Вам нужна курсовая работа?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Региональные особенности экономики России во время кризиса 90 - х годов

  • 61 страница
  • 16 источников
  • Добавлена 22.12.2009
480 руб. 1 600 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

Введение
Глава 1 Предпосылки возникновения кризиса 90-х гг. ХХ века в России
1.1 Причины возникновения кризиса
1.2 Влияние мировой экономики на возникновение кризиса в России
Глава 2 Особенности экономики России во время кризиса 90-х гг. ХХ века
2.1 Основные тенденции в экономике России во время кризиса
2.2 Анализ экономических показателей России
Глава 3 Региональные особенности экономики России
3.1 Сущность и содержание региональной государственной политики
3.2 Региональная экономика как часть экономики страны
3.3 Особенности экономики регионов России
Заключение
Библиографический список

Фрагмент для ознакомления

Кризис этот проявился в росте преступности, правовом нигилизме, отсутствии объединительной идеи, потери перспективного взгляда на личное будущее и будущее всего общества.
Важной чертой духовной жизни стало огромное влияние СМИ на общественное сознание. Они оказались монополизированы крупными собственниками, связанными с политическими кругами страны.
В постсоветской России появилось огромное количество периодических изданий, шло массовое переиздание классики, возник разнообразный рынок художественной литературы, аудио- и видеопродукции, способный удовлетворить самые взыскательные вкусы. Существенно расширились возможности выбора форм и места проведения досуга, отдыха, удовлетворения интеллектуальных интересов.
Однако из-за постоянного удорожания всех видов услуг, издательского дела, полиграфии сократилось реальное потребление населением периодических изданий. 56 % населения в начале 1997 г. отказались от подписки и покупки центральных газет и журналов. Отказ от газет являлся следствием не только падения жизненного уровня народа, но отчасти и снижения доверия к СМИ.
В ходе президентских и региональных выборов 1996 г. проявились факты, свидетельствовавшие о криминализации публичной политики. Криминальные структуры получили возможность почти официально лоббировать свои интересы за счет тайного финансирования предвыборных кампаний, а иногда и напрямую пытаясь обеспечить победу на выборах своего ставленника.
Такие явления вызвали у 75 – 85 % населения различных регионов РФ социально-психологическую депрессию, привели к разрушению традиционных базовых ценностей. Статистические данные свидетельствуют об увеличении числа алкоголиков, наркоманов и самоубийц.
Особая ситуация в 1993 – 2000 гг. сложилась в науке. Финансирование науки и образования год от года сокращалось. Реальные расходы на эти сферы снизились за годы реформ в 18 раз. Ученые стали одними из самых низкооплачиваемых работников.
Таким образом, можно сделать вывод, что экономическое развитие России за годы реформ 90-х гг. ХХ века характеризуется беспрецедентным падением объемов производства и уменьшением в разы многих экономических показателей, таких как ВВП, продукция промышленности, инвестиции в основной капитал, реальные денежные доходы населения. При этом также наблюдается повышение таких показателей как численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, число безработных.
Глава 3 Региональные особенности экономики России

