Вам нужна дипломная работа?
Интересует Физическая культура?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Обучение учащихся старших классов приемам страховки на уроках физической культуры

  • 116 страниц
  • 55 источников
  • Добавлена 17.06.2010
3 000 руб. 6 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Причины возникновения травматизма на уроках физической культуры
1.1 Особенности уроков физической культуры в старших классах
1.1.1 Особенности физического развития детей старшего школьного возраста
1.1.2 Влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся
1.2 Основные причины травматизма при занятиях физкультурой
1.3 Влияние физической подготовленности учеников на частоту травматизма
1.4 Травматизм на уроках гимнастики
1.5 Требования безопасности и санитарии к местам проведения занятий и спортивному инвентарю
1.6 Основные приемы страховки и самостраховки при занятиях физическими упражнениями
1.7 Рекомендации по оказанию первой доврачебной помощи при спортивных травмах
1.7.1 Остановка кровотечения
1.7.2 Повреждение опорно-двигательного аппарата
1.7.3 Другие травматические повреждения
Глава 2. Объекты, методы и организация исследования
2.1 Структура педагогического исследования
2.2 Цели, задачи и организация исследования
2.3 Методика и организация экспериментального исследования
2.4 Методика проведения обучающего эксперимента
Глава 3. Результаты исследования
3.1 Результаты проведения констатирующего эксперимента
3.2 Обучение использованию приемов страховки и самостраховки
3.3 Результаты контрольного эксперимента
3.4 Сравнение результатов двух экспериментов
Обсуждение результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложения


Фрагмент для ознакомления

В педагогических исследованиях часто выявляется эффективность той или иной вновь разработанной методики обучения. Критериями эффективности служат объем знаний, усвоенных учащимися, системность знаний, их осмысленность, действенность и прочность.
Под объемом знаний понимают сумму фактов, правил, понятий, законов, которые должны быть усвоены учащимися. Чтобы оценить объем усвоенных знаний, составляют эталон, представляющий собой совокупность элементов знаний, и считают, сколько элементов знаний усвоил тот или иной ученик. В этом случае коэффициентом усвоения является отношение числа элементов знаний, усвоенных учеником, к числу элементов знаний, входящих в эталон.
Показателем системности знаний является понимание учащимися внутренней логики материала, умение располагать его в определенной последовательности, соотносить одни факты с другими. Выявить наличие системности знаний позволяют задания по выводу формул, получению следствий, по решению логических задач.
Показателем осмысленности знаний является правильность и убедительность суждений, умение ответить на видоизмененные вопросы, применить знания к решению задач. Установить уровень осмысленности знаний можно, включив в проверочные работы соответствующие задачи.
О действенности знаний позволяет судить умение учащихся переносить знания и виды деятельности на другие области, применять их в разнообразной деятельности.
Прочность знаний можно оценить по объему знаний спустя несколько месяцев после изучения того или иного вопроса.
2.2. Организация исследования
Исходя из целей работы вся экспериментальная программа, состоит из двух частей, в которые включены наиболее оптимальные методы обучения подростков приемам страховки и самостраховки при занятиях физической культурой и спортом.
Первый этап – проведение констатирующего эксперимента целью которого является выявление отношения учеников и преподавателей к применению приемов страховки на уроках физической культуры и определению уровня готовности учеников к применению приемов страховки в ходе урока, определению средств и способов педагогического управления воспитательным процессом.
Второй этап – формирующий, где осуществлялся сравнительный анализ особенностей обучения примам страховки и самостраховки на уроках физической культуры в старших классах; были созданы необходимые педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса их формирования, осуществлялась систематизация, обобщение и анализ полученных экспериментальных данных, формулировались выводы.

2.3. Методика и организация экспериментального исследования
Экспериментальные исследования при решении поставленных в работе задач проводились в школе №367 Фрунзенского района города Санкт-Петербург. В исследовании принимали участие учащиеся 10 класса в количестве 15 человек. Анкетировано 5 учителей физической культуры старших классов.
В целом исследование включало 2 этапа. На первом этапе (начало учебного года) изучался уровень физической подготовленности учащихся и их готовности к применению приемов страховки на уроках. В этот период были проведены тестирования учащихся и опрос учителей.
Второй этап (средина учебного года) включал анкетирование учителей и опрос учащихся с целью выявления их отношения к страховке и самостраховке на уроках физической культуры, проведенные через три месяца после первого этапа.
Исследование проводилось при помощи таких методик, как:
1. Методика изучения импульсивности и волевой регуляции подростков.
2. Анкетирование учителей и учащихся.
3. Педагогические наблюдения
Методика изучения импульсивности и волевой регуляции подростков представляет собой анкету, содержащую 22 вопроса. (Приложение 1) Отвечая на них, подросток имеет выбор из 5 ответов, каждый их которых оценивается по пятибалльной системе. Вопросы непосредственно касаются оценки подростком своих действий в разных ситуациях. Варианты ответов оценивались в баллах:
шкала импульсивность – вопросы 1–12; а) 5 баллов, б) 4, в) 3, г) 2, д) 1.;
шкала волевой регуляции – вопросы 13–22; а) 5 баллов, б) 4, в) 3, г) 2, д) 1.
Методика подтверждает положение о том, что у юношей и девушек в возрасте 14–16 лет уже сформирована такая важная сторона личности как способность контролировать и управлять своими эмоциями и чувствами. Они в состоянии дать оценку своим поступкам, хотя нередко затрудняются объяснить мотивы, побудившие их
Анкетирование учителей и учащихся проводилось с целью получения сведений об их отношении к страховке и самостраховке на уроках физической культуры. Анкетирование и опрос позволили также выявить наиболее целесообразные средства и формы обучения школьников приемам страховки.
Анкетный опрос учителей проводился по составленной нами анкете.
Вопросы и возможные ответы в анкете поставлены так, что обследуемым приходилось только обвести кружком вариант ответа, который соответствует их мнению. На заполнение анкеты затрачивалось 5-10 минут.
Содержание анкетного опроса состояло из следующих основных блоков:
Изучение отношения школьников к применению приемов страховки в процессе физического воспитания.
Причины недостаточного использования приемов страховки на уроках физической культуры.
Отношение школьников к использованию приемов страховки на уроках.
Наиболее подходящие формы изучения приемов страховки.
Педагогические наблюдения проводились с целью определения средств и форм страховки и самостраховки в процессе обучения учащихся старших классов на уроках физической культуры, отношение испытуемых к тем или иным средствам и формам занятий, а также к качеству выполнения ими физических упражнений. При проведении педагогических наблюдений использовалась методика, разработанная Л.Н. Нифонтовой (1969).

