Вам нужна курсовая работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Понятие и структура правового механизма

  • 28 страниц
  • 33 источника
  • Добавлена 29.04.2010
600 руб. 1 200 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Правовое пространство России и обеспечение единства
2. Правовой механизм обеспечения прав и свобод граждан
3. Механизм договорного регулирования, как разновидность правового регулирования
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

. В одних случаях право прежде всего дозволяет определенное поведение, в других - обязывает к какому-то поведению, в третьих - запрещает определенное действие или бездействие».
Однако, рассуждая о методах юридического управления, имеется больше оснований согласиться с проф. В.Ф. Попондопуло, который сводит их к двум разновидностям: императивному и диспозитивному. Соответственно, специфику метода каждой отрасли образует то процентное соотношение, в котором данные методы используются. Применительно к гражданскому праву следует в целом со гласиться с проф. В.Ф. Яковлевым в том, что гражданско-правовое регулирование характеризуется следующими основными чертами: наделение субъектов юридической диспозитивностью, правовой инициативой, построением правовых связей на началах юридического равенства их участников. При этом заметим, что проф. В.Ф. Яковлев понимает здесь «юридическое равенство» в достаточно специфичном аспекте-как равные распорядительные возможности субъектов в отношении объектов права собственности . Это важно, поскольку в своем общеупотребительном значении категория юридическое «равенство» имеет более широкое содержание, не имеющее «привязки» к праву собственности или, тем более, к отдельному правомочию его субъекта.
Определяя соотношение категорий «элемент механизма юридического управления» и «элемент метода юридического регулирования», полагаем, что они соотносятся между собой как форма и содержание. Например, юридическая норма - есть элемент МПР. Однако ее характер (поощрительная, дозволительная, обязывающая или карательная) - относится уже к методу юридического регулирования; судебное (административное) решение-есть инструмент МЮУ, а содержание этого акта (дозволение или запрет) - относится к методу регулирования юридических отношений; акт официального толкования юридической нормы относится к элементу МЮУ, а характер формулируемого вывода — к методу и т.д. Соответственно, в зависимости от сочетания дозволений, позитивных обязанностей, запретов и рекомендаций в элементах МЮУ при одном и том же их составе получаются различные методы юридического регулирования.
Именно такой подход позволяет объяснить, почему при неизменности компонентов механизма правового регулирования методы тех или иных отраслей не совпадают между собой, а потому могут служить основанием их отграничения друг от друга.
В основе механизма договорного регулирования лежат модели договорных отношений, закрепленные в императивных, диспозитивных или рекомен дательных нормах. Именно из предложенных таким образом вариантов поведения, санкционированных законодателем, стороны выбирают модель своих собственных индивидуальных отношений. Возможность выбора создает иллюзию того, что они сами конструируют содержание договора: на самом деле они складывают его из подготовленных законодателем элементов, подобно тому, как ребенок конструирует игрушку из кубиков конструктора «Lego». Качество и внешний вид игрушки будет, конечно, зависеть от творческих способностей каждого конкретного ребенка, однако он во многом объективно предопределен формой, размером и количеством имеющихся в конструкгоре кубиков, а также способами их соединения друг с другом. Точно так же и при составлении юридического договора конечный результат во многом заранее запрограммирован самими моделями договорных отношений, принципами конструирования договора (принципами договорного регулирования), обычаями, сложившимися в сфере договорного права, а также политикой государства, проводимой в сфере договорных взаимоотношений субъектов права (договорной политикой), одним из наиболее наглядных инструментов которой выступает правоприменительная практика судов в области договорных споров.
Указанный «инструментарий», по-нашему мнению, и образует субстанциональную основу механизма договорного регулирования в рамках подсистемы механизма юридического управления.
В рамках подсистемы непосредственно-социальной саморегуляции сколь-нибудь четкая грань с данным механизмом стирается. Так, обычаи, сложившиеся в сфере договорного права, являются частью обычаев, образующих элемент подсистемы непосредственно-социальной саморегуляции. Последние образуют также объективную (в смысле - доступную для восприятия) оболочку договорных принципов. Политика государства, проводимая в сфере договорных отношений, действует здесь не прямо, а косвенно, через мировоззрение участников отношений и нормы морали и нравственности, которые, кстати, могут отторгать данную политику.
Заключение

