Формирование выразительных средств общения у детей подготовительной к школе группе как компонент их социолизации.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 8989 страниц
  • 46 + 46 источников
  • Добавлена 25.09.2012
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ КАК КОМПОНЕНТА ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
1.1. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.2. ПОНЯТИЕ И КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.3. ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
2.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДИКА КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.2. ЗАДАЧИ И МЕТОДИКИ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭТАПА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Фрагмент для ознакомления

Правильное соотношение между усвоением новых движений в специальных упражнениях и их развитием в подвижных и творческих играх способствуют формированию неречевых средств общения дошкольника. В игре развиваются способы выражения эмоций ребенка.
Рекомендуется игры и этюды проводить под музыку. Слушание музыки может и предварить этюд. Музыка помогает ребёнку войти в нужное эмоциональное  состояние.
Особое значение при формировании выразительных средств общения, как неречевых, так и речевых, у дошкольников приобретает сюжетно - ролевая игра. Её использование в работе с детьми позволяет воссоздать в активной наглядно - действенной форме широкую сферу действительности, далеко выходящую за пределы личной практики ребёнка. В игре ребенок и его партнёры с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздают труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т.д. Руководя игрой, педагог должен расширять область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, обогащая их представления о людях, о взаимоотношениях людей, о эмоциональных и физических состояниях.
Эффективным средством, с помощью которого старшие дошкольники побуждаются к использованию жестов, поз и мимики является творческая игра - драматизация. Приём театрализации помогает дошкольникам оставить свои привычные движения, жесты, мимику и усваивать выразительные манеры, постановку головы, движения рук, позы и пр. Педагог способствует поиску детьми разнообразных средств передачи образа, причем передачи не подражательной, а своей, индивидуальной, связанной с пластической характеристикой.
К вспомогательным средствам общения, используемым на занятиях психогимнастикой, относится рисование. Рисование снимает напряжение у детей, помогает им выразить свои проблемы, обеспечивает зрительную связь между воспитателем и ребёнком. На занятиях психогимнастикой могут применяться такие виды изобразительной деятельности, как рисование с помощью шаблонов и условных фигурок, игра в кляксы, тематическое и свободное рисование. Рекомендуется подготовить набор картинок со схематическим изображением лица человека в различных эмоциональных состояниях, целесообразно изготовить и набор картинок со схематическим изображением различных поз человека. Хорошими пособиями для обучения выразительным жестам и позам являются шарнирные куклы, игрушки - животные в характерных позах и пр.
При формировании выразительных речевых средств общения рекомендуется начать с игровых упражнений на модулирование голоса ребенка по силе (громко — тише — тихо), по высоте тона (говорить «толстым» голосом — «тоненьким» голоском), по тембру, выражающему чувства (радостно, печально, с досадой, с жалостью, нежно, гневно, торжественно и т. д.), упражнять в способности менять темп речи (быстро, медленно). Умение правильно интонировать предложение связано с умением пользоваться паузами. Упражнения помогут детям усвоить законченную интонацию предложений, используемых в речи.
Основной метод такого рода упражнений — метод имитации. Приемы реализации этого метода: дидактические игры, которые проводятся на материале специально составленных учебных и художественных авторских текстов, и сюжетные игры, которые строятся как ролевые игры и игры-драматизации литературных произведений.
Упражнения в модулировании голоса по тембру проводятся в процессе разучивания дошкольниками стихотворений. Воспитатель должен подобрать стихотворения, которые требуют однозначных интонаций, например, радости, страха, жалобы, сочувствия, торжественности и пр. В ходе занятий воспитатель читает эти стихи подчеркнуто выразительно, а дошкольники учатся имитировать соответствующий тембр голоса.
При отработке законченной интонации речи задача воспитателя состоит в следующем:
- подобрать соответствующий речевой образец, текст;
- натренироваться самому в правильном произношении текста данной конструкции;
- заинтересовать детей выбранным текстом;
- организовать дальнейшую работу над данным текстом так, чтобы интонации речи были усвоены прочно.
Для старших дошкольников полезным стимулирующим приемом оказывается индивидуальная цель заучивания или чтения (для выступления на празднике; для подарка маме, бабушке и т. д.). Реальная перспектива выступить с чтением мобилизует силы дошкольника, вызывает желание прочитать особенно выразительно, по-своему.
Работа по воспитанию звуковой культуры выразительной речи дошкольников происходит и в процессе свободного речевого общения детей с воспитателем в детском саду и другими взрослыми дома: взрослый исправляет ошибки детей в артикуляции звуков или в модуляции голоса при интонировании. Исправление ошибок должно быть тактичным, не обижающим ребенка: воспитатель показывает образец, как надо говорить в данном случае, и поощряет дошкольника, когда тот старается ему подражать.
Формирование выразительной диалогической речи дошкольников проводится как на специальных занятиях, так и в беседах, в разговоре и пр. Формированию выразительной монологической речи способствуют пересказ текста, рассказывание, сочинение историй, сказок и пр. Приемы формирования выразительности чтения и пересказа очень разнообразны. Как правило, на одном занятии используется одновременно несколько приемов.
Для повышения эффективности деятельности по формированию выразительных средств общения у детей подготовительной к школе воспитателю необходимо:
- учитывать индивидуальные особенности каждого из дошкольников;
- каждый ребёнок принимается таким, какой он есть, признаётся его ценность, значимость, уникальность;
- быть готовым к сотрудничеству с ребенком, относиться к ребенку как к субъекту собственного развития;
- налаживать доверительные, теплые и доброжелательные отношения с каждым ребенком, обеспечивать его эмоциональное благополучие;
- создать в группе дошкольников благоприятный психологический климат;
- учитывать эмоциональное состояние ребенка для успешного проведения развивающих занятий, не допускается малейшее пренебрежение настроением, самочувствием ребенка;
- недопустимы упрёки и порицание за не успех; успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка любого достижения ребёнка.
Профессиональная деятельность педагога может быть по настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Перед педагогом стоит особая задача заинтересовать родителей в совместной деятельности по формированию выразительных средств общения у детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе. При этом целесообразно использовать как традиционные, так и новые формы работы.
