Вам нужна курсовая работа?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Проблемы Юга современной Италии

  • 34 страницы
  • 38 источников
  • Добавлена 03.05.2010
700 руб. 1 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение
I. Юг Италии: экономические проблемы и пути их решения
II. Юг Италии: политические проблемы и пути их решения
III. Юг Италии: проблемы с точки зрения региональной политики
Заключение
Литература
Фрагмент для ознакомления

Эффективные в целом меры экономической политики, направленные на сокращение отставания Юга, не работают по причине неэффективной государственной администрации.
Меры, принимаемые к устранению этой неэффективности, наталкиваются на сопротивление демохристианской политической культуры, требующей неприкосновенности частной жизни, невмешательства органов государственного управления в работу тех же органов, имеющих автономию.
Данная проблема неустранима, так как политическая культура меняется медленнее любого другого политического явления, коренясь в древних структурах коллективного бессознательного.

III. Юг Италии: проблемы с точки зрения региональной политики

Выделение региональной политики в отдельный способ решения проблем отсталости итальянского Юга является оправданным, так как границы региональной политики не совпадают ни с границами экономической политики , ни с границами собственно политической сферы.
Региональная (социально-экономическая) политика государства – сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.
В литературе понятия «региональная политика» и «региональная экономическая политика» нередко употребляются как синонимы безо всяких оговорок, хотя некорректность их полного отождествления очевидна: подобно тому, как экономика является лишь одной (хотя и неимоверно важной) сферой человеческой деятельности (включающей процессы общественного производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ и т. д.), так и региональная экономическая политика не охватывает всего спектра возможной управленческой деятельности государства.
Вместе с тем использование термина «социально-экономическая региональная политика» меняет дело: он максимально «раздвигает» диапазон управленческих действий страны, и практически «сливается» с термином «региональная политика»
Региональная политика обычно является составной частью национальной стратегии социально-экономического развития и как таковая полностью исходит из философской концепции властей. Среди составляющих региональной политики – экономическая политика, социальная политика, демографическая политика, экистическая (поселенческая) политика, экологическая политика, научно-техническая политика.
Кратко остановившись на составляющих региональной политики именно Италии, мы обратим особое внимание в этой главе на проблемы государственного управления, связанные с проблемой коррупции бюрократического аппарата Юга.
В главе, посвященной экономической политике, мы уже упоминали о таких видах региональной практики помощи Югу, как региональное создание работ общественного значения и правительственная квота инвестиций. Эти мероприятия можно рассматривать как проявления региональной политики. Однако здесь мы более подробно рассмотрим более предметные действия органов государственной власти, направленные на целенаправленное воздействие на регион.
Еще в конце 50-х гг. в Италии начали активно создаваться областные комитеты регионального планирования, которые стали координировать усилия местных органов, предпринимателей и периферийных правительственных учреждений по выбору типа государственного вмешательства в тот или иной регион. По сути дела речь шла о районных (провинциальных) или более обширных региональных планах экономического развития. Усилия разработчиков подобных планов включали следующие основные направления:
Разработки, посвященные исследованию региональных аспектов размещения национальных производительных сил с учетом текущей экономической конъюнктуры.
Региональные исследования, основывающиеся на анализе каждого сектора экономики и взаимозависимости составляющих их элементов. В этой связи составлялись программы государственных капиталовложений в различные отрасли экономики (в качестве типичного примера приведем программу капиталовложений в промышленность Сицилии, разработанную Институтом регионального развития Вателли).
Подробные планы развития для небольших промышленных, сельскохозяйственных или туристских зон с детализацией капиталовложений.
Общие планы развития, затрагивающие все секторы экономики и касающиеся целых областей (например, План возрождения Сардинии). Естественно, не все планы, разработанные местными комитетами регионального развития, были одобрены на правительственном уровне, но некоторые из них (для Трентино-Альто-Адидне, Валле-д’Аоста, Сицилии, Сардинии, провинции Калабрия и др.) легли в основу санкционированных правительством специальных региональных мероприятий.
