Вам нужен реферат?
Интересует Социология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Как формируется коллективное сознание

  • 17 страниц
  • 9 источников
  • Добавлена 24.05.2010
490 руб. 700 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Общественное сознание. Виды и формы.
2 . Учение Дюркгейма о коллективном сознании
3. Культурная память и коллективное сознание
Заключение
Список литературы


Фрагмент для ознакомления

Еще один пример относится к области идеологии. Отметим, что общество, обладающее развитой, обоснованной и общепринятой идеологической системой является:
1. Более устойчивым относительно внешних и внутренних помех;
2. Привлекательным для окружающих социумов.
И то, и другое является следствием того, что идеология служит источником простого и удобного механизма формирования моделей поведения общества в целом. Особенно наглядно эта функция идеологии проявляется в кризисных ситуациях: в случае войны, серьезных экономических проблем, массовых стихийных бедствий и т.п., то есть в ситуациях, когда необходимы консолидированные действия всех членов общества для решения стоящих перед ним проблем.
В этом случае, действуя по одной, общей для всех модели поведения, общество выступает как единое целое и, благодаря этому, добивается необходимых результатов. Примером могут служить результаты двух мировых войн с участием России. Если в первой из них страна потерпела унизительное поражение с потерей большого количества территорий и значительной контрибуцией, то во второй результат был прямо противоположный.
А ведь времени между этими двумя войнами прошло совсем мало и многие из воевавших в первой мировой войне принимали участие и во второй, а главный противник и союзники были, за небольшими исключениями, те же самые. Разница, несомненно, лежит в области массовой общественной идеологии, отсутствовавшей в 14-18 годах и позволившей поднять массы людей в 41-45 годах на фронтах и в тылу для достижения общей цели.
Каждое общество можно охарактеризовать как обладающее и тем, и другим, особенно это касается идеологии. Вероятно, мы можем считать существование идеологии и общественной этики в социуме свидетельством его межобщественной социализации, или своеобразного общественного «взросления».
Итак, культурное «Супер-Эго» в социуме должно выполнять все те же функции, которые оно имеет относительно индивидуального сознания. Это означает, что «Супер-Эго»:
1. Направляет процесс культуры на благо других этнокультурных сообществ;
2. Корректирует поведение общества как единой системы относительно других культурно-социальных систем.
Таким образом, культура, как процесс, тождественный групповому сознанию, дополняется коллективным бессознательным и коллективным «Супер-Эго». Это дает нам основания рассматривать социум, по крайней мере, на уровне этноса, как систему, обладающую собственным индивидуальным сознанием, иными словами, как самостоятельную индивидуальность, условно назовем ее сверхличность.
С точки зрения человека, в физиологическом смысле ее сознание рассредоточено, но при этом такая сверхличность представляет собой единое целое, или неперсонифицированную индивидуальность, наделенную особенными поведенческими реакциями и действующую по собственным и межобщественным законам.
Культура, как и человеческое сознание, не может возникнуть в голове одного человека. Она является результатом совместной общественной интеллектуальной и материальной деятельности группы людей, причем только в условиях столкновения или контакта с другой подобной по численности группой вне зависимости от размеров социума.
Схожие взгляды развиваются в работах В.С. Библера, М.М. Бахтина и Ю.Н. Давыдова, рассматривающих эту проблему более с метафизических позиций. Так, М.М. Бахтин писал: “Внутренней территории у культурной области нет: она вся расположена на границах, границы проходят повсюду, через каждый момент ее, систематическое единство культуры уходит в атомы культурной жизни, как солнце отражается в каждой капле ее. Каждый культурный акт существенно живет на границах: в этом его серьезность и значительность, отвлеченный от границ, он теряет почву и умирает” (2). Указание на границы, как область возникновения и существования культуры, полностью соответствует представлению о культуре как коллективном сознании, формирующемся в ходе актов групповой коммуникации.
Заключение

