Взаимодействие ДОУ с семьей в вопросах экологического развития

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 3535 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 04.02.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1.Теоретические подходы к определению экологического развития детей
2.Влияние семьи на экологическое развитие детей
3.Особенности организации взаимодействия в ДОУ с семьей по экологическому развитию
4.Технология работ с семьей в вопросах экологического развития
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

При этом рассказывайте ему о своих действиях, например, можно так: "Мы положим семечко в землю и засыплем его землей. Когда солнышко будет светить и нагреет землю, семечку станет тепло и оно начнет расти, захочет посмотреть на солнышко и выглянет из земли зеленый расточек, вот такой. (При этом нужно показать какую-нибудь травинку.) Если расточку понравится, он будет становиться все больше и больше и может превратиться в такое дерево (показать ребенку одно из деревьев на участке) или поменьше. Еще я хочу, чтобы он принес нам вкусный плод, и ты его будешь кушать".
Каждый раз, когда вы приезжаете с ребенком на свой участок, первым делом нужно предложить ему посмотреть, не появился ли расточек, Как только вы увидите появившийся расточек, обрадуйтесь. Когда вы сажаете не семена, а рассаду, необходимо также объяснять ребенку свои действия. Если высаживаете рассаду помидоров, то пусть ребенок подносит вам по одному стебельку. Если сломает нечаянно, возьмите в руки сломанный стебелек и скажите: "Я думаю, этот не будет жить и не принесет нам плода, он сломался, но давай требуем все же его посадить". Посадите наряду с другими хотя 1 один сломанный. Через несколько дней, когда вы снова подоите со своим ребенком к грядке с окрепшими стеблями помидоров, покажите ему на сломанный стебелек и напомните, что он был поломан при посадке. При этом не разговаривайте с ребенком назидательным тоном.
На следующий год ребенку нужно предложить свою собственную грядку, чтобы дать возможность делать на ней все, что он захочет. Ни в коем случае нельзя ребенка заставлять или исправлять сделанное им. Можно лишь спрашивать у него, чего бы он хотел. Оказать помощь можно, лишь спросив у него разрешение поработать с ним совместно. Когда вы будете высевать злаковые, дайте ему бросить на грядку своей ручкой зерна.
Так ребенок проявит интерес к растительному миру. Дело не только в том, что он будет знать и чувствовать, как и что растет. Главное — он начнет думать, анализировать.

Примерные конспекты занятий
Тема: "Путешествие в мир природы"
Занятие "Прогулка в Природу"
Подготовка к прогулке:
- определить маршрут и задачу (что увидим, куда пойдем);
- подготовить игры для отдыха, обсудить их с ребенком;
- подготовить предметы для сбора коллекций (банки, сачок, коробки, пакеты).
Поездка в лес:
- обратить внимание ребенка на погоду, описать ее (небо, свет, настроение, растения);
- понаблюдать за изменением местности (что видим вокруг, характер дороги, повороты, смена пейзажей, рельефа).
Прогулка в лесу:
- на опушке леса обратить внимание на настроение и чувства, запахи, общий вид леса: какие видим деревья, траву, цветы, тропинки, оттенки зелени, окружающую местность;
- в лесу послушать шум, пение птиц, наблюдать изменение картины в разных участках леса. Останавливаться у интересных деревьев, пеньков, растений; наблюдать за птичками, бабочками, муравьями, рассматривать их; сравнивать увиденное, чувствовать и видеть красоту и поэтические образы в окружающих явлениях.
Отдых на полянке:
- найти красивую полянку и организовать место для отдыха;
- рассмотреть полянку, кустарники и деревья с разных мест;
- организовать сбор коллекций;
- организовать игры,
Путь из леса
Для возвращения выбрать другую дорогу, желательно с водоемом или рекой, где можно купаться или наблюдать за водными растениями, берегом, течением воды, ее цветом, красотой, запахами.
Беседа о прогулке
По дороге домой, пока впечатления еще сильные и чувства переполняют ребенка, организовать беседу об увиденном (Что понравилось? Почему: Что больше запомнил? Что удивило? Что нового увидел? Какая погода? Животные? Растения? Воздух? Где было красивее? Что делали? Что собрали? Как менялось настроение? Как шумит лес? Какие запахи?)
Занятия дома:
• обработка коллекции (прогладить листья, засушить цветы, сложить камни, оформить букет) Выполняя работу, обучайте ребенка рассматривать предметы коллекции, любоваться ими, отмечайте особенности, сравнивайте с другими предметами или явлениями, называйте форму, цвет, величину, пространственное расположение деталей и особенностей поверхности;
• поделки из природного материала, собранного на прогулке игрушки, макеты, икебаны, аппликации;
• подбор книг о природе, чтение, рассматривание картинок;
• рисование и лепка на природную тему.