3.1 Сущность и содержание региональной государственной политики

Исторически сложившаяся неоднородность социально-экономического пространства России оказывает значительное влияние на функционирование государства, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономическую политику. Межрегиональная дифференциация усилилась при нарастании кризисных явлений в экономике и переходе к рыночным реформам. Это связано, во-первых, с включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам; обнаружилась различная адаптация к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства региональных экономических и социальных компенсаторов. В-третьих, сказалось фактическое неравенство различных субъектов Российской Федерации в экономических отношениях с центром.
К концу 30-х годов ХХ века сформировалось современное политико-административное деление СССР, которое просуществовало вплоть до 90-х годов. В этот период существовало 15 союзных республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Эстонская ССР, Латвийская ССР, Литовская ССР, Молдавская ССР, Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская ССР, Туркменская ССР, Таджикская ССР, Киргизская ССР, Узбекская ССР и Казахская ССР. В составе союзных республик существовали 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных (национальных) округов.
Сложившаяся к началу 90-х годов ХХ века политическая и экономическая обстановка привела к распаду Советского Союза. Этот процесс объясняется рядом причин, главная из которых – господство тоталитарной системы, концентрация всех властных структур в руках КПСС, полный политико-экономический диктат руководящих структур КПСС над всеми сферами политической и экономической жизни страны. Естественно, тот диктат должен был рано или поздно быть свергнут. Произошел развал империи, который сопровождался финансовым, экономическим, политическим кризисом. Сначала 6 союзных республик заявили о государственной независимости – Эстония, Латвия, Литва, Молдавия, Грузия, Армения. Они отказались от участия в подписании союзного договора о сохранении Союза и утверждения Федерации свободных государств. Предполагалось изменение названия страны – Союз Советских Суверенных Республик. Однако его подписание было сорвано государственным переворотом, организованным ГКЧП в августе 1991 года. И хотя путч был подавлен демократическими силами России, его последствия привели к дальнейшему развалу СССР и обострению политико-экономической обстановки в стране. О полной независимости в этой обстановке заявили Украина, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан и другие республики. Начался процесс национализации общесоюзной собственности. Нарушилось еще хрупкое равновесие республик, хотя и подтвержденное двусторонними экономическими соглашениями.
Следовательно, можно отметить, что в 90-е гг. ХХ века полностью распался бывший Советский Союз, и на месте огромной империи образовались суверенные государства, признанные мировым сообществом: Россия (Российская Федерация), Украина, Беларусь, Молдова, Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркмения. Все эти государства – республики по форме государственного устройства, в основном президентские республики [15, с. 124].
По инициативе России, Украины, Беларуси было создано Содружество независимых государств (СНГ), целью которого является создание единого экономического пространства и установление взаимовыгодных связей, а также совместное управление стратегической обороной, установление контактов по действию на их территориях единой транспортной системы, системы связи, единого энергоснабжения.
В результате по величине среднедушевого производства валового регионального продукта и среднедушевым реальным доходам населения субъекты Российской Федерации стали различаться более чем в 20 раз. Такая резкая дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение ареалов депрессивности и бедности, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий. Все это значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социально-экономических преобразований. Хотя территориальные социально-экономические диспропорции во многом порождаются объективными причинами, не подлежит сомнению необходимость их смягчения. Чрезмерные различия в условиях жизни населения центра и периферии, различных регионов страны воспринимаются обществом как нарушение принципов социальной справедливости и могут приводить к усилению центробежных тенденций.
В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая региональная политика.
Перед тем как перейти к ее рассмотрению дадим определение региона. Регион (район) – это территория, по совокупности насыщающий ее элементов отличающаяся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью, целостностью составляющих элементов [2, с. 53].