В стране, особенно на Юге, долгое время действовала сложная система стимулов и антистимулов региональной политики, арсенал которых постоянно пополнялся и модифицировался (что дало основание известному итальянскому регионалисту С. Рондзани назвать эту систему «джунглями стимулов»).1 Однако, начиная с середины 60-х гг. система стимулов была пересмотрена: упрощена и унифицирована. Была разработана единая для Италии система льготного кредитования. Нынешняя система стимулов регионального развития зиждется на четырех главных элементах: 1) льготных займах; 2) субсидиях на капиталовложения; 3) налоговых льготах и 4) льготах по линии социального страхования. Поскольку эти элементы системы стимулов регионального развития не вписываются в экономическую политику ЕС более подробно их значение мы рассмотрели в главе об экономических проблемах развития итальянского Юга.
В числе важных методов регионального развития необходимо отметить также скидки на уплачиваемые предпринимателями взносы в Национальный институт социального обеспечения (INPS). Более подробно об этом также рассказывалось в главе, посвященной экономическим проблемам Юга Италии.
Характерной чертой, свойственной жизни итальянского государства, препятствующей успешности проведения региональной политики, является криминализация экономики. Речь идет о теневой, подпольной и просто криминальной сфере деятельности, на которую в Италии, по официальным оценкам, приходится до 30 % ВВП, в том числе до 40 % в сфере услуг. Существование полулегальной и нелегальной экономики нарушает нормальный ход рыночных отношений, создает огромные неучитываемые, неконтролируемые и не облагаемые налогами потоки товаров и капиталов, "развращает" деловых людей. Особенно удручающи масштабы проникновения теневиков в кредитно-банковскую систему, тесно связанную с реализацией региональных программ. Часто проблемы наличия теневых структур создают политическую нестабильность, как об этом повествуется в книге С. Бернета, советника Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон) и Монтовани, руководителя пресс-службы Палаты депутатов парламента Италии «Итальянская гильотина».1
Средства борьбы с теневой, подпольной и преступной деятельностью довольно разнообразны, хотя и не всегда эффективны. Италия всегда была в авангарде разработки средств борьбы с мафией. Италия основала FATF, в Италии существует как государственная организация «Антимафия», так и комитет в парламенте «Комиссия «Антимафия»». Упомянутые средства действительно не всегда эффективны. Речь идет прежде всего о разработанных комиссией «Антимафия», финансовой гвардией (налоговой полицией) и государственными финансовыми органами специальных мерах по пресечению рециклирования отмываемых капиталов, против их инфильтрации через банки и биржу. В 1990 г. парламентом Италии был одобрен «закон-антимафия», ужесточивший контроль за теневой и противозаконной деятельностью и официально объявивший рециклирование «нечистых» капиталов преступлением.
Некоторые меры, принятые недавно, значительно сокращают свободу маневра теневых структур. Так, в 2002 г. в Италии продолжался процесс совершенствования нормативной базы, относящейся к регламентированию корпоративного сектора экономики. За последние годы законодательство было приближено к нормам, действующим в ведущих западных странах. Были предприняты шаги по пересмотру норм, регламентирующих организационную структуру и формы управления акционерными обществами и товариществами с ограниченной ответственностью. Устав акционерного общества стал более гибким, учредители общества теперь в праве выбирать различные формы самоуправления: от принятой в англо-саксонских странах компактной структуры (правление плюс комитет внутреннего контроля), до структуры германского типа (дирекция плюс наблюдательный совет), либо продолжить использование итальянской модели управления (правление плюс ревизионная коллегия). Несмотря на гибкость данные нововведения предполагают большую открытость, а это существенно затрудняет действия теневых структур.
В области регламентирования деятельности групп предприятий, объединяемых в форме концерна, реформой предусмотрено наделение большей ответственностью головного предприятия перед прочими участниками объединения.
В организационной и оперативной деятельности концерна предусмотрено соблюдение большей гласности, миноритарные участники получают право выхода из концерна в случае радикального изменения головным предприятием предмета своей деятельности.
Таким образом, комитеты регионального планирования – эффективный метод выравнивания диспропорционального развития с точки зрения региональной политики.
Деятельности комитетов мешает излишняя забюрократизированность и коррумпированность государственного аппарата, наличие теневых структур в экономике и управлении. Эти проблемы свойственны в целом итальянскому государству, но особенно Югу.
В качестве средств борьбы с данными явлениями можно назвать: членство в FATF, создание государственной организации «Антимафия», создание комитета в парламенте «Антимафия», создание нормативной базы, направленной на усиление прозрачности отчетности предприятий, препятствия рециклированию «грязного» капитала.
Заключение

