Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Особенности смысловой сферы у лиц пожилого возраста

  • 41 страница
  • 22 источника
  • Добавлена 30.11.2010
700 руб. 1 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения смысловой сферы лиц пожилого возраста
1.1. Психологические подходы к изучению старости
1.2. Особенности психического развития человека в пожилом возрасте
1.3. Представление о смысловой сфере личности
Глава 2. Специфика смысловой сферы лиц пожилого возраста
2.1. Ценностно-смысловые ориентации пожилых людей
2.2. Варианты самоопределения в старческом возрасте
Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей смысло-жизненных ориентаций людей пожилого возраста
3.1. Организация исследования
3.2. Результаты исследования
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

д., а также привлекая к этому родственников, близких и друзей старого человека.
К сожалению, в условиях нынешней России, в подавляющем большинстве случаев все это остается лишь пожеланием. Как это ни покажется странным, но в условиях явного невнимания к проблемам стариков (а также к проблемам детей, материнства, инвалидов и вообще Человека) появляется возможность активизировать самих стариков для легальных форм борьбы за собственные права. Как уже отмечалось, в этом случае у стариков будет реализовано настоящее чувство собственного достоинства, ведь они сами начнут решать свои проблемы. В ситуации же, когда «добрая» власть («когда-нибудь», «вдруг») обратится к проблемам пенсионеров и начнет за ними «ухаживать», чувство собственного достоинства будет реализовано разве что у тех пенсионеров, которые в силу слабости и болезней, просто не могут сами себя обслужить.
Мы еще раз возвращаемся к предположению о том, что для полноценной жизни (а в старости жизнь также должна быть полноценной) необходима «жажда жизни», а не просто ожидание того, что кто-то «добрый», «хороший» и «честный» решит все проблемы. В этой связи уместно вспомнить представление о смысле жизни известного слепо-глухо-немого ученого-инвалида А.В. Суворова, сумевшего преодолеть свой недуг и защитить докторскую диссертацию по психологии: «…только понимание, сочувствие, любовь могут придать не просто вкус к жизни, а неумолимую ее жажду… жажда жизни – это и есть главный, если не единственный мотивационный механизм воли к жизни как самомобилизации (особенно в экстремальных ситуациях)». [18, с. 252] Но жажда жизни – это, прежде всего, активная жизненная позиция, в том числе и в борьбе за свои собственные права, а может и за права всех жителей России, если уж более молодые люди ничего не могут сделать для процветания своей страны.
Хотя это и печально признавать, но в немалой степени надежда на улучшение жизни зависит от самих стариков, а для самих стариков это не самый плохой вариант поиска смысла в своей жизнедеятельности. Будем надеяться, что не все из них готовы смириться со своим нынешним положением и еще готовы побороться за свое достоинство.
















Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей смысло-жизненных ориентаций людей пожилого возраста

