Вам нужна дипломная работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Гражданско-правовое регулилирование в сфере высшего профессионального образования

  • 82 страницы
  • 39 источников
  • Добавлена 10.02.2010
2 750 руб. 5 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Гражданско-правовой статус образовательных учреждений
1.1. Организационно-правовые формы образовательных учреждений
1.2. Порядок создания образовательных учреждений и организаций
1.3. Государственная аккредитация высшего образовательного учреждения
Глава 2. Экономическая деятельность образовательных учреждений
2.1. Особенности платной образовательной деятельности и оказание платных образовательных услуг в образовательном учреждении
2.2. Гражданско-правовое регулирование отношений собственности в образовании
2.3. Правовая деятельность в сфере образования
Глава 3. Механизм совершенствования гражданских правоотношений в образовательной сфере
3.1. Проблемы реализации гражданских правоотношений в образовательной сфере
3.2. Пути совершенствования гражданских правоотношений в образовательной сфере
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Типовая форма заявления о государственной аккредитации высшего учебного заведения
Приложение 2. Форма бланка свидетельства о государственной аккредитации
Приложение 3. Примерная форма договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образованиaя
Приложение 4. Образец заявления поступающего в высшее учебное заведение

Фрагмент для ознакомления

Участие в уставном капитале коммерческих организаций может принести доход, который подлежит распределению между учредителями (эта деятельность – вид предпринимательства). В связи с этим вуз заинтересован вкладывать свободные средства в уставной капитал хозяйственных обществ. При участии же вуза в качестве учредителя некоммерческой организации, подобная цель отсутствует, так как доход такой организации не подлежит распределению между учредителями. Государственный вуз может иметь определенный неимущественный интерес (организационный, социальный и др.) на участие его в ассоциациях, фондах. Однако его долевое участие в деятельности автономной некоммерческой организации и некоммерческого партнерства вряд ли оправданно. Ведь при долевом участии вуза в деятельности некоммерческой организации прекращается право государственной собственности на внесенный вклад и возникает право частной собственности организации. При этом данная трансформация права собственности не подпадает под понятие приватизации. В этой связи, целесообразно ст. 120 ГК РФ дополнить нормой, запрещающей государственным (муниципальным) учреждениям выступать в качестве учредителей некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации.
Данное предложение созвучно нормам бюджетного законодательства, поэтапно ограничивающим правоспособность государственных учреждений, в том числе и вуза, в возможности создания организаций.
Анализ законодательства, судебной практики и научных взглядов относительно правового режима внебюджетных средств государственных учреждений позволяет прийти к выводу о том, что данный режим имеет не только теоретическое, но и, прежде всего, практическое значение, так как от вида вещного права учреждения зависит, в том числе, и вопрос о пределах его ответственности по своим обязательствам. Проблема, вынесенная в название данного параграфа, в настоящий момент приобретает политический характер: законодательные предложения о замене учреждения на иные организационно-правовые формы обосновываются также и нежеланием государства отвечать по обязательствам учреждений в сфере предпринимательства. В этой ситуации наиболее правильным решением было бы распространить на доходы и имущество, приобретенные учреждением за счет разрешенной предпринимательской деятельности, режим права хозяйственного ведения, так как именно он предполагает самостоятельную имущественную ответственность его носителя по своим обязательствам в сфере предпринимательства. При таком решении проблемы нет необходимости вводить новые организационно-правовые формы образовательных организаций взамен учреждения. Наделение вуза правом хозяйственного ведения не только наделяет его возможностью нести самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам, но и предоставляет право самостоятельно распоряжаться доходами, полученными за счет осуществления предпринимательской деятельности, а также имуществом, приобретенным за счет доходов от нее, за исключением объектов недвижимости. В результате расширения объема правосубъектности вуза за счет указанных черт он приобретает свойства, отвечающие требованиям гражданского оборота.
Действующее законодательство (гражданское, бюджетное, исполнительное, законодательство об образовании), касающееся ответственности учреждения по своим обязательствам, весьма противоречиво. Так, нормы бюджетного законодательства, вводя новый порядок привлечения субсидиарного должника к ответственности, вступают в противоречие с нормами гражданского законодательства (ст. 120, 399 ГК РФ).
Противоречивость законодательства привела к тому, что обширная судебная практика пошла по своему пути. В частности, долги по обязательствам, расходы по которым заложены в смету, погашаются учреждением в первую очередь за счет средств, полученных при осуществлении предпринимательской деятельности. По отдельным делам очередность обращения взыскания выглядит следующим образом: 1) денежные средства, полученные по смете; 2) денежные средства от разрешенной деятельности, приносящей доход; 3) имущество, приобретенное за счет доходов от такой деятельности. При этом в судебных решениях указывается, что в случае отсутствия или недостаточности у должника денежных средств и имущества, приобретенного от приносящей доход деятельности, требование может быть предъявлено субсидиарному должнику.
Коллизионность законодательства и судебной практики свидетельствует о том, что вопрос о судьбе доходов и имущества, приобретенного за счет осуществления приносящей доход деятельности, требует безотлагательного решения на законодательном уровне.
2.3. Правовая деятельность в сфере образования


