Правовое регулирование финансового мониторинга.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Юриспруденция
  • 133133 страницы
  • 87 + 87 источников
  • Добавлена 01.06.2010
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
ГЛАВА 1. Общие вопросы правового регулирования финансового мониторинга
1.1.Понятие финансового мониторинга и его субъекты
1.2. Историко-правовой анализ формирования и функционирования Федеральной службы по финансовому мониторингу
1.3 Статус Федеральной службы по финансовому мониторингу её территориальных органов
1.4. Территориальные органы по финансовому мониторингу: понятие, полномочия и структура
ГЛАВА 2 Особенности правового регулирования финансового мониторинга в РФ
2.1. Правовые основы международного сотрудничества в сфере финансового мониторинга
2.2. Правонарушения в сфере финансового мониторинга
2.3. Правовое регулирование финансового мониторинга в условиях мирового экономического кризиса
2.4. Проблемы правового регулирования финансового мониторинга и способы их решения
Заключение
Список использованной литературы
1.Нормативные акты
2. Научная литература
3. Судебная практика.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 6
Приложение 7

Фрагмент для ознакомления

В отчете Росфинмониторинга за I полугодие 2009 г., более 1,6 тыс. преступлений по отмыванию преступных доходов было зафиксировано в кредитно-финансовой сфере. По числу выявленных нарушений законодательства об отмывании доходов финансовый сектор даже опережает потребительский рынок, где, по информации Росфинмониторинга, было выявлено свыше 1,3 тыс. преступлений.
На расширенном совещании Федеральной службы по финансовому мониторингу руководитель Росфинмониторинга Ю. Чиханчин, заявил: «...с началом финансового кризиса активизировались вновь образованные коммерческие структуры. Повысились обороты по так называемым спящим счетам. Многократно увеличилось число операций физических лиц по приобретению иностранной валюты. Существенно выросли объемы и количество операций в сфере оборота наличности. В частности, в начальный период кризиса субъекты финансового мониторинга зафиксировали значительный рост объемов вывода средств за рубеж».
Первый заместитель Ю.Чиханчина, Ю. Короткий, на период 2009 – 2011 г.г. прогнозирует осложнение криминогенной обстановки в сфере отмывания криминальных доходов и финансирования терроризма: «...в секторе валютных спекуляций, спекулятивных сделок с драгметаллами, операций с денежными суррогатами, обналичиванием и выводом денег за рубеж по видимым легальным основаниям, особенно в оффшоры. С учетом тяжелого финансового положения многих банков и предприятий прогнозируется рост случаев преднамеренного банкротства и откровенных рейдерских захватов наиболее ликвидных активов и объектов недвижимости».
Руководитель Федеральной службы государственной статистики А.Е. Суринов на Всероссийском совещании руководителей территориальных органов государственной статистики во Владивостоке заявил: «...доля теневой экономики в регионах составляет 20-25% валового регионального продукта. Но в условиях кризиса эта цифра стала увеличиваться предприятия и предприниматели уходят от «белых» схем в сторону «черных» и «серых». До кризиса мы имели тенденцию к выходу экономики России из тени, например, алкогольный бизнес стал почти полностью прозрачен. Сейчас, к сожалению, ситуация ухудшается...».
В этой связи все субъекты финансового мониторинга должны максимально эффективно использовать весь имеющийся арсенал финансово-правовых мер для борьбы с отмыванием криминальных доходов и финансированием терроризма в эпоху мирового экономического кризиса.
В рамках противодействия проникновению криминальных структур в легальный сектор экономики особую роль играет процесс идентификации клиентов, их выгодоприобретателей и, наконец, «конечных бенефициаров, собственников» предприятий и организаций. К сожалению, в российском законодательстве до сих пор прямо не закреплена обязанность агентов финансового мониторинга (кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг и других) идентифицировать последних. Именно конечные бенефициары управляют деятельностью всей компании. При этом как сами конечные бенефициары компаний, так и деятельность управляемых ими компаний может быть связана с преступным миром. Отметим, что проблема определения бенефициарных собственников имеет межотраслевой характер, например, для регулирования инвестиционной деятельности, антимонопольного регулирования, правового регулирования имущественных отношений между супругами. Так, в последнем случае владение многомиллионными состояниями через трасты практически делает недоказуемым наличие данного имущества у одного из супругов при разделе имущества. Именно нормативное закрепление обязанности за юридическими лицами по предоставлению информации о конечных собственниках - физических лицах позволит установить нормативную преграду преступным конгломератам, террористическим группам и коррупционерам.
Ранее уже упоминалось, что государству, в период финансового кризиса, необходимо ограничить отток денежных средств из страны, это необходимо для обеспечения уровня ликвидности и обеспечения функционирования платёжной системы. Так как наряду с криминальными доходами вывозятся и легальные. Существенным недостатком является то, что финансовый мониторинг в кризис препятствует выводу легальных доходов, что не является его функцией. Наличие таких препятствий является «пинком» для законопослушных инвесторов, который толкает их к выводу денежных средств за границу. В этой связи задача Федеральной службы по финансовому мониторингу должна заключаться не в препятствии оттоку капитала, а в выявлении тех денежных средств, которые были получены преступным путём, с целью их дальнейшего изъятия в соответствии с международными договорами РФ.
В период финансового кризиса также важно не спровоцировать массовый отток капиталов из национальных финансовых институтов, вызванный введением дополнительных мер по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем. Примером негативного опыта может служить июльский банковский кризис доверия 2004 г., когда одна лишь информация о существовании перечня плохих банков спровоцировала массовый уход вкладчиков.
По выводам группы экспертов ФАТФ при проведении взаимных проверок в 2007 – 2009 годах, России необходимо взаимодействие внутри «системы», то есть в момент кризиса отсутствует одна из предполагаемых основ финансового мониторинга, не установлено эффективного взаимодействия между Федеральной службой финансового мониторинга и иными исполнительными органами, так например нет правового взаимодействия с Федеральной таможенной службой в сфере предоставления информации для финансовой разведки по перевозкам наличных денежных средств.
В отношении осуществления финансового мониторинга операций с денежными средствами Председателем Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации С.М. Мироновым было выдвинута инициатива, относительно установления процедуры уведомления о покупках на сумму свыше 200 тыс. руб. Эта информация лишь увеличит нагрузку на Росфинмониторинг и агентов финансового мониторинга, что повлечет за собой множество нарушений и неувязок. Миронов предлагает ввести данную процедуру, не вспоминая о том, что данная информация уже содержится в государственных органах (в Росрегистрации – относительно сделок с недвижимостью, в МВД – относительно сделок с автотранспортными средствами), которые при необходимости обязаны отреагировать и передать полученную информацию в сфере легализации криминальных доходов и финансировании терроризма в Федеральную службу по финансовому мониторингу. Миронова поддержал Президент РФ, но лишь в части, он обязал госслужащих и членов их семей размещать сведения о доходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ, а также предоставлять эти сведения СМИ РФ для опубликования. Данная норма перекликается с положениями о мониторинге операций иностранных должностных лиц, она позволяет выявлять не только доходы, но и реальные расходы данных лиц.
С началом финансового кризиса многие организации перешли на безналичную систему расчетов со своими сотрудниками, а именно путём перечисления денежных средств на банковские карты. Безусловно Россию ещё трудно сравнить с иностранными государствами, в которых «налички» у людей уже не водится, так как у них даже в самом отдалённом уголке принимаются банковские карты, но тем не менее Российская Федерация развивается в этой сфере, что способствует более эффективной борьбе с противоправным обналичиванием, являющимся связующим звеном между легальной и теневой экономикой. Как отмечает А.А. Битулева, весьма скоро сложится такая ситуация, когда для многих клиентов кредитных организаций будет важно не просто экономить, а экономить на налогах. Таким образом, весьма высока вероятность того, что уровень обналичивания через различные финансовые институты может резко возрасти. В связи с тем, что обналиченные денежные средства перестают быть объектом финансового мониторинга со стороны финансовых агентов, личности замешанные в финансовых преступлениях имеют возможность свободно распоряжаться этими деньгами, они могут их направлять на всё, что им придёт в голову, и на финансирование террористической деятельности, и на подкуп, взятки, покупку оружия и т.д. Переход на безналичные расчеты позволит рассматривать любые операции с денежными средствами, и проверять каждый факт обналичивания.

