Нарушения психомоторики у заикающихся дошкольников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 5757 страниц
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 25.01.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение

Глава 1. Исследование психомоторики у заикающихся дошкольников
1.1. Цель, задачи, методы, организация исследования и характеристика детей экспериментальной группы
1.2. Содержание методики констатирующего эксперимента

Глава 2. Нарушение психомоторики заикающихся дошкольников по результатам констатирующего эксперимента

Заключение

Список литературы

Приложение


Фрагмент для ознакомления

Можно проследить какой средний балл у каждого ребенка в общей группе упражнений на статику и динамику и распределить детей по уровням выполнения: высокий, средний, низкий. Подсчитать количественное соотношение ЭГ и КГ, а так как выборка составляет не более 10 детей в каждой группе, то рациональнее было бы считать не в процентном соотношении, а в количественном.
Подсчет количества детей рассчитывался
Низкий уровень: 0 – 2 балла
Средний уровень: 2 – 3 балла
Высокий уровень: 3 – 4 балла.



Таблица 10
Количественное соотношение на статическую организацию выполнения
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень ЭГ 0 4 6 КГ 3 7 0
Таблица 11
Количественное соотношение на динамическую организацию выполнения
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень ЭГ 0 4 6 КГ 6 4 0
Как можно видеть из таблиц, количественное соотношение детей по уровням значительно отличается. По выполнению упражнений на статическую организацию в контрольной группе нет детей с низким уровнем выполнения, хотя и с высоким уровнем выполнения всего 3 ребенка. В основном все дети выполнили на средний уровень. В экспериментальной группе так же большинство детей выполнило на средний уровень, нет детей на высокий уровень, есть дети с низким уровнем выполнения.
Проследив средние баллы на динамическую организацию выполнения упражнений, можно сделать выводы. В контрольной группе выполнили дети упражнения на высокий и средний уровень, на низкий – ни один. В экспериментальной группе обратное соотношение: низкий и средний уровни, нет высокого уровня. Следовательно, можно дать общую оценку результатов, что контрольная группа выполнила на средне – высокий уровень, а экспериментальные группы выполнили на средне – низкий уровень.

Обобщение результатов констатирующего эксперимента и использование балльно - уровневой системы оценок позволило выделить три группы детей с заиканием на основании сформированности у них психомоторики (см. гистограмму 6)

Гистограмма 6
Уровень сформированности психомоторики у дошкольников с заиканием и их сверстников с нормальным речевым развитием