В силу специфики своего правового положения как некоммерческой организации (государственного учреждения) государственный вуз вправе заключать только некоторые виды гражданско-правовых договоров, такие, как договор на оказание платных образовательных услуг, договоры на выполнение НИР и ОКР, договоры купли-продажи, аренды, дарения.
Договор на оказание платных образовательных услуг был проанализирован выше.
Высшие учебные заведения могут заключать договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
В ходе выполнения договоров на НИР и ОКР могут быть созданы новые объекты интеллектуальной собственности, поэтому институт интеллектуальной собственности непосредственно влияет на содержание этих договоров.
При исполнении НИР и ОКР могут быть получены отрицательные результаты, что само по себе не является нарушением договоров, а может рассматриваться сторонами как один из вариантов исполнения договоров; риск случайной невозможности исполнения несет заказчик.
Одним из важных и сложных вопросов, решаемых в этих договорах, является вопрос о правах сторон по использованию и распоряжению научно-технической продукции. Являясь результатом творческого труда, такая продукция представляет собой объект интеллектуальной собственности. Статья 772 ГК РФ устанавливает право сторон использовать охраноспособные результаты НИР и ОКР в пределах и на условиях, предусмотренных договором, право использования подобных результатов переходит к заказчику, а исполнитель сохраняет право применять их только для собственных нужд.
В случае нарушения договорных обязательств исполнитель несет ответственность за свои действия не как обычный предприниматель в соответствии с п. 2 ст. 401 ГК РФ, а лишь при наличии вины. Кроме того, ответственность исполнителя ограничена по объему, так как, если иное прямо не предусмотрено договором, он должен возместить заказчику лишь реальный ущерб в имуществе, но не упущенную последним выгоду. Более того, договором может быть предусмотрено, что реальный ущерб подлежит возмещению лишь в пределах общей стоимости работ по договору.
Деятельность по выполнению НИР и ОКР не является образовательной, но, можно сказать, что такая деятельность тесно с ней связана. В этой связи представляется возможным закрепление этого вида деятельности в перечне видов предпринимательской деятельности, которую вправе осуществлять государственный вуз.
Высшие учебные заведения могут заключать договоры купли-продажи в соответствии с требованиями гражданского законодательства.
Особенностью договора купли-продажи с участием государственного вуза является то, что в качестве покупателя государственный вуз не приобретает право собственности на купленные товары, его собственником становится собственник вуза.
В п. 6 ст.13 Закона «Об образовании» закрепляется, что запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, подлежит обязательному закреплению в Уставе образовательного учреждения. В этой связи возникает вопрос о том, кто может отчуждать имущество, закрепленное на праве оперативного управления, если оно, например, больше не нужно вузу или устарело.
В связи с внедрением в учебный процесс новых информационных технологий возникает необходимость в продаже быстро устаревающей техники, чтобы использовать полученные от продажи средства для приобретения более современной техники. В этой связи предлагается предоставить государственному вузу право распоряжаться таким имуществом.
Государственным вузам нужно разрешить принимать имущество в дар только в виде пожертвования. Пожертвование отличается от дарения тем, что производится в общеполезных целях. Учитывая характер и направленность данного договора, следует признать его более подходящим для государственных вузов, чем обычный договор дарения. Этот договор уже подразумевает, как и для каких целей будет использовано переданное имущество.
В настоящее время государственный вуз не может участвовать в договоре о совместной деятельности (простого товарищества) и в договоре доверительного управления.
Осуществляя свою сделкоспособность, образовательное учреждение ограничено определенными гражданско-правовыми нормами. Образовательное учреждение не вправе выступать финансовым агентом. Оно не может быть также коммерческим представителем и заключать сделки, направленные на постоянное и самостоятельное представительство от, имени предпринимателей ввиду ограничений, предусмотренных статьей 184 ГК РФ. Образовательное учреждение не вправе быть доверительным управляющим в связи с запретом, содержащимся в статье 1015 ГК РФ. Оно не может заключать договор коммерческой концессии в силу ограничения, указанного в пункте 3 статьи 1027 ГК РФ.






Глава 3. Механизм совершенствования гражданских правоотношений в образовательной сфере

