Вам нужна курсовая работа?
Интересует Литература?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

  • 30 страниц
  • 22 источника
  • Добавлена 06.06.2010
650 руб. 1 300 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Образ города и функции городского пейзажа в романе
ГЛАВА II. Образ Петербурга в «Преступлении и наказании» на фоне «петербургского текста» русской литературы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСКО ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Предметом изображения Достоевского становятся уголки мещанского и просто нищего Петербурга. Сущность города проявляется не столько в его архитектуре, но в социальных контрастах. Глазами героя мы видим великолепный Петербург, но для нас как и для героя он представляется лишь заманчивым миражом. Для героя лето в Питербурге это толкотня и вонь «столь известной каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу».
Петербург становиться сценой, на которой выводятся противоположности. Так, В.Н. Топоров относительно системы смыслов Петербургского текста замечает: «Двуполюсность Петербурга и основанный на ней сотериологический миф («петербургская» идея) наиболее полно и адекватно отражены как раз в актуализирует именно... в Петербургском тексте литературы, который синхронический аспект Петербурга в одних случаях и панхронический («вечный» Петербург) в других. Только в Петербургском тексте Петербург выступает как особый и самодовлеющий объект художественного постижения, как некое целостное единство, противопоставленное тем разным образам Петербурга, которые стали знаменем противоборствующих группировок в русской общественной жизни».
Роман Ф.М.Достоевского пронизан «болью» писателя за поруганное человеческое достоинство. Достоевского «страшили» все усиливающаяся власть денег, падение нравственности, растущее число преступлений. Писатель не мог смириться с безнравственность самого общества, основанного на власти денег и насилии, не мог смириться с теми условиями существования, что обрекали большинство на голод и унижения, превращали любовь, красоту, таланты в предмет купли и продажи. Поэтому в своем романе Достоевский и поставил такие вопросы, как жизнь и бессмертие, добро и зло, вера и безверие, личность и мир. Писатель-философ мечтал о духовном возрождении человека и его души.
Петербург становиться пространством в котором возможен бесчеловечный поступок. Бесчеловечность Петербурга оказывается органически связанной с тем высшим для России и почти религиозным типом человечности, который только и может осознать бесчеловечность, навсегда запомнить ее и на этом знании и памяти строить новый духовный идеал. Эта двуполюсность Петербурга и основанный на ней сотериологический миф («петербургская» идея) наиболее полно и адекватно отражены как раз в Петербургском тексте литературы, который практически свободен от указанных выше недостатков и актуализирует именно синхронический аспект Петербурга в одних случаях и панхронический («вечный» Петербург) в других
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Картины и образы, связанные с городом, прежде всего с Петербургом, представляющем художественное, культурно-историческое пространство с ранних лет и в продолжение всей жизни выступали для Ф. М. Достоевского важным источником сложения картины мира.
Очевидно, что восприятие Петербурга в русской культуре определено синтезом реалий города, истории его основания и жизни и его отражением в литературе и что этот образ Петербурга подобен личности, «я» со своей собственной судьбой.
В русской литературе Петербург всегда знаменовал собой новую эру в развитии России, приобретая, таким образом, символическое значение в творчестве различных писателей. Для Достоевского Петербург — символ петровского периода, символ оторванности от корней, прервавшей многовековые традиции, символ насилия над природой и человеком. Для Достоевского Петербург становится окном, через которое бесовщина запада проникла в Россию, поразив и разрушив души ее жителей.
В качестве вывода можно использовать высказывание В.А. Бачинина о том, что «в сущности, Достоевский нашел новый, пространственно маркированный символ для того, что пребывает вне пространства и времени, поскольку имеет метафизическую природу».
Речь идет о таких метафизических реальностях, как свет и тьма, Бог и дьявол, добро и зло, которые несет в себе каждое человеческое существо. По словам В.А. Бачинина, Достоевский «открыл новую реальность, описал транфизическое пространство с гнездящимися внутри него возможностями и сконцентрированной в нем энергией разрушения».