Подведем итоги исследования.
С точки зрения экономики, отставание Юга носит объективный исторический характер. Юг обладает менее мощным производственным аппаратом и соответственно меньшими финансовыми возможностями, располагает значительно худшими потенциями хозяйственного потенциала.
Правительство Италии практиковало следующие методы решения этой проблемы:
Создание государственных фондов помощи Югу.
Аграрная реформа.
Практика «плановых соглашений» и квоты инвестиций.
Политика льгот (льготных займов, субсидий на капиталовложения, налоговых льгот и льгот по линии социального страхования).
Регулирование рынка рабочей силы
Программы институциональных программных соглашений.
За счет этих мер было достигнуто улучшение, но только частичное.
Политика льгот противоречит требованиям ЕС. А между тем многие программы развития Юга финансируются ЕС.
Проблемы государственного управления в Италии таковы, что не все средства ЕС доходят по назначению. Между тем, ради доступа к фондам ЕС Италия готова сменить принцип унитарности на принцип административного федерализма.
Все мерам мешает низкая степень централизации национального капитала, неразвитость транспортной инфраструктуры, низкая отдача инвестиций и проблема дефицита государственного бюджета. Последняя частично решается.
Проблемы Юга могут быть решены за счет активной экономической политики, возможной при условии сокращения дефицита государственного бюджета.
Проблемы Итальянского Юга мешают внешнеполитическим целям Италии, таким как полноценное интегрирование в единую Европу, создание зоны свободной торговли в Средиземноморье, принятие на себя роли не объекта, а субъекта гуманитарных интервенций, борьба с незаконной миграцией, достижение статуса глобальной державы.
Эффективные в целом меры экономической политики, направленные на сокращение отставания Юга, не работают по причине неэффективной государственной администрации.
Меры, принимаемые к устранению этой неэффективности, наталкиваются на сопротивление демохристианской политической культуры, требующей неприкосновенности частной жизни, невмешательства органов государственного управления в работу тех же органов, имеющих автономию.
Данная проблема неустранима, так как политическая культура меняется медленнее любого другого политического явления, коренясь в древних структурах коллективного бессознательного.
Комитеты регионального планирования – эффективный метод выравнивания диспропорционального развития с точки зрения региональной политики.
Деятельности комитетов мешает излишняя забюрократизированность и коррумпированность государственного аппарата, наличие теневых структур в экономике и управлении. Эти проблемы свойственны в целом итальянскому государству, но особенно Югу.
В качестве средств борьбы с данными явлениями можно назвать: членство в FATF, создание государственной организации «Антимафия», создание комитета в парламенте «Антимафия», создание нормативной базы, направленной направленной на усиление прозрачности отчетности предприятий, препятствия рециклированию «грязного» капитала.
Литература


