Вам нужен реферат?
Интересует Культура?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Собор как символ мировоздания в западном средневековье

  • 23 страницы
  • 6 источников
  • Добавлена 15.12.2009
500 руб. 1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Эпоха Средневековья
1.1. Город и собор
1.2. Готический стиль
ГЛАВА 2. Готические соборы Англии и Франции
2.1. Франция
2.2. Англия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Фрагмент для ознакомления

Значительно увеличилось количество деталей, поверхности соборов стали многократно делиться и дробиться рядами. Переплеты окон приобретали такую извивистую форму, что были похожи на пламя, в это же время появился термин «пламенеющая готика».

2.2. Англия
В процессе развития готической архитектуры в Англии можно выделить три основных периода, не полностью совпадающие с периодами ранней, классической и поздней готики континентальной Европы.
Первый период - ранняя готика - датируется приблизительно 1170 - 1240 годами. На этом раннем этапе был создан хор собора в Кентербери, строительство которого началось под руководством французского архитектора из Санса, использовавшего здесь элементы архитектуры собора в Сансе, церкви Сен-Дени и других образцов французской готики.
Второй период, приблизительно с 1240 по 1330 год, называют «украшенной» готикой. Он начался с реставрации Вестминстерского аббатства, участники которой ориентировались в основном на собор в Реймсе.
Наконец, период «перпендикулярной» готики, последний и самый продолжительный из всех, относится приблизительно к 1330 - 1530 годам. Несмотря на то, что, в конечном счете «перпендикулярная» готика восходит к французскому «лучистому» стилю, она представляла собой вполне самостоятельный английский стиль, меньше других испытавший влияние французской готики.
Почти все новые готические хоры, повсеместно возводившиеся в Англии в ту эпоху, имеют прямоугольную форму. Многоугольные хоры французского типа встречаются редко. Английские готические постройки были сравнительно низкими. Центральный неф собора в Солсбери имеет всего 25,6 м в высоту. Английские зодчие до последнего сохраняли нормандскую толстую стену. Это означало, что они возводили исключительно мощные стены, которые можно было расчленять на слои и пронизывать галереями и коридорами.
Английская готическая архитектура отличается большим богатством декоративных форм и большей утонченностью в подходе к деталям и материалам, чем французская. Почти все крупные английские храмы создавались в несколько этапов, и в ходе строительства планы их претерпевали видоизменения.
Зачастую храм строили понемногу, как бы небольшими порциями, и, в согласии со старой англосаксонской традицией, обязательно сохраняли часть прежнего здания. В результате во многих готических храмах Англии можно обнаружить фрагменты, относящиеся к различным эпохам.
Английская готика пошла особым путем и в разработке западных фасадов. Столь распространенные в архитектуре Франции фасады, увенчанные двумя башнями, в Англии встречаются довольно редко. Значительно чаще строители английских соборов и монастырских церквей довольствовались простым плоским фасадом, либо соперничали между собой за большую эффектность и выразительность так называемых растянутых фасадов.
Самый впечатляющий из английских растянутых фасадов - западный фасад собора в Уэлсе. К моменту освящения собора в 1239 году строительство фасада еще не завершилось. По горизонтали тянутся в несколько рядов глухие аркады. Примечательная черта этого фасада - обильный скульптурный декор: арки украшены рельефами, статуями святых в натуральную величину, и над всем сооружением доминирует статуя Христа, вершащего Страшный Суд.
Вестминстерское аббатство в Лондоне занимает особое место в истории английской средневековой архитектуры. Реконструкция его главной церкви началась в 1245 году по инициативе короля Генриха III. Новое здание главной церкви Вестминстерского аббатства должно было стать не только одной из самых великолепных церквей христианского мира, но и с честью выдержать сравнение с великими соборами Франции.
И в результате Вестминстерское аббатство превратилось в самое близкое к французским образцам произведение английского храмового зодчества. Самая поразительная особенность хора Вестминстерского аббатства – это его невероятная высота. Ни один английский храм до тех пор не достигал 32 м в высоту.