3.1. Проблемы реализации гражданских правоотношений в образовательной сфере

В настоящее время, акцентируя внимание на проблемах проводимой в России образовательной реформы, которая самым непосредственным образом затрагивает правовое положение вуза, необходимо отметить проблему выбора оптимальной организационно-правовой формы вуза. Можно выделить две наиболее важные проблемы: о приватизации образовательных учреждений и установлении особого статуса «образовательных организаций» вместо существующего статуса государственных учреждений. В рамках первой проблемы отстаивается позиция о том, что приватизация сферы высшего образования не соответствует общественным интересам. Относительно второй необходимо отметить новые организационно-правовые формы некоммерческих организаций – государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации, – далее ГМАНО, автономные учреждения, а также некоммерческое партнерство и автономная некоммерческая организация. 
На основе сопоставления общего и особенного в правовом положении предлагаемых организационно-правовых форм юридических лиц вместо учреждения можно сделать вывод о том, что главное отличие одной формы от другой заключается в:
а) характере вещного права на имущество, передаваемое им учредителем;
б) объеме их ответственности по своим обязательствам;
в) основании осуществления основной деятельности. 
Указанные субъекты в силу бюджетного законодательства могут получать бюджетные средства только в форме субвенций и субсидий, в отличие от учреждений, которым средства передаются в форме бюджетных ассигнований. Они подпадают под действие закона о банкротстве.
Закрепив возможность многоучредительства образовательного учреждения (как организационно-правовой формы), законодатель, тем не менее, не установил правила взаимоотношений учредителей между собой и по отношению к созданному ими образовательному учреждению, другими словами, не определен порядок принятия решений в отношении образовательной, финансовой, предпринимательской, иной деятельности образовательного учреждения, ответственность, порядок разрешения возникающих споров.
С другой стороны, в силу многоучредительства образовательного учреждения, допускаемого законом, имущество может предоставляться не всеми учредителями, а одним или несколькими из них. В последнем случае необходимо определить, кто, какое имущество передал, отделить его от другого имущества, в том числе от поступившего в собственность самого образовательного учреждения, другими словами, его надо обособить. Одновременно остается неясным приведенное в ст. 39 Закона РФ «Об образовании» содержание правовой конструкции взаимодействия собственника и уполномоченного им юридического лица, а также собственника и учредителя. При этом не учитывается, на какой правовой основе осуществляется это уполномачивание юридического лица. Видимо, имеется в виду орган, который уполномочен выступать от имени собственника. Им не обязательно будет юридическое лицо. Тем самым подразумевается, что учредителем образовательного учреждения может быть и не собственник закрепляемого имущества, а собственником закрепляемых объектов – не учредитель, что выглядит достаточно нелепо и приводит к определенным противоречиям (п. 1 ст. 120 ГК РФ) в отношении «просто» учреждения предусматривает, что оно создается только собственником имущества.
Закон РФ «Об образовании» предусматривает заключение лишь договора учредителей о создании образовательного учреждения (п. 3 ст. 33) и договора между образовательным учреждением и его учредителями. Данное положение требует разъяснения.
Жесткая система управления в государственных вузах не позволяет реализовывать предпринимательскую стратегию, без которой их функционирование становится проблематичным (добавим, в условиях жесточайшего бюджетного недофинансирования). Необходимо изменить организационную структуру вуза и бизнес-процессов, что должно повлечь облегчение формирования рыночного поведения вуза как делового предприятия.
В законодательстве об образовании отсутствует понятие образовательной услуги, не указаны ее виды и признаки.
В последнее время возникает проблема качества предоставляемых образовательных услуг. Однако необходимо отметить, что законодательно не определены критерии качества образовательных услуг, что вызывает сложности при привлечении вуза при оказании образовательных услуг ненадлежащего качества. Уставы вузов и договоры на оказание вузом образовательных услуг не предусматривают основания и меры ответственности вуза  за некачественное исполнение им своих обязательств по договору.
Одной из особенностей права оперативного управления применительно к образовательным учреждениям является то, что согласно пункту 11 статьи 39 Закона РФ «Об образовании» учредитель может предоставить образовательному учреждению не только объекты, находящиеся в собственности учредителя, но и арендуемые учредителем у третьего лица (собственника) объекты, тогда как ГК РФ такой возможности не предусматривает.
Среди перечня прав арендатора, который определен пунктом 2 статьи 615 ГК РФ, не названо право арендатора передавать арендуемое имущество в оперативное управление третьему лицу. Образовательное учреждение должно иметь в оперативном управлении только имущество учредителя, а не третьего лица.

