Вам нужен реферат?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Ощущения и чувства,как свойство творческой личности.

  • 27 страниц
  • 14 источников
  • Добавлена 02.02.2010
500 руб. 1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Творчество как психический процесс
1.1. Развитие взглядов на творчество в отечественной и зарубежной психологии
1.2. Психологические особенности творческой личности
2. Роль ощущений и чувств в восприятии мира творческой личностью
2.1. Общая характеристика ощущений и чувств
2.2. Ощущения и чувства в творческом процессе
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Процессам перехода от образа к понятию и наоборот свойственны неосознаваемость механизмов получения нового знания и ощущение непосредственности этого знания. В этих двух типах познавательных процессов заключается сущность интуиции.
С психологической точки зрения интуитивное мышление можно представить как особого рода психическую деятельность по переработке информации; его кульминацией является «озарение» или «догадка». При этом необходимым условием представляется взаимодействие различных процессов получения и преобразования информации. Одни совершаются осознанно, другие – машинально, третьи – на уровне бессознательного.
Интуитивное чувство того или иного явления в целом складывается под влиянием совокупности причин. Оно не может быть вызвано произвольно, «от головы». Как и всякое чувство, оно лишь относительно управляемо: его можно немного сдержать, по-другому направить, но управлять им произвольно нельзя, поскольку это чувство, а не умозрительная конструкция.
Все исследователи заметили, что озарение в творческом процессе приходит отнюдь не просто так и что оно на самом деле является кульминацией долгого, бесплодного и порой мучительного творческого поиска. Грэхем Уоллес в этом процессе выделил четыре стадии. Первая стадия – сознательная подготовка. Это как раз и есть весь период сознательной работы над задачей или проблемой. Все исследователи отмечают, что на этом этапе чрезвычайно важна правильная постановка вопроса, потому что, какой вопрос задаешь, такой ответ и получишь.
Вторая стадия – инкубация, вынашивание проблемы. На этом этапе к ощущению полного тупика прибавляется осознание: «Так дальше дело не пойдет» – либо ты уже с ума сойдешь и решение все равно не найдешь, либо тебе пора остановиться, отдохнуть, расслабиться и успокоиться. Это период (короткий или продолжительный) кажущегося застоя, в течение которого изучение проблемы кажется прерванным и тема заброшенной. На самом же деле, пока ум отдыхает, о проблеме не думает, а сознание занимается другим, в нас идет глубинная бессознательная работа над задачей.
Третья стадия – озарение, просветление, вдохновение, открытие, инсайт. Озарение всегда приходит неожиданно, словно вспышка молнии, но он словно длится вечность и запоминается навсегда. Так, Гаусс, великий математик, писал по поводу одной теоремы из области теории чисел, которую он пытался доказать в течение многих лет: «Наконец, два дня назад я добился успеха, но не благодаря моим величайшим усилиям, а благодаря Богу. Как при вспышке молнии, проблема внезапно оказалась решенной. Я не могу сказать сам, какова природа путеводной нити, которая соединила то, что я уже знал, с тем, что принесло мне успех».
Четвертая стадия – проверка. Образы, символы и символические действия вместе со всеми прожитыми состояниями облекаются в слова и выводы, мысли выстраиваются в логической последовательности – открытие научно обосновывается, а художественное произведение уже видится или слышится в той форме, которая кажется самой подходящей. Это тот этап, когда вновь надо погрузиться в долгую и терпеливую сознательную работу, чтобы все переосмыслить, найти адекватные формы применения, нащупать дальнейшие творческие или исследовательские шаги и действия.
Исследования вопросов интуиции, проведенные под руководством советского психолога О.И. Никифоровой, еще раз подтверждают, что интуиция есть решение сознательно поставленной задачи. Но интуиция отличается от других сознательных актов своим качеством: задачи решаются посредством не логического, а образного мышления, в котором уже отражена деятельность логического мышления.
Интуитивное чувство развивается, как правило, медленно – картина того, что интересует должна сложиться, поэтому оно дает ответы на вопросы с большим запаздыванием, отвечает не на то, что спрашивается в данный момент. Чтобы идея родилась, она должна созреть.
Многие ученые занимались не тем, что их современникам казалось совершенно неприложимым к жизни и ненужным. Впоследствии оказывалось, что художник, ученый – наилучшие выразители своего времени, своей эпохи. Они дали ответы на вопросы, которые больше всего назрели. Однако это становится ясно не сразу.
Причина этого кроется в том, что творец воспринимает вопросы не из слов, понятий, а сердцем, от впечатлений, с которыми сталкивается, от того, что его больше всего поражает, что задевает и начинает «перевариваться» в подсознании. Творческая личность может подчиняться только интуитивным чувствам, которые развиваются исподволь.
Научиться выражать интуитивно-чувствуемое вовне не просто. Для этого надо уметь выдерживать определенное внутреннее соотношение между контролем и бесконтрольностью, свободным переживанием чувства и самонаблюдением. Овладев творчеством, научившись выражать интуитивно-чувствуемое, привыкнув к этому, можно преобразовывать многие области личных и профессиональных знаний, делать это постоянно и систематически.





