Вам нужна дипломная работа?
Интересует География?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Северный Кавказ в международных отношениях в постсоветский период

  • 85 страниц
  • 57 источников
  • Добавлена 14.04.2010
2 750 руб. 5 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление


Введение
1. Северный Кавказ и независимые государства Южного Кавказа (Закавказье)
1.1.Исторические аспекты развития Северного Кавказа
1.2.Особенности политики России в отношении Северного Кавказа, с периода борьбы за Кавказ XVIII в. до современного периода времени
1.3.Северный и Южный Кавказ: общность и противоречия интересов
Глава 2. Северный Кавказ и страны исламского Востока
2.1. Северный Кавказ и Иран
2.2. Северный Кавказ и Турция
2.3. Северный Кавказ и ОАЭ
Глава 3. Северный Кавказ в сфере геополитических интересов Запада
3.1. Северный Кавказ и США
3.2. Северный Кавказ и ЕС
3.3. Перспективы развития Северного Кавказа в русле геополитики Запада
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Главной задачей США­ и их союзников по НАТО в отношении Северного Кавказа является безопасность, но и одновременно интеграция Южного Кавказа с евроатлантическим сообществом и вытеснение России из региона.
Кавказ, с точки зрения Вашингтона, должен стать следующим этапом расширения Организации Североатлантического договора. При этом для ограничения роли России и ее последующего вытеснения с Кавказа США­ используют преимущественно своих местных союзников, которым оказывается политическая и финансовая поддержка.
Сегодня Закавказье представляет собой своеобразную буферную зону между странами НАТО и Российской Федерацией. Мировые акторы продолжают последовательно распространять свое влияние в регионе, так как, подчинив Южный Кавказ своему контролю, они делают безопасными «свои границы».
По мере усугубления противоречий между складывающимися мировыми центрами политическая ситуация на Северном Кавказе становится все более сложной и противоречивой. На любое, даже самое незначительное
изменение политической конъюнктуры региона воздействует целый комплекс геостратегических, финансово-экономических, коммуникационных интересов таких глобальных движущих сил международной политики, как США, Россия, ЕС и Китай, и локально- региональных сил в лице Ирана и Турции
США продолжают свою деятельность, направленную на увеличение влияния как на Северном, так и Южном Кавказе.
После встречи министров иностранных дел Армении, Азербайджана и Турции в Нью-Йорке сопредседатель минской группы ОБСЕ от США Мэттью Брайз в интервью Русской службе Би-Би-Си заявил, что, по мнению
США, решение карабахского вопроса должно основываться на территориальной целостности Азербайджана. Это заявление и череда предшествовавших ей событий дали основание говорить о том, что Вашингтон намерен продавить в регионе свой сценарий урегулирования карабахского конфликта, который в конечном итоге должен привести к втягиванию Азербайджана в НАТО.


3.2. Северный Кавказ и ЕС


В контексте последних событий в области европейской интеграции, которые во многом меняют роль и место Европейского союза во всей геополитической архитектуре не только Европы, но и мира, вопросы военно-политической безопасности и сотрудничества на “общеевропейском пространстве” приобретают особую остроту.
Общая стратегия определяет четыре основные цели политики ЕС в отношении Северного Кавказа:
укрепление демократии, правового государства, и государственных институтов;
вовлечение России в общеевропейское экономическое и социальное пространство, включая более интенсивную поддержку усилий России по выполнению условий для вступления в ВТО;
сотрудничество по укреплению стабильности и безопасности в Европе и во всем мире, а также более эффективное и оперативное оформление политического диалога;
совместное разрешение проблем на европейском континенте, в особенности охрана энергетических ресурсов, защита окружающей среды, а также борьба с организованной преступностью.
Стратегическое партнерство России с Евросоюзом реализуется в рамках углубленного политического диалога и взаимодействия в международных организациях, в подходе к решению ряда основных международных проблем.
Основной идеей европейской политики в области безопасности и обороны и формированием оборонных ресурсов ЕС не является превращение ЕС в некую альтернативу НАТО, конкурента альянса по обеспечению европейской безопасности. Большинство стран-членов ЕС выступают за сохранение НАТО как основы европейской безопасности и главного гаранта стабильности в европейском регионе. Европейский союз же создает механизмы для урегулирования кризисов, в которые североатлантический альянс решит не вмешиваться.
Договор о европейской безопасности (ДЕБ) в настоящее время является центральной инициативой России на европейском направлении.
Эта инициатива была выдвинута Президентом РФ Д. А. Медведевым во время его официального визита в ФРГ 5 июня 2008 г., то есть через четыре месяца после провозглашения независимости Косова и за два месяца до начала Кавказского кризиса.Обнародованные тогда Д.А.Медведевым идеи о реформе системы безопасности на пространстве от Ванкувера до Владивостока затем были включены в утвержденную им 12 июля 2008 г. новую Концепцию внешней политики Российской Федерации.И, наконец, первое развернутое изложение содержания Договора о европейской безопасности дано Д.А.Медведевым уже после Кавказского кризиса, в его выступлении на Конференции по мировой политике в Эвиане 8 октября 2008 г.
На конференции в Эвиане российский президент выделил четыре элемента для включения в предлагаемый Договор о европейской безопасности.
Во-первых – четкое подтверждение базовых принципов безопасности и межгосударственных отношений на евро-атлантическом пространстве.
Во-вторых – гарантии единообразной трактовки и соблюдения принципов неприменения силы или угрозы ее применения. В-третьих – гарантии обеспечения принципа равной безопасности. При этом российский президент подчеркнул необходимость следовать трем «не»: не обеспечивать свою безопасность за счет других, не допускать действий, ослабляющих единство общего пространства безопасности, и не допускать развития военных союзов в ущерб безопасности других участников предлагаемого Договора. И, наконец, четвертый элемент – подтверждение того, что ни одно государство и ни одна международная организация не имеют эксклюзивных прав на обеспечение европейской безопасности. Концептуально российский проект ДЕБ стал европейским измерением тезиса о необходимости переустройства глобальной архитектуры безопасности, обоснованного еще в феврале 2007 г.
Исходная российская посылка для оценки состояния дел в области безопасности – как на глобальном уровне, так и на региональном европейском– состоит в том, что за двадцать лет, прошедшие с окончания холодной войны, работоспособная система безопасности не создана. Однополярный мир, по мнению российских лидеров, не состоялся, а существующие многосторонние структуры безопасности не эффективны. В этих условиях, предлагая приступить к созданию новой архитектуры безопасности для ХХI века, российская дипломатия делает акцент на необходимости обеспечить гарантии соблюдения двух главных принципов межгосударственного общения.
В мае 2007 г. Евросоюз выступил с инициативой «Черноморской синергии» для Черноморского субрегиона, а в июне того же года обнародовал свою Стратегию отношений с государствами Центральной Азии. В июле 2008 г. в Париже была провозглашена еще одна субрегиональная инициатива ЕС – проект создания «Союза для Средиземноморья» как новейшая модификация Евро-Средиземноморского диалога, известного с 1995 г.под названием «Барселонский процесс»
Концептуальной основой для разработки этих форматов стал тезис Стратегической концепции ЕС 2003 г. о том, что наилучшим способом обеспечения безопасности ЕС является курс на создание по периметру его границ «пояса друзей» («a ring of friends»), разделяющих принципы так называемого «хорошего управления» («good governance»). По сути, в данном случае речь идет, скорее, о «надлежащем управлении», поскольку под термином «хорошее управление» в Евросоюзе понимают устройство политической системы государства-партнера в соответствии с принципами и нормами самого ЕС.
Кавказский кризис 2008 г. способствовал активизации Европейской политики по отношению к Кавказу в целом и к Северному Кавказу в частности.
С одной стороны, этот курс может способствовать активизации регионального сотрудничества. С другой стороны, Европейская политика соседства с ее новейшими модификациями замкнута на одном, по сути региональном, центре принятия решений – Европейском союзе. Этот центр задает вполне определенные базовые принципы регионального сотрудничества, проникнутые логикой внешней политики самого ЕС – логикой политики, основанной на ценностях («values-based policy»).
В 2007 г. Европейский Союз инициировал разработку программы в поддержку регионов Северного Кавказа, который отмечает переход от исключительно гуманитарной помощи к программам развития.
Все члены Организационного комитета, включая аппарат полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе, приняли активное участие в разработке программы и в ее реализации.
ЮНИСЕФ и ВОЗ представили первые результаты программы. Было отмечено, что совместно с федеральными и региональными властями, в том числе с министерствами здравоохранения и образования ЧР и РИ, обе организации успешно выполнили большую часть запланированной в рамках программы работы.
В образовательном секторе ЮНИСЕФ предоставил возможность более 2000 школьным учителям, а также специалистам из образовательных учреждений, сотрудникам министерств образования и Института повышения квалификации ЧР и РИ посетить курсы повышения квалификации в Москве и Кисловодске, установить и оборудовать 76 кабинетов по физике, химии, иностранному языку, биологии, математике и географии в обеих республиках. В 76 школ Республики Ингушетия было направлено 164 единицы спортивного оборудования.
В секторе здравоохранения ЮНИСЕФ предоставил 40 наименований современного медицинского оборудования и 4 специализированных кареты скорой помощи двум больницам ЧР, включая республиканскую детскую больницу и родильный дом №2. Параллельно был организован тренинг по надлежащей установке и эксплуатации оборудования.
По линии Всемирной организации здравоохранения в течение первого года реализации проекта в общей сложности 1 667 медицинских работников из ЧР и 24 из РИ прошли тренинги по 26 специальностям. Большинство из участников были врачами - педиатрами, лаборантами, врачами скорой помощи, анестезиологами, гинекологами, терапевтами, стоматологами и хирургами. Из них 538 врачей прошли обучение на обязательных государственных сертификационных курсах. 15 сертификационных курсов были организованы в Грозном. В рамках проекта 380 медицинских работников первичного звена прошли обучение в рамках программы ВОЗ по интегрированному ведению болезней детского возраста. В данное время ВОЗ ведет оснащение оборудованием пяти информационно-ресурсных учебных центров в Грозном.
Таким образом, политика ЕС в отношении Северного Кавказа основывается на программе помощи и взаимодействии данного региона.





