Свободные экономические зоны : мировые тенденции развития

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экономика
  • 6666 страниц
  • 45 + 45 источников
  • Добавлена 20.01.2010
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы понятия свободные экономические зоны
1.1. Понятие свободных экономических зон, их виды
1.2. Формирование и функционирование свободных экономических зон
1.3. Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон
Глава 2. Особые экономические зоны, как основы эффективного развития
2.1. Свободные экономические зоны в России
2.2. Общие сведения о существующих моделях СЭЗ в мире
2.3. Управление СЭЗ в РФ. Нормативно-правовой базы формирования и деятельности свободных экономических зон в РФ
Глава 3. Перспективы формирования свободных экономических зон в России
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Однако некоторые эксперты считают, что само текущее разграничение ОЭЗ по трем типам уже является достаточно жестким и не вполне эффективным. В ряде случаев это приведет к разрыву взаимосвязанных логических цепочек в организации соответствующих производств и внедрении новых технологий, а возможность получения двух ОЭЗ различного типа одним регионам пока представляется не очень реальной. Самыми очевидными представляются возможности сочетания промышленной и технико-внедренческой зон; туристской и портовой; портовой и промышленной. Мировой опыт подтверждает эффективность именно комплексных ОЭЗ.
Следует также отметить, что, говоря об экономических механизмах развития зон в России, в Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) считают, что на первое место надо ставить вовсе не налоговые льготы. Очевидно, что для инвесторов не менее важно обеспечить им облегченный режим администрирования. Инвесторам также необходимо четко знать: насколько понятны и просты будут отношения, связанные с оформлением прав собственности, получением различных разрешений на строительство, урегулированием вопросов с приглашением иностранной рабочей силы.
Поэтому основное значение в ОЭЗ имеет наличие особой инженерно-транспортной инфраструктуры, в создании (финансировании) которой участвуют на паритетных началах государственные структуры на федеральном и региональном уровнях. При ОЭЗ предусмотрено образование социальной инфраструктуры: жилья, детских садов, школ и все необходимое для жизни и деятельности специалистов.
На строительство внутриплощадочной инфраструктуры ОЭЗ планируется выделить из федерального бюджета на три года (2008 - 2010 гг.) более 30 млрд руб., которые вносятся в уставный капитал ОАО "Особые экономические зоны" (100% акций ОАО принадлежат государству). Кроме того, предполагается выделить по Федеральной адресной инвестиционной программе еще около 40 млрд руб., которые пойдут на строительство аэропортов, автодорог, объектов водного хозяйства и т.д. К этим суммам бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципалитетов за три года дополнительно должны выделить около 38 млрд руб. на строительство инфраструктуры ОЭЗ. То есть серьезным стимулом для частных инвестиций в ОЭЗ служат государственные вложения.
В настоящее время продолжается работа по совершенствованию законодательной базы создания и функционирования ОЭЗ.
14 июня 2007 г. Государственной Думой был принят в первом чтении правительственный законопроект N 424303-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и другие нормативные правовые акты Российской Федерации". Этот законопроект предусматривает создание портовых особых экономических зон. По информации РосОЭЗ, первый конкурс на создание портовых особых экономических зон будет проведен уже осенью, т.е. создаваться новые зоны будут очень стремительно.
Актуальность принятия законопроекта обусловлена усилением зависимости темпов экономического роста в Российской Федерации от степени развитости отечественной транспортной инфраструктуры, в том числе портовой. Принятые за последние годы меры (в том числе по реформе естественных монополий) оказались недостаточными для притока инвестиций в данные сектора экономики. Одной из возможных форм привлечения инвестиций и дальнейшего развития экономического потенциала производственной деятельности морских, речных портов и аэропортов может стать создание на их базе образований с особыми экономическими условиями функционирования - портовых особых экономических зон (далее - ПОЭЗ).
ПОЭЗ - это не только обособленная географическая территория, но и система преференций, позволяющих обеспечить интенсивный экономический рост портового хозяйства. Целью создания ПОЭЗ на территории Российской Федерации является не столько формирование условий привлечения отечественных и иностранных инвестиций для строительства и реконструкции портовой инфраструктуры, сколько стимулирование развития портового хозяйства и в конечном счете развитие портовых услуг, конкурентоспособных по отношению к зарубежным аналогам. В итоге придание статуса особых экономических зон позволит российским портам конкурировать с портами соседних стран.
Для ПОЭЗ предлагается отказаться от ограничений, связанных с имеющимся сегодня в Законе об особых экономических зонах запретом на наличие в момент создания зоны на ее территории имущества юридических и физических лиц, существующих сейчас для промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон, так как ПОЭЗ могут создаваться в рамках действующих морских, речных портов и грузовых терминалов международных аэропортов.
Принятие Закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" также потребует внесения изменений в часть вторую НК РФ относительно распространения уже предусмотренных налоговых льгот для резидентов особых экономических зон других типов на резидентов ПОЭЗ и другие законодательные акты.
Потенциальные зарубежные инвесторы проявляют все больший интерес к возможностям вкладывать ресурсы в создающиеся в России ОЭЗ.
Проведенный в 2006 г. в Москве 1-й Международный Форум "Особые экономические зоны Российской Федерации. Инвестиционный фонд России" показал большой интерес к тем процессам, которые происходят сейчас в области создания особых экономических зон в России, со стороны представителей зарубежных деловых кругов, промышленников и предпринимателей, а также крупных компаний - потенциальных резидентов российских ОЭЗ.
Минэкономразвития России совместно с РосОЭЗ уже заключило соглашения о взаимодействии с рядом зарубежных государств - Сингапуром, Чехией, Китаем, Кореей.
Для закрепления положительной тенденции в этом вопросе необходимо принимать дальнейшие усилия по улучшению деятельности не только государственных структур в данной сфере, но и потенциальных инвесторов. Так, в РосОЭЗ не раз отмечали, что бизнес-планы, представляемые на конкурс по соисканию статуса резидента ОЭЗ, часто имеют недостаточную глубину проработки, в них не подтверждены источники финансирования проектов и отсутствует инновационная составляющая проектов. На эту проблему было обращено внимание и в ходе проведения Торгово-промышленной палатой РФ 25 мая 2007 г. конференции, где рассматривались вопросы формирования промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон. Многими участниками конференции отмечалось, что в первую очередь именно для инновационных проектов и предназначены ОЭЗ.
При этом целесообразно отметить, что ст. ст. 149, 251, 270 НК РФ предусматривают ряд льгот в части налогообложения инновационной деятельности.
Но применяются ли положения данных статей НК РФ для резидентов ОЭЗ? Постановка данного вопроса связана с имеющимся ошибочным мнением, что налогообложение в ОЭЗ относится к специальным налоговым режимам, предполагающим особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов (ст. 18 НК РФ).
Напомним, что ст. 18 НК РФ определен исчерпывающий перечень специальных налоговых режимов. К ним относятся:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Таким образом, резиденты ОЭЗ, как и другие хозяйствующие субъекты, расположенные на территории ОЭЗ, вправе применять положения ст. ст. 149, 251 и 270 НК РФ.
Следует иметь в виду, что в июне 2007 г. принят Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности".
В целях дальнейшего стимулирования инновационной деятельности планируется установить дополнительные льготы, внести изменения в главы "Налог на добавленную стоимость", "Налог на прибыль организаций" и "Упрощенная система налогообложения" НК РФ.
Так, в соответствии с этим Законом (см. дополнения в ст. 149) не подлежит налогообложению НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
Кроме того, не подлежат налогообложению НДС на территории Российской Федерации следующие операции:
- выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых или усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включается разработка:
конструкции инженерного объекта или технической системы;
новых технологий, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);
- создание опытных, т.е. не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения в технической документации;
- операции по уступке (приобретению) прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из договоров по предоставлению займов в денежной форме и (или) кредитных договоров, в том числе исполнение заемщиком обязательств перед новым кредитором по первоначальному договору, лежащему в основе договора уступки.
В свою очередь, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (см. дополнения в ст. 346.16 НК РФ), при определении объекта налогообложения вправе уменьшать полученные доходы на следующие расходы:
- на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;
- патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации;
- научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 262 НК РФ.

