Общий надзор органов прокуратуры: понятия, содержание и акты прокурорского реагирования.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Административное право
  • 2828 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 20.04.2012
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
1.СУЩНОСТЬ ОБЩЕГО ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
1.1.Понятие прокурорского надзора
1.2.Законодательное регулирование общего надзора
2.АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
2.1.Протест прокурора
2.2. Представление об устранении нарушений закона
2.3. Постановление прокурора и предостережение о недопустимости нарушения закона
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Фрагмент для ознакомления

Они принимаются по наиболее важным вопросам, и на их основе осуществляется конкретизация положений закона, обеспечивается проведение в жизнь их требований. От качества Постановлений в значительной степени зависит уровень правового регулирования различных сфер жизнедеятельности общества и государства.
Согласно требованиям настоящего ФЗ в силу своего должностного положения Генеральный прокурор информирует Президента РФ обо всех выявленных случаях несоответствия постановлений Правительства Конституции РФ, российским законам. Назначение такой информации состоит в обеспечении условий для принятия мер по приведению данных актов в соответствие с законом.
В механизме обеспечения законности постановлений Правительства Генеральный прокурор РФ выступает как руководитель ведомства, чья деятельность подчинена целям обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, так как подзаконные акты, постановления Правительства должны в полной мере основываться на требованиях Конституции и законов РФ. Их несоответствие российским законам может вызвать крайне отрицательные последствия.
Получение сведений о несоответствии постановлений Правительства закону достигается усилиями всех звеньев прокурорской системы. Прокуратуры городов и районов, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним специализированные прокуратуры в случае получения соответствующей информации должны незамедлительно представлять ее в Генеральную прокуратуру РФ. Генеральная прокуратура РФ не только аккумулирует поступающие к ней данные, но и сама принимает активное участие в сборе такого рода информации на федеральном уровне.

2.3. Постановление прокурора и предостережение о недопустимости нарушения закона

Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.
Прокурор может выносить в рамках различных отраслей прокурорского надзора, а также принимая участие в уголовно-процессуальной деятельности. О результатах рассмотрения постановления прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении должно быть в письменной форме сообщено прокурору.
Прокуроры и их заместители должны вынести постановление об освобождении из под стражи лица, содержащегося без законных оснований в учреждении, исполняющем наказание или меру принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение. Данное постановление, подлежит обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы. Кроме того, на досудебных стадиях уголовном процессе прокурор вправе самостоятельно принять любое процессуальное решение. Основные же процессуальные решения прокурора (органа предварительного расследования) фиксируются в постановлении.
Постановлением, к примеру, он может оформить следующие решения:
— о признании гражданским истцом и привлечении в качестве гражданского ответчика (ст. ст. 54, 55, 137, 138 УПК).
— о приобщении к уголовному делу вещественного доказательства (ст. ст. 83, 86 УПК).
— о применении меры пресечения (ст. ст. 92, 101 УПК) и др.
Для предупреждения правонарушений предусмотрено еще одно средство прокурорского надзора – предостережение о недопустимости нарушения закона. Предостережение объявлено должностным лицам может быть и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. Предостережение готовится в письменной форме от имени прокурора или его заместителя.
В соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» и Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и рядом других нормативных актов Генеральный прокурор РФ или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности направляет руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения. Оно выносится в письменной форме с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения.
В указании Генеральной прокуратуры РФ от 6 июля 1999 г. № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» детализированы условия вынесения предостережения. Этот документ предписывает прокурорам субъектов РФ, городов и районов, военным и другим прокурорам специализированных прокуратур использовать предостережение о недопустимости нарушения закона как важнейшую меру предупреждения правонарушений.
Применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают.
Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами должны использоваться иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом.
Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.
Предостережение о недопустимости нарушения закона применяется только к должностным лицам. Оно не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Предостережение следует объявлять должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, органов военного управления, воинских частей и учреждений. Оно может объявляться также руководителям и другим работникам коммерческих и некоммерческих организаций, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.
В случае распространения через средства массовой информации экстремистских материалов либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности признаков экстремизма, учредителю и (или) редакции (главному редактору) данного средства массовой информации уполномоченным государственным органом, осуществившим регистрацию данного средства массовой информации, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо Генеральным прокурором РФ или подчиненным ему соответствующим прокурором выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости таких действий либо такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений.
Если же предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок не приняты меры по устранению допущенных нарушений, послуживших основанием для вынесения предупреждения, либо если повторно в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности средства массовой информации, деятельность соответствующего средства массовой информации подлежит прекращению в установленном законом порядке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанной работы были получены следующие результаты:
Прокурорский надзор — это специфическая деятельность органов прокуратуры, осуществляемая от имени государства и состоящая в проверке точности и единообразия соблюдения Конституции РФ и действующих на территории РФ законов.
Общий надзор – это одна из отраслей прокурорского надзора. Он представляет из себя надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов как государственными комитетами, службами и иными органами, так и коммерческими и некоммерческими организациями, должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Общему надзору посвящены статьи 21 - 25 Закона о прокуратуре РФ.
Надзор за исполнением законов должен обеспечивать планомерное воздействие на причины правонарушений, весь комплекс обстоятельств, приводящих к их совершению. Требования к лицам, осуществляющим общий надзор, отличаются повышенной строгостью. Надлежащая организация работы прокурора по надзору за исполнением законов предполагает наличие высокого уровня ее информационного обеспечения. Непременным условием эффективной организации прокурорского надзора является квалифицированно поставленная аналитическая работа в органах прокуратуры. Существенная роль в правильной организации работы прокурора по надзору за исполнением законов принадлежит планированию. В организационном плане важно обеспечить правильные отношения прокуратуры и контролирующих органов. К числу ключевых элементов организационного обеспечения надзора за исполнением законов относится работа по организации производства конкретных прокурорских проверок. На них в конечном счете замыкаются все действия организационного характера. Обеспечению результативности прокурорских проверок, по существу, подчинена вся организация работы прокуратуры на рассматриваемом направлении.
3. Акты прокурорского реагирования при осуществлении прокурорского надзора:
Протест (ст. 23 Закона) — акт прокурорского реагирования на противоречащие или несоответствующие закону правовые акты. Протест приносится в орган или должностному лицу, издавшему незаконный или необоснованный нормативный акт. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в десятидневный срок с момента его поступления.
Представление (ст. 24 Закона) — акт прокурорского реагирования об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших этому нарушению. Представление вносится в орган или должностному лицу, полномочному устранить допущенные нарушения и создать условия, обеспечивающие в будущем неуклонное исполнение закона. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений.
Постановление (ст. 25 Закона) — о возбуждении производства об административном правонарушении.
Предостережение (ст. 25.1 Закона) о недопустимости нарушений закона — средство индивидуального профилактического воздействия на должностных лиц или граждан, склонных к совершению противоправных деяний.







СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.10.2010).
Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 27.07.2010).
Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 28.12.2010) «О прокуратуре Российской Федерации».
Федеральный закон от 25.07.2002 « 114-ФЗ (ред. от 29.04.2008) «О противодействии экстремистской деятельности».
Приказ Генерального прокурора РФ от 15.01.2003  № 2 «Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры РФ».
Приказ Генпрокуратуры РФ от 07.05.2008 № 84 (ред. от 20.04.2010) «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур».
Приказ Генпрокуратуры РФ от 02.10.2007 № 155 (ред. от 23.12.2009) «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления».
Приказ Генпрокуратуры РФ от 10.09.2007 № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия».
Приказ Генпрокуратуры РФ от 09.09.2002 № 55 «О совершенствовании информационно-аналитической работы в Генеральной прокуратуре Российской Федерации».
Приказ Генпрокуратуры РФ от 19.04.2004 № 9 «О систематизации законодательства в органах прокуратуры».
Указание Генпрокуратуры РФ от 06.07.1999 № 39/7 (с изм. от 16.10.2000) «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона»
Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Зерцало, 2005. — 400 с.
Кузьмин В.А., Китрова Е.В.Комментарий к федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный). – М.: Юристъ, 2007. // Консультант Плюс.
Мирзоев Г.А., Григорьев В.М. Правоохранительные деятельность и правоохранительные органы. – М.: Закон и право, 2010. – 464 с.
http://genproc.gov.ru/ - официальный сайт Генеральной прокуратуры




Ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 28.12.2010) «О прокуратуре Российской Федерации».

Ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 28.12.2010) «О прокуратуре Российской Федерации».

Мирзоев Г.А., Григорьев В.М. Правоохранительные деятельность и правоохранительные органы. – М.: Закон и право, 2010. – С. 245.

Приказ Генерального прокурора РФ от 15.01.2003  № 2 «Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры РФ».

Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Зерцало, 2005. — С. 312.
Ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 28.12.2010) «О прокуратуре Российской Федерации».

Кузьмин В.А., Китрова Е.В.Комментарий к федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный). – М:Юристъ, 2007. - С 61.
Ст. 25 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 28.12.2010) «О прокуратуре Российской Федерации».