3.3. Перспективы развития Северного Кавказа в русле геополитики Запада


В перспективе своего развития, в русле геополитики Запада, Северный Кавказ остается основной ареной соперничества за ресурсы, и это связано не только с пограничными территориями Южного Кавказа. Каспийский регион в целом является зоной своих жизненных интересов Западного мира как экономически лакомого региона, так и как механизм манипулирования Россией и ее интересами на Кавказе.
Америка, транснациональные корпорации, другие центры мировой политики делают все, чтобы ослабить Россию, сделать ее зависимой от западных технологий и капиталов. В арсенале геополитических конкурентов России – самые различные приемы и средства. Вынашиваются планы ее расчленения на Европейскую Россию, Сибирскую республику и Дальневосточную республику.
Перспектива развития Кавказа заключается в его сущности как важнейшего международного коммуникационного узла, стратегического перекрестка, связывающий Европу со странами Средней Азии, Индией, Китаем, северную Евразию с Ближним и Средним Востоком. Значение его многократно возрастает в условиях глобализации, растущего общепланетарного взаимодействия.
На ближайшую перспективу регион не останется без мирового внимания. И дело здесь не только в ресурсах и безопасности. Дело в новом акторе мировой политики, который на практике грузино – осетинского конфликта показал свою мощь перед странами Запада. Этот актор – Россия, которая активно защищается свои национальные и приграничные интересы во внешней политике.
Политика Запада в перспективе достаточно предсказуема.
Комплекс проблем, который возник в связи с конфликтами на Северном Кавказе в 90- е г. и вокруг Южной Осетии в августе 2008 года, не ограничивается треугольником Россия – Южный Кавказ – Северный Кавказ. Ясно, что и сам конфликт, и его непосредственные и долгосрочные итоги будут еще долго подвергаться анализу и вызовут к жизни построение гипотез и возможных сценариев развития ситуации на Кавказе. Кроме того оживление со стороны Запада вызовет и политика России в создании отдельного округа в составе России, объединившего проблемный регион. Безусловно, что это будет расцениваться как усилением влияния России в деле безопасности.
Предсказуемость политики США заключается в том, что США всегда стоит на чаше «баланса сил» и не может хотя бы косвенно не противостоять России. Официальная политика США на Северном Кавказе и в перспективе своего развития будет иметь своей главной целью укрепление независимости новых государств Кавказско-Каспийского региона, утверждение в них институтов политической демократии и рыночной экономики, снижение вероятности региональных конфликтов путем налаживания экономических связей между новыми государствами и индустриально развитыми странами. А неофициальная политика будет основываться на деятельности различных общественных организаций, на факторе противовеса России и ее ослабления. Давно уже не является секретом финансирование многих военных акций на Северном Кавказе. В экономическом плане приоритетом для Запада также останутся энергетические ресурсы.
Деятельность США заключается в активной политике и в возможности реализации своих интересов. Даже если реальный ресурсный потенциал региона окажется завышенным, не соответствующим заявленным прогнозам, американские компании идут на заключение крупных контрактов с прикаспийскими странами, надеясь обеспечить себя энергоресурсами на многие десятилетия.
Определенную активность, хотя и меньшую по сравнению с США, в Каспийском регионе проявляют страны – члены Европейского Союза, рассматривая этот регион не только как стратегически важный рынок энергоносителей, но и в своеобразный плацдарм, обеспечивающий непосредственный выход к ресурсам Каспийского моря.
Отметим, что в целом политика России в 2010 г. носит активный и четкий характер, достаточно упомянуть новую военную доктрину, которая уже вызвала определенный ажиотаж на Западе о возможности применения ядерного оружия в ответ. Сам факт включения данной нормы уже говорит об усилении влияния. Это, видимо, связано с усилением политики наименее важных акторов внешнеполитической арены, например усиление Ирана, Индии, Китая.
В перспективе со стороны ЕС видимо будет продолжаться та же политика установление полномерных межгосударственных отношений с Россией, экономическая и военная, политическая и культурная помощь со Северному Кавказу – это является ключевым моментом в развитии геополитического положения региона.
Сама инициатива ЕС по урегулированию конфликтов на Кавказе заслуживает одобрения. Вместе с тем, нельзя не видеть и подспудной неблаговидной роли европейского посредничества. Основная задача западных партнёров на переговорах заключается в максимальной защите собственных интересов на Южном Кавказе. Запад руками ЕС стремится переформатировать военное поражение режима Саакашвили в политико-дипломатический проигрыш России. Продолжаются попытки Запада использовать План Медведева-Саркози в качестве инструмента интернационализации конфликтов на Северном Кавказе по балканскому сценарию, действуя под видом миротворчества. Имеют место явные и неявные подлоги и искажения достигнутых договорённостей, переписывания Плана Медведева-Саркози задним числом.
Перспектива Северного Кавказа в русле геополитики Запада является достаточно предсказуемой, продолжиться политика баланса сил и противовесов. Официальная позиция западных стран в принципе не измениться в ближайшее время. Однако ключевым вопросом остается изменение самого региона – Северного Кавказа, если позиция России будет более жесткой и четкой, и будет отвечать эффективности механизма федерализма, вот тогда возможно, что и политика стран Запада существенно измениться, как это произошло в грузино – осетинском конфликте. Однако в русле Северного Кавказа речь не идет о независимости, а речь идет об устойчивости развития.















