Вам нужна дипломная работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Познавательное развитие детей средствами проектной деятельности.

  • 56 страниц
  • 44 источника
  • Добавлена 11.12.2011
3 050 руб. 6 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы познавательного развития детей дошкольного возраста
1.1. Психолого – педагогические аспекты познавательного развития для детей дошкольного возраста
1.2. Характеристика возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста
1.3. Содержание, средства и методы познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по изучению познавательного развития детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности
2.1. Описание используемых диагностик для определения уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
2.2. Проект повышения уровня познавательного развития детей средствами проектной деятельности
2.3. Результаты проведенного исследовани
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Работа с детьми проводилась в период «сентябрь - ноябрь».
План тематического проекта.
1. Тема и ее происхождение.
Тема проекта: «Осень».
Осень является той порой, когда в природе возможно наблюдать различные явления, интересующие детей старшего дошкольного возраста и формирующие у них представления о временах года и их специфике. Человек и природа неотделимы друг от друга. Природа и ее ресурсы являются основой для развития человеческого общества. У старшего дошкольника активно формируется мировоззрение, активизируются его познавательные способности в связи с чем в процессе педагогической работы с ним необходимо активизировать его творческое начало и стремление к познанию. Осень, как время года, является одной из подходящих тем для организации длительной работы с группой детей, так как включает в себя разнообразные природные явления и дает обширные темы для творческой работы детей и педагога, детей и родителей, самостоятельной работы детей.
2. Смежные занятия и понятии, которые возможно изучать в ходе реализации проекта.
В ходе реализации проекта «Осень» возможно весьма активно использовать смежные занятия. В частности:
1. Занятия художественного творчеств: рисование, лепку, работу с бумагой;
2. Занятия, связанные с просвещением детей в области здоровья и гигиены: как заботиться о здоровье осенью.
3. При чтении художественной литературы: соответствующий выбор тематики чтения;
4. На уроках музыки и танца: выбор музыкальных произведений и танцев в контексте тематики «осень».
3. Необходимые материалы.
Материалы для творческой деятельности детей, диалектические игры, сопроводительный спортивный инвентарь.
4. Вопросы к детям по предполагаемому проекту.
- Что такое осень?
- Что вы знаете об осени?
- Когда приходит очень?
- Что происходит осенью с природой?
5. Что необходимо узнать.
- уровень представлений детей о времени года «осень»
- специфику их представлений об осени
- интересы детей, связанные с тематикой «осень»
- уровень готовности группы детей и каждого ребенка в частности участвовать в проектной деятельности
6. Оценка
В результате реализации проекта дети составили подробное представление о времени года «Осень», природных процессах сними связанными и эстетической специфике данного времени года за счет активизации своих познавательных способностей и усвоения нового материала.
7. Предложения по совершенствованию и расширению проекта
Проект может быть расширен на все времена года, каждое из которых имеет свою собственную специфику и красоту, а так же способно дать детям стимул к активизации познавательных способностей и формировании полноценного представления об окружающем мире.
При создании проекта автор руководствовался следующими механизмами проектировании:
1. Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт.
2. Воспитатель – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
3. Мотивация познавательной деятельности усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.
4. Технологии проектирования необходима соответствующая  организация предметно-развивающего пространства группы.
5. Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители.
6. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.
7. Каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы.
8. Для детей очень важным является частный вклад в проектную деятельность. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др.
9. В ходе реализации проекта у детей должна развиваться самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.
Актуальность темы проекта
Проект направлен на активизацию развития познавательных возможностей детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено  за счет вовлечение родителей в образовательный процесс, включения активной самостоятельной работы детей.
Цели проекта
1. создание условий, раскрывающих творческий  и интеллектуальный потенциал старших дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса;
2. активизация психологических процессов, способствующих познавательной деятельности старших дошкольников.
Сроки: сентябрь - ноябрь.
Достижение поставленной цели возможно, если решить следующие задачи:
1. Сформировать у ребенка представление об осени, как времени года и природных процессах связанных с ним.
2. Дать представление о роли осени в природе, познакомить с различными аспектами природных явлений, происходящих осенью;
3. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
4. Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, временам года и природным явлениям.
5. Познакомить детей и привлечь  родителей к деятельности, направленной на активизацию познавательной активности старшего дошкольника.
6. Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной деятельности.
Реализация задач предполагает реализацию ряда принципов:
- Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
- Принцип проблематизации заключается  в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир природы через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
- Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.)которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
- Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
- Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
- Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к природе и ее явлениям.
Для реализации проекта был разработан тематический план «Осень», составленный на основе программ: «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией Васильевой.
Прогнозируемый результат:
Расширение знаний детей и родителей об осени, как времени года и явлениях, происходящих в данные период времени.
Расширение связей ДОУ с социумом.
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Тематический план работы
Разделы работы Основное содержание, сроки Познавательно-речевое развитие «Овощи, фрукты, ягоды» Продолжение формирования представлений об овощах, фруктах, ягодах, проводимых с детьми ранее. Творческие занятия по лепке и рисованию с тематикой «Овощи», «Фрукты», дидактические игры «что где растет», «Собери в лукошко урожай» Проведение: сентябрь «В лес по грибы» Формирование у детей представлений о грибах, в том числе ядовитых и съедобных. Лепка «Лукошко с грибами», Аппликация из цветной бумаги «Грибочки на пенечке». Дидактическая настольно – печатная игра «В лесок с кузовком». Проведение: сентябрь «Улетают птицы в дальние края» Знакомство детей с перелетными и зимующими птицами. Выяснение причин и особенностей перелета птиц на юг.
Рисование «Птичка». Дидактическая игра «перелетные и зимующие птицы». Чтение тематических стихов.
Проведение: сентябрь «Что такое листопад» Знакомство с частями растений: корень, стебель, лист. Выяснение сто происходит с растениями осенью. Рисование «Листопад». Чтение стихов, рассматривание репродукций картин. Сборы букетов из осенних листьев.
Проведение: сентябрь «Осенняя сказка» Драматизация с детьми сказок. Изготовление родителями атрибутов, декораций для сказок, участие в постановке произведений и сказок, связанных с осенью, как временем года. Семейный театр. Чтение произведений Сладкова.
Проведение: октябрь «Праздничная осень» Праздники народно-земледельческого цикла: осень. Изготовление родителями атрибутов, декораций для праздника. Подготовка веселых конкурсов, стихов, сценок с участием детей.
Проведение: Ноябрь Художественно-эстетическое развитие «Краски осени» «Осень в красках художников» Ознакомление детей с произведениями художников с тематикой картин осень. Беседы по сюжету картин. Посещение детьми с родителями художественного музея.
Время проведения: октябрь «Музыкальная осень» Разучивание народных песен, потешек, частушек с тематикой осени. Занятие по музыкальному воспитанию с тематикой «осень».
Проведение: ноябрь
В качестве завершающей деятельности проекта возможен выбор итоговой работы совместно с детьми, родителями и педагогами.
В контексте реализации представленного тематического плана итоговой работой в тематике «Осень» являлось создание стенгазеты.
В создании стенгазеты участвовали все дети. Газета создавалась детьми на протяжении двух недель.
В газету вошли познавательная рубрика, творческая рубрика, украшенная рисунками детей. Газета декорировалась осенними листьями и яркими красками.
Целью создания газеты являлось украшение стены во время праздника «Праздничная осень» при участии детей и родителей.
В процессе создания газеты педагог активно содействовал творческой деятельности детей, объясняя им приемы создания и оформления стенгазеты. Основополагающей в данном процессе было задействование каждого ребенка начиная с этапа обсуждения оформления будущей стенгазеты.
Совместная итоговая деятельность детей является значимым аспектом в закреплении усвоенного материала и повторении его в процессе работы. Оптимальным в данном контексте педагогом было признано задавать детям наводящие вопросы:
- А каких перелетных птиц вы помните?
- А почему у нас листья на деревьях осенью становятся желтыми?
Результатом проведено работы становится активизация познавательных процессов ребенка и достижение основной цели создания программы.






2.3. Результаты проведенного исследовани
При анализе данных констатирующего и итогового экспериментов использовалась 5 -бальная система оценок, от 1 до 5 баллов. Критерий количественной оценки базировался на учёте степени сформированности на исследуемых качествах развития речи с возрастной нормой.
- высокий - 5 баллов;
- выше среднего - 4 балла;
- средний — 3 балла;
- ниже среднего - 2 балла;
- низкий - 1 балл.
