Политические права и свободы граждан РФ.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 3232 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 28.04.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание





Введение
1. Понятие политических прав и свобод граждан РФ
2. Свобода слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законными способами
3. Право на объединение в общественные организации
4. Право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование
5. Право участвовать в управлении делами государства
6. Право избирать и быть избранным
7. Равный доступ к государственной службе
8. Право участвовать в отправлении правосудия
9. Право на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Гражданин Российской Федерации, обладающий установленными законодательством требованиями и сдавший квалификационный экзамен, может стать профессиональным судьей. Основные положения о статусе мировых судей содержатся в Федеральном законе от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации". Статус арбитражных заседателей регулируется Федеральным законом от 30.05.2001 N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации".На современном этапе существуют следующие формы реализации конституционного права граждан на участие в отправленииправосудия: гражданин может реализовать своё субъективное право выступая в качестве судьи (профессиональный способ реализации); в качестве присяжного, арбиражного заседателя (непрофессиональный прямой способ), а также выступая в качестве члена квалификационной коллегии судей (непрофессиональный опосредованный способ). Право граждан Российской Федерации на участие в отправлении правосудия установлено в действующей Конституции РФ в полном соответствии с требованиями и принципами демократии. Однако представляется оправданным конституционное закрепление и других форм реализации данного конституционного права российских граждан или, по крайней мере, предусмотреть отсылку к соответствующему федеральному закону, тогда как Конституция РФ закрепляет лишь участие граждан в качестве присяжных заседателей.Употребление применительно к формам реализации права граждан на участие в отправлении правосудия категории «гражданский долг» является недопустимым по следующим основаниям: понятие «гражданский долг» не является юридическим термином, не существует его законодательного определения. Конституционное право не может быть долгом, так как является правом гражданина Российской Федерации, от реализации которого он может отказаться в любое время без объяснения причин такого отказа. Требование со стороны государственных органов мотивировки причин отказа от исполнения функций по реализации права на участие в отправлении правосудия является недопустимым и должно рассматриваться как вторжение в частную жизнь гражданина.9. Право на обращения в государственные органы и органы местного самоуправленияОбращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления являются важной формой участия граждан в управлении государством и решении вопросов местного значения путем воздействия на соответствующие органы и должностных лиц при принятии ими решений по различным вопросам государственной и общественной жизни.Российского законодательного акта, регламентирующего порядок и гарантии реализации гражданами Российской Федерации данного конституционного права, до сих пор не принято. Эти вопросы регулируются устаревшим актом - Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 N 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан". Он устанавливает месячный срок для рассмотрения обращений граждан и предусматривает запрет на направление жалоб лицу, на которое жалуется заявитель, а также запрет на рассмотрение анонимных обращений. Обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, должны рассматриваться безотлагательно, не позднее чем в 15-дневный срок.Различают следующие виды обращений граждан: заявления, жалобы, предложения и ходатайства. Заявлениями признаются обращения по поводу реализации принадлежащего гражданину в соответствии с Конституцией или законодательством РФ права, например о предоставлении льгот. Жалобы - это обращения граждан по поводу нарушенного действиями или решениями указанных органов права граждан с целью его восстановления. Ходатайство - обращение с просьбой о признании за лицом определенного статуса и связанных с ним прав и свобод (например, ходатайство о признании беженцем). Предложениями признаются обращения граждан, в которых они выражают свое мнение по любому вопросу государственной и общественной жизни и предлагают любые улучшения, совершенствования в сферах, подведомственных этим органам.Законодательство РФ предусматривает возможность подачи жалобы в суд в соответствии с Законом РФ от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".Несмотря на различные подходы к пониманию административного процесса, высказываемые в научной литературе, так или иначе практически все ученые признают, что одной из важнейших его составных частей является производство по обращениям граждан. Это объясняется и тем, что Конституция Российской Федерации наряду с другими правами и свободами человека и гражданина в ст. 33 установила, что "граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления". Практически во всех конституциях и уставах субъектов Российской Федерации данная конституционная норма в том или ином виде продублирована.Президент Российской Федерации в своих Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации неоднократно отмечал, что следует сформировать эффективно работающий механизм разрешения споров между гражданином и государством за счет совершенствования административных и судебных механизмов. Однако если реализация права на обращение за защитой в суд урегулирована соответствующим отраслевым процессуальным законодательством, то вопрос с так называемой административной жалобой, обращениями и заявлениями граждан и организаций до настоящего времени не решен. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2005 года также подчеркивается, что "сама власть... обязана открывать все новые возможности для укрепления в стране институтов реальной демократии. Отказывать собственному народу, самим себе в способности жить по демократическим законам - это значит не уважать себя, своих сограждан, это значит не понимать прошлого и не видеть будущего".Поток обращений граждан в различные инстанции отражает, с одной стороны, их социальную активность, доверие к политическим институтам государства, а с другой - определенные негативные явления, несовершенство организации рассмотрения обращений, пробелы в действующем законодательстве. Необходимо учитывать, что обращения граждан являются и существенным источником информации, необходимой для принятия решений по вопросам государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства.Таким образом, обращения граждан - это немаловажный институт гражданского общества, отражающий своеобразный диалог между гражданином и государством. Вместе с тем право на обращение выступает и одним из действенных способов устранения возможных нарушений законности, средством предотвращения правонарушений.