1)Государственное управление сферой труда и занятости населения.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 3232 страницы
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 10.06.2011
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1. Теоретические основы занятости населения
1.1 Понятие занятости населения и правовые основы её государственного регулирования
1.2 Задачи, функции и содержание политики регулирования занятостью населения
2. Государственное регулирование сферы труда и занятости в России
2.1 Роль службы занятости в государственном управлении сферой труда
2.2 Государственная политика занятости в России и её совершенствование
Заключение
Список использованных источников

Фрагмент для ознакомления

Целью разработки данной программы, исходя из направлений государственной политики, является содействие занятости населения путем снижения уровня безработицы и смягчения ее социальных последствий, создания и сохранения рабочих мест в перспективных секторах экономики.
К числу конкретных целей разработки программы относятся следующие:
профилактика массовых высвобождений;
снижение темпов роста безработицы;
создание условий для скорейшего трудоустройства безработных граждан;
содействие занятости безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
смягчение социальных последствий безработицы путем оказания целевой социальной и моральной поддержки граждан на период вынужденной безработицы;
обеспечение социальных гарантий занятости молодежи, инвалидов, лиц «предпенсионного» возраста и других категорий населения из числа неконкурентоспособных граждан;
создание условий для роста качества рабочей силы;
совершенствование работы службы занятости и др.
Обеспечивающие цели сгруппированы в следующие блоки:
обеспечение правовых, экономических и организационных условий в целях содействия занятости;
научно-методическое обеспечение выполнения программных мероприятий;
обеспечение инвестиционной поддержки создания рабочих мест в перспективных секторах экономики;
финансовые ресурсы, определяющие объем и структуру финансового обеспечения реализации Программы;
социальные ресурсы, выражающие потребности в необходимости по поддержке неконкурентоспособных граждан;
информационные ресурсы, предполагающие создание банков данных, проведение мониторинга развития системы рабочих мест, освещение в средствах массовой информации процесса реализации программы.
По нашему мнению, представляется, что можно заимствовать отдельные меры и программы, используемые в странах с развитой рыночной экономикой. Большинство из них большую часть средств, отпущенных на политику занятости, расходует на меры пассивного характера - выплату пособий по безработице. Вместе с тем отчетливо просматривается тенденция к усилению роли активных мер. Однако далеко не все из них могут быть широко использованы в России.
Значительно лучшую перспективу в российских условиях могут иметь активные меры, направленные на комплексное регулирование спроса и предложения труда. Ключевое место среди них занимает рациональное использование гибких форм занятости. На Западе в последнее десятилетие гибкая занятость развивается очень быстро. Появились новые категории работников, традиционно работающие в определенной фирме, но занятью неполное рабочее время или работающие временно по гибкому графику на разных работодателей. Этот процесс, однако, неоднозначен и нередко протекает достаточно болезненно. Поэтому необходимо проанализировать последствия распространения гибких форм занятости в России и выработать адекватные методы регулирования этой сферы. Представляется очень важным содействовать рациональному распространению частичной занятости на основе гибких графиков.
Распространение гибких форм занятости в российских условиях имеет большое значение и потому, что многовариантность занятости дает возможность совмещать работу по специальности, требующую соответствующей профессиональной подготовки, знаний и опыта, с работой в рамках неформального сектора, не требующей особой квалификации, но приносящей доход, позволяющий удержаться выше черты бедности. Это позволило бы, притормозить деградацию совокупной рабочей силы.
Важнейшим направлением политики занятости является поддержка и формирование структуры мелкого бизнеса. В большинстве стран основная часть новых рабочих мест создается сегодня не на крупных, а на мелких и средних предприятиях. Это направление представляется перспективным для России, хотя требует не только финансовых затрат, но и квалифицированных кадров для различных консультационных служб, бизнес-инкубаторов и т.д.
В странах с развитой рыночной экономикой наблюдается усиление и пассивной политики занятости. Для России представляют интерес два вида программ:
• увязка получения пособия с профессиональной подготовкой, переподготовкой или получением дополнительного образования;
• использование в целях получения дополнительного образования и переподготовки вынужденных отпусков.
В условиях России крайне необходимы целевые программы, направленные на укрепление позиции на рынке труда работников с высоким уровнем образования. Для решения их специфических проблем во многих европейских странах (в Великобритании, Франции, Дании и др.) действуют специальные подразделения национальных служб занятости.
Итак, в политике занятости подавляющего большинства стран сегодня превалируют меры, направленные не на прямое субсидирование создания новых рабочих мест (что является дорогостоящим и недостаточно эффективным), а на развитие потенциала работников и их адаптацию к реальным потребностям экономики.
В отношении безработных это означает содействие формированию и сохранению у них мотиваций и навыков, необходимых для занятия рабочих мест, когда они появятся.
Представляется, что такой подход, направленный на предотвращение деградации рабочей силы, отвечает условиям России и соответствует возможностям службы занятости.