Заключение


Решение поставленной цели и задач исследования позволило выделить основные важные моменты исследовательской работы.
Одной из важнейших предпосылок, породивших национальные конфликты на территории Северного Кавказа, является исторически обусловленная неэффективность централизованного и технократического управления огромным геополитическим и экономическим пространством.
Заложенные основы политики «национального принципа» в развитие территорий Советского Союза, сталинская политика переселения народов, нанесли существенный урон социокультурному единству многих народов Кавказа.
Технократизм управления проявлялся, прежде всего, в регулировании важнейших территориально структурированы по национальным признакам и каждая их них стремилась как можно больше взять из центра. Все это стало причинами некоторых межэтнических конфликтов.
В современном мире географические и пространственно-территориальные параметры мирового сообщества и, соответственно, отдельно взятых стран и народов в их отношениях друг с другом подверглись радикальной трансформации. Более того, научно-технический прогресс второй половины XX века и в XXI веке имеет, и будет иметь своим результатом качественную модификацию своих географических факторов функционирования и развития обществ.
Северный Кавказ в силу ряда причин является одним из сложнейших регионов Российской Федерации с точки зрения стратегического и перспективного общерегионального планирования социально-экономического, политического, этнического развития. Регион характеризуется значительными различиями в экономическом состоянии его субъектов, уровне последствий вооруженных конфликтов, влияния национальной элиты на политику, степени экологических угроз и других параметров.
Обращение к историческим аспектам развития Северного Кавказа показало, что сложность и проблемность региона подчеркивается сложностью этнической культуры и структуры, экономической и политической ситуации. Этнический состав Северного Кавказа формировался под влиянием исторических миграций. Большое значение в сложности региона сыграли культурные традиции северокавказских народов как воинов, повышенная защита своей свободы и ненависть к всякой власти за пределами своего племени или клана.
История северокавказских народов в международном аспекте нельзя рассматривать лишь как историю войн, с древнейших времен между Северным Кавказом и странами Ближнего Востока формировались устойчивые экономические связи и взаимодействия, что обуславливало политические аспекты развития отношений Северного Кавказа с другими странами.
Кавказ был связан со странами Восточной Европы, Ближнего и Среднего Востока весьма разветвленной системой путей. Часть районов Кавказа – с Крымом, Малой Азией, другие – с Ираном. В то время как Западный Кавказ оказался втянутым в византийскую, а позже генуэзскую торговлю, Восточный Кавказ и Дагестан были связаны в основном со странами Ближнего Востока. В XIV-XV веках генуэзские колонии на Северо-Западном Кавказе вели торговлю почти со всеми народами Северного Кавказа.
Одной из важнейших и в то же время спорных страниц истории является вхождение Северного Кавказа в состав России. Добровольность вхождения подчеркивается международными отношениями Северного Кавказа с Турцией и Ираном, и в частности исходящей опасностью.
Если бы вектор исторического времени пошлее бы по пути вхождения Кавказа в Иран или Турцию, возможно геополитическая ситуация на границах России была бы совсем иная.
В национальной безопасности заинтересованы всегда и все государства. Только вот понимание категориальной ее сути и методов обеспечения разные. В современном мире конфликтные ситуации имеют свойство расползаться, втягивая по цепочке многие страны, хотя и в разной степени.
Приоритетами общности интересов Северного и Южного Кавказа являются:
социально – экономическое развитие Кавказа в целом;
ресурсы Кавказа;
вооруженное сознание;
общность геополитического статуса в международном сообществе.
Факторы противоречивости интересов:
этнополитический конгломерат Северного и Южного Кавказа
религиозный фактор
прозападные интересы.
Позиция исламского Востока опирается на два фактора: это военно – политическая роль в региональной политики стран Востока и религиозный фактор. Позиция Ирана и Турции существенно различается.
Иран по отношению к Сверенному Кавказу строит свою политику на основе позиции с Россией. На современном этапе развития, даже, несмотря на новую «перезагрузку» Ирана в ядерном вопросе, Иран все таки предпочитает не ссорится с Россией, ради каких – либо приоритетов на Северном Кавказе. Однако с другой стороны амбиции Ирана вполне понятны, только позиция России будет ослаблена, Иран по праву займет свою внешнеполитическую нишу в региональной политике.
Для Турции Северный Кавказ - это стратегический буфер, который может позволить Анкаре еще больше отодвинуть потенциальную «российскую угрозу». Это обусловлено приоритетами построения со стороны Турции нового исторического единения тюркских народов Средней Азии и Кавказа.
Турция, как и Иран претендует на роль региональной державы, однако политика Турции носит более прозападный характер.
Таким образом, ослабление влияния России на Кавказе в долгосрочном плане может привести к заполнению этой геостратегической «ниши» Турцией. В меньшей степени это вероятно для Ирана. Такая перспектива угрожает РФ возможностью столкновения российских интересов на Кавказе с интересами Запада через натовскую Турцию с ее идеями пантюркизма в сочетании с массированной финансовой помощью со стороны аравийских нефтяных монархий и, в первую очередь, Саудовской Аравии.
Влияние ОАЭ на Северный Кавказ осуществляется в основном в формате религиозного фактора.
Для официальной политики США Северо – кавказский регион это поддержка позиции России в его стабильности и равновесии, а также укреплении безопасности. Однако политика США всегда отличалась «множеством подводных камней».
Россия в приоритете в первую очередь рассматривает безопасность своих границ и в соответствии с этим выстраивает свою политику. Несмотря на активизацию США и ЕС, остается лидером на постсоветском пространстве. Интеграционные проекты, как в сфере экономики, так и в области образования, науки и культуры востребованы элитами стран СНГ
Кавказ, с точки зрения Вашингтона, должен стать следующим этапом расширения Организации Североатлантического договора. При этом для ограничения роли России и ее последующего вытеснения с Кавказа США­ используют преимущественно своих местных союзников, которым оказывается политическая и финансовая поддержка.
В ближайшей перспективе Северный Кавказ останется в зоне пристального интереса как со стороны исламского Востока, так и со стороны Запада.
Однако ключевым вопросом остается изменение самого региона – Северного Кавказа, если позиция России будет более жесткой и четкой, и будет отвечать эффективности механизма федерализма, вот тогда возможно, что и политика стран Запада существенно измениться, как это произошло в грузино – осетинском конфликте. Однако в русле Северного Кавказа речь не идет о независимости, а речь идет об устойчивости развития.
Таким образом, международное положение Северного Кавказа, как в странах исламского Востока, так и Запада является неоднозначным, что подчеркивается приоритетами внешнеполитических курсов различных государств по отношению к данному региону.
Задача же Северного Кавказа как единицы и стратегического центра в мировом сообществе, встать на уровень устойчивого социально – экономического, политического и социокультурного развития, что возможно будет осуществлено благодаря политике эффективного федерализма в Северо – Кавказском округе.












Список использованной литературы

Законы и официальные документы

Полное собрание законов Российской империи. СПб., т.19, 1815, №14164.
Послание Д.Медведева Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 г.