Выделяют широкую и узкую трактовку региональной политики. Согласно широкой трактовке региональная политика прежде всего направлена на организацию пространства в соответствии с определенной стратегией социально-экономического развития конкретного государства. Согласно узкой трактовке, государственная региональная политика сводится к оказанию помощи регионам в решении внутрирегиональных проблем [10, с. 195].
Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий определены подходы к особому развитию экономики каждого отдельного региона России. При этом главными ориентирами будут:
- учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики;
- перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов;
- децентрализация процессов управления реформой, активизация экономической деятельности на местах;
- необходимость разработки специальных программ проведения реформ в регионах с особо своеобразными условиями.
В некоторых регионах, являющихся субъектами федерации, доля собственных налогов, направляемых в госбюджет, совсем невелика в сравнении с той долей, которая остается в распоряжении регионов. Эти различия целиком зависят от величины доходов регионов.
Стратегические задачи регионального развития сводятся к следующим:
- реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки, приватизации;
- преодоление кризисного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель;
- стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией, создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего это районы Крайнего Севера, горные районы);
- продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах России за счет нецентрализованных инвестиций и с приоритетным развитием производств по комплексному использованию добываемого сырья с соблюдением строгих экологических стандартов;
- стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств в регионах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорения экономического и социального прогресса;
- переспециализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры с учетом потенциальных переселенцев и передислокации военных частей из стран Восточной Европы и бывших республик СССР;
- развитие межрегиональных и региональных систем – транспорта, связи, информатики, обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики;
- преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей России.
Одной из важных задач в проведении экономических реформ России являются поддержка процесса суверенизации национально-государственных и автономных образований Российской Федерации в рамках Федеративного договора; необходимость достижения и укрепления межнационального согласия, доверия и партнерства народов, устранения причин противоречий и этнических конфликтов, соблюдения приоритета и равенства условий для представителей различных национальностей, принятия мер по ликвидации межэтнических диспропорций, выравниванию уровней развития.
В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по пространственной интеграции экономики России. К ним относятся создание механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования и органов управления, всемерное содействие развитию общероссийского территориального разделения труда и единого рыночного пространства, меры по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей, экономического и политического сепаратизма.
Главная социальная региональная цель политики в социальной сфере – обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе. Региональная политика направлена на ослабление внутреннего социального напряжения, сохранение целостности и единства страны. Главная цель региональной политики в экономической сфере – это рациональное использование природно-экономических возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономических связей регионов. Необходимо укрепление экономических основ федерализма. Решение этой задачи предполагает упрочение единого экономического пространства на основе приведения законодательств субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством. Одновременно необходимо повышение экономической самостоятельности и ответственности субъектов РФ и муниципальных образований на основе разграничения функций, полномочий, источников формирования финансовых ресурсов между федеральным и региональным уровнями. Необходимо также создание условий и стимулов для активизации участия регионов в реализации общефедеральных и межрегиональных программ, сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов на основе федеральной системы социальных стандартов и нормативов (с учетом региональной специфики). Перейдем теперь к рассмотрению региональной экономики как части экономики страны.