Заключение
Необходимость изменения политики занятости по всему миру и в нашей стране обусловлена тем, что глобализация и технологический прогресс все более активно влияют на изменение потребностей предприятий к рабочей силе. Компании вынуждены оперативно принимать меры по адаптации и развитию не только производственной деятельности, но и своих работников. В то же время работники осознают, что изменения в деятельности организации - неизбежный процесс.
Существуют различные теории рынка труда, ни одна из которых не может называться общей, универсальной для любого времени. Ценность многих теорий заключается в том, что они дали важный опыт проникновения в суть рассматриваемых трудовых отношений.
Институтами рынка труда понимаются, во-первых, «правила игры», закрепленные в законах, нормативных актах, принципах, социальных нормах, во-вторых, учреждения и организации, формирующие инфраструктуру рынка труда, целевой функцией которых является оптимизация поведения участников социально-трудовых отношений, в-третьих, механизмы, регулирующие функционирование рынка труда и его развитие.
Занятость определяется как характеристика состояния рынка труда, раскрывающая состояние количественной и качественной балансировки между потребностью экономически активного населения и рабочими местами, при которой в процессе общественно полезной деятельности, направленной на удовлетворение личных и общественных потребностей создаются благоприятные условия для социально-экономического прогресса общества.
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (трудоспособного населения) не занята полезным трудом.
Анализ современного состояния рынка труда в России позволил выявить следующее.
В последнее время наблюдается тенденция к снижению динамики численности занятого населения, что связано, прежде всего, с мировым финансовым кризисом. Основная масса занятого населения работают на частных предприятиях, при этом большая часть населения занята в обрабатывающем производстве, торговле и сельском хозяйстве.
Численность безработного населения значительно возросла, что связано с мировым экономическим кризисом. Среди безработных наибольшую долю составляют люди со средним общим и высшим образованием.
В качестве комплекса основных мер по повышению эффективности функционирования рынка труда в России в работе предлагается следующее.
1. Усилить роль государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. Пересмотреть нормы налогообложения.
3. Развивать систему подготовки работников за счет средств федерального и муниципального бюджетов и корпораций.
4. Хозяйственный механизм повышения эффективности рынка труда должен обязательно включать в себя планирование, регулирование и контроль за использованием трудовых ресурсов.
5. Формировать развитую систему мотивации к трудовой деятельности.
6. Усилить социальную ответственность в реализации следующих направлений: развитие и профессиональная подготовка персонала; охрана здоровья, медицинское обслуживание и т.д.
7. Формировать уважение к контракту как к незаменимому институту современной экономики, к трудовому законодательству как к основному судье на рынке труда.
8. Повысить значимость социального страхования.
Список использованных источников
Конституция РФ. Принята всенародным голосованием, 1993.
ФЗ РФ «О занятости населения Российской Федерации» (в редакции, введенной в действие с 6 мая 1996 года Федеральным законом от 20 апреля 1996 года №36-ФЗ), (с изменениями на 10 января 2003 года).
Андреев С.В.Кадровый потенциал и проблемы занятости в условиях перехода России к рыночным отношениям.- М.: Ин-т социологии РАН, 1997.
Андреева Л.А., Медведев О.М. Правовое регулирование обеспечения занятости в России. М., 2007.
Бараненкова Т. Состояние региональных рынков труда РФ и проблемы их регулирования. // Проблемы теории и практики управления. 1998, №4.
Брагин В., Осаковский В. Оценка естественного уровня безработицы в 1994-2003 гг.: эмпирический анализ. // Вопросы экономики.- 2004.-№3.
Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория: Конспект лекций. – М.: Юрайт, 2009.
Волохова Т. Залог успеха деятельности в сфере занятости. // Человек и труд. 1996, №1.
Герций Ю. Служба занятости: востребованность как цель и результат.// Человек и труд.- 2006.- №6.
Горисов С. Масштабы и структура неформальной занятости. // Вопросы экономики.- 2004.-№3.
Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы / Отв. ред. Л.С.Чижова; Институт макроэкономического исследования. - М., 2008.
Иванова В.Н., Безденежных Т.И. Управление занятостью на местном уровне: Учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2002.
Калинина А. Управление рынком труда в нестабильной экономике. // Проблемы теории и практики. 2002. - №6. – С. 59.
Калугина З.И. Сельский рынок труда в сельской местности России. // Регион: экономика и социология.- 2004.- №1.
Каргалова М.В. Занятость как высший приоритет социальной политики ХХI века (опыт стран Европейского Союза).// Труд за рубежом.- 2003.- №1.
Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. – М.: Петрозаводск: Петроком, 1993.
Крылова Е.Б. Безработица в странах с рыночной экономикой и в России: причины, динамика и перспективы развития // Вестник Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. - 2008. - № 2.
Кязимов К. Активная политика занятости. // Вестник МГУ. Экономика, сер.6 1999, №3-4.
Медведев О.М. Правовые проблемы обеспечения занятости населения. Тверь, 2009.
Нанавян А.М. Безработица в России: риски и экономические последствия // Экономическая наука современной России. - 2007. - № 4.
Ниворожкина Л.И., Ниворожкин А.М. Профессиональное обучение и переподготовка безработных: статистическое оценивание эффекта активных программ на рынке труда.// Вопросы статистики.- 2003.- №6.
Николаев О.В. Кадровый потенциал наукоёмких производств: пути выхода из кризиса. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005.
Носова С.С., Новичкова В.И. Экономическая теория для бакалавров: Учебник. – М.: КноРус, 2009.
Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: Учебник.- М.: М.: Изд-во МГУ, 2004.
Пашков А.С. Занятость, безработица, трудоустройство. СПб., 2008.
Перова И. Безработица в оценках населения: опасения и ожидания // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. - 2008. - № 1.
Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения.- Соч.Т.1.- Петрозаводск: Петроком, 1993.
Розанова Н.М. Экономическая теория фирмы: Учебник. – М.: Экономика, 2009.
Российский статистический ежегодник. 2008. М.: Росстат, 2009.
Российский статистический ежегодник. – М.: Росстат, 2009. М, 2010.
Рынок труда: государственная политика занятости и меры по ее регулированию (итоги и перспективы). М.- Социономия, 2003.
Сарафанова Е.А., Татарников Е.А., Романова Е.В. Экономическая теория. Базовый курс. – М.: А-Приор, 2009.
Селезнева, И. Важный фактор повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда / И. Селезнева // Человек и труд. - 2008. - № 5.
Современные подходы к регулированию рынка труда в странах ЕС. // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2008, №8.
Сулейманова Г.В. Трудоустройство и занятость. Правовое регулирование. М., 2006.
Татарченко, А. Стратегии поведения безработных на рынке труда / А. Татарченко, Михайлова Е. // Человек и труд. - 2007. - № 11.
Усачев, В.И. Резервы пополнения трудового потенциала России в среднесрочной перспективе / В.И. Усачев // Народонаселение. - 2008. - № 2.
Экономика крупных городов: проблемы структурной перестройки / А.Е.Когут, О.П.Литовка, В.Е.Рохчин, А.А.Румянцев.- Спб.: Петербургкомстат, 2001.
См.подробнее: Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения.- Соч.Т.1.- Петрозаводск: Петроком, 1993; Милль Дж. Основы политической экономии: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1980; Маршалл А. Принципы политической экономии.- М.: Прогресс, 1984; Пигу А. Экономическая теория благосостояния: Пер. с англ.- Прогресс, 1985 и др.
Иванова В.Н., Безденежных Т.И. Управление занятостью населения на местном уровне: Учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2002.-С.12.
Андреев С.В.Кадровый потенциал и проблемы занятости в условиях перехода России к рыночным отношениям.- М.: Ин-т социологии РАН, 1997.
Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции, введенной в действие с 6 мая 1996 года ФЗ от 20 апреля 1996 года №36-ФЗ), (с изменениями на 10 января 2003г.) см. Рынок труда: государственная политика занятости и меры по ее регулированию (итоги и перспективы). М.- Социономия, 2003г., С.5.

Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. – М.: Петрозаводск: Петроком, 1993. – С. 80-112.
Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. – М.: Прогресс, 1978. – С. 359.
Павленков В.А. Рынок труда. – М.: Общество «Анкил», 2007. – С. 45.
Принят Государственной Думой 22 марта 1996 г. Одобрен Советом Федерации 11 апреля 1996г.
Бородянский Э., Кузьмин В. Реальный путь противодействия безработице / Э. Бородянский, В. Кузьмин // Человек и труд – 2006. - № 9.
Сарафанова Е.А., Татарников Е.А., Романова Е.В. Экономическая теория. Базовый курс. – М.: А-Приор, 2009. С. 124.
Нанавян А.М. Безработица в России: риски и экономические последствия // Экономическая наука современной России. - 2007. - № 4. С. 70.
Носова С.С., Новичкова В.И. Экономическая теория для бакалавров: Учебник. – М.: КноРус, 2009. С. 131.
Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория: Конспект лекций. – М.: Юрайт, 2009. С. 109.
Нанавян А.М. Безработица в России: риски и экономические последствия // Экономическая наука современной России. - 2007. - № 4. С. 71.
Сулейманова Г.В. Трудоустройство и занятость. Правовое регулирование. М., 2006. С. 74.
Сулейманова Г.В. Трудоустройство и занятость. Правовое регулирование. М., 2006. С. 75-76.
Андреева Л.А., Медведев О.М. Правовое регулирование обеспечения занятости в России. М., 2007. С. 38.
Андреева Л.А., Медведев О.М. Правовое регулирование обеспечения занятости в России. М., 2007. С. 39.
Николаев О.В. Кадровый потенциал наукоёмких производств: пути выхода из кризиса. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. С. 85.