Далее отметим, что, кроме создания ОЭЗ в целях экономического роста и модернизации отраслей отечественной экономики, в России принята отдельная государственная программа, направленная на поддержку российских производителей высокотехнологичной продукции и услуг, содействие продвижению этой продукции как на внутреннем, так и на мировом рынках, развитие интеллектуального потенциала в сфере высоких технологий (см. Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2006 N 328-р). Программа предусматривает создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий.
По общепринятой терминологии технопарк - это инновационный центр, главная задача которого - развитие новых технологий в наукоемкой отрасли экономики. По структуре технопарки - некий mixed-use, где в рамках одного проекта совмещены разные функциональные зоны: офисные помещения, исследовательские лаборатории, производственные, складские и выставочные площади, жилые и развлекательные объекты недвижимости.
Инфраструктура технопарка позволяет работать всей технологической цепочке: от теоретических исследований до выпуска нового продукта в сфере высоких технологий. Здесь находятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские институты, высшие учебные заведения, коммерческие организации, инновационная деятельность которых поддерживается и экономически стимулируется государством.
Первые технопарки возникли в США в 1950-е годы. Тогда компании военно-промышленного комплекса активно искали производственные и офисные площади для выполнения правительственных заказов в области инновационных разработок. В течение 30 лет высокотехнологичные компании-резиденты осваивали территорию в Калифорнии, названную Силиконовой Долиной (Silicon Valley), - промышленный район прославился феноменальными достижениями в наукоемких индустриальных отраслях. Сегодня инфраструктура Силиконовой Долины - это свыше 3 тыс. высокотехнологичных компаний, в деятельности которых заняты около 300 тыс. человек. Здесь расположена половина всех бизнес-структур планеты, оперирующих венчурным капиталом. Бум технопарков в США пришелся на 80-е годы прошлого века, и сегодня здесь их насчитывается более 160 - это около трети их общей численности в мире.
Развитие технопарков в Европе характеризуется двумя чертами. Первая - научный парк имеет здание, предназначенное для размещения в нем малых фирм. Наличие такого здания способствует формированию малых и средних компаний, которые пользуются коллективными услугами. Вторая интересная черта европейской модели научного парка характерна для Франции, где разработана концепция "технопола". "Технопол" ассоциируется с городом и подразумевает научное и техническое сотрудничество между всеми образовательными и научными организациями, с одной стороны, и фирмами научного парка - с другой.
В Японии государством (почти половина бюджетных средств выделяется на научно-исследовательские работы) предусматривается строительство новых городов - технополисов, например, технополис Tsukuba включает 3 технопарка, больше 50 государственных исследовательских институтов. Активно развиваются технопарки также в Индии, Малайзии, Индонезии, Сингапуре, Южной Корее и на Тайване.
Возвращаясь к нашей стране, следует отметить, что в федеральном бюджете на 2007 г. на создание технопарков предполагается выделить немногим свыше 2 млрд руб. - сумма достаточно скромная даже для одного инвестиционного проекта. Однако эти деньги планируется направить сразу в семь пилотных проектов, что делает, по мнению экспертов, поддержку каждого технопарка достаточно символической. Хотя, как было заявлено Мининформсвязи России, в течение ближайших четырех лет из федерального бюджета на финансирование программы развития технопарков будет выделено 8 млрд руб. Всего же государство собирается потратить на технопарки около 20 млрд руб. При этом, как предполагает указанное министерство, в 8 раз больше должны вложить частные инвесторы. Мининформсвязи России также считает, что технопарки должны привлекать резидентов и инвесторов экономией на аренде помещений, близостью к вузам и НИИ, дешевой рабочей силой в лице студентов и преподавателей. Планируется, что к 2011 г. на базе технопарков может быть создано 75 тыс. новых рабочих мест, а стоимость совокупного объема произведенной компаниями-резидентами продукции и оказанных услуг может превысить 100 млрд руб.
Напомним, что в отличие от особых экономических зон, для которых законодательно прописаны четкие налоговые и другие льготы, создатели технопарков могут заинтересовывать потенциальных инвесторов пока лишь возможностью предоставления юридических, финансовых, информационно-технологических и маркетинговых услуг. При обсуждении этого вопроса в Правительстве РФ было отмечено о необходимости установления дополнительных льгот для обеспечения привлечения серьезных компаний к работе в российский технопарках.
Надо сказать, что Мининформсвязи России планирует до конца года подготовить проект федерального закона "О технопарках". В рамках этого законопроекта разрабатываются, в частности, предложения по государственной поддержке и льготам, в том числе налоговым, для участников технопарков по аналогии с льготами для участников особых экономических зон.
Проводя аналогию между технопарками и создаваемыми в России особыми экономическими зонами, в Мининформсвязи России подчеркнули, что ОЭЗ не уделяют достаточного внимания технологическим отраслям, и готовящийся законопроект "О технопарках" не должен пересекаться с Федеральным законом "Об особых экономических зонах".
В целом реализация российской Программы развития технопарков должна привести не только к обеспечению высоких и устойчивых темпов развития высокотехнологичных отраслей экономики, но и к увеличению поступления налогов в бюджеты всех уровней.