I группа – к ней мы отнесли дошкольников с высоким уровнем развития психомоторики. На этом уровне оказалось 6 дошкольников без речевой патологии. Высокий уровень не показал ни один ребёнок с нарушением речи. Движения и действия у этих детей сформированы в достаточном объеме. Тестовые задания на исследования статической и динамической координации выполнялись ими точно, в нормальном темпе, с нормальной переключаемостью движений, без наличия сопутствующих движений и синкинезий. Мимика была выразительной.
II группа – к ней мы отнесли дошкольников со средним уровнем развития психомоторики. На данном уровне оказалось 4 дошкольника без речевой патологии, 3 дошкольника с заиканием. У детей данной группы сформирована статическая координация движений – умеют по заданию фиксировать определенное время нужную позу; сформирована динамическая координация движений – движения четкие, уверенные, целенаправленные, взаимосвязанные в различных видах моторной активности. При исследовании состояния общей моторики у этих детей был отмечен несколько медленный темп выполнения заданий, наличие единичных ошибок при выполнении движений. При исследовании ручной моторики наблюдалось снижение темпа выполнения движений, и появление сопутствующих движений при выполнении последовательно организованных движений, наличие дисритмий при выполнении одновременно организованных движений. При исследовании состояния артикуляторной моторики отмечалась недостаточная подвижность артикуляционных мышц, неточность и неполный объем движений при выполнении статических артикуляторных движений, незначительные трудности удержания определенной артикуляционной позы. При выполнении одновременно организованных движений у детей возникали трудности координации движений. Незначительные нарушения точности, тонуса и темпа выявлены при выполнении последовательно организованных движений и при выполнении тонких дифференцированных движений органов артикуляторного аппарата.
III группа - дети с низким уровнем развития психомоторики. На данном уровне оказалось наибольшее число испытуемых – 7 дошкольников с заиканием. Двигательные расстройства выражаются или в форме повышенной моторной напряженности, скованности, нарушении плавности, переключаемости движений, высокого тонуса мышц, или в форме двигательной расторможенности, беспокойства, хаотичности движений.
Характерным для дошкольников данной группы было нарушение как статической, так и динамической координации движений со стороны общей, мелкой, артикуляторной моторики и мимической мускулатуры. При исследовании ручной моторики у детей данной группы выявлено нарушение пространственного расположения кистей и пальцев рук. Замедленный темп, наличие пропусков и перестановок движений при осуществлении последовательно организованных движений. Одновременно организованные движения выполнялись детьми со множественными ошибками и сопровождались дисритмией, лишними движениями и синкинезиями, возникавшими преимущественно при выполнении движений левой рукой. При исследовании артикуляторной моторики у этой группы дошкольников наблюдалось неполноценное по объему выполнение статических артикуляторных движений, сопровождавшееся изменением мышечного тонуса, трудностями удержания определенной артикуляторной позы. Наблюдались выраженные нарушения динамического и орального праксиса. При выполнении последовательно организованных движений дети допускали пропуски, перестановки, замены, неточность движений. У них страдали плавность и ритмичность артикуляционных движений, координация одновременно организованных движений, наблюдались синкинезии и значительные нарушения воспроизведения двигательного ряда при ускорении темпа. При исследовании мимической мускулатуры движения выполнялись детьми не в полном объеме и сопровождались синкинезиями.
Мышечный тонус неустойчив, движения напряженные и несоразмерные. Имеются нарушения координации движений. Особенно страдает динамический праксис. Дошкольники с трудом запоминают последовательность движений, с трудом переключаются с одной серии движений на другую, а двигательные ошибки не исправляют самостоятельно. Словесная инструкция по двигательным задачам является недостаточной, при обучении необходимы наглядные образцы. Тонкая моторика рук находилась на уровне невысокой нормы развития. Эти особенности моторных функций особенно ярко проявлялись в речевой артикуляции. Так, артикуляционная моторика нередко характеризовалась ограничением подвижности языка, губ, нарушением точности и соразмерности артикуляционных движений.
Обработка полученных результатов по Т - критерию Стьюдента
Рассмотрим обнаруженные различия в развитии психомоторики детей старшего дошкольного возраста с заиканием и детей той же возрастной группы с нормальным речевым развитием с помощью Т - критерия Стьюдента. Расчёты были проведены по формуле, приведённой в методике исследования.
Таблица 10
Исследование психомоторики дошкольников с заиканием и дошкольников с нормальным речевым развитием