3.2. Пути совершенствования гражданских правоотношений в образовательной сфере

Проанализировав проблемы, существующие при реализации гражданских правоотношений в образовательной сфере, можно выявить пути совершенствования законодательства в данной сфере.
1. Необходимо внести изменения в легальное определение высшего учебного заведения, данное в пункте 1 статьи 8 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которое предполагает в качестве организационно-правовой формы вуза только форму учреждения, что противоречит действующему образовательному законодательству. С учетом этого предлагается пункт 1 статьи 8 указанного Закона изложить в следующей редакции: «Под высшим учебным заведением понимается некоммерческая образовательная организация, действующая на основании законодательства Российской Федерации, имеющая статус юридического лица, реализующая в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования».
2. Вуз не может быть создан в организационно-правовой форме коммерческой организации. Наиболее приемлемой организационно-правовой формой государственного вуза в настоящее время является учреждение, поскольку оно позволяет концентрировать усилия и ресурсы для достижения общественно-значимой образовательной цели, сохраняя при этом в собственности учредителя имущество, предоставленное для достижения этой цели.
3. Негосударственные вузы не должны создаваться в организационно-правовой форме учреждений ввиду специфики отношений между учреждением и его учредителем. В противном случае собственник может изъять имущество учреждения, перераспределить его иным образом. С другой стороны, собственник обязан финансировать учреждение, а у него может не быть для этого достаточно средств. В такой ситуации вуз не сможет продолжать свою деятельность и будет подлежать ликвидации, а вопрос о компенсации убытков обучающимся останется не решенным ввиду неплатежеспособности субъекта ответственности.
4. В связи с предстоящим созданием в России национальных университетов в действующем законодательстве необходимо закрепить положение о том, что в случае реорганизации государственного вуза студенты, обучающиеся в этом вузе, должны быть переведены в вуз, являющийся правопреемником реорганизуемого вуза, в том же статусе и на тех же условиях договора, в том числе и с сохранением размера оплаты за обучение (если они обучались на договорной основе); им должны быть предоставлены образовательные услуги аналогичного качества, как и в вузе, в котором они ранее обучались.
5. На законодательном уровне предлагается закрепить положение о том, что вуз, получивший лицензию и осуществивший набор студентов, но в дальнейшем не прошедший государственную аккредитацию, обязан возместить студентам убытки, связанные с невозможностью получения ими диплома государственного образца. В случае недостаточности средств у государственного вуза его учредитель (государство) должен нести субсидиарную ответственность по указанным обязательствам.
6. В связи с тем, что Закон РФ «Об образовании», говоря о реорганизации образовательного учреждения, оставляет без внимания такие ее формы, как слияние, присоединение, разделение и выделение, и поскольку действие устава, лицензии и государственной аккредитации прекращается не только при преобразовании вуза (или иного образовательного учреждения), но и при его реорганизации в вышеперечисленных формах, а также учитывая, что реорганизации может подлежать не только образовательное учреждение, но и образовательная организация, предлагается назвать статью 34 «Реорганизация и ликвидация образовательной организации» и первые абзацы п.1 и п.2 ст. 34 Закона РФ «Об образовании» изложить в следующей редакции:
«1. Образовательная организация может быть реорганизована в соответствии с действующим законодательством в форме преобразования, слияния, разделения, присоединения и выделения.
2. При реорганизации образовательной организации в форме преобразования, слияния, разделения или присоединения её устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу».
7. В законе необходимо закрепить критерии, согласно которым государственный вуз вправе заниматься определенными видами деятельности, приносящими доход. К таким критериям предлагается отнести:
- тесную связь осуществляемого вида деятельности с основной – образовательной по характеру и направленности этой деятельности;
- указанная деятельность не должна наносить ущерб основной – образовательной деятельности;
- такая деятельность должна служить обеспечению нужд образовательного процесса в данном вузе.
8. Перечень видов предпринимательской деятельности, которыми вправе заниматься государственный вуз, должен быть предусмотрен как в законодательстве, так и в уставе вуза. Сделки, заключение которых будет выходить за рамки устава, следует признавать недействительными как выходящие за рамки правоспособности вуза. Необходимо пересмотреть перечень видов предпринимательской деятельности образовательного учреждения, включить в него виды предпринимательской деятельности, связанные с образовательной деятельностью и исключить те, которые не имеют отношения к образовательной деятельности. Предлагается следующий примерный перечень видов предпринимательской деятельности государственных вузов: выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по договорам, редакционная и издательская деятельность, консультационная деятельность, оказание услуг по подбору персонала, проведение экспертиз, участие в деятельности организаций, деятельность которых связана с образованием.
Кроме того, следует оговорить в законодательстве, за счет какого имущества образовательное учреждение может заниматься предпринимательской деятельностью. Представляется возможным закрепить, что имущественной базой такой деятельности должно служить имущество, находящееся в самостоятельном распоряжении учреждения.
9. Необходимо дополнить Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» главой, посвященной договору оказания платных образовательных услуг, где были бы урегулированы особенности данного договора.
10. В целях более сбалансированного регулирования отношений по поводу осуществления государственными учреждениями права оперативного управления целесообразно в конструкцию части 1 статьи 296 ГК РФ внести изменения и изложить ее в следующей редакции: «Казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества в пределах установленных законом и договором, права владения, пользования и распоряжения им». Такие изменения упорядочат отношения между собственником и учреждением, будут препятствовать нецелевому использованию имущества учреждением в рамках права оперативного управления и действующего законодательства.
11. Необходимо закрепить на законодательном уровне минимум имущества, который учредитель должен передать вновь создаваемому вузу. По действующему законодательству в настоящее время учредитель может создать вуз, не закрепляя за ним имущества, необходимого для его деятельности.
12. Необходимо разработать механизм гражданско-правовой ответственности учредителя за невыполнение обязательств по финансированию учреждения. Одним из путей решения этой проблемы предлагается рассмотреть вопрос о целесообразности включения учредителя в качестве одной из сторон договоров, заключаемых вузом.
13. Необходимо четко оговорить в законодательстве круг организаций, долевое участие в деятельности которых может принимать за счет своего имущества государственный вуз. Это должны быть организации, деятельность которых связана с основной деятельностью вуза – образовательной.
14. Право образовательного учреждения на самостоятельное распоряжение доходами от разрешенной экономической деятельности следует признать правом хозяйственного ведения и внести соответствующие изменения в законодательство.
15. Положение о лицензировании образовательной деятельности необходимо дополнить глоссарием, раскрывающим категориальный аппарат: лицензия, лицензирующий орган, соискатель лицензии; лицензионные требования к условиям осуществления образовательного процесса; реестр лицензий и т.д.
16. Законодательству необходимо более четко прописать функции органов власти и местного самоуправления в создании и деятельности образовательных учреждений и организаций.