2

Список использованных источников
1.Конституция РФ. Принята всенародным голосованием, 1993.
2.ФЗ РФ «О занятости населения Российской Федерации» (в редакции, введенной в действие с 6 мая 1996 года Федеральным законом от 20 апреля 1996 года №36-ФЗ), (с изменениями на 10 января 2003 года).
3.Андреев С.В.Кадровый потенциал и проблемы занятости в условиях перехода России к рыночным отношениям.- М.: Ин-т социологии РАН, 1997.
4.Андреева Л.А., Медведев О.М. Правовое регулирование обеспечения занятости в России. М., 2007.
5.Бараненкова Т. Состояние региональных рынков труда РФ и проблемы их регулирования. // Проблемы теории и практики управления. 1998, №4.
6.Брагин В., Осаковский В. Оценка естественного уровня безработицы в 1994-2003 гг.: эмпирический анализ. // Вопросы экономики.- 2004.-№3.
7.Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория: Конспект лекций. – М.: Юрайт, 2009.
8.Волохова Т. Залог успеха деятельности в сфере занятости. // Человек и труд. 1996, №1.
9.Герций Ю. Служба занятости: востребованность как цель и результат.// Человек и труд.- 2006.- №6.
10.Горисов С. Масштабы и структура неформальной занятости. // Вопросы экономики.- 2004.-№3.
11.Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы / Отв. ред. Л.С.Чижова; Институт макроэкономического исследования. - М., 2008.
12.Иванова В.Н., Безденежных Т.И. Управление занятостью на местном уровне: Учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2002.
13.Калинина А. Управление рынком труда в нестабильной экономике. // Проблемы теории и практики. 2002. - №6. – С. 59.
14.Калугина З.И. Сельский рынок труда в сельской местности России. // Регион: экономика и социология.- 2004.- №1.
15.Каргалова М.В. Занятость как высший приоритет социальной политики ХХI века (опыт стран Европейского Союза).// Труд за рубежом.- 2003.- №1.
16.Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. – М.: Петрозаводск: Петроком, 1993.
17.Крылова Е.Б. Безработица в странах с рыночной экономикой и в России: причины, динамика и перспективы развития // Вестник Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. - 2008. - № 2.
18.Кязимов К. Активная политика занятости. // Вестник МГУ. Экономика, сер.6 1999, №3-4.
19.Медведев О.М. Правовые проблемы обеспечения занятости населения. Тверь, 2009.
20.Нанавян А.М. Безработица в России: риски и экономические последствия // Экономическая наука современной России. - 2007. - № 4.
21.Ниворожкина Л.И., Ниворожкин А.М. Профессиональное обучение и переподготовка безработных: статистическое оценивание эффекта активных программ на рынке труда.// Вопросы статистики.- 2003.- №6.
22.Николаев О.В. Кадровый потенциал наукоёмких производств: пути выхода из кризиса. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005.
23.Носова С.С., Новичкова В.И. Экономическая теория для бакалавров: Учебник. – М.: КноРус, 2009.
24.Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: Учебник.- М.: М.: Изд-во МГУ, 2004.
25.Пашков А.С. Занятость, безработица, трудоустройство. СПб., 2008.
26.Перова И. Безработица в оценках населения: опасения и ожидания // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. - 2008. - № 1.
27.Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения.- Соч.Т.1.- Петрозаводск: Петроком, 1993.
28.Розанова Н.М. Экономическая теория фирмы: Учебник. – М.: Экономика, 2009.
29.Российский статистический ежегодник. 2008. М.: Росстат, 2009.
30.Российский статистический ежегодник. – М.: Росстат, 2009. М, 2010.
31.Рынок труда: государственная политика занятости и меры по ее регулированию (итоги и перспективы). М.- Социономия, 2003.
32.Сарафанова Е.А., Татарников Е.А., Романова Е.В. Экономическая теория. Базовый курс. – М.: А-Приор, 2009.
33.Селезнева, И. Важный фактор повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда / И. Селезнева // Человек и труд. - 2008. - № 5.
34.Современные подходы к регулированию рынка труда в странах ЕС. // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2008, №8.
35.Сулейманова Г.В. Трудоустройство и занятость. Правовое регулирование. М., 2006.
36.Татарченко, А. Стратегии поведения безработных на рынке труда / А. Татарченко, Михайлова Е. // Человек и труд. - 2007. - № 11.
37.Усачев, В.И. Резервы пополнения трудового потенциала России в среднесрочной перспективе / В.И. Усачев // Народонаселение. - 2008. - № 2.
38.Экономика крупных городов: проблемы структурной перестройки / А.Е.Когут, О.П.Литовка, В.Е.Рохчин, А.А.Румянцев.- Спб.: Петербургкомстат, 2001.