Показатели методик Дошкольников с заиканием Дошкольников с нормальным речевым развитием Т- критерий Стьюдента
Уровни значимости 1. Исследование общей моторики 1,95 3,12 2,9234 0,026 * 2. Исследование мелкой моторики 1,46 3,13 - 0,0202 0,002 ** 3. Исследование артикуляционной моторики 1,8 3,65 3,4751 0,002 ** 4. Исследование мимической моторики 1,45 3,8 -4,9111 0,000 ***
Полученные данные показывают наличие значимых различий по всем заданиям (при р≤0,01). Обнаруженный факт свидетельствует о том, что у детей старшего дошкольного возраста с заиканием развитие психомоторики находится на низком уровне и значительно отстает от развития психомоторики детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием.
В целом экспериментальное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что у заикающихся дошкольников наблюдаются различные уровни сформированности психомоторики, характеризующиеся вариативностью и качественной неоднородностью. Данные, полученные в ходе проведенного исследования психомоторных функций заикающихся дошкольников, согласуются с уже имеющимися в литературе сведениями о состоянии общей, ручной, артикуляторной моторики и мимической мускулатуры у данной категории детей
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что у заикающихся дошкольников наблюдаются различные уровни сформированности психомоторики, характеризующиеся вариативностью и качественной неоднородностью. Внутри каждой группы дошкольников были выявлены и проанализированы доминирующие по несформированности уровни организации движений. С детьми с нарушением речи должна быть организована коррекционная работа на формирование как статической, так и динамической организации движения. Особенности клинической и психолого-педагогической характеристики детей с заиканием позволили определить основные направления построения системы коррекционного воздействия.
Разный уровень сформированности психомоторики обусловил дифференцированный подход к детям с учетом структуры уровневых поражений двигательной сферы. Анализ особенностей состояния психомоторики у групп детей, выделенных по результатам исследования, позволил определить различия в содержании и приемах коррекционно-логопедической работы, в подборе дидактического материала.
Выбор конкретных компенсаторно-восстановительных путей для всех групп дошкольников основывался на теории уровневой организации движений Н.А. Бернштейна. Так, общим для детей второй и третьей групп являлось нарушение согласованного функционирования уровней (А), (В) и (С), что проявлялось в трудности удержания статической позы, в нарушении статической координации движений, повышенной скованности движений, потере содружественных движений, нарушении направления движений. У детей третьей группы выявлены нарушения функционирования не только уровней (А), (В), но и подуровней (С1) и (С2), что обусловливало неполноценность целевой точности и координации движении.
Общим для всех групп дошкольников является необходимость совершенствования общей, ручной и особенно, артикуляционной моторики. Однако в коррекционно-развивающей работе с детьми второй и третьей групп необходимо особое внимание уделять развитию статической и динамической координации движений, устранению несогласованности двигательного акта с внешним пространством, проявляющимся в нарушении направления движений. Это обусловливает необходимость развития у детей и зрительно-пространственной ориентировки.
Специфической задачей работы со второй и третьей группами детей является устранение нарушений целевой точности и координации движений.
.

Заключение

На основе анализа литературных данных и определения теоретических основ исследования были выделены следующие направления констатирующего эксперимента по изучению психомоторики у заикающихся дошкольников: исследование общей, ручной и артикуляторной моторики, мимической мускулатуры.
В процессе экспериментального исследования изучалось состояние статической координации движений, динамической координации движений (последовательно и одновременно организованных движений), скорость и отчетливость выполнения движений, наличие синкинезий.
Исследование основывалось на понимании того, что взаимосвязь развития речи и движения у заикающихся дошкольников подчиняется тем же закономерностям, что и у дошкольников с нормальным речевым развитием. Однако процесс развития произвольных движений протекает при заикании медленнее и в более поздние сроки, то есть у заикающихся дошкольников наблюдаются различные уровни сформированности психомоторики, характеризующиеся вариативностью и качественной неоднородностью.
При проведении констатирующего эксперимента у заикающихся дошкольников были выявлены существенные различия в состоянии общей, мелкой, артикуляционной моторики и мимической мускулатуры по сравнению с дошкольниками с нормальным речевым развитием. У детей наблюдалась разной степени выраженности несформированность всех компонентов моторики (общей, артикуляционной и мелкой), несовершенство организации движений на разных уровнях, трудности контроля и регуляции двигательного акта.
Проведенное исследование констатирует у детей с заиканием недостаточную сформированность как статической, так и динамической координации движений.
В результате проведенного констатирующего эксперимента и сравнительного анализа, видно, что средние показатели выполнения всех упражнений детей с нарушением речи на 0.5 – 0.7 ниже, чем аналогичные показатели у детей без речевой патологии.
Обобщение результатов констатирующего эксперимента позволило выделить три группы детей с нарушением речи на основании сформированности у них психомоторных функций:
I группа – дошкольники с высоким уровнем развития психомотрики. На этом уровне оказалось только дошкольники без речевой патологии.
II группа – дошкольники со средним уровнем развития психомотрики. На данном уровне оказалось большинство дошкольников без речевой патологии несколько дошкольника с заиканием.
III группа - дети с низким уровнем развития моторики. На данном уровне оказалось наибольшее число испытуемых с заиканием. Двигательные расстройства выражаются или в форме повышенной моторной напряженности, скованности, нарушении плавности, переключаемости движений, высокого тонуса мышц, или в форме двигательной расторможенности, беспокойства, хаотичности движений.
Мышечный тонус неустойчив, движения напряженные и несоразмерные. Имеются нарушения координации движений рук и ног, а наиболее выраженные нарушения отмечаются в тонкой моторике рук. Особенно страдает динамический праксис. Дошкольники с трудом запоминают последовательность движений, с трудом переключаются с одной серии движений на другую, а двигательные ошибки не исправляют самостоятельно. Словесная инструкция по двигательным задачам является недостаточной, при обучении необходимы наглядные образцы.
По результатам проведенного исследования можно подтвердить существование взаимозависимости между нарушением речи и нарушением психомоторики.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что у заикающихся дошкольников наблюдаются различные уровни сформированности психомоторики, характеризующиеся вариативностью и качественной неоднородностью. Внутри каждой группы дошкольников были выявлены и проанализированы доминирующие по несформированности уровни организации движений.
Разный уровень сформированности психомоторики обусловил дифференцированный подход к детям с учетом структуры уровневых поражений двигательной сферы. Анализ особенностей состояния психомоторики у групп детей, выделенных по результатам исследования, позволил определить различия в содержании и приемах коррекционно-логопедической работы, в подборе дидактического материала.

