Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Социально-педагогическая помощь студентческой семье.

  • 30 страниц
  • 12 источников
  • Добавлена 20.11.2010
600 руб. 1 200 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МОЛОДАЯ СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1. ПОНЯТИЕ МОЛОДОЙ СЕМЬИ
1.2. ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ
1.3.СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ПОМОЩИ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬЕ
2.1. СОЗДАНИЕ КЛУБА МОЛОДОЙ СЕМЬИ
2.2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА МОЛОДОЙ СЕМЬИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Собравшейся вместе молодежи хочется повеселиться, потанцевать, послушать музыку. Выше уже говорилось о том, что среди мероприятий клуба должны быть предусмотрены концерты, музыкальные вечера. Имеет смысл также организовывать совместные культурно-экскурсионные программы, выезды за город для сбора грибов, на лыжах и просто на пикник с мячами, бадминтонными ракетками и другим спортивным инвентарем. Маленькие дети не являются препятствием для таких поездок. Для них может быть организована специальная детская развлекательная программа.
Сплочение клуба – это совместная деятельность: концерты силами членов клуба, проведение праздников с конкурсами на лучшего кулинара, лучшего танцора, певца, рассказчика, декламатора… Следует также проводить выставки фотографий, видеофильмов, собственных поделок (шитье, вязание, чеканка и т.п.)
Клуб создан для обеспечения информационной, социально-психологической и юридической поддержки студенческой семье, отдельным студенческим парам с устойчивыми взаимоотношениями.
Цели:
Привлечь внимание государственных органов и общественности к проблемам молодых семей.
Увеличить социальную и психолого-информационную поддержку студенческих семей.
Популяризировать семейные ценности и здоровый образ жизни в студенческой среде.
Задачи:
Оказание информационной, юридической и психологической поддержки студенческим семьям.
Оказание реальной физической, финансовой и психологической помощи студенческим семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Внедрение новых форм и технологий социальной работы по усилению ответственности родителей за воспитание детей и сохранение семьи.
Разработка и проведение общих досуговых мероприятий со студентами, имеющими семью и детей.
Основными принципами действия клуба являются:
Приоритет оказания помощи студенческим семьям, находящимся в трудной ситуации.
Принцип гуманизма и ненасильственного взаимодействия с людьми.
Индивидуальный подход в оказании помощи.
Комплексный подход в организации деятельности.
Основные направления работы клуба:
Информационно-консультационное сопровождение молодой семьи:
сохранение репродуктивного здоровья молодых людей;
безопасное материнство;
профилактика заболеваний, передающихся половым путём;
этика и психология семейных отношений;
воспитание, обучение и развитие детей;
юридическая помощь по социально-правовым вопросам;
Социальная поддержка со стороны студенческого профкома.
Организация системы мероприятий выходного дня.
Формы работы:
индивидуальное и групповое консультирование
клубные встречи
обучающие семинары
тренинги
творческие студии
групповая работа
открытые мероприятия