К сожалению, с момента принятия Конституции Российской Федерации и до настоящего времени в России пока не принято федерального законодательного акта, детализирующего данное конституционное право. Исключением являются лишь вопросы, связанные с судебным обжалованием, которые регулируются Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и отраслевым процессуальным законодательством.В настоящее время в научной литературе идет активная дискуссия по проекту Федерального конституционного закона "О федеральных административных судах в Российской Федерации". Кроме того, Верховным Судом был подготовлен проект Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, который в целом был одобрен Советом при Президенте Российской Федерации по совершенствованию правосудия 27 марта 2003 г., а распоряжением Президента Российской Федерации от 8 июня 2003 г. N 689 была создана рабочая группа по доработке указанного Кодекса для последующего представления Президенту.Создание условий для повышения уровня оказания гражданам правовой помощи и защиты, в том числе и посредством правосудия, - объективная необходимость современной социальной жизни. Эта задача полностью соответствует положениям Конституции Российской Федерации, сформулированным в ст. 18, 46, 52, об обеспечении прав граждан правосудием, о судебной защите прав граждан от различных посягательств и ограничений. В связи с этим одним из важнейших законопроектов последнего времени можно назвать проект систематизированного акта, регулирующего вопросы административного судопроизводства, - Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, в котором предполагается закрепить единые принципы и порядок осуществления административного судопроизводства. Однако он не может охватить весь административный процесс, поэтому систематизирует лишь часть норм, регулирующих только порядок рассмотрения административного дела в суде. Следует ли из этого, что по замыслу авторов проекта нормы, регламентирующие досудебный процесс, будут предметом ведения субъекта Российской Федерации либо они должны быть охвачены иным федеральным законом, - пока не ясно.Конституция РФ 1993 г. в ст. 118 и в соответствии с ней Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" устанавливают, что судебная власть в России осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Такая дифференциация на виды судопроизводства дает основания для формирования института административной юстиции в России. Кроме того, конституционный принцип независимости функционирования властей предоставляет судебной власти право судебного контроля за деятельностью иных ветвей власти Российской Федерации, но не предоставляет судебным органам права отмены неправомерных административных актов: решение суда по жалобе ограничивается установлением обоснованности жалобы гражданина и возложением на соответствующий орган управления обязанности устранить допущенное нарушение.ЗаключениеВ результате проделанной работы были рассмотрены особенности политических прав и свобод граждан в Российской Федерации.Итак, политические права и свободы -одна из групп основных конституционных прав и свобод граждан, наряду с личными, социальными, экономическими и некоторыми другими правами. Дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Охватывают право на участие в управлении обществом и государством, избирательные права, право на объединение (свободу союзов), свободу собраний и манифестаций, свободу информации, право петиций. Обладание Политические права и свободы обычно связывается с принадлежностью к гражданству данного государства.Содержанием этих прав является политическая активность, общественная деятельность человека. Поэтому подавляющее число прав и свобод принадлежит только гражданам Российской Федерации. Реализуя их, граждане участвуют в общественно-политической жизни, в управлении государством. Сюда относятся: свобода слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законными способами (ст. 29); цензура запрещается; право на объединение в общественные организации, свобода деятельности которых гарантируется при соблюдении требований ст. 13 Конституции РФ; право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31); право участвовать в управлении делами государства непосредственно или через представителей (ст. 32 п. 1); право избирать и быть избранным (ст. 32 п. 2); равный доступ к государственной службе (ст. 32 п. 4); право участвовать в отправлении правосудия (ст. 32 п. 5); право на обращения (индивидуальные и коллективные) в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33).Список литературыКонституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). – Справочная система Гарант.Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ(ред. от 14.02.2010). – Справочная система Гарант.Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации»от 27.05.2003 N 58-ФЗ(ред. от 01.12.2007). – Справочная система Гарант.Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 09.02.2009). – Справочная система Гарант.Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009 с изм. и доп., вступающими в силу с 12.03.2010). – Справочная система Гарант.Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998 N 188-ФЗ(ред. от 11.02.2010). – Справочная система Гарант.Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ(ред. от 27.12.2009). – Справочная система Гарант.Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ. – Справочная система Гарант.Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ(ред. от 23.07.2008). – Справочная система Гарант.Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 17.12.2009 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2010). – Справочная система Гарант.Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 17.12.2009 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2010). – Справочная система Гарант.Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 30.12.2008). – Справочная система Гарант.Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 09.02.2009). – Справочная система Гарант.Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ. – Справочная система Гарант.Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы конституционного статуса Российской Федерации.- СПб.: Питер, 2004. Авакьян С.А. Конституционно-правовые проблемы реализации прав человека в современном государстве // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - N 8. - с. 2 - 7.Аргиев Н.М., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2006.Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. В 3-х томах. - Т. 3. - М.: Юнити, 2007. Беломестных Л.Л. Права человека и их защита. В 3-х томах. — Т. 1. — М.: Дело, 2006. Григонис Э.К., Григонис В.Н. Конституционное право России. - СПб.: Питер, 2008.Международные акты о правах человека: Сборник документов. 2-е изд., изм и доп. / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. — М.: Норма, 2007. Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. - М.: Юнити, 2007.Чуркин В.Е. Политические свободы граждан РФ //ОНС: общественные науки и современность. - 2006 - №6. – с. 32-37Шамшурин В.И. Права человека: проблемы и перспективы // Социос. - 2007 - № 10.– с. 20 – 35.Юрьев С.С. Правовой статус общественных объединений. - М.: Юрайт, 2005.