2.4. Методика проведения формирующего эксперимента
Далее мы рассмотрим второй этап исследования– формирующий, где осуществляется сравнительный анализ особенностей обучения приемам страховки и самостраховки на уроках физической культуры в 10-м классе на протяжении учебного года, создаются необходимые педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса их формирования, осуществляется систематизация, обобщение и анализ полученных экспериментальных данных.
Имеется определенная последовательность в выработке умения применять приемы страховки и самостраховки на практике. Вначале развиваются в основном динамические физические качества. Это – сила, быстрота и скорость реакции. Затем вырабатываются качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость. Вслед за этим наступает черед формирования более сложных и тонких качеств с приведением навыков использования приемов страховки и самостраховки до автоматизма.
Предложена методика обучения умению использования приемов страховки и самостраховки при падении в условиях максимально приближенным к реальным.
Умение группироваться при падении отрабатывается сначала самостоятельно и затем с партнером (падение через партнера стоящего в партере, через руку партнера или палку).
В основе самостраховки лежит умение принять такое положение тела, при котором в момент падения уменьшается опасность удариться спиной или головой о поверхность падения, а также умение уменьшить силу удара о поверхность. Правильное падение предполагает умение напрягать тело и "группироваться" в момент касания поверхности. При падении нельзя расслабляться, падать на локоть и выставлять кисти прямых рук для упора. Навыки самостраховки приобретаются в процессе выполнения специальных упражнений, которые должны включаться в подготовительную часть каждого урока. Способы самостраховки необходимо изучать по принципу возрастающей их трудности. Все способы самостраховки заключаются в мягких перекатах с боку на бок или на согнутой спине по диагонали от плеча к противоположному бедру или наоборот. Прежде, чем приступить к изучению способов самостраховки, надо научить перекатам (на спине и по диагонали от бедра к разноименному плечу), поворотам в стороны и выполнению "группировок". После освоения самостраховки необходимо закрепить полученные навыки посредством отработки страховки с партнером.
На первом этапе обучения партнер обязан поддерживать своего партнера, смягчая удар его тела о поверхность, он должен направлять тело партнера на выполнение переката и избегать случаев падения на своего партнера.
Технику падения сначала надо изучать на мягкой поверхности, а переходить к отработке на твердой поверхности лишь после того, как навыки станут достаточно устойчивыми. На жестком покрытии сразу станут видны ошибки и недоработки. Если падение или кувырок вызывают у ученика ушибы или неприятные болезненные ощущения, значит страх перед падением еще имеет место и необходимо вернуться к отработке падений на мягком покрытии. При падении удар должен быть смягчен шлепком ладошки или (и) стопы по земле, который предохранит от повреждений и неприятных ощущений. Надо помнить, что при падении руки и ноги желательно выбросить из-под падающего тела и все падение перевести к перекатыванию.
Все виды страховки при падении обычно называют техникой страховки падения, но все они служат единой цели помочь человеку без ущерба для его здоровья избежать последствий падения. Разная техника падения предназначена для решения разных задач. Техника падения в спорте решает задачи страховки в спортивном поединке, который происходит на специально изготовленной мягкой ровной и чистой поверхности. В реальной жизни такие идеальные условия встречаются крайне редко, поэтому техника падения на улице в принципе отличается от техники падения, применяемой в спортивных видах борьбы, и, следовательно, и метод обучения также будет иным.
Энергию, заложенную в теле человека при падении можно мягко притормозить по "длинному пути"- (мягкое падение) или жестко остановить по "короткому пути" - (жесткое падение).
При жестком падении необходимо при столкновении с поверхностью распределять энергию удара по большей поверхности, с тем чтобы давление на единицу площади было наименьшим и безопасным для падающего, тело должно быть максимально напряжено. Этот вид падения требует очень тщательной тренировки, потому что координация всего тела - переход от свободного движения к оптимальному напряжению, пружинящее отражение и моментальной расслабление - должны произойти за считанные доли секунды и в нужный момент.
Имеется и еще один вид техники мягкого падения, который основан на расслаблении тела при падении и использовании пластичного расслабленного тело. Это похоже на падение листа бумаги. При жестком падении реакция поверхности целиком передается в тело, при мягком падении реакция поверхности "гасится" в расслабленном теле или направляется по касательной к катящемуся по поверхности напряженному телу.
Каждый вид техники падения надо применять сообразуясь с конкретными условиями и ситуацией.
При падении назад падение на спину, предпочтительнее трансформировать в страховку падением на ладони или на бок или, если позволяет окружающая обстановка - в самостраховку кувырком. При падении в сторону также можно выполнить страховку падением на бок, на ладони или кувырком. Все зависит от силы и упругости мышц ваших рук, общей координации и внешней обстановки.

Глава 3. Результаты исследования
3.1. Результаты проведения констатирующего эксперимента
Методика изучения импульсивности и волевой регуляции подростков
Данная методика представляет собой анкету, содержащую 22 вопроса. Отвечая на них, подросток имеет выбор из 5 ответов, каждый их которых оценивается по пятибалльной системе. Вопросы непосредственно касаются оценки подростком своих действий в разных ситуациях.
Анализ результатов показывает, что предположение неверно: у 100% испытуемых уровень волевой регуляции значительно превышает уровень импульсивности.
Результаты исследования занесены в таблицу 8.

Таблица 8.
Волевая регуляция и импульсивность испытуемых
№ п/п Пол Возраст Импульсивность, в баллах Уровень воли, в баллах 1 М 16 15 22 2 М 16 22 24 3 Ж 15 17 28 4 Ж 15 20 23 5 М 16 17 31 6 Ж 16 26 28 7 М 15 15 23 8 Ж 15 28 32 9 М 15 22 29 10 М 16 21 24 11 М 16 16 38 12 Ж 16 23 25 13 М 15 18 24 14 Ж 16 23 32 15 М 16 19 24
Рис. 2. Уровень импульсивности и уровня воли учеников

Вывод: методика подтверждает положение о том, что у юношей и девушек в возрасте 15-16 лет уже сформирована такая важная сторона личности как способность контролировать и управлять своими эмоциями и чувствами. Они в состоянии дать оценку своим поступкам, хотя нередко затрудняются объяснить мотивы, побудившие их совершать подобное.
Изучение отношения школьников к применению приемов страховки в процессе физического воспитания
С целью выявления отношения школьников к использованию страховки был задан вопрос: «Каково Ваше отношение к использованию страховки на уроках физической культуры?» Как видно из таблицы, распределение ответов старшеклассников неоднозначное: 88 % старшеклассников выступают за использование приемов страховки, 10 % - ответили, что им все равно: используется страховка или нет на уроках, 2 % - выступают против использования страховки.
Таблица 9
Распределение ответов учеников 10 класса на вопрос: «Каково Ваше отношение к использованию страховки на уроках физической культуры?» (в % к числу опрошенных).
№ Содержание ответов Распределение ответов 1. За использование страховки 88 2. Все равно 10 3. Против 2
Согласно полученных ответов можно заключить, что старшеклассники положительно относятся к изучению приемов страховки.
Результаты опроса учителей физической культуры по уровню знания учениками приемов страховки
Проведенный анкетный опрос учителей физической культуры (см. табл. 10) подтверждают данные опроса учащихся.
Таблица 10
Распределение ответов учителей физической культуры на вопрос, «Каков в процентном отношении уровень знания приемов страховки и самостраховки учеников 10-11 классов?»
№ Содержание ответа Распределение ответов (в % к числу опрошенных) 1 «Отлично» 15 2 «Хорошо» 33 3 «Удовлетворительно» 27 4 «Неудовлетворительно» 25
Для определения наиболее эффективных форм обучения приемам самостраховки учителям физической культуры был задан вопрос: «Укажите наиболее подходящие формы организации обучения приемам страховки и самостраховки?» Ответы на поставленный вопрос представлены в таблице 11.