За время реализации проекта опросы и мониторинги показали, что Клуб молодой семьи необходим, а программы и мероприятия, а также общая политика, проводимая членами Клуба и членами Новосибирского отделения Движения женщин России по популяризации семейных отношений, приводит к положительным результатам.
Всем известно, что семья - это основа развития любого общества, но семья - это в то же время сложные и очень тонкие взаимоотношения. В семье отношения важно правильно построить и необходимо научиться общаться друг с другом. А молодые семьи - это первопроходцы семейных отношений, ведь они только начинают строить семью. К сожалению,  в последнее время были утрачены многие исконно русские традиционные ценности,  в том числе и приоритет брака и семьи. Но молодая семья - это будущее России, поэтому нужно сделать все необходимое, чтобы сохранить ее.
Проект направлен на помощь молодым семьям, парам, которые уже зарегистрировали свой брак или только собираются это сделать. На базе общественной приемной Новосибирского отделения Движения женщин России идет работа Клуба молодой семьи, где молодые семьи могут получить квалифицированнную  помощь юристов, социальных работников, психологов, медицинских специалистов, принимать участие в мероприятиях, направленных на укрепление института семьи, развитие духовной культуры молодежи, формирование здорового образа жизни. Здесь молодые семьи смогут не только узнать новое, но и поделиться своим пусть небольшим, но собственным опытом.
Методика проводимых занятий.
Выбор темы для обсуждения полностью зависит от желания группы. С помощью анкетирования выявляются наиболее животрепещущие вопросы. В соответствии с результатами проводится подбор специалистов и определяется следующая тема для обсуждения.
За прошедшее время студенты, входящие в состав «клуба молодой семьи», рассмотрели несколько достаточно важных тем. Это и проблемы взаимоотношения и взаимопонимания полов, и проблемы интимных отношений, также затронули тему гендерных стереотипов (проблемы социального разделения по половому признаку) и проблемы полового воспитания в разных странах мира, в том числе и в России. Члены клуба смогли пообщаться со специалистами в области семейной психологии, педиатрии, сексологии, гинекологии, конфликтологии. И, конечно же, клуб не мог обойти стороной проблемы конкретных семейных пар и обсуждение общих проблем группы. Решить их пытались с помощью тренинговой системы.
2.2. Социальная защита молодой семьи
С целью поддержки молодой семьи в соответствии с Федеральной целевой программой «Молодежь России», утвержденной постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1994 г. № 1279, предполагается решение следующих задач:
развитие механизмов, направленных на поддержку семей с малолетними детьми;
развитие сети информации и консультаций для молодых семей;
содействие решению жилищной проблемы и занятости молодых женщин, имеющих детей;
содействие в приобретении молодыми семьями товаров длительного пользования, получении образования.
Часть задач, направленных на поддержку молодых семей, уже реализуется в Федеральных программах: «Дети России», «Жилище», «Занятость населения», а также в региональных программах. Помимо этого необходимы:
координация усилий различных государственных общественных структур;
систематизация и взаимоувязка принятых и действующих социальных программ в той части, где они затрагивают проблемы молодой семьи;
расширение различных форм кредита специально для молодых семей: целевых, льготных, долговременных (на 10—15 лет) кредитов для приобретения земли, строительства, организации фермерского хозяйства, «семейной фирмы» и др.;
предоставление кредитов на образование взрослых членов семьи и их детей;
создание условий для занятости, первоочередного повышения квалификации и переподготовки молодых женщин, имеющих детей, в том числе создание возможностей вечернего и заочного повышения квалификации, получения образования для матерей, находящихся в длительном отпуске по уходу за ребенком;
создание благоприятных условий для домашнего воспитания детей дошкольного возраста через сеть надомных услуг социальных работников;
разработка системы льгот в области охраны здоровья граждан, подтвержденных законодательством РФ, республик в составе РФ и правовыми актами автономных краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга (пользование лечебно-профилактическими учреждениями и др.);
создание сети разнообразных консультаций для молодых семей (социально-психологической помощи, медико-генетических, экономических, юридических, бытовых проблем, информационно-справочных служб по трудовым вакансиям для сезонной и надомной работы, а также по возможностям переквалификации, по вопросам семейного предпринимательства).
В других разделах принятой программы подробно разработаны практические меры по всесторонней поддержке молодой семьи и касающиеся решения вопросов занятости, социальных служб и т.д. В области охраны репродуктивного здоровья программа предусматривает комплекс мер, основанных на принципе права супругов и отдельных лиц свободно и ответственно решать вопрос о числе своих детей и на получении необходимых для этого информации, образования и средств, создание условий для оказания психологической, юридической помощи молодым супругам. Эта работа связана прежде всего с организацией служб социальной помощи и центров «Молодежь и семья», «Молодая семья» и прочих, разработкой и принятием региональных программ по поддержке социально малозащищенных семей. Основная деятельность служб «Молодая семья», помимо информационной и методической работы, заключается в предоставлении таких услуг, как социальный патронаж молодых семей, живущих в неблагополучных социально-психологических условиях, медико-социальный патронаж несовершеннолетних беременных женщин и кормящих матерей, патронаж молодых семей и лиц, нуждающихся в постоянной заботе.
Заключение
Студенческие семьи создаются и развиваются по общим законам. Им присущи типичные черты обычной молодой российской семьи. Поэтому многие проблемы студенческой семьи рассматриваются сквозь призму общих черт современной семьи.
Анализ работ исследователей позволяет выделить несколько специфических проблем, характерных для большинства студенческих семей: низкий денежный доход; трудности совмещения учебы и семейных обязательств; трудности, связанные с рождение и воспитанием детей: некому присматривать за ребенком во время учебы; небольшие возможности для приработка.
В числе ближайших жизненных планов у студенческих семей важное место занимает рождение ребенка. С появлением ребенка семья вступает в новый, более ответственный этап развития. Но, различные исследования показывают, что определенная часть молодоженов, иногда вопреки интересам своей семьи, откладывают рождение первенца из-за материальных затруднений (далеко не все из них получают материальную помощь от родителей, многим семейным студентам приходится подрабатывать в “свободное время”, другим - переходить на заочное отделение, или вообще на какое-то время (а иногда насовсем) откладывают учебу). Примерно в половине случаев откладывание рождения ребенка мотивируется трудностями в решении жилищного вопроса.
У семейных студентов, которые уже имеют детей, одним из главных вопросов является “Где и с кем оставить ребенка во время занятий?”.
Большинство вузов не имеют своих садов и яслей. У менее половины студенческих семей дети посещают дошкольные учреждения, у 30% - мать находится в отпуске по уходу за ребенком.
Другой, основной проблемой является нехватка свободного времени.
Отмечается, что с появлением ребенка супруги меньше времени уделяют друг другу, у большинства семей нет времени для частых встреч и общения с друзьями.
Также, в числе проблем, выделенных студентами-родителями, является то, что многие из них мало информированы о пособиях, предоставляемых государством и вузом семьям, имеющим детей.
Затруднения в разрешении обозначенных выше проблем, могут привести к конфликтам в семье, ухудшению здоровья студенческих семей, уменьшению рождаемости, увеличению матерей-одиночек, возрастанием отказничества от детей, т.е. к утрате семьей своих основных функций. Для избежания таких последствий в современном обществе нужна разработанная и налаженная система мер социальной поддержки студенческим семьям, оказание помощи им как со стороны государства, так и со стороны администрации вузов, общественных организаций. Немаловажную роль при этом должны играть сами студенческие семьи. Заинтересованность и инициативность в решении проблем, желание и умение обустраивать свой быт в значительной степени будет способствовать успешному функционированию семьи студента.
Список литературы
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (СК РФ) (с изменениями и дополнениями)
Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
Добряков И.В., Перинатальная семейная психотерапия на сайте http://www.psymama.ru/articles/d2.html
Евдокимов В., Секреты семейного благополучия //Красота и здоровье №4, 2005
Елизаров А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1996. - №1.
Елизаров А.Н., Установление факта наличия семейных отношений в судебно-психологической экспертизе //Журнал практической психологии и психоанализа №4, декабрь 2002
Ильичева Т.Р., Звуковая запись бесед «Терпенья вам» на компакт-диске.
Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. Пер. с чешск. - М.: Медицина, 1991.
Навайтис Г. Семья в психологической консультации. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1999.
Орлов А.Б.. Эволюция межличностных отношений в семье: основные подходы, ориентации и тенденции, СП-б, Нико-ПРЕСС. 2003
Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ "Сфера", 2000.
Юридический словарь под ред. А.Т. Перфильевой, М.. «Юристъ», 2001