Заключение

Целью настоящей дипломной работы стало исследование свободных экономических зон и рассмотрение мировых тенденций их развития.
В соответствии с поставленной целью и обозначенными задачами в процессе подготовки и написания настоящей работы были достигнуты следующие результаты.
Под свободной экономической зоной понимается часть государственной территории, на которой помещенные там товары рассматриваются с точки зрения взимания импортных таможенных пошлин и налогов как находящиеся вне таможенной территории и не подлежащие обычному таможенному контролю.
Главная функция СЭЗ - включение - открытой экономики страны в систему мирохозяйственных связей активизировалась с помощью зон второго поколения - экспортно-производственных зон.
В настоящее время создано около 3 тыс. особых экономических зон (по международной терминологии - "свободные зоны") в 120 странах мира, внутри них работает 50 млн. человек. Только экспортный оборот этих зон превысил 600 млрд. долл.
Во многих государствах создание свободных или особых экономических зон (ОЭЗ или СЭЗ) уже давно стало одной из эффективных и перспективных форм привлечения инвестиций с целью развития своего экономического и научного потенциала.
По характеру деятельности или функциональному предназначению можно выделить следующие основные типы СЭЗ:
торговые СЭЗ,
экспортно-производственные СЭЗ,
технико-внедренческие СЭЗ,
офшорные центры,
комплексные СЭЗ.
В различных странах применяются два альтернативных метода создания свободных зон. В первом случае они создаются в соответствии с государственной программой и преимущественно на бюджетные средства, управляются ведомственной структурой и предусматривают разрешительный порядок осуществления частных инвестиции (Китай, частично Южная Корея). Во втором случае (он распространен в мире гораздо чаще), свободной зоной управляет юридическое лицо в виде компании развития (частной или смешанной формы собственности), которая строит отношения с инвесторами на гражданско-правовой договорной основе, при заявительном (уведомительном) порядке инвестирования.
Мировой опыт также подтверждает, что организация ОЭЗ в экономически благополучных регионах позволяет наиболее эффективно использовать государственные средства, привлекать частные капиталы.
На сегодня инициативы Правительства РФ, направленные на создание благоприятного инвестиционного климата, имеют цель вновь популяризовать идею СЭЗ, под которую постепенно создается новая законодательная база.
СЭЗ, являясь в целом перспективной формой регионального хозяйствования и внешнеторговой деятельности в России, но требующей селективного подхода, экономического прагматизма и ответственных решений федеральных и местных властей, могут в конечном счете обеспечить положительный результат. Т.е свободные экономические зоны могут служить целям ускорения перевода страны на современные рыночные отношения, более быстрого и рационального включения России в мировую экономику и международное разделение труда.