Россия не должна быть примером организации общества по западному образцу с его системой ценностей, ставящей интересы индивидуума над интересами самого общества.
Если общество представляет собой сборище индивидуалистов, то коллективное сознание такого общества развито менее, чем у какого-нибудь племени Океании, и при прочих равных условиях, случись какой катаклизм, племя выживет и сохранит свою идентичность, а сборище эгоистов, которым внушили, что они представляют собой великий народ великой страны, распадётся на множество мелких образований, тем мельче, чем меньше был круг интересов отдельных индивидуумов.
В России необходимо организовать воспитание широко мыслящих людей высокой нравственности. Придёт время, и люди на шкале собственных приоритетов на первое место поставят выше интересов своей страны интересы всего человечества. А приблизить это время способны именно коллективисты, которые чувствуют себя частью человечества, частью коллективного сознания.
Необходимо отходить от западной системы ценностей и искать свой собственный путь, который соединил бы путь научно-технического прогресса (западный) и путь духовного развития (восточный).


Список литературы
1. Г.К. Косиков, Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы. - В кн.: “Методологические проблемы филологических наук. Литературоведение и фольклористика”, М., 1987
2. М. Бахтин, Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет, М., 1975
3. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Знание, 1995. – 629 с.
4. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.: ИНФРА-М, 2003. - 652с.
5. Журавлев Г.Т. Прикладная социология: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: МЭСИ, 1998. – 111 с.
6. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Под. ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 461 с.
7. Краткий словарь по социологии. М.: ИНФРА, 2001. - 768с.
8. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. – М.: Гардарика, 2005. – 289 с.
9. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Начало современной социологии. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 543 с.












2

1. Г.К. Косиков, Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы. - В кн.: “Методологические проблемы филологических наук. Литературоведение и фольклористика”, М., 1987
2. М. Бахтин, Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет, М., 1975
3. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Знание, 1995. – 629 с.
4. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.: ИНФРА-М, 2003. - 652с.
5. Журавлев Г.Т. Прикладная социология: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: МЭСИ, 1998. – 111 с.
6. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Под. ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 461 с.
7. Краткий словарь по социологии. М.: ИНФРА, 2001. - 768с.
8. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. – М.: Гардарика, 2005. – 289 с.
9. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Начало современной социологии. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 543 с.

Исследование концепта 'любовь' в индивидуально-авторском представлении и коллективном сознании носителей английского языка

Введение

Это достигается в соответствии исследований в области когнитивной лингвистики и лингвокультурологии и посвящена исследованию понятия «love» индивидуально-авторском представлении и коллективном сознании носителей английского языка.

Актуальность данной работы определяется целым рядом факторов. В первую очередь, это связано с тем, что на данном этапе развития лингвистической науки одной из основных идей является идея антропоцентричности, т. е. анализируется человек в языке и язык в человеке, поскольку, по словам И. А. бодуэна де Куртэне, «язык существует только в индивидуальных мозгах, только в душах, только в психике индивидов или особей, составляющих данное языковое общество» (оп. от Масловой, 2001: 8). Не исчезает интерес и к изучению концептуальных языковых явлений, выявление и систематизация языковых средств представления понятий. Концепция выступает в этом случае в качестве базы для выделения совокупность языковых средств, служащих для ее вербальной репрезентации. Во-вторых, анализ эмоциональных проявлений, отраженных и закрепленных в языковой знак, является одним из самых важных источников культурологической информации об обыденном сознании носителей любого естественного языка, наивной картине мира. А при сопоставительном анализе коллективной и индивидуальной смысла не фрагмент действительности, мы имеем возможность дополнять содержание представления о концепции в общечеловеческом плане.

Целью данной работы является изучение языковых единиц, в которых люди попытались отразить сущность концепта «любовь».

В соответствии с целью исследования в данной работе ставятся следующие задачи:

) раскрыть сущность терминов «концептуальная картина мира» & «языковая картина мира», а также определить их значение.

) рассмотреть концепт как элемент индивидуальной и коллективной картин мира

) рассмотреть репрезентацию концепта «love» в общечеловеческом понимании, коллективном представлении через пословичный фонд английского языка, а также в индивидуально-авторском творчестве английского писателя С. Моэма.

Узнать стоимость работы