Заключение

В заключении проведенного исследования целесообразно привести следующие итоговые положения:
1. Объем гражданской правоспособности высшего учебного заведения зависит от проводимой государством социально-экономической политики. В частности, переход экономики страны к рынку с соответствующим увеличением объема частноправовых начал в механизме правового регулирования отношений в сфере высшего профессионального образования обусловил расширение содержания правоспособности вуза.
Излишний перекос в ту либо иную сторону приводит либо к излишней коммерциализации высшего образования и невыполнению его социальных задач, либо к излишнему регулированию отношений в данной сфере и снижению оперативности при решении имущественных потребностей вуза, необходимо оптимально соотносить публично- и частноправовых элементов правового регулирования отношений, субъектом которых является высшее учебное заведение.
2. Институты частного права, преломляясь через призму образовательной функции государства, пронизываются публично-правовыми началами, что неизбежно приводит к ограничению правоспособности вузов.
3. Сравнительный анализ гражданского законодательства и законодательства об образования позволил прийти к выводу о том, что нормы последнего, направленные на регулирование гражданско-правовых отношений в сфере высшего профессионального образования, во-первых, противоречат нормам гражданского права; во-вторых, привносят в гражданско-правовые конструкции нечто новое, что приводит их к трансформации.
4. Отсутствие в теории права единообразного доктринального подхода к категории «правовое положение» на практике привело к искажению сущности законодательных цивилистических конструкций, применяемых при участии учреждения в вещных, обязательственных и других отношениях.
5. Наличие в качестве квалифицирующих признаков некоммерческих организаций наряду с общепризнанными также следующих: 1) целью их деятельности является удовлетворение нематериальных потребностей субъектов гражданского права; 2) предметом их деятельности является оказание нематериальных услуг (указанные признаки не распространяются на потребительский кооператив и некоммерческое партнерство).
Данным признакам в полной мере отвечает учреждение, в форме которого создается высшее учебное заведение.
6. «Внедрение» в сферу высшего профессионального образования в качестве альтернативы учреждению как организационно-правовой форме вуза иных видов некоммерческих организаций не отвечает общественным интересам. Только учреждение обладает тем набором возможностей, которые позволяют ему оптимально решать социально-значимые задачи общества в сфере образования.
7. Представляется ошибочной ориентация государственной образовательной политики на расширение гражданской правоспособности вуза в сфере предпринимательской деятельности, как не соответствующая общественным интересам. В перспективе при должном объеме финансирования пределы предпринимательской деятельности вуза должны быть ограничены возмездной образовательной, научно-исследовательской, инновационной и сопутствующей им деятельностью.
8. Выступление государственного (муниципального) учреждения в качестве учредителя (участника) некоммерческих организаций преследует частный, а не публичный интерес (за исключением участия в ассоциациях и фондах), что обусловливает необходимость введения на уровне гражданского законодательства запрета на его участие в создании данных организаций.
9. Проведенное исследование позволило констатировать, что для доходов и имущества, приобретенных учреждением (вузом) за счет разрешенной внебюджетной деятельности, наиболее оптимальным режимом вещного права является режим права хозяйственного ведения. Признание его за вузом в определенных пределах расширяет объем его правосубъектности и снимает проблему замены учреждения как организационно-правовой формы вуза на иные виды форм.
10. Отношения, возникающие между вузом и студентами, обучающимися за счет бюджетных и внебюджетных средств, оформляются гражданско-правовым договором на оказание вузом образовательных услуг. По данному договору вуз обязуется осуществлять образовательную деятельность в рамках ГОС ВПО и по окончании обучения выдать выполнившему учебный план студенту диплом об образовании государственного образца, а студент обязуется выполнять учебный план специальности, посещать учебные занятия и оплатить стоимость обучения (последняя обязанность характерна только для договора, обучение по которому осуществляется за счет средств потребителя образовательной услуги или третьих лиц). Договор является консенсуальным, двусторонним, возмездным – с позиции вуза, платным или бесплатным – с позиции обучающегося, относится к категориям публичного договора и договора присоединения.
11. Предмет договора на оказание вузом образовательных услуг включает в себя два элемента: образовательную деятельность (образовательные услуги) и неовеществленный результат данной деятельности в виде приобретенных знаний, умений, навыков.
В работе содержатся выводы и предложения в области совершенствования правового регулирования гражданских правоотношений в образовательной сфере.