Список литературы

Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (с измен. на 30.10.2007) // Собрание законодательства РФ. 16.01.2006. N 3. Ст. 280.;
Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ" (с изменен. на 30.10.2007) // Собрание законодательства РФ. 25.07.2005. N 30 (ч. II). Ст. 3127.;
Федеральный закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" (с изменен. на 24.07.2007) // Собрание законодательства РФ. 07.06.1999. N 23. Ст. 2807.;
Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. / Е.Ф. Авдокушин - 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999 - 264 с.;
Аносов А.В. Международный опыт создания и развития свободных экономических зон и практика России: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Каф. экон. теории и предпринимательства Рос. акад. наук. - М., 1998. - 22с.
Ануфриева Л.П., Спектор А.А. Принцип национального режима в регулировании международной торговли. // Журнал российского права, 2007, N 10;
Базарова А. создание особых экономических зон. / А. Базарова // Аудит и налогообложение, 2007, N 10;
Бардина М.П. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности и внешнеторговые контракты. // Международное публичное и частное право, 2005, N 6;
Басенко А.М. Свободные экономические зоны в механизме интеграции национальной экономики в систему мирохозяйственных связей. / А.М. Басенко - Монография. Ростов н/Д, 2002. – 156;
Батрова Т.А. Государственное регулирование торговой деятельности. // Внешнеторговое право, 2007, N 1;
Брынцев А. Н. Формирование инвестиционного климата в условиях особой экономической зоны. / А. Н. Брынцев // М.: Мелап, 2002 - 192 с.;
Верещагин С.Г. Управление свободными и особыми экономическими зонами. / С.Г. Верещагин // Административное и муниципальное право, 2008, N 7;
Внешняя торговля Российской Федерации услугами в 2005 г. // БИКИ. – 2006. - № 110-111.
Гайнутдинов Н.А., Иванов Ю. Б., Меламед И. И. Особые экономические зоны как инструмент развития морских портов Российской Федерации. / Н.А. Гайнутдинов, Ю. Б. Иванов, И. И. Меламед – М.: Современная экономика и право, 2008 - 256 с.;
Государственное регулирование рыночной экономики. Серия: Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. - М.: РАГС, 2008 - 616 с.;
Гумилевский А., Максимов В., Шишков А. СЭЗ: какими им быть? // Внешняя торговля. - 2003. - № 6.;
Демидова Л. Глобализация рынков услуг: динамика и основные тенденции// Проблемы теории и практики управления. – 2005. - №5.
Друзик Я.С. Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства: Учебное пособие. / Я.С. Друзик – М.: 2001. - 368 с.;
Дюмулен И.И. Международная торговля услугами. - М.: Экономика, 2003.
Жуков Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Юнити, 1999.
Завельский М. Г. Государственное регулирование рыночной экономики. Системный подход в российских условиях. / М.Г. Завельский –М.: Наука, 2006 - 328 с.;
Зименков Р. В. Свободные экономические зоны // Российский экономический журнал, 2003 - №3;
Зименков Р. И. Свободные экономические зоны. / Р.И. Зименков – М.: Юнити-Дана, 2005. – 224с.;
Интернет-бизнес по-прежнему перспективен.//Business Week. – 2000. – Окт., 14
Иорданова-Батыру В.Г. Конкурентные позиции России на мировом рынке услуг (по отдельным секторам)// БИКИ. – 2005. - №56.
Иорданова-Батыру В.Г. Конкурентные позиции России на мировом рынке услуг (по отдельным секторам)// БИКИ. – 2005. - №57-58.
Королев И. С. Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет. - М.: Экономистъ, 2003.
Кризис есть кризис: Лидеры российской и мировой экономики о путях выхода из кризиса. Серия: Библиотека Коммерсантъ. –М.: Коммерсантъ, Эксмо, 2009 - 272 с.;
Лисица В.Н. Соглашения о ведении деятельности в особых экономических зонах. / В.Н. Лисицина // Бухгалтер и закон, 2009, N 9;
Медведева Т. Развитие отечественного рынка страховых услуг// Экономист. – 1999. - №11.
Митрофанов Р.А. Возможности использования Российских особых экономических зон. / Р.А. Митрофанов // Налоговый вестник, 2009, N 9;
Модернизация российской экономики и государственное управление. – М.: КомКнига, 2006 - 376 с.;
На мировом рынке информационно-технологических услуг // БИКИ. – 2004. - №83.
Национальная экономика. Серия: Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации – М.: РАГС, 2010 - 512 с.
Ополченова Е. Проблемы развития национального туризма// Туризм. – 2006. - №7
Особая экономическая зона. Серия: Таможенный альманах. // Таможенный альманах, №4, 2004;
Павлов П.В. Правовые аспекты и исторические предпосылки создания института особых экономических зон в Российской Федерации. / П.В. Павлов // Журнал российского права, 2008, N 8;
Петрунин В.В. Инновационная деятельность в свободных экономических зонах и технопарк: особенности налогообложения. / В.В.Петрунин // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет, 2008, N 3;
Петрунин В.В. Об инновационной и другой предпринимательской деятельности в свободных экономических онах и технопарках России. / В.В.Петрунин // Все о налогах, 2007, N 8;
Пи Цяньшэн, Ван Кай Опыт китайских зон технико-экономического развития. / Пи Цяньшэн, Ван Кай – СПб.: Издательство: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2006 - 488 с.;
Постатейный комментарий Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". / Под ред. А. Н. Козырина – М.: Городец, 2006 - 256 с.;
Проблемы международного частного права. Сборник статей. / под ред. Марышевой – М.: Контракт – 2000 - 216 с.;
Пушкин А. В., Богданов И. Г. Особые экономические зоны в России. Правовое регулирование. / А. В. Пушкин, И. Г. Богданов – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009 - 232 с.;
Региональная экономика. Серия: Золотой фонд российских учебников. - М.: Юнити-Дана, 2009 - 528 с.;
Родионов И. Информационный рынок за последнее десятилетие в мире и в России// Информационные ресурсы России. – 2002. - № 1-2.
Российское экономическое чудо. Сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 года. – М.: Деловая литература, 2007 - 352 с.;
Рыбаков С. А., Орлова Н. А. Особые экономические зоны в России. Налоговые льготы и преимущества. / С. А. Рыбаков, Н. А. Орлова – М.: Вершина, 2006 - 248с.;
Скудалова Т.В. Проблема защиты отечественных товаропроизводителей в свободной экономической зоне // Проблемы теории и практики таможенного дела: Сб. науч. тр.: В 2 ч. / Под ред. проф. Н.М. Блинова. М., 1997. Ч. 1. С. 17.;
Смородинская Н. В, Капустин А. Е. СЭЗ: мировой опыт и российские перспективы. // Вопросы экономики. - 2001. - № 12;
Филиппова И.А. Организация международной торговли: Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2002. - 140 с.
Фомичев В.И. Международная торговля. - М.: Инфра-М, 2000.
Хорева Л.В. Особенности регулирования международной торговли услугами. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных трудов сотрудников и аспирантов по итогам НИР 1999 г. Сборник лучших докладов. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000;
Экономика труда. Рыночные и социальные аспекты. Учебно-методический комплекс для подготовки магистров. Серия: Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. – М.: РАГС, 2010 г- 368 с.