Не менее важным в сфере банковского регулирования остается вопрос материальной и финансовой обеспеченности подразделений финансового мониторинга в период кризиса. Как известно, сокращение доходов с необходимостью ведет к сокращению операционных расходов, в том числе на контрольные процедуры: сокращение штата, уменьшение финансирования образовательных программ и т.д.
В период финансового кризиса также встает проблема широкого использования нелегальной экономии, когда обеспечение функционирования предприятия или организации осуществляется за счет неуплаты налогов, контрабанды, вывода денежных средств, что образует составы налоговых, валютных и таможенных преступлений, которые, как известно, не попадают в законодательное определение легализации преступных доходов, т.е. не являются предикатными преступлениями по отношению к легализации преступных доходов. Как итог, в Российской Федерации придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению преступными доходами, полученными в результате совершения налоговых, таможенных и валютных уголовных правонарушений, остаются вне рамок уголовного закона, в связи с использованием российским законодателем «усеченного» определения легализации преступных доходов: Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом, не включающего в себя составы, предусмотренные ст. ст. 193 «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте», 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица», 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица», 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации», 199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента» и 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов» УК РФ.
В рамках финансового кризиса не менее важен вопрос борьбы с финансированием терроризма. В период экономических потрясений террористические акты лишь усиливают народные массовые волнения, нанося как экономический, так и моральный урон обществу и государству. Следует признать, что в настоящее время не существует действенного финансового механизма, способного контролировать финансирование террористических групп. Значительный объем обращающихся наличных денежных средств, как в рублях, так и в иностранной валюте, не дает возможности контролировать их перераспределение. Создание перечня террористов и террористических организаций, который можно найти в свободном обращении, несмотря на его конфиденциальный характер, заставляет указанных лиц не обращаться в банки, а использовать альтернативные схемы расчетов. Немаловажно отметить, что большинство террористических актов не требуют значительного финансирования. В книге «Crime School: Money Laundering» автор приводит наглядный пример такого террориста, который, собираясь взорвать аэропорт в Лос-Анджелесе, финансировал свою подготовительную деятельность за счет совершаемых им мелких краж.
Также, не маловажно во время кризиса, да и не только, осуществлять контроль за видами деятельности, в которых определить среднедневную выручку не представляется возможным, например автомойки, автомастерские, предприятия общественного питания, рынки - те места, в которых контроль за обращением денежных средств неэффективен либо практически отсутствует. Принятие закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» стало лишь первым шагом в противодействии легализации преступных доходов через операторов платежных систем, в которых, по приблизительным оценкам, около 70% участников терминального рынка так или иначе связаны с нелегальным бизнесом по обналичиванию денег.
Таким образом, финансовый кризис в котором находится наша страна на данный момент не только обострил уже существующие организационно-правовые вопросы осуществления финансового мониторинга, но также и стал причиной возникновения новых правовых вопросов, требующих своего решения в данной плоскости.
В период финансового кризиса главной задачей государственных органов и хозяйствующих субъектов становится предотвращение проникновения криминальной собственности в коммерческие структуры и вывоза нелегального капитала (финансовых средств, полученных преступным путем). В этой связи важно, чтобы государство стало конкурентом преступным группировкам в части осуществления дополнительной капитализации банков, нуждающихся в дополнительном финансировании для поддержания своей финансовой устойчивости. Кроме того, государство уже сейчас способно нивелировать основные конкурентные преимущества теневого бизнеса, а именно отсутствие «зарегулированности» и «бюрократизма», путем принятия соответствующих изменений в существующие нормативные правовые акты.
Одновременно «антиотмывочная» деятельность государственных органов и агентов финансового мониторинга должна быть направлена на постоянное и значительное повышение транзакционных издержек и расходов на проведение нелегальных операций и сделок и относительную стабильность издержек для финансовых институтов для имплементации новых законодательных новелл в области финансового мониторинга, что особенно важно в кризисный период.

Итак, подводя итог по данной главе работы, мы можем сделать выводы о том, что Федеральная служба по финансовому мониторингу является одним из главных звеньев исполнительных органов власти. Безусловно, существует множество недоработок в её сфере деятельности, например если учитывать мировое сотрудничество, то можно сказать, что оно должно быть плотнее и ближе. Так, например, при выдаче преступников занимающихся отмыванием криминальных денег, необходимо заключать не отдельные международные договоры, а один общий, подписание которого должно быть возложено непосредственно на каждое государство. Данный договор помог бы многим государствам в борьбе с легализацией денежных средств полученных преступным путём. Важно создать для преступных группировок такой международный уровень взаимодействия, когда пересечение «грязными» деньгами границы одного государства не облегчало их дальнейшее отмывание или финансирование террористической деятельности.
Вместе с тем следует поддержать идею о необходимости расширения перечня мер воздействия, которые может применять российское подразделение финансовой разведки – Росфинмониторинг, к ним следует добавить такие меры как: отзыв лицензий на ведение профессиональной деятельности, квалификационных аттестатов, запрет осуществления определенной профессиональной деятельности, ограничение проведения операций и сделок.
Федеральная служба по финансовому мониторингу не всегда справляется со своими полномочиями, это происходит из-за того, что они слишком загружены, и выполняют множество действий, которые стоило бы «раскидать» на другие органы исполнительной власти.
Также следует рассмотреть и деятельность вспомогательных организаций, например возможность возложения на данные государственные органы функций агентов финансового мониторинга, а именно предоставления информации о сделках с недвижимостью, сделках с автотранспортными средствами, что, например, достаточно успешно имплементировано в Республике Беларусь. Такое нормативное перераспределение обязанностей по направлению сообщений снимет часть информационной нагрузки с кредитных организаций и иных агентов финансового мониторинга, являющихся хозяйствующими субъектами.
На мой взгляд, необходимо разделить деятельность по противодействию легализации доходов полученных преступным путём и финансирование терроризма. Данное разделение разгрузит Росфинмониторинг, который будет заниматься конкретно борьбой с отмыванием криминальных доходов, и не будет вмешиваться в борьбу с террористической деятельностью. А для борьбы с финансированием терроризма, должна быть создана своя Федеральная служба, которая будет целенаправленно бороться с деятельностью направленной на помощь террористам.