Сохранение единства Российской Федерации является обязательным условием ее существования как суверенного государства. Для решения проблемы обеспечения единства правового пространства в России требуется выполнение ряда условий.
Прежде всего необходима единая общегосударственная программа законотворчества. Она должна охватывать уровни федерального законотворчества, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Такая программа - это план развития всего российского законодательства в целом, в котором каждому субъекту законотворчества определено особое место, для того чтобы он мог на основании данного документа выработать собственную стратегию законотворчества, по крайней мере, на десятилетие вперед. Программа может быть выработана только в результате взаимодействия всех перечисленных субъектов. Следует согласиться с В.Б. Исаковым, что "единство правовой системы Российской Федерации не в последнюю очередь обеспечивается единством терминологии, языка законотворчества, едиными стандартами оформления законов". Исключительно важным представляется выработать единую систему базовых принципов, категорий и понятий, которые используются при создании как федеральных, так и региональных актов.
Необходимо создать систему мониторинга правового пространства России, которая будет способствовать выявлению пробелов и противоречий в федеральных, региональных и муниципальных правовых актах. И наконец, необходимо применение адекватных мер ответственности к должностным лицам и органам власти, нарушающим единство правового пространства России, принимающим неконституционные акты.
Список использованной литературы


Федеральный закон от 20 марта 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод» // Российская газета. 2001. 23 марта;
Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 12. С. 1-8.
Анохин Ю.В. О понятии и структуре механизма государственно-правового обеспечения прав и свобод личности // Юристъ-Правоведъ. № 4, 2008 г.
Байтин М.И., Петров Д.Е. Метод регулирования в системе права: виды и структура // СПС «Консультант Плюс». Версия 3000.02.12. [Электронный документ]. М„ 2006.
Бутылин В.Н. Милиция в государственно-правовом механизме охраны конституционных прав и свобод граждан. М., 2001. С.9;
Быков С.Н. Обеспечение соответствия законодательства Республики Бурятия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству: опыт и перспективы. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2003. С. 18.
Блинкова Е.В. Гражданско-правовое регулирование снабжения товарами через присоединенную сеть: теоретико-методологические и практические проблемы единства и дифференциации. М.: Изд-во «Юрист», 2005.
Вицин СЕ. Механизм защиты прав и свобод человека в правовом государстве // Зашита прав человека и соблюдение законности органами внутренних дел: Материалы международной научно-практической конференции. М., 2008. С. 29.
Землянов Е.И. Понятие и структура механизма правового регулирования // Право и государство: теория и практика. № 1 (61), 2010.
Лукашева Е.А. Эффективность юридических механизмов защиты прав человека: политические, экономические, социально-психологические аспекты// Государство и право. 1994. № 10. С. 3.
Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности: Учебное пособие. М., 2008. С. 168-169.
Носова З.И. Договоры о закупках сельскохозяйственной продукции. М.: Статут, 2004.
Орлов С.В. Понятие механизма правового регулирования // Материалы научно-практической конференции юридического факультета Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. Вып. 7, 2006.
Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях"»//СПС «КонсультантПлюс». Версия 3000.02.12. М„ 2006.
Снежно О.А. Конституционные основы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 13.
Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации. М, 2007. С. 12.
Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. М.: Статут, 2006.

Россия на рубеже веков. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации. М, 1999. С. 44.
Анохин Ю.В. О понятии и структуре механизма государственно-правового обеспечения прав и свобод личности // Юристъ-Правоведъ. № 4, 2008 г. Землянов Е.И. Понятие и структура механизма правового регулирования // Право и государство: теория и практика. № 1 (61) Орлов С.В. Понятие механизма правового регулирования // Материалы научно-практической конференции юридического факультета Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. Вып. 7, 2006.





Барциц И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. М., 2000. С. 24.
Барциц И.Н. Указ. соч. С. 24.
Быков С.Н. Обеспечение соответствия законодательства Республики Бурятия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству: опыт и перспективы. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2003. С. 18.