3.2 Региональная экономика как часть экономики страны

Решение экономических и социальных проблем в регионах России во многом определяется степенью их инвестиционной активности. Для ее проявления в настоящее время условия неблагоприятные. Сегодня страна нуждается в комплексе взаимосвязанных, системных мероприятий, направленных на стимулирование отечественных и иностранных инвестиций в экономику регионов России. Прежде всего, необходимы инвестиции для производства наукоемкой продукции. Уменьшение инвестиций связано с сокращением числа инновационно активных предприятий, не создан национальный инвестиционный режим, который стимулировал бы отечественных инвесторов вкладывать средства в российское производство.
Распределение инвестиций по регионам России крайне неравномерно. Наибольший объем прямых инвестиций имеет ограниченное количество регионов.
Ориентация на развитие рыночных отношений предполагает включение российских регионов в систему международного разделения труда, и, следовательно, использование имеющихся у них преимуществ в интересах ускоренного экономического и социального развития на более высокой научно-технической основе. Решение этих задач невозможно без дальнейшего формирования и развития ТПК и промышленных узлов.
Необходима модернизация инфраструктуры, оздоровление экологической обстановки, прежде всего, старопромышленных районов и крупных городских агломераций.
Прикладное районирование позволяет эффективно решать социальные, экономические, и политические проблемы. Имеет большое прикладное значение, поскольку учет особенностей пространства может привести к существенному экономическому эффекту или предотвращению потерь.
В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по пространственной интеграции экономики России. К ним относятся создание механизмов вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования и органов управления, всемерное содействие развитию общероссийского разделения труда и единого рыночного пространства, меры по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей, экономического и политического сепаратизма.
Современный этап экономического и социального развития Российской Федерации связан с коренными изменениями, вызванными переходом к рыночным отношениям. Формирование рыночной экономики предполагает создание социально ориентированной экономики, означающей переориентацию всего производства на запросы потребителя. По прогнозам многих аналитических групп и международных организаций, экономика страны находится в стадии начала экономического роста. Однако этот процесс будет протекать одновременно не во всех регионах и не на всех предприятиях одновременно [9, с. 121].
Интегральным показателем оценки экономического развития государства является показатель валового внутреннего продукта (ВВП), характеризующий уровень развития экономики, эффективность функционирования отдельных отраслей, степень участия страны в мировых интеграционных процессах. Совокупный показатель ВВП характеризует стоимость товаров и услуг, произведенных в стране всеми отраслями экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта.
Экономические позиции России в мировом сообществе существенно ослабли в результате кризиса 90-х годов, а также в связи с распадом СССР, способствовавшим разрыву хозяйственных и технологических связей с постсоветскими республиками и изменениями геополитического положения.
Решение экономических и социальных проблем в регионах России во многом определяется степенью их инвестиционной активности. Для ее проявления в настоящее время условия неблагоприятные. Сегодня страна нуждается в комплексе взаимосвязанных, системных мероприятий, направленных на стимулирование отечественных и иностранных инвестиций в экономику регионов России. Прежде всего, необходимы инвестиции для производства наукоемкой продукции. Уменьшение инвестиций связано с сокращением числа инновационно активных предприятий, не создан национальный инвестиционный режим, который стимулировал бы отечественных инвесторов вкладывать средства в российское производство.
Распределение инвестиций по регионам России крайне неравномерно. Наибольший объем прямых инвестиций имеет ограниченное количество регионов (Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири).
Промышленность России характеризуется большим разнообразием. Очень большую роль играла и продолжает играть по сей день добывающая промышленность, расположение которой ориентировано на месторождения ресурсов (Сибирь, Урал и др.). Сердцем российской экономики является топливно-энергетический комплекс. Без него многие отрасли просто прекратили бы свое существование: энергия ниже мировых цен – зачастую их единственное преимущество перед иностранными конкурентами.
Среди традиционных для России обрабатывающих отраслей хотелось бы выделить такие как металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая, легкая промышленность.
Центры металлургии расположены, как правило, в непосредственной близости от месторождений руды или источников дешевой энергии. Центрами черной металлургии являются Северо-западный, Центральный, Центрально-Черноземный районы, Западная Сибирь. Цветная металлургия развита на Урале, в Восточной Сибири, на Кольском полуострове. В 1999 и 2000 годах темпы роста объемов промышленной продукции составили соответственно в черной металлургии 116,8 процента и 115,7 процента, цветной – 110,1 процента и 115,2 процента при общих темпах роста продукции промышленности в 1999 и 2000 годах соответственно 111 процентов и 111,9 процента. Положительная динамика обеспечивалась за счет благоприятной конъюнктуры внешнего рынка, повышения инвестиционной активности и спроса на внутреннем рынке металлопродукции [9, с. 122].
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из регионов России обладает территорией, по совокупности насыщающих ее элементов отличающейся от других территорий и обладающей единством, взаимосвязанностью, целостностью составляющих элементов. При этом регионы играют важную роль в экономике страны в целом. Перейдем теперь к рассмотрению особенностей экономики регионов России.