Список использованной литературы

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 30.12.2008) // Консультант Плюс.
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 27.12.2009) «Об образовании» // Консультант Плюс.
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 23.11.2009) «О защите прав потребителей» // Консультант Плюс.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // Консультант Плюс.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 17.07.2009) // Консультант Плюс.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 30.06.2008) // Консультант Плюс.
Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 21.12.2009, с изм. от 27.12.2009) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Консультант Плюс.
Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Консультант Плюс.
Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 (ред. от 15.09.2008) «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» // СЗ РФ.- 2001.-№29; 2008.-№38. Ст. 4317.
Постановление Правительства РФ от 10.02.2004 № 71 (ред. от 01.04.2009) «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений» // КонсультантПлюс.
Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 №522 (ред. 18.05.2009 № 414) «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» // СЗ РФ.- 2008.-№ 29 (ч. 2). Ст. 3520; СЗ РФ.- 2009.-№ 21. Ст. 2564.
Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 № 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» // Собрание законодательства РФ.-2009.-№ 14. Ст. 1661.
Приказ Минобразования РФ от 28.07.2003 № 3177 «Об утверждении примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.-2003.-№51.
Приказ Минобразования России от 15 февраля 2005г. № 40 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» // Консультант Плюс.
Приказ Минобрнауки РФ от 03.09.2009 № 323 «Об утверждении форм представления сведений соискателем лицензии для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности» // Российская газета.-2009.-№222.
Приказ Минобразования РФ от 23.04.2001 № 1800 (ред. от 03.09.2009) «Об утверждении форм бланков Лицензии на осуществление образовательной деятельности, приложений к ней и документов, представляемых на лицензионную экспертизу» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.-2001.-№25.
Приказ Минобразования РФ от 10.08.2000 № 2437 «О сроках представления документов на лицензирование образовательной деятельности» // Бюллетень Минобразования РФ.- 2000.-№10.
Письмо Минобразования РФ от 01.10.2002 №31ю-31нн-40/31-09 // Официальные документы в образовании.- 2002.-№32.
Аванесов В. Приоритетный национальный проект «Образование» как форма перехода к общественно-государственному управлению образовательной сферой // Юрист вуза. – 2008. – № 10. С.12-16.
Буслов В.Г. Законодательная база управления образовательным учреждением: функциональная полнота и пути совершенствования // Право и образование.-2006.- №1. С.7-14.
Гражданское право / Суханова Е.А. – М.: Волтерс Клувер, 2008. – 632с.
Евдокимова В.В. Правовые акты в сфере управления образованием: недостатки и вопросы совершенствования // Право и государство. Теория и практика. – 2007.- №12 С.20-21.
Залесский В. В., Каллистратова Р. Ф. Комментарий к Федераль-ному закону «О некоммерческих организациях». – М.: Юрайт,2007.- 539с.
Зенков В. Н. Совершенствование правового статуса государственных организаций образования // Журнал российского права. – 2006. – № 4. – С. 22-29.
Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование в сфере высшего профессионального образования в Российской Федерации. Автореф. дис. … доктора юрид. наук. – М.,2006. -32с.
Королева Т.В. Гражданско-правовой статус государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (государственного вуза) и его структурных подразделений: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2006. -29с.
Кочерга С.А., Чепурнова Н.М. Правовое регулирование конституционного права граждан как потребителей образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования / VIII Международная научно-практическая конференция Российская государственность и право: современное состояние и перспективы развития: Сб. ст.- М: МЭСИ, 2008.- С.4-16.
Кудряшов А.В. Договор на оказание платных образовательных услуг как основание инвестиций в образование // Право и образование.- 2008. - № 2. С.25-33.
Куров С.В. Образование и гражданское право. - М.: Готика, 2007. - 123 с.
Майбуров И. Высшее образование в развитых странах // Высшее образование в России. - 2003. - № 2. С. 132-134.
Максимец Л. Г. Образовательное учреждение как субъект гражданского права :Автореф. дис. … канд. юрид. наук.. -М.,2001. -30 с.
Непрозванных А. Л. Образование и право в Российской Федерации: организационные и политические проблемы развития // Право и образование. - 2007. - № 2. С. 23–32.
Самсонова Л.В. Вещные права учреждений профессионального образования: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2006. -36с.
Суханов Е.А. О правовом статусе образовательных учреждений // Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации. - 2002. - № 11.С.68-70.
Твердова Т. В. Правосубъектность образовательного учреждения по гражданскому праву Российской Федерации. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. юр. наук. – М., 2004. -34с.
Шкарлупина Г.Д. О государственном регулировании платных образовательных услуг // Законодательство и экономика.- 2006.- №10. С.11-21.
Шкатулла В.И. Образовательное законодательство: теоретические и практические проблемы / Кудрявцева Ю.А.- М.: Юристъ, 2001-325с.
Черненко О.Э. Разграничение полномочий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в области образования // Экономика образования.-2009.-№9.
Чмыхов А.Н. Пути решения проблем управления вузами //Инновации в образовании.-2006. -№3. С. 71-73.

