Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Формирование творчества средствами театрально-игровой деятельности детей старшего докольного возраста

  • 44 страницы
  • 35 источников
  • Добавлена 13.01.2010
480 руб. 1 600 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
1 ГЛАВА Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры
1. 1. Обучающая программа «Театральные ступеньки»
1. 1. 1. Этапы работы проекта
1. 1. 2 Театральное искусство в детской ролевой игре
1. 1. 3. Игровой тренинг как особая форма обучения детей
1. 1. 4. Основные «ступени» обучающей программы
2 ГЛАВА Формирование творчества средствами театрально-игровой деятельности дошкольников (Практическая работа)
2. 1. Констатирующий эксперимент
2. 2. Формирующий эксперимент
2 .3. Контрольный эксперимент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Фрагмент для ознакомления

7.
Таблица 7
Оценки результатов деятельности школьников экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте (в %)


Уровни Уровень сформированности творческой деятельности Эмоциональная отзывчивость на музыку выражение эмоций имитация простейших движений ориентация в пространстве Эксп. гр. Контр. гр. Эксп. гр. Контр. гр. Эксп. гр. Контр. гр. Эксп. гр. Контр. гр. Высокий уровень 40 30 30 10 50 40 30 30 Средний уровень 60 50 70 80 50 50 60 60 Низкий уровень 0 20 0 10 0 10 10 10 Анализ результатов диагностики творческой деятельности и эмоциональной отзывчивости на музыку детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте показывает:
Уровень сформированности творчества средствами театрально-игровой деятельности повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной по всем пяти показателям – и в уровнях сформированности творческой деятельности, и в эмоциональной отзывчивости на музыку (рис.3, табл.6).
Значительно возрос уровень сформированности творческой деятельности и эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников экспериментальной группы, показавших в констатирующем эксперименте низкие результаты. В контрольном эксперименте все они показали средний уровень сформированности творчества, за исключением Гали Ф., средний уровень эмоциональной отзывчивости на музыку.
Данные табл. 7 показывают, что в результате проведенного формирующего педагогического эксперимента оценки результатов деятельности дошкольников экспериментальной группы, во-первых, стали менее «разбросаны», во-вторых, улучшились более значительно, чем у дошкольников контрольной группы.
Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-этюдах навыки становятся более осознанными и прочными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, становится очевидным, что развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста зависит от определенных условий. К ним относятся внутренние условия  индивидуальные возможности и способности детей в театрализованной деятельности – и внешние условия, к которым относится семья ребенка, его родители, педагог, использующий потенциал педагогического процесса в развитии игровой деятельности детей.
Проблема развития игровой деятельности дошкольников одна из актуальных проблем современной педагогической науки, теории и практики дошкольного образования. Хорошо известны реальные трудности, с которыми педагоги зачастую сталкиваются на практике при организации и проведении театрализованной деятельности.
Это связано с недостатком учебного времени, т. е с общей загруженностью воспитателей, недопониманием значения театрализованной деятельности для развития ребенка-дошкольника.
У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности.
Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье, что формируется у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний.
Театрально-игровая деятельность характеризует примитивность и «свернутость» импровизации, бедность исполнения для создания образа средств выразительности и другое.
Возникает противоречие: с одной стороны – признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка. С другой стороны дефицит театрального искусства в жизни детей.
Преодоление этого противоречия возможно только при обеспечении синтеза театрализованной деятельности путем ознакомления детей с театром, как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.
Рассматривая опыт работы преподавателей ДОУ № 49 с дошкольниками, оценивая результаты их работы, отмечая высокий творческий уровень исполнения детских работ, можно сделать необходимые выводы о правильности научно-методических подходов, обоснованном применении уровня сложности решаемых творческо-развивающих задач, о формировании уровня технологического обеспечения программ, направленных на развитие специальных художественных способностей.