Мрачные картины города рождают мрачные мысли. Пейзаж уже в начале романа является не только фоном для описываемых событий, но и передает состояние героя, оказывает на него влияние. Внутренне состояние героя оказывается напрямую связано с состояние окружающего его пространства. Обращение к пейзажу оказывается необходимым для выстраивания сюжетной линии
В романах Достоевского в изобилии можно встретить излюбленные им зарисовки мрачных петербургских улиц, но почти не встречается природных пейзажей: на все пять больших романов развернутых описаний природы наберется меньше десятка, причем большинство их является героям во сне или дается в их устном описании. Мы можем отметить значительную нагрузку которую получает городской пейзаж при описании эмоциональных состояний героя, при описании его психологии.
Мы выделили ряд образов городского пейзажа получающих особую символическую нагрузку – например, мост. Звуковой и цветовой фон романа также создает атмосферу враждебности героя. Показывает насколько тяжело для него выживать в этом городе.
Единство описаний Петербурга в Петербургском тексте не исчерпывается исключительно климатическими, топографическими, пейзажно-ландшафтными, этнографически-бытовыми и культурными характеристиками города (в отличие, например, от описаний Москвы от Карамзина до Андрея Белого, не образующих, однако, особого «московского» текста русской литературы).
Мы можем говорить о «петербургском тексте» как о едином культурном пространстве, задающим основные черты города. Задающим его восприятие. Как основные черты города в тексте «Преступление и наказание» мы можем выделить: появление темы болезненность и сумасшествия, привязанной к определенному городскому локусу, миражность существования в таком городе как Петербург.
Достоевский использует эсхатологический и креационный мифы, при создании образа Петербурга. Город рисуется как полный противоположностей, такую же амбивалентность мы находим и в душе героя.
СПИСКО ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Анциферов Н. П. Непостижимый город. СПб: Лениздат, 1991. – 134 с.
Ашимбаева Н.Т. Достоевский в критической прозе И.Анненского/Ашимбаева Н.Т. Достоевский. Контекст творчества и времени. – Спб.: «Серебряный век», 2005. – С. 213 -224.
Бахтин М.М.. Проблемы поэтики Достоевского .— 4-е изд. — М. : Советская Россия, 1979 .— 316, [2]c
Бачинин В.А. Достоевский: метафизика преступления/В.А. Бачинин. — СПб.: Наука, 2001. – 256 с.
Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского/Н.А. Бердяев. - http://www.vehi.net/berdyaev/dostoevsky/index.html
Берков П.Н. Идея Петербурга — Ленинграда в русской литературе/П.Н. Берков // Звезда. - 1957. - № 6. - С. 177–182
Галкин А. Пространство и время в произведениях Ф.М. Достоевского/ А.Галккин//«Вопросы литературы» - 1996. - №1. – С. 18 – 24.
Гачев Г. Космос Достоевского/Г.Гачев//Троблемы поэтики и истории литературы (Сборник статей). - Саранск, 1973. -С. 110-125.
Карасев Л.В. О символах Достоевского /Л.В. Карасев// Вопросы философии. - 1994. - №10. - С.90-111.
Касаткина Т. В помощь ученику и учителю/Т.В. Касаткина // Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Книга для ученика и учителя. - М.: Книга, 1996. - С.573-698.
Катто Ж. Пространство и время в романах Достоевского/ Ж. Като//Достоевский: материалы и исследования. - Л.: Наука, 1978. -Т.З.-С.41-54.
Клейман Р.Я. Вселенная и человек в художественном мире Достоевского/Р.Я. Клейман// Достоевский: материалы и исследования. - Л.: Наука, 1978.-Т.З.-С. 21 34
Минц З.Г. Петербургский текст и русский символизм/З.Г. Минц . - http://www.ruthenia.ru/mints/papers/pbtekst.html
Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский/К. Мочульский. — М.: Республика, 1995. – 567 с.
Осмоловский О.Н. Из наблюдений над символической типизацией в романе «Преступление и наказание»/О.Н. Осмоловский // Ф.М. Достоевский. Материалы и исследования. - Т.7, - М.: Высш.шк.,1987. -- С.81-90.
Переверзев В.Ф.. Гоголь. Достоевский. Исследования / В. Ф. Переверзев ; Вступ. ст. М. Полякова .— М. : Сов. писатель, 1982 .— 511.
Раков Ю. А. Петербург – город литературных героев. СПб: Химиздат, 2000 – 346 с.
Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского: очерки. — М.: Современный писатель, 1979. – 456 с.
Степанова Е. В. «Великолепная панорама» в структуре «Преступления и наказания» (анализ эпизода) / Е. В. Степанова // Вступление. Фрагменты исследований по филологии: сб. науч. трудов студентов, аспирантов и соискателей. – Саратов, 2005. – Вып. 3. – С. 32–35.