2.4. Проблемы правового регулирования финансового мониторинга и способы их решения

Финансовый мониторинг, это не такая простая сфера деятельности, как кажется на первый взгляд, в ней существует ряд проблем, которые до сих пор требуют законодательного решения.
В основе данных проблем, как и в других областях права, стоит незнание обществом законодательства регулирующего операции с денежными средствами. В связи с этим появляются многочисленные ошибки в предоставлении необходимой, обязательной информации в органы финансового мониторинга, даже более того, данная информация вообще иногда может не предоставляться, в связи с чем организации привлекаются как к административной, так и к уголовной ответственности. Взять, к примеру, организации, оказывающие посредническую деятельность при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, данные организации являются одними из главных субъектов финансового мониторинга, они получают прибыль, а также денежные средства на посреднические расходы, в связи с чем должны предоставлять информацию о своих счетах, об операциях по переводу денежных средств со своих счетов (когда, за что и кому переведены денежные средства и в связи с чем получены), они должны уплачивать определённые налоги. При допущении возможности о сокрытии денежных средств поступивших на счет, или проводимых «черным налом» они нарушают свои обязательства перед государством, которые предусмотрены законодательством о финансовом мониторинге. В данном случае у государства в лице федеральной службы по финансовому мониторингу есть основания полагать, что проведенные операции были незаконны, либо в процедуре их проведения имеются отклонения от установленных законом норм по проведению конкретных операций, а также есть основания полагать что организация в целом занимается незаконной деятельностью, и возможно оказывает помощь в содействии терроризму, выражающуюся в его финансировании. Безусловно большинство из этих организации к экстремистской деятельности не имеют никакого отношения, их сотрудники просто хотят получить больше прибыли, путём нарушения установленных норм, но осуществляя свои планы они даже не задумываются о том, что что-то могут нарушать, и чаше всего при привлечении их к ответственности, они делают удивлённые лица, и утверждают, что не знали, о необходимости предоставления информации об осуществляемых операциях, в данном случае, уже суду приходится объяснять, что «незнание закона, не освобождает от ответственности». Исходя из данной ситуации необходимо принятие дополнительных законов в данной сфере, которые непосредственно будут регулировать осведомленность юридических и физических лиц о деятельности связанной с предоставлением обязательной информации в федеральную службу по финансовому мониторингу и её межрегиональные управления. В данном случае это может быть «Инструкция юридическим и физическим лицам, участвующим в операциях с денежными средствами, об обязательной проверки знания законодательства в области финансового мониторинга». В ней могут быть прописаны такие положения как: кто должен проверяться, по каким вопросам, каким образом. Данную инструкцию можно будет использовать при принятии на работу определённых лиц, в связи с тем, что операциями с денежными средствами чаще всего занимаются бухгалтер или руководитель именно они и должны будут знать данное законодательство. Также, например, возможно проведение экзамена в этой сфере (вроде экзамена сдаваемого на получении статуса адвоката).
Еще одной немаловажной проблемой является загруженность органов финансового мониторинга. Улучшению данной ситуации могут помочь создание как минимум двух условий:
Разделение Федеральной службы финансового мониторинга на две части, а именно: Федеральная служба контроля за операциями с денежными средствами и Федеральная служба по борьбе с содействием терроризму.
Данное преобразование поможет разгрузить Росфинмониторинг путём разделения полномочий между этими двумя службами, а также несомненным плюсом будет являться, то, что организации, привлеченные к административной ответственности не будут соотносится с организациями которые были привлечены к ответственность за финансирование терроризма следовательно их репутация не будет «подмочена» со стороны уголовного законодательства, что происходит на данный момент. Боязнь организаций Федеральной службы по финансовому мониторингу, безусловно, заключается не только во фразе «противодействие финансированию терроризма, а также в самом непрерывном контроле со стороны ФСФМ, который иногда абсолютно не обоснован.
Создание вспомогательных органов, посредством которых Росфинмониторинг также будет разгружен. Вспомогательные органы должны будут уведомлять ФСФМ о правонарушениях в сфере финансового мониторинга; помогать организациям в правильной подаче необходимой информации, что приведет к сокращению ошибок и затрат на их устранение.
Создание вспомогательных органов, возможно на базе правоохранительных органов, что приведёт к более грамотному применению законодательства, а также выяснению всех обстоятельств дела в досудебном порядке. Данное улучшение позволит доводить до Федеральной службы по финансовому, только те дела, которые связаны непосредственно с правонарушениями в сфере финансового мониторинга.
Как уже говорилось ранее организации и физические лица «боятся» Федеральной службы по финансовому мониторингу, это также является проблемой в применении законодательства в данной сфере. Отсутствует взаимодействие общества и государства в области финансового мониторинга. В связи с этим предъявление грамотной необходимой информацией также отсутствует. Нельзя говорить о необходимости доносов и жалоб, необходимо рассматривать это положение немного с другой стороны, например при предъявлении правильной, своевременной информации можно ввести систему поощрений, которая выражалась бы например в продлении сроков при предоставлении информации, или уменьшению налогов при определёнными операциями с денежными средствами.
Решения каждой из представленных проблем существует, государство не должно опираться только на привлечение к ответственности, оно должно наоборот принимать все меры к предотвращению наступления ответственности, а именно к предупреждению правонарушений, а на данный момент Федеральная служба по финансовому мониторингу практически не применяет предупредительных мер.
Улучшение законодательства связанного с проблемами финансового мониторинга приведёт к правильному, своевременному взаимодействию между государством и юридическими и физическими лицами, что существенно повысит не только репутацию организаций, но и самого государства на международном уровне.