Annuario statistico del MAE 2004 // www.esteri.It
Ciampi C. A. Quale Mediterraneo Vogliamo. Conferenza del Presidente della Republica Italiana. Rabat. 16.05.2002 // www.esteri.It
Ciampi C. A. 1999a Intervento del Presidente della Republica Italiana, Carlo Azeglio Ciampi, in occasion dell’incontro con gli ambasciator italiani nel mondo. Palazzo del Quirinale. Roma // www.esteri.It
Ciampi C. A. 1996в Intervento in occasione dell’incontro con il Congresso dei Deputati Madrid // www.esteri.It
Dini L. 2000a Intervento del Ministro degli Affari Esteri, Onorevole Lamberto Dini, alla Commissione Affari Esteri del Senato della Republica sulle priorita della politica estera italiana. Roma // www.esteri.It
Dini L. 2000в Intervento del Ministro degli Affari Esteri, Onorevole Lamberto Dini, alla Ruinione della Commissione Politica dell’Assamblea Parlamentare del Consiglio d’Europa // www. esteri.It
Авдеенко С. Поход на Рим. // http://itogi.lenta.ru/profile/2001/05/12/.italy/
Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис, 1992, № 4
Барабанов О. Н. Италия после холодной войны: от «средней державы» к «миру протагонистов». М.: Росспэн, 2002
Барабанов О. Н. Позиция Италии по проблемам европейской безопасности. // Проблемы внешней и обороной политики России. М., 2001, Вып. 7
Барабанов О. Н. Проблемы обеспечения международной безопасности и Средиземноморье // Проблемы внешней и оборонной политики России. М., 1999, Вып. 5
Барабанов О. Н. Современная внешнеполитическая идеология Италии. / Полис 2002, № 6, с. 155-163
Барабанов О. Н. Средиземноморский фланг ЕС: приоритеты Италии // Россия: европейский вектор, М., 2000
Бернет С. Х. Итальянская гильотина. Операция «Чистые руки» и свержение Первой Итальянской Республики. М.:Юстицинформ, 1999
Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики: Учебник. – СПб: Изд-во Михайлова В. А., 1998
Деловая Италия. Под ред. Г. Вачнадзе. М.: Агентство «Бизнес-Пресс», 2002
Дини Л. Беседа министра иностранных дел Италии с главным редактором журнала «Международная жизнь» // Международная жизнь, 2000, №5, с. 3-11
Зарубежная научная литература о политической культуре стран Запада. М.: ИНИОН, 1989
Камалов М. М. Демократическая политическая культура: Американский опыт // Вестник МГУ, 1991, Серия 12, № 5
Официальный сайт ISTAT http://en.istat.it
Пантэм Р. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии. М., 1996
Социально-экономическая география зарубежного мира: Учебник для вузов (под ред. Вольского В. В.) Изд. 2-е, испр. М.: Дрофа, 2003
Allievi S. Le migrazioni nel Mediterraneo // Africa e Mediterraneo, 1992, № 1
Baccini M. L’Ambasciatore e il Politica Dialogo con Castellaneta // L’Unita, 19.06.2002
Camporini V. Italian Plan in Line with NATO Requirements // Jane’s Defence Weekly, 30.01.2002
Clasters P. La société contre l’Etat. Revueil d’antropologie politique. P., 1974
Cohen B. The Influence of Non-Governmental Groups on Foreign Policy-Making. N. Y., 1959
Dawson A. H. A Geography of European Integration. L., 1993
De Donno M. The Italian Navy in the 21 Cent. Missions and Organization // NATO’s Nations and Partners for Peace, 2002, № 3
Dodi S. Politiche di cooperazione di Unione Europea con i paesi terzi del Mediterraneo // Africa e Mediterraneo, 1995, №1
Keohane R. O. and Hoffman St. (eds.) The New European Community. Boulder, 1991
Kissinger H. Bureaucracy and Policy-Making. The Effect of Insiders and Outsiders on the Policy Process // Kissinger H., Brodie B. Bureaucracy, Politica and Strategy. Los Angeles, 1968
Santoro C. M. (ed.) Rischio da Sud. Geopolitica delle crisi nel bacino mediterraneo. Milano, 1996
Tovias A. The Mediterranean Economy // Europe and the Mediterranean. L., N. Y., 1994
Valpolini P. The Italian Army: Restructuring Aims to Meet Changing Roles // Jane’s Defence Weekly 11.02.1998
Zolberg A. R. L’influence des facteurs “externes” sur l’ordre politique interne. // Grawitz M., Leca J. Traité de sience politique. P., 1985, vol. 1, p. 567-598
www.espressoweb.ru
http://europa.eu.int/comm/regional_policy

















1 Ciampi C. A. 1999a Intervento del Presidente della Republica Italiana, Carlo Azeglio Ciampi, in occasion dell’incontro con gli ambasciator italiani nel mondo. Palazzo del Quirinale. Roma // www.esteri.It
2 См. Dini L. 2000a Intervento del Ministro degli Affari Esteri, Onorevole Lamberto Dini, alla Commissione Affari Esteri del Senato della Republica sulle priorita della politica estera italiana. Roma // www.esteri.It
1 См. Clasters P. La société contre l’Etat. Revueil d’antropologie politique. P., 1974
2 Барабанов О. Н. Современная внешнеполитическая идеология Италии. / Полис 2002, № 6, с. 155-163
3 Cohen B. The Influence of Non-Governmental Groups on Foreign Policy-Making. N. Y., 1959
4 См. об этом: Zolberg A. R. L’influence des facteurs “externes” sur l’ordre politique interne. // Grawitz M., Leca J. Traité de sience politique. P., 1985, vol. 1, p. 567-598
5 См., например: Kissinger H. Bureaucracy and Policy-Making. The Effect of Insiders and Outsiders on the Policy Process // Kissinger H., Brodie B. Bureaucracy, Politica and Strategy. Los Angeles, 1968