Научная литература

Алиев А. К., Арухов З. С., Ханбабаев К. М. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. Махачкала, 2007. - 583 с.
Ахмедов В. М. Россия, арабы и Кавказ // Араб. сб. / Ин-т востоковедения РАН; Междунар. обществ. орг. "Центр стратег. и полит. исслед.". - М., 2000. -239 с.
Бэрзэдж Н Изгнания черкесов (причины и последствия). Перевод: Н. Хуажева и М. Губжоков. Майкоп. 1996. – 223 с.
Волхонский М.А., Захаров В.А., Силаев Н.Ю. Конфликты в Абхазии и Южной Осетии: документы 1989-2006 гг. Сборник – М.: Русская панорама, 2008. – 504с.
Даудаев У. Чеченское племя. Сборник сведений о кавказских горцах. Т.4. – Тифлис, 1872.
Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. - М.: Международные отношения, 2003. – 463 с.
Газиумаров С.Д. Россия и Северный Кавказ: колониальная политика самодержавия и освободительная борьба горцев во второй четверти XIX в. // Автореферат на соискание ученой степени к.и.н. – М., 2009. – 27с.
Виноградов В.Б., Умаров С.Ц. Вхождение Чечено-Ингушетии в состав России. Грозный: ЧИГУ, 1979. – 220с.
Залимханов З. М., Ханбабаев К. М. Политизация ислама на Северном Кавказе (на примере Дагестана и Чечни). Махачкала, 2000. – 310с.
Никуличев Ю.В. Содружество независимых государств: очерк современной истории. – М.: Институт социальных наук, 2002.-110 с.
Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России, М.: Московский Центр Карнеги, 1998 – 222 с.
Малашенко А.В.: Исламские ориентиры Северного Кавказа, М.: Московский Центр Карнеги, 2001. – 180 с.
Марсель де Хаас. Современная геостратегия Запада на Южном Кавказе: Перспектива появления миротворцев НАТО в регионе становится реальней Независимое военное обозрение. 2007. 9 февраля. 10 с.
Пути мира на Северном Кавказе. Независимый экспертный доклад. // Под ред. В.Тишкова М., 1999. – 18с.
Российский Кавказ. Книга для политиков // Под ред. В.Тишкова – М., 2007. – 384 с.
Россия и Закавказье: поиски новой модели общения и развития в изменившемся мире: Материалы Круглого стола. Май 1999 / Лисов А., Аваков Р., Гнатовская Н. и др.; РАН. Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. - М., 1999. - 56 с.
Саркисян М. «Перезагрузка» международной политики: в центре Иран – Ереван – 2009. – 10 с.
Северный Кавказ в национальной стратегии России // Под ред. В.Тишкова – М.: Росинформагротех, 2008. – 264 с.
Силаев Н. Северный Кавказ в составе России во второй половине XIX в.: демогарфические, экономические, административно-правовые аспекты интеграции : Дис. - М., 2003.
Тишков В. Общество в вооруженном конфликте (Этнография чеченской войны). М., Наука, 2001 – 552 с.
Тишков В. Россия как многонациональная общность и перспектива межэтнического согласия. М.: АЦ “Российские исследования”, серия: Политология, вып. IV. 1994.
Эбаноидзе, А. Трудное усилие возрождения: Из опыта Грузии в минувшем десятилетии (1989-1999 гг.). - М.: Ключ, 1999. – 127с.
Хоперская Л. Проблемы региональной безопасности на Северном Кавказе // Что хотят регионы России? - М., 1999. – 290с.
Ярлыкапов А. Проблема ваххабизма на Северном Кавказе // Черноморьско-Каспiйский регiон: умови та перспективи розвитку: Матерiали Мiжнар. конф. Київ 26-28 VI 1998. - Київ, 1998.


Научная литература

Авксентьев А.В. Северный Кавказ: сегодняшние реалии и опыт этнополитического прогноза // Этнические проблемы современности. Ставрополь. 1999. Вып. 4. С. 7–20.
Ахмедова В.Н. Дагестан: испытание на прочность и мужество // Известия Российского государственного педагогического университета А.И.Герцена 2008. - № 61. С. 26-31
Батагова Л.Х. Региональный экстремизм и проблемы тиоконфессиональной толерантности на Северном Кавказе. // Известия Российского государственного педагогического университета А.И.Герцена 2009. - № 118. С. 288-295
Богатырева М.А. Социокультурный аспект развития Дагестана и Ингушетии в контексте концепции умеренности в исламе. // Власть 2008. - № 5. С. 92-98\
Борисов Д.Стабильность и безопасность Каспийского региона в контексте ядерной программы Ирана.//Власть 2007.- №10. С.26-28
Бязров А.В. Взаимодействие этнотерриториальных конфликтов на Северном Кавказе // Известия Российского государственного педагогического университета А.И.Герцена 2008. - № 74-1. С. 486-489
Вайханов В.Л. Религиозно – политический экстремизм на Северном Кавказе // Философия права 2009. - № 2. С. 76-78
Газиумаров С.Д. Вопросы военно – дипломатической и колониальной политики самодержавия на Северном Кавказе (вторая четверть XIX в.) //Власть 2009. - № 8. С. 64-67
Гаспарян Д.М. Южный Кавказ как перекресток международных интересов // Известия Российского государственного педагогического университета А.И.Герцена 2009. - № 93. С. 61-67
Горшколепов А.А., Щербакова Д.И. Формирование исламской идентичности на Северном Кавказе // Юристъ – Правоведъ 2009 - № 1. С. 70-73
Гушер А. Геополитическая ситуация в Закавказье // Азия и Африка сегодня. – 2004. - №9. С.2
Джарилюк З. Северный Кавказ в формате концепций устойчивого развития // Власть 2007. - № 5. С. 14-18
Добаев И.П. Новейшие тенденции в развитии исламского движения на Северном Кавказе. // МЭМО 2005. - № 12. С. 86-93
Жанимов Р. Геополитическая ситуация и проблемы межэтнических отношений на Северном Кавказе. // Власть 2007. - № 9. – С. 45-48
Игнатенко А. А. Обыкновенный ваххабизм. Социально-политические последствия распространения ваххабизма в мире // Русский журнал. 2001. Сентябрь.
Куликов А.С. Северный Кавказ после августа 2008 г. // Защита и безопасность 2009. - № 49. С. 29-31
Ланда К.Г. Трансграничное сотрудничество: Дагестан в международных связях России.//Современные проблемы науки и образования 2009.- №3. С.182-188
Медведев Н.П. , Боташева А.К. Борьба с терроризмом на Северном Кавказе: проблемы и приоритеты. // Власть 2009. - № 7. С. 3-7
Мелкумян А.Г. НАТО на Южном Кавказе. // Власть 2008. - № 1. С. 68-71
Сичкарь А.В. К вопросу возвращения мухаджиров из Турции на Северный Кавказ.// Научные проблемы гуманитарных исследований 2009.- № 15. С.52-58
Паненков А.А. Развитие криминальной ситуации в Чечне 2000-2008 гг. // Национальная безопасность Нота бене 2009 . - № 2. С. 57-65
Тысовский Ю. Исламские деньги текут в Чечню. // Век. 1999. - N 40. С.
Хлопонин на Кавказе. // Аргументы и факты 2009. - № 4. – С. 12
Челлини К.Г. Формирование концепции внешней политики США после Кавказского конфликта // Россия и современный мир 2000. - № 1. С. 55-60
Чернявский С. Кавказская стратегия Вашингтона.//Международная жизнь. – 1999. - №1. С. 23-26
Челноков А. Ваххабиты в Тобольске // Совершенно секретно. - 1999. - № 10.