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (заключена в г. Киото 18 мая 1973 г.)
Басенко А.М. Свободные экономические зоны в механизме интеграции национальной экономики в систему мирохозяйственных связей: Монография. Ростов н/Д, 2002. С. 114.
Павлов П.В. : Правовые аспекты и исторические предпосылки создания института особых экономических зон в Российской Федерации. / П.В. Павлов // Журнал российского права, 2008, N 8
Петрунин В.В. Инновационная деятельность в свободных экономических зонах и технопарк: особенности налогообложения. / В.В.Петрунин // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет, 2008, N 3
Павлов П.В. : Правовые аспекты и исторические предпосылки создания института особых экономических зон в Российской Федерации. / П.В. Павлов // Журнал российского права, 2008, N 8
Павлов П.В. : Правовые аспекты и исторические предпосылки создания института особых экономических зон в Российской Федерации. / П.В. Павлов // Журнал российского права, 2008, N 8
Петрунин В.В. Инновационная деятельность в свободных экономических зонах и технопарк: особенности налогообложения. / В.В.Петрунин // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет, 2008, N 3
Петрунин В.В. Инновационная деятельность в свободных экономических зонах и технопарк: особенности налогообложения. / В.В.Петрунин // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет, 2008, N 3
Скудалова Т.В. Проблема защиты отечественных товаропроизводителей в свободной экономической зоне // Проблемы теории и практики таможенного дела: Сб. науч. тр.: В 2 ч. / Под ред. проф. Н.М. Блинова. М., 1997. Ч. 1. С. 17.
Доронина Н.Г. "Особые экономические зоны" во внешнеэкономической деятельности // Журнал российского права. 2004. N 6.
СЗ РФ. 1995. N 42. Ст. 3923
Федеральный закон от 22 января 1996 г. N 13-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области" // СЗ РФ. 1996. N 4. Ст. 224
Федеральный закон от 31 мая 1999 г. N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области" // СЗ РФ. 1999. N 23. Ст. 2807
Ведомости РСФСР. 1991. N 51. Ст. 1830
СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.
Постановление ГД ФС РФ от 24 июня 1997 г. N 1628-II ГД "О повторном рассмотрении Федерального закона "О свободных экономических зонах"
Письмо Президента РФ от 15 июля 2000 г. N П-1486 "Об отклонении Федерального закона "О свободных экономических зонах"; Постановление ГД ФС РФ от 9 июня 2000 г. N 465-III ГД "О повторном рассмотрении Федерального закона "О свободных экономических зонах"; Постановление СФ ФС РФ от 28 июня 2000 г. N 180-СФ "О Федеральном законе "О свободных экономических зонах"
СЗ РФ. 2005. N 30. Ст. 3127
Павлов П.В. : Правовые аспекты и исторические предпосылки создания института особых экономических зон в Российской Федерации. / П.В. Павлов // Журнал российского права, 2008, N 8
Жданов Ю.Н. Из выступления в Совете Федерации 23 июня 2006 г. о ходе реализации Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ" // http://www.rosoes.ru.
Павлов П.В. : Правовые аспекты и исторические предпосылки создания института особых экономических зон в Российской Федерации. / П.В. Павлов // Журнал российского права, 2008, N 8
Митрофанов Р.А. Возможности использования Российских особых экономических зон. / Р.А. Митрофанов // Налоговый вестник, 2009, N 9
Митрофанов Р.А. Возможности использования Российских особых экономических зон. / Р.А. Митрофанов // Налоговый вестник, 2009, N 9
Верещагин С.Г. Управление свободными и особыми экономическими зонами. / С.Г. Верещагин // Административное и муниципальное право, 2008, N 7
Алпатов А.А. ОЭЗ в России: первые результаты вселяют оптимизм // Советник Президента. 2007. N 52.
Базарова А. создание особых экономических зон. / А. Базарова // Аудит и налогообложение, 2007, N 10
Базарова А. создание особых экономических зон. / А. Базарова // Аудит и налогообложение, 2007, N 10
Зименков Р.И. Свободные экономические зоны: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 219.
Верещагин С.Г. Управление свободными и особыми экономическими зонами. / С.Г. Верещагин // Административное и муниципальное право, 2008, N 7
Подразделение ООН, имеющее штаб-квартиру в Вене
Петрунин В.В. Особенности создания и налогообложения свободных экономических зон в России // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2007. N 7.