Список литературы
Антропова М.В., Кольцова М.М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1983. - 160 с.
Асатиани Н.М., Белякова Л.И. Калачева И.О. Мозговая Е.Л. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием//Дефектология. - 1978. - №1. - С. 56-61
Беккер К.П., Совак М. Логопедия. - М.: Медицина, 1981. - С. 273-275.
Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие. - М.: В. Секачев, 1998. – 304 с.
Бернштейн Н.А. О построении движений - М.: Медгиз, 1947. – 254 с.
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1966. – 234 с.
Власова Н.А. Лечение заикания у детей дошкольного возраста. - М.: Знание, 1956. – 32 с.
Власова Н.А. О заикании детей дошкольного возраста / Педиатрия. - 1974. -№7. - С. 82-85.
Волкова Г.А. Проявления заикания у детей дошкольного возраста/Дошкольное воспитание. - 1976. - №1. - С. 24 – 26
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: учебник для студентов вузов. - М.: Владос, 2002. – 272 с.
Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Детсво-Пресс, 2003. – 240 с.
Волкова Л.С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 2: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. Учебное пособие. - М.: Владос, 2003. – 431 с.
Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. – M.: Госмедиздат, 1930, Т.1 и 2
Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Невропатология детского возраста. – М., 1935. - 148 с.
Дудьев В.П. Мозговая организация психомоторики. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – 124 с.
Зееман М. Расстройство речи в детском возрасте. / Пер. с чеш. Е.О. Соколовой./Под ред. В.К. Труткева, С.С. Ляпидовского - М.: Медгиз, 1962 – 299 с.
Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. – 384 с.
Калягин В.А. Если ребенок заикается. - СПб.: Питер, 1998. – 192 с.
Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М: Педагогика, 1973. – 132 c.
Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания. // И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинская, Т.В. Фридман, В.М. Шкловский / Дефектология. - №5. - 2000. - С. 9-15
Левина Р.Е. Заикание у детей.//В кн.: Преодоление заикания у детей. Под ред. Левиной Р.Е. - М.: Просвещение, 1975. – С. 3-22.
Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников. - М: Владос, 2004. – 128 с.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). - СПб.: Союз, 2001. – 191 с.
Лопатина Л.В. // Дефектология, №3 2005г. – С. 45-50.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. - М.: Московский Университет, 1969. – 504 с.
Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития//Дефектология. - 1987. - №5. - С. 3-9
Никандров В.В. Психомоторика: Учебное пособие для вузов. - СПб: Речь, 2004. – 14 с.
Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. - М.: Просвещение, 1995. – 176 с.
Рычкова Н.А. Состояние произвольной двигательной деятельности и речи детей дошкольного возраста с невротической и неврозоподобной формой заикания// Дефектология.- 1981. - №6. - стр. 73 -77
Рычкова Н.А. Приемы обследования моторики у заикающихся детей дошкольного возраста//Дефектология. - №3. - 1984. - С. 69 -74
Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы по преодолению заикания у детей дошкольного возраста//Дефектология. -1987. - №3. - С. 60-64.
Селиверстов В.И. Заикание у детей: психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. - М.: Владос, 1994. – 200 с.
Селиверстов В.И. Заикание у детей. - М.: Владос, 2001. – 208 с.
Серебровская М.В. Методика массового исследования моторики // Методы изучения детей и подростков. - М., 1979
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1989. - С. 48-52, С. 165-172
Хватцев М.Е. Логопедия. – М.: Учпедгиз, 1959. – с. 237-249.
Шкловский В.М., Лукашевич И.П.. Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания // Дефектология – 1994 №3 - С. 9-14
Шостак Б.И. О некоторых расстройствах моторики при заикании // Очерки по патологии речи и голоса. Вып. 3 / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М., 1976 – С. 148-169