Электронные ресурсы

Геноцид лезгинского народа. // [Электронный ресурс]: http://www.uihaf.org/ru/index.php?option=com_content&view=article&id=21:2008-08-16-11-10-33&catid=4:obsie-novosti&Itemid=3
Дагестан и Иран – важные звенья в развитии транспортного коридора «Север-Юг» //[Электронный ресурс]: http://www.e-dag.ru/cgi-bin/news/show2.pl?sh=1179746968&ar=ps\
Еще раз о приеме у населения предметов вооружения. // [Электронный ресурс]: http://chechnya.gov.ru/page.php?r=168&id=69
Медведев назвал причины напряженности на Северном Кавказе. // [Электронный ресурс]: http://www.inosmi.ru/inrussia/20090610/249765.html
Новиков И.А. Исламский мир и среднеазиатские государства СНГ и Азербаджан //[Электронный ресурс]: http://www.iimes.ru/rus/stat/2004/14-04-04.htm
Охрименко И.В. Турция и кризис на Кавказе. Некоторые политические и экономические аспекты // [Электронный ресурс]: http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/19-10-08a.htm
Патрушев объяснил чего опасается Россия. // [Электронный ресурс]: http://news.mail.ru/politics/3358419
Санкции против Ирана: Москва ужесточает риторику 29сентября 2009 г. InoPressa// [Электронный ресурс]: http://www.inopressa.ru/article/28Sep2009/inotheme/tegeran.html
Современная ситуация на северном Кавказе. // Проблемы национальной безопасности/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2005. -№ 11 (263) В электронном виде: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2005/vestniksf263-11/vestniksf263-11030.htm
Статистические данные МВД РФ за 2003-2007 гг. //[Электронный ресурс] www.mvd.ru «Статистика»
Статистические данные сайта национального антитеррористического комитета http:// [Электронный ресурс] nak.fsb.ru/nac/media/terrorism_today/history.htm
Тер-Оганов Н.К. Конфликт на Кавказе и позиция Ирана // Институт Ближнего Востока [Электронный ресурс]: http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/09-09-08a.htm
Тишкова В.А. Кавказ в геополитическом измерении. // [Электронный ресурс]: http://www.valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/kollektivn/puti_mira_/kavkaz_v_g.html
Ханбабаев К. Религиозный фактор в процессах миротворчества и народной дипломатии на Северном Кавказе // [Электронный ресурс]: http://dhis.dgu.ru/geo2.htm
Шевелев В.Н. Внешняя политика современного Ирана: геополитические интересы на Кавказе и юге России //[Электронный ресурс]: http://ippk.edu.mhost.ru/elibrary/elibrary/uro/uro_22/uro_22_10.htm

Научная литература на английском языке:


Charles King The Ghost of Freedom. A History of the Caucasus. Oxfrod University Press. 2008. 291 P.
Markedonov S. The Big Caucasus Consequences of the "Five Day War", Treats and Political Prospects. - Athens, 2009
Послание Д.Медведева Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 г.
Примечание: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино – Балкарская республика, Карачаево – Черкесская республика, РСО – Алания, Чеченская республика, Ставропольский край
Лаудаев У. Чеченское племя. Сборник сведений о кавказских горцах. Т.4. – Тифлис, 1872.
Подробнее об историографии истории и политики Северного Кавказа см.: Газиумаров С.Д. Вопросы военно – дипломатической и колониальной политики самодержавия на Северном Кавказе (вторая четверть XIX в.) //Власть 2009. - № 8. С. 64-67; Он же: Россия и Северный Кавказ: колониальная политика самодержавия и освободительная борьба горцев во второй четверти XIX в. // Автореферат на соискание ученой степени к.и.н. – М., 2009
Авторханов А. Империя Кремля. – Минск–Москва, 1991. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в 18 – начале 19 века. – М., 1974,Тотоев М. Из истории дружбы осетинского народа с великим русским народом. – Орджоникидзе, 1963; Фадеев А.В. Россия и Кавказ в первой трети 19 в. – М., 1961, Чистяков О.И. Национальное государство в СССР в годы гражданской войны (1918–1920). – М., 1987; История национально-государственного строительства в СССР. – М., 1989;
Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России, М.: Московский Центр Карнеги, 1998; Он же.: Исламские ориентиры Северного Кавказа, М.: Московский Центр Карнеги, 2001

Ярлыкапов А. Проблема ваххабизма на Северном Кавказе // Черноморьско-Каспiйский регiон: умови та перспективи розвитку: Матерiали Мiжнар. конф. Київ 26-28 VI 1998. - Київ, 1998.
Тишков В. Россия как многонациональная общность и перспектива межэтнического согласия. М.: АЦ “Российские исследования”, серия: Политология, вып. IV. 1994.; Он же.: Общество в вооруженном конфликте (Этнография чеченской войны). М., Наука, 2001; Пути мира на Северном Кавказе. Независимый экспертный доклад. // Под ред. В.Тишкова М., 1999.
Северный Кавказ в национальной стратегии России // Под ред. В.Тишкова – М.: Росинформагротех, 2008; Российский Кавказ. Книга для политиков // Под ред. В.Тишкова – М., 2007
Силаев Н. Северный Кавказ в составе России во второй половине XIX в.: демогарфические, экономические, административно-правовые аспекты интеграции : Дис. - М., 2003.
Вертепов Г. Ингуши : историко-статистический очерк. – Саратов, 1996; Величко В.Л. Кавказ. Русское дело и междуплеменные вопросы //Держава, 1997, № 9; Малахова Г.Н. Становление российской администрации на Северном Кавказе в конце XVIII – первой половине XIX века. – Москва – Пятигорск, 1999.
Ахмедова В.Н. Дагестан: испытание на прочность и мужество // Известия Российского государственного педагогического университета А.И.Герцена 2008. - № 61. С. 26-31; Богатырева М.А. Социокультурный аспект развития Дагестана и Ингушетии в контексте концепции умеренности в исламе. // Власть 2008. - № 5. С. 92-98; Батагова Л.Х. Региональный экстремизм и проблемы тиоконфессиональной толерантности на Северном Кавказе. // Известия Российского государственного педагогического университета А.И.Герцена 2009. - № 118. С. 288-295; Бязров А.В. Взаимодействие этнотерриториальных конфликтов на Северном Кавказе // Известия Российского государственного педагогического университета А.И.Герцена 2008. - № 74-1. С. 486-489; Вайханов В.Л. Религиозно – политический экстремизм на Северном Кавказе // Философия права 2009. - № 2. С. 76-78; Гаспарян Д.М. Южный Кавказ как перекресток международных интересов // Известия Российского государственного педагогического университета А.И.Герцена 2009. - № 93. С. 61-67; Горшколепов А.А., Щербакова Д.И. Формирование исламской идентичности на Северном Кавказе // Юристъ – Правоведъ 2009 - № 1. С. 70-73; Джаримок З. Северный Кавказ в формате концепций устойчивого развития // Власть 2007. - № 5. С. 14-18; Добаев И.П. Новейшие тенденции в развитии исламского движения на Северном Кавказе. // МЭМО 2005. - № 12. С. 86-93; Жанимов Р. Геополитическая ситуация и проблемы межэтнических отношений на Северном Кавказе. // Власть 2007. - № 9. – С. 45-48
Charles King The Ghost of Freedom. A History of the Caucasus. Oxfrod University Press. 2008.
Charles King The Ghost of Freedom. A History of the Caucasus. Oxfrod University Press. 2008.Р. 220
Там же.
Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. - М., 2003, С. 18
Газиумаров С.Д. Россия и Северный Кавказ: колониальная политика самодержавия и освободительная борьба горцев во второй четверти XIX в. // Автореферат на соискание ученой степени к.и.н. – М., 2009. – С. 20
Эбаноидзе, А. Трудное усилие возрождения: Из опыта Грузии в минувшем десятилетии (1989-1999 гг.). - М.: Ключ, 1999. С. 34
Полное собрание законов Российской империи. Спб., т.19, 1815, №14164.
Виноградов В.Б., Умаров С.Ц. Вхождение Чечено-Ингушетии в состав России. Грозный, 1979, С.45-47.
См.: Никуличев Ю.В. Содружество независимых государств: очерк современной истории. – М.: Институт социальных наук, 2002. С. 5
Чернявский С. Кавказская стратегия Вашингтона.//Международная жизнь. – 1999. - №1
Газиумаров С.Д. Россия и Северный Кавказ: колониальная политика самодержавия и освободительная борьба горцев во второй четверти XIX в. // Автореферат на соискание ученой степени к.и.н. – М., 2009. – С.20
Там же.