Выводы. Проведенное контрольное исследование подтвердило эффективность формирующего эксперимента и гипотезу исследования: формирование выразительных средств общения у детей подготовительной к школе группе повышает эффективность процесса социализации личности дошкольника и уровень психологической подготовки детей к школе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная концепция дошкольного воспитания, изменение требований к содержанию и характеру дошкольного образования предопределяют необходимость совершенствования развития ребенка дошкольного возраста, как многоаспектного целостного процесса. В связи с этим большую значимость приобретают вопросы готовности дошкольников к обучению, к овладению школьной программой.
Готовность ребенка к школе представляет собой достижение такого уровня общего развития ребенка и сформированности навыков, которые создали бы оптимальные возможности для успешного вхождения его в школьную жизнь и полноценного формирования учебной деятельности. Большое значение при подготовке ребенка к школе имеет формирование социально-психологических качеств. Важный компонент готовности к школьному обучению – социальная готовность.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Анализ литературных источников показал, что специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие осуществляется под воздействием значимого другого, вводящего ребенка в общество. Дошкольник как член социума постоянно включён в предмет познания, в систему человеческих отношений, где происходит постоянный диалог личностей, ценностных установок. Ребёнок через включённость в другого человека развивается как личность. Собственный поиск жизненных установок, освоение образцов и норм деятельности осмысленно соединены у ребёнка со значимым другим: родителями, воспитателями, сверстниками.
Для достижения высокого уровня подготовки детей к школе в АОУ нами проведена опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Результаты констатирующего исследования показали необходимость усиления работы педагогов и родителей в направлении психологической подготовки детей к школе.
Проведенное констатирующее исследование показало, что у детей значительно повысились социальная и мотивационная готовность, наличие мотивации к учебной деятельности, которую психологи считают самым важным компонентом школьной готовности. Значительно повысился и уровень сформированности отношений дошкольников к школе и учению, к взрослым и сверстникам.
Таким образом, констатирующее исследование подтвердило эффективность формирующего эксперимента и гипотезу исследования: формирование выразительных средств общения у детей подготовительной к школе группе повышает эффективность процесса социализации личности дошкольника и уровень психологической подготовки детей к школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" //"РГ" - Федеральный выпуск № 5125 от 5 марта 2010 г.
Абрамов А.М., Грабиленков М.В. Российское образование в XXI веке: новые рубежи. - М., 2001.
Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации / / «Начальная школа», 1999, № 1. – С.61-63.
Агафонова И. Н. Экспресс-диагностика готовности к школе.- СПб., 2002.
Андреева Г. М.  Социальная психология. Учебник. – М., 2003.
Афонькина, Ю. В., Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада/ Под ред. Г. А. Урунтаевой.- М.: Просвещение: Владос,1995.
Блинова Л.Ф. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста. - Казань, 2007
Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1995. - 356с.
Борисова О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника// Детский сад от А до Я. - 2008.-№1.-С.124-132.
Бубнова С.Ю. Взаимодействие ДОУ и семьи на этапе подготовки детей к обучению в школе// Управление ДОУ. - 2008.-№1.-С.8-12.
Букатов В.М. Педагогические таинства дидактически игр. 2-ое изд. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т: Флинта, 2003.
Буре Р. С. Готовим детей к школе: Кн. для воспитателя дет. сада.— М.: Просвещение, 1997.
Велиева С. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. – М.: Речь, 2007.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.– 1008 с.
Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка. – СПб. : Речь, 2004. – 272 с.
Готовность к школе. / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.
Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. - СПб: Питер, 2004.
Деркунская В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре. Учебное пособие. - М.: Издательство Педагогического общества России, 2005. – 128с.
Ельцова О.М. Пересказ литературных произведений в детском саду // Журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения". – 2009. -№ 1. – С.32-34.
Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе. Советы врача. - М. 2006.
Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. - М. 1980.
Как научить ребенка быть внимательным и терпимым к людям: пособие для воспитателей ДОУ и детских психологов. – М.: Аркти, 2011. – 134 с. – (Растем гражданами и патриотами).
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие. - 11-е изд., стер. - М.: ИЦ «Академия», 2011. - 418 с.
Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
Леонтьев А.А. Деятельность и общение // Вопросы философии.1979.- №1.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2000. - 509 с.
Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб: Питер, 2009.
Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников. – М.: Амрита, 2011. – 112 с.
Мосалова Л. Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – М.: Детство-Пресс, 2009.
Немов Р. С. Общая психология: краткий курс. - СПб. : Питер, 2007.
Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. Кн. 3. Психодиагностика. Ведение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: ВЛАДОС, 2008.
Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера. М., 1999.
Петровский А. В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии. // Вопросы психологии. – 1994. - № 4. – С. 21 – 22.
Пидкасистый П.И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей; под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Педагогическое общество России, 2004.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред.М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, В.В.Гербовой. - Изд. 6-е, испр., доп.  – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 208 с.
Сазонова Н. П. Дошкольная педагогика. Курс лекций. – М.: Детство-Пресс, 2010.
Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. - М.: Феникс, 2005. - 272 с.
Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. Конспекты занятий. / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, А. Г. Ахтян.– М.: Айрис-Пресс, 2009. –208 с. - Серия: Дошкольное воспитание и развитие.
Трубайчук Л.В. Социальное развитие детей дошкольного возраста в аспекте федеральных требований к общеобразовательной программе дошкольного образования // Начальная школа плюс. До и после. - 2011 - №1. – С. 4-6.
Урунтаева Г. А. Детская психология. М.: Академия, 2006. - 368 с.
ФГТ: приказы обсуждают! // Журнал Обруч. – 2011. - №1. – С.3-5.
Фельдштейн Д.И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования // Педагогика. - 2009. -№ 1. - С. 8-14.
Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 448 с.
Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. Введение в школьную жизнь. - Томск, 1992.
Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / / Управление дошкольным образовательным учреждением: науч.-практ. журнал. — М., 2004. — № 4. - С.29 - 31.
Эльконин Д. Б Психическое развитие в детских возрастах. — Воронеж, 1995. - 226 с.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Бланк к методике «Оценка социально–нравственного и общего интеллектуального развития ребенка»

