Вам нужен реферат?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Структура современной психологии. Принципы классификации отраслей психологии.

  • 18 страниц
  • 9 источников
  • Добавлена 24.02.2011
490 руб. 700 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Структура современной психологии
Глава 2. Отрасли психологии
Заключение
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

В задачу специалистов входит изучение психологических особенностей людей в связи с их профессиональной деятельностью, закономерностей формирования трудовых умений и навыков, выяснение роли влияния производственной обстановки на состояние человека и эффективность его деятельности. Психология труда включает в себя ряд отраслей психологического знания: инженерную, авиационную, космическую, военную психологию [2, с. 12].
Инженерная психология. Предметом инженерной психологии является техническое проектирование, но не всякое, а такое, которое предусматривает учёт так называемого человеческого фактора, в том числе возможностей психики человека по распознаванию информационных моделей и работе с органами управления эргатическими (то есть человеко-машинными) системами. Инженерная психология и близкие ей науки – эргономика и техническая эстетика – сформировались после Второй мировой войны в прямой связи с возросшей сложностью техники и появлением специфических проблем управления ею.
Военная психология. Предметом военной психологии является разработка психолого-педагогических рекомендаций по организации боевой подготовки войск в целях сохранения жизни, психического здоровья, повышения стрессоустойчивости и в целом боеспособности войск. В настоящее время психологическая подготовка военнослужащих стала самостоятельным разделом боевой подготовки.
Авиационная и космическая психология. Предметом авиационной и космической психологии является оптимизация нервно-психической сферы летного и наземного состава в авиации и космонавтике. Авиационная психология имеет богатые традиции. В СССР она оставалась единственной сферой деятельности психологов труда в 1936 – 1956 гг. В авиационной психологии первой возродилась в конце пятидесятых годов практика психологического профессионального отбора и динамического наблюдения за лётным составом. В настоящее время традиции авиационной психологии широко используются российскими психологами при разработке проблемы психологии здоровья [6, с. 66 – 67];
• психология научного творчества изучает особенности творческой личности, факторы, стимулирующие творческую активность изобретательство, научные открытия;
• психология художественного творчества – изучает эстетическое восприятие. Очень мало изученная отрасль психологии [9, с. 21];
• политическая психология – область психологии, изучающая психологические компоненты (настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т.п.) политической жизни общества, которые формируются и проявляются на уровне политического сознания наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реализуются в их конкретных политических действиях. К её проблемам относятся: психология пропаганды и агитации, имиджа политического деятеля и власти, массовых социально-психологических процессов [2, с. 12].
Политическая психология рассматривает человеческое поведение как процесс и результат взаимодействия индивида со средой, при котором действия личности определяются как характером внешнего воздействия, так и особенностями их восприятия и осознания субъектом, который и является непосредственным предметом психологического анализа.
Политико-психологические исследования особенно широко применяются при изучении электорального и иного политического поведения, политического лидерства, политической социализации, политического конфликта и сотрудничества. Относительно самостоятельным направлением этой науки является политический психоанализ, представленный в трудах 3. Фрейда, Б. Буллита, Г. Лассуэлла, Э. Фромма и других [3, с. 31];
• психодиагностика – отрасль психологии, разрабатывающая методы и средства выявления и измерения психологических особенностей человека, изучающая возможности применения этих средств на практике. Психодиагностика позволяет выявить и измерить выраженность у человека определенных индивидуально-психологических характеристик: уровень развития интеллекта, способности, свойства личности, интересы. Благодаря психодиагностике можно выявить скрытые от непосредственного наблюдения причины поведения, поступков, успешности и неуспешности в деятельности, в том числе учебной, в общении [1, с. 29].
Для современной психологии в целом характерен процесс дифференциации. Этот процесс вызывает значительную разветвлённость психологии на отдельные отрасли. Часто они довольно сильно расходятся, сохраняя при этом общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики как особой формы жизнедеятельности.
Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции. Интеграция позволяет психологии поддерживать связь со всеми остальными науками. Например, через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками, через юридическую психологию – с отраслями права и т.д.
Заключение
Таким образом, современная психология представляет собой сложную и разветвлённую систему направлений научных исследований, структуру которой составляет множество относительно самостоятельно развивающихся отраслей. На сегодняшний день насчитывается около 100 различных отраслей психологического знания, причём многие из них претендуют на научную самостоятельность. Общность всех этих отраслей обеспечивается сохранением единого предмета научного исследования: все они изучают факты, закономерности и механизмы психики, только в различных условиях и видах деятельности, на разных уровнях и этапах развития, в различных социальных контекстах.
Расширение и обогащение структуры психологии определено влиянием двух факторов: во-первых, усложняется социальная жизнь и деятельность современного человека, следовательно, перед психологией ставятся новые задачи и вопросы, ответы на которые требуют тщательного изучения новых психологических реалий; во-вторых, развитие самой науки, её методов исследований позволяют постоянно расширять горизонты психологии.
Список используемой литературы
Дубровина И.В. Психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
Ефимова Н.С. Основы общей психологии. – М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. – 288 с.: ил.
Каменская Е.Н. Основы психологии: конспект лекций. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 282 с.
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.: ил.
Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. – 912 с.
Общая психология / Под ред. Тугушева Р.Х., Гарбера Е.И. – М.: Эксмо, 2007. – 560 с.
Общая психология, под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2005. – 232 с.
Филатов Ф.Р. Общая психология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 544 с.: ил.
Чеховских М.И. Психология. – М.: Новое знание, 2006. – 380 с.











2

Список используемой литературы
1.Дубровина И.В. Психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
2.Ефимова Н.С. Основы общей психологии. – М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. – 288 с.: ил.
3.Каменская Е.Н. Основы психологии: конспект лекций. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 282 с.
4.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.: ил.
5.Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. – 912 с.
6.Общая психология / Под ред. Тугушева Р.Х., Гарбера Е.И. – М.: Эксмо, 2007. – 560 с.
7.Общая психология, под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2005. – 232 с.
8.Филатов Ф.Р. Общая психология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 544 с.: ил.
9.Чеховских М.И. Психология. – М.: Новое знание, 2006. – 380 с.

У нас вы можете заказать