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Азаров Ю. П. Игра и труд. – М.: Знание, – 1973.
Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя. – М. : Просвещение, – 1987.
Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М. : Просвещение, – 1992.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., – 1968.
Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М. : просвещение, – 1981.
Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, – 1983.
Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии: – № 6, – 1966.
Геллер Е. М. Наш друг – игра. – Минск : Народна асвета, – 1979.
Гельфан Е. М., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию. – М.: Педагогика, – 1971.
Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Современные педагогические технологии. – М. : Феникс, – 2008.
Давыдов В. В. Лекции по педагогической психологии. Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Academia, – 2008.
Занков Л. В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., – 1967.
Запорожец А. В. О значении ранних периодов детства для формирования личности ребенка // Современные проблемы дошкольного образования и педагогические технологии. Сборник научных трудов. – Смоленск, – 1998, – С. 3-10.
Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. – СПб. : Питер, – 2004.
Каникулы: игра, воспитание / Под ред. Газмана О. С. – М.: Просвещение, – 1988.
Караманенко Т.Н. Кукольный театр - дошкольникам. - М.: Просвещение, 1973.
Карпинская Н. С. Работа над выразительностью речи детей // Дошкольное воспитание, – № 11, – М. : Педагогика, – 1972, – С. 12-18.
Кон И. С. Ребенок и общество. – М., – 1988.
Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка дошкольника: Програм.-метод. Пособие. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, – 2004г.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, Академия, – 2005.
Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, – 2004г.
Минскин Е. М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, – 1987.
Никитин Б. П. Развивающие игры. – 2-е изд. – М.: Педагогика, – 1985.
Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. науч. трудов. – Новосибирск: Изд. НГПИ, – 1985.
Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса, – 2004.
Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М. : Академия, – 2000.
Рубан Т. Г., Тарасова К. В. Дети слушают музыку. – Мозаика-Синтез, – 2001.
Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. – М.: АРКТИ, – 2004.
Соломоник И. Н. Куклы выходят на сцену: Кн. для учителя – М.: Просвещение, – 1993.
Теплов Б. М. Новые данные по изучению свойств нервной системы и их психологических проявлениях // Отв. ред. Э. А. Голубева, Е. П. Гусева, – М. : Наука, – 2004.
Терский В. Н., Кель О. С. Игра. Творчество. Жизнь. – М.: Просвещение, – 1966.
Шмаков С. А. Игра и дети. – М.: Знание, – 1968.
Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, – 1978.
Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод. пособие для учителей и воспитателй. – М.: Просвещение,– 1974.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://mini-soft.net.ru/

ПРИЛОЖЕНИЕ

Этюд «Под дождиком»
Цели:
учить детей выражать эмоции радости и грусти,
воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку,
учить имитировать простейшие движения,
развивать ориентировку в пространстве,
развивать мелкую моторику рук.
Оборудование и материалы: большой зонт, аудиозапись шума дождя, листы синей бумаги для каждого ребенка.
Ход этюда.
Дети начинают бегать под «дождиком», подставлять ладошки под его «капли». Музыка начинает звучать тревожнее, в лесу – настоящий ливень! Взрослый открывает зонт и зовет детей, предлагая спрятаться от дождя. Педагог под зонтом с радостью встречает детей, имитирует движения, как будто вытирает им носики, ручки, стряхивает капли дождя с одежды, приглашая делать то же самое и детей.
Затем педагог предлагает детям самим побыть «дождиком». Он просит их сделать капельки из синей бумаги (разорвать синюю бумагу на мелкие кусочки, скатать их в маленькие шарики), а затем подбросить их вверх. Педагог показывает, как можно бросать капельки на себя или на другого ребенка.

Этюд «Капельки»
Цели:
учить детей выражать эмоции радости и грусти,
воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку,
развивать ориентировку в пространстве.
Оборудование: аудиозапись шума дождя, листы синей бумаги для каждого ребенка.
Ход этюда.
Дети делают « капельки», подбрасывают их, стараясь « намочить» как можно больше окружающих. Потом взрослый обращает внимание детей на то, что дождь закончился, выглянуло солнце и можно погулять, побегать по полянке.