Заключение

По завершению работы можно сделать следующие выводы.
Финансовый мониторинг – это деятельность, направленная на борьбу с легализацией криминальных доходов. Во всем мире с отмыванием денежных средств добытых преступным путём и финансированием терроризма борются финансовые разведки иностранных государств, создаются международный органы по борьбе с легализацией. Данная борьба осуществляется путём непосредственного взаимодействия государств. Россия весьма недавно вошла в список стран, которые хотят исключить из своей жизни эту «болезнь». Главным врачом в лечении этой «болезни» является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), которая посредством использования предусмотренных для себя законом полномочий, старается очистить страну.
Регулирование финансового мониторинга осуществляется Федеральной службой по финансовому мониторингу путём использования таких основных нормативно правовых актов в своей деятельности как:
Федеральный закон «о противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путём, и финансирования терроризма»;
Федеральный закон «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»;
Федеральный закон от «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»;
Указ Президента Российской Федерации от «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём»;
Постановление Правительства «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом»;
Приказ Росфинмониторинга «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и т.д.
Свои полномочия Росфинмониторинг осуществляет как самостоятельно, так и через свои межрегиональные управления, на которые возложены почти такие же полномочия, например реализация контрольно-надзорных функций осуществляется как Росфинмониторингом, так и территориальными органами, главным различием, пожалуй, является подотчетность межрегиональных управлений самой Федеральной службе по финансовому мониторингу.
Главной задачей всех органов и должностных лиц, занимающихся деятельностью по финансовому мониторингу, является противодействие организациям, которые производят операции с денежными средствами, полученными преступным путём, а также направляют эти денежные средства на развитие терроризма, то есть помощь экстремистским организациям путём направления денежных средств и иного имущества, для осуществления ими террористической деятельности (финансирование терроризма).
Росфинмониторинг помимо деятельности внутри страны занимается и международной деятельностью, он входит в состав международной финансовой разведки, что позволяет ему участвовать в контрольной деятельности по финансовому мониторингу, а также в создании международного законодательства в этой сфере.
Нельзя не учесть, что на данный момент наша страна, как и весь мир, находится в экономическом кризе, что влечет за собой применение определённых мер связанных с выводом денежных средств из России, это является негативным фактором для поднятия экономики страны, ввиду того, что помимо нелегальных денежных средств выводится и легальные (в большей части), необходимо принятие мер для сохранения финансирования организаций иностранными инвесторами, так как иначе число банкротств в России увеличится. Помимо денежных операций в финансовый кризис встает такой немаловажный вопрос как борьба с финансированием терроризма, террористические акты лишь усиливают народные массовые волнения, нанося как экономический, так и моральный урон обществу и государству
Невозможно не заметить, проводя анализ судебной практики, что применение норм по финансовому мониторингу, направленных на привлечение к ответственности в сфере нарушения законодательства о противодействии легализации денежных средств, полученных преступным путём и финансировании терроризма в Российской Федерации, что органы финансового мониторинга иногда, не разбираясь о легальности доходов пытаются привлечь к ответственности ни в чем не повинные организации. Более того, из-за некомпетентности некоторых судей в данном вопросе, очень много решений отменяется в вышестоящих судах. Это наталкивает на мысль, что помимо необходимости разграничения полномочий между органами исполнительной власти в сфере борьбы с отмыванием криминальных доходов и борьбы с финансированием терроризма, необходимо ввести такие органы судебной власти как Судебная коллегия по делам связанным с противодействием легализации денежных средств полученных преступным путём и Судебная коллегия по делам о финансировании и содействии терроризму. Данные коллегии существенно бы изменили судебную практику по данным вопросам, так как занимались бы исключительно предназначенной для них деятельностью.
В качестве решения некоторых проблем, необходимо полное структурирование деятельности Росфинмониторинга и его межрегиональных управлений, а также помимо налаживания международного сотрудничества, необходимо навести порядок внутри самой страны, а именно наладить связь между исполнительными органами власти и непосредственно Федеральной службой по финансовому мониторингу, так как на данный момент внутреннее взаимодействие в Российской Федерации слабее развито, чем внешнее сотрудничество. Так, например, Росфинмониторинг практически не связан с таможенными органами, хотя данная связь должна помогать бороться с вывозом и ввозом нелегальных денежных средств. Помимо этого необходимо обеспечить организации осуществляющие операции с денежными средствами полной, новой и достоверной информацией по финансовому мониторингу, а лучше ввести обучение основам взаимодействия с органами финансового мониторинга и контроль за знанием данного законодательства работниками этих организаций (например главными бухгалтерами и руководителями), это позволит сократить количество правонарушений в данной сфере.
Если перечисленные проблемы, а также способы их решения будут реализованы, то Россия не только будет считаться страной вышедшей из чёрного списка стран, не борющихся с отмыванием доходов, а даже может стать эталоном в борьбе с легализацией криминальных доходов и финансированием терроризма.


Tanzi Vito. Money Laundering and the International Finance System. IMF working paper. 1996. May. № 96/55. P. 3 - 4.

Мониторинг финансовой стабильности в развивающихся экономиках (на примере России) / Трунин П.В., Каменских М.В. М.: ТК Велби 2007. – С. 57.
«Финансовое право» 2009 №10, статья «Финансовый мониторинг в условиях мирового экономического кризиса: правовые вопросы» / А.Р. Батяева, А.В. Матушин, М.М. Прошунин
Грязные деньги: Уголовная ответственность за отмывание преступных доходов и ее применение в борьбе с преступностью и коррупцией / Киселев И.А. М.:Юриспруденция 2009. – С.33.
Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции (UNCAC) принята Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция № A/RES/58/4 от 21 ноября 2003 года
Современный финансово-кредитный словарь. - М.: Инфра-М, 1999. - С. 239.
Родионова В.М., Вавилова Ю.Я., Гончаренко Л.И. и др. Финансы. - М.: Финансы и статистика, 1995.
Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 года № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём» // «Российская газета»от 03 Ноя 2001
Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «о противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путём, и финансирования терроризма» (ред. от 17.07.2009), (с изм. и доп., вступившими в силу с 06.12.2009) // Российская газета N 151-152, 09.08.2001 // «Собрании законодательства РФ» - 08.06.2009
См. там же
Уголовный кодекс Российской федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996), (ред. от 29.06.2009) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954
Приложение 1
Статья 5 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ) // Собрание законодательства РФ", 02.11.1998, N 44, ст. 5394
Статья 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года N 395-1 (ред. от 28.04.2009, с изм. от 03.06.2009) // Собрание законодательства РФ", 05.02.1996, N 6, ст. 492
Статья 938 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 09.04.2009) // Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410,
Статья 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.03.1996), (ред. от 03.06.2009) // Собрание законодательства РФ, N 17, 22.04.1996, ст. 1918
Статья 2 Федерального закона «О Ломбардах» от 19.07.2007 N 196-ФЗ (ред. от 02.11.2007), (принят ГД ФС РФ 29.06.2007) // Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, N 31, ст. 3992
Статья 2 Федерального закона «О почтовой связи» от 17.07.1999 N 176-ФЗ (ред. от 28.06.2009), (принят ГД ФС РФ 24.06.1999) // Собрание законодательства РФ", 19.07.1999, N 29, ст. 3697
Статья 4 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» от 29.12.2006 N 244-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2006) // Российская газета", N 297, 31.12.2006
Статья 3 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 23.07.2008), (принят ГД ФС РФ 08.04.1998) // Российская газета", N 90, 13.05.1998
Приложение 2
Постановление «Об утверждении положения о федеральной службе по финансовому мониторингу» от 23 июня 2004 г. N 307, (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.10.2007 N 708, от 07.11.2008 N 814, от 27.01.2009 N 43, от 08.08.2009 N 649) // Собрание законодательства РФ", 28.06.2004, N 26, ст. 2676
Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 года № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём» // Российская газета от 03 Ноя 2001

Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета, N 48, 11.03.2004
Указ Президента Российской Федерации «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»от 24 сентября 2007 года № 1274
Распоряжение Правительства РФ от 22.05.2008 N 725-р «О руководителе Федеральной службы по финансовому мониторингу»// Собрание законодательства РФ, 02.06.2008, N 22, ст. 2596
Постановление Правительства РФ от 23.06.2004 N 307 // Собрание законодательства РФ, 28.06.2004, № 26, ст. 2676; (ред. от 27.01.2009) // «Собрании законодательства РФ» - 09.02.2009 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу»
См. там же.
Федеральная служба по финансовому мониторингу, подраздел: Федеральная служба по финансовому мониторингу, http://www.kfm.ru/aboutkfm.html
Борьба с отмыванием преступных доходов / Киселев И. А. М.: Юриспруденция 2010. –С. 17.

Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 года № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём» // «Российская газета» от 03.112001.
Постановление Правительства Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» от 7 апреля 2004 г. № 186, (ред. от 12.08.2008) // «Собрание законодательства РФ», 12.04.2004, № 15, ст. 1479
Федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» (принят ГД ФС РФ 17.02.2006) // «Собрание законодательства РФ», 20.03.2006, № 12, ст. 1231
Финансовый мониторинг (противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) / Прошунин М.М. М.: Статут 2009. – 224 с.

Степанков Д.В. Реализация Федеральной службой по финансовому мониторингу функций по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма // Банковское право. 2006. N 6.
См.: Сатарова Н.А. К вопросу о государственном финансовом контроле // Финансовое право. 2006. N 1; Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. С. 146.
См.: Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000. С. 80.
Нечипоренко В.Г. Финансовая разведка как элемент системы обеспечения национальной безопасности // Безопасность бизнеса. 2006. N 1.

Приказ Росфинмониторинга «О территориальных органах Федеральной службы по финансовому мониторингу» от 29.05.2008 N 138 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.06.2008 № 11843) // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 27, 07.07.2008
Финансовый мониторинг (противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) / Прошунин М.М. М.: Статут 2009. – 224 с.
Федеральная служба по финансовому мониторингу, подраздел: Межрегиональные управления (территориальные органы), http://www.kfm.ru/aboutkfm_regions.html
Глава 3 Приказа Росфинмониторинга «О территориальных органах Федеральной службы по финансовому мониторингу» от 29.05.2008 № 138 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.06.2008 № 11843) // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 27, 07.07.2008

Глава 31 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001),(ред. от 25.11.2009), (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) // «Российская газета», № 256, 31.12.2001
Финансовый мониторинг (противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) / Прошунин М.М. М.: Статут 2009. – С.134.

Приказа Росфинмониторинга «О территориальных органах Федеральной службы по финансовому мониторингу» от 29.05.2008 № 138 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.06.2008 № 11843) // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 27, 07.07.2008


20 декабря 2004 года Приказ Росфинмониторинга «О работе с обращениями граждан».
Федеральная служба по финансовому мониторингу, подраздел: Федеральная служба по финансовому мониторингу, http://www.kfm.ru/aboutkfm.html
Экстремизм и национальная безопасность: правовые проблемы. Монография / Тамаев Р. С. М.: Юнити 2009. – С.86.
Г.А. Голец «Финансовое право» статья: «Международное сотрудничество в сфере финансового мониторинга» 2009 №7
Мониторинг финансовой стабильности в развивающихся экономиках (на примере России) / Трунин П.В., Каменских М.В. М.: ТК Велби 2007. – 106 с.
«Финансовое право», статья: Международное сотрудничество в сфере финансового мониторинга; Голец Г.А. №7 2009 год.
Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «о противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путём, и финансирования терроризма» (ред. от 17.07.2009), (с изм. и доп., вступившими в силу с 06.12.2009) // «Российская газета» № 151-152, 09.08.2001 // «Собрание законодательства РФ» - 08.06.2009
Воронин А.С. От противодействия легализации преступных доходов к снижению рисков согласно международным стандартам // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. 2008. № 1. Январь-февраль.
«Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации», 2009, № 18, «об особенностях построения Российской системы финансового мониторига как инструмента выявления масштабов теневой экономики» / В.И.Авдийский, Е.В.Крупин





Мониторинг финансовой стабильности в развивающихся экономиках (на примере России) / Трунин П.В., Каменских М.В. М.: ТК Велби 2007. – С. 29.
Правотека: ведомственный нормативно правовой акт // http://www.pravoteka.ru/enc/773.html
Приказ Росфинмониторинга от 05.10.2009 № 245 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // «Российская газета», № 48, 10.03.2010
Приказ Росфинмониторинга от 23.05.2008 № 131 «Об утверждении Положения о порядке осуществления Федеральной службой по финансовому мониторингу контроля за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // «Российская газета», № 134, 25.06.2008
Приказ Росфинмониторинга от 29.05.2008 № 138 «О территориальных органах Федеральной службы по финансовому мониторингу» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 27, 07.07.2008
Приказ Росфинмониторинга от 27.01.2010 № 16 «Об утверждении Порядка работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих центрального аппарата, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Федеральной службы по финансовому мониторингу и урегулированию конфликта интересов» // «Российская газета», № 54, 17.03.2010
Приказ Росфинмониторинга от 08.12.2009 № 336 «О Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // «Российская газета», № 33, 17.02.2010
Статья 3 см. там же
Приказ Росфинмониторинга от 06.10.2009 № 251 «Об утверждении Положения о порядке проведения служебной проверки и применения дисциплинарных взысканий в Федеральной службе по финансовому мониторингу» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 51, 21.12.2009
Статья 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, (ред. от 09.03.2010) // «Российская газета», № 256, 31.12.2001
Постановление Правительства РФ от 08.01.2003 № 6, (ред. от 24.10.2005) «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» // «Собрание законодательства РФ», 13.01.2003, № 2, ст. 188
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.12.2005 № А56-15894/2005
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.08.2008 по делу № А56-11618/2008
Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «о противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путём, и финансирования терроризма» (ред. от 17.07.2009), (с изм. и доп., вступившими в силу с 06.12.2009) // Российская газета N 151-152, 09.08.2001 // Собрании законодательства РФ" - 08.06.2009

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ, (ред. от 17.07.2009) // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, № 5, ст. 410
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.04.2006 по делу № А56-34535/2005
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996), (ред. от 29.06.2009) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954
Борьба с отмыванием преступных доходов / Киселев И. А. М.: Юриспруденция 2010. – С. 15.

