Вам нужен реферат?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Ощущения и чувства,как свойство творческой личности.

  • 27 страниц
  • 14 источников
  • Добавлена 02.02.2010
500 руб. 1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение
1. Творчество как психический процесс
1.1. Развитие взглядов на творчество в отечественной и зарубежной психологии
1.2. Психологические особенности творческой личности
2. Роль ощущений и чувств в восприятии мира творческой личностью
2.1. Общая характеристика ощущений и чувств
2.2. Ощущения и чувства в творческом процессе
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Процессам перехода от образа к понятию и наоборот свойственны неосознаваемость механизмов получения нового знания и ощущение непосредственности этого знания. В этих двух типах познавательных процессов заключается сущность интуиции.
С психологической точки зрения интуитивное мышление можно представить как особого рода психическую деятельность по переработке информации; его кульминацией является «озарение» или «догадка». При этом необходимым условием представляется взаимодействие различных процессов получения и преобразования информации. Одни совершаются осознанно, другие – машинально, третьи – на уровне бессознательного.
Интуитивное чувство того или иного явления в целом складывается под влиянием совокупности причин. Оно не может быть вызвано произвольно, «от головы». Как и всякое чувство, оно лишь относительно управляемо: его можно немного сдержать, по-другому направить, но управлять им произвольно нельзя, поскольку это чувство, а не умозрительная конструкция.
Все исследователи заметили, что озарение в творческом процессе приходит отнюдь не просто так и что оно на самом деле является кульминацией долгого, бесплодного и порой мучительного творческого поиска. Грэхем Уоллес в этом процессе выделил четыре стадии. Первая стадия – сознательная подготовка. Это как раз и есть весь период сознательной работы над задачей или проблемой. Все исследователи отмечают, что на этом этапе чрезвычайно важна правильная постановка вопроса, потому что, какой вопрос задаешь, такой ответ и получишь.
Вторая стадия – инкубация, вынашивание проблемы. На этом этапе к ощущению полного тупика прибавляется осознание: «Так дальше дело не пойдет» – либо ты уже с ума сойдешь и решение все равно не найдешь, либо тебе пора остановиться, отдохнуть, расслабиться и успокоиться. Это период (короткий или продолжительный) кажущегося застоя, в течение которого изучение проблемы кажется прерванным и тема заброшенной. На самом же деле, пока ум отдыхает, о проблеме не думает, а сознание занимается другим, в нас идет глубинная бессознательная работа над задачей.
Третья стадия – озарение, просветление, вдохновение, открытие, инсайт. Озарение всегда приходит неожиданно, словно вспышка молнии, но он словно длится вечность и запоминается навсегда. Так, Гаусс, великий математик, писал по поводу одной теоремы из области теории чисел, которую он пытался доказать в течение многих лет: «Наконец, два дня назад я добился успеха, но не благодаря моим величайшим усилиям, а благодаря Богу. Как при вспышке молнии, проблема внезапно оказалась решенной. Я не могу сказать сам, какова природа путеводной нити, которая соединила то, что я уже знал, с тем, что принесло мне успех».
Четвертая стадия – проверка. Образы, символы и символические действия вместе со всеми прожитыми состояниями облекаются в слова и выводы, мысли выстраиваются в логической последовательности – открытие научно обосновывается, а художественное произведение уже видится или слышится в той форме, которая кажется самой подходящей. Это тот этап, когда вновь надо погрузиться в долгую и терпеливую сознательную работу, чтобы все переосмыслить, найти адекватные формы применения, нащупать дальнейшие творческие или исследовательские шаги и действия.
Исследования вопросов интуиции, проведенные под руководством советского психолога О.И. Никифоровой, еще раз подтверждают, что интуиция есть решение сознательно поставленной задачи. Но интуиция отличается от других сознательных актов своим качеством: задачи решаются посредством не логического, а образного мышления, в котором уже отражена деятельность логического мышления.
Интуитивное чувство развивается, как правило, медленно – картина того, что интересует должна сложиться, поэтому оно дает ответы на вопросы с большим запаздыванием, отвечает не на то, что спрашивается в данный момент. Чтобы идея родилась, она должна созреть.
Многие ученые занимались не тем, что их современникам казалось совершенно неприложимым к жизни и ненужным. Впоследствии оказывалось, что художник, ученый – наилучшие выразители своего времени, своей эпохи. Они дали ответы на вопросы, которые больше всего назрели. Однако это становится ясно не сразу.
Причина этого кроется в том, что творец воспринимает вопросы не из слов, понятий, а сердцем, от впечатлений, с которыми сталкивается, от того, что его больше всего поражает, что задевает и начинает «перевариваться» в подсознании. Творческая личность может подчиняться только интуитивным чувствам, которые развиваются исподволь.
Научиться выражать интуитивно-чувствуемое вовне не просто. Для этого надо уметь выдерживать определенное внутреннее соотношение между контролем и бесконтрольностью, свободным переживанием чувства и самонаблюдением. Овладев творчеством, научившись выражать интуитивно-чувствуемое, привыкнув к этому, можно преобразовывать многие области личных и профессиональных знаний, делать это постоянно и систематически.