См.: Майбуров И. Высшее образование в развитых странах // Высшее образование в России. - 2004. - № 2. С. 132.
См.: Доклад «Инновационное развитие образования – основа повышения конкурентоспособности России» от 24.03.2006 г. на заседании Государственного совета «О развитии образования в Российской Федерации».
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 27.12.2009) «Об образовании» // Консультант Плюс.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // Консультант Плюс.
Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Консультант Плюс.
Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 21.12.2009, с изм. от 27.12.2009) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Консультант Плюс.
Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 17.07.2009) «О некоммерческих организациях» // Консультант Плюс.
Шкатулла В.И. Образовательное законодательство: теоретические и практические проблемы / Кудрявцева Ю.А.- М. :Юристъ, 2001. С. 97.
Гражданское право / Суханова Е.А. – М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 268.; Залесский В. В., Каллистратова Р. Ф. Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организациях». – М.: Юрайт,2007. С. 51.
Твердова Т. В. Правосубъектность образовательного учреждения по гражданскому праву Российской Федерации. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. юр. наук. – М., 2004. С. 2, 11-12.
Суханов Е. А. О правовом статусе образовательных учреждений // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2002. - № 9. С. 62-73.
Постановление Правительства РФ от 10.02.2004 № 71 (ред. от 01.04.2009) «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений» // Консультант Плюс.
Гражданское право / Суханова Е.А. – М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 484.
Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об общественных объединениях» // Консультант Плюс.
Суханов Е.А. О правовом статусе образовательных учреждений // Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации. - 2002. - № 11. С. 69.
Королева Т.В. Гражданско-правовой статус государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (государственного вуза) и его структурных подразделений: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2006. С.13.
Чмыхов А.Н. Пути решения проблем управления вузами //Инновации в образовании.-2006. -№3. С. 71
Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование в сфере высшего профессионального образования в Российской Федерации. Автореф. дис. … доктора юрид. наук. – М.,2006. С.12.
Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 № 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» // Собрание законодательства РФ.-2009.-№ 14. Ст. 1661.
Королева Т.В. Гражданско-правовой статус государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (государственного вуза) и его структурных подразделений: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2006. С.27.
Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 №277 «Об утверждении Положения и лицензировании образовательной деятельности» // СЗ РФ.-2009.- №14. Ст.1661.
Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 №522 (ред. 18.05.2009 № 414) «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» // СЗ РФ.- 2008.-№ 29 (ч. 2). Ст. 3520; СЗ РФ.- 2009.-№ 21. Ст. 2564.
Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 (ред. от 15.09.2008) «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» СЗ РФ.- 2001.-№29; 2008.-№38. Ст. 4317.
Письмо Минобразования РФ от 01.10.2002 N 31ю-31нн-40/31-09 // Официальные документы в образовании.- 2002.-№32.
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 23.11.2009) «О защите прав потребителей» // Консультант Плюс.
Кочерга С.А., Чепурнова Н.М. Правовое регулирование конституционного права граждан как потребителей образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования / VIII Международная научно-практическая конференция Российская государственность и право: современное состояние и перспективы развития: Сб. ст.- М: МЭСИ, 2008.- С.8.
Шкарлупина Г.Д. О государственном регулировании платных образовательных услуг // Законодательство и экономика.- 2006.- №10. С.16.
Кудряшов А.В. Договор на оказание платных образовательных услуг как основание инвестиций в образование // Право и образование.- 2008. - № 2. С.26.
Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование в сфере высшего профессионального образования в Российской Федерации. Автореф. дис. … доктора юрид. наук. – М., 2006. С.18.
Кудряшов А.В. Договор на оказание платных образовательных услуг как основание инвестиций в образование // Право и образование.- 2008. - № 2. С.25.
Королева Т.В. Гражданско-правовой статус государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (государственного вуза) и его структурных подразделений: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2006. С.15.

Приказ Минобразования РФ от 28.07.2003 № 3177 «Об утверждении примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.-2003.-№51.
Гражданское право / Суханова Е.А. – М.: Волтерс Клувер, 2008. С.394.
Официально не опубликовано.
Самсонова Л.В. Вещные права учреждений профессионального образования: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2006. С.25.
Собчак А.А. Внутрипроизводственный хозрасчет в промышленности. Правовые вопросы. - М., 1972. С.32-33.
Красавчиков О.А. Сущность юридического лица // Советское государство и право. - 1976. - № 1. С.53.
Суханов Е.А. О правовом статусе образовательных учреждений // Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации. - 2002. - № 11. С.67.
Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование в сфере высшего профессионального образования в Российской Федерации. Автореф. дис. … доктора юрид. наук. – М.,2006. С.22.