Верещагин С.Г. Управление свободными и особыми экономическими зонами. / С.Г. Верещагин // Административное и муниципальное право, 2008, N 7
Верещагин С.Г. Управление свободными и особыми экономическими зонами. / С.Г. Верещагин // Административное и муниципальное право, 2008, N 7
Верещагин С.Г. Управление свободными и особыми экономическими зонами. / С.Г. Верещагин // Административное и муниципальное право, 2008, N 7
Верещагин С.Г. Управление свободными и особыми экономическими зонами. / С.Г. Верещагин // Административное и муниципальное право, 2008, N 7
Павлов П.В. Правовые аспекты и исторические предпосылки создания института особых экономических зон в Российской Федерации. / П.В. Павлов // Журнал российского права, 2008, N 8
Таможенный кодекс Украины // Ведомости Верховной Рады. 2002. N 38 - 39. Ст. 288.
Таможенный кодекс Республики Казахстан от 5 апреля 2003 г. N 401-II.
Верещагин С.Г. Управление свободными и особыми экономическими зонами. / С.Г. Верещагин // Административное и муниципальное право, 2008, N 7
Скудалова Т.В. Проблема защиты отечественных товаропроизводителей в свободной экономической зоне // Проблемы теории и практики таможенного дела: Сб. науч. тр.: В 2 ч. / Под ред. проф. Н.М. Блинова. М., 1997. Ч. 1. С. 17.
Доронина Н.Г. "Особые экономические зоны" во внешнеэкономической деятельности // Журнал российского права. 2004. N 6.
Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ" (с изменен. на 30.10.2007) // Собрание законодательства РФ. 25.07.2005. N 30 (ч. II). Ст. 3127.
Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (с измен. на 30.10.2007) // Собрание законодательства РФ. 16.01.2006. N 3. Ст. 280.
Федеральный закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" (с изменен. на 24.07.2007) // Собрание законодательства РФ. 07.06.1999. N 23. Ст. 2807.
Постановление Совета Министров РСФСР от 23.11.1990 N 540 "О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны в районе г. Находки (СЭЗ Находка) Приморского края" (с изменениями на 3 октября 2002 года) (фактически утратило силу) // Собрание постановлений Правительства РСФСР. 1991. N 4.
Постановление Совета Министров РСФСР от 07.06.1991 N 314 "О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны Алтайского края (СЭЗ "Алтай")" (с изменениями на 3 октября 2002 года) (фактически утратило силу) // Постановления Совета Министров РСФСР за 1991 год.
Федеральный закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области (с изменениями на 24 июля 2007 года) // Собрание законодательства РФ. 07.06.1999. N 23. Ст. 2807.
Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ" (с изменен. на 30.10.2007) // Собрание законодательства РФ. 25.07.2005. N 30 (ч. II). Ст. 3127.
Указ Президента РФ от 24 сентября 2007 г. N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" (с изменениями от 11 октября, 6 декабря 2007 г.).
Постановление Правительства РФ от 19.08.2005 N 530 "О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами (с изменениями на 29 декабря 2007 года)" // Собрание законодательства РФ. 29.08.2005. N 35. Ст. 3611.
Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами" от 19.11.2007 N 403.
Постановление Правительства РФ от 13.12.2005 N 758 "Об утверждении Положения о наблюдательном совете особой экономической зоны" (с изменениями на 4 августа 2006 года) // Собрание законодательства РФ. 19.12.2005. N 51. Ст. 5544.
Митрофанов Р.А. Возможности использования Российских особых экономических зон. / Р.А. Митрофанов // Налоговый вестник, 2009, N 9
Митрофанов Р.А. Возможности использования Российских особых экономических зон. / Р.А. Митрофанов // Налоговый вестник, 2009, N 9
Митрофанов Р.А. Возможности использования Российских особых экономических зон. / Р.А. Митрофанов // Налоговый вестник, 2009, N 9
Митрофанов Р.А. Возможности использования Российских особых экономических зон. / Р.А. Митрофанов // Налоговый вестник, 2009, N 9
В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона N 116-ФЗ особая экономическая зона, за исключением туристско-рекреационной ОЭЗ, не может располагаться на территориях нескольких муниципальных образований и не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.