Результаты проведенного исследования на констатирующем этапе выявили следующий уровень развития познавательной активности у детей.
№ И.Ф. 1 2 3 4 5 6 7 итог уровень 1 Маша У. 2 3 2 0 3 2 2 1,7 низкий 2 Алена Е. 3 3 4 3 4 3 3 3,2 средний 3 Антон К. 3 3 3 4 4 3 3 3,2 средний 4 Андрей Т. 3 4 4 4 4 4 3 3,7 средний 5 Игорь С. 3 2 2 3 2 2 3 2,4 низкий 6 Таня Р. 4 3 2 3 3 3 3 3 средний 7 Сергей Н. 3 3 3 3 3 3 3 3 средний 8 Павел Т. 4 3 3 2 4 3 3 3,1 средний 9 Марина Ч. 4 4 4 4 4 4 4 4 высокий 10 Карина Д. 3 2 2 3 3 3 3 2,7 низкий 11 Элла Ш. 3 3 3 3 3 3 3 3 средний 12 Оля К. 2 2 2 2 3 2 3 2,2 низкий 13 Петя Ц. 3 3 2 2 3 4 3 2,8 низкий 14 Антон Ю. 3 3 3 3 3 4 3 3,1 средний 15 Денис В. 3 3 3 3 3 3 3 3 средний
Таким образом, возможно отметить, что результаты констатирующего этапа выявили: высокий уровень развития познавательных способностей имеет только один ребенок из 15 исследуемых. Средний уровень познавательного развития свойственным 9 детям, а 5 детей имеют низкий уровень.
Так же необходимо отметить, что в процессе исследования дети, имеющие низкий уровень развития достаточно тяжело справлялись с предложенными заданиями, им требовалась помощь педагога, они долго думали над заданиями и переспрашивали.
В результате проведенной работы с детьми нам удалось значительно повысить уровень познавательного развития детей в исследуемой группе. С целью выявить результативность было проведено повторное исследование по тем же методикам.
№ И.Ф. 1 2 3 4 5 6 7 итог уровень 1 Маша У. 3 3 4 4 4 4 3 3,5 средний 2 Алена Е. 4 4 4 4 4 3 4 3,9 высокий 3 Антон К. 4 4 4 4 4 5 5 4,2 высокий 4 Андрей Т. 4 4 4 4 4 5 5 4,2 высокий 5 Игорь С. 3 4 3 4 4 5 5 4 высокий 6 Таня Р. 4 4 4 4 4 5 4 4,1 высокий 7 Сергей Н. 4 4 4 4 4 4 5 4,1 высокий 8 Павел Т. 4 4 4 3 4 5 5 3,1 средний 9 Марина Ч. 4 4 4 4 4 5 5 4,2 высокий 10 Карина Д. 4 3 4 4 4 4 5 4 высокий 11 Элла Ш. 4 4 4 4 4 4 5 4,1 высокий 12 Оля К. 4 4 4 4 4 4 5 4, 1 высокий 13 Петя Ц. 4 4 4 4 4 4 5 4.1 высокий 14 Антон Ю. 3 4 3 4 3 4 5 3,7 средний 15 Денис В. 4 3 4 4 4 5 5 4,1 высокий
Согласно результатам повторного исследования уровень познавательного развития значительно вырос в сравнении с констатирующим экспериментом. Средний уровень имели уже только 3 ребенка, тогда, как остальные показали высокие результаты.
Чтобы оценить достоверность различий между процентными долями уровней развития познавательного интереса у детей контрольной и экспериментальной групп мы использовали статистический критерий Фишера (φ), позволяющий сравнить процент испытуемых в одной выборке, характеризующихся каким-либо качеством, с процентом испытуемых в другой выборке, характеризующихся тем же качеством.
На основании полученного результата (p<0,01) мы можем сделать вывод, что различия между процентными долями уровней развития познавательного интереса у детей контрольной и экспериментальной групп являются статистически значимыми.
На основании опытно-экспериментальной работы мы имеем достаточные основания утверждать, что сконструированная нами модель и предложенная технология ее реализации способствуют активизации познавательных процессов у старших дошкольников, эффективному развитию их познавательных способностей.