Таблица 11
Распределение ответов учителей физической культуры на вопрос: «Укажите наиболее подходящие формы организации обучения приемам страховки»
№ Содержание ответов Распределение ответов (в % к числу опрошенных) 1 На уроках физической культуры 100 2 В неурочное время (кружок, секция ОФП) 88 3 В виде самостоятельных занятий 12
Практически все опрашиваемые учителя (100%) за изучение приемов страховки и самостраховки на уроках физической культуры в школе. Из них 88% положительно отзываются о изучении приемов страховки и самостраховки на неурочных самостоятельных занятиях в школьных кружках физической культуры и секциях общей физической подготовки. И 12% респондентов выявили уверенность в необходимости самостоятельного обучения приемам страховки.
Из результатов ответов (табл. 12) видно, что информация по приемам страховки и самостраховки иногда не полностью была предоставлена преподавателям еще в процессе их обучения в вузах.

Таблица 12
Распределение ответов учителей физической культуры на вопрос «Дает ли учебное заведение, которые вы окончили, необходимые знания о приемах страховки и самостраховки?»
№ Содержание ответов % 1 Да, в полном объеме 27 2 Дает, но мало 71 3 Нет, не дает 2
Представленные данные анкетирования и интервью показывают сложную обстановку в области физического воспитания в школах Санкт-Петербурга. Причин много: нехватка часов, слабая материальная база, слабый методический уровень учителей. Такое же положение наблюдается в целом по стране.

3.2. Результаты формирующего эксперимента
Для проведения формирующего эксперимента были взяты те же учащиеся 10 класса в количестве 15 человек. Эксперимент проводился в конце учебного года.
Исследование проводилось при помощи тех же методик, что при констатирующем эксперименте:
Методика изучения импульсивности и волевой регуляции подростков
Результаты исследования занесены в таблицу 13.

Таблица 13.
Волевая регуляция и импульсивность испытуемых
№ п/п Пол Возраст Импульсивность, в баллах Уровень воли, в баллах 1 М 16 14 26 2 М 16 22 27 3 Ж 15 16 32 4 Ж 15 19 28 5 М 16 17 36 6 Ж 16 23 31 7 М 15 19 26 8 Ж 15 26 32 9 М 15 20 26 10 М 16 25 23 11 М 16 18 39 12 Ж 16 22 29 13 М 15 19 32 14 Ж 16 21 36 15 М 16 18 28
Рис. 3. Импульсивность и уровень воли учеников

В результате исследования, в данной группе выявлены результаты силы воли у подростков при занятиях физической культурой и спортом. В результате проведения формирующего эксперимента заметно изменился уровень воли у подростков. Большинство подростков повысили свои волевые качества
Изучение отношения школьников к применению приемов страховки в процессе физического воспитания
Также повторно был задан вопрос: «Каково Ваше отношение к использованию страховки на уроках физической культуры?» Результаты приведены в таблице 14.

Таблица 14
Распределение ответов учеников 10 класса на вопрос: «Каково Ваше отношение к использованию страховки на уроках физической культуры?» в конце учебного года (в % к числу опрошенных).
№ Содержание ответов Распределение ответов 1. За использование страховки 96 2. Все равно 4 3. Против -
Согласно полученных ответов, почти 100% учеников осознали позитивное значение знания приемов страховки и самостраховки при занятиях физической культурой.

3.3. Сравнение результатов двух экспериментов

Проведем сравнение результатов констатирующего и формирующего экспериментов.
Таблица 15.
Волевая регуляция учеников старших классов
№ п/п Пол Возраст Констатирующий Формирующий Импульсивность Уровень воли Импульсивность Уровень воли 1 М 16 15 22 14 26 2 М 16 22 24 22 27 3 Ж 15 17 28 16 32 4 Ж 15 20 23 19 28 5 М 16 17 31 17 36 6 Ж 16 26 28 23 31 7 М 15 15 23 19 26 8 Ж 15 28 32 26 32 9 М 15 22 29 20 26 10 М 16 21 24 25 23 11 М 16 16 38 18 39 12 Ж 16 23 25 22 29 13 М 15 18 24 19 32 14 Ж 16 23 32 21 36 15 М 16 19 24 18 28
Рис. 4. Импульсивность учеников старших классов (констатирующий и формирующий эксперименты)

Рис 5. Уровень воли учеников старших классов (констатирующий и формирующий эксперименты)

В результате проведенного формирующего эксперимента, целью которого было научить подростков формированию волевых качеств, был получен положительный результат увеличения уровня воли при дополнительном изучении приемов страховки в исследуемой группе.
Выполненная работа дает возможность исследования формирования знаний о приемах страховки при занятиях спортом и подтверждения гипотезы работы.
Подытоживая все вышеизложенное, можно сказать следующее:
Исходя из целей работы вся экспериментальная программа, состоит из двух частей, в которые включены наиболее оптимальные методы обучения подростков приемам страховки и самостраховки при занятиях физической культурой и спортом.
Первый этап – проведение констатирующего эксперимента целью которого является выявление отношения учеников и преподавателей к применению приемов страховки на уроках физической культуры и определению уровня готовности учеников к применению приемов страховки в ходе урока, определению средств и способов педагогического управления воспитательным процессом.
Второй этап – формирующий, где осуществлялся сравнительный анализ особенностей обучения приемам правильного безопасного падения, как одному из основных методов самостраховки на уроках физической культуры в старших классах; были созданы необходимые педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса их формирования, осуществлялась систематизация, обобщение и анализ полученных экспериментальных данных, формулировались выводы.
В результате проведенного формирующего эксперимента, целью которого было научить подростков формированию волевых качеств, был получен положительный результат увеличения уровня воли при дополнительном изучении приемов страховки в исследуемой группе.
Выполненная работа дает возможность исследования формирования знаний о приемах страховки при занятиях спортом и подтверждения гипотезы работы, о позитивном влиянии обучения приемам страховки и самостраховки на уроках физической культуры.

Обсуждение результатов исследования
Одним из наиболее эффективных путей обучения приемам страховки и самостраховки является обучение на уроках физической культуры. К данному выводу можно прийти, проведя экспериментальное исследование.
Динамическое наблюдение, проводившееся в течение учебного года при этапном использовании разработанной нами комплексной методики оценки, позволило выделить адекватные сдвиги изучавшихся показателей у школьников.
В результате исследования (формирующий эксперимент) в данной группе выявлены показатели силы воли у подростков при занятиях физической культурой и спортом. Уровень воли у подростков заметно изменился. Большинство подростков повысили свои волевые качества
Согласно полученных ответов, почти 100% учеников осознали позитивное значение знания приемов страховки и самостраховки при занятиях физической культурой.

