (Серия «Высшее образование»).
2. Огарев Н.П. Избранные социально-политические и философские произведения. Т. II. М., 1956. С. 8-10.
3. Герцен А.И. Соч. Т. 12. М., 1957. С. 35.
4. Чернышевский Н.Г. Основания политической экономии //Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. в 15 т. М., 1948-50. Т. 9. С. 222.
5. Чернышевский Н.Г. Очерки политической экономии (по Миллю) // Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. в 15 т. М., 1948-50. Т. 9. С. 487.
6. Чернышевский Н.Г. О поземельной собственности // Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. в 15 т. М., 1948-50. Т. 4. С. 434.
7. Чернышевский Н.Г. Капитал и труд // Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. в 15 т. М., 1948-50. Т. 7. С. 49.
8. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. — М.: ИНФРА-М, 2000. - 320 с.
9. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе Пер. с англ., 4-е изд. — М.: "Дело Лтд", 1994. — 720 с
10. История экономических учений. Ч. II: Учебник/Под ред А. Г. Худокормова.— М: Изд-во МГУ, 1994.— 416 с.

Вопрос-ответ:

Какое учение о крестьянском социализме представлял Г. Чернышевский?

Г. Чернышевский представлял социалистическое учение о крестьянском социализме.

Какие работы Г. Чернышевского посвящены критике капитализма?

Г. Чернышевский посвятил целый ряд работ, в которых он глубоко критиковал капитализм и выяснял банкротство буржуазной политэкономии.

Почему Г. Чернышевский считал капитализм более эффективным способом производства?

Г. Чернышевский не сомневался, что капитализм является более эффективным способом производства по сравнению с другими экономическими системами.

Какое учение о крестьянском социализме представлял Г. Чернышевский?

Г. Чернышевский представлял социалистическое учение о крестьянском социализме и проводил глубокую критику капитализма.

Какие работы Г. Чернышевского были посвящены критике буржуазной политэкономии?

Г. Чернышевский провел критику буржуазной политэкономии в нескольких своих работах, где выяснял ее банкротство и показывал преимущества социалистического учения.

Что такое крестьянский социализм?

Крестьянский социализм - это идеология, разрабатываемая Н.Г. Чернышевским, которая предлагала объединить интересы крестьянства с принципами социализма. Она предлагала создание общества, в котором земля и средства производства принадлежали бы всем гражданам равными долями.

На чем основывается экономическое учение Н.Г. Чернышевского?

Экономическое учение Н.Г. Чернышевского основывается на критике капитализма и на предложении заменить его социализмом. Он выступал за равномерное распределение средств производства и достижение общественной справедливости.

Какое место занимает Чернышевский с позиции революционных демократов?

Чернышевский занимает высокое место среди революционных демократов. Его критика капитализма и предложение социалистической альтернативы были востребованы и вдохновили многих последователей бороться за социальное равенство и прогресс.

Что критиковал Чернышевский в банкротстве буржуазной политэкономии?

Чернышевский критиковал банкротство буржуазной политэкономии, потому что она неспособна предложить эффективные решения проблемы социальной несправедливости и экономического равновесия. Он считал, что только социализм может решить эти проблемы.

Чему посвящены работы Чернышевского, связанные с капитализмом?

Работы Чернышевского, связанные с капитализмом, посвящены выявлению недостатков капиталистической системы и доказательству превосходства социализма как способа производства. Он анализировал проблемы собственности, эксплуатации труда и несправедливого распределения богатства.

Какую критику капитализма высказал Чернышевский?

Чернышевский выразил глубокую критику капитализма, отметив его банкротство и недостаточную эффективность.

Какие работы Чернышевского были посвящены капитализму и его политэкономии?

Чернышевский написал целый ряд работ, в которых исследовал и выяснял банкротство буржуазной политэкономии и капитализма.