Тема: "Дикие животные и их признаки"
Занятие "Беседа о диких животных"
Вариант 1: беседа строится на основе рассматривания иллюстраций, фотографий, книг, журналов с изображениями диких животных.
Вариант 2: беседа строится в условиях зоопарка, парка, леса, сада заповедника.
Вопросы родителей
• Как называются эти животные?
• Где они живут?
• Опиши их внешний вид.
• Каковы они по характеру и по вадкам?
• Какие ощущения ты испытываешь при виде и общении с этими животными?
Такие беседы с ребенком способствуют усвоению новой информации. Дополнительно можно по делиться своими впечатлениями от встречи с этими животными, познакомить ребенка с неизвестными ему животными. При описании их сравнивают с другими животными.
В ходе беседы можно загадать ребенку загадки.
— Рыжая, с длинным пушистым хвостом, живет в лесу в норе.
— Длинные уши, прыгает, короткий хвост, спит под елочкой и в ямках.
— Долбит дерево длинным носом в красной шапочке.
— У него есть свой шланг, из которого он обливается, когда жарко и есть два веера, которыми он машет. Он большой и умный.
— Зеленый, живет у реки, похож на бревно. У него большая пасть и острые зубы.
Ребенок так же может загадать взрослому загадки о других животных.
В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Родители нередко забывают о том, что самое доступное, самое приятное и самое полезное из всех удовольствий для ребенка - это когда ему вслух читают интересные книги. Начало этому должно быть положено в семье. Интерес к книге возникает еще задолго до начала посещения школы и развивается очень легко. Книга играет важную роль в эстетическом воспитании детей. Многое зависит от того, какой будет эта первая книга. Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомится ребенок, были доступны маленькому читателю не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения. Специфика литературы дает возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе. Для детей подходят произведения таких писателей, как В. Бианки, М. Пришвина, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. Михалкова и др. В книге для детей заключено много интересного, прекрасного, таинственного, потому им очень хочется научиться читать, а пока не научились - слушать чтение старших.
Очень любят малыши сказки. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. Старшим дошкольникам более по душе волшебные сказки.
В младшем дошкольном возрасте ребенка привлекают легкие шуточные стихи, стихи-потешки, стихи-небывальщины. Для того чтобы стихотворения, сказки или рассказы воспринимались ребенком с интересом и их эстетическое воздействие было максимальным, необходимо пользоваться разнообразными выразительными средствами художественного чтения: интонацией, мимикой, жестами, но при этом нужно соблюдать чувство меры. Задача приобщения ребенка к красоте природы через изображение растений, животных (22, 24).
Заключение
На современном этапе проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста является актуальной, что позволяет педагогам ДОУ творчески подходить к решению данной проблемы.
Экологическое воспитание дошкольников должно рассматриваться как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе, что включает в себя интеллектуальные, эмоциональные и действенные компоненты. Исходным звеном такого воспитания является система достоверных природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности мира природы - многообразие живых организмов (способность отличить березу от клена), их единство со средой (причины перелета птиц, зависимость жизни растений и животных от света, воды и пиши), рост и развитие (обязательность живых уголков, зимних садов и площадок живой природы в дошкольных учреждениях) и пр. Таким образом, дошкольное экологическое воспитание ставит своей целью развить у детей чувство общности с живой природой.
Экологическое воспитание осуществляется успешно, если:
· детям раскрывается уникальность природы и неповторимое культурное богатство города и близлежащих территорий;
· происходит знакомство детей и правилами поведения а природе с учетом ее сохранения и зашиты (помочь овладеть умениями правильного сбора даров природы, корма для зимующих птиц и пр.);
· развивается эмоционально-эстетическое восприятие отношения к природе (умение сосредоточенного наблюдения ландшафта и его компонентов и выражение этого восприятия творческими средствами - образная речь, изобразительная деятельность, поделки из природного материала и пр.);
· прививаются основы практической деятельности по поддержке и улучшению природного окружения (желание детей принимать активное участие в труде по уходу за растениями и животными в детском саду - озеленение, очистка территории, кормление домашних животных и пр.);
· процесс познания мира природы во всем богатстве, многообразии, красочности, развитии и во взаимосвязях происходит в ходе экскурсий.
Нравственные нормы экологической культуры закладываются, прежде всего, в семье: культура поведения родителей во многом определяет культуру ребенка.
Способствуют формированию экологически развитой личности факторы, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания.
Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером.
Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день. Такое постоянство воспитательных воздействий благоприятно для формирующейся нервной системы ребенка, которая вырабатывает ответные действия на внешние раздражители.
Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого).
Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми.
Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне норм и ценностей, которые осваивает подрастающий человек.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания для дошкольников.
Список литературы
Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.
Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. – 2002. – №5. – С. 80-82.
Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. – № 7. – С. 36-42.
Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991.
Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - Мн.: Нар. асвета, 1972.
Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ. Игровые семинары по экологической культуре. – М., 2008. – 160с.
Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7. – С. 45-49.
Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 7. – С.58-63.
Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С. 3-9.
Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. – 56с.
Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2005 – № 7. – С. 10-12.
Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144с.
Королева А. Земля - наш дом // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7. – С. 34-36.
Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – С. 50-53.
Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 160с.
Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб.: детство-пресс, 2003. – 319с.
"Мы" – Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. – СПб: Детство-пресс, 2003. – 240с.
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. – М.: Просвещение, 2004. – 208с.
Николаева С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 7. – С. 52-64.
Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр "Академия", 2002. – 336с.
Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. – 2000. – № 7. – С. 31-38.
Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.
Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. – №7. – С. 26-34.
Рыжова Н. Экологический проект "Здравствуй, дерево" // Дошкольное воспитание. – 2002. – №3. – С. 38-47.
Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004 – № 7 – С. 21 - 27.