Выводы

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. В ходе выполнения исследования, были рассмотрены теоретические подходы к вопросам страховки и самостраховки при занятиях физической культурой и спортом.
2. Выявлены основные причины травматизма на уроках физической культуры и сформулированы проблемы обучения учащихся старших классов приемам страховки и самостраховки, присутствующие в современной школе.
3. Проведен сбор и анализ данных с целью выявления факторов, влияющих на обучение учащихся старших классов приемам страховки и самостраховки.
4. Были определены основные позитивные факторы влияния обучения приемам страховки и самостраховки на уроках физической культуры и сформулированы требования к учителю физической культуры по предотвращению случаев травматизма.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показывает, что у 100% испытуемых уровень волевой регуляции значительно превышает уровень импульсивности. Подтверждается положение о том, что у юношей и девушек в возрасте 15-16 лет уже сформирована такая важная сторона личности как способность контролировать и управлять своими эмоциями и чувствами. Они в состоянии дать оценку своим поступкам, хотя нередко затрудняются объяснить мотивы, побудившие их совершать подобное.
Относительно результатов опроса учителей физической культуры по уровню знания учениками приемов страховки, можно сделать выводы о том, что практически все опрашиваемые учителя (100%) за изучение приемов страховки и самостраховки на уроках физической культуры в школе. Из них 88% положительно отзываются о изучении приемов страховки и самостраховки на неурочных самостоятельных занятиях в школьных кружках физической культуры и секциях общей физической подготовки. И 12% респондентов выявили уверенность в необходимости самостоятельного обучения приемам страховки. Но, в то же время, из результатов ответов видно, что информация по приемам страховки и самостраховки иногда не полностью была предоставлена преподавателям еще в процессе их обучения в вузах. В общем, представленные данные анкетирования и интервью показывают сложную обстановку в области физического воспитания в школах Санкт-Петербурга. Причин много: нехватка часов, слабая материальная база, слабый методический уровень учителей.
В результате проведения формирующего эксперимента, полегающем в дополнительном изучении приемов страховки, заметно изменился уровень воли у подростков. Большинство подростков повысили свои волевые качества. Почти 100% учеников осознали позитивное значение знания приемов страховки и самостраховки при занятиях физической культурой.
Выполненная работа дает возможность подтверждения гипотезы работы, о позитивном влиянии обучения приемам страховки и самостраховки на уроках физической культуры.


Заключение
Причины, вызывающие травматизм на уроках физической культуры, можно сгруппировать так: общие для всех видов занятий; характерные для отдельных видов – гимнастики, легкой атлетики, спортивных и подвижных игр, лыжной подготовки.
К причинам, общих для всех видов занятий, следует отнести: плохую подготовку организма учащихся (недостаточную разминку) к нагрузке в основной части урока (в этом случае, особенно при низкой температуре, возможны растяжения и другие повреждения мышц, связок, сухожилий); неподготовленность учителя к уроку (урок проводится методически неграмотно, не продумана последовательность преподнесения материала, неправильно расположены группы на занятиях, не обеспечена страховка); слабую дисциплину на уроке, нечеткий показ и недостаточно понятное объяснение упражнений (травма возможна из-за того, что у школьника не будет отчетливого представлении о движении).
Что же нужно делать для того, чтобы исключить опасность травматизма на уроках физической культуры? Вот некоторые основные требования к учителю физической культуры:
продумывать содержание каждого урока, комплекс средств и методов обучения
тщательно проверять исправность спортивного инвентаря
уделять внимание разминке, предварительной проработке мускулатуры с помощью подготовительных упражнений в подготовительной части урока; требовать от школьников строгого соблюдения правил поведения на уроке
в случае нарушения дисциплины не приступать к занятиям до тех пор, пока не будет восстановлен порядок
систематически работать с физоргами классов и с другими активистами, обучая их приемами страховки
совершенствовать свои навыки в страховке учащихся, выполняющих упражнения на снарядах
во время проведения урока выбирать себе такое место, чтобы хорошо были видны все занимающиеся, а самому находиться около отделения, где наиболее вероятны срывы и падения
правильно чередовать весовые и опорные снаряды, регулировать физическую нагрузку, наблюдая за утомляемостью учащихся
требовать от школьников, чтобы они приходили в спортивной форме, запрещать занятия на снарядах в повседневной одежде
тщательно подготавливать места занятий, особое внимание уделять взрыхлению и заглаживанию прыжковых ям
не пользоваться инвентарем, которые по своему весу и размеру не соответствует возрастным особенностям учащихся
при отработке метания правильно размещать группы, соблюдая безопасные расстояния, не разрешать никаких произвольных метаний, не оставлять без наблюдения спортивный инвентарь, который в данный момент не используется на уроке
следить, чтобы ближе 1 м. к границе площадки не было никаких предметов и зрителей
не проводить занятий на необорудованных, плохо спланированных (с неровной поверхностью) площадках
подбирать такие места для занятий, которые соответствовали бы требованиям программы по физической культуре
учить ребят наряду с торможениями и поворотами приемам падения
по возможности избегать общих стартов, предпочитать им раздельный.
Список использованной литературы