3.1. Организация исследования

В процессе работы над темой курсового исследования был проведен теоретический анализ смысловой сферы лиц пожилого возраста. В данной главе необходимо провести эмпирическое исследование данного вопроса.
Цель исследования: провести изучение особенностей смысло-жизненных ориентаций людей пожилого возраста. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
подобрать подходящую выборку и выбрать психодиагностическую методику для исследования;
определить основные смысло-жизненные ориентации пожилых людей;
установить наличие или отсутствие значимых различий между смысло-жизненными ориентациями пожилых мужчин и женщин.
Гипотеза исследования: смысло-жизненные ориентации мужчин и женщин пожилого возраста имеют существенные различия.
Выборка: в качестве выборки для проведения исследования выступило 40 пожилых людей. Выборка однородна по половозрастному принципу: возраст испытуемых от 58 до 69 лет, среди респондентов 20 мужчин и 20 женщин.
В качестве методики для измерения уровня мсысло-жизненных ориентаций был выбран тест смысложизненных ориентаций. Тест смысложизненных ориентации является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений этой теории, в частности представлений об экзистенциальном вакууме и ноогенных неврозах. Суть этих представлений заключается в том, что неудача в поиске человеком смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) и вытекающее из нее ощущение утраты смысла (экзистенциальный вакуум) являются причиной особого класса душевных заболеваний — ноогенных неврозов, которые отличаются от ранее описан­ных видов неврозов. Первоначально авторы стремились показать, что а) методика измеряет именно степень «экзистенциального вакуума» в терминах Франкла; б) последний характерен для психически больных и в) он не тождествен просто психической патологии. «Цель в жизни», которую диагностирует методика, авторы определяют как переживание индивидом онтологической значимости жизни.
Адаптация теста осмысленности жизни на русском языке была впервые выполнена К. Муздыбаевым (ИСЭП АН СССР, г. Ленинград). К.Муздыбаев воспроизвел без изменений форму теста Крамбо, заменив при переводе некоторые пункты другими. Согласованность отдельных пунктов с суммарным баллом оказалась довольно высокой (корреляция от 0,37 до 0,71), хотя нельзя исключить предположение о сильном влиянии на ответы фактора социальной желательности.
Другая русскоязычная версия теста осмысленности жизни (ОЖ) была разработана и адаптирована Д.А. Леонтьевым (факультет психологии МГУ) в 1986—88 гг. Версия К. Муздыбаева была взята за основу и видоизменена по следующим трем параметрам: были изменены и упрощены формулировки ряда пунктов с сохранением общего их смысла; вместо общего начала предложения с двумя вариантами окончания формулировалась пара целостных альтернативных предложений с одинаковым началом; асимметричная шкала градации ответа от 1 до 7 была заменена симметричной шкалой — 3 2 1 0 1 2 3. Последнее было сделано с целью уменьшения «прозрачности» методики и устранения позиционных эффектов, хотя процедура подсчета суммарного балла при этом несколько усложнилась. Параллельно была переведена на русский язык и шкала поиска смысложизненных целей. Единственное изменение по сравнению с оригинальной версией методики заключалась в том, что семиступенчатый квантификатор был заменен пятиступенчатым («никогда — редко — иногда — часто — постоянно»), поскольку в русском языке не удалось подобрать адекватного набора из семи частотных обозначений.
В данной работе используется адаптация теста, выполненная А.Д. Леонтьевым.
В качестве статистических методов в работе применяется расчет U критерия Манна-Уитни. Настоящий статистический метод был предложен Фрэнком Вилкоксоном (см. фото) в 1945 году. Однако в 1947 году метод был улучшен и расширен Х.Б. Манном и Д.Р. Уитни, посему U-критерий чаще называют их именами.
Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1,n2≥3 или n1=2, n2≥5, и является более мощным, чем критерий Розенбаума.
Существует несколько способов использования критерия и несколько вариантов таблиц критических значений, соответствующих этим способам.
Этот метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами. Мы помним, что 1-м рядом (выборкой, группой) мы называем тот ряд значений, в котором значения, по предварительной оценке, выше, а 2-м рядом – тот, где они предположительно ниже.
Чем меньше область перекрещивающихся значений, тем более вероятно, что различия достоверны. Иногда эти различия называют различиями в расположении двух выборок.
Эмпирическое значение критерия U отражает то, насколько велика зона совпадения между рядами. Поэтому чем меньше Uэмп, тем более вероятно, что различия достоверны.




3.2. Результаты исследования

В ходе эмпирического исследования проблемы нами была проведена методика «Смысло-жизненные ориентации» с группой испытуемых. Первичные результаты проведения методики представлены в таблице 1.