Кроме того, в Вестминстере появились элементы, прежде никогда не встречавшиеся в английской готике: галерею украсила ажурная каменная работа, а верхний ярус центрального нефа лишился стенного коридора, теперь стена здесь стала тонкой. На фасадах появились большие окна-розы, пазухи которых были украшены ажурной каменной работой.
Несмотря на тесные связи церкви Вестминстерского аббатства с французской готической архитектурой, это здание, равно как и реконструированный несколько ранее собор Кентербери, остается, прежде всего, шедевром типично английского зодчества. Все заимствованные из французской готики элементы адаптировались к английским традициям.
Подобное смешение английской готики с французской превращает церковь Вестминстерского аббатства в эклектичное сооружение, но по мере продвижения работ чисто английские тенденции становились все более отчетливыми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Еще до высадки нормандцев можно было обнаружить в Англии элементы складывавшегося романского искусства. Нормандцы принесли с собой уже сложившуюся культуру. Французский язык стал обязательным государственным языком. Принципы французского искусства и, в частности, формы французского зодчества в его нормандском варианте были перенесены на английскую почву. Зависимость от Франции, казалось бы, должна была тем более усилиться, что в Англии работали французские мастера. И, однако, уже в первые десятилетия нормандского господства английская архитектура приобрела свой собственный, резко отличный от французских образцов характер.
Средневековое английское искусство было искусством молодой, но уже самостоятельной и могущественной страны, выступившей на мировую арену. Как самих французских завоевателей ожидала участь постепенного растворения в массе местного населения, так и принесенная ими культура на новой почве, в иных исторических условиях должна была обрести иную жизнь.
Английское искусство романского и готического периода, его эволюция, характер его памятников сравнительно с искусством других стран Европы отличались многими специфическими особенностями. Во-первых, в нем труднее установить четкую границу между романской и готической художественными системами.
Своим внешним обликом английские соборы сильно отличаются от готических храмов других стран. Снаружи особенно ощутимы их крупные размеры при общей растянутости здания, настолько большой, что английский собор кажется как бы удвоенным по длине сравнительно с обычным типом готического храма.
Конструктивные элементы, играющие столь важную роль в формировании внешнего облика французских соборов, в английских храмах выражены слабо. Основная архитектурная тема боковых фасадов — стена, расчлененная несильно выступающими контрфорсами и высокими двойными или тройными окнами вытянутых ланцетовидных очертаний. Такая форма окон характерна для первого этапа английской готики, то есть для периода, охватывающего примерно все 13 столетие.
Если интерьеры французских храмов отличаются крупным масштабом пространственных членений, четкостью и обобщенностью линий, простотой и ясностью форм, то в английских постройках членения и формы носят более дробный и дифференцированный и вместе с тем декоративный характер.
В целом образ английского собора не обладает той степенью спиритуализма, которая характерна для готических храмов Франции; в нем меньше выражено присущее французской готике чувство эстетической выразительности самой конструкции.
Собственно бюргерское начало в английских храмах выражено относительно слабо. Их пространство, разделенное на ряд частей, не обладало той объединяющей силой, которую несли в себе соборы Франции, собиравшие под своими сводами всех жителей города.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бакир В.А., Кусый И.А. Франция. - М.: АСТ, 2004. – 235 с.
Богодарова Н.А. Собор в средневековом городе//Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 3. – М.: Культура. С. 193-201.
Кляйн Б. Зарождение и развитие готической архитектуры во Франции и соседних странах // Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись. – М.: Konemann, 2006. – С. 56-89.
Уваров П.Ю. Города средневековой Франции// Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.1. - М.: Культура, 1999. С. 60-73.
Усков Н.Ф. Монастыри в городе // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.1. - М.: АСТ, 1999. - С. 284-299.
Уте Э. Готическая архитектура в Англии // Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись. – М.: Konemann, 2006. –С. 101-129.


