Вам нужен реферат?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Проективные тесты и психодиагностика творческих способностей.

  • 14 страниц
  • 7 источников
  • Добавлена 31.08.2011
539 руб. 770 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТИВНЫХ ТЕСТОВ
1. 1. Методика «Дом-Дерево-Человек» (по Дж. Буку)
1. 2. Методика чернильных пятен (по Г. Роршаху)
1. 3. Цветовой тест (по М. Люшеру)

2. ПСИХОДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
2. 1. Двойной рисунок (по П. Тюрину)
2. 2. Тематический апперцептивный тест – ТАТ (по Г. Мюррею)
ЛИТЕРАТУРА:

Фрагмент для ознакомления

Также существуют тесты, которые изначально разрабатывались в качестве методик диагностики творческого потенциала личности, а впоследствии также приобрели статус мультиличностных методик (как, например, Тематический апперцептивный тест – ТАТ).

2. 1. Двойной рисунок (по П. Тюрину) [7]

Респонденту предлагается выполнить ряд изображений (5-7) на отдельных листах бумаги. Единственным обязательным условием рисунков является удовлетворенность ими респондента (иными словами, они должны нравиться респонденту и полностью его устраивать). Листы для рисования сложены в виде блокнота; под второй лист кладется копировальная бумага, красящей стороной вверх. Когда первый рисунок готов, верхние два листа отрываются, а копировальная бумага перекладывается под следующую пару листов. При этом респондент не должен заметить ее необычного положения.
После завершения всех рисунков респондент получает первый рисунок, его обратную копию и блокнот, под вторым верхним листом которого находится копировальная бумага. Респондента просят поместить чистую бумагу так, чтобы она оказалась между двумя имеющимися рисунками. Он должен в изобразительной форме дать ответ на вопрос о том, что должно быть на чистом листе с учетом двух уже имеющихся изображений. Изображение на промежуточном листе снова удваивается. Как правило, достаточно 3-4 серий удвоений.
При интерпретации рисунки могут распадаются на четыре основных типа:
1. Фрагментарно-ассоциативный: на промежуточном листе изображается то, что ассоциируется у респондента с первоначальным изображением.
2. Вариативный: промежуточный лист делится пополам вертикальной линией и заполняется так, что он частично отражает левый рисунок и частично – правый. События, при этом, развиваются во времени.
3. Логико-интерполяционный: представлен проекциями нарисованного ранее объекта; при попытке связать изображения используются в основном признаки, имевшиеся в рисунке ранее.
4. Синтетический: тенденция к новым образам; респондент может пытаться дорисовать определенные детали на первоначальных рисунках, переворачивая их на 90° или 180°.
Фрагментарно-ассоциативные рисунки являются наименее творческими, в то время как синтетические рисунки ассоциативно более разнообразны и в высокой степени логичны. Синтетические рисунки служат индикатором творческих способностей индивидуума.

2. 2. Тематический апперцептивный тест – ТАТ (по Г. Мюррею) [1]