Собрание законодательства РФ. 1998. № 14. Ст. 1514.
Федеральный закон от 20 марта 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод» // Российская газета. 2001. 23 марта; Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 12. С. 1-8.
Анохин Ю.В. О понятии и структуре механизма государственно-правового обеспечения прав и свобод личности // Юристъ-Правоведъ. № 4, 2008 г.
Синюков В.Н. Россия в XXI веке: пути правового развития // Журнал российского права. 2000.№11.0.11.
Быть прокурором в наши дни непросто. Выступление В.В. Путина на совещании работников прокуратуры // Российская газета. 2001. 13 янв.
Российская газета. 2001. 4 апр.
Бутылин В.Н. Милиция в государственно-правовом механизме охраны конституционных прав и свобод граждан. М., 2001. С.9; Масликов И.С. Судебная власть в государственном механизме Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 10.
Толкачев К.Б., ХабибулинА.Г. Органы внутренних дел в механизме обеспечения личных конституционных прав и свобод граждан. Уфа, 1991; Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина: Автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. Саратов, 1997.
Лукашева Е.А. Эффективность юридических механизмов защиты прав человека: политические, экономические, социально-психологические аспекты// Государство и право. 1994. № 10. С. 3. Глущенко П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан (теория
б и практика). СПб., 1998. С. 59.
Мордовец А. С, Указ. соч. С. 8.
Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности: Учебное пособие. М., 2008. С. 168-169.
Снежно О.А. Конституционные основы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 13.
Радченко В.Я. Президент Российской Федерации в системе разделения властей: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Саратов,.1995. С. 5 Чиркин В.Е. Президентская власть// Государство и право. 1997. № 5. С. 15-23.
Мордовец А.С. Указ. соч. С. 86.
Землянов Е.И. Понятие и структура механизма правового регулирования // Право и государство: теория и практика. № 1 (61)
Петрухин И.Л. Проблема судебной власти в современной России // Государство и право. 2000. № 7. С. 17.
Вицин СЕ. Механизм защиты прав и свобод человека в правовом государстве ,// Зашита прав человека и соблюдение законности органами внутренних дел: Материалы международной научно-практической конференции. М., 2008. С. 29.
Блинкова Е.В. Гражданско-правовое регулирование снабжения товарами через присоединенную сеть: теоретико-методологические и практические проблемы единства и дифференциации. М.: Изд-во «Юрист», 2005.
Носова З.й. Договоры о закупках сельскохозяйственной продукции. М.: Статут, 2004,
Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях"»//СПС «КонсультантПлюс». Версия 3000.02.12. М„ 2006.
Кашанин А. Новое в квалификации гражданско-правового договора // Хозяйство и право. 2001. № 9.
Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. М.: Статут, 2006.
Байтин М.И., Петров Д.Е. Метод регулирования в системе права: виды и структура // СПС «Консультант Плюс». Версия 3000.02.12. [Электронный документ]. М„ 2006.
Орлов С.В. Понятие механизма правового регулирования // Материалы научно-практической конференции юридического факультета Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. Вып. 7, 2006.

Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. М.: Статут, 2006.
Исаков В.Б. Проблемы обеспечения единства законодательства в Российской Федерации // Законодательство. 1997. N 4. С. 58.