Вопрос-ответ:

Какие основы государственного регулирования занятости населения?

Основами государственного регулирования занятости населения являются понятие занятости населения и правовые основы его государственного регулирования. Понятие занятости населения включает в себя определение трудовой деятельности населения, а также меры государственной поддержки и стимулирования занятости. Правовые основы государственного регулирования занятости населения включают законодательные акты и нормативные документы, которые определяют порядок и условия трудоустройства, защиты прав работников и регулирования трудовых отношений.

Какие основные задачи регулирования занятости населения?

Основными задачами регулирования занятости населения являются обеспечение рабочих мест для всех желающих работать, сокращение безработицы, создание условий для повышения уровня занятости, защита прав работников и предотвращение дискриминации на рабочем месте. Государство также стремится стимулировать экономический рост и развитие, что является основой для увеличения числа рабочих мест.

Как государство регулирует сферу труда и занятость населения в России?

Государство в России регулирует сферу труда и занятость населения через различные меры и инструменты. Существуют законы, регулирующие трудовые отношения и защищающие права работников. Также действуют системы государственных служб занятости, которые помогают людям найти работу и получить соответствующее образование или подготовку для работы. Кроме того, государство разрабатывает и реализует программы по стимулированию экономического роста и развитию определенных отраслей, что создает дополнительные рабочие места.

Какую роль играет служба занятости в государственном управлении сферой труда?

Служба занятости играет важную роль в государственном управлении сферой труда. Она является организацией, которая помогает безработным гражданам найти работу, предоставляет информацию о вакансиях, проводит профориентационные мероприятия и обучение, а также оказывает поддержку и консультационные услуги работникам. Служба занятости также сотрудничает с предприятиями и организациями по вопросам занятости и трудоустройства.

Какие теоретические основы лежат в основе занятости населения?

Теоретическими основами занятости населения являются экономические теории, такие как классическая, неоклассическая и кейнсианская теории, которые объясняют причины и механизмы формирования занятости в экономике. Также, теоретические основы занятости населения включают и социологические и правовые аспекты, такие как социальная политика и законодательство, которые регулируют права и обязанности работников и работодателей.