№ Вопросы к беседе Ответ ребенка Баллы 1 Назови свою фамилию, имя, отчество 2 Назови свою фамилию, имя, отчество мамы, папы 3 Кем работает твоя мама (папа)? 4 Где ты живешь, назови свой домашний адрес? 5 Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей? 6 У тебя есть брат (сестра)? Кто старше? 7 Сколько тебе лет? Сколько будет через год, через два года? 8 Сейчас утро или вечер (день или утро)? 9 Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь – утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин? 10 Какое сейчас время года: зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь? 11 Когда можно кататься на санках - зимой или летом? 12 Почему снег бывает зимой, а не летом? 13 Что делают почтальон, врач, учитель? 14 Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель? 15 Ты сам(а) хочешь пойти в школу? Почему? 16 Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответить? 17 Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш, ленточка, платье и т. д.? 18 Покажи свой левый глаз, правое ухо. Для чего нужны глаза, уши? 19 Каких зверей ты знаешь, каких птиц? 20 Кто больше: корова или коза? Птица или пчелка? У кого больше ног: у собаки или у петуха? 21 Что больше: 8 или 5; 5 или 3? Посчитай от 6 до 9; от 5 до 3. 22 Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Общая оценка: ______________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Результаты констатирующего исследования готовности детей к обучению


Дети Группа здоровья Социальная зрелость Мотивационная готовность Отношения Баллы Уровень Баллы Уровень Баллы Уровень I 21 С 2 С 8 С II 18 Н 1 Н 4 Н I 28 В 3 С 9 С II 16 Н 1 Н 4 Н II 16 Н 1 Н 3 Н II 21 С 3 С 7 С I 23 С 5 В 9 В II 17 Н 2 С 7 С I 22 С 4 В 11 В I 20 С 3 С 9 С II 16 Н 1 Н 4 Н II 22 С 1 Н 4 Н I 20 С 4 В 9 В I 27 В 2 С 7 С II 15 Н 3 С 7 С II 17 Н 1 Н 4 Н II 15 Н 1 Н 3 Н I 22 С 4 В 8 С II 23 С 3 С 6 С II 22 С 2 С 5 С Ср.знач. - 20,31 - 2,35 - 6,42 - σ - 4,05 - 1,27 - 2,38 - В - высокий уровень, С - средний уровень, Н - низкий уровень.
Результаты контрольного исследования готовности детей к обучению


Дети Группа здоровья Социальная зрелость Мотивационная готовность Отношения Баллы Уровень Баллы Уровень Баллы Уровень I 27 В 2 С 8 С II 26 В 5 В 10 В I 28 В 5 В 12 В II 23 С 3 С 11 В II 22 С 2 С 6 С II 21 С 3 С 7 С I 23 С 5 В 9 В II 22 С 2 С 8 С I 25 В 5 В 11 В I 23 С 2 С 10 В II 23 С 3 С 7 С II 26 В 3 С 12 В I 25 В 5 В 9 В I 29 В 2 С 8 С II 23 С 3 С 6 С II 22 С 3 С 8 С II 20 С 1 Н 5 С I 22 С 4 В 8 С II 28 В 5 В 11 В II 27 В 2 С 11 В Ср.знач. - 25,05 - 3,45 - 8,75 - σ - 2,82 - 1,23 - 2,14 -
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Описание игровых этюдов 1-го этапа формирующего эксперимента