Постановление Президиума Верховного Суда РФ № 957п03пр // СПС Консультант Плюс
Финансовый мониторинг (противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) / Прошунин М.М. М.: Статут 2009. – С. 132.

Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан № 58-Д12-115 // Вестник Верховного суда Республики Башкортостан 2009 № 2
Грязные деньги: Уголовная ответственность за отмывание преступных доходов и ее применение в борьбе с преступностью и коррупцией / Киселев И.А. М.:Юриспруденция 2009. – С. 38.

Определение судебной коллегии по уголовным делам // Бюллетень Верховного суда РФ № 11 2009
Уголовный процесс: Учебник / Григорьев В.Н., Гриненко А.В., Глушков А.И. М.: Норма 2008 – С. 385.

Определение Судебной коллегии по уголовным судам ВС РФ // Бюллетень ВС РФ №8 2009

Поморцев А. Наркомафия спасает банки // РБК daily. 2009. 27 января. № 12(575). С. 1


Кулясов А. Кризис «прачечным» не помеха // РБК daily. 2009. 21 июля. С. 2.
Материалы расширенного совещания коллегии Росфинмониторинга от 11 февраля 2009 г. // http://www.fedsfm.ru/news_11022009_385.html.
Статья: «Росфинмониторинг: в условиях кризиса может произойти всплеск пирамид», 25.02.2009 г. http://www.gazeta.ru/news/lenta/2009/02/25/n_1334476.shtml

Статья: «Доля теневой экономики в регионах России выросла до 25%» http://top.rbc.ru/economics/12/08/2009/321407.shtml
«Финансовое право» 2009 №10, статья «Финансовый мониторинг в условиях мирового экономического кризиса: правовые вопросы» / А.Р. Батяева, А.В. Матушин, М.М. Прошунин
Банковское дело. Учебное пособие для вузов / Жарковская Е.П. М.: Омега-Л. 2008. – С.186.

Борьба с отмыванием преступных доходов / Киселев И. А. М.: Юриспруденция 2010. – 88 с.
«Известия»-10.08.2009 Статья: «Спикер Совфеда предложил россиянам декларировать свои покупки» http://www.izvestia.ru/news/news212562
Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 561, (ред. от 12.01.2010) «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования» // «Российская газета», № 89, 20.05.2009
Письмо ЦБ РФ от 26.12.2007 № 12-1-5/2956 «По вопросу об осуществлении контроля за операциями иностранных публичных должностных лиц» // «Вестник Ассоциации российских банков», 2008, № 3
Пластиковые карты. 2-е изд., перераб и доп. / Мирошкина О.В. , Рубинштейн Т.Б. М.: Гелиос АРВ. 2005
С. 154.
Битулева А.А. Стратегия поведения российских банков в период кризиса // Управление в кредитной организации. 2008. № 6.

Финансовая политика. Учебное пособие для вузов / Васильева М.В. М.: Феникс 2008 – С.142.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ, (принят ГД ФС РФ 24.05.1996), (ред. от 21.02.2010) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954
Терроризм и организованная преступность: монография / Солодовников С.А. М.: Юнити Закон и право 2008. – С.61.
Mathers Chris. Crime School: Money Laundering. Firefly books (U.S.) Inc. 2004. P. 109 - 110.
Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ, (ред. от 28.11.2009)
«О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» // «Собрание законодательства РФ», 08.06.2009, № 23, ст. 2758
Петрова С. Терминальная ситуация // Ведомости. 2009. 21 августа.
«Финансовое право» 2009 №10, статья «Финансовый мониторинг в условиях мирового экономического кризиса: правовые вопросы» / А.Р. Батяева, А.В. Матушин, М.М. Прошунин

Ковалева А.М. Противодействие легализации незаконных доходов в Беларуси: Сборник актов законодательства с комментариями. Минск: Изд-во Гревцова, 2007. С. 24.