Таблица 1
Результаты проведения методики «Смысло-жизненные ориентации» Леонтьева

№ п/п пол Цели в жизни Процесс жизни Результативность жизни Локус-контроля Я Локус-контроля - Жизнь 1. ж 2 3 5 1 3 2. ж 2 2 5 2 2 3. ж 3 4 4 1 4 4. ж 1 2 5 2 2 5. ж 2 1 2 3 3 6. ж 4 0 4 1 1 7. ж 2 1 3 0 1 8. ж 3 2 5 0 0 9. ж 4 0 4 1 2 10. ж 2 4 5 0 0 11. ж 5 2 4 1 2 12. ж 2 2 2 2 0 13. ж 3 0 4 0 3 14. ж 4 1 3 1 2 15. ж 1 3 4 1 0 16. ж 1 1 5 0 2 17. ж 2 0 4 2 0 18. ж 3 1 4 1 1 19. ж 1 2 4 0 0 20. ж 2 0 5 1 2 Средний балл 2,45 1,55 4,05 1 1,5 21. м 4 1 5 3 5 22. м 2 4 3 4 6 23. м 3 2 4 2 2 24. м 1 3 5 3 4 25. м 2 0 5 4 5 26. м 2 1 3 1 3 27. м 2 1 5 3 5 28. м 4 2 5 2 6 29. м 1 3 4 2 5 30. м 1 1 3 3 5 31. м 3 2 4 3 2 32. м 2 2 2 4 5 33. м 4 3 3 2 6 34. м 3 1 5 3 4 35. м 2 4 4 4 3 36. м 3 2 3 2 5 37. м 1 3 5 3 5 38. м 1 2 5 4 5 39. м 1 2 4 4 6 40. м 1 4 5 2 6 Средний балл 2,15 2,15 4,1 2,9 4,65
Результаты проведения методики «Смысло-жизненные ориентации» для наглядности представлены нами графически. (см. рис. 1)

Ц – цели
П – процесс
Р – результат
ЛКЯ – локус контроля - Я
ЛКЖ – локус контроля - Жизнь

Рис. 1. Среднегрупповой уровень смысложизненных ориентаций у пожилых женщин и мужчин
Как видно из рис. 1, пожилые респонденты, как женщины, так и мужчины продемонстрировали низкие показатели по параметру «Цели в жизни» (2,45 и 2,15 баллов соответственно). Этот факт характеризует испытуемых как индивидов, живущих скорее вчерашним днем, чем ориентированных на будущее. Также низки показатели респондентов по параметру «Процесс жизни» (1,55 и 2,15 баллов соответственно). Подобные данные служат основанием для предположения о том, что респонденты не удовлетворены своей жизнью в настоящем, при этом, однако, жизни испытуемых могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее. Высокие показатели продемонстрировали респонденты по параметру «Результативность жизни» (4,05 и 4,1 баллов соответственно). Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна ее прожитая часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Последние два изучаемых параметра представлены у респондентов разного пола диаметрально противоположными результатами. Так, по параметрам «Локус контроля – Я» и «Локус контроля – Жизнь» пожилые женщины показали низкие результаты (1 и 1,5 соответственно), что характеризует их как индивидов, неверящих в свои силы и неспособных контролировать свою жизнь самостоятельно. Кроме того, для пожилых женщин оказался свойственен фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Мужчины-респонденты, напротив, продемонстрировали по указным шкалам высокие значения (2,9 и 4,65 баллов соответственно). Это говорит о том, что пожилые мужчины имеют представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле. Кроме того, пожилые мужчины убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
Для того чтобы определить наличие или отсутствие значимых различий между смысло-жизненными ориентациями пожилых женщин и мужчин был применен метод расчета U-критерия Манна-Уитни. (см. табл. 2)

Таблица 2
Расчет значимых различий между смысло-жизненными ориентациями пожилых женщин и мужчин