Приложение
Экспериментальная группа (Выявление особенностей общей моторики).
Статическая координация Динамическая координация Скорость движений Одновременность движений Всего Примечание Илья М. 3 3 3 1 10 сходил с места
скованность движений рук и ног
балансировал туловищем Таня В. 3 2 2 2 9 тонус движения нарушен, наблюдалось вялое выполнение
делала рывок в стороны
скованность движений рук и ног
балансировал туловищем Люда К. 2 1 1 1 5 сходила с места
скованность движений рук и ног
нарушена переключаемость движений и их неполный объём, синкинезии (вытягивание вперёд головы) Женя Т. 3 3 2 2 10 тонус движения нарушен, наблюдалось вялое выполнение
скованность движений рук и ног
балансировал туловищем Рома К. 1 1 1 1 4 тонус движения нарушен, наблюдалось вялое выполнение; сходил с места; скованность движений рук и ног
балансировал туловищем Уля М. 2 2 1 2 7 делала рывок в стороны
скованность движений рук и ног Ксюша Г. 2 2 1 1 6 тонус движения нарушен, наблюдалось вялое выполнение
делала рывок в стороны
скованность движений рук и ног Маша Г. 3 2 2 2 9 тонус движения нарушен, наблюдалось вялое выполнение
сходила с места
скованность движений рук и ног
балансировала туловищем Стас К. 2 2 2 2 8 скованность движений рук и ног
нарушена переключаемость движений и их неполный объём, синкинезии (вытягивание вперёд головы) Дима Л. 2 2 2 2 8 тонус движения нарушен, наблюдалось вялое выполнение
скованность движений рук и ног
балансировал туловищем Всего 23 20 17 16 76 Контрольная группа
(Выявление особенностей общей моторики).

Статическая координация Динамическая координация Скорость движений Одновременность движений Всего Андрей К. 4 3 3 4 14 Миша К 3 3 2 3 11 Ира Б. 4 4 4 3 15 Таня Б. 2 2 1 2 7 Сергей И. 4 3 3 4 14 Виталик К. 4 3 3 4 14 Вика З. 3 3 2 2 10 Зоя И. 4 4 4 3 15 Маша Л. 4 3 2 3 12 Коля А. 4 3 3 2 12 Всего 36 31 27 30 124
Экспериментальная группа (Выявление особенностей мелкой моторики)

Статическая координация Динамическая координация Одновременность движений Всего Илья М. 3 2 2 7 Таня В. 2 2 2 6 Люда К. 1 0 0 1 Женя Т. 2 1 1 4 Рома К. 0 0 1 1 Уля М. 1 1 1 3 Ксюша Г. 2 1 2 5 Маша Г. 2 2 2 6 Стас К. 2 2 2 6 Дима Л. 2 1 2 5 Всего 17 12 15 44