3

Список литературы

1.Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. / Е.Ф. Авдокушин - 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999 - 264 с.;
2.Аносов А.В. Международный опыт создания и развития свободных экономических зон и практика России: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Каф. экон. теории и предпринимательства Рос. акад. наук. - М., 1998. - 22с.
3. Ануфриева Л.П., Спектор А.А. Принцип национального режима в регулировании международной торговли. // Журнал российского права, 2007, N 10;
4. Базарова А. создание особых экономических зон. / А. Базарова // Аудит и налогообложение, 2007, N 10;
5.Бардина М.П. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности и внешнеторговые контракты. // Международное публичное и частное право, 2005, N 6;
6.Басенко А.М. Свободные экономические зоны в механизме интеграции национальной экономики в систему мирохозяйственных связей. / А.М. Басенко - Монография. Ростов н/Д, 2002. – 156;
7. Батрова Т.А. Государственное регулирование торговой деятельности. // Внешнеторговое право, 2007, N 1;
8.Брынцев А. Н. Формирование инвестиционного климата в условиях особой экономической зоны. / А. Н. Брынцев // М.: Мелап, 2002 - 192 с.;
9.Верещагин С.Г. Управление свободными и особыми экономическими зонами. / С.Г. Верещагин // Административное и муниципальное право, 2008, N 7;
10.Внешняя торговля Российской Федерации услугами в 2005 г. // БИКИ. – 2006. - № 110-111.
11.Гайнутдинов Н.А., Иванов Ю. Б., Меламед И. И. Особые экономические зоны как инструмент развития морских портов Российской Федерации. / Н.А. Гайнутдинов, Ю. Б. Иванов, И. И. Меламед – М.: Современная экономика и право, 2008 - 256 с.;
12. Гумилевский А., Максимов В., Шишков А. СЭЗ: какими им быть? // Внешняя торговля. - 2003. - № 6.;
13.Демидова Л. Глобализация рынков услуг: динамика и основные тенденции// Проблемы теории и практики управления. – 2005. - №5.
14. Друзик Я.С. Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства: Учебное пособие. / Я.С. Друзик – М.: 2001. - 368 с.;
15. Дюмулен И.И. Международная торговля услугами. - М.: Экономика, 2003.
16.Жуков Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Юнити, 1999.
17. Зименков Р. В. Свободные экономические зоны // Российский экономический журнал, 2003 - №3;
18. Зименков Р. И. Свободные экономические зоны. / Р.И. Зименков – М.: Юнити-Дана, 2005. – 224с.;
19.Интернет-бизнес по-прежнему перспективен.//Business Week. – 2000. – Окт., 14
20.Иорданова-Батыру В.Г. Конкурентные позиции России на мировом рынке услуг (по отдельным секторам)// БИКИ. – 2005. - №56.
21.Иорданова-Батыру В.Г. Конкурентные позиции России на мировом рынке услуг (по отдельным секторам)// БИКИ. – 2005. - №57-58.
22.Королев И. С. Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет. - М.: Экономистъ, 2003.
23. Лисица В.Н. Соглашения о ведении деятельности в особых экономических зонах. / В.Н. Лисицина // Бухгалтер и закон, 2009, N 9;
24.Медведева Т. Развитие отечественного рынка страховых услуг// Экономист. – 1999. - №11.
25. Митрофанов Р.А. Возможности использования Российских особых экономических зон. / Р.А. Митрофанов // Налоговый вестник, 2009, N 9;
26.На мировом рынке информационно-технологических услуг // БИКИ. – 2004. - №83.
27.Ополченова Е. Проблемы развития национального туризма// Туризм. – 2006. - №7
28. Особая экономическая зона. Серия: Таможенный альманах. // Таможенный альманах, №4, 2004;
29. Павлов П.В. Правовые аспекты и исторические предпосылки создания института особых экономических зон в Российской Федерации. / П.В. Павлов // Журнал российского права, 2008, N 8;
30. Петрунин В.В. Инновационная деятельность в свободных экономических зонах и технопарк: особенности налогообложения. / В.В.Петрунин // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет, 2008, N 3;
31. Петрунин В.В. Об инновационной и другой предпринимательской деятельности в свободных экономических онах и технопарках России. / В.В.Петрунин // Все о налогах, 2007, N 8;
32. Пи Цяньшэн, Ван Кай Опыт китайских зон технико-экономического развития. / Пи Цяньшэн, Ван Кай – СПб.: Издательство: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2006 - 488 с.;
33. Постатейный комментарий Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". / Под ред. А. Н. Козырина – М.: Городец, 2006 - 256 с.;
34. Проблемы международного частного права. Сборник статей. / под ред. Марышевой – М.: Контракт – 2000 - 216 с.;
35. Пушкин А. В., Богданов И. Г. Особые экономические зоны в России. Правовое регулирование. / А. В. Пушкин, И. Г. Богданов – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009 - 232 с.;
36.Родионов И. Информационный рынок за последнее десятилетие в мире и в России// Информационные ресурсы России. – 2002. - № 1-2.
37. Рыбаков С. А., Орлова Н. А. Особые экономические зоны в России. Налоговые льготы и преимущества. / С. А. Рыбаков, Н. А. Орлова – М.: Вершина, 2006 - 248с.;
38.Скудалова Т.В. Проблема защиты отечественных товаропроизводителей в свободной экономической зоне // Проблемы теории и практики таможенного дела: Сб. науч. тр.: В 2 ч. / Под ред. проф. Н.М. Блинова. М., 1997. Ч. 1. С. 17.;
39. Смородинская Н. В, Капустин А. Е. СЭЗ: мировой опыт и российские перспективы. // Вопросы экономики. - 2001. - № 12;
40. Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (с измен. на 30.10.2007) // Собрание законодательства РФ. 16.01.2006. N 3. Ст. 280.;
41. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ" (с изменен. на 30.10.2007) // Собрание законодательства РФ. 25.07.2005. N 30 (ч. II). Ст. 3127.;
42. Федеральный закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" (с изменен. на 24.07.2007) // Собрание законодательства РФ. 07.06.1999. N 23. Ст. 2807.;
43. Федеральный закон: Выпуск 78(153) Об исключительной экономической зоне РФ (в последней редакции от 22 апреля 2003 г.) – М.: 2003 - 39 с.;
44. Филиппова И.А. Организация международной торговли: Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2002. - 140 с.
45.Фомичев В.И. Международная торговля. - М.: Инфра-М, 2000.
46.Хорева Л.В. Особенности регулирования международной торговли услугами. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных трудов сотрудников и аспирантов по итогам НИР 1999 г. Сборник лучших докладов. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.