Богодарова Н.А. Собор в средневековом городе // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 3. – М.: Культура, 2000. С. 193.
Там же. С. 194.
Богодарова Н.А. Собор в средневековом городе//Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 3. – М.: Культура, 2000. С. 196.

. Уваров П.Ю. Города средневековой Франции // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.1. – М.: Культура, 1999. С. 60.
Усков Н.Ф. Город в монашеской теологии. Т.1. - М.: АСТ, 1999. - С. 284.
Богодарова Н.А. Собор в средневековом городе. Т. 3. - М.: Наука, 2000. С. 193.
Там же. С. 194.
Бакир В.А., Кусый И.А. Франция. – М.: АСТ, 2004. С. 319.
Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись. – М.: Konemann, 2006. С. 28.
Кляйн Б. Зарождение и развитие готической архитектуры воФранции и соседних странах // Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись. – М.: Konemann, 2006. С. 59.
Усков Н.Ф. Монастыри в городе // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.1. - М.: АСТ, 1999. - С. 285
Уте Э. Готическая архитектура в Англии // Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись. – М.: Konemann, 2006.
Кляйн Б. Зарождение и развитие готической архитектуры во Франции и соседних странах // Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись. – М..: Konemann, 2004. - С. 61.
Уте Э. Готическая архитектура в Англии // Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись. – М.: Konemann, 2006. С. 57.
Уте Э. Готическая архитектура в Англии // Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись. – М.: Konemann, 2006. С. 59.









22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бакир В.А., Кусый И.А. Франция. - М.: АСТ, 2004. – 235 с.
2.Богодарова Н.А. Собор в средневековом городе//Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 3. – М.: Культура. С. 193-201.
3.Кляйн Б. Зарождение и развитие готической архитектуры во Франции и соседних странах // Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись. – М.: Konemann, 2006. – С. 56-89.
4.Уваров П.Ю. Города средневековой Франции// Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.1. - М.: Культура, 1999. С. 60-73.
5.Усков Н.Ф. Монастыри в городе // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.1. - М.: АСТ, 1999. - С. 284-299.
6.Уте Э. Готическая архитектура в Англии // Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись. – М.: Konemann, 2006. –С. 101-129.


Место и роль университетов в культуре Западного средневековья















Место и роль университетов в культуре Западного Средневековья

Содержание

Введение

1. Появление первых европейских университетов

2. Статус университета. Университет как корпорация

3. Внутренней организации университетов

4. Университетский учебный процесс

5. Значение университета в культуре

Вывод

Список литературы

Введение

часто возникают мифологизированное представление о европейского высшего образования, как и о наследии античности («дискуссии», «Ликей», «семь дисциплин античных знаний» и др.), а также довольно расхожее представление о университетах красивая идея Просвещения, напротив «мрачной дикой природе» в средние века, не выдерживает сопоставления с историческими фактами. Конечно, образование было и в древние времена, существовала система накопления и передачи знаний, например, в арабский мир, где расцвет науки приходится в эпоху раннего Средневековья - период упадка в Европе. С алгеброй, астрономии, медицины и некоторых по философии, средневековой Европе, как известно, известно, благодаря ученым, жившим и работавшим в арабском мире.

Однако, ни греки, ни арабы не создали структуры образования, воспроизводящей специалистов в различных областях, которая стала бы универсальной модели для системы образования в наши дни. Просвещенцы же, развивая Новые тенденции в то время, часто просто использовали готовые университетские структуры, соответствующей переориентации классического образования в направлении более устраивавшего их общественного компромисса.

Средневековый университет гораздо ближе к университету, чем к античному «ликею». (Любопытно, что многие относительно молодые «просвещенческие» университеты в Америке до сих пор помню, в средние Века - их почти религиозным ригоризмом, специфические «клановыми» манеры и жесткой дисциплины.)

С другой стороны, сходство, кроме того, не следует преувеличивать. В средние века термин «universitas» означал не универсальность обучения, а любой организованный союз, в любой. Только в XIV веке утверждается общее название «universitas scolarium magistrorum et» («тела студентов и преподавателей»).

Узнать стоимость работы