По результатам проведенного исследования нами сделаны следующие выводы:
1. Несмотря на то, что проблема развития познавательных интересов дошкольников получила определенную теоретическую разработку в трудах отечественных и зарубежных ученых, педагогическая практика свидетельствует, что технология развития познавательных интересов старших дошкольников нуждается в дальнейшем совершенствовании, обусловленном требованиями гуманистической образовательной парадигмы Одним из эффективных направлений такого совершенствования является использование проектной деятельности.
2 Установлено, что развитие познавательных интересов старших дошкольников в процессе использования проектной деятельности является важным фактором образовательно-воспитательной подготовки ребенка к обучению в общеобразовательном учебном заведении. Определено, что развитие познавательных интересов дошкольников осуществляется значительно эффективнее, когда игровой - ведущий для данного возраста - тип деятельности приобретает интегрированный характер, включает в себя интеллектуальную и творческую деятельности в качестве необходимых составляющих.
3. В ходе работы доказано, что сконструированная модель и технология развития познавательных интересов дошкольников в процессе использования проектной деятельности обеспечивают высокий уровень их сформированности, адекватный требованиям современной образовательно-воспитательной практики Проектная деятельность способствует росту познавательной и творческой активности детей, их самовыражению.
4. Технология развития познавательных интересов старших дошкольников в процессе использования проектной деятельности дает возможность его широкого применения в практике дошкольного образования.
Разумеется, проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы развития познавательных интересов старших дошкольников, а представляет один из вариантов ее решения Предложена эффективная технология развития данных интересов, которая может быть успешно интегрирована в образовательно-воспитательную практику, а также выступать в качестве основы и дополнения других технологий. В частности, большой интерес представляет вероятное развитие в контексте реализации разработанной нами модели таких личностных характеристик, как творческие умения, коммуникативные качества и т д., что обусловливает перспективу дальнейшего исследования.
Таким образом, результаты контрольного среза свидетельствуют об эффективности проведенного нами исследования. Проектная деятельность становится действенным средством развития у старших дошкольников познавательного интереса.












Заключение

Диагностика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста рассматривается как подготовка детей к школьному обучению, а также как этап в организации последующей индивидуализации обучения. Проводить диагностику познавательного развития детей проводить необходимо заранее. Это позволит не только определить готовность ребёнка к школе, но и осуществить при необходимости специальный комплекс корригирующих мероприятий, дать необходимые рекомендации родителям.
Познавательное развитие детей является предметом изучения педагогов достаточно давно и на современном этапе развития психолого – педагогической науки аспекты развития познавательной деятельности детей изучены достаточно подробно и обстоятельно.
Педагоги и психологи отмечают, что на процесс познавательного развития ребенка воздействует целый ряд факторов, а так же возрастные особенности развития ребенка. В каждом возрасте дошкольник приобретает новые способы и средства развития познавательной деятельности, воспринимает окружающий мир по новому, все более сложному пути.
Значительную роль в познавательных процессах, развивающихся у дошкольника играют взрослые – родители и педагоги – и их деятельность. Правильная организованная деятельность педагога, с учетом возраста ребенка и его личностных особенностей, способна в значительной мере ускорить процессы развития познавательной деятельности и восприятия ребенком окружающего мира.
интеллектуальное развитие ребенка характеризуется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая стадия подготавливает последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются. Так, наглядно-действенное мышление, характерное для дошкольников, у школьников приобретает новое содержание, находя, в частности, свое выражение в решении все усложняющихся конструктивно-технических задач. Словесно-образное мышление также поднимается на более высокую ступень, проявляясь в усвоении школьниками произведений поэзии, изобразительного искусства, музыки.
Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка 6-7 лет, можно заключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.
Одним из успешных средств развития познавательной деятельности детей в детском саду является проектная деятельность.
Современные педагоги ДОУ во многом ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности в связи с чем личность ребенка является полноценной составляющей педагогического процесса, его активным участником. Наиболее приемлемой формой для подобного способа общения педагога с ребенком является проектная деятельность, в которой ребенок задействован максимально.
Согласно теории проектной деятельности взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры. Этому способствует технология проектирования.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
С целью выяснения уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста была разработана методика психолого - педагогического исследования.
С целью подтверждения гипотезы в контексте работы было проведено исследование с участием 15 детей старшей группы детского сада АОУ «Искорка» г. Долгопрудный.