Агеевец В.У. Современные проблемы физкультурного образования на рубеже ХХI века // Материалы Всероссийской научно-методической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения К.Х.Грантыня. – СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2000. – С. 16-17.
Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989 - 557 с.
Бака М.М. и др. Социально-биологические проблемы физической культуры и спорта. – Киев: Здоровье, 1983. – 247 с.
Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. – 1995. – № 5. – С. 2-8.
Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – М., 1996. – № 1. – С. 23-25.
Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) // Теория и практика физической культуры. – 1999. – № 4. – С. 21-26.
Белорусова В.В., Решетень И.Н. Воспитание в процессе занятий физической культурой и спортом. - М.: Физкультура и спорт, 1964. - С. 5- 54.
Блахин Г.Н. Управление учебно-тренировочным процессом в спортивном коллективе. – СПб.: ВИФК, 1998. – С. 14-16.
Быков С.В. Образование и здоровье // Социологические исследования. - 2000. - № 1. – С. 16-18.
Величко В.К. Физкультура без травм. - М., Вестник образования. 1999. Ноябрь. – С.43-57
Выдрин В.М., Николаев Ю.М. О ценностном аспекте физической культуры // Теория и практика физической культуры. – 1979. - № 7. – С. 13-
Выдрин В.М. Физическая культура и ее теория // Теория и практика физической культуры. – 1986. – № 5. – С. 24-27.
Выдрин В.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект): Учебное пособие. – Л.: ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта, 1988. – 45 с.
Выдрин В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование // Теория и практика физической культуры. – 1995. – № 5-6. – С. 15-17.
Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации труда студентов. - М., Прометей, 1994 – 83 с.
Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений. Санитарные правила и нормы СаН ПиН 2.42.576.
Государственный образовательный стандарт высшего профес-сионального образования. Издание официальное. Государственный Комитет Российской Федерации по высшему образованию. М.: 1995.
Давиденко Д.Н., Ананьев В.А., Петленко В.П. и др. Физическая культура. Теоретический курс: Учебное пособие. – СПб.: НИИ Химии СПбГУ, 1999. – 250 с.
Давиденко Д.Н., Зорин А.И., Борилкевич В.Е. и др. Социальные и биологические основы физической культуры: Учебное пособие / Отв. ред. Д.Н.Давиденко. – СПб.: СПб ГУ, 2001. – 208 с.
Давиденко Д.Н. Здоровье, образ жизни и физическая культура // Физическая культура и здоровый образ жизни. – СПб.: ВИФК, 2001. – С. 10-42.
Дуркин П.К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре: Автореф. дис. докт. пед. наук. – Архангельск, 1995. – 43 с.
Жолдак В.И. Физическая культура в системе научной организации труда. - М., 1982 – 104 с.
Закон Российской Федерации об образовании /Учительская газета №28 от 4 августа 1992 г.
Иващенко Л.Я., Страпко Н.П. Самостоятельные занятия физическими упражнениями. – К., Здоровье, 1988 – 121 с.
Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. - М., Аспект Пресс, 1995 – 93 с.
Квартовкин К.К., Мандриков В.Б. Первая доврачебная помощь при спортивных травмах, внезапных заболеваниях и воздействии других неблагоприятных факторов: Методические рекомендации. - Волгоград: ВМА, 1997. 46 с.
Козин А.М. Реализация функции здоровьесбережения учащихся основной школы в физкультурном образовании: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Челябинск, 2002. – 22 с.
Коробейников Н.К. Физическое воспитание : учеб. пособие для ср. спец. учеб. заведений / Н.К. Коробейников, А.А. Михеев, И.Г. Николенко. – М. : Высш. шк., 1984. – 336 с.
Кузин В.В. Физическая культура детей и молодёжи: актуальные проблемы воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – № 1. – С. 3-4.
Кузьмина Н. В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. - Л., 1980. – С. 15-24; 31-49.
Кузьмина Н.В. Воспитание дисциплинированности как педагогическая задача // Психология дисциплинированности. - Л., 1985. - С. 18-54.
Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. Пер. с англ. - М.: ФиС, 1989 – 117 с.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания); теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
Матвеев А.П. Теоретико-методологические основы формирования предмета «Физическая культура»: Автореф. дис. докт. пед. наук. – М., 1997. – 38 с.
Мельников В.С. Физическая культура: Учебное пособие. – Оренбург: ОГУ, 2002. – 114 с.
Меры безопасности на уроках физической культуры: (Все для учителя физической культуры): Учебно-методическое пособие / В.Ю. Давыдов, Т.Г. Коваленко, П.А. Киселев, Г.Н. Попова. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. — 150 с.
Охрана труда в образовательных учреждениях (Сборник инструкций по охране труда 1999 г.); Инструкция по охране труда при проведении занятий по гимнастике, легкой атлетике, лыжному спорту, плаванию, спортивным играм, при проведении соревнований, при проведении занятий в тренажерном зале
Памятка по технике безопасности при организации и проведении физкультурно-оздоровительной, учебной и внеклассной работы в общеобразовательных школах.
Педагогика управления физической культурой и спортом: Сб. научно-методических работ / Под ред. докт. пед. наук, проф. В.А.Щеголева и канд. пед. наук С.С.Драчева. – СПб.: СпбГУ, 2000. – 116 с.
Педагогические аспекты управления в сфере физической культуры и спорта: Сб. науч.-метод. работ / Под ред. В.А.Щеголева. – СПб.:СПб ГУ, 1999. – 112 с.
Пирогова Е.А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека / Е.А. Пирогова, Л.Я. Иващенко, Н.П. Страпко. – Киев : Здоровье, 1986. – 90 с.
Платонов В.Н. Современная спортивная тренировка. – К., 1980 – 272 с.
Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М., ФиС, 1986 – 316 с.
Полиевский С.А., Старцева И.Д. Физкультура и профессия. - М., 1988 – 112 с.
Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах. 19.04.79.
Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах: Сборник приказов Минпроса РСФСР № 10. 1980 г.
Сидоров А.А., Прохорова М.В., Синюхин Б.Д. Педагогика: Учебник по дисциплине «Физическая культура». – СПб., 1996. - 272 с.
Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И.Попова. – СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф.Лесгафта. – 1999. – 173 с.
Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физической культуры. Том I и II. /Под общей ред. Л.П. Матвеева и А.В. Новикова. - М., ФиС, 1976 – 618 с
Техника безопасности на уроках физкультуры. - М.: Спорт Академ Пресс, 2001 - 94 с.
Физическая культура: Учебное пособие /Под ред. В.А. Ковален-ко. – М., Изд-во АСВ, 2000 – 482 с.
Физическое воспитание. Учебник для студентов вузов. /Под ред. В.А. Головина, А.В. Коробкова, В.А. Маслякова, А.В. Чоговадзе, В.Г. Щербакова. - М., Высшая школа, 1983 – 519 с.
Физическая культура: Учебное пособие /Под ред. В.А. Ковален-ко. – М. Изд-во АСВ, 2000 – 568 с.
Фомин Н.А. Физиология человека. М., Просвещение, 1995 -218 с
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие. - М., Академия, 2000 – 327 с.

Приложения

Приложение 1
Анкета изучения импульсивности и волевой регуляции подростков.
1. Всегда быстро находишь ответ, когда тебя о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
2. У тебя часто меняется настроение.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
3. Многие вещи тебя раздражают, выводят из себя.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
4. Ты обидчив, но не злопамятен.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
5. Когда кто-то на тебя кричит, он кричит в ответ.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
6. Может нагрубить родителям, учителям.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
7. Требуешь к себе внимания, не хочешь ждать.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
8. Горячишься во время разговора, часто повышаешь голос.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
9. Любишь организовывать и предводительствовать.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
10. Похвала и порицание действуют на тебя сильнее, чем на других.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
11. Если в пылу полемики ваш оппонент срывается и допускает личный выпад против вас, то вы:
а) отвечаете в еще более грубой форме
б) отвечаете ему тем же,
в) демонстративно оскорбляетесь,
г) прерываете с ним разговор, чтобы успокоиться.
д) не обращаете на это внимание,
12. Если друзья или коллеги начинают над вами подтрунивать, то вы:
а) злитесь на них.
б) стараетесь уйти от них и держаться подальше,
в) сами включаетесь в игру и начинаете подпрыгивать им, подшучивая над собой,
г) делаете безразличный вид, но в душе негодуете.
д) не обращаете никакого внимания
13. Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние твои поступки оказывают на окружающих людей?
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
14. Ты не бросаешь работу на пол пути, несмотря на усталость
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
15. Тебя раздражает, когда на остановке приходится долго ждать транспорт, даже если ты не торопишься
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
16. Если требуют обстоятельства можешь долго заниматься неинтересным делом
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
17. Установив распорядок ты его соблюдаешь, даже если это неудобно
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
18. Ты всегда отстаиваешь свое мнение, если прав.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
19. Даже если в работе не все получается, стараешься доводить ее до конца.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
20. Участвуешь ли ты в разных соревнованиях
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
21. в споре тебе удается сохранить выдержку
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
22. Специально учишься владеть с собой
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

Оценка теста:
шкала импульсивность - вопросы 1-11; а) 5 баллов, б) 4, в) 3, г) 2, д) 1.
шкала волевой регуляции – вопросы 12-22; а) 5 баллов, б) 4, в) 3, г) 2, д) 1.