Список литературы
1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). – Справочная система Гарант.
2.Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 14.02.2010). – Справочная система Гарант.
3.Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации»от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 01.12.2007). – Справочная система Гарант.
4.Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 09.02.2009). – Справочная система Гарант.
5.Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009 с изм. и доп., вступающими в силу с 12.03.2010). – Справочная система Гарант.
6.Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 11.02.2010). – Справочная система Гарант.
7.Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 27.12.2009). – Справочная система Гарант.
8.Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ. – Справочная система Гарант.
9.Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008). – Справочная система Гарант.
10.Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 17.12.2009 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2010). – Справочная система Гарант.
11.Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 17.12.2009 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2010). – Справочная система Гарант.
12.Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 30.12.2008). – Справочная система Гарант.
13.Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 09.02.2009). – Справочная система Гарант.
14.Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ. – Справочная система Гарант.
15.Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы конституционного статуса Российской Федерации.- СПб.: Питер, 2004.
16.Авакьян С.А. Конституционно-правовые проблемы реализации прав человека в современном государстве // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - N 8. - с. 2 - 7.
17.Аргиев Н.М., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2006.
18.Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. В 3-х томах. - Т. 3. - М.: Юнити, 2007.
19.Беломестных Л.Л. Права человека и их защита. В 3-х томах. — Т. 1. — М.: Дело, 2006.
20.Григонис Э.К., Григонис В.Н. Конституционное право России. - СПб.: Питер, 2008.
21.Международные акты о правах человека: Сборник документов. 2-е изд., изм и доп. / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. — М.: Норма, 2007.
22.Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. - М.: Юнити, 2007.
23.Чуркин В.Е. Политические свободы граждан РФ //ОНС: общественные науки и современность. - 2006 - №6. – с. 32-37
24.Шамшурин В.И. Права человека: проблемы и перспективы // Социос. - 2007 - № 10.– с. 20 – 35.
25.Юрьев С.С. Правовой статус общественных объединений. - М.: Юрайт, 2005.