Этюд «Под дождиком»
Цели:
учить детей выражать эмоции радости и грусти,
воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку,
развивать ориентировку в пространстве,
развивать общую и мелкую моторику.
Оборудование: аудиозапись шума дождя, маленькие зонтики (по одному на двоих детей).
Ход этюда.
Дети начинают бегать под «дождиком», подставлять ладошки под его «капли». Музыка начинает звучать тревожнее, в лесу настоящий ливень! Взрослый раздает детям зонтики и предлагает им, прижавшись друг к другу, спрятаться от дождя под зонтиком. Педагог обыгрывает ситуацию: дети радуются тому, что стоят близко друг к другу, вместе держат зонт, могут общаться друг с другом. Педагог предлагает детям погулять под зонтами, посмотреть вокруг, поговорить друг с другом.

Этюд «Ежи»
Цели:
формировать умение управлять куклой-бибабо,
учить имитировать движения, характерные для ежа,
воспитывать умение играть рядом друг с другом, взаимодействовать друг с другом.
Оборудование: куклы-бибабо, аудиозапись различных по характеру мелодий.
Ход этюда.
Педагог просит детей подойти к зеркалу и имитировать движения, характерные для ежа, сопровождая их звукоподрожанием: «пых-ппых».
Звучит тревожная музыка. Педагог просит показать, что делаю ежи, когда они испуганы, боятся. Дети «сворачиваются» в клубочек (сгибают спинку). Педагог просит предположить: что или кто так напугал ежей? Дети предлагают свои варианты ответов.
Звучит спокойная музыка. Педагог сообщает, что опасность миновала, и предлагает «ежам» развернуться, потянуться, потом полежать, отдохнуть на лесной полянке.

Этюд «Идем по лесу»
Цели:
формировать умение имитировать движения, подражая действиям педагога,
воспитывать у детей бережное и доброе отношение к природе.
Оборудование: декорации осеннего леса – листья, шишки, грибы, пеньки.
Ход этюда.
Идем по густому лесу (дети выпрямляются, идут осторожно). Мешают идти ветки (отодвигают руками ветки). Надо перешагнуть через поваленное дерево (высоко поднимают ноги, как бы перешагивая), обойти пень (останавливаются и обходят по кругу). Вот опять мешают идти ветки (осторожно идут вперед), сучки в глаза попадают (отодвигают руками ветки, поочередно отводят их в стороны).

Этюд «Летящие листья»
Цели:
уточнять представления об осени,
учить имитировать движения, подражая действиям педагога,
воспитывать у детей бережное и доброе отношение к природе,
обогащать двигательный опыт детей.
Оборудование: осенние листочки.
Ход этюда.
Последний листок (ребенок берет один листок), Унеси меня в лесок (держит его перед собой двумя руками). Ветер дунул (дует на листок и бежит, держат листок перед собой) – Я лечу, лечу, лечу…

Этюд «Дождь идет»
Цели:
познакомить детей с выражением эмоций радости и грусти,
развивать умение отвечать на вопросы,
развивать умение рассказывать сказку с использованием плоскостного театра,
развивать умение имитировать простейшие движения животных и насекомых,
развивать ориентировку в пространстве.
Оборудование: плоскостные фигурки животных, запись шума дождя.
Ход этюда.
Дети бегают под дождем, подставляют ладошки капелькам дождя, открывают воображаемые зонтики над головой.
Дети рассаживаются на ковре и вспоминают, в какой сказке звери прятались под грибком от дождя. Затем звучит аудиозапись сказки В. Г. Сутеева «Под грибом». Во время прослушивания сказки имитируют различные движения и звуки, соответствующие ситуациям сказки: шум дождя – стучат пальцами по ковру; полет бабочки – взмахивают руками; голос лягушки – квакают; уши зайца – показывают руками; движения лапок лисы – семеняще двигают руками по полу; солнце – обводят руками круг.
Взрослый предлагает детям рассказать сказку, используя плоскостные фигурки животных, объяснить, почему, почему все животные и насекомые поместились под грибком.
Педагог просит детей изобразить перед зеркалом выражения мордочек и позы каждого персонажа во время дождя и после того, как выглянуло солнце.