Приложение 2
ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ
ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗКУЛЬТУРЫ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Данная инструкция разработана для учеников 5-11 классов ОШ I-III ступеней № ____ г. ________________.
1.2. Учащиеся в течении учебного года занимаются соответственно программы по физическому воспитанию для средней школы. Место занятий определяются согласно программному материалу, погодным условиям и задачам урока.
1.3. Учащиеся допускаются к урокам физической культуры после прохождения профилактического медицинского осмотра и распределяются по трём медицинским группам:
- основная медицинская группа;
- подготовительная медицинская группа;
- специальная медицинская группа.
1.4. На первых уроках каждого семестра учащиеся проходят инструктаж по технике безопасности.
1.5. Учитель физической культуры знакомит с программным материалом данного семестра, с требованиями к уроку, к спортивной форме, санитарно-гигиеническими нормами, с требованиями к дисциплине и организации учащихся на уроке.
1.6. В течение учебного процесса проводится текущий инструктаж по ТБ с целью ознакомления со способами предупреждения травм, правилами контроля за выполняемыми тренировочными нагрузками, страховки и самостраховки на уроках физкультуры перед каждым новым разделом программы.
1.7. Во время занятий учащиеся находятся на уроке в спортивной форме и обуви установленного образца с учётом всех санитарно-гигиенических норм.
1.8. Урок начинается и заканчивается по звонку согласно расписанию.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ УРОКА.

2.1. На переменах учащиеся переодеваются в автономных раздевалках (мужских и женских).
2.2. Перед началом урока необходимо снять часы, булавки, брошки, кольца и другие украшения, причесать волосы так, чтобы они не мешали занятиям. Ногти должны быть острижены.
2.3. Урок начинается по звонку с построения.
2.4. Учащиеся, неготовые к уроку по болезни или другой причине, присутствуют на занятиях в сменной обуви (если урок проводится в зале) .
2.5. Учащиеся, пришедшие на урок после болезни, допускаются к занятиям только с разрешения врача.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ.

3.1. На уроке физической культуры учащиеся выполняют программные упражнения и сдают учебные нормативы, согласно которым получают текущие, итоговые и четвертные оценки.
3.2. В подготовительной части урока, учащиеся получают сведения о безопасной организации занятий, о приёмах и методах безопасного выполнения упражнений, спортивных занятий.
3.3. В течении урока учащиеся должны придерживаться следующих правил:
- не начинать занятия без разрешения учителя;
- не начинать занятия без разминки;
- выполнять упражнения на исправных снарядах;
- не выполнять упражнения без страховки;
- самовольно покидать место занятий;
- выполнять другие действия без разрешения учителя;
- соблюдать правила и нормы поведения;
- не нарушать требования дисциплины учащихся (не курить в спортивных помещениях и на спортивных площадках, в ОШ не приносить взрывоопасные стреляющие вещества).
3.4. В течении урока учащиеся обучаются приёмам и методам страховки и самостраховки при выполнении упражнений.
3.5. Перед выполнением сложных упражнений выполнять подготовительные, подводящие и специальные упражнения.
3.6. В случае переутомления или плохого самочувствия учащийся должен прекратить занятия и предварительно уведомив преподавателя обратиться в мед. пункт школы.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ УРОКА.

4.1. Урок заканчивается построением, на котором подводятся итоги, сообщаются оценки, выдаётся домашнее задание.
4.2. Учащиеся организованно, строем покидают спортивную площадку и расходятся по раздевалкам.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

5.1. В процессе работы предупреждать возникновение аварийных ситуаций:
- не курить в спортивных раздевалках, на территории школы;
- не приносить вещества, не распылять их в раздевалках, спортивных помещениях, на территории школы;
- не приносить на урок взрывоопасные и отравляющие вещества;
- не уходить самовольно с урока;
- не оставаться в раздевалках на время урока;
- в случаях аварийной ситуации следовать указаниям учителя.
5.2. В случае аварийной ситуации нужно немедленно сообщить учителю или администрации школы.
5.3. В случае непредвиденных обстоятельств в спортивном зале, соблюдать спокойствие и порядок, слушать указания учителя.


Приложение 3
ПЕРВИЧНЫЙ ИНСТРУКТАЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ ПО РАЗДЕЛУ “ГИМНАСТИКА”
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Данная инструкция разработана для учащихся 5-11 классов общеобразовательной школы I-III ступеней № г. ____________ на уроках физической культуры по гимнастике включают в себя следующие разделы:
1. “Строевые упражнения и передвижения, повороты.”
2. “Акробатика.”
3. “Упражнения на гимнастических снарядах.”
- опорные прыжки через “коня”.
- упражнения на перекладине.
- упражнение на брусьях параллельных.
- упражнение на бревне.
- лазание по канату.
- упражнение на шведской стенке.
К урокам гимнастики допускаются учащиеся основной медицинской группы. Занятия проводятся зале. Учащиеся, не допущенные к занятиям по причине отсутствия надлежащей спортивной формы, болезни, плохого самочувствия и др. присутствуют в зале в сменной обуви. Урок начинается и заканчивается по звонку согласно расписания.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ УРОКА.

На переменах учащиеся переодеваются в раздевалках в надлежащую спортивную форму. В раздевалке соблюдается чистота и порядок. Каждый класс складывает свои вещи отдельно от другого. Урок начинается по звонку с общего построения.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСТНОСТИ ВО ВРЕМЯ УРОКА.

На уроках учащиеся выполняют программные упражнения и сдают учебные нормативы, согласно которым получают текущие, итоговые и семестровые оценки.
При работе с гимнастическими снарядами учащиеся придерживаются следующих требований.

Перекладина.
В местах соскоков со снарядов положить гимнастические маты. При укладке матов следить, чтобы их поверхность была ровной. При выполнении соскоков снарядов приземляться мягко, на носки, пружинисто приседая. Не выполнять упражнений без страховки. Не выполнять упражнений с влажными ладонями, при наличии свежих мозолей. Не заниматься на неисправных и грязных снарядах.

Опорный прыжок.
Точно установить снаряд, проверить его исправность. В месте соскока ровно уложить мат. Проверить исправность мостика. Не выполнять упражнения без страховки.

Канат.
В месте соскока уложить гимнастический мат. Правильно спускаться вниз по канату. При покраснении кожи или появлении потёртости на ладонях прекратить выполнение упражнения. Не стоять близко к снаряду при выполнении упражнения другими учащимися.

Брусья.
В местах соскоков со снаряда уложить ровно гимнастический мат. Уложить вплотную вокруг снаряда гимнастические маты. Не выполнять сложных акробатических упражнений без страховки. Правильно установить ширину, с учётом индивидуальных данных ( ширина должна приблизительно равняться ширине предплечья).
Изменяя высоту брусьев, ослабить винты, поднимать одновременно оба конца жердей. Поднимая и опуская жерди, держитесь за жердь, но не за металлическую опору жерди.
Каждый раз перед выполнением упражнений проверяйте, закреплены ли опорные винты.

Шведская стенка.
На одной стенке нельзя находиться одновременно двум учащимся. Нельзя прыгать со снаряда. Следует спускаться донизу. Не выполнять упражнений с влажными ладонями, при наличии свежих мозолей.