2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
2.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.10.2010).
3.Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 27.07.2010).
4.Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 28.12.2010) «О прокуратуре Российской Федерации».
5.Федеральный закон от 25.07.2002 « 114-ФЗ (ред. от 29.04.2008) «О противодействии экстремистской деятельности».
6.Приказ Генерального прокурора РФ от 15.01.2003 № 2 «Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры РФ».
7.Приказ Генпрокуратуры РФ от 07.05.2008 № 84 (ред. от 20.04.2010) «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур».
8.Приказ Генпрокуратуры РФ от 02.10.2007 № 155 (ред. от 23.12.2009) «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления».
9.Приказ Генпрокуратуры РФ от 10.09.2007 № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия».
10.Приказ Генпрокуратуры РФ от 09.09.2002 № 55 «О совершенствовании информационно-аналитической работы в Генеральной прокуратуре Российской Федерации».
11.Приказ Генпрокуратуры РФ от 19.04.2004 № 9 «О систематизации законодательства в органах прокуратуры».
12.Указание Генпрокуратуры РФ от 06.07.1999 № 39/7 (с изм. от 16.10.2000) «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона»
13.Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Зерцало, 2005. — 400 с.
14.Кузьмин В.А., Китрова Е.В.Комментарий к федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный). – М.: Юристъ, 2007. // Консультант Плюс.
15.Мирзоев Г.А., Григорьев В.М. Правоохранительные деятельность и правоохранительные органы. – М.: Закон и право, 2010. – 464 с.
16.http://genproc.gov.ru/ - официальный сайт Генеральной прокуратуры

Вопрос-ответ:

Что такое общий прокурорский надзор?

Общий прокурорский надзор - это форма надзора, осуществляемая прокурорскими органами по всей территории государства в целях контроля за соблюдением законности и принятием мер по обеспечению ее соблюдения.

Какое законодательство регулирует общий прокурорский надзор?

Общий прокурорский надзор регулируется законодательством страны, в которой функционируют прокурорские органы. В России это Конституция РФ, федеральные законы «О прокуратуре Российской Федерации» и «О прокурорском надзоре».

Какие акты прокурорского реагирования могут быть применены при осуществлении прокурорского надзора?

При осуществлении прокурорского надзора применяются такие акты прокурорского реагирования, как протест прокурора, представление об устранении нарушений закона, постановление прокурора и предостережение о недопустимости нарушения закона.

Что такое протест прокурора?

Протест прокурора - это акт прокурорского реагирования, с помощью которого прокурор выражает свое несогласие с принятым решением суда или иным органом, нарушающим законность. Протест может быть подан в вышестоящий суд или иной компетентный орган, с указанием на нарушения закона.

Что такое постановление прокурора и предостережение о недопустимости нарушения закона?

Постановление прокурора - это акт прокурорского реагирования, содержащий обязательное для исполнения обращение к должностным лицам или организациям с требованием устранить выявленные нарушения закона. Предостережение о недопустимости нарушения закона - это акт прокурорского реагирования, направленный на предупреждение о возможных последствиях нарушения закона.

Что такое общий прокурорский надзор?

Общий прокурорский надзор - это деятельность прокуратуры по контролю за исполнением и соблюдением законов со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и граждан. Он включает в себя проверку соблюдения прав и законных интересов граждан, защиту законности и предупреждение правонарушений.

Какое законодательное регулирование есть для общего прокурорского надзора?

Общий прокурорский надзор регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", а также другими нормативно-правовыми актами, устанавливающими полномочия прокуратуры и порядок осуществления прокурорского надзора.

Какие акты прокурорского реагирования существуют при осуществлении прокурорского надзора?

При осуществлении прокурорского надзора прокурор может применять следующие акты прокурорского реагирования: протест, представление об устранении нарушений закона, постановление прокурора и предостережение о недопустимости нарушения закона.

Что такое протест прокурора?

Протест прокурора - это акт прокурорского реагирования, который выражает несогласие прокурора с определенным решением, действием или бездействием должностного лица или органа, которое противоречит закону или нарушает права и законные интересы граждан. Протест может быть направлен в суд, а также в органы, должностные лица или организации, компетентные в данном вопросе.

Что представляет собой постановление прокурора и предостережение о недопустимости нарушения закона?

Постановление прокурора - это акт прокурорского реагирования, который содержит указания, требования или рекомендации прокурора по устранению нарушений закона. Предостережение о недопустимости нарушения закона - это предупреждение прокурора, которое направляется должностному лицу или органу о возможных негативных последствиях при нарушении закона.