Степанова, Е. В. Природа как источник формирования художественной поэтики Ф. М. Достоевского / Е. В. Степанова // Бочкарёвские чтения: материалы XXX зональной конференции литературоведов Поволжья. – Самара, 2006. – Т. 2. – С. 114–119.
Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы»/ Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. — М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995 — С. 259 - 367.
Уиллис О.Ю.. Поэтика городского пейзажа в прозе В.В. Набокова русского периода творчества : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Уиллис Оксана Юрьевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2008.- 193 с.
Достоевский Ф. М. Ряд статей о русской литературе/Ф.М. Достоевский// Полн. собр. соч.: в 30 т. - Л.: Худ. лит, 1972–1990. - Т. 19. - С. 184.
Хализева В.Е. Теория литературы. – М.:Книга, 2000. – 351 с.
Уиллис О.Ю.. Поэтика городского пейзажа в прозе В.В. Набокова русского периода творчества : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Уиллис Оксана Юрьевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2008.- с. 118.
Берков П.Н. Идея Петербурга — Ленинграда в русской литературе/П.Н. Берков // Звезда. - 1957. - № 6. - С. 177–182
Бердяев Н.А.Миросозерцание Достоевского/Н.А. Бердяев.-http://www.vehi.net/berdyaev/dostoevsky/index.html
Переверзев В.Ф. Гоголь. Достоевский. Исследования / В. Ф. Переверзев ; Вступ. ст. М. Полякова .— М. : Сов. писатель, 1982 .— 511 с
Бахтин М.М.. Проблемы поэтики Достоевского/М.М. Бахтин— М. : Советская Россия, 1979 .— 316, [2]c
Мочульский К.В. Достоевский : жизнь и творчество / К.В. Мочульский .— Париж : Ymca-press, 1980 .— 564 с.
Гроссман Л.П.. Достоевский / Л.П. Гроссман .— М. : Молодая гвардия, 1962 .— 542, [1] с
Шульц О. Светлый, жизнерадостный Достоевский/О. Щульц. / Отв. ред. В. Н. Захаров. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1999. С. 5-14.
Все цитаты из «Преступления и наказания» даются по Достоевский Ф.М. Преступление и наказание/Сверка произведена по «Собранию сочинений в десяти томах» (М. :Художественная литература, 1957). - http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0060.shtml
Евнин Ф.И. Роман «Преступление и наказание»/Ф.И. Евнин// «Творчество Ф.М.Достоевского». -М. Изд-во АН СССР, 1959 – С.153 - 157.
Чирков Н.М. О стиле Достоевского/Н.М. Чирков. – М.: Выс.шк, 1967. – 156 с
Бачинин В.А. Достоевский: метафизика преступления/В.А. Бачинин. — СПб.: Наука, 2001. – С.28.
Ф.М. Достоевский.
Достоевский Ф.М.
Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский/К. Мочульский. — М.: Республика, 1995. – С. 363.
Осмоловский О.Н. Из наблюдений над символической типизацией в романе «Преступление и наказание»/О.Н. Осмоловский // Ф.М. Достоевский. Материалы и исследования. - Т.7, - М.: Высш.шк. - 1987. С.81-90.
Достоевский Ф.М.
Достоевский Ф.М.
Достоевский Ф.М.
Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского: очерки/С.М. Соловьев. — М.: Современный писатель, 1979. – С. 224.
Достоевский Ф.М.
Достоевский Ф.М.
Анциферов Н. П. Непостижимый город. СПб: Лениздат, 1991. – С. 121.
Достоевский Ф.М.
Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы»/ Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. — М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995 — С. 259 - 367.
Минц З.Г. Петербургский текст и русский символизм/З.Г. Минц . - http://www.ruthenia.ru/mints/papers/pbtekst.html
Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы»/ Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. — М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995 — С. 260
Там же – С. 265.
Достоевский Ф.М.
Достоевский Ф.М.
Осмоловский О.Н. Из наблюдений над символической типизацией в романе «Преступление и наказание»/О.Н. Осмоловский // Ф.М. Достоевский. Материалы и исследования. - Т.7, - М.: Высш.шк. - 1987. - С.85.
Достоевский Ф.М.
Достоевский Ф.М.
Гачев Г. Космос Достоевского/Г. Гачев//Проблемы поэтики и истории литературы (Сборник статей). - Саранск, 1973. -С. 110-125.
Ашимбаева Н.Т. Достоевский в критической прозе И.Анненского/Ашимбаева Н.Т. Достоевский. Контекст творчества и времени. – Спб.: «Серебряный век», 2005. – С. 213 -224.
Достоевский Ф.М.
Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы»/ Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. — М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995 — С. 261.
Степанова, Е. В. Природа как источник формирования художественной поэтики Ф. М. Достоевского / Е. В. Степанова // Бочкарёвские чтения: материалы XXX зональной конференции литературоведов Поволжья. – Самара, 2006. – Т. 2. – С. 116.
Бачинин В.А. Достоевский: метафизика преступления/В.А. Бачинин. — СПб.: Наука, 2001. – С. 189.
Там же . – С. 190.