Бревно.
Вдоль всего снаряда и в месте соскока уложить гимнастические маты. Нельзя на снаряде находиться одновременно двум занимающимся. Выполнять упражнение со страховкой.
В случае обнаружения неисправности спортивного снаряда, следует прекратить выполнение на нём упражнений и немедленно сообщить учителю. Упражнения на снарядах учащиеся выполняют при страховке учителя. В процессе обучения учащиеся овладевают правилами страховки и самостраховки.
Самостраховка заключается в способности учащегося:
а) своевременно прекратить выполнение упражнения в тот момент, когда ученик чувствует, что может упасть, сорваться со снаряда;
б) способность выполнить упражнение с достаточной амплитудой, в правильном направлении и с необходимым положением тела (его частей) таким образом, чтобы избежать ушибов, падений, травм.
Умение самостраховаться совершенствуется по мере движения при целенаправленной помощи преподавателя.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ УРОКА.
По команде учителя учащиеся организованно строятся в шеренгу. После подведения итогов, сообщения оценок, домашнего задания учащиеся строем покидают спортивную площадку и расходятся по раздевалкам, избегая столкновений.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
В процессе учёбы предупреждать возникновение аварийных ситуаций:
1) не курить в спортивных помещениях (раздевалках, зале, тренажёрной комнате, хореографической комнате);
2) не приносить на урок взрывоопасные и отравляющие вещества;
3) не уходить самовольно с урока;
4) не оставаться в раздевалках на время урока;
5) в случаях аварийной ситуации следовать указаниям учителя.

Приложение 4
Аптечка первой помощи для спортивных залов
Приказ Минздравмедпрома России от 24.06.96 № 266
Состав:
1. Обезболивающие, противовоспалительные и противошоковые средства при травме (ушибы, переломы, вывихи), ранениях, шоке.
1.1. Анальгин 0,5 № 10 (или аналог) .............................. 1 уп.
1.2. Портативный гипотермический (охлаждающий) пакет-контейнер (полиэтиленовый кулек со льдом)...………………………… 1 шт.
1.3. Раствор сульфацила натрия ....................................... 1 фл.
2. Средства для остановки кровотечения обработки и перевязки ран.
2.1. Жгут для остановки артериального кровотечения с дозировкой компрессией (с добавлением) для само-и взаимопомощи ...................................... 1 шт.
2.2. Бинт стерильный 10 Ѕ 5 см ...................................... 1 шт.
2.3. Бинт нестерильный 10 Ѕ 5 см .................................. 1 шт.
2.4. Бинт нестерильный 5 Ѕ 5 см ............………………1 шт.
2.5. Атравматичная повязка МАГ с диоксидином или нитратом серебра 8 Ѕ 10 см. Для перевязки грязных ран ..................................... 1 шт.
2.6. Лейкопластырь бактерицидный 2,5 Ѕ 7,2 или 2 Ѕ 5 см ....... 8 шт.
2.7. Салфетки стерильные для остановки капиллярного и венозного кровотечения «Колетекс ГЕМ» с фурагином 6 Ѕ 10 см или 10 Ѕ 18 см .... 3 шт.
2.8. Раствор йода спиртовой 5 % или бриллиантовой зелени 1 % ... 1 фл.
2.9. Лейкопластырь 1 Ѕ 500 или 2 Ѕ 250 см .................. 1 шт.
2.10. Бинт эластичный медицинский нестерильный № 1, 3, 6. по 1 шт.
2.11. Вата 50 г ................................................................... 1 уп.
2.12. Шины для верхних и нижних конечностей (Дитерихса) до 2 шт.
2.13. Косынка для иммобилизации верхних конечностей ... 1 шт.
2.14. Носилки матерчатые (складные) .......................... 1 шт.
3. Средства при болях в сердце.
3.1. Нитроглицерин таб. № 40 или капс. № 20 (тринитрралонг) ..... 1 уп.
3.2. Валидол (таб. или капс.) ........................................... 1 уп.
4. Средства для сердечно-легочной реанимации при клинической смерти.
4.1. Устройство для проведения искусственного дыхания ……………
«Рот-в-рот» (S-образная трубка) или воздуховоды ....4 шт.
5. Средства при обмороке (коллапсе).
5.1. Аммиака раствор(нашатырный спирт) .................. 1 фл.
6. Средства при дезинтоксикации при отравлениях пищей и т. д.
6.1. Энтеродез (активированный уголь, полифепан) ... 2 шт.
7. Средства при стрессовых реакциях.
7.1. Корвалол (валокордин) ........................................... 1 фл.
8. Средства для помощи при гипогликемических состояниях.
8.1. Сахар кусковой (или конфеты шоколадные) ....... 50 гр.
9. Средства при приступе бронхиальной астмы.
9.1. Карманный ингалятор типа «Беротек»,
«Сольбутамол», «Беродуол» (или-или) ................. 1 фл.
10. Ножницы.
11. Инструкция.