Вопрос-ответ:

Что такое свободные экономические зоны?

Свободные экономические зоны - это определенные территории, где действуют особые правила и льготы для предпринимателей и инвесторов, с целью стимулирования экономического развития. В таких зонах обычно снижены налоги, предоставлены льготы по таможенному и законодательному регулированию, а также созданы комфортные условия для работы и привлечения инвестиций.

Какие виды свободных экономических зон существуют?

Существуют различные виды свободных экономических зон, включая промышленно-производственные зоны, портовые зоны, экспортно-ориентированные зоны и туристические зоны. Каждая из них имеет свои особенности и цели, но все они направлены на привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест и развитие экономики на конкретной территории.

Как формируются и функционируют свободные экономические зоны?

Формирование свободных экономических зон обычно происходит на основе законодательных актов, принимаемых правительством страны или региона. После создания зоны начинают функционировать особые правила, которые охватывают такие аспекты, как налоги, таможенное регулирование, инфраструктура и поддержка для предпринимателей. Все это создает благоприятные условия для инвестиций и развития бизнеса в свободных экономических зонах.

В чем особенности инвестиционного климата свободных экономических зон?

Инвестиционный климат свободных экономических зон обычно характеризуется высокой степенью привлекательности для инвесторов. Здесь предоставляются льготы и особые условия для бизнеса, что снижает риски и увеличивает доходность. Кроме того, в свободных экономических зонах часто создаются инфраструктура и инструменты для поддержки инвесторов, такие как технологические парки, центры обслуживания и т. д.

Какие виды свободных экономических зон существуют?

Существуют различные виды свободных экономических зон, включая специальные экономические зоны, свободные торговые зоны, технологические парки и другие.

Как формируются и функционируют свободные экономические зоны?

Свободные экономические зоны формируются путем создания особых условий для привлечения инвестиций и развития экономики. Они функционируют как территории со специальными налоговыми льготами, таможенными преференциями и инфраструктурными возможностями.

Какие особенности инвестиционного климата свободных экономических зон?

В свободных экономических зонах создается благоприятный инвестиционный климат благодаря налоговым льготам, преференциям в таможенной сфере, привлекательным условиям для бизнеса, развитой инфраструктурой и доступом к рынку.

Какие свободные экономические зоны существуют в России?

В России существуют различные свободные экономические зоны, такие как Калининградская СЭЗ, ТОР "Завод им. К.Э.Ворошилова", Сколково и другие.

Какие модели свободных экономических зон существуют в мире?

В мире существует большое разнообразие моделей свободных экономических зон, включая зоны с упрощенной процедурой регистрации компаний, зоны с особыми таможенными режимами, зоны с фокусом на развитие определенных отраслей и другие.