2

1.Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.
2.Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. – 2002. – №5. – С. 80-82.
3.Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. – № 7. – С. 36-42.
4.Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991.
5.Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - Мн.: Нар. асвета, 1972.
6.Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ. Игровые семинары по экологической культуре. – М., 2008. – 160с.
7.Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7. – С. 45-49.
8.Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 7. – С.58-63.
9.Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С. 3-9.
10.Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. – 56с.
11.Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2005 – № 7. – С. 10-12.
12.Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144с.
13.Королева А. Земля - наш дом // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7. – С. 34-36.
14.Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – С. 50-53.
15.Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 160с.
16.Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб.: детство-пресс, 2003. – 319с.
17."Мы" – Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. – СПб: Детство-пресс, 2003. – 240с.
18.Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. – М.: Просвещение, 2004. – 208с.
19.Николаева С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 7. – С. 52-64.
20.Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр "Академия", 2002. – 336с.
21.Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. – 2000. – № 7. – С. 31-38.
22.Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.
23.Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. – №7. – С. 26-34.
24.Рыжова Н. Экологический проект "Здравствуй, дерево" // Дошкольное воспитание. – 2002. – №3. – С. 38-47.
25.Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004 – № 7 – С. 21 - 27.

Вопрос-ответ:

Что такое экологическое развитие детей?

Экологическое развитие детей - это процесс формирования экологической грамотности, понимания важности сохранения природы и окружающей среды. Дети учатся бережно относиться к природе, экономии ресурсов, разделять мусор, участвовать в экологических акциях и создавать условия для экологической безопасности.

Какое влияние оказывает семья на экологическое развитие детей?

Семья является основным и наиболее значимым фактором в экологическом развитии детей. Родители и близкие взрослые играют большую роль в формировании экологических ценностей и привычек. Они могут учить детей экономии воды и электроэнергии, правильному уходу за растениями, разделять мусор и участвовать в экологических мероприятиях.

Как организовать взаимодействие ДОУ с семьей по экологическому развитию?

Организация взаимодействия ДОУ с семьей по экологическому развитию может осуществляться через родительские собрания, занятия для родителей, организацию экологических проектов или акций, приглашение родителей на экскурсии. Необходимо создать условия для обмена опытом и знаниями, чтобы родители могли активно принимать участие в экологическом развитии своих детей.

Каковы особенности работы с семьей в вопросах экологического развития в ДОУ?

Особенности работы с семьей в вопросах экологического развития в ДОУ заключаются в создании дружественной и открытой атмосферы, где родители могут свободно выражать свои идеи и предложения. Важно учесть особенности каждой семьи и их жизненную ситуацию, чтобы разработать индивидуальные методики работы.

Какая технология используется для работы с семьей в вопросах экологического развития?

Для работы с семьей в вопросах экологического развития можно использовать различные методики, такие как организация экологических проектов и акций, проведение семейных игр и мастер-классов, организация экскурсий и прогулок по природе, обмен опытом и знаниями через родительские собрания. Важно поощрять и поддерживать активное участие семей в экологической деятельности.

Какие теоретические подходы существуют к определению экологического развития детей?

Существует несколько теоретических подходов к определению экологического развития детей. Один из них связан с формированием у детей экологического сознания и экологической культуры. Второй подход ориентирован на развитие у детей экологических навыков и умений, таких как уход за природой, сортировка мусора и экономия ресурсов. Третий подход акцентирует внутреннюю мотивацию детей к экологической деятельности и их участие в принятии экологических решений.

Какое влияние оказывает семья на экологическое развитие детей?

Семья играет важную роль в экологическом развитии детей. С одной стороны, семейный образ жизни, привычки, ценности и отношение к природе могут оказывать прямое влияние на экологическое развитие ребенка. Семья может стать примером эко-поведения и вовлечь детей в экологические активности. С другой стороны, семья может поощрять экологическую активность ребенка, поддерживать его интересы к природе и обеспечивать условия для экологического развития.

Какие особенности организации взаимодействия семьи с ДОУ по экологическому развитию существуют?

Организация взаимодействия семьи с ДОУ вопросах экологического развития может иметь различные особенности. Например, ДОУ может проводить родительские собрания или мастер-классы по экологическим темам, приглашать родителей на экскурсии или пикники в природу, а также предлагать семейные задания или проекты по экологии. Однако, особенности организации взаимодействия могут различаться в зависимости от конкретного ДОУ и его подхода к экологическому развитию детей.

Что такое экологическое развитие детей?

Экологическое развитие детей - это процесс, в рамках которого они приобретают знания, навыки и ценности, необходимые для защиты окружающей среды и устойчивого развития планеты.