Батагова Л.Х. Региональный экстремизм и проблемы тиоконфессиональной толерантности на Северном Кавказе. // Известия Российского государственного педагогического университета А.И.Герцена 2009. - № 118. С. 288
Статистические данные МВД РФ за 2003-2007 гг. //[Электронный ресурс] www.mvd.ru «Статистика»
Статистические данные сайта национального антитеррористического комитета http:// [Электронный ресурс]nak.fsb.ru/nac/media/terrorism_today/history.htm
Алиев А. К., Арухов З. С., Ханбабаев К. М. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. Махачкала, 2007.- С.298
Игнатенко А. А. Обыкновенный ваххабизм. Социально-политические последствия распространения ваххабизма в мире // Русский журнал. 2001. Сентябрь.

Джаримок З. Северный Кавказ в формате концепций устойчивого развития // Власть 2007. - № 5. С. 14
См.: Ахмедова В.Н. Дагестан: испытание на прочность и мужество // Известия Российского государственного педагогического университета А.И.Герцена 2008. - № 61. С. 26
Хлопонин на Кавказе. // Аргументы и факты 2009. - № 4. – С. 12
Гаджиев К. Геополитика Кавказа. М.: Международные отношения, 2003. – С. 44
Марсель де Хаас. Современная геостратегия Запада на Южном Кавказе: Перспектива появления миротворцев НАТО в регионе становится реальней Независимое военное обозрение. 2007. 9 февраля. – С. 2
Подробнее см.: Паненков А.А. развитие криминальной ситуации в Чечне 2000-2008 гг. // Национальная безопасность Нота бене 2009 . - № 2. С. 57-65
Еще раз о приеме у населения предметов вооружения. // [Электронный ресурс]: http://chechnya.gov.ru/page.php?r=168&id=69
Мелкумян А.Г. НАТО на Южном Кавказе. // Власть 2008. - № 1. С. 69
Патрушев объяснил, чего опасается Россия. // [Электронный ресурс]: http://news.mail.ru/politics/3358419
Там же.
Мелкумян А.Г. Указ. Соч. – С. 70
Джаримок З. Северный Кавказ в формате концепций устойчивого развития // Власть 2007. - № 5. С. 14-18
Джаримок З. Северный Кавказ в формате концепций устойчивого развития // Власть 2007. - № 5. С. 15
См.: Авксентьев А.В. Северный Кавказ: сегодняшние реалии и опыт этнополитического прогноза // Этнические проблемы современности. Ставрополь. 1999. Вып. 4. С. 7–20.
Хлопонин на Кавказе. // Аргументы и факты 2010. - № 4. С. 12
См.: Вайханов В.Л. Религиозно – политический экстремизм на Северном Кавказе // Философия права 2009. - № 2. С. 76
См.: Геноцид лезгинского народа. // [Электронный ресурс]: http://www.uihaf.org/ru/index.php?option=com_content&view=article&id=21:2008-08-16-11-10-33&catid=4:obsie-novosti&Itemid=3
См.: Акимов К.Х. Лезгистан на карте мира. – М., 2007
Садыка М.А. Как нам реформировать Дагестан. // [Электронный ресурс]: http://www.ng.ru/ideas/2009-01-28/7_dagestan.html
Медведев назвал причины напряженности на Северном Кавказе. // [Электронный ресурс]: http://www.inosmi.ru/inrussia/20090610/249765.html
Там же.

Ханбабаев К. Религиозный фактор в процессах миротворчества и народной дипломатии на Северном Кавказе // [Электронный ресурс]: http://dhis.dgu.ru/geo2.htm