2

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 30.12.2008) // Консультант Плюс.
2.Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 27.12.2009) «Об образовании» // Консультант Плюс.
3.Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 23.11.2009) «О защите прав потребителей» // Консультант Плюс.
4.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // Консультант Плюс.
5.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 17.07.2009) // Консультант Плюс.
6.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 30.06.2008) // Консультант Плюс.
7.Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 21.12.2009, с изм. от 27.12.2009) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Консультант Плюс.
8.Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Консультант Плюс.
9.Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 (ред. от 15.09.2008) «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» // СЗ РФ.- 2001.-№29; 2008.-№38. Ст. 4317.
10.Постановление Правительства РФ от 10.02.2004 № 71 (ред. от 01.04.2009) «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений» // КонсультантПлюс.
11.Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 №522 (ред. 18.05.2009 № 414) «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» // СЗ РФ.- 2008.-№ 29 (ч. 2). Ст. 3520; СЗ РФ.- 2009.-№ 21. Ст. 2564.
12.Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 № 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» // Собрание законодательства РФ.-2009.-№ 14. Ст. 1661.
13.Приказ Минобразования РФ от 28.07.2003 № 3177 «Об утверждении примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.-2003.-№51.
14.Приказ Минобразования России от 15 февраля 2005г. № 40 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» // Консультант Плюс.
15.Приказ Минобрнауки РФ от 03.09.2009 № 323 «Об утверждении форм представления сведений соискателем лицензии для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности» // Российская газета.-2009.-№222.
16.Приказ Минобразования РФ от 23.04.2001 № 1800 (ред. от 03.09.2009) «Об утверждении форм бланков Лицензии на осуществление образовательной деятельности, приложений к ней и документов, представляемых на лицензионную экспертизу» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.-2001.-№25.
17.Приказ Минобразования РФ от 10.08.2000 № 2437 «О сроках представления документов на лицензирование образовательной деятельности» // Бюллетень Минобразования РФ.- 2000.-№10.
18.Письмо Минобразования РФ от 01.10.2002 №31ю-31нн-40/31-09 // Официальные документы в образовании.- 2002.-№32.
19.Аванесов В. Приоритетный национальный проект «Образование» как форма перехода к общественно-государственному управлению образовательной сферой // Юрист вуза. – 2008. – № 10. С.12-16.
20.Буслов В.Г. Законодательная база управления образовательным учреждением: функциональная полнота и пути совершенствования // Право и образование.-2006.- №1. С.7-14.
21.Гражданское право / Суханова Е.А. – М.: Волтерс Клувер, 2008. – 632с.
22.Евдокимова В.В. Правовые акты в сфере управления образованием: недостатки и вопросы совершенствования // Право и государство. Теория и практика. – 2007.- №12 С.20-21.
23.Залесский В. В., Каллистратова Р. Ф. Комментарий к Федераль-ному закону «О некоммерческих организациях». – М.: Юрайт,2007.- 539с.
24.Зенков В. Н. Совершенствование правового статуса государственных организаций образования // Журнал российского права. – 2006. – № 4. – С. 22-29.
25.Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование в сфере высшего профессионального образования в Российской Федерации. Автореф. дис. … доктора юрид. наук. – М.,2006. -32с.
26.Королева Т.В. Гражданско-правовой статус государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (государственного вуза) и его структурных подразделений: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2006. -29с.
27.Кочерга С.А., Чепурнова Н.М. Правовое регулирование конституционного права граждан как потребителей образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования / VIII Международная научно-практическая конференция Российская государственность и право: современное состояние и перспективы развития: Сб. ст.- М: МЭСИ, 2008.- С.4-16.
28.Кудряшов А.В. Договор на оказание платных образовательных услуг как основание инвестиций в образование // Право и образование.- 2008. - № 2. С.25-33.
29.Куров С.В. Образование и гражданское право. - М.: Готика, 2007. - 123 с.
30.Майбуров И. Высшее образование в развитых странах // Высшее образование в России. - 2003. - № 2. С. 132-134.
31.Максимец Л. Г. Образовательное учреждение как субъект гражданского права :Автореф. дис. … канд. юрид. наук.. -М.,2001. -30 с.
32.Непрозванных А. Л. Образование и право в Российской Федерации: организационные и политические проблемы развития // Право и образование. - 2007. - № 2. С. 23–32.
33.Самсонова Л.В. Вещные права учреждений профессионального образования: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2006. -36с.
34.Суханов Е.А. О правовом статусе образовательных учреждений // Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации. - 2002. - № 11.С.68-70.
35.Твердова Т. В. Правосубъектность образовательного учреждения по гражданскому праву Российской Федерации. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. юр. наук. – М., 2004. -34с.
36.Шкарлупина Г.Д. О государственном регулировании платных образовательных услуг // Законодательство и экономика.- 2006.- №10. С.11-21.
37.Шкатулла В.И. Образовательное законодательство: теоретические и практические проблемы / Кудрявцева Ю.А.- М.: Юристъ, 2001-325с.
38.Черненко О.Э. Разграничение полномочий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в области образования // Экономика образования.-2009.-№9.
39.Чмыхов А.Н. Пути решения проблем управления вузами //Инновации в образовании.-2006. -№3. С. 71-73.

Гражданско-правовое регулирование в области недействительности сделок


















работа

Тема: Гражданско-правовое регулирование в области недействительности сделок

Содержание

Введение

Глава 1 Общая характеристика недействительных сделок

1.1 Недействительными сделка: определение понятия и установление причин недействительности

1.2 Правомерность и неправомерность недействительных сделок

1.3 Классификация составов неправильных сделок и их соотношение

Глава 2 Правовые последствия недействительности сделок

2.1 Двусторонняя реституция, соотношение реституции, виндикации и неосновательного обогащения

2.2 Соотношение иска о реституции, виндикационного иска и требований о возврате неосновательного обогащения

2.3 Защита приобретателя добросовестным

Вывод

библиография

Введение

Актуальность темы исследования. Положения института недействительности сделок вызывают многочисленные дискуссии, поскольку до сих пор в законодательстве нет четких ответов на важные вопросы, которые возникают при применении на практике норм данного института. Следует отметить, что судам достаточно сложно разрешать споры о недействительности сделок из-за пробелов в правовом регулировании этих отношений. Таким образом, нужны исследования, которые позволяют найти наиболее оптимальные пути совершенствования законодательства, посвященного вопросам недействительности сделок.

Сделки являются основой гражданского оборота, соответственно признание их недействительными нарушает стабильность гражданско-правовых отношений. В настоящее время наблюдается рост числа судебных исков, в которых заявляются требования о признании сделки недействительной.

Одна из причин этой ситуации правовые основания для признания сделок недействительными, содержащихся в Гражданском кодексе. Так, указывается достаточно абстрактное основание - "сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов" (статья 168 ГА), а затем перечисляются определенные формулировки неверные сделок (совершенные с целью, противоположной основам правопорядка и нравственности; мнимые и притворные и др.). Присутствие абстрактного основания для признания сделок недействительными, приводит на практике к тому, что часто стороны в случае возникновения спора заявляет о ничтожности заключенной сделки, ссылаясь на какие-либо неточности в его дизайн.

Узнать стоимость работы