Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Особенности общения подростка со взрослыми.

  • 24 страницы
  • 11 источников
  • Добавлена 25.01.2010
390 руб. 1 300 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимодействия подростков и взрослых
1.1. Характерные особенности подросткового возраста
1.2. Специфика общения подростка с взрослыми
Глава 2. Исследование особенностей отношений подростка со значимыми взрослыми
2.1. Цель, задачи исследования
2.2. Описание методики исследования
Глава 3. Анализ результатов исследования
3.1. Характеристика отношения подростка к родителям
3.2. Рекомендации по укреплению общения отца и дочери
Заключение
Литература
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Это может объясняться большим доверием, заботой со стороны матери к дочери. Отцы, как правило, не проявляют внешней любви, заинтересованности по отношению к дочерям. Это может быть характеризовать отношения отца и дочери как недостаточно открытые, не доверительные.
По шкале «Директивность» получен высокий балл, который свидетельствует о достаточно директивной, требовательной позиции отца по отношению к дочери. Отец направляет своим контролем дочь, подчиняет ее определенным правилам и нормам поведения, которые, по его мнению, являются важными. Балл по данной шкале у отца сильнее выражен, нежели у матери. Это свидетельствует о том, что отец более директивен по отношению к дочери по сравнению с матерью.
По шкале «Враждебность» получен низкий балл, свидетельствующий о том, что отец не занимает враждебной позиции по отношению к матери. Так же как и мать, отец не жесток по отношению к дочери, старается принимать ее поведение.
По шкале «Автономность» получен максимальный балл, что говорит о том, что отец старается занимать автономную позицию в отношениях с дочерью. Отец – лидер, выступает как глава семьи.
По шкале «Непоследовательность» получен достаточно высокий балл, который свидетельствует о том, что отец не всегда предсказуем в отношениях с дочерью. Его методы воспитания непоследовательны. Он может быть ласков с дочерью сегодня, а завтра быть излишне требовательным. По сравнению с матерью, отец более непоследователен в воспитании дочери.
Итак, в отношениях отца и дочери – подростка проявляется большая отстраненность, закрытость в отношениях в связи с тем, что отец более директивен в отношениях с дочерью, более требователен, более непоследователен, чем мать. Отношения дочери и отца характеризуются как не доверительные, в связи с чем, меду ними не установлены высокие положительные взаимоотношения.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод что, в целом девушка – подросток характеризует положительное отношение своих родителей к себе самой. Однако если отношение матери более эмоциональное, более открытое, теплое, то в отношениях с отцом установлена дистанция, вызванная властностью и требовательностью отца.

3.2. Рекомендации по укреплению общения отца и дочери

На основании проведенного исследования можно порекомендовать с целью укрепления отношений и общения отца и дочери следующее:
1. Отцу важно беседовать с дочерью на различные темы с позиции «на равных». Это обеспечит большее доверие девушки – подростка по отношению к отцу. Девушкам обычно труднее доверять отцам, чем матери. Однако все же, если подросток увидит заинтересованность со стороны отца в ее жизни, увлечениях, хобби, друзьях, причем такая заинтересованность не будет требовательной, тогда девушка станет более открытой в отношениях с отцом. Будет принимать его советы, спрашивать совет и т.д.
2. Всем членам семьи необходимо хотя бы раз в месяц (а лучше чаще) устраивать совместные мероприятия (прогулки, пикник, праздничные ужины). Такие мероприятия способны сплотить всю семью, создать благоприятный психологический фон.
Общение дочери и отца является важной основной для формирования у подростка образа будущего мужа. В общении с отцом дочка способна постигать взаимоотношения с другими мужчинами, учиться общаться с противоположным полом. Поэтому важно уделять значительное внимание именно отношениям дочери – подростка и отца.
Заключение

Характер межличностных отношений в семье непосредственно сказывается на психическом и физическом здоровье личности человека, на настроении и на его деятельности. Таким образом, эмоциональные взаимодействия в семье, прежде всего, эмоциональные отношения с родителями, влияют на личность ребенка. От качества и количества взаимоотношений с родителями зависит формирование детской психики, представлений о мире и о себе и, как следствие, отношения с окружающими. Поэтому важной задачей каждой семьи является формирование и развитие эмоционально – положительного настроя, позитивных отношений в системе «ребенок-родитель».
На основании проведенного теоретического анализа был организован констатирующий эксперимент по выявлению основных эмоциональных характеристик отношений матери и отца с дочерью – подростком.
Результаты исследования показали, что девушка- подросток характеризует свою мать как способную принять ребенка, принимающую в ее жизни заинтересованное участие. Мать требовательна по отношению к дочери, однако с ее стороны нет жесткого контроля за поведением дочери. В отношениях отца и дочери – подростка проявляется большая отстраненность, закрытость в отношениях в связи с тем, что отец более директивен в отношениях с дочерью, более требователен, более непоследователен, чем мать.
На основании полученных результатов были составлены рекомендации для оптимизации отношений между дочерью – подростком и отцом.
Литература

Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. – М: Просвещение. – 1967
Волков Б.С. Психология подростка. – М.: Академический проект, 2005. – 208 с.
Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984.
Кондратьев М. Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. – 1997. - №3. – С.69-78
Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: Изд-во РОУ, 1996.
Макушина О. П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте.// Вопросы психологии.-2002.-№5.-с. 135-143
Малкина – Пых И.Г. Возрастные кризисы. – М.: Эксмо, 2005. – 986 с
Мухина В. С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2000
Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 2 – М.: ВЛАДОС, 2003
Психология подростка/Под ред. А. А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003
Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Издательство политической литературы, 1975.

Приложение

Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR)

  Мой отец (моя мать) Да Частично Нет 1 Очень часто улыбается мне 2 1 0 2 Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, что нет 2 1 0 3 Обладает недостаточной терпеливостью в отношении меня 2 1 0 4 Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться 2 1 0 5 Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает 2 1 0 6 Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться 2 1 0 7 Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять 2 1 0 8 Постоянно жалуется кому-то на меня 2 1 0 9 Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо 2 1 0 10 За одно и то же один раз наказывает, а другой – прощает 2 1 0 11 Очень любит делать что-нибудь вместе 2 1 0 12 Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу 2 1 0 13 Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал 2 1 0 14 Не требует, чтобы я спрашивал у него разрешения, чтобы идти туда, куда захочу 2 1 0 15 Отказывается от многих своих дел в зависимости от моего настроения 2 1 0 16 Пытается развеселить и воодушевить меня, когда мне грустно 2 1 0 17 Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я должен быть наказан 2 1 0 18 Мало интересуется тем, что меня волнует и чего я хочу 2 1 0 19 Допускает, чтобы я мог бы идти куда хочу каждый вечер 2 1 0 20 Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда нет 2 1 0 21 Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения 2 1 0 22 Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано 2 1 0 23 Иногда вызывает у меня ощущение, что я ему противен 2 1 0 24 Практически позволяет мне делать все, что мне нравится 2 1 0 25 Мой отец (моя мать) меняет свои решения так, как ему (ей) удобно 2 1 0 26 Часто хвалит меня за что-либо 2 1 0 27 Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь 2 1 0 28 Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился 2 1 0 29 Позволяет мне самому выбирать себе дело по душе 2 1 0 30 Иногда очень легко меня прощает, а иногда – нет 2 1 0 31 Старается открыто показать, что любит меня 2 1 0 32 Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе 2 1 0 33 Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом 2 1 0 34 Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя» 2 1 0 35 Непредсказуем в своих поступках, если я сделаю что-нибудь плохое или хорошее 2 1 0 36 Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу 2 1 0 37 Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею 2 1 0 38 Не будет со мной говорить, пока я сам не начну, если до этого я его чем-то задену или обижу 2 1 0 39 Всегда легко меня прощает 2 1 0 40 Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало 2 1 0 41 Всегда находит время для меня, когда это мне необходимо 2 1 0 42 Постоянно указывает мне, как себя вести 2 1 0 43 Вполне возможно, что, в сущности, меня ненавидит 2 1 0 44 Проведение каникул я планирую по собственному желанию 2 1 0 45 Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным 2 1 0 46 Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я не спросил 2 1 0 47 Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел 2 1 0 48 Пренебрегает мною, как мне кажется 2 1 0 49 Не вмешивается в то, убираю я или нет мою комнату (или уголок) – это моя крепость 2 1 0 50 Очень неконкретен в своих желаниях и указаниях 2 1 0

Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: Изд-во РОУ, 1996. С. 140
Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. – М: Просвещение. – 1967. С. 280
Кондратьев М. Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. – 1997. - №3. – С.69-78
Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 2 – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 182
Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. С. 136
Мухина В. С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2000
Волков Б.С. Психология подростка. – М.: Академический проект, 2005. – 208 с. С. 125
Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: Изд-во РОУ, 1996. С. 140
Малкина – Пых И.Г. Возрастные кризисы. – М.: Эксмо, 2005. – 986 с.
Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 2 – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 182
Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Издательство политической литературы, 1975. С. 176
Психология подростка/Под ред. А. А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. С. 176
Макушина О. П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте.// Вопросы психологии.-2002.-№5.-с. 135-143
Психология подростка/Под ред. А. А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. С. 180












2

Литература

1.Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. – М: Просвещение. – 1967
2.Волков Б.С. Психология подростка. – М.: Академический проект, 2005. – 208 с.
3.Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984.
4.Кондратьев М. Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. – 1997. - №3. – С.69-78
5.Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: Изд-во РОУ, 1996.
6.Макушина О. П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте.// Вопросы психологии.-2002.-№5.-с. 135-143
7.Малкина – Пых И.Г. Возрастные кризисы. – М.: Эксмо, 2005. – 986 с
8.Мухина В. С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2000
9.Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 2 – М.: ВЛАДОС, 2003
10.Психология подростка/Под ред. А. А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003
11.Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Издательство политической литературы, 1975.

Особенности общения подростка со взрослыми и сверстниками

 


СОДЕРЖАНИЕ











Введение...........................................................

Стр.3

Глава 1 Общая характеристика общения..................

Стр.5

1.1. Понятие и виды общения.................................

Стр.5

1.2. Роль общения в развитии психического человека...

Стр.8

Глава 2 Особенности общения подростка со взрослыми

Стр.11

2.1. Общение подростка со взрослыми.....................

Стр.11

2.2. Стили родительского общения и воспитания.........

Стр.16

Глава 3 Особенности общения подростка со сверстниками......................................................

Стр.19

3.1. Общая характеристика общения подростка

с коллегами....................................................

Стр.19

3.2. Общение с коллегами противоположного пола

Стр.26

Узнать стоимость работы