2


СПИСКО ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Анциферов Н. П. Непостижимый город. СПб: Лениздат, 1991. – 134 с.
2.Ашимбаева Н.Т. Достоевский в критической прозе И.Анненского/Ашимбаева Н.Т. Достоевский. Контекст творчества и времени. – Спб.: «Серебряный век», 2005. – С. 213 -224.
3.Бахтин М.М.. Проблемы поэтики Достоевского .— 4-е изд. — М. : Советская Россия, 1979 .— 316, [2]c
4.Бачинин В.А. Достоевский: метафизика преступления/В.А. Бачинин. — СПб.: Наука, 2001. – 256 с.
5.Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского/Н.А. Бердяев. - http://www.vehi.net/berdyaev/dostoevsky/index.html
6.Берков П.Н. Идея Петербурга — Ленинграда в русской литературе/П.Н. Берков // Звезда. - 1957. - № 6. - С. 177–182
7.Галкин А. Пространство и время в произведениях Ф.М. Достоевского/ А.Галккин//«Вопросы литературы» - 1996. - №1. – С. 18 – 24.
8.Гачев Г. Космос Достоевского/Г.Гачев//Троблемы поэтики и истории литературы (Сборник статей). - Саранск, 1973. -С. 110-125.
9.Карасев Л.В. О символах Достоевского /Л.В. Карасев// Вопросы философии. - 1994. - №10. - С.90-111.
10.Касаткина Т. В помощь ученику и учителю/Т.В. Касаткина // Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Книга для ученика и учителя. - М.: Книга, 1996. - С.573-698.
11.Катто Ж. Пространство и время в романах Достоевского/ Ж. Като//Достоевский: материалы и исследования. - Л.: Наука, 1978. -Т.З.-С.41-54.
12.Клейман Р.Я. Вселенная и человек в художественном мире Достоевского/Р.Я. Клейман// Достоевский: материалы и исследования. - Л.: Наука, 1978.-Т.З.-С. 21 34
13.Минц З.Г. Петербургский текст и русский символизм/З.Г. Минц . - http://www.ruthenia.ru/mints/papers/pbtekst.html
14.Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский/К. Мочульский. — М.: Республика, 1995. – 567 с.
15.Осмоловский О.Н. Из наблюдений над символической типизацией в романе «Преступление и наказание»/О.Н. Осмоловский // Ф.М. Достоевский. Материалы и исследования. - Т.7, - М.: Высш.шк.,1987. -- С.81-90.
16.Переверзев В.Ф.. Гоголь. Достоевский. Исследования / В. Ф. Переверзев ; Вступ. ст. М. Полякова .— М. : Сов. писатель, 1982 .— 511.
17.Раков Ю. А. Петербург – город литературных героев. СПб: Химиздат, 2000 – 346 с.
18.Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского: очерки. — М.: Современный писатель, 1979. – 456 с.
19.Степанова Е. В. «Великолепная панорама» в структуре «Преступления и наказания» (анализ эпизода) / Е. В. Степанова // Вступление. Фрагменты исследований по филологии: сб. науч. трудов студентов, аспирантов и соискателей. – Саратов, 2005. – Вып. 3. – С. 32–35.
20.Степанова, Е. В. Природа как источник формирования художественной поэтики Ф. М. Достоевского / Е. В. Степанова // Бочкарёвские чтения: материалы XXX зональной конференции литературоведов Поволжья. – Самара, 2006. – Т. 2. – С. 114–119.
21.Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы»/ Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. — М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995 — С. 259 - 367.
22.Уиллис О.Ю.. Поэтика городского пейзажа в прозе В.В. Набокова русского периода творчества : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Уиллис Оксана Юрьевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2008.- 193 с.