2

1.Агеевец В.У. Современные проблемы физкультурного образования на рубеже ХХI века // Материалы Всероссийской научно-методической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения К.Х.Грантыня. – СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2000. – С. 16-17.
2.Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989 - 557 с.
3.Бака М.М. и др. Социально-биологические проблемы физической культуры и спорта. – Киев: Здоровье, 1983. – 247 с.
4.Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. – 1995. – № 5. – С. 2-8.
5.Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – М., 1996. – № 1. – С. 23-25.
6.Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) // Теория и практика физической культуры. – 1999. – № 4. – С. 21-26.
7.Белорусова В.В., Решетень И.Н. Воспитание в процессе занятий физической культурой и спортом. - М.: Физкультура и спорт, 1964. - С. 5- 54.
8.Блахин Г.Н. Управление учебно-тренировочным процессом в спортивном коллективе. – СПб.: ВИФК, 1998. – С. 14-16.
9.Быков С.В. Образование и здоровье // Социологические исследования. - 2000. - № 1. – С. 16-18.
10.Величко В.К. Физкультура без травм. - М., Вестник образования. 1999. Ноябрь. – С.43-57
11.Выдрин В.М., Николаев Ю.М. О ценностном аспекте физической культуры // Теория и практика физической культуры. – 1979. - № 7. – С. 13-
12.Выдрин В.М. Физическая культура и ее теория // Теория и практика физической культуры. – 1986. – № 5. – С. 24-27.
13.Выдрин В.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект): Учебное пособие. – Л.: ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта, 1988. – 45 с.
14.Выдрин В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование // Теория и практика физической культуры. – 1995. – № 5-6. – С. 15-17.
15.Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации труда студентов. - М., Прометей, 1994 – 83 с.
16.Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений. Санитарные правила и нормы СаН ПиН 2.42.576.
17.Государственный образовательный стандарт высшего профес-сионального образования. Издание официальное. Государственный Коми-тет Российской Федерации по высшему образованию. М.: 1995.
18.Давиденко Д.Н., Ананьев В.А., Петленко В.П. и др. Физическая культура. Теоретический курс: Учебное пособие. – СПб.: НИИ Химии СПбГУ, 1999. – 250 с.
19.Давиденко Д.Н., Зорин А.И., Борилкевич В.Е. и др. Социальные и биологические основы физической культуры: Учебное пособие / Отв. ред. Д.Н.Давиденко. – СПб.: СПб ГУ, 2001. – 208 с.
20.Давиденко Д.Н. Здоровье, образ жизни и физическая культура // Физическая культура и здоровый образ жизни. – СПб.: ВИФК, 2001. – С. 10-42.
21.Дуркин П.К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре: Автореф. дис. … докт. пед. наук. – Архангельск, 1995. – 43 с.
22.Жолдак В.И. Физическая культура в системе научной организа-ции труда. - М., 1982 – 104 с.
23.Закон Российской Федерации об образовании /Учительская газета №28 от 4 августа 1992 г.
24.Иващенко Л.Я., Страпко Н.П. Самостоятельные занятия физиче-скими упражнениями. – К., Здоровье, 1988 – 121 с.
25.Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. - М., Аспект Пресс, 1995 – 93 с.
26.Квартовкин К.К., Мандриков В.Б. Первая доврачебная помощь при спортивных травмах, внезапных заболеваниях и воздействии других неблагоприятных факторов: Методические рекомендации. - Волгоград: ВМА, 1997. 46 с.
27.Козин А.М. Реализация функции здоровьесбережения учащихся основной школы в физкультурном образовании: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2002. – 22 с.
28.Коробейников Н.К. Физическое воспитание : учеб. пособие для ср. спец. учеб. заведений / Н.К. Коробейников, А.А. Михеев, И.Г. Николенко. – М. : Высш. шк., 1984. – 336 с.
29.Кузин В.В. Физическая культура детей и молодёжи: актуальные проблемы воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – № 1. – С. 3-4.
30.Кузьмина Н. В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. - Л., 1980. – С. 15-24; 31-49.
31.Кузьмина Н.В. Воспитание дисциплинированности как педагогическая задача // Психология дисциплинированности. - Л., 1985. - С. 18-54.
32.Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. Пер. с англ. - М.: ФиС, 1989 – 117 с.
33.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания); теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
34.Матвеев А.П. Теоретико-методологические основы формирования предмета «Физическая культура»: Автореф. дис. … докт. пед. наук. – М., 1997. – 38 с.
35.Мельников В.С. Физическая культура: Учебное пособие. – Оренбург: ОГУ, 2002. – 114 с.
36.Меры безопасности на уроках физической культуры: (Все для учителя физической культуры): Учебно-методическое пособие / В.Ю. Давыдов, Т.Г. Коваленко, П.А. Киселев, Г.Н. Попова. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. — 150 с.
37.Охрана труда в образовательных учреждениях (Сборник инструкций по охране труда 1999 г.); Инструкция по охране труда при проведении занятий по гимнастике, легкой атлетике, лыжному спорту, плаванию, спортивным играм, при проведении соревнований, при проведении занятий в тренажерном зале
38.Памятка по технике безопасности при организации и проведении физкультурно-оздоровительной, учебной и внеклассной работы в общеобразовательных школах.
39.Педагогика управления физической культурой и спортом: Сб. научно-методических работ / Под ред. докт. пед. наук, проф. В.А.Щеголева и канд. пед. наук С.С.Драчева. – СПб.: СпбГУ, 2000. – 116 с.
40.Педагогические аспекты управления в сфере физической культуры и спорта: Сб. науч.-метод. работ / Под ред. В.А.Щеголева. – СПб.:СПб ГУ, 1999. – 112 с.
41.Пирогова Е.А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека / Е.А. Пирогова, Л.Я. Иващенко, Н.П. Страпко. – Киев : Здоровье, 1986. – 90 с.
42.Платонов В.Н. Современная спортивная тренировка. – К., 1980 – 272 с.
43.Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М., ФиС, 1986 – 316 с.
44.Полиевский С.А., Старцева И.Д. Физкультура и профессия. - М., 1988 – 112 с.
45.Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах. 19.04.79.
46.Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах: Сборник приказов Минпроса РСФСР № 10. 1980 г.
47.Сидоров А.А., Прохорова М.В., Синюхин Б.Д. Педагогика: Учебник по дисциплине «Физическая культура». – СПб., 1996. - 272 с.
48.Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф.Курамшина, В.И.Попова. – СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф.Лесгафта. – 1999. – 173 с.
49.Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физической культуры. Том I и II. /Под общей ред. Л.П. Матвеева и А.В. Новикова. - М., ФиС, 1976 – 618 с
50.Техника безопасности на уроках физкультуры. - М.: Спорт Академ Пресс, 2001 - 94 с.
51.Физическая культура: Учебное пособие /Под ред. В.А. Ковален-ко. – М., Изд-во АСВ, 2000 – 482 с.
52.Физическое воспитание. Учебник для студентов вузов. /Под ред. В.А. Головина, А.В. Коробкова, В.А. Маслякова, А.В. Чоговадзе, В.Г. Щербакова. - М., Высшая школа, 1983 – 519 с.
53.Физическая культура: Учебное пособие /Под ред. В.А. Ковален-ко. – М. Изд-во АСВ, 2000 – 568 с.
54.Фомин Н.А. Физиология человека. М., Просвещение, 1995 -218 с
55.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие. - М., Академия, 2000 – 327 с.

Психологические условия формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся средних и старших классов к занятию физической культуры

Психологические условия формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся средних и старших классов к занятию физической культуры

УДК 159.9:37.037.796

Пристинский В. Н., Курысько Н. А.

Славянский государственный педагогический университет

Учебно-воспитательное объединение № 103 (g. Днепропетровск)

 

В статье анализируются психологические факторы, влияющие на формирование позитивной мотивации учащихся средних и старших классов общеобразовательных школ в процессе занятий физической культурой.

Ключевые слова: мотивация, мотивы, устойчивый интерес, учащиеся, физическая культура.

Анотація. Пристинський V. M., Курисько Н. О. Психологічні умови формування мотиваційно-ціннісного ставлення учнів середніх я старших класів до занять фізичною культурою. Не статті аналізуються психологічні фактори, які визначають вплив на формування позитивної мотивації учнів середніх я старших класів загальноосвітніх шкіл в процесі занять фізичною культурою.

Ключові слова: мотивація, мотиви, стійкий інтерес, учні, фізична культура.

Annotation. Pristinskii В. Н.,; Kurыsьko N. A. The psychological conditions of the shaping мотивация and valuation relations pupils' average and senior classes to occupation by physical culture. In article are analyses psychological factors, influencing on shaping the positive мотивация pupils' average and senior classes of the general schools в процессе occupation by physical culture.

Key words: мотивация, motives, firm интерес, pupils', physical culture.

 

Формулировка проблемы. Мотивационная сфера школьника является важным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отображает внутреннее желание и интерес учащихся к деятельности, их активное, осознанное отношение к учебе. Только если есть сильные, глубокие намерения и мотивы учащихся, их учебная деятельность будет протекать эффективно. Поэтому качество работы преподавателя физической культуры во многом определяется тем, насколько он осознает сущность мотивации учения, в том числе и факторов, на него влияющих, а также методы ее формирования.

Узнать стоимость работы