Этюд «Радость и грусть»
Цели:
познакомить детей с выражением эмоций радости и грусти.
Оборудование: набор рисунков с изображением лиц с разными эмоциями.
Ход этюда.
Стоя перед зеркалом, вместе с педагогом дети изображают на лице грусть и радость.

Этюд «Кто как ходит»
Цели:
закреплять представления детей о животных и домашних птицах,
учить детей имитировать движения, характерные для различных животных, под музыкальное сопровождение,
развивать выразительность движений,
учить детей дружно играть всем вместе.
Оборудование: игрушки, изображающие цыпленка, курочку, кота, петуха, лягушку; костюмы героев.
Ход этюда.
Взрослый предлагает детям превратиться в героев сказки К. И. Чуковского «Цыпленок» и показать, как они умеют ходить, имитируя движения цыпленка, курочки и т. д.
В группе расставлены игрушки, изображающие героев сказки. Дети выбирают любой персонаж и идут к нему в сопровождении определенной музыки, имитируя движения.
Педагог предлагает детям превратиться в героев сказки и поиграть. Взрослый помогает детям распределить роли стать курочкой, цыплятами, котом и т. д.

Этюд «Айболит в пути»
Цели:
развивать у детей образные представления,
развивать эмоциональность и выразительность движений.
Ход этюда.
Педагог просит детей изобразить деревья (дети поднимают руки и раскачиваются, шевеля пальцами-листочками), потом – ветер (дуют), град (стучат пальцами по полу).

Этюд «Как Огурчик стал смелым!?»
Цели:
развивать у детей образные представления,
развивать выразительность и эмоциональность движений,
воспитывать у детей смелость.
Оборудование: костюм Огурчика, покрывало-листочек.
Ход этюда.
Педагог (ребенок) надевает костюм Огурчика, ложится на ковер. Дети накрывают его с головой покрывалом-листочком. Ребенок изображает страх, дрожит. Дети сужают круг, гладят Огурчика, обнимают его, говорят ласковые слова: «Не бойся, мы с тобой, ты смелый» и т. д. Огурчик встает, скидывает листочек, говорит бодрым, громким голосом: «Я смелый! Я не боюсь темноты!» После этого роль Огурчика исполняют другие дети. Этюд разыгрывается каждым ребенком.

Этюд «На рыбалке»
Цели:
развивать у детей образные представления,
учить имитировать движения,
познакомить детей с выражением эмоций (радость, досада, огорчение, разочарование).
Ход этюда.
Педагог приглашает всех детей к воображаемой реке и предлагает угадать, что он будет сейчас делать. Педагог имитирует ловлю рыбы, изображая разные эмоциональные состояния (радость, досаду, огорчение, разочарование). Затем кладет пойманную рыбу в ведро. Дети по лицу взрослого должны определить, удалось ему поймать рыбку или нет, крупная раба или мелочь. Затем педагог предлагает детям имитировать рыбалку, а пойманную рыбку нужно положить в воображаемое ведро.

Этюд «Земляничка растет»
Цели:
развивать у детей образные представления,
учить имитировать движения в соответствии с картинками,
закреплять представления детей о растениях,
развивать выразительность движений,
учить детей играть дружно.
Оборудование: набор картинок с изображением этапов развития растения, костюмы для персонажей сказки «Земляничка».
Ход этюда.
Педагог показывает детям набор картинок с изображением этапов развития растения, и предлагает им последовательно разложить эти картинки, чтобы понять, как развивается растение из семени: сначала появляется росток (дети сидят сжавшись в комок); затем вытягивается стебель (дети постепенно поднимаются); из стебелька вырастает веточка (дети отводят в сторону одну руку); распускается цветок (дети разжимают ладонь кверху); цветок увядает (ладонь опускается); образуется маленькая ягодка (ладонь сжимается в кулачок).
Педагог показывает корзину, в которой они находят костюмы для персонажей сказки «Земляничка».
Педагог предлагает надеть костюмы и разыграть сказку. Дети наряжаются, репетируют перед зеркалом свои роли, пытаясь перевоплотиться в образ, а затем с помощью ведущего (педагога) разыгрывают сказку «Земляничка».