1 Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. Спб., 1998, с. 549
1 http:/www. ideazione.com/fondaziore/Mezzogiorno
1 См. Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. СПб., 1998, с. 550
1 Барабанов О. Н. Италия после холодной войны: от «средней державы» к «миру протагонистов». М.: Росспэн, 2002, с. 115

3 Деловая Италия. Под ред. Г. Вачнадзе. М.: Агентство «Бизнес-Пресс», 2002, с.3
1 Бюро статистики ISTAT // Архив новостей Forex Dealing City Inc. Новости Forex http://hghltd.yandex.com
2 www.dealingcity.ru
http://en.istat.it
3 Барабанов О. Н. Италия после холодной войны: от «средней державы» к «миру протагонистов». М.: Росспэн, 2002, с. 114
1 Деловая Италия. Под ред. Г. Вачнадзе. М.: Агентство «Бизнес-Пресс», 2002, с. 4
1 Executive Intelligence Review (EIR), 1997 May
1 Барабанов О. Н. Италия после холодной войны: от «средней державы» к «миру протагонистов». М.: Росспэн, 2002, с. 114

1 Зарубежная научная литература о политической культуре стран Запада. М.: ИНИОН, 1989, с. 23-24
2 Камалов М. М. Демократическая политическая культура: Американский опыт // Вестник МГУ, 1991, Серия 12, № 5, с. 74
3 Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис, 1992, № 4, с. 127
1 Указ. соч., с. 128
3 См. об этом: Барабанов О. Н. Италия после холодной войны: от «средней державы» к «миру протагонистов». М.: Росспэн, 2002, с. 114

См. об этом: Барабанов О. Н. Италия после холодной войны: от «средней державы» к «миру протагонистов». М.: Росспэн, 2002, с. 115
2 Барабанов О. Н. Современная внешнеполитическая идеология Италии. / Полис 2002, № 6, с. 155
3 См. Барабанов О. Н. Проблемы обеспечения международной безопасности и Средиземноморье // Проблемы внешней и оборонной политики России. М., 1999, Вып. 5; Барабанов О. Н. Средиземноморский фланг ЕС: приоритеты Италии // Россия: европейский вектор, М., 2000
1 Ciampi C. A. 1999a Intervento del Presidente della Republica Italiana, Carlo Azeglio Ciampi, in occasion dell’incontro con gli ambasciator italiani nel mondo. Palazzo del Quirinale. Roma // www.esteri.It
2 См. об этом Allievi S. Le migrazioni nel Mediterraneo // Africa e Mediterraneo, 1992, № 1; Dodi S. Politiche di cooperazione di Unione Europea con i paesi terzi del Mediterraneo // Africa e Mediterraneo, 1995, №1
1 Dini L. 2000в Intervento del Ministro degli Affari Esteri, Onorevole Lamberto Dini, alla Ruinione della Commissione Politica dell’Assamblea Parlamentare del Consiglio d’Europa // www. esteri.It

2 Дини Л. Беседа министра иностранных дел Италии с главным редактором журнала «Международная жизнь» // Международная жизнь, 2000, №5, с. 3-11
3 Ciampi C. A. Quale Mediterraneo Vogliamo. Conferenza del Presidente della Republica Italiana. Rabat. 16.05.2002 // www.esteri.It; Tovias A. The Mediterranean Economy // Europe and the Mediterranean. L., N. Y., 1994

1 Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. СПб., 1998, с. 553
1 Бернет С. Х. Итальянская гильотина. Операция «Чистые руки» и свержение Первой Итальянской Республики. М.:Юстицинформ, 1999