Женские образы в романе Ф. М. Достоевского 'Преступление и наказание'

Введение

Поиск идеала присутствует у всех русских писателей. В связи с этим, в XIX веке это особенно заметно связан с женщиной, не только как к продолжательнице рода, но и как к существу, которое способно думать и чувствовать гораздо тоньше и глубже, чем герои-мужчины. С женщиной связывается, как правило, идея спасения, возрождения, сфера чувств.

Ни один роман не может обойтись без героини. В мировой литературе мы находим огромное количество женских образов, большое разнообразие символов, всевозможных оттенков. Наивные дети, настолько очаровательная в незнании жизни, которую они украшают, как прекрасные цветы. Практичные женщины, они понимают цену имущества, мира и знающих, какими средствами достигнуть их в единственно доступной для них форме, выгодной партии. Кротких, нежных созданий, назначения которых любовь, - готовых игрушек для первого встречного, кто скажет им слово любви. Коварных кокеток, в свою очередь, играя безжалостно чужим счастьем. Безответных страдалиц, безропотно угасающих под давлением, и мощный, богато одаренных натур, все богатство и сила, которые он провел бесплодно; и, несмотря на разнообразие типов и бесчисленные тома, в которые мы изображена женщина, русский, бьет нас невольно монотонность и бедность содержания.

Когда я говорю о «женщины Достоевского», во-первых, я помню, кроткие страдалицы, жертвы большой любви для своих близких, а через них и ко всему человечеству (Соня), страстный грешницы с чистой основой, светлой души (Настасья Филипповна) и, наконец, хитрый, навсегда плед, холодная и пламенная Грушенька, через все бессовестное разорение их пронесшая искра же смирения и покаяния (в сцене с Алешей в главе «Луковка»). Одним словом, я помню, женщины-христианки, в конце концов, глубоко жизнеощущении, русских и «православной» символов. «Душа человека по природе христианка», «русский народ весь в православии» - в этом глубоко верил, это всю жизнь страстно утверждал Достоевский.

Целью данной работы является рассмотреть женские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эта цель позволила сформулировать следующие задачи исследования:

. Рассмотреть особенности построения женские образы в романах Ф. М. Достоевский.

Узнать стоимость работы