Новая кукла
Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.
В зале звучит музыка П. Чайковского «Новая кукла».
Счастливые родители
Звучит песня «Колыбельная медвежонку».
Мама-медведица и папа-медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама-медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа-медведь со счастливой улыбкой смотрит на маму и сына и сам тоже тихонько покачивается. Мама-медведица передает медвежонка медведю. Теперь папа-медведь качает малыша, а мама-медведица глядит на обоих ласково, с любовью.
Выразительные движения. Сложить перед собой руки, обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачиваться под музыку вправо-влево, на лице улыбка.
Маме улыбаемся
Воспитатель поет песенку «Маме улыбаемся» В. Агафонникова.
Ой, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся — вот так!
Маме улыбаемся — вот так!
Дети слушают песню и повторяют движения, которые им показывает воспитатель.
1-я строчка — хлопают в ладоши.
2-я строчка — разводят руки в стороны ладонями вверх.
3-я строчка — гладят по кругу свои щеки.
4-я строчка — опускают руки и улыбаются.
Ой, ой, живот болят
Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:
Ой, ой, живот болит!
Ой, ой, меня тошнит!
Ой, мы яблок не хотим!
Мы хвораем, Том и Тим!
Жалоба медвежат сопровождается музыкой М. Красева «Жалобная песенка» (из музыкальной сказки «Тим и Том»).
Выразительные движения. Брови приподнять и сдвинуть, глаза прищурить; туловище согнуть, живот втянуть; руки прижать к животу.
Сердитый дедушка (этюд на выражение гнева)
К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел: гулять. Дедушка рассердился, что Петя ушел за калитку. А если из леса придет волк, что будет с Петей?
Мимика. Нахмуренные брови.
Во время этюда звучит музыка С. Прокофьева из симфонической сказки «Петя и Волк», тема дедушки.
Король Боровик не в духе
Ведущий читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту.
Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе;
Короля покусали мухи.
(В. Приходько)
Лисенок боится (выражение страха)
Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко. Выразительные движения. Поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.
Собака лает и хватает за пятки (выражение страха)
Ребенок гуляет. Мимо на поводке идет собака. Она лает на мальчика и пытается, натягивая поводок, достать мордой до его ног.
Во время этюда звучит музыка Г. Фрида «Появление большой собаки».
Провинившийся (выражение вины и стыда)
Мальчик разбил вазу, и мама его ругает. Он чувствует свою вину. Этюд выполняется под музыку В. Дорохина «В углу».
Выразительные движения. Голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты; ноги прямые, пятки сдвинуты; руки висят вдоль тела.
Мимика. Брови идут вверх и сдвигаются, уголки губ опущены.
Ваське стыдно
Жила-была девочка Галя. У нее была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила ее, спать укладывала.
Один раз положила свою куклу спать на кроватку. Забрался туда кот Васька и уронил куклу на пол.
Пришла Галя домой, увидела, что ее кукла лежит на полу, подняла куклу и стала ругать Ваську: «Зачем ты, Васька, мою куклу уронил?» А Васька стоит, голову опустил: стыдно ему.
Прослушав рассказ, дети по очереди показывают, как стыдно было коту Ваське.
Собака принюхивается (выражение внимания, интереса и сосредоточения)
Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши поднялись, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах.
Лисичка подслушивает
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.
Вы разительные движения. Голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыть.
Поза. Ногу выставить вперед, корпус тела слегка наклонить кпереди.
Золотые капельки (выражение удовольствия и радости)
Идет теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым.
Ребенок подставляет лицо золотым капелькам дождя. Приятен теплый летний дождь.
Во время этюда звучит музыка Д. Христова «Золотые капельки».
Выразительные движения. Голову запрокинуть, рот полуоткрыть, глаза закрыть, мышцы лица расслабить, плечи опустить.
Цветок (выражение удовольствия и радости)
Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.
Выразительные движения. Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны - цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.
Мимика. Глаза полузакрыты: улыбка, мышцы лица расслаблены.
Вкусные конфеты
У девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.
Этюд сопровождается музыкой Т. Кассерна «Медовые конфетки».
Мимика: Жевательные движения, улыбка.
Удивление
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака.
Мимика: Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.
Круглые глаза (выражение удивления)
Однажды Петя подсмотрел в подъезде удивительную сценку и рассказал: «Я шел домой. Я зашел в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там котенок».
Воспитатель предлагает детям показать, какие круглые глаз были у мальчика, когда он увидел живую тряпку.
Таня-плакса
Дети водят хоровод, в центре которого стоит Таня, и читают стихотворение:
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
-Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
(А. Барто)
Пока дети читают стихотворение, Таня горько плачет. Когда хоровод останавливается, Таня вытирает слезы и улыбается.
Злюка
Ребенок изображает злюку. Он сидит на стуле и, пока звучит музыка (Д. Кабалевский. «Злюка»), смотрит на каждого из присутствующих со злостью и недовольством. Мимика. Брови сдвинуты, верхняя губа закушена.
Поссорились и помирились
Два ребенка сначала изображают поссорившихся детей.
Выразительные движения. Двое детей стоят спиной друг к другу и притопывают одной ногой; руки на поясе или за спиной. Лица сердитые.
Затем изображают помирившихся. Лица веселые. Выразительные движения. Дети поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце обнимаются.
Звучит музыка Т. Вилькорейской «Помирились».
Разные настроения.
Воспитатель читает стихотворение Еф. Юдина «Вот какой малыш»: 
Ох, как плачет малыш —
Что медведь рычит.
А смеется малыш —
Что ручей журчит.
А уж слезы текут –
Будто дождик льет.
Улыбается малыш —
Будто солнце взойдет.
Вот какой малыш —
Сын мой.
 Ребенок изображает мимикой различные эмоциональные состояния, описанные в тексте.
Разное настроение
Капризуля, мальчик Марк,
Не унять его никак.
Улыбнется он на миг,
Засияет солнца лик.
(Н. Померанцева)
Дети по очереди мимикой показывают эмоциональное состояние мальчика Марка.
Выразительные движения. 1- 4-й такты - капризное настроение: брови опущены и сдвинуты, губы полуоткрыты, уголки губ опущены вниз, голова слегка наклонена вниз, плечи опущены. Капризная гримаса на лице дополняется легкими движениями поочередно обоими плечами вперед и назад.
5 —8-й такты — хорошее настроение: брови приподняты, губы тронуты улыбкой, голова слегка откинута назад, плечи развернуты.
Во время игры звучит музыка Г. Хакензака «Капризуля, мальчик Марк». Подвижно
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Описание занятий 2-го этапа формирующего эксперимента