Заключение
В процессе работы над поставленной проблематикой мы пришли к следующим выводам.
Проблема личности и творчества привлекала внимание мыслителей, начиная с глубокой древности. Однако научные исследования психологии творчества и творческой личности начинаются в ХХ в. В рамках этих исследований сложились основные направления изучения творчества и творческой личности в современности.
Творчество является сущностной характеристикой человека, условием развития личности и культуры, фундаментальной основой человеческой жизни. Творчество рассматривают как деятельность, как процесс, как отношение человека к миру, как особое состояние сознания.
Новые концептуальные подходы к творчеству, выделение различных его видов, факторов и критериев готовности к нему и др. позволяют говорить о том, что данная категория приобрела многомерный характер, а само творчество стало рассматриваться как суть жизнедеятельности человека.
Творчество характеризует собой личностный уровень активности, тогда как окружающая среда только опосредует его. Творчество, являясь, по своей сути культурно-историческим явлением, имеет и психологический аспект – личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря, которой создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. В структуре деятельности субъекта выделяются потребности, мотивы, операции и, цели и задачи, от которых зависит результат, продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль изначально активности, неосозноваемых компонентов умственной активности, воображения, интуиции, а также потребности личности в самоактуализации своих созидательных возможностей.
Деятельность человека представляет собой единство внутренних и внешних проявлений его активности. Проблемы творчества тесно связаны с проблемами основ психологии субъекта. В процессе познания мира первичным звеном являются ощущения. Именно посредством деятельности различных органов чувств человек способен увидеть мир вначале фрагментарно, в дальнейшем единичные ощущения объединяются в восприятие.
Большинство исследователей творчества, творческого процесса выделяют четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным, специфически творческим моментом считалось озарение: интуитивное схватывание искомого результата, но этому предшествует активность личности. Человек творческого склада видит и ощущает мир значительно шире и тоньше остальных людей, это восприятие позволяет ему творить нечто новое, оригинальное, раскрыть сущность предмета, явления, процессов и пр.
Среди особенностей ощущений творца можно выделить синестезию, которая, конечно, присуща и другим людям, но у творческих личностей этот процесс отмечается значительно чаще. Благодаря синестезии, творца могут ощущать и чувствовать мир значительно ярче и насыщенней, что позволяет им раскрываться в своей творческой работе значительно шире.
Набираться знаний и ощущений впрок – это одна из сложных проблем. Если обратиться к записным книжкам писателей, художников, можно увидеть, что огромный материал, который там зафиксирован, совсем не является тем материалом, который будет ими обработан и использован в творчестве. Чаще всего – это материал «впрок», обогащение души художника, пища его ассоциативного мышления. Не только человеку искусства, но и любому из нас необходимо набираться знаний и ощущений впрок, чтобы стать по-настоящему творческой, самоактуализирующейся личностью.
Таким образом, гипотеза подтвердилась: ощущения и чувства у творческой личности обладают рядом особенностей, что отражается на мировосприятии творчески одаренных людей.
Список литературы
Вертгеймер М. Открытие Галилея // В кн: Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ. / Общ. ред. С.Ф. Горбова и В.П. Зинченко. Вступ. ст. В.П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987. С. 238-247.
Галин А.Л. Личность и творчество. Психологические этюды. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1989. 128 с.
Гельмгольц Г. О восприятии вообще // Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. М.: «ЧеРо», МПСИ, 2006. С. 21-52.
Дружинин В.Н. Психология творчества // Психологический журнал. Том 26. №5. С. 101-110.
Лобанов А.П. Когнитивная психология: от ощущений до интеллекта: Учеб. пособ. / А.П. Лобанов. Мн.: Новое знание, 2008. 376 с.
Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. / Научн. ред., вступ. статья и коммент. Н.Н. Акулиной. СПб.: Евразия, 1999. 432 с.
Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учеб. пособ. М.: Академический Проект, 2004. 560 с.
Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.
Николаенко Н.Н. Психология творчества: Учеб. пособ. / Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2005. 277 с.
Общая психология: в 7 т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Б.С. Братуся. Т. 2: Ощущение и восприятие / А.Н. Гусев. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 416 с.
Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 304 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. 713 с.
Сикирич Е. Интуиция. В ожидании чуда // Электронный журнал «Человек без границ». [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.manwb.ru/articles/psychology/inner_world/intuition/
Симонов П.В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987. 272 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. С. 485.
См.: Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. С. 212-230.
Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учеб. пособ. М.: Академический Проект, 2004. С. 37.
См.: Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. / Научн. ред., вступ. статья и коммент. Н.Н. Акулиной. СПб.: Евразия, 1999. С. 70-71.
Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. С. 44.
См.: Симонов П.В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987. С. 170-184.
См., например: Вертгеймер М. Открытие Галилея // В кн: Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ. / Общ. ред. С.Ф. Горбова и В.П. Зинченко. Вступ. ст. В.П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987. С. 238-247.
Дружинин В.Н. Психология творчества // Психологический журнал. Том 26. №5. С. 106.
Дружинин В.Н. Психология творчества. С. 107.
Дружинин В.Н. Психология творчества. С. 107.
Дружинин В.Н. Психология творчества. С. 102-103.
Лобанов А.П. Когнитивная психология: от ощущений до интеллекта: Учеб. пособ. / А.П. Лобанов. Мн.: Новое знание, 2008. С. 30.
Общая психология: в 7 т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Б.С. Братуся. Т. 2: Ощущение и восприятие / А.Н. Гусев. М.: Издатель-ский центр «Академия», 2007. С. 17.
См.: Лобанов А.П. Когнитивная психология: от ощущений до интеллекта. С. 38-50.
См.: Лобанов А.П. Когнитивная психология: от ощущений до интеллекта. С. 52-54.
Там же. С. 54.
Общая психология. С. 20.
Гельмгольц Г. О восприятии вообще // Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. М.: «ЧеРо», МПСИ, 2006. С. 40.
Общая психология. С. 80.
Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. С. 251.
Николаенко Н.Н. Психология творчества: Учеб. пособ. / Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2005. С. 235.
Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. С. 51-52.
Николаенко Н.Н. Психология творчества. С. 245.
Общая психология. С. 75.
Сикирич Е. Интуиция. В ожидании чуда // Электронный журнал «Человек без границ». [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.manwb.ru/articles/psychology/inner_world/intuition/