3.3 Особенности экономики регионов России

Указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» были созданы новые единицы территориального деления страны, а именно семь федеральных округов.
Состав федеральных округов Российской Федерации:
- Центральный (Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, г. Москва);
- Северо-Западный (Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ);
- Южный (Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область);
- Приволжский (Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Коми-Пермяцкий автономный округ);
- Уральский (Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ);
- Сибирский (Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский автономный округ, Усть-ордынский Бурятский автономный округ, Эвенкийский автономный округ);
- Дальневосточный (Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ) [15, с. 28].
В целом по промышленности в регионах страны за период с 1990 по 1998 г. наблюдался ежегодный спад производства. Основные факторы падения производства в отраслях обрабатывающей промышленности: рост цен на сырьевые ресурсы, электроэнергию, транспорт; неплатежи; инвестиционные ограничения. В этой ситуации стала очевидной неэффективность выпуска прогрессивных видов продукции в результате изменения структуры издержек и источников покрытия. Главная трудность экономических преобразований в нынешних условиях заключается в ограниченных возможностях внутренних государственных накоплений и неспособности частных инвесторов в полной мере компенсировать нехватку капиталовложений для преодоления экономического спада. Высокая инфляция обусловила норму процента, намного превышающую потенциальную рентабельность большинства производственных проектов. Это делает недоступными долгосрочные кредиты. Вложения в реальный сектор из-за высокого риска непривлекательны для банковского капитала, отечественных и иностранных инвесторов. Одновременно, с созданием новых единиц территориального деления страны институт представителей Президента в регионах, был преобразован в институт полномочных представителей Президента в округах. Округа выполняют исключительную роль промежуточного звена между центральным и региональным уровнями федеральной исполнительной власти. Целью создания административных округов, является оптимизация системы государственного управления. Приоритетными направлениями деятельности Аппарата полномочного представителя Президента РФ в округе и Главного федерального инспектора в любой области по-прежнему остаются контроль за исполнением федеральных законов и программ, координация деятельности территориальных органов федеральной исполнительной власти, обеспечение проведения реформ управления. На сегодняшний день, необходимо организовать работу таким образом, чтобы власть – федеральная, исполнительная, законодательная – дополняли друг друга.
Отметим, что в настоящее время в европейской части страны регионы создают примерно 70 % ВРП, а в азиатской – около 30 % ВРП [10, с. 210].
Подводя итоги роли и значения федеральных округов в преобразовании системы территориального управления, необходимо, прежде всего, отметить, что создание федеральных округов стало реакцией на фактическое распадение России в конце 1990-х годов на ряд «региональных баронств», стремившихся к предельно расширительному толкованию предложенного в Конституции понятия «суверенитета» субъектов. Не случайно, что именно после создания федеральных округов Конституционным судом была дана и жесткая юридическая трактовка сепаратистских поползновений отдельных субъектов.
Таким образом, можно сделать вывод, что федеральные округа выступают в территориальном строительстве России как элемент унитарности внутри федеративного государства, стягивающий систему территориального управления и предохраняющий ее от рецидивов «регионального баронства». При этом создание федеративных округов позволило привести в относительное единство систему территориального управления, не только нормализовав нормативно-правовую базу, но и приведя в действие политические рычаги воздействия на регионы.
Заключение

Таким образом, можно подвести итоги проделанной работы.
Во-первых, были рассмотрены предпосылки возникновения кризиса 90-х гг. ХХ века в России. Был сделан вывод, что предпосылками кризиса 90-х гг. ХХ века явились экономические преобразования государства в период с середины 70-х гг. ХХ века до самого начала экономического кризиса в 90-х гг. ХХ века. При этом причинами возникновения кризиса выступили неудачные преобразования как экономической, так и политической, социальной и других сферах общества. Отмечено, что причиной кризиса 90-х гг. ХХ века послужили и нестабильные отношения российского государства с другими странами, что привело к ухудшению экономического положения СССР и стало одной из предпосылок возникновения кризиса.
Во-вторых, были проанализированы особенности экономики России во время кризиса 90-х гг. ХХ века. Выявлено, что кризис 90-х гг. ХХ века затронул не только экономическую сферу общества, но и оказал значительное влияние на политику государства, общественную сферу, культуру. Последствиями кризиса в стране стали следующие явления: дефицит бюджета, инфляция, исчезновение товаров из магазинов, рост цен, недофинансировании предприятий, спад производства, сокращение числа занятых в производстве, безработица, рост преступности. Как следствие данных процессов – происходит ослабление экономического положения страны, которое привело к сильному снижению уровня жизни населения. Определено, что экономическое развитие России за годы реформ 90-х гг. ХХ века характеризуется беспрецедентным падением объемов производства и уменьшением в разы многих экономических показателей, таких как ВВП, продукция промышленности, инвестиции в основной капитал, реальные денежные доходы населения. При этом также наблюдается повышение таких показателей как численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, число безработных.
В-третьих, были изучены региональные особенности экономики России. Определено, что каждый из регионов России обладает территорией, по совокупности насыщающих ее элементов отличающейся от других территорий и обладающей единством, взаимосвязанностью, целостностью составляющих элементов. При этом регионы играют важную роль в экономике страны в целом. Выявлено, что федеральные округа выступают в территориальном строительстве России как элемент унитарности внутри федеративного государства, стягивающий систему территориального управления и предохраняющий ее от рецидивов «регионального баронства». При этом создание федеративных округов позволило привести в относительное единство систему территориального управления, не только нормализовав нормативно-правовую базу, но и приведя в действие политические рычаги воздействия на регионы.
Таким образом, цель данной курсовой работы, которая заключалась в анализе особенностей региональной экономики России во время кризиса 90-х гг. ХХ века, была достигнута.
Библиографический список