Занятие 1 на тему «Скоро в школу!»
Цели: повышение уровня интеллектуальной и мотивационной готовности детей 6–7 лет к школе.
Задачи:
Познакомить детей с правилами поведения в школе, общения с учителями и соучениками.
Развивать потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками, знаниями.
Формировать мотивационную готовность ребенка к школе.
Оборудование: Картина «Дети идут в школу». Конверт с заданиями. Школьные принадлежности в двух экземплярах (линейка, тетрадь, карандаши, краски, альбомы, буквари). Игрушки. Колокольчик (звонок). Картинка «Здание школы».
Ход занятия.
1. Проводится игра «Третий лишний» (дневник, тетрадь, кукла и т.д.)
2. Воспитатель обращает внимание детей на посылку, переданную им «почтальоном»-куклой. Раскрывают ее: там картина «Дети идут в школу» и конверт с заданиями.
Рассматривают картину «Дети идут в школу».
Воспитатель:
– Какое время года изображено на картине?
– Почему вы думаете, что это осень?
– Кого вы видите на картине?
– Куда они идут?
– Почему вы думаете, что дети идут в школу?
– Для кого мальчик несет цветы?
– А каким ты хочешь видеть своего учителя?
– Какое у детей настроение?
– Что у детей в ранцах?
– А что они будут делать в школе? Зачем?
Вывод: учиться надо, чтобы все на свете знать, быть сообразительным, умным.
Воспитатель: расскажите какими вы должны быть, чтобы стать хорошими учениками? (ответы детей – усидчивыми, аккуратными, прилежными, терпеливыми).
Воспитатель: Продолжите, пожалуйста, предложения:
Он лениться не привык,
Он прилежный…(ученик)
Он всегда поможет другу
И в беде протянет руку,
Объяснит задачку вмиг,
Он хороший…(ученик)
– А вы, ребята, хотите пойти в школу? А для чего? (ответы детей)
Воспитатель обращает внимание детей на конверт, на котором написано: «Школьные правила».
Воспитатель: – Дети, а что такое правило? (ответ детей – это делать правильно)
Воспитатель называет правила и задает вопросы: – Когда дети приходят в школу, что они делают при встрече со взрослыми и друг с другом? (ответы детей – здороваются).
Правило № 1.
В школе «здравствуй» говорят
И с улыбкой дарят взгляд!
– Что надо сделать ученику до звонка на урок?
– А когда звонок прозвенит, где каждый ученик должен ждать прихода учителя?
Правило №2.
До звонка ты приходи
И порядок наводи!
По звонку все дружно в ряд
Ждут учителя, стоят.
Воспитатель:
– Что надо делать ученикам, чтобы узнать новое и многому научиться на уроке? Как обратиться к учителю, если хочешь что-то спросить?
Правило № 3.
Друга зря не беспокой,
Береги его покой.
На уроке тишина,
Руку поднимай тогда
Если хочешь отвечать
Или важное сказать.
Воспитатель: – Если ученик отвечает на вопрос учителя, можно ли ему подсказывать? (ответы детей).
Правило № 4.
На уроке ждут ответ –
Кто-то знает, кто-то нет,
Отвечает только тот.
Кого учитель назовет.
Воспитатель: – Молодцы! Прекрасно справились. Звонок! Перемена! Нужен отдых непременно.
Наконец пришла пора нам поиграть!
3. Игра «Дважды-два- четыре».
Ход игры:
Музыка играет, дети танцуют. Музыка останавливается, воспитатель показывает цифру. Дети встают в круги в соответствии с цифрой. Игра закончена.
4. Воспитатель: – А теперь проверим, много ли вы знаете слов? Пусть все, что вас окружает, вам помогает.
Дети называют слова и получают фишки.
5. Воспитатель: – Прекрасно! Много слов придумали. Да какие же они все разные, есть короткие и длинные. Как же их различить? Их можно измерить? (ответы детей) Чем? Линейкой? (нет – слогами)
Сколько слогов в слове надо узнать –
Хлопать в ладоши пора начинать!
Мел – 1 слог Мелок – 2 слога
Карандаш – 3 слога Карандашик – 4 слога (ласково)
6. Игра «Найди клад».
Воспитатель: – Заглянем опять в конверт, там есть еще задание с цифрой 4 и карта-схема.
А задание такое.
Прямо скажем, непростое –
Спрятан клад, его найди,
Все препятствия пройди.
Дети на окне находят цифру 4 и от нее начинают двигаться. Делают прямо 6 шагов, поворот налево, делают 8 шагов, поворот направо, делают 9 шагов и находят 2 ранца.
7. Игра «Собери ранец».
Воспитатель:
– Чтобы в школе хорошо учиться,
Надо очень четко знать,
Что с собою в школу взять.
Дети должны взять в ранец именно школьные принадлежности.
8. Задание «Отыщи свой класс».
Предлагается картинка «Здание школы», где изображена трехэтажная школа, по три класса на каждом этаже Нужно найти классы:
Маше – класс на втором этаже, второй по счету,
Антону – класс справа над Машиным классом,
Насте – класс слева от Машиного,
Алеше – классе справа от класса Антона,
Вове – класс, расположенный в правом углу нижнего этажа школы.
Вот и все. Ученики нашли свои классы.
Итог занятия. Воспитатель: – Молодцы! Хорошо справились. Здравствуй, школа, первый класс! Думаю, наши дети готовы учиться в школе.
Занятие 2 на тему «Путешествие во дворец «Добрых дел».
Цель: повышать уровень социально–нравственного развития детей, формировать у детей правильные отношения к школе и учению, к учителю (взрослому), к сверстникам.
Задачи:
1. Закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении.
2. Развивать способность детей к сопереживанию, умение устанавливать причинно-следственные связи, воспитывать чувство доброты.