3

Список литературы
1.Вертгеймер М. Открытие Галилея // В кн: Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ. / Общ. ред. С.Ф. Горбова и В.П. Зинченко. Вступ. ст. В.П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987. С. 238-247.
2.Галин А.Л. Личность и творчество. Психологические этюды. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1989. 128 с.
3.Гельмгольц Г. О восприятии вообще // Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. М.: «ЧеРо», МПСИ, 2006. С. 21-52.
4.Дружинин В.Н. Психология творчества // Психологический журнал. Том 26. №5. С. 101-110.
5.Лобанов А.П. Когнитивная психология: от ощущений до интеллекта: Учеб. пособ. / А.П. Лобанов. Мн.: Новое знание, 2008. 376 с.
6.Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. / Научн. ред., вступ. статья и коммент. Н.Н. Акулиной. СПб.: Евразия, 1999. 432 с.
7.Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учеб. пособ. М.: Академический Проект, 2004. 560 с.
8.Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчест-ва. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.
9.Николаенко Н.Н. Психология творчества: Учеб. пособ. / Под ред. Л.М. Ши-пицыной. СПб.: Речь, 2005. 277 с.
10.Общая психология: в 7 т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Б.С. Братуся. Т. 2: Ощущение и восприятие / А.Н. Гусев. М.: Издатель-ский центр «Академия», 2007. 416 с.
11.Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 304 с.
12.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. 713 с.
13.Сикирич Е. Интуиция. В ожидании чуда // Электронный журнал «Человек без границ». [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.manwb.ru/articles/psychology/inner_world/intuition/
14.Симонов П.В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987. 272 с.

У нас вы можете заказать