2

1.Федеральный закон от 20 марта 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод» // Российская газета. 2001. 23 марта;
2.Постановле¬ние Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 12. С. 1-8.
3.Барциц И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. М., 2000. С. 24.
4.Байтин М.И., Петров Д.Е. Метод регулирова¬ния в системе права: виды и структура // СПС «Кон¬сультант Плюс». Версия 3000.02.12. [Электронный документ]. М„ 2006.
5.Бутылин В.Н. Милиция в государственно-правовом механизме охраны консти¬туционных прав и свобод граждан. М., 2001. С.9;
6.Быков С.Н. Обеспечение соответствия законодательства Республики Бурятия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству: опыт и перспективы. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2003. С. 18.
7.Блинкова Е.В. Гражданско-правовое регули¬рование снабжения товарами через присоединенную сеть: теоретико-методологические и практические проблемы единства и дифференциации. М.: Изд-во «Юрист», 2005.
8.Вицин СЕ. Механизм защиты прав и свобод человека в правовом государстве // Зашита прав человека и соблюдение законности органами внутренних дел: Материалы международной научно-практической конференции. М., 2008. С. 29.
9.Глущенко П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан (теория и практика). СПб., 1998. С. 59.
10.Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2002 году // Российская газета. 2003. 15-18, 23—25, 30 июля; Матузов В.И. Теория и практика прав человека в России // Правоведение. 1998. № 4. С. 22—35.
11.Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. М., 1994. С. 70;
12.Исаков В.Б. Проблемы обеспечения единства законодательства в Российской Федерации // Законодательство. 1997. N 4. С. 58.
13.Кашанин А. Новое в квалификации гражданско-правового договора // Хозяйство и право. 2001. № 9.
14.Лукашева Е.А. Эффективность юридических механизмов защиты прав человека: политичес¬кие, экономические, социально-психологические аспекты// Государство и право. 1994. № 10. С. 3.
15.Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности: Учебное пособие. М., 2008. С. 168-169.
16.Масликов И.С. Судебная власть в государ¬ственном механизме Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 10.
17.Носова З.И. Договоры о закупках сельскохо¬зяйственной продукции. М.: Статут, 2004.
18.Общая теория прав человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 1996. С.12
19.Петрухин И.Л. Проблема судебной власти в современной России // Государство и право. 2000. № 7. С. 17.
20.Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Божьева. М., 1999. С. 17-18;
21.Пояснительная записка к проекту Федерально¬го закона «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О коллективных до¬говорах и соглашениях"»//СПС «КонсультантПлюс». Версия 3000.02.12. М„ 2006.
22.Стецовский Ю.И. Судебная власть: Учебное пособие. М, 1999. С. 4;
23.Россия на рубеже веков. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации. М, 1999. С. 44.
24.Ростов¬щиков И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел., Волгоград, 1997. С. 59-77.
25.Ржевский В.А., Чепурнова Н.М. Судебная власть в Рос¬сийской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. М, 1998. С. 81;
26.Самигуллин В.К. Об обеспечении единства и целостности отечественной конституционно-правовой системы // Конституционное законодательство субъектов РФ: проблемы совершенствования и использования в преподавании: Мат. науч. конф. 25 - 27 марта 1999 г. / Отв. ред. С.А. Авакьян. М., 1999. С. 45 - 46.
27.Синюков В.Н. Россия в XXI веке: пути правового развития // Журнал российского права. 2000.№11.0.11.
28.Снежно О.А. Конституционные основы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 13.
29.Толкачев К.Б., ХабибулинА.Г. Органы внутренних дел в механизме обеспечения личных конституционных прав и свобод граждан. Уфа, 1991;
30.Радченко В.Я. Президент Российской Федерации в системе разделения влас¬тей: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Саратов,.1995. С. 5 Чиркин В.Е. Президентская власть// Государство и право. 1997. № 5. С. 15-23.
31.Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации. М, 2007. С. 12.
32.Хохлов С.А. Техника договорной работы // Антология уральской цивилистики. 1925-1989: Сборник статей. М.: Статут, 2001.
33.Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. М.: Ста¬тут, 2006.

Понятие и содержание системы элементов механизма административно-правового регулирования

Понятие и содержание системы элементов механизма административно-правового регулирования

B. C. Четвериков

Система элементов механизма административно-правового регулирования представляет собой совокупность элементов и правовых средств, взаимосвязанных и взаимозависимых и образуемых в информационно-правовое единство в целях упорядочивающего воздействия и устойчивого развития управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ, уполномоченных должностных лиц и иных административных регулируемых правовыми нормами управленческих отношениий, которые происходят в государстве и в обществе. В систему основных элементов механизма административно-правового регулирования должна включать в себя:

1) нормы административного права, регламентирующие принципы организации и деятельности органов исполнительной власти, государственного управления; формирование целей, задач,; определение функций, полномочий органов исполнительной власти, государственного управления, содержащиеся в Конституции РОССИЙСКОЙ федерации, федеральных конституционных и федеральных законов, поручений Президента РОССИЙСКОЙ федерации и постановлениями Правительства РОССИЙСКОЙ федерации, а также аналогичные нормативные акты на уровне субъектов РОССИЙСКОЙ федерации и иных нормативных актов, принятых уполномоченными органами государственной власти и управления, и, кроме того, администрациями органов местного самоуправления;

2) акты толкования норм административного права, как правило, Конституционным Судом РФ, другими судебными органами, а также акты, разъясняющие практику применения вышестоящих актов управления, например, приказ Минюста россии о разъяснения порядка регистрации нормативно-правовых актов, принятых ФОИВ, регламентированных указом Президента РФ "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации";1

3) индивидуальные акты, например, принятие указа Президента РОССИЙСКОЙ федерации о награждении ряда должностных лиц органов государственной власти орденами и медалями;

4) акты применения норм административного права, например, рассмотрение и принятие решения о наложении административного штрафа на гражданина за административное правонарушение, в соответствии и в порядке, предусмотренном соответствующие нормы Кодекса РОССИЙСКОЙ федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Узнать стоимость работы