21

Список использованной литературы

1.Нормативные акты

1.1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, № 7, 21.01.2009.
1.2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от26.01.1996 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 09.04.2009) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
1.3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 29.06.2009) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
1.4.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 29.06.2009) // Парламентская газета, № 241-242, 22.12.2001.
1.5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 29.06.2009) // Российская газета, № 256, 31.12.2001.
1.6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 07.05.2009) // «Российская газета», № 256, 31.12.2001.
1.7. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года № 395-1 (ред. от 28.04.2009, с изм. от 03.06.2009) // «Собрание законодательства РФ», 05.02.1996, № 6, ст. 492.
1.8. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.03.1996), (ред. от 03.06.2009) // «Собрание законодательства РФ», № 17, 22.04.1996, ст. 1918.
1.9. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 23.07.2008), (принят ГД ФС РФ 08.04.1998) // «Российская газета», № 90, 13.05.1998.
1.10. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 № 10-ФЗ) // «Собрание законодательства РФ», 02.11.1998, № 44, ст. 5394.
1.11. Федеральный закон «О почтовой связи» от 17.07.1999 № 176-ФЗ (ред. от 28.06.2009), (принят ГД ФС РФ 24.06.1999) // «Собрание законодательства РФ», 19.07.1999, № 29, ст. 3697.
1.12. Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «о противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путём, и финансирования терроризма» (ред. от 17.07.2009), (с изм. и доп., вступившими в силу с 06.12.2009) // Российская газета № 151-152, 09.08.2001 // «Собрании законодательства РФ» - 08.06.2009.
1.13. Федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» (принят ГД ФС РФ 17.02.2006) // «Собрание законодательства РФ», 20.03.2006, № 12, ст. 1231.
1.14. Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» от 29.12.2006 № 244-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2006) // «Российская газета», № 297, 31.12.2006.
1.15. Федеральный закон «О Ломбардах» от 19.07.2007 № 196-ФЗ (ред. от 02.11.2007), (принят ГД ФС РФ 29.06.2007) // «Собрание законодательства РФ», 30.07.2007, № 31, ст. 3992.
1.16. Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ, (ред. от 28.11.2009) «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» // «Собрание законодательства РФ», 08.06.2009, № 23, ст. 2758.
1.17. Указ Президента Российской Федерации от 1.11.2001 года № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём» // «Российская газета» от 03.11.2001.
1.18. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // «Российская газета», № 48, 11.03.2004.
1.19. Указ Президента Российской Федерации «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» от 24 сентября 2007 года № 1274 // «Российская газета», № 213, 26.09.2007.
1.20. Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 561, (ред. от 12.01.2010) «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования» // «Российская газета», № 89, 20.05.2009.
1.21. Постановление Правительства РФ от 08.01.2003 № 6, (ред. от 24.10.2005) «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» // «Собрание законодательства РФ», 13.01.2003, № 2, ст. 188.
1.22. Постановление Правительства Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» от 7 апреля 2004 г. № 186, (ред. от 12.08.2008) // «Собрание законодательства РФ», 12.04.2004, № 15, ст. 1479.
1.23. Постановление Правительства «Об утверждении положения о федеральной службе по финансовому мониторингу» от 23 июня 2004 г. № 307, (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.10.2007 № 708, от 07.11.2008 № 814, от 27.01.2009 № 43, от 08.08.2009 N 649) // «Собрание законодательства РФ», 28.06.2004, № 26, ст. 2676.
1.24. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр» от 10.07.2007 № 441 // «Собрание законодательства РФ» 2007, № 29, ст. 3716.
1.25. Распоряжение Правительства РФ от 22.05.2008 № 725-р «О руководителе Федеральной службы по финансовому мониторингу»// «Собрание законодательства РФ», 02.06.2008, № 22, ст. 2596.
1.26. Приказ Росфинмониторинга от 23.05.2008 № 131 «Об утверждении Положения о порядке осуществления Федеральной службой по финансовому мониторингу контроля за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // «Российская газета», № 134, 25.06.2008.
1.27. Приказ Росфинмониторинга «О территориальных органах Федеральной службы по финансовому мониторингу» от 29.05.2008 № 138 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.06.2008 № 11843) //» Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 27, 07.07.2008.
1.28. Приказ Росфинмониторинга от 05.10.2009 № 245 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // «Российская газета», № 48, 10.03.2010.
1.29. Приказ Росфинмониторинга от 06.10.2009 № 251 «Об утверждении Положения о порядке проведения служебной проверки и применения дисциплинарных взысканий в Федеральной службе по финансовому мониторингу» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 51, 21.12.2009.
1.30. Приказ Росфинмониторинга от 08.12.2009 № 336 «О Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // «Российская газета», № 33, 17.02.2010.
1.31. Приказ Росфинмониторинга от 27.01.2010 № 16 «Об утверждении Порядка работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих центрального аппарата, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Федеральной службы по финансовому мониторингу и урегулированию конфликта интересов» // «Российская газета», № 54, 17.03.2010.
1.32. Положение ЦБ РФ «О порядке предоставления в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным Законом №115-ФЗ от 07.08.2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» от 20.12.2002г. № 207-П.
1.33. Положение ЦБ РФ «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», от 19.08.2004 г.// «Вестник Банка России» от 10 сентября 2004 года № 54, от 18 октября 2006 года № 56).
1.34. Письмо ЦБ РФ «Об отчете ФАТФ по типологиям отмывания преступных доходов и финансирования терроризма» от 17.08.2004г. №100-Т. // «Вестник Ассоциации российских банков», 2004, № 12.
1.35. Письмо ЦБ РФ "О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 13.07.2005 №99-Т с приложениями.// «Вестник Ассоциации российских банков», 2005, № 10.
1.36. Письмо ЦБ РФ от 26.12.2007 № 12-1-5/2956 «По вопросу об осуществлении контроля за операциями иностранных публичных должностных лиц» // «Вестник Ассоциации российских банков», 2008, № 3.
1.37. Информационное письмо ЦБ РФ от 01.09.2009 № 16 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России // «Вестник Ассоциации российских банков», 2009, № 12.
1.38. Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции (UNCAC) принята Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция № A/RES/58/4 от 21 ноября 2003 года) // «Собрание законодательства РФ» 26 июня 2006 г. № 26. Ст. 2780.