Жанимов Р. Геополитическая ситуация и проблемы межэтнических отношений на Северном Кавказе. // Власть 2007. - № 9. – С. 45
Саркисян М. «Перезагрузка» международной политики: в центре Иран – Ереван – 2009. – С. 4
Борисов Д.Стабильность и безопасность Каспийского региона в контексте ядерной программы Ирана.//Власть 2007.- №10. С.26
Санкции против Ирана: Москва ужесточает риторику 29сентября 2009 г. InoPressa// [Электронный ресурс]: http://www.inopressa.ru/article/28Sep2009/inotheme/tegeran.html
Санкции против Ирана: Москва ужесточает риторику 29сентября 2009 г. InoPressa// [Электронный ресурс]: http://www.inopressa.ru/article/28Sep2009/inotheme/tegeran.html
Там же.
Тер-Оганов Н.К. Конфликт на Кавказе и позиция Ирана // Институт Ближнего Востока [Электронный ресурс]: http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/09-09-08a.htm
Шевелев В.Н. Внешняя политика современного Ирана: геополитические интересы на Кавказе и юге России //[Электронный ресурс]: http://ippk.edu.mhost.ru/elibrary/elibrary/uro/uro_22/uro_22_10.htm
Шевелев В.Н. Внешняя политика современного Ирана: геополитические интересы на Кавказе и юге России //[Электронный ресурс]: http://ippk.edu.mhost.ru/elibrary/elibrary/uro/uro_22/uro_22_10.htm
Дагестан и Иран – важные звенья в развитии транспортного коридора «Север-Юг» //[Электронный ресурс]: http://www.e-dag.ru/cgi-bin/news/show2.pl?sh=1179746968&ar=ps
См.: Гаджиев К.С. Указ. Соч.
См.: Ланда К.Г. Трансграничное сотрудничество: Дагестан в международных связях России.//Современные проблемы науки и образования 2009.- №3. С.188
Сичкарь А.В. К вопросу возвращения мухаджиров из Турции на Северный Кавказ.// Научные проблемы гуманитарных исследований 2009.- № 15. С.52
Бэрзэдж Н Изгнания черкесов (причины и последствия). Перевод: Н.Хуажева и М. Губжоков. Майкоп. 1996. С. 103.
Тишкова В.А. Кавказ в геополитическом измерении. // [Электронный ресурс]: http://www.valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/kollektivn/puti_mira_/kavkaz_v_g.html
См.: Козырев А. В. Преображение. Международные отношения. М.,1994.
Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты). РАУ-корпорейшен. М., 1994. – С. 17
Современная ситуация на северном Кавказе. // Проблемы национальной безопасности/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2005. -№ 11 (263) В электронном виде: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2005/vestniksf263-11/vestniksf263-11030.htm
Там же.
Тишкова В.А. Кавказ в геополитическом измерении. // [Электронный ресурс]: http://www.valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/kollektivn/puti_mira_/kavkaz_v_g.html
Новиков И.А. Исламский мир и среднеазиатские государства СНГ и Азербаджан //[Электронный ресурс]: http://www.iimes.ru/rus/stat/2004/14-04-04.htm
Охрименко И.В. Турция и кризис на Кавказе. Некоторые политические и экономические аспекты // [Электронный ресурс]: http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/19-10-08a.htm
Хоперская Л. Проблемы региональной безопасности на Северном Кавказе // Что хотят регионы России? - М., 1999. - С. 65.
Ахмедов В. М. Россия, арабы и Кавказ // Араб. сб. / Ин-т востоковедения РАН; Междунар. обществ. орг. "Центр стратег. и полит. исслед.". - М., 2000. - C. 3.
Бязров А.В. Взаимодействие этнотерриториальных конфликтов на Северном Кавказе // Известия Российского государственного педагогического университета А.И.Герцена 2008. - № 74-1. С. 486
См.: Залимханов З. М., Ханбабаев К. М. Политизация ислама на Северном Кавказе (на примере Дагестана и Чечни). Махачкала, 2000
Челноков А. Ваххабиты в Тобольске // Совершенно секретно. - 1999. - № 10.
Тысовский Ю. Исламские деньги текут в Чечню. // Век. 1999. - N 40.
См.: Лебедева М.М. Мировая политика в XXI в. Акторы, процессы, проблемы. – М.: МГИМО, 2009. С. 12
См.: Саркисян М. «Перезагрузка» международной политики: в центре Иран. – Ереван., 2009. С. 3
Жанимов Р. Геополитическая ситуация и проблемы межэтнических отношений на Северном Кавказе. // Власть 2007. - № 9. – С. 45
См.: Современная ситуация на северном Кавказе. // Проблемы национальной безопасности/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2005. -№ 11 (263) В электронном виде: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2005/vestniksf263-11/vestniksf263-11030.htm
Заславская .Г. Перспективы взаимодействия Росси и ЕС в области обороны. // Электронный ресурс: http://www.edc.spb.ru/conf2002/zaslavskaja.htm (10.03.2009г)
Президент России.Официальный сайт. 5 июня 2008 г., Берлин. Выступление на встрече с представителями политических,
парламентских и общественных кругов Германии // http://www.kremlin.ru/text/appears/2008/06/202133.shtml (10.09.2008).
Концепция внешней политики РоссийскойФедерации. Утверждена Президентом РоссийскойФедерацииД.А.Медведевым 12 июля 2008 г. // http://www.mid.ru/ns-osndocs.nsf/0e9272befa34209743256c630042dl…(17.07.2008).
Первые результаты программы Европейского Союза на Северном Кавказе обсудили в Кисловодске // [Электронный ресурс]: http://www.grozny-inform.ru/main.mhtml?Part=11&PubID=4651
Первые результаты программы Европейского Союза на Северном Кавказе обсудили в Кисловодске // [Электронный ресурс]: http://www.grozny-inform.ru/main.mhtml?Part=11&PubID=4651
Там же.
Бжезинский З. Геостратегия для Евразии. Краткосрочные и долгосрочные цели политики США в этом регионе. – «Независимая газета». – 1997 – 24 октября, С. 5
Османов Г.Г. Современный Дагестан: Геополитическое положение и международные отношения. – Махачкала, 1999, С. 31, 37
Тишкова В.А. Кавказ в геополитическом измерении. // [Электронный ресурс]: http://www.valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/kollektivn/puti_mira_/kavkaz_v_g.html
Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты). РАУ-корпорейшен. М., 1994. – С. 17









5

Список использованной литературы

Законы
1.Полное собрание законов Российской империи. СПб., т.19, 1815, №14164.

Научная литература

2.Алиев А. К., Арухов З. С., Ханбабаев К. М. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. Махачкала, 2007. - 583 с.
3.Ахмедов В. М. Россия, арабы и Кавказ // Араб. сб. / Ин-т востоковедения РАН; Междунар. обществ. орг. "Центр стратег. и полит. исслед.". - М., 2000. -239 с.
4.Бэрзэдж Н Изгнания черкесов (причины и последствия). Перевод: Н. Хуажева и М. Губжоков. Майкоп. 1996. – 223 с.
5.Волхонский М.А., Захаров В.А., Силаев Н.Ю. Конфликты в Абхазии и Южной Осетии: документы 1989-2006 гг. Сборник – М.: Русская панорама, 2008. – 504с.
6.Даудаев У. Чеченское племя. Сборник сведений о кавказских горцах. Т.4. – Тифлис, 1872.
7.Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. - М.: Международные отношения, 2003. – 463 с.
8.Газиумаров С.Д. Россия и Северный Кавказ: колониальная политика самодержавия и освободительная борьба горцев во второй четверти XIX в. // Автореферат на соискание ученой степени к.и.н. – М., 2009. – 27с.
9.Виноградов В.Б., Умаров С.Ц. Вхождение Чечено-Ингушетии в состав России. Грозный: ЧИГУ, 1979. – 220с.
10.Залимханов З. М., Ханбабаев К. М. Политизация ислама на Северном Кавказе (на примере Дагестана и Чечни). Махачкала, 2000. – 310с.

11.Никуличев Ю.В. Содружество независимых государств: очерк современной истории. – М.: Институт социальных наук, 2002.-110 с.
12.Марсель де Хаас. Современная геостратегия Запада на Южном Кавказе: Перспектива появления миротворцев НАТО в регионе становится реальней Независимое военное обозрение. 2007. 9 февраля. 10 с.
13.Россия и Закавказье: поиски новой модели общения и развития в изменившемся мире: Материалы Круглого стола. Май 1999 / Лисов А., Аваков Р., Гнатовская Н. и др.; РАН. Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. - М., 1999. - 56 с.
14.Саркисян М. «Перезагрузка» международной политики: в центре Иран – Ереван – 2009. – 10 с.
15.Эбаноидзе, А. Трудное усилие возрождения: Из опыта Грузии в минувшем десятилетии (1989-1999 гг.). - М.: Ключ, 1999. – 127с.
16.Хоперская Л. Проблемы региональной безопасности на Северном Кавказе // Что хотят регионы России? - М., 1999. – 290с.