Параметры Результат Итог Цели в жизни UЭмп = 170,5
(UКрит=114 при p≤0,01,
UКрит=138 при p≤0,05) Полученное эмпирическое значение UЭмп(170,5) находится в зоне незначимости Процесс жизни UЭмп = 144
(UКрит=114 при p≤0,01,
UКрит=138 при p≤0,05) Полученное эмпирическое значение UЭмп(144) находится в зоне незначимости Результативность жизни UЭмп = 193
(UКрит=114 при p≤0,01,
UКрит=138 при p≤0,05) Полученное эмпирическое значение UЭмп(193) находится в зоне незначимости Локус контроля - Я UЭмп = 31
(UКрит=114 при p≤0,01,
UКрит=138 при p≤0,05) Полученное эмпирическое значение UЭмп(31) находится в зоне значимости (при p≤0,01) Локус контроля - Жизнь UЭмп = 21
(UКрит=114 при p≤0,01,
UКрит=138 при p≤0,05) Полученное эмпирическое значение UЭмп(21) находится в зоне значимости (при p≤0,01)
Как видно из результатов таблицы, достоверные различия (при p≤0,01) между результатами измерения смысло-жизненных ориентаций пожилых женщин и мужчин были обнаружены по параметрам: «Локус контроля – Я» и «Локус контроля – Жизнь», таким образом, можно считать статистически доказанной гипотезу исследования: смысло-жизненные ориентации мужчин и женщин пожилого возраста имеют существенные различия.




























Заключение

В процессе написания данной курсовой работы была достигнута поставленная цель исследования – особенности смысловой сферы у лиц пожилого возраста были изучены. Для реализации данной цели были решены следующие задачи:
рассмотрены психологические подходы к изучению старости;
изучены особенности психического развития человека в пожилом возрасте;
сформировано представление о смысловой сфере личности;
определены ценностно-смысловые ориентации пожилых людей;
описаны варианты самоопределения в старческом возрасте.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы:
Современная наука характеризует старость не только негативными представлениями о ней, а рассматривает ее как завершающую стадию развития человека с присущими ей особенностями. Новая модель старости определяется не только увеличением периода жизни человека, но и позитивным изменением её качеств, включающих в себя значительные возможности индивидуально-личностного развития пожилого человека.
Исследование механизмов психической жизни в позднем возрасте только начинается в полной мере. Однако уже первые работы показывают, что этот путь позволит не только лучше понять причины отклонений, но и помочь в их коррекции, ускорить и оптимизировать адаптацию пожилых людей к новому возрастному периоду, а также хотя бы частично преодолеть те негативные факторы, которые связаны с отрицательной оценкой своего жизненного пути.
За понятием смысловой сферы скрывается сложная и многогранная смысловая реальность, принимающая различные формы и проявляющаяся в различных психологических эффектах, в том числе и в специфике развития человека.
В работе с пожилыми людьми важным и эффективным являются все основные направления психологической помощи: определить своё предназначение и смысл жизни, обрести знания, оказаться готовым к изменению образа жизни и внутренней позиции по отношению к жизни. Помочь пожилому человеку рассмотреть и оценить свои интересы, жизненные ресурсы, самому выбрать для себя подходящее, увлекающее дело, оценить личный и социальный смысл, определить источники внутренней мотивации и важность приобретения ценностной ориентации к восприятию окружающего мира – воплощение личностных устремлений и способностей во всех аспектах повседневной жизни.
В результате проведения эмпирического исследования были получены следующие результаты. Пожилые респонденты, как женщины, так и мужчины продемонстрировали низкие показатели по параметру «Цели в жизни». Также низки показатели респондентов по параметру «Процесс жизни». Высокие показатели продемонстрировали респонденты по параметру «Результативность жизни». Последние два изучаемых параметра представлены у респондентов разного пола диаметрально противоположными результатами. Так, по параметрам «Локус контроля – Я» и «Локус контроля – Жизнь» пожилые женщины показали низкие результаты. Мужчины-респонденты, напротив, продемонстрировали по указным шкалам высокие значения. В результате подсчета U-критерия Манна-Уитни достоверные различия (при p≤0,01) между результатами измерения смысло-жизненных ориентаций пожилых женщин и мужчин были обнаружены по параметрам: «Локус контроля – Я» и «Локус контроля – Жизнь», таким образом, можно считать статистически доказанной гипотезу исследования: смысло-жизненные ориентации мужчин и женщин пожилого возраста имеют существенные различия.