Заключение
В процессе работы над поставленной проблематикой мы пришли к следующим выводам.
Проблема личности и творчества привлекала внимание мыслителей, начиная с глубокой древности. Однако научные исследования психологии творчества и творческой личности начинаются в ХХ в. В рамках этих исследований сложились основные направления изучения творчества и творческой личности в современности.
Творчество является сущностной характеристикой человека, условием развития личности и культуры, фундаментальной основой человеческой жизни. Творчество рассматривают как деятельность, как процесс, как отношение человека к миру, как особое состояние сознания.
Новые концептуальные подходы к творчеству, выделение различных его видов, факторов и критериев готовности к нему и др. позволяют говорить о том, что данная категория приобрела многомерный характер, а само творчество стало рассматриваться как суть жизнедеятельности человека.
Творчество характеризует собой личностный уровень активности, тогда как окружающая среда только опосредует его. Творчество, являясь, по своей сути культурно-историческим явлением, имеет и психологический аспект – личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря, которой создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. В структуре деятельности субъекта выделяются потребности, мотивы, операции и, цели и задачи, от которых зависит результат, продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль изначально активности, неосозноваемых компонентов умственной активности, воображения, интуиции, а также потребности личности в самоактуализации своих созидательных возможностей.
Деятельность человека представляет собой единство внутренних и внешних проявлений его активности. Проблемы творчества тесно связаны с проблемами основ психологии субъекта. В процессе познания мира первичным звеном являются ощущения. Именно посредством деятельности различных органов чувств человек способен увидеть мир вначале фрагментарно, в дальнейшем единичные ощущения объединяются в восприятие.
Большинство исследователей творчества, творческого процесса выделяют четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным, специфически творческим моментом считалось озарение: интуитивное схватывание искомого результата, но этому предшествует активность личности. Человек творческого склада видит и ощущает мир значительно шире и тоньше остальных людей, это восприятие позволяет ему творить нечто новое, оригинальное, раскрыть сущность предмета, явления, процессов и пр.
Среди особенностей ощущений творца можно выделить синестезию, которая, конечно, присуща и другим людям, но у творческих личностей этот процесс отмечается значительно чаще. Благодаря синестезии, творца могут ощущать и чувствовать мир значительно ярче и насыщенней, что позволяет им раскрываться в своей творческой работе значительно шире.
Набираться знаний и ощущений впрок – это одна из сложных проблем. Если обратиться к записным книжкам писателей, художников, можно увидеть, что огромный материал, который там зафиксирован, совсем не является тем материалом, который будет ими обработан и использован в творчестве. Чаще всего – это материал «впрок», обогащение души художника, пища его ассоциативного мышления. Не только человеку искусства, но и любому из нас необходимо набираться знаний и ощущений впрок, чтобы стать по-настоящему творческой, самоактуализирующейся личностью.
Таким образом, гипотеза подтвердилась: ощущения и чувства у творческой личности обладают рядом особенностей, что отражается на мировосприятии творчески одаренных людей.
Список литературы
Вертгеймер М. Открытие Галилея // В кн: Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ. / Общ. ред. С.Ф. Горбова и В.П. Зинченко. Вступ. ст. В.П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987. С. 238-247.
Галин А.Л. Личность и творчество. Психологические этюды. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1989. 128 с.
Гельмгольц Г. О восприятии вообще // Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. М.: «ЧеРо», МПСИ, 2006. С. 21-52.
Дружинин В.Н. Психология творчества // Психологический журнал. Том 26. №5. С. 101-110.
Лобанов А.П. Когнитивная психология: от ощущений до интеллекта: Учеб. пособ. / А.П. Лобанов. Мн.: Новое знание, 2008. 376 с.
Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. / Научн. ред., вступ. статья и коммент. Н.Н. Акулиной. СПб.: Евразия, 1999. 432 с.
Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учеб. пособ. М.: Академический Проект, 2004. 560 с.
Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.
Николаенко Н.Н. Психология творчества: Учеб. пособ. / Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2005. 277 с.
Общая психология: в 7 т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Б.С. Братуся. Т. 2: Ощущение и восприятие / А.Н. Гусев. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 416 с.
Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 304 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. 713 с.
Сикирич Е. Интуиция. В ожидании чуда // Электронный журнал «Человек без границ». [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.manwb.ru/articles/psychology/inner_world/intuition/
Симонов П.В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987. 272 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. С. 485.
См.: Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. С. 212-230.
Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учеб. пособ. М.: Академический Проект, 2004. С. 37.
См.: Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. / Научн. ред., вступ. статья и коммент. Н.Н. Акулиной. СПб.: Евразия, 1999. С. 70-71.
Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. С. 44.
См.: Симонов П.В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987. С. 170-184.
См., например: Вертгеймер М. Открытие Галилея // В кн: Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ. / Общ. ред. С.Ф. Горбова и В.П. Зинченко. Вступ. ст. В.П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987. С. 238-247.
Дружинин В.Н. Психология творчества // Психологический журнал. Том 26. №5. С. 106.
Дружинин В.Н. Психология творчества. С. 107.
Дружинин В.Н. Психология творчества. С. 107.
Дружинин В.Н. Психология творчества. С. 102-103.
Лобанов А.П. Когнитивная психология: от ощущений до интеллекта: Учеб. пособ. / А.П. Лобанов. Мн.: Новое знание, 2008. С. 30.
Общая психология: в 7 т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Б.С. Братуся. Т. 2: Ощущение и восприятие / А.Н. Гусев. М.: Издатель-ский центр «Академия», 2007. С. 17.
См.: Лобанов А.П. Когнитивная психология: от ощущений до интеллекта. С. 38-50.
См.: Лобанов А.П. Когнитивная психология: от ощущений до интеллекта. С. 52-54.
Там же. С. 54.
Общая психология. С. 20.
Гельмгольц Г. О восприятии вообще // Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. М.: «ЧеРо», МПСИ, 2006. С. 40.
Общая психология. С. 80.
Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. С. 251.
Николаенко Н.Н. Психология творчества: Учеб. пособ. / Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2005. С. 235.
Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. С. 51-52.
Николаенко Н.Н. Психология творчества. С. 245.
Общая психология. С. 75.
Сикирич Е. Интуиция. В ожидании чуда // Электронный журнал «Человек без границ». [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.manwb.ru/articles/psychology/inner_world/intuition/