Вопрос-ответ:

Что такое политические права и свободы граждан РФ?

Политические права и свободы граждан РФ включают в себя основные гарантии граждан в участии и влиянии на политическую жизнь страны. Они обеспечивают право на свободу слова, право на объединение в общественные организации, право на собрания и митинги, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным, равный доступ к государственной службе и многие другие политические свободы. Эти права и свободы гарантируются Конституцией Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами.

Какое значение имеет свобода слова для граждан РФ?

Свобода слова имеет большое значение для граждан РФ, так как она позволяет им свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законными способами. Это позволяет гражданам выражать свои мнения, обсуждать политические, социальные и экономические вопросы, а также контролировать деятельность государственных органов и должностных лиц. Свобода слова охраняется законом и может быть ограничена только в случаях, предусмотренных законодательством, например, в целях защиты чести, достоинства и прав других лиц, охраны нравственности, общественной безопасности и пр.

Какие права предоставляются гражданам РФ в области объединения в общественные организации?

Гражданам РФ предоставляется право на объединение в общественные организации. Это означает, что граждане могут создавать и вступать в различные общественные организации, в том числе политические партии, профсоюзы, благотворительные фонды и т.д. Это позволяет им объединяться для защиты своих интересов, выражения своих мнений и участия в общественно-политической жизни страны. Однако существуют ограничения на это право, например, организации не могут нарушать Конституцию и законы РФ, призывать к насилию и терроризму и т.д.

Что такое политические права и свободы граждан РФ?

Политические права и свободы граждан РФ - это совокупность гарантированных законом возможностей, которые позволяют гражданам участвовать в политической жизни страны, выражать свои мнения, осуществлять контроль за деятельностью властей и принимать активное участие в управлении государством.

Что включает в себя свобода слова в России?

Свобода слова в России включает право на свободное выражение своих мнений, получение, передачу и распространение информации законными способами. Граждане имеют возможность свободно высказываться в средствах массовой информации, интернете, а также проводить публичные выступления, давать интервью и участвовать в общественных дебатах.

Какие права имеют граждане РФ по объединению в общественные организации?

Граждане РФ имеют право на объединение в общественные организации с целью защиты своих прав и интересов, участия в общественной жизни и осуществления общественной деятельности. Это включает право создавать и вступать в политические партии, профсоюзы, некоммерческие организации и другие общественные объединения.

Какие права предоставляются гражданам РФ в отношении собраний, митингов и демонстраций?

Граждане РФ имеют право на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, при условии их законности. Это право дает возможность высказывать свои мнения, привлекать внимание общественности к конкретным проблемам и выражать свою позицию путем массовых акций и мероприятий.

Какие права связаны с участием граждан в управлении делами государства?

Граждане РФ имеют право на участие в управлении делами государства через выборные органы власти, общественные консультативные органы и другие формы участия. Это право дает возможность влиять на принятие важных решений, выдвигать и поддерживать своих кандидатов, а также контролировать работу властных структур.