Исследование было построено в три основных этапа:
исследование уровня познавательного развития детей;
проведение коррекционной работы по средствам проектной деятельности (разработка программы);
повторная диагностика с целью выявления результативности проделанной работы.
Своевременное выявление уровня сформированности неречевых и речевых психических функций создаёт благоприятные предпосылки к обучению в школе, позволяет определить оптимальные пути коррекции для проведения работы по развитию познавательных процессов.
В результате исследования было установлено, что развитие познавательных интересов старших дошкольников в процессе использования проектной деятельности является важным фактором образовательно-воспитательной подготовки ребенка к обучению в общеобразовательном учебном заведении. Технология развития познавательных интересов старших дошкольников в процессе использования проектной деятельности дает возможность его широкого применения в практике дошкольного образования. Результаты контрольного среза свидетельствуют об эффективности проведенного нами исследования. Проектная деятельность становится действенным средством развития у старших дошкольников познавательного интереса.


Список литературы

Атемаскина Ю.В. Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. – М.: Дрофа, 2011.
Аскерова И.В. Ершова Н.В. Чистова О.А. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития. – М.: Детство – Пресс, 2011.
Бабаева Т.И. У школьного порога. - М., 1993 - 132 с.
Блонский П.П. Память и мышление: В кн. избр. псих, произв. - М., 1964. -324 с.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968. - 464 с
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб., 1997 298 с.
Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. - М., 2002 - 372 с.
Выготский Л. С. Детская психология. - М., 1984 - 432 с.
Вьюнова Н. И. И др. Психологическая готовности ребенка к обучению в школе. М, 2005.-256 с.
Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961. - 470 с.
Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. / Под ред. В.В. Слободчикова, вып.2. - Томск, 1992 -274 с.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., 2000. - 184 с.
Детская психодиагностика: Практ. занятия: Метод, указания / Сост. Ю.В. Филиппова. - Ярославль, 2003. - 38 с.
Ельцова О.М. Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте. - М.: Детство – Пресс, 2011.
Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. // Сенсорное воспитание дошкольников // Под ред. А.В. Запорожца. - М., 1963. - 384 с.
3абрамная С.Д. , Боровик О.В. Развитие ребенка в ваших руках. - М., 2000.- 160 с.
3аикин М.С., Синицына Е.И. 250 развивающих упражнений для подготовки к школе. - М., 2001.- 256 с.
Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2 т. - М., Педагогика, 1986. Т. 1 Психическое развитие ребенка. - С. 36 – 275
Знакомимся с окружающим миром: Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста. /Баряева Л.Б. Логинова Е.Т. Лопатина Л.В. - М.: Дрофа, 2011.
Ильина М.Н. Развитие ребенка с первого дня жизни до шести лет. СПб., 2001.- 160 с.
Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч. 2, - М., 1981 -162 с.
Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого — педагогической диагностики. - СПб., 2004 - 432 с.
Коноваленко С.В. Кременецкая М.И. Развитие коммуникативных способностей и социализации детей старшего дошкольного возраста. – М.: Детство – Пресс, 2011.
Крутецкий В.А. Психология. - М., 1986 - 336 с. 20.Лурия А.Р. Речь и мышление. - М., 1975 - 432 с.
Мухина В. С. Что такое готовность к учению? // Семья и школа, 1987, №4, С. 25-27.
Мухина B.C. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. - М., 1997 - 368 с.
Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. - М., 2001. - 262 с.
Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 6 до 7 лет). Организованная образовательная деятельность. – М.: Дрофа, 2011.
Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. -М., 1996. - 374 с.
Панфилова М.А. Игротерапия общения / Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений/ Под научной редакцией В.М. Аспапова, канд. психол. наук, доцента. - М.,1995 - 420 с.
Практикум по возрастной психологии // Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб., 2005. - 688 с.
Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана - СПб., 2003. - 368 с.
Рунова М. Дифференцированные игры-упражнения // Дошкольное воспитание, 1996, № 1 - С. 20
Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М., 1988. - Гл. 4
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. -М., 1995. - 329с.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д., 2004 - 672 с.
Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. - М., 1998. - 288 с.
Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Дошкольники. - М, 2000. - 144с.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1997.- 236 с.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти Золушку: Кн. для воспитателей детского сада и родителей.- М.: Просвещение, 1994. - с- 12, 67-85
Чивикова Н.Ю. Как подготовить ребенка к школе. - М., 1999.- 208 с.
Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. -М.: Новая школа, 1995. с.9-18
Штерн В. Умственная одарённость. - СПб., 1997. - 172 с.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.-560 с.




















2


Список литературы

1.Атемаскина Ю.В. Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. – М.: Дрофа, 2011.
2.Аскерова И.В. Ершова Н.В. Чистова О.А. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития. – М.: Детство – Пресс, 2011.
3.Бабаева Т.И. У школьного порога. - М., 1993 - 132 с.
4.Блонский П.П. Память и мышление: В кн. избр. псих, произв. - М., 1964. -324 с.
5.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968. - 464 с
6.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб., 1997 298 с.
7.Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. - М., 2002 - 372 с.
8.Выготский Л. С. Детская психология. - М., 1984 - 432 с.
9.Вьюнова Н. И. И др. Психологическая готовности ребенка к обучению в школе. М, 2005.-256 с.
10.Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961. - 470 с.
11.Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. / Под ред. В.В. Слободчикова, вып.2. - Томск, 1992 -274 с.
12.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., 2000. - 184 с.
13.Детская психодиагностика: Практ. занятия: Метод, указания / Сост. Ю.В. Филиппова. - Ярославль, 2003. - 38 с.
14.Ельцова О.М. Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте. - М.: Детство – Пресс, 2011.
15.Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. // Сенсорное воспитание дошкольников // Под ред. А.В. Запорожца. - М., 1963. - 384 с.
16.абрамная С.Д. , Боровик О.В. Развитие ребенка в ваших руках. - М., 2000.- 160 с.
17.аикин М.С., Синицына Е.И. 250 развивающих упражнений для подготовки к школе. - М., 2001.- 256 с.
18.Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2 т. - М., Педагогика, 1986. Т. 1 Психическое развитие ребенка. - С. 36 – 275
19.Знакомимся с окружающим миром: Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста. /Баряева Л.Б. Логинова Е.Т. Лопатина Л.В. - М.: Дрофа, 2011.
20.Ильина М.Н. Развитие ребенка с первого дня жизни до шести лет. СПб., 2001.- 160 с.
21.Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч. 2, - М., 1981 -162 с.
22.Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого — педагогической диагностики. - СПб., 2004 - 432 с.
23.Коноваленко С.В. Кременецкая М.И. Развитие коммуникативных способностей и социализации детей старшего дошкольного возраста. – М.: Детство – Пресс, 2011.
24.Крутецкий В.А. Психология. - М., 1986 - 336 с. 20.Лурия А.Р. Речь и мышление. - М., 1975 - 432 с.
25.Мухина В. С. Что такое готовность к учению? // Семья и школа, 1987, №4, С. 25-27.
26.Мухина B.C. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. - М., 1997 - 368 с.
27.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. - М., 2001. - 262 с.
28.Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 6 до 7 лет). Организованная образовательная деятельность. – М.: Дрофа, 2011.
29.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. -М., 1996. - 374 с.
30.Панфилова М.А. Игротерапия общения / Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений/ Под научной редакцией В.М. Аспапова, канд. психол. наук, доцента. - М.,1995 - 420 с.
31.Практикум по возрастной психологии // Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб., 2005. - 688 с.
32.Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана - СПб., 2003. - 368 с.
33.Рунова М. Дифференцированные игры-упражнения // Дошкольное воспитание, 1996, № 1 - С. 20
34.Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М., 1988. - Гл. 4
35.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. -М., 1995. - 329с.
36.Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д., 2004 - 672 с.
37.Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. - М., 1998. - 288 с.
38.Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Дошкольники. - М, 2000. - 144с.
39.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1997.- 236 с.
40.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти Золушку: Кн. для воспитателей детского сада и родителей.- М.: Просвещение, 1994. - с- 12, 67-85
41.Чивикова Н.Ю. Как подготовить ребенка к школе. - М., 1999.- 208 с.
42.Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. -М.: Новая школа, 1995. с.9-18
43.Штерн В. Умственная одарённость. - СПб., 1997. - 172 с.
44.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.-560 с.









У нас вы можете заказать