Этюд «Хорошая-плохая погода»
Цели:
развивать у детей творческое воображение,
познакомить детей с выражением эмоций радости и грусти.
Оборудование: аудиокассета «Звуки леса», пиктограммы «Мое настроение»
Ход этюда.
Педагог предлагает детям представить, как тепло и светло в сказочном лесу: на зеленой лужайке растут красивые цветы, над ними весело порхают бабочки. Он просит детей просто посидеть на лужайке и послушать, как «поют» букашки (можно использовать аудиокассету «Звуки леса»). Педагог спрашивает детей об их настроении. Педагог говорит детям о том, что в лесу стало темно, подул холодный ветер, пошел дождь, бабочки спрятались в кору деревьев. Педагог спрашивает детей, какое настроение у них стало теперь. Педагог замечает, что в дождь настроение может быть разным. Он предлагает детям вспомнить, кто может радоваться дождю.













28

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Азаров Ю. П. Игра и труд. – М.: Знание, – 1973.
2.Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя. – М. : Просвещение, – 1987.
3.Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М. : Просвещение, – 1992.
4.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., – 1968.
5.Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М. : просвещение, – 1981.
6.Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, – 1983.
7.Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии: – № 6, – 1966.
8.Геллер Е. М. Наш друг – игра. – Минск : Народна асвета, – 1979.
9.Гельфан Е. М., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию. – М.: Педагогика, – 1971.
10.Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Современные педагогические технологии. – М. : Феникс, – 2008.
11.Давыдов В. В. Лекции по педагогической психологии. Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Academia, – 2008.
12.Занков Л. В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., – 1967.
13.Запорожец А. В. О значении ранних периодов детства для формирования личности ребенка // Современные проблемы дошкольного образования и педагогические технологии. Сборник научных трудов. – Смоленск, – 1998, – С. 3-10.
14.Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. – СПб. : Питер, – 2004.
15.Каникулы: игра, воспитание / Под ред. Газмана О. С. – М.: Просвещение, – 1988.
16.Караманенко Т.Н. Кукольный театр - дошкольникам. - М.: Просвещение, 1973.
17.Карпинская Н. С. Работа над выразительностью речи детей // Дошкольное воспитание, – № 11, – М. : Педагогика, – 1972, – С. 12-18.
18.Кон И. С. Ребенок и общество. – М., – 1988.
19.Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка дошкольника: Програм.-метод. Пособие. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, – 2004г.
20.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, Академия, – 2005.
21.Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, – 2004г.
22.Минскин Е. М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, – 1987.
23.Никитин Б. П. Развивающие игры. – 2-е изд. – М.: Педагогика, – 1985.
24.Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. науч. трудов. – Новосибирск: Изд. НГПИ, – 1985.
25.Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса, – 2004.
26.Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М. : Академия, – 2000.
27.Рубан Т. Г., Тарасова К. В. Дети слушают музыку. – Мозаика-Синтез, – 2001.
28.Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. – М.: АРКТИ, – 2004.
29.Соломоник И. Н. Куклы выходят на сцену: Кн. для учителя – М.: Просвещение, – 1993.
30.Теплов Б. М. Новые данные по изучению свойств нервной системы и их психологических проявлениях // Отв. ред. Э. А. Голубева, Е. П. Гусева, – М. : Наука, – 2004.
31.Терский В. Н., Кель О. С. Игра. Творчество. Жизнь. – М.: Просвещение, – 1966.
32.Шмаков С. А. Игра и дети. – М.: Знание, – 1968.
33.Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, – 1978.
34.Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод. пособие для учителей и воспитателй. – М.: Просвещение,– 1974.
35.Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://mini-soft.net.ru/


У нас вы можете заказать