Елизаров А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1996. - №1.

Орлов А.Б.. Эволюция межличностных отношений в семье: основные подходы, ориентации и тенденции, СП-б, Нико-ПРЕСС. 2003

Орлов А.Б.. Эволюция межличностных отношений в семье: основные подходы, ориентации и тенденции, СП-б, Нико-ПРЕСС. 2003

Елизаров А.Н., Установление факта наличия семейных отношений в судебно-психологической экспертизе //Журнал практической психологии и психоанализа №4, декабрь 2002

Евдокимов В., Секреты семейного благополучия //Красота и здоровье №4, 2005

Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. Пер. с чешск. - М.: Медицина, 1991.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (СК РФ) (с изменениями и дополнениями)

Орлов А.Б.. Эволюция межличностных отношений в семье: основные подходы, ориентации и тенденции, СП-б, Нико-ПРЕСС. 2003

Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ "Сфера", 2000.

Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. Пер. с чешск. - М.: Медицина, 1991.

Елизаров А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1996. - №1.

Навайтис Г. Семья в психологической консультации. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1999.

Евдокимов В., Секреты семейного благополучия //Красота и здоровье №4, 2005





4

Список литературы
1.Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (СК РФ) (с изменениями и дополнениями)
2.Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
3.Добряков И.В., Перинатальная семейная психотерапия на сайте http://www.psymama.ru/articles/d2.html
4.Евдокимов В., Секреты семейного благополучия //Красота и здоровье №4, 2005
5.Елизаров А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1996. - №1.
6.Елизаров А.Н., Установление факта наличия семейных отношений в судебно-психологической экспертизе //Журнал практической психологии и психоанализа №4, декабрь 2002
7.Ильичева Т.Р., Звуковая запись бесед «Терпенья вам» на компакт-диске.
8.Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. Пер. с чешск. - М.: Медицина, 1991.
9.Навайтис Г. Семья в психологической консультации. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1999.
10.Орлов А.Б.. Эволюция межличностных отношений в семье: основные подходы, ориентации и тенденции, СП-б, Нико-ПРЕСС. 2003
11.Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ "Сфера", 2000.
12.Юридический словарь под ред. А.Т. Перфильевой, М.. «Юристъ», 2001


Узнать стоимость работы