1

Литература


1.Annuario statistico del MAE 2004 // www.esteri.It
2.Ciampi C. A. Quale Mediterraneo Vogliamo. Conferenza del Presidente della Republica Italiana. Rabat. 16.05.2002 // www.esteri.It
3.Ciampi C. A. 1999a Intervento del Presidente della Republica Italiana, Carlo Azeglio Ciampi, in occasion dell’incontro con gli ambasciator italiani nel mondo. Palazzo del Quirinale. Roma // www.esteri.It
4.Ciampi C. A. 1996в Intervento in occasione dell’incontro con il Congresso dei Deputati Madrid // www.esteri.It
5.Dini L. 2000a Intervento del Ministro degli Affari Esteri, Onorevole Lamberto Dini, alla Commissione Affari Esteri del Senato della Republica sulle priorita della politica estera italiana. Roma // www.esteri.It
6.Dini L. 2000в Intervento del Ministro degli Affari Esteri, Onorevole Lamberto Dini, alla Ruinione della Commissione Politica dell’Assamblea Parlamentare del Consiglio d’Europa // www. esteri.It
7.Авдеенко С. Поход на Рим. // http://itogi.lenta.ru/profile/2001/05/12/.italy/
8.Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис, 1992, № 4
9.Барабанов О. Н. Италия после холодной войны: от «средней державы» к «миру протагонистов». М.: Росспэн, 2002
10.Барабанов О. Н. Позиция Италии по проблемам европейской безопасности. // Проблемы внешней и обороной политики России. М., 2001, Вып. 7
11.Барабанов О. Н. Проблемы обеспечения международной безопасности и Средиземноморье // Проблемы внешней и оборонной политики России. М., 1999, Вып. 5
12.Барабанов О. Н. Современная внешнеполитическая идеология Италии. / Полис 2002, № 6, с. 155-163
13.Барабанов О. Н. Средиземноморский фланг ЕС: приоритеты Италии // Россия: европейский вектор, М., 2000
14.Бернет С. Х. Итальянская гильотина. Операция «Чистые руки» и свержение Первой Итальянской Республики. М.:Юстицинформ, 1999
15.Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики: Учебник. – СПб: Изд-во Михайлова В. А., 1998
16.Деловая Италия. Под ред. Г. Вачнадзе. М.: Агентство «Бизнес-Пресс», 2002
17.Дини Л. Беседа министра иностранных дел Италии с главным редактором журнала «Международная жизнь» // Международная жизнь, 2000, №5, с. 3-11
18.Зарубежная научная литература о политической культуре стран Запада. М.: ИНИОН, 1989
19.Камалов М. М. Демократическая политическая культура: Американский опыт // Вестник МГУ, 1991, Серия 12, № 5
20.Официальный сайт ISTAT http://en.istat.it
21.Пантэм Р. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии. М., 1996
22.Социально-экономическая география зарубежного мира: Учебник для вузов (под ред. Вольского В. В.) Изд. 2-е, испр. М.: Дрофа, 2003
23.Allievi S. Le migrazioni nel Mediterraneo // Africa e Mediterraneo, 1992, № 1
24.Baccini M. L’Ambasciatore e il Politica Dialogo con Castellaneta // L’Unita, 19.06.2002
25.Camporini V. Italian Plan in Line with NATO Requirements // Jane’s Defence Weekly, 30.01.2002
26.Clasters P. La societe contre l’Etat. Revueil d’antropologie politique. P., 1974
27.Cohen B. The Influence of Non-Governmental Groups on Foreign Policy-Making. N. Y., 1959
28.Dawson A. H. A Geography of European Integration. L., 1993
29.De Donno M. The Italian Navy in the 21 Cent. Missions and Organization // NATO’s Nations and Partners for Peace, 2002, № 3
30.Dodi S. Politiche di cooperazione di Unione Europea con i paesi terzi del Mediterraneo // Africa e Mediterraneo, 1995, №1
31.Keohane R. O. and Hoffman St. (eds.) The New European Community. Boulder, 1991
32.Kissinger H. Bureaucracy and Policy-Making. The Effect of Insiders and Outsiders on the Policy Process // Kissinger H., Brodie B. Bureaucracy, Politica and Strategy. Los Angeles, 1968
33.Santoro C. M. (ed.) Rischio da Sud. Geopolitica delle crisi nel bacino mediterraneo. Milano, 1996
34.Tovias A. The Mediterranean Economy // Europe and the Mediterranean. L., N. Y., 1994
35.Valpolini P. The Italian Army: Restructuring Aims to Meet Changing Roles // Jane’s Defence Weekly 11.02.1998
36.Zolberg A. R. L’influence des facteurs “externes” sur l’ordre politique interne. // Grawitz M., Leca J. Traite de sience politique. P., 1985, vol. 1, p. 567-598
37.www.espressoweb.ru
38.http://europa.eu.int/comm/regional_policy
















У нас вы можете заказать