Войтов А.Г. Экономика: учебник / А.Г. Войтов. – М.: «Дашков и Кº», 2003. – 600 с.
Градов А.П. Национальная экономика / А.П. Градов. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 240 с.
Елисеева Е.Л. История экономических учений / Е.Л. Елисеева, Н.И. Роньшина. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
История экономики / под ред. О.Д. Кузнецовой, И.Н. Шапкина. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 384 с.
Логвинова И.Л. Мировая экономика: учебник / И.Б. Хмелев, И.Л. Логвинова. – М.: ММИЭИФП, 2004. – 127 с.
Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник / В.К. Ломакин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 672 с.
Мировая экономика: учебник / под ред. Ю.А. Щербанина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 318 с.
Мировая экономика и международные отношения: учебное пособие / под ред. Е.С. Батманова, П.С. Томилова. – Екатеринбург: УГТУ, 2005. – 111 с.
Морозова Т.Г. Региональная экономика: учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 472 с.
Национальная экономика / под ред. П.В. Савченко. – М.: Экономистъ, 2005. – 813 с.
Социально-экономическое положение России 1999 / Госкомстат РФ. – М.: 2000. – № 12. – 370 с.
Стрыгин А.В. Мировая экономика: учебник / А.В. Стрыгин. – М.: Экзамен, 2004. – 512 с.
Тимошина Т.М. Экономическая история России: учебное пособие / под ред. проф. М.Н. Чепурина. – 11-е изд. – М.: Юстицинформ, 2004. – 416 с.
Шевчук Д.А. История экономики / Д.А. Шевчук. – М.: Эксмо, 2009. – 305 с.
Экономическая география и регионалистика: учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2004. – 148 с.
Янова В.В. Экономика: учебник / В.В. Янова. – М.: Экзамен, 2005. – 384 с.











21



Мировое хозяйство

Основы формирования

Формы международных экономических отношений

Географическое положение страны

Международное разделение труда

Обострение глобальных проблем

Международная торговля

Международная миграция

Международное сотрудничество

Валютно-кредитные отношения

1.Войтов А.Г. Экономика: учебник / А.Г. Войтов. – М.: «Дашков и К?», 2003. – 600 с.
2.Градов А.П. Национальная экономика / А.П. Градов. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 240 с.
3.Елисеева Е.Л. История экономических учений / Е.Л. Елисеева, Н.И. Роньшина. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
4.История экономики / под ред. О.Д. Кузнецовой, И.Н. Шапкина. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 384 с.
5.Логвинова И.Л. Мировая экономика: учебник / И.Б. Хмелев, И.Л. Логвинова. – М.: ММИЭИФП, 2004. – 127 с.
6.Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник / В.К. Ломакин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 672 с.
7.Мировая экономика: учебник / под ред. Ю.А. Щербанина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 318 с.
8.Мировая экономика и международные отношения: учебное пособие / под ред. Е.С. Батманова, П.С. Томилова. – Екатеринбург: УГТУ, 2005. – 111 с.
9.Морозова Т.Г. Региональная экономика: учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 472 с.
10.Национальная экономика / под ред. П.В. Савченко. – М.: Экономистъ, 2005. – 813 с.
11.Социально-экономическое положение России 1999 / Госкомстат РФ. – М.: 2000. – № 12. – 370 с.
12.Стрыгин А.В. Мировая экономика: учебник / А.В. Стрыгин. – М.: Экзамен, 2004. – 512 с.
13.Тимошина Т.М. Экономическая история России: учебное пособие / под ред. проф. М.Н. Чепурина. – 11-е изд. – М.: Юстицинформ, 2004. – 416 с.
14.Шевчук Д.А. История экономики / Д.А. Шевчук. – М.: Эксмо, 2009. – 305 с.
15.Экономическая география и регионалистика: учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2004. – 148 с.
16.Янова В.В. Экономика: учебник / В.В. Янова. – М.: Экзамен, 2005. – 384 с.

У нас вы можете заказать