Научная литература

17.Авксентьев А.В. Северный Кавказ: сегодняшние реалии и опыт этнополитического прогноза // Этнические проблемы современности. Ставрополь. 1999. Вып. 4. С. 7–20.
18.Ахмедова В.Н. Дагестан: испытание на прочность и мужество // Известия Российского государственного педагогического университета А.И.Герцена 2008. - № 61. С. 26-31
19.Батагова Л.Х. Региональный экстремизм и проблемы тиоконфессиональной толерантности на Северном Кавказе. // Известия Российского государственного педагогического университета А.И.Герцена 2009. - № 118. С. 288-295
20.Богатырева М.А. Социокультурный аспект развития Дагестана и Ингушетии в контексте концепции умеренности в исламе. // Власть 2008. - № 5. С. 92-98\
21.Борисов Д.Стабильность и безопасность Каспийского региона в контексте ядерной программы Ирана.//Власть 2007.- №10. С.26-28
22.Бязров А.В. Взаимодействие этнотерриториальных конфликтов на Северном Кавказе // Известия Российского государственного педагогического университета А.И.Герцена 2008. - № 74-1. С. 486-489
23.Вайханов В.Л. Религиозно – политический экстремизм на Северном Кавказе // Философия права 2009. - № 2. С. 76-78
24.Газиумаров С.Д. Вопросы военно – дипломатической и колониальной политики самодержавия на Северном Кавказе (вторая четверть XIX в.) //Власть 2009. - № 8. С. 64-67
25.Гаспарян Д.М. Южный Кавказ как перекресток международных интересов // Известия Российского государственного педагогического университета А.И.Герцена 2009. - № 93. С. 61-67
26.Горшколепов А.А., Щербакова Д.И. Формирование исламской идентичности на Северном Кавказе // Юристъ – Правоведъ 2009 - № 1. С. 70-73
27.Гушер А. Геополитическая ситуация в Закавказье // Азия и Африка сегодня. – 2004. - №9. С.2
28.Джарилюк З. Северный Кавказ в формате концепций устойчивого развития // Власть 2007. - № 5. С. 14-18
29.Добаев И.П. Новейшие тенденции в развитии исламского движения на Северном Кавказе. // МЭМО 2005. - № 12. С. 86-93
30.Жанимов Р. Геополитическая ситуация и проблемы межэтнических отношений на Северном Кавказе. // Власть 2007. - № 9. – С. 45-48
31.Игнатенко А. А. Обыкновенный ваххабизм. Социально-политические последствия распространения ваххабизма в мире // Русский журнал. 2001. Сентябрь.
32.Куликов А.С. Северный Кавказ после августа 2008 г. // Защита и безопасность 2009. - № 49. С. 29-31
33.Ланда К.Г. Трансграничное сотрудничество: Дагестан в международных связях России.//Современные проблемы науки и образования 2009.- №3. С.182-188
34.Медведев Н.П. , Боташева А.К. Борьба с терроризмом на Северном Кавказе: проблемы и приоритеты. // Власть 2009. - № 7. С. 3-7
35.Мелкумян А.Г. НАТО на Южном Кавказе. // Власть 2008. - № 1. С. 68-71
36.Сичкарь А.В. К вопросу возвращения мухаджиров из Турции на Северный Кавказ.// Научные проблемы гуманитарных исследований 2009.- № 15. С.52-58
37.Паненков А.А. Развитие криминальной ситуации в Чечне 2000-2008 гг. // Национальная безопасность Нота бене 2009 . - № 2. С. 57-65
38.Тысовский Ю. Исламские деньги текут в Чечню. // Век. 1999. - N 40. С.
39.Хлопонин на Кавказе. // Аргументы и факты 2009. - № 4. – С. 12
40.Челлини К.Г. Формирование концепции внешней политики США после Кавказского конфликта // Россия и современный мир 2000. - № 1. С. 55-60
41.Чернявский С. Кавказская стратегия Вашингтона.//Международная жизнь. – 1999. - №1. С. 23-26
42.Челноков А. Ваххабиты в Тобольске // Совершенно секретно. - 1999. - № 10.

Электронные ресурсы

43.Геноцид лезгинского народа. // [Электронный ресурс]: http://www.uihaf.org/ru/index.php?option=com_content&view=article&id=21:2008-08-16-11-10-33&catid=4:obsie-novosti&Itemid=3
44.Дагестан и Иран – важные звенья в развитии транспортного коридора «Север-Юг» //[Электронный ресурс]: http://www.e-dag.ru/cgi-bin/news/show2.pl?sh=1179746968&ar=ps\
45.Еще раз о приеме у населения предметов вооружения. // [Электронный ресурс]: http://chechnya.gov.ru/page.php?r=168&id=69
46.Медведев назвал причины напряженности на Северном Кавказе. // [Электронный ресурс]: http://www.inosmi.ru/inrussia/20090610/249765.html
47.Новиков И.А. Исламский мир и среднеазиатские государства СНГ и Азербаджан //[Электронный ресурс]: http://www.iimes.ru/rus/stat/2004/14-04-04.htm
48.Охрименко И.В. Турция и кризис на Кавказе. Некоторые политические и экономические аспекты // [Электронный ресурс]: http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/19-10-08a.htm
49.Патрушев объяснил чего опасается Россия. // [Электронный ресурс]: http://news.mail.ru/politics/3358419
50.Санкции против Ирана: Москва ужесточает риторику 29сентября 2009 г. InoPressa// [Электронный ресурс]: http://www.inopressa.ru/article/28Sep2009/inotheme/tegeran.html
51.Современная ситуация на северном Кавказе. // Проблемы национальной безопасности/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2005. -№ 11 (263) В электронном виде: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2005/vestniksf263-11/vestniksf263-11030.htm
52.Статистические данные МВД РФ за 2003-2007 гг. //[Электронный ресурс] www.mvd.ru «Статистика»
53.Статистические данные сайта национального антитеррористического комитета http:// [Электронный ресурс] nak.fsb.ru/nac/media/terrorism_today/history.htm
54.Тер-Оганов Н.К. Конфликт на Кавказе и позиция Ирана // Институт Ближнего Востока [Электронный ресурс]: http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/09-09-08a.htm
55.Тишкова В.А. Кавказ в геополитическом измерении. // [Электронный ресурс]: http://www.valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/kollektivn/puti_mira_/kavkaz_v_g.html
56.Ханбабаев К. Религиозный фактор в процессах миротворчества и народной дипломатии на Северном Кавказе // [Электронный ресурс]: http://dhis.dgu.ru/geo2.htm
57.Шевелев В.Н. Внешняя политика современного Ирана: геополитические интересы на Кавказе и юге России //[Электронный ресурс]: http://ippk.edu.mhost.ru/elibrary/elibrary/uro/uro_22/uro_22_10.htm

Казахстано-российские отношения в постсоветский период

Содержание

Введение

1. Основные этапы развития казахстано-российских отношений

1.1 Формирование правовой основы двусторонних отношений

1.2 Расширение и углубление интеграции двух стран в политической и экономической сферах

2. Актуальные вопросы текущего состояния казахстано-российских отношений

2.1 Состояние и перспективы экономического сотрудничества Казахстана и России

2.2 Сотрудничество Республики Казахстан и российской Федерации в военно-политической сфере

2.3 Культурно-гуманитарное сотрудничество приграничных государств

Вывод

Список используемых источников

Введение

Актуальность темы исследования. Интерес к политической и экономической истории новых государств, образованных на территории бывшего СССР, приобретает все большое значение – как политическое, так и научное. Содержание преобразований – переход из одного состояния в другое, становясь социально-политических институтов в новых государствах, формирование межгосударственных отношений все новые качества, и процесс, чтобы стать полноправными членами международного сообщества – одна из тем исследований в современной историко-политологического и международно-правового знания.

Последовательный, но в то же время не беспроблемный процесс развития двусторонних отношений Казахстана и России, двух самых крупных государств постсоветского пространства, на основе богатой исторической традиции отношений может рассматриваться как модель обучения, согласованных и взаимовыгодных отношений между новыми независимыми государствами.

Кроме того, в системе приоритетов современного, Казахстан, Россия занимает особое место ведущим стратегическим партнером. Несмотря на то, что в целом развитие межгосударственных отношений в пост-Евразия годы был обусловлен мощной инерцией дезинтеграции и взаимного отчуждения, Казахстаном и Россией этап формирования правового фундамента и политической концепции добрососедства, был пройден быстро и конструктивно - отчасти потому, что между ними в начале их &';истории&'; уже существует нормативная база для установления отношений другого типа, но - главным образом - благодаря объему и характеру близких или совпадающих интересов сторон и интенсивности контактов лидеров.

Подписан позже, только немного больше, чем полгода, после распада союза государства основные двусторонний договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи по-прежнему сохраняет силу и формально -вместе, и, вместе с принятой спустя пять лет, декларацией о вечной дружбе и сотрудничестве, фокусируется в веке XXI, века.

Узнать стоимость работы