2. Научная литература

2.1. Финансы: Учебник / Родионова В.М., Вавилова Ю.Я., Гончаренко Л.И. - М.: Финансы и статистика, 1995. – 284 с.
2.2. Современный финансово-кредитный словарь. - М.: Инфра-М, 1999. –
668 с.
2.3. Балабанов И.Т., «Банки и банковское дело», СПб, Питер, 2003.
2.4. Пластиковые карты. 2-е изд., перераб и доп. / Мирошкина О.В. , Рубинштейн Т.Б. М.: Гелиос АРВ. – 2005 – 416 с.
2.5. Благодатин А.А., Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., «Финансовый словарь», М.: Инфра-М, 2006 – 526 с.
2.6. Мониторинг финансового состояния организации / Караванова Б.П. М.: Омега-Л 2006.- 48 с.
2.7. Мониторинг финансовой стабильности в развивающихся экономиках (на примере России) / Трунин П.В., Каменских М.В. М.: ТК Велби 2007. – 106 с.
2.8. Банковское дело. Учебное пособие для вузов / Жарковская Е.П. М.: Омега-Л. 2008. – 476 с.
2.9. Терроризм и организованная преступность: монография / Солодовников С.А. М.: Юнити Закон и право 2008. – 173 с.
2.10. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Курс лекций / Есаков Г.А. Рарог А.И. Степанин В.П. Чучаев А.И. М.: Велби Проспект 2008. – 496 с.
2.11. Уголовное преследование терроризма / Бурковская В.А., Маркина Е.А., Мельник В.В., Решетова Н.Ю. М.:Юрайт 2008. – 160 с.
2.12. Уголовный процесс: Учебник / Григорьев В.Н., Гриненко А.В., Глушков А.И. М.: Норма 2008 – 496 с.
2.13. Финансовая политика. Учебное пособие для вузов / Васильева М.В. М.: Феникс 2008 – 220 с.
2.14. Антикризисное управление / Е. П. Жарковская, Б. Е. Бродский, И. Б. Бродский М.: Омега-Л, 2009. – 456 с.
2.15. Грязные деньги: Уголовная ответственность за отмывание преступных доходов и ее применение в борьбе с преступностью и коррупцией / Киселев И.А. М.:Юриспруденция 2009. – 152 с.
2.16. Инвестиции: Учебник изд:2 / Подшиваленко Г.П. М.: КноРус, 2009. – 485 с.
2.17. Налоговые преступления / Петросян О.Ш., Артемьева Ю.А. М.: Юнити 2009. – 191 с.
2.18. Финансовый мониторинг (противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) / Прошунин М.М. М.: Статут 2009. – 224 с.
2.19. Экстремизм и национальная безопасность: правовые проблемы. Монография / Тамаев Р. С. М.: Юнити 2009. – 263 с.
2.20. Административное право: Учебник для вузов. 4-е изд., пересмотр. и доп./ Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. М.: Норма 2010 – 928 с.
2.21. Борьба с отмыванием преступных доходов / Киселев И. А. М.: Юриспруденция 2010. – 88 с.
2.22. Преступление и наказание в бухгалтерском и налоговом учете. 2-е изд., перераб. и доп. / Касьянова Г. Ю. М.:АБАК 2010. – 368 с.
2.23. Судебная практика по уголовным делам. 2-е изд / Есаков Г. А. М.: Проспект 2010. – 1104 с.
2.24. Экономические и финансовые преступления. 2-е изд., перераб.и доп./ Петросян О.Ш. М.: Юнити 2010. – 311 с.
2.25. Mathers Chris. Crime School: Money Laundering. Firefly books (U.S.) Inc. 2004. 287 p .
2.26. Tanzi Vito. Money Laundering and the International Finance System. IMF working paper. 1996. May. № 96/55.
2.27. Васильев А., «О некоторых особенностях ответственности банков за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов от преступной деятельности и финансированию терроризма», «Банковское право», №2, 2005.
2.28. Воронин А.С. От противодействия легализации преступных доходов к снижению рисков согласно международным стандартам // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. 2008. № 1. Январь-февраль.
2.29. Битулева А.А. Стратегия поведения российских банков в период кризиса // Управление в кредитной организации. 2008. № 6.
2.30. Кулясов А. Кризис «прачечным» не помеха // РБК daily. 2009. 21 июля. № 38
2.31. Г.А. Голец «Финансовое право» статья: «Международное сотрудничество в сфере финансового мониторинга» 2009 №7.
2.32. Поморцев А. Наркомафия спасает банки // РБК daily. 2009. 27 января. № 12(575).
2.33. «Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации», 2009, № 18, «об особенностях построения Российской системы финансового мониторига как инструмента выявления масштабов теневой экономики» / В.И.Авдийский, Е.В.Крупин.
2.34. Петрова С. Терминальная ситуация // Ведомости. 2009. 21 августа.
2.35. «Финансовое право» 2009 №10, статья «Финансовый мониторинг в условиях мирового экономического кризиса: правовые вопросы» / А.Р. Батяева, А.В. Матушин, М.М. Прошунин
2.36. Правотека: ведомственный нормативно правовой акт // http://www.pravoteka.ru/enc/773.html
2.37. Статья: «Доля теневой экономики в регионах России выросла до 25%» http://top.rbc.ru/economics/12/08/2009/321407.shtml
2.38. Статья: «Росфинмониторинг: в условиях кризиса может произойти всплеск пирамид», 25.02.2009 г. http://www.gazeta.ru/news/lenta/2009/02/25/n_1334476.shtml
2.39. Материалы расширенного совещания коллегии Росфинмониторинга от 11 февраля 2009 г. // http://www.fedsfm.ru/news_11022009_385.html.
2.40. «Известия»-10.08.2009 Статья: «Спикер Совфеда предложил россиянам декларировать свои покупки» http://www.izvestia.ru/news/news212562
2.41. Федеральная служба по финансовому мониторингу, http://www.kfm.ru
2.42. Информационно-правовая система «Консультант Плюс».


3. Судебная практика.
3.1. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.12.2005 № А56-15894/2005
3.2. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.04.2006 по делу № А56-34535/2005
3.3. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.08.2008 по делу № А56-11618/2008
3.4. Постановление Президиума Верховного Суда РФ № 957п03пр // СПС Консультант Плюс
3.5. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан № 58-Д12-115 // Вестник Верховного суда Республики Башкортостан 2009 № 2
3.6. Определение судебной коллегии по уголовным делам // Бюллетень Верховного суда РФ № 11 2009
3.7. Определение Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ // Бюллетень ВС РФ №8 2009

Вопрос-ответ:

Что такое финансовый мониторинг и какие организации являются его субъектами?

Финансовый мониторинг - это система правовых, методических и организационных мер, направленных на выявление и предотвращение финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Организациями, являющимися субъектами финансового мониторинга, являются банки, небанковские кредитные организации, страховые компании, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг и другие субъекты, предоставляющие финансовые услуги.

Как исторически формировалась и функционировала Федеральная служба по финансовому мониторингу?

Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ) была создана в 2001 году в результате реформирования Госкомстата России. ФСФМ получила полномочия по осуществлению финансового мониторинга и борьбе с отмыванием денежных средств. В последующие годы ФСФМ активно развивалась, совершенствовала законодательные и нормативные акты, сотрудничала с международными организациями и участвовала в проведении международных мероприятий по борьбе с финансовыми преступлениями.

Каков статус Федеральной службы по финансовому мониторингу и ее территориальных органов?

Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Территориальные органы ФСФМ являются его структурными подразделениями и осуществляют свою деятельность в соответствующих субъектах Российской Федерации.

Что такое финансовый мониторинг и кто является его субъектами?

Финансовый мониторинг - это система правовых, организационных и технических мер, направленных на выявление и предотвращение использования финансовой системы для легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и других противоправных действий. Субъектами финансового мониторинга являются государственные организации, соответствующие органы власти и контроля, финансовые учреждения, уполномоченные лица и другие субъекты финансового мониторинга, определенные законодательством.

Какова историка правового регулирования Федеральной службы по финансовому мониторингу?

Формирование и функционирование Федеральной службы по финансовому мониторингу основаны на исторической потребности в противодействии финансовым преступлениям и террористической деятельности. Основные этапы развития законодательства в этой сфере включают принятие таких законов, как "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и "О Федеральной службе по финансовому мониторингу". Данное законодательство устанавливает основные положения организации и деятельности службы по финансовому мониторингу, а также определяет ее структуру и компетенцию.

Каков статус Федеральной службы по финансовому мониторингу и ее территориальных органов?

Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным государственным органом, который осуществляет государственное регулирование и надзор в области финансового мониторинга. Она является подчиненным органом Правительства Российской Федерации и функционирует на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

Какие формы существуют для финансового мониторинга?

Финансовый мониторинг может быть осуществлен различными формами: оперативной, предварительной и последующей.

Что такое Федеральная служба по финансовому мониторингу?

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) - это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет контроль и анализ финансовых транзакций для предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Какие субъекты осуществляют финансовый мониторинг в России?

Субъектами финансового мониторинга в России являются банки, некредитные финансовые организации, страховые компании, дилеры ценных бумаг, профессиональные участники рынка ценных бумаг и другие организации, осуществляющие операции с деньгами и иным имуществом клиентов.