3

Список литературы
1.Вертгеймер М. Открытие Галилея // В кн: Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ. / Общ. ред. С.Ф. Горбова и В.П. Зинченко. Вступ. ст. В.П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987. С. 238-247.
2.Галин А.Л. Личность и творчество. Психологические этюды. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1989. 128 с.
3.Гельмгольц Г. О восприятии вообще // Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. М.: «ЧеРо», МПСИ, 2006. С. 21-52.
4.Дружинин В.Н. Психология творчества // Психологический журнал. Том 26. №5. С. 101-110.
5.Лобанов А.П. Когнитивная психология: от ощущений до интеллекта: Учеб. пособ. / А.П. Лобанов. Мн.: Новое знание, 2008. 376 с.
6.Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. / Научн. ред., вступ. статья и коммент. Н.Н. Акулиной. СПб.: Евразия, 1999. 432 с.
7.Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учеб. пособ. М.: Академический Проект, 2004. 560 с.
8.Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчест-ва. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.
9.Николаенко Н.Н. Психология творчества: Учеб. пособ. / Под ред. Л.М. Ши-пицыной. СПб.: Речь, 2005. 277 с.
10.Общая психология: в 7 т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Б.С. Братуся. Т. 2: Ощущение и восприятие / А.Н. Гусев. М.: Издатель-ский центр «Академия», 2007. 416 с.
11.Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 304 с.
12.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. 713 с.
13.Сикирич Е. Интуиция. В ожидании чуда // Электронный журнал «Человек без границ». [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.manwb.ru/articles/psychology/inner_world/intuition/
14.Симонов П.В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987. 272 с.

Ощущение и чувствительность как свойства творческой личности














Ощущение и чувствительность как свойства творческой личности

Содержание:

Введение

Особенности формирования творческой личности

Обостренность ощущений, как свойство творческой личности

Чувствительность и ее значение для творческого человека

Вывод

Список литературы

Введение

Личность-это комплекс образования, который приобретается лицом в социально-культурной деятельности, в процессе взаимодействия с другими людьми в ходе совместной деятельности и общения. Степень сформированности различных личностных общие, их развитие во многом определяет жизненный путь индивида. Вместе с тем, формирование личного определяется комплексом различных факторов: биологических, социальных, когнитивных и других. Развитие характеризуется количественными и качественными изменениями, порожденных внешних и внутренних условий. Так, известный психолог Б. Г. Ананьев писал: "Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не по отдельности, а вместе на сложную структуру развития".

В данном реферате будут рассмотрены такие особенности творческой личности, как чувство и чувствительность, и сделал попытку анализа этих понятий.

Особенности формирования творческой личности

творческая личность является предметом изучения многих психологических исследований. Пути ее формирования в младшем школьном и подростковом возрасте изучались многими авторами в области психологии (Б. Ананьев, A. A. Бодалев, Л. И. Божович, Л. с. Выготский, Я. Л. Коломинский, и др.). Нередко красной нитью в различных трудах психологов проходит мысль, что аспекты личности имеют значительное влияние на развитие других психологических явлений. Исследователи высших способностей отмечают, что одаренность может существенно повлиять на формирование личности. Автор концепции творческой одаренности А. М. Матюшкин в частности пишет, что можно рассматривать "как талант общую предпосылку творчества в любой профессии, в науке и в искусстве, как предпосылку становления и развития творческой личности, способной не только создать нового и открытию новых законов, но и выражения, самораскрытию в произведениях литературы и искусства; личности не только решающей, но ставящей проблемы перед человеком и человечеством". Создатели концептуальных моделей одаренности включают личностные факторы в ее структуру (А. М. Матюшкин, Дж. Рензулли, Дж. Фельдхьюсен, Потому что Хеллер).

Узнать стоимость работы