Вам нужен реферат?
Интересует Философия?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Концепции истины

  • 11 страниц
  • 4 источника
  • Добавлена 20.04.2010
490 руб. 700 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение
1. Концепции истины в классической философии
2. Концепции истины в неклассической философии
2.1 Марксистская концепция и семантическое определение истины
2.2 Когерентная концепция
2.3 Прагматическая концепция
2.4 Феноменологическая концепция
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Истинность идеи – это событие, процесс ее самопроверки и подтверждения. При этом истина может основываться на доверии (кредитная система истин) и должна быть совместима с другими истинами и новыми фактами.
Американский философ Джон Дьюи, один из ведущих представителей прагматизма, также отрицал объективность истины, отождествляя ее с полезностью. Он развил концепцию инструментализма, согласно которой понятия и теории – лишь инструменты для приспособления к внешней среде, для ориентации человека в его взаимодействии с природой и обществом (2, С.107).
2.4 Феноменологическая концепция
Феноменологическая концепция (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр и др.) индивидуализирует истину, говоря о ней как о факте сознания, всегда конкретно-личностно конституирующего истинный смысл того или иного явления. Истина здесь связана не столько со знанием, сколько с пониманием, в контексте которого интегрируются когнитивные, аксиологические и проективно-творческие характеристики человеческого опыта (2, С. 108).
Согласно Гуссерлю, обоснование любой истины есть отрасль универсального самоосмысления, которое, выполненное радикально, является абсолютным. Другими словами, это есть самоосмысление, которое ведет к схватыванию абсолютного Я, трансцендентального еgо. В качестве такого абсолютного еgо рассматривается исключительно фундаментальное тематическое поле, которое выполняет все дальнейшие смысловые исследования, те, которые являются специфически философскими – то есть чисто феноменологическими. С одной стороны, жизненный мир может быть представлен как частная проблема внутри общей проблемы объективной науки – как предпосылка возникновения идей «объективной» истины, с другой стороны, жизненный мир – это универсальная проблема сущностного соотнесения многообразных модусов сознания, непосредственно связанных с восприятием и объективно-логическим мышлением.
М. Хайдеггер понимает истину в духе философои-досократиков. Как самораскрытие бытия, как алетейю (от греч. несокрытость, непотаенность). Он видит в бытии человека (экзистенции) тот рупор, через который говорит о себе истина бытия. Истина бытия дает о себе знать прежде всего через экзистенцию поэтов. Только в подлинной поэзии раскрывается истинный смысл бытия (4, С.268-269).
Заключение
Таким образом, в работе была реализована поставленная цель – рассмотрены основные концепции истины. Так, согласно концепции соответствия (корреспонденции) истина – это соответствие знаний действительности. Данная концепция является исторически первой, классической, восходит в понимании истины еще к Аристотелю.
В неклассической философии, с одной стороны, были предприняты попытки трансформации теории корреспонденции к новой интеллектуальной ситуации (марксистская концепция и семантическое определение истины А. Тарского), с другой стороны - оформляются новые неклассические концепции (когерентная, прагматическая, феноменологическая).
Концепция когеренции (Лейбниц, Спиноза, Гегель; Нейрат, Гемпель) основана на согласовании элементов знания, истинности на основе системности знания, его единства.
Прагматическая теория истины (Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи и др.), строиться на признании методологически-инструментального и этического значения этой категории. Под истиной понимается полезность знания, его эффективность опытная подтверждаемость.
Анализ показывает, что четко, с позиций одной из перечисленных концепций дать исчерпывающее определение истины не удается. Эти концепции должны рассматриваться во взаимодействии, поскольку они носят взаимодополнительный характер, по сути, не отрицая друг друга, а выражая различные аспекты истинного знания.
Каждый из подходов предлагает свои критерии истинности, которые при всей их неравноценности должны, по-видимому, рассматриваться в единстве и взаимодействии. Диалог различных философских концепций и синтез наиболее плодотворных идей в контексте современных представлений науки и культуры.


Список литературы

Барковская, А. В. Философия. – Минск: Тетра-Системс, 2009.-160 с.
Лимонов И.Б., Мартынычев И.В., Синюк А.И. Проблема истины в философии и науке. Истина и субъективность. – Академия наук социальных технологий и местного самоуправления, 2006. – 54 с.
Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 464 с.
Философия / Под. ред. А. П. Алексеева, Л. Е. Яковлевой – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 336 с.







8

Список литературы

1.Барковская, А. В. Философия. – Минск: Тетра-Системс, 2009.-160 с.
2.Лимонов И.Б., Мартынычев И.В., Синюк А.И. Проблема истины в философии и науке. Истина и субъективность. – Академия наук социальных технологий и местного самоуправления, 2006. – 54 с.
3.Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 464 с.
4.Философия / Под. ред. А. П. Алексеева, Л. Е. Яковлевой – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 336 с.

Узнать стоимость работы