Литература

Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни. М. : Academia, 2002.
Аверин В.А. Дандарова Ж.К. Деркач А.А. Психология человека от рождения до смерти: Младенчество, детство, юность, взрослость, старость: Полный курс психологии развития: (под ред. Реана А.А.). М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека. Киев : Наука и жизнь, 1997.
Альперович В. Социальная геронтология. Ростов-на-Дону: Феникс. 1997.
Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М. : Ин-т психологии РАН, 2004.
Ермолаева М.В. Практическая психология старости. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
Захарова Л.Н. Вынужденные социальные роли пожилых людей и их влияние на психологический климат в обществе // Психология старости: Хрестоматия. Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2004. – С. 117–119.
Карпова Н.Л. Психологические аспекты проблемы смысла жизни// Психологический журнал, 1996, Т.17, № 2, с. 178–183.
Краснова О.В. Социальная психология старения. М. : Academia, 2006.
Краснова О.В. Стереотипы и аттитюды к пожилым людям. М. : Прометей, 2004.
Лазарева Л.П. Геронтология: курс лекций. Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2002.
Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени. М., 1993. – 452 с.
Максимова С.Г. Социально-психологические проблемы в геронтологии. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2001.
Психология старости и старения: хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. М. : РГБ, 2007.
Реан А.А. Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть. М. : АСТ, 2007.
Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1997.
Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М. : Аспект Пресс, 2005.
Холостова, Е.И. Практикум по социальной работе 2-е изд. / Е.И. Холостова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. М. : Академия, 2005.
Шаповаленко И.В. Психология старости как предмет изучения. Психология зрелости и старости. М., 1997.
Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни / [Пер. с. англ.] М.: Когито-центр, 1996.
Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. СПб. : Нева, 2007.


















39

Литература

1.Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни. М. : Academia, 2002.
2.Аверин В.А. Дандарова Ж.К. Деркач А.А. Психология человека от рождения до смерти: Младенчество, детство, юность, взрослость, старость: Полный курс психологии развития: (под ред. Реана А.А.). М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
3.Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека. Киев : Наука и жизнь, 1997.
4.Альперович В. Социальная геронтология. Ростов-на-Дону: Феникс. 1997.
5.Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М. : Ин-т психологии РАН, 2004.
6.Ермолаева М.В. Практическая психология старости. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
7.Захарова Л.Н. Вынужденные социальные роли пожилых людей и их влияние на психологический климат в обществе // Психология старости: Хрестоматия. Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2004. – С. 117–119.
8.Карпова Н.Л. Психологические аспекты проблемы смысла жизни// Психологический журнал, 1996, Т.17, № 2, с. 178–183.
9.Краснова О.В. Социальная психология старения. М. : Academia, 2006.
10.Краснова О.В. Стереотипы и аттитюды к пожилым людям. М. : Прометей, 2004.
11.Лазарева Л.П. Геронтология: курс лекций. Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2002.
12.Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени. М., 1993. – 452 с.
13.Максимова С.Г. Социально-психологические проблемы в геронтологии. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2001.
14.Психология старости и старения: хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. М. : РГБ, 2007.
15.Реан А.А. Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть. М. : АСТ, 2007.
16.Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1997.
17.Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М. : Аспект Пресс, 2005.
18.Холостова, Е.И. Практикум по социальной работе 2-е изд. / Е.И. Холостова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
19.Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. М. : Академия, 2005.
20.Шаповаленко И.В. Психология старости как предмет изучения. Психология зрелости и старости. М., 1997.
21.Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни / [Пер. с. англ.] М.: Когито-центр, 1996.
22.Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. СПб. : Нева, 2007.






У нас вы можете заказать