Вам нужен реферат?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Проективные тесты и психодиагностика творческих способностей.

  • 14 страниц
  • 7 источников
  • Добавлена 31.08.2011
539 руб. 770 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТИВНЫХ ТЕСТОВ
1. 1. Методика «Дом-Дерево-Человек» (по Дж. Буку)
1. 2. Методика чернильных пятен (по Г. Роршаху)
1. 3. Цветовой тест (по М. Люшеру)

2. ПСИХОДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
2. 1. Двойной рисунок (по П. Тюрину)
2. 2. Тематический апперцептивный тест – ТАТ (по Г. Мюррею)
ЛИТЕРАТУРА:

Фрагмент для ознакомления

Также существуют тесты, которые изначально разрабатывались в качестве методик диагностики творческого потенциала личности, а впоследствии также приобрели статус мультиличностных методик (как, например, Тематический апперцептивный тест – ТАТ).

2. 1. Двойной рисунок (по П. Тюрину) [7]

Респонденту предлагается выполнить ряд изображений (5-7) на отдельных листах бумаги. Единственным обязательным условием рисунков является удовлетворенность ими респондента (иными словами, они должны нравиться респонденту и полностью его устраивать). Листы для рисования сложены в виде блокнота; под второй лист кладется копировальная бумага, красящей стороной вверх. Когда первый рисунок готов, верхние два листа отрываются, а копировальная бумага перекладывается под следующую пару листов. При этом респондент не должен заметить ее необычного положения.
После завершения всех рисунков респондент получает первый рисунок, его обратную копию и блокнот, под вторым верхним листом которого находится копировальная бумага. Респондента просят поместить чистую бумагу так, чтобы она оказалась между двумя имеющимися рисунками. Он должен в изобразительной форме дать ответ на вопрос о том, что должно быть на чистом листе с учетом двух уже имеющихся изображений. Изображение на промежуточном листе снова удваивается. Как правило, достаточно 3-4 серий удвоений.
При интерпретации рисунки могут распадаются на четыре основных типа:
1. Фрагментарно-ассоциативный: на промежуточном листе изображается то, что ассоциируется у респондента с первоначальным изображением.
2. Вариативный: промежуточный лист делится пополам вертикальной линией и заполняется так, что он частично отражает левый рисунок и частично – правый. События, при этом, развиваются во времени.
3. Логико-интерполяционный: представлен проекциями нарисованного ранее объекта; при попытке связать изображения используются в основном признаки, имевшиеся в рисунке ранее.
4. Синтетический: тенденция к новым образам; респондент может пытаться дорисовать определенные детали на первоначальных рисунках, переворачивая их на 90° или 180°.
Фрагментарно-ассоциативные рисунки являются наименее творческими, в то время как синтетические рисунки ассоциативно более разнообразны и в высокой степени логичны. Синтетические рисунки служат индикатором творческих способностей индивидуума.

2. 2. Тематический апперцептивный тест – ТАТ (по Г. Мюррею) [1]

Впервые данный тест был описан в 1935 г. Г. Мюрреем и представлен в качестве метода экспериментального изучения фантазии личности. В современной психодиагностике, помимо творческого компонента, данный тест рассматривается как индикатор различных психологических характеристик направленности личности.
Данный тест требует от респондента относительно структурированных и организованных ответов. Интерпретация теста производится, как правило, посредством контент-анализа. Респонденту предлагается 19 карточек с черно-белыми расплывчатыми картинками, а также одна пустая карточка. По каждой карточке респонденту необходимо сочинить определенную историю о том «что привело к изображенному на ней событию, что происходит в данный момент, что чувствуют и думают действующие лица и чем все это закончится» [1, с. 459]. Когда предъявляется пустая карточка, респонденту предлагается самостоятельно представить какую-нибудь картину на ней и описать ее по той же схеме. Все представленные картинки имеют неопределенный характер, в связи с чем могут быть проинтерпретированы совершенно по-разному.
Экспериментатор фиксирует не только ответы респондента, но и время, затраченное на каждый рисунок, а также некоторые характерные паузы в речи респондента, сопровождающие эмоции.
При интерпретации оцениваются несколько показателей ответов респондента: главный персонаж историй (предположительно, с ним респондент ассоциирует себя); содержание историй (с позиции потребностей и давления). В качестве таких потребностей могут выступать такие, как аффилиация или агрессия, достижения и др. Давление, в свою очередь, рассматривается как средство, облегчающее либо, напротив, затрудняющее процесс удовлетворения данных потребностей. Примерами давления в данном случае могут быть критика, нападки со стороны, либо, напротив, чья-то поддержка, забота и любовь, направленные на главного персонажа.
Также творческий компонент, наряду с другими психическими свойствами личности, анализируется в рамках таких методик, как рисуночный тест «Деловые ситуации» (Н. Г. Хитровой), «Несуществующее животное» (M. 3. Дзукаревича), рисуночный тест Вартегга и др. Исследование творческого потенциала личности посредством анализа рисунков представляет собой подвид большой группы тестов творческих способностей – анализ продуктов деятельности. К данной группе относятся также поделки респондентов, придуманные истории, сказки и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе анализа специфики проективных методов, а также методов исследования творческих способностей личности в психодиагностике мы можем сделать следующие выводы:
1. Данный инструментарий обладает неоспоримой практической ценностью и уникальностью в процессе психодиагностики;
2. Значимым достоинством методик является их универсальный характер (даже в случае с исследованием творческих особенностей, как правило, полученный материал при подробном анализе позволяет исследователю выйти на более глубокий и обширный уровень исследования личности);
3. Нестандартизованный характер методик является, с одной стороны, положительным моментом для соблюдения объективности исследуемой психической реальности; с другой стороны – объективность данных может снижаться за счет субъективности их оценки исследователем (в отличие от стандартизованных психодиагностических методик, с готовым набором ключей и норм обработки полученных результатов).
4. Для получения наиболее адекватной психологической картины, исследователю, использующему проективные диагностические методы, необходимо сочетать их с классическими стандартизованными методиками и соотносить полученные результаты друг с другом. Только в таком случае можно говорить о грамотной организации психодиагностической процедуры, отвечающей нормам валидности и надежности.

ЛИТЕРАТУРА:

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2001.
Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2002.
Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. – М.: ИНФРА-М, 1997.
Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2005.
Немов Р. С. Практическая психология. – М.: ВЛАДОС, 1998.
Практическая психодиагностика / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001.
Шапарь В. Б., Шапарь О. В. Практическая психология. Проективные методики. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.











16

ЛИТЕРАТУРА:

1.Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2001.
2.Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2002.
3.Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. – М.: ИНФРА-М, 1997.
4.Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2005.
5.Немов Р. С. Практическая психология. – М.: ВЛАДОС, 1998.
6.Практическая психодиагностика / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001.
7.Шапарь В. Б., Шапарь О. В. Практическая психология. Проективные методики. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

У нас вы можете заказать