Контрольная группа (Выявление особенностей мелкой моторики)

Статическая координация Динамическая координация Одновременность движений Всего Андрей К. 4 4 3 11 Миша К 3 3 2 8 Ира Б. 4 3 3 10 Таня Б. 3 3 2 8 Сергей И. 4 4 3 11 Виталик К. 3 3 2 8 Вика З. 2 3 2 7 Зоя И. 3 3 3 9 Маша Л. 3 3 3 9 Коля А. 3 3 3 9 Всего 29 32 26 87

Экспериментальная группа (Выявление особенностей артикуляционной моторики)

Статическая координация Динамическая координация Всего Илья М. 3 2 5 Таня В. 1 1 2 Люда К. 2 2 4 Женя Т. 3 2 5 Рома К. 1 1 2 Уля М. 2 1 3 Ксюша Г. 2 2 4 Маша Г. 2 2 4 Стас К. 2 1 3 Дима Л. 3 2 5 Всего 21 16 37

Контрольная группа
(Выявление особенностей артикуляционной моторики)

Статическая координация Динамическая координация Всего Андрей К. 4 4 8 Миша К 3 3 6 Ира Б. 4 4 8 Таня Б. 3 3 6 Сергей И. 4 4 8 Виталик К. 4 4 8 Вика З. 3 3 6 Зоя И. 4 3 7 Маша Л. 4 3 7 Коля А. 4 4 8 Всего 38 36 74

Экспериментальная группа (Выявление особенностей мимической моторики)
Статическая координация Динамическая координация Всего Илья М. 2 1 3 Таня В. 1 1 2 Люда К. 2 1 3 Женя Т. 2 2 4 Рома К. 1 1 2 Уля М. 1 1 2 Ксюша Г. 2 1 3 Маша Г. 2 2 4 Стас К. 2 1 3 Дима Л. 2 1 3 Всего 17 12 29

Контрольная группа (Выявление особенностей мимической моторики)
Статическая координация Динамическая координация Всего Андрей К. 4 4 8 Миша К 4 3 7 Ира Б. 4 4 8 Таня Б. 3 3 6 Сергей И. 4 4 8 Виталик К. 4 4 8 Вика З. 3 4 7 Зоя И. 4 3 7 Маша Л. 4 3 7 Коля А. 4 4 8 Всего 39 37 76