Впервые данный тест был описан в 1935 г. Г. Мюрреем и представлен в качестве метода экспериментального изучения фантазии личности. В современной психодиагностике, помимо творческого компонента, данный тест рассматривается как индикатор различных психологических характеристик направленности личности.
Данный тест требует от респондента относительно структурированных и организованных ответов. Интерпретация теста производится, как правило, посредством контент-анализа. Респонденту предлагается 19 карточек с черно-белыми расплывчатыми картинками, а также одна пустая карточка. По каждой карточке респонденту необходимо сочинить определенную историю о том «что привело к изображенному на ней событию, что происходит в данный момент, что чувствуют и думают действующие лица и чем все это закончится» [1, с. 459]. Когда предъявляется пустая карточка, респонденту предлагается самостоятельно представить какую-нибудь картину на ней и описать ее по той же схеме. Все представленные картинки имеют неопределенный характер, в связи с чем могут быть проинтерпретированы совершенно по-разному.
Экспериментатор фиксирует не только ответы респондента, но и время, затраченное на каждый рисунок, а также некоторые характерные паузы в речи респондента, сопровождающие эмоции.
При интерпретации оцениваются несколько показателей ответов респондента: главный персонаж историй (предположительно, с ним респондент ассоциирует себя); содержание историй (с позиции потребностей и давления). В качестве таких потребностей могут выступать такие, как аффилиация или агрессия, достижения и др. Давление, в свою очередь, рассматривается как средство, облегчающее либо, напротив, затрудняющее процесс удовлетворения данных потребностей. Примерами давления в данном случае могут быть критика, нападки со стороны, либо, напротив, чья-то поддержка, забота и любовь, направленные на главного персонажа.
Также творческий компонент, наряду с другими психическими свойствами личности, анализируется в рамках таких методик, как рисуночный тест «Деловые ситуации» (Н. Г. Хитровой), «Несуществующее животное» (M. 3. Дзукаревича), рисуночный тест Вартегга и др. Исследование творческого потенциала личности посредством анализа рисунков представляет собой подвид большой группы тестов творческих способностей – анализ продуктов деятельности. К данной группе относятся также поделки респондентов, придуманные истории, сказки и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе анализа специфики проективных методов, а также методов исследования творческих способностей личности в психодиагностике мы можем сделать следующие выводы:
1. Данный инструментарий обладает неоспоримой практической ценностью и уникальностью в процессе психодиагностики;
2. Значимым достоинством методик является их универсальный характер (даже в случае с исследованием творческих особенностей, как правило, полученный материал при подробном анализе позволяет исследователю выйти на более глубокий и обширный уровень исследования личности);
3. Нестандартизованный характер методик является, с одной стороны, положительным моментом для соблюдения объективности исследуемой психической реальности; с другой стороны – объективность данных может снижаться за счет субъективности их оценки исследователем (в отличие от стандартизованных психодиагностических методик, с готовым набором ключей и норм обработки полученных результатов).
4. Для получения наиболее адекватной психологической картины, исследователю, использующему проективные диагностические методы, необходимо сочетать их с классическими стандартизованными методиками и соотносить полученные результаты друг с другом. Только в таком случае можно говорить о грамотной организации психодиагностической процедуры, отвечающей нормам валидности и надежности.

ЛИТЕРАТУРА:

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2001.
Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2002.
Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. – М.: ИНФРА-М, 1997.
Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2005.
Немов Р. С. Практическая психология. – М.: ВЛАДОС, 1998.
Практическая психодиагностика / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001.
Шапарь В. Б., Шапарь О. В. Практическая психология. Проективные методики. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.











16

ЛИТЕРАТУРА:

1.Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2001.
2.Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2002.
3.Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. – М.: ИНФРА-М, 1997.
4.Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2005.
5.Немов Р. С. Практическая психология. – М.: ВЛАДОС, 1998.
6.Практическая психодиагностика / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001.
7.Шапарь В. Б., Шапарь О. В. Практическая психология. Проективные методики. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Психодиагностика творческих способностей у студентов гуманитарных и технических вузов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ федерации

Технологический ИНСТИТУТ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности








Курсы

по теме: "Психодиагностика творческих способностей у студентов гуманитарных и технических вузов"

выполнил: студентка группы И-67 Сарычева М. П.

Проверил: доцент Кибальченко И. А.



Таганрог 2011

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения творческих способностей

1.1 Понятия творчества, креативности и творческих способностей

1.2 Изучение творческих способностей в психологии

.3 Творческие способности и специальности

Глава 2. Экспериментальное изучение творческих способностей у студентов гуманитарной и технической специальностей

2.1 Описание выбранных методик

.2 Описание выборки

.3 Этапы эмпирического исследования

.4 Результаты исследования и их обсуждение

Вывод

библиография

Приложения

Введение

Актуальность исследования

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Тем не менее, в прошлом люди не были особенно их потребностями научного исследования. Таланты появлялись как бы само собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, придумали для того, чтобы удовлетворить тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация резко изменилась. Все большее значение уделяется интеллектуальному труду работника, все большая часть результатов деятельности перекладывается на машины, осуществляется автоматически.

творческая деятельность, являясь более сложной по своей сущности, доступна только человеку. И просто - исполнительская - может быть загружен и на животных и на машины, для нее и ума не так много требуется [14].

Узнать стоимость работы