Оборудование: макеты замка, дерева, листочки с иллюстрациями из игры «Оцени поступок», сердечки, крупные бусины, мяч.
Ход занятия.
1. Звучит звукозапись песни «Песенка о доброте» муз. В.Шаинского.
Воспитатель: - Дети, о чём поётся в этой песенке? (Ответы детей.)
Воспитатель: - А что такое доброта? Что значит быть добрым? А каких добрых героев сказок вы знаете? (Ответы детей.) Молодцы, дети, вы правильно понимаете, кого можно назвать добрым. Наверное, вы любите сказки? Я приглашаю вас в сказочный дворец «Добрых дел». Как вы думаете, почему он так называется? (Ответы детей.). Хотите вы пойти туда? Идти нам придётся по сказочной тропинке (выложенные строительным материалом, полосками бумаги тропинка, речка, через неё мостик).
2. Воспитатель: - Дети, посмотрите, на всей дорожке лежат листочки. Только какие-то они необычные, с картинками. Возьмите по листочку и рассмотрите их (листья вырезаны из цветной бумаги, на них наклеены иллюстрации из игры «Оцени поступок»).
Дети рассматривают, называют добрые и плохие дела.
Воспитатель: - Какие листочки мы возьмём с собой? (Те, на которых изображены добрые дела.)
3. Воспитатель: - А вот и мостик! О, на нём письмо. Воспитатель читает письмо: «Дорогие путешественники! Пройдёт по мостику только тот, кто ответит на вопросы.
— Какие слова говорят при встрече?
— Что ты скажешь, если нечаянно кого-то толкнёшь?
— Кто должен уступать место в транспорте?
— Как ты должен обращаться к продавцу?
— Как ты попросишь у друга игрушку?
— Плачет девочка, как её успокоить?
— Что ты скажешь, если тебе помогли?
— Вы с другом нечаянно столкнулись. Тебе больно. Что ты скажешь?
— У тебя одно яблоко, а друг просит угостить его, что ты сделаешь?
Ответы детей. Если ребёнок затрудняется с ответом, дети помогают ему.
4. Воспитатель: - Ну вот и ответили на вопросы, молодцы. Переходим по мостику, помогаем друг другу. (Дети входят в зал группы.) А вот и сказочный дворец (макет дворца, возле него «дерево»).
Воспитатель: - А у дворцовых у ворот
Дерево добра растёт.
Вы, ребята, подходите
И листочки рассмотрите.
Дети рассматривают листочки на дереве, называя, какое там изображено доброе дело).
5. Воспитатель: - Мне кажется, что кто-то плачет. Давайте подойдём ближе.
В окошке дворца сидит кукла.
Воспитатель: - Почему ты плачешь?
Кукла: - С моего любимого цветка слетели все лепестки. Чтобы его собрать, нужно знать вежливые слова, а я их забыла.
Воспитатель: - Дети, а вы знаете вежливые слова? Тогда давайте поможем кукле.
Дети берут лепестки, называют вежливое слово и прикрепляют лепесток к серединке.
Кукла: Спасибо, я вижу вы умеете делать добрые дела и хочу подарить вам сердечки, оденьте их, как медальоны, пусть ваши сердца всегда будут добрыми. До свидания дети! Спасибо!
6. Воспитатель: - Посмотрите, дети, какой красивый мячик, но почему-то он грустный. Почему? (С ним никто не играет.) А вы хотите поиграть с мячиком?
Игра с мячом «Скажи наоборот».
Воспитатель бросает мяч ребёнку, называет «плохое» дело, ребёнок должен назвать слово-антоним - «доброе» дело.
Разорвать книгу – склеить книгу.
Толкнуть – обнять.
Ударить – приласкать.
Намусорить – убрать.
Поломать – починить.
Нагрубить – поблагодарить.
Промолчать при встрече – поздороваться.
Бросить в птиц камнем – покормить птиц.
Молодцы! Вот и мяч развеселили.
Воспитатель: - Смотрите, ребята, какое красивое кресло. Как вы думаете, чьё оно? (Дети высказывают свои предположения: принцессы, короля …)
Воспитатель: - Наверное, это кресло волшебное. Давайте, попробуем посидеть в нём.
7. Игра «Комплименты». Дети по очереди садятся в кресло, остальные говорят ему комплименты.
Воспитатель: - Дети, вам приятно было слышать, когда о вас говорили добрые, ласковые слова? Давайте соберём бусы из добрых слов, добрых дел и оставим на память о себе в сказочном дворце.
8. Игра «Соберём бусы».
Дети берут бусинки, одевают на нитку, называя: «Я полью цветы», «Я помогаю маме» и др.
Итог занятия.
Воспитатель: - Вот какие длинные бусы получились. Оставим их здесь, во дворце. А теперь нам пора уходить. Давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу, поделимся друг с другом добротой, а сердечки будут напоминать вам о нашем путешествии во дворец «Добрых дел».
Дети уходят по сказочной тропинке под весёлую музыку.
Занятие 3 на тему « Путешествие к Острову исполнения желаний»
Цель: формирование у детей желания учиться в школе.
Задачи:
1. Обучение установке на преодоление школьных трудностей «Я все смогу».
2. Формирование внутренней позиции школьника, адекватной самооценки и положительного эмоционального отношения к школе
3. Развитие основных психических процессов, тренировка тонкой моторики, зрительно-моторной координации.
Оборудование: цветной коврик – «Остров желаний», солнце, лучи, звездочки из цветной бумаги, «магический» шар.
Ход занятия:
1.Входят дети.
Воспитатель проводит разминку:
Раз, два, три, четыре,
Встаньте в круг пошире.
Руку правую поднять.
Опускается рука, вправо смотрит голова.
А сейчас присели, влево посмотрели.
И опять команда встать.
Ногу правую поднять
И звезду нарисовать.
Все вперед должны шагать.
Собрались мы в центре круга,
Взявшись за руки друг друга.
А на счет два, три, четыре
Встаньте в круг пошире.
Где же левая рука?
Постучите ей слегка.
Где же левая нога?
Ей притопнем мы слегка.
(все это выполняется одновременно).
Дружат в нашей группе девочки и мальчики, пусть соединятся их маленькие пальчики. Пожмите в знак приветствия и поддержки руку соседа по кругу, улыбнитесь!
Воспитатель: - Сегодня наше занятие не простое, а призовое. За работу на занятии будут вручаться фишки. После занятия заработанные фишки можно обменять на призы.
2. Воспитатель:
Скоро вам в школу. А что вы знаете о школе?
В детском саду воспитательница, а в школе?
В детском саду вас называют детьми, а в школе?
В детском саду столы, а в школе?
В детском саду группы, а в школе?
В детском саду занятия, а в школе?
В детском саду главная-заведующая, а в школе?
В детском саду вы играете, а в школе?
3. Упражнение « Урок и перемена».
Вы уже знаете, что в школе есть уроки и перемены. Что делают дети на перемене? (ответы детей).
Что делают дети на уроке? (ответы детей).
А теперь поиграем. Будьте внимательны. Если я скажу о том, что можно делать на уроке, вы хлопаете в ладоши. Если о том, что нельзя - топаете ногами.
- слушать учительницу?
- разговаривать с соседом по парте?
- вставать и ходить по классу?
- писать в тетради буквы?
- рисовать в тетради машинки?
- есть конфеты?
- отвечать на вопросы учительницы?
Молодцы! Вы много знаете про школу. А я знаю, что вы все хотите учиться в школе на одни пятерки. Как вы думаете, это легко или трудно? Чтобы вы не боялись школьных трудностей, я сегодня научу вас волшебным словам- выручалочкам, которые в трудную минуту всегда придут вам на помощь. Послушайте их внимательно:
-я смогу
-я справлюсь
-у меня все получится
-все будет хорошо
-надо постараться
-я не сдамся
-я умею
А теперь давайте повторим запомнившиеся или особенно понравившиеся вам слова-выручалочки. (Дети по кругу произносят понравившиеся им выручалочки)
4. Сейчас я вам расскажу одну сказку, а вы будьте внимательны. Если услышите в сказке слова- выручалочки, хлопните в ладоши.
Жило-было одно маленькое грустное облачко. А было оно грустное, потому что не умело летать. Однажды налетел сильный ветер, подхватил облачко и очень быстро понес его к самой большой скале. Облачко испугалось, но подумало: «Ну и пусть я разобьюсь о скалу. Я ведь все равно не умею летать». И вдруг ему очень захотелось жить. «Надо попробовать улететь от ветра»: подумало облачко. Но в этот момент ветер подхватил его и бросил о скалу. «Нет, я не сдамся» - решило облачко и почувствовало себя невероятно сильным. Но ветер снова подхватил и опять швырнул его о скалу. «Мне надо постараться. У меня обязательно все получится» - решило облачко. Оно собрало все силы, оттолкнулось от скалы и взмыло в небо. И вдруг свершилось чудо. У облака появились крылья. «Я смог» обрадовалось облачко и ему стало легко, хорошо и весело. А теперь давайте вспомним слова – выручалочки, которые прозвучали в сказке. Молодцы!
5. Упражнение «Магический шар»
Чтобы слова- выручалочки всегда могли прийти вам на помощь, нужно загадать желание и превратить их в волшебные. Для этого мы с вами совершим путешествие к Острову исполнения желаний, где все загаданные желания всегда сбываются.
У меня в руках магический шар, в котором лежат разноцветные звездочки. Возьмите каждый по звездочке и проговорите вслух понравившуюся вам выручалочку.
6. Теперь мы с вами готовы отправиться в путь к Острову исполнения желаний.
Встаньте на понравившуюся вам цветную дорожку. (Дети располагаются по залу в определенном порядке).
Комплекс упражнений:
Закройте глаза. Сделайте на месте пять шагов на носочках, три шага полной ступней.
Упражнение глазодвигательное: посмотрите вправо, влево, вверх, вниз.
Упражнение «Деревья». Упражнение «Тропинка»: «Змейка», «Лягушка», «Ухо-нос»- массаж ушных раковин.
Шаги под музыку «Вместе весело шагать».
7. Вот мы и приехали к морю, а там виден Остров! Поплывем к нему вместе с дельфинами!
Упражнение «Море»
Дети по показу взрослого повторяют движения:
- «По волнам плывут дельфины» - волнообразные движения правой и левой руками одновременно вперед.
- «Сначала вместе, потом по очереди ныряют в воду» – волнообразные движения вниз.
- «За ними плывут дельфинята. Вот так двигаются их хвостики». – руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения
- «Вместе с дельфинами плавают медузы» – руки, сжатые в кулаки, резко разжимаются.
- «Все они весело танцуют и смеются» – вращение рук в лучезапястных суставах.
Воспитатель: А теперь достаньте свою звездочку. Подержите ее в руках, согрейте ее своим дыханием, шепните ей свои слова- выручалочки и положите на Остров Воспитатель: желаний! Теперь ваши слова – выручалочки всегда будут помогать вам в трудную минуту. Не забывайте об этом.
Итог занятия: Вы все сегодня смогли. Все молодцы. За что сегодня можно похвалить каждого из вас? (рефлексия по кругу). После занятия обмен фишек на призы.













3


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" //"РГ" - Федеральный выпуск № 5125 от 5 марта 2010 г.
2.Абрамов А.М., Грабиленков М.В. Российское образование в XXI веке: новые рубежи. - М., 2001.
3.Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации / / «Начальная школа», 1999, № 1. – С.61-63.
4.Агафонова И. Н. Экспресс-диагностика готовности к школе.- СПб., 2002.
5.Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник. – М., 2003.
6.Афонькина, Ю. В., Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада/ Под ред. Г. А. Урунтаевой.- М.: Просвещение: Владос,1995.
7.Блинова Л.Ф. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста. - Казань, 2007
8.Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1995. - 356с.
9.Борисова О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника// Детский сад от А до Я. - 2008.-№1.-С.124-132.
10.Бубнова С.Ю. Взаимодействие ДОУ и семьи на этапе подготовки детей к обучению в школе// Управление ДОУ. - 2008.-№1.-С.8-12.
11.Букатов В.М. Педагогические таинства дидактически игр. 2-ое изд. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т: Флинта, 2003.
12.Буре Р. С. Готовим детей к школе: Кн. для воспитателя дет. сада.— М.: Просвещение, 1997.
13.Велиева С. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. – М.: Речь, 2007.
14.Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
15.Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.– 1008 с.
16.Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка. – СПб. : Речь, 2004. – 272 с.
17. Готовность к школе. / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.
18.Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. - СПб: Питер, 2004.
19.Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. // «Психологическая наука и образование». 1997, №2. – С.21-23.
20.Ельцова О.М. Пересказ литературных произведений в детском саду // Журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения". – 2009. -№ 1. – С.32-34.
21.Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе. Советы врача. - М. 2006.
22. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. - М. 1980.
23.Как научить ребенка быть внимательным и терпимым к людям: пособие для воспитателей ДОУ и детских психологов. – М.: Аркти, 2011. – 134 с. – (Растем гражданами и патриотами).
24.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие. - 11-е изд., стер. - М.: ИЦ «Академия», 2011. - 418 с.
25.Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
26.Леонтьев А.А. Деятельность и общение // Вопросы философии.1979.- №1.
27.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2000. - 509 с.
28.Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб: Питер, 2009.
29.Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников. – М.: Амрита, 2011. – 112 с.
30.Мосалова Л. Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – М.: Детство-Пресс, 2009.
31.Немов Р. С. Общая психология: краткий курс. - СПб. : Питер, 2007.
32. Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. Кн. 3. Психодиагностика. Ведение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: ВЛАДОС, 2008.
33.Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. Ведение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.- 3-е изд. – М.: Изд.центр ВЛАДОС,1998.
34.Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера. М., 1999.
35.Петровский А. В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии. // Вопросы психологии. – 1994. - № 4. – С. 21 – 22.
36.Пидкасистый П.И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей; под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Педагогическое общество России, 2004.
37.Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред.М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, В.В.Гербовой. - Изд. 6-е, испр., доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 208 с.
38.Сазонова Н. П. Дошкольная педагогика. Курс лекций. – М.: Детство-Пресс, 2010.
39.Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. - М.: Феникс, 2005. - 272 с.
40.Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. Конспекты занятий. / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, А. Г. Ахтян.– М.: Айрис-Пресс, 2009. –208 с. - Серия: Дошкольное воспитание и развитие.
41.Трубайчук Л.В. Социальное развитие детей дошкольного возраста в аспекте федеральных требований к общеобразовательной программе дошкольного образования // Начальная школа плюс. До и после. - 2011 - №1. – С. 4-6.
42.Урунтаева Г. А. Детская психология. М.: Академия, 2006. - 368 с.
43.ФГТ: приказы обсуждают! // Журнал Обруч. – 2011. - №1. – С.3-5.
44.Фельдштейн Д.И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования // Педагогика. - 2009. -№ 1. - С. 8-14.
45.Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. Введение в школьную жизнь. - Томск, 1992.
46.Эльконин Д. Б Психическое развитие в детских возрастах. — Воронеж, 1995. - 226 с.

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет формирование выразительных средств общения у детей подготовительной к школе группы?

Формирование выразительных средств общения у детей подготовительной к школе группы играет важную роль в их социализации. Оно помогает детям развивать навыки общения, выражать свои мысли и эмоции, а также адаптироваться к новым условиям обучения в школе.

Что включает в себя понятие "готовность детей 6-7 лет к обучению в школе"?

Понятие "готовность детей 6-7 лет к обучению в школе" включает не только знания и навыки, но и психологическую готовность ребенка к школьной жизни. Это включает умение сосредотачивать внимание, слушать и понимать учителя, следовать инструкциям, работать в коллективе и т.д.

Какие компоненты важны для формирования выразительных средств общения у детей подготовительной к школе группы?

Для формирования выразительных средств общения у детей подготовительной к школе группы важны следующие компоненты: развитие речи, развитие эмоциональной сферы, развитие мелкой моторики, развитие общей моторики, развитие воображения и творческого мышления.

Каким образом формирование выразительных средств общения способствует социализации детей?

Формирование выразительных средств общения способствует социализации детей, потому что они учатся коммуницировать, выражать свои мысли и эмоции, развивают умение слушать других и аргументировать свою точку зрения. Эти навыки помогают детям адаптироваться в коллективе, учиться взаимодействовать с другими людьми и решать конфликтные ситуации.

Какие особенности социального развития у детей старшего дошкольного возраста?

У детей старшего дошкольного возраста происходит активное развитие их социальных навыков. Они начинают общаться с детьми своего возраста, учаться сотрудничать, играть ролевые игры и формировать свою личность. Ребенок осознает себя как часть коллектива и начинает строить отношения с окружающими.

Какие средства общения формируются у детей в подготовительной к школе группе?

В подготовительной к школе группе дети формируют различные выразительные средства общения, такие как умение говорить и слушать, использовать невербальные сигналы (жесты, мимику), принимать участие в диалоге, выражать свои мысли и эмоции.

Какие аспекты социализации детей рассматриваются в статье?

Статья рассматривает формирование выразительных средств общения у детей в подготовительной к школе группе как один из аспектов их социализации. Авторы обращают внимание на социальное развитие детей старшего дошкольного возраста, понятие и компоненты готовности детей к обучению в школе, а также значение формирования выразительных средств общения в социализации детей.

Какое значение имеет формирование выразительных средств общения у детей подготовительной к школе группы?

Формирование выразительных средств общения у детей в подготовительной к школе группе имеет большое значение в их социализации. Оно помогает детям освоить навыки общения, выражать свои мысли, эмоции, адаптироваться в коллективе и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Какие понятия и компоненты готовности детей к обучению в школе рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются понятие готовности детей к обучению в школе, а также его компоненты. Компоненты готовности включают психическую и психофизическую готовность, готовность к обучению и общению, социальную готовность и эмоциональную готовность.

Какие аспекты социального развития детей старшего дошкольного возраста рассматриваются в статье?

Статья рассматривает различные аспекты социального развития детей старшего дошкольного возраста, такие как формирование выразительных средств общения, развитие социальных навыков и умений, адаптация в коллективе, взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Что изучает данная статья?

Данная статья изучает формирование выразительных средств общения у детей подготовительной к школе группы как компонента их социализации.