2

1.Антропова М.В., Кольцова М.М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1983. - 160 с.
2.Асатиани Н.М., Белякова Л.И. Калачева И.О. Мозговая Е.Л. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием//Дефектология. - 1978. - №1. - С. 56-61
3.Беккер К.П., Совак М. Логопедия. - М.: Медицина, 1981. - С. 273-275.
4.Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие. - М.: В. Секачев, 1998. – 304 с.
5.Бернштейн Н.А. О построении движений - М.: Медгиз, 1947. – 254 с.
6.Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1966. – 234 с.
7. Власова Н.А. Лечение заикания у детей дошкольного возраста. - М.: Знание, 1956. – 32 с.
8.Власова Н.А. О заикании детей дошкольного возраста / Педиатрия. - 1974. -№7. - С. 82-85.
9.Волкова Г.А. Проявления заикания у детей дошкольного возраста/Дошкольное воспитание. - 1976. - №1. - С. 24 – 26
10.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: учебник для студентов вузов. - М.: Владос, 2002. – 272 с.
11.Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Детсво-Пресс, 2003. – 240 с.
12.Волкова Л.С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 2: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия.
Учебное пособие. - М.: Владос, 2003. – 431 с.
13.Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. – M.: Госмедиздат, 1930, Т.1 и 2
14.Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Невропатология детского возраста. – М., 1935. - 148 с.
15.Дудьев В.П. Мозговая организация психомоторики. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – 124 с.
16.Зееман М. Расстройство речи в детском возрасте. / Пер. с чеш. Е.О. Соколовой./Под ред. В.К. Труткева, С.С. Ляпидовского - М.: Медгиз, 1962 – 299 с.
17.Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. – 384 с.
18.Калягин В.А. Если ребенок заикается. - СПб.: Питер, 1998. – 192 с.
19.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М: Педагогика, 1973. – 132 c.
20.Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания. // И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинская, Т.В. Фридман, В.М. Шкловский / Дефектология. - №5. - 2000. - С. 9-15
21.Левина Р.Е. Заикание у детей.//В кн.: Преодоление заикания у детей. Под ред. Левиной Р.Е. - М.: Просвещение, 1975. – С. 3-22.
22.Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников. - М: Владос, 2004. – 128 с.
23.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). - СПб.: Союз, 2001. – 191 с.
24.Лопатина Л.В. // Дефектология, №3 2005г. – С. 45-50.
25.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. - М.: Московский Университет, 1969. – 504 с.
26. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития//Дефектология. - 1987. - №5. - С. 3-9
27.Никандров В.В. Психомоторика: Учебное пособие для вузов. - СПб: Речь, 2004. – 14 с.
28.Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. - М.: Просвещение, 1995. – 176 с.
29.Рычкова Н.А. Состояние произвольной двигательной деятельности и речи детей дошкольного возраста с невротической и неврозоподобной формой заикания// Дефектология.- 1981. - №6. - стр. 73 -77
30.Рычкова Н.А. Приемы обследования моторики у заикающихся детей дошкольного возраста//Дефектология. - №3. - 1984. - С. 69 -74
31.Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы по преодолению заикания у детей дошкольного возраста//Дефектология. -1987. - №3. - С. 60-64.
32.Селиверстов В.И. Заикание у детей: психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. - М.: Владос, 1994. – 200 с.
33.Селиверстов В.И. Заикание у детей. - М.: Владос, 2001. – 208 с.
34.Серебровская М.В. Методика массового исследования моторики // Методы изучения детей и подростков. - М., 1979
35.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1989. - С. 48-52, С. 165-172
36.Хватцев М.Е. Логопедия. – М.: Учпедгиз, 1959. – с. 237-249.
37.Шкловский В.М., Лукашевич И.П.. Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания // Дефектология – 1994 №3 - С. 9-14
38.Шостак Б.И. О некоторых расстройствах моторики при заикании // Очерки по патологии речи и голоса. Вып. 3 / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М., 1976 – С. 148-169

Вопрос-ответ:

Какая цель исследования?

Целью исследования является изучение психомоторики у заикающихся дошкольников.

Какими методами проводилось исследование?

Исследование проводилось с помощью методик констатирующего эксперимента.

Какие характеристики имеют дети экспериментальной группы?

Дети экспериментальной группы характеризуются нарушениями психомоторики и заиканием.

Какие результаты показал констатирующий эксперимент?

По результатам констатирующего эксперимента выявлены нарушения психомоторики у заикающихся дошкольников.

Что показывает средний балл упражнений на статику и динамику?

Средний балл упражнений на статику и динамику позволяет проследить различия в психомоторике у каждого ребенка в общей группе.

Какова цель исследования "Нарушения психомоторики у заикающихся дошкольников"?

Целью исследования является изучение нарушений психомоторики у заикающихся детей дошкольного возраста.

Какими методами было проведено исследование психомоторики у заикающихся детей?

Для проведения исследования были использованы методы констатирующего эксперимента.

Как организовано исследование психомоторики у заикающихся дошкольников?

Исследование было организовано путем проведения методик констатирующего эксперимента с детьми экспериментальной группы.

Какие характеристики имеют дети экспериментальной группы?

Дети экспериментальной группы являются заикающимися дошкольниками, у которых наблюдаются нарушения психомоторики.

Какие результаты показал констатирующий эксперимент нарушения психомоторики у заикающихся детей?

Результаты констатирующего эксперимента позволили выявить нарушения психомоторики у заикающихся детей дошкольного возраста.

Что изучалось в исследовании психомоторики у заикающихся дошкольников?

В исследовании